Научная статья на тему 'К вопросу о содержании и средствах психологической подготовки спортсменов'

К вопросу о содержании и средствах психологической подготовки спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ХАРАКТЕР ОСНОВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / MAIN INTERACTION PATTERN / СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ / COMPETITIVE EXERCISE / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / PROPERTIES OF ATTENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлов А.И., Шнайдер М.Г., Орешкина Т.И.

На основе проведенных экспериментов и полученных экспериментальных данных обосновывается необходимость подразделения психологической подготовки спортсменов на общую и специальную. Первая из которых направлена на развитие морально-волевых качеств спортсмена, обуславливающих эффективность многолетнего тренировочного процесса, и формирование эмоционального настроя на результативное выполнения соревновательного упражнения, вторая обеспечивает развитие необходимых свойств внимания детерминирующих надежность и эффективность выполнения того или иного соревновательного упражнения. Предложены основные и вспомогательные средства развития необходимых свойств внимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Орлов А.И., Шнайдер М.Г., Орешкина Т.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE CONTENT AND MEANS OF PSYCHOLOGICAL ATHLETES TRAINING

On the base of experimental data the necessity of separation psychological athletes training on general and special parts is justified. The first one aims to developing athletes willpower that determines the efficiency of long training process and forming the emotional mood to an efficient competition performance, the other one provides the development of necessary properties of attention that determine reliability and efficiency of doing any competitive exercise. Main and auxiliary means for developing necessary properties of attention are suggested.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании и средствах психологической подготовки спортсменов»

ДАГО ДИКО-Б

ОЛО

ОЛО

\72

ОЙ КУЛЬТУРЫ

О

юЕТЖ

оигосудапственноиакаде!

омерЭл^ЕФ

юн культуры, спорта от 10 нояоря 2010

ISSN 2070-4798

УДК: 159.9: 796

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ И СРЕДСТВАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

А.И. Орлов - кандидат педагогических наук, доцент М.Г. Шнайдер - кандидат педагогических наук, доцент Т.И. Орешкина - старший преподаватель кафедры физического воспитания Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Чебоксары

TO THE QUESTION ABOUT THE CONTENT AND MEANS OF PSYCHOLOGICAL ATHLETES' TRAINING

A.I. Orlov - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, (head of the

department of physical education) M.G. Schneider - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, (associate professor of the department of physical education)

T.I. Oreshkina - senior assistant of the department of physical education) Chuvash State University named after I.N. Uljanov

Cheboksary

e-mail: san-04aramhler. ru

Ключевые слова: психологическая подготовка, характер основного взаимодействия, соревновательное упражнение, свойства внимания.

Аннотация. На основе проведенных экспериментов и полученных экспериментальных данных обосновывается необходимость подразделения психологической подготовки спортсменов на общую и специальную. Первая из которых направлена на развитие морально-волевых качеств спортсмена, обуславливающих эффективность многолетнего тренировочного процесса, и формирование эмоционального настроя на результативное выполнения соревновательного упражнения, вторая - обеспечивает развитие необходимых свойств внимания детерминирующих надежность и эффективность выполнения того или иного соревновательного упражнения. Предложены основные и вспомогательные средства развития необходимых свойств внимания.

1728074479001

Keywords: psychological training, main interaction pattern, competitive exercise, properties of attention.

Summary. On the base of experimental data the necessity of separation psychological athletes' training on general and special parts is justified. The first one aims to developing athletes' willpower that determines the efficiency of long training process and forming the emotional mood to an efficient competition performance, the other one provides the development of necessary properties of attention that determine reliability and efficiency of doing any competitive exercise. Main and auxiliary means for developing necessary properties of attention are suggested.

Введение. Бесспорно, что результативность соревновательной деятельности обуславливается уровнем всесторонней подготовленности спортсмена, его двигательной, функциональной и психологической подготовленностью. Однако если в традиционной практике спортивной тренировке в достаточной степени распространены различные, теоретически обоснованные и экспериментально апробированные, методики развития двигательного и физического потенциала спортсменов, то практически отсутствуют рекомендации по организации психологической подготовки. В виду своей специфичности, в настоящий момент в научно-методической литературе нет единого мнения по определению содержания и средств данного вида подготовки. В большинстве своем она ограничивается рамками эмоционального волевого настроя на выполнение соревновательного упражнения. В тоже время результативность того или иного соревновательного упражнения будет обуславливаться, кроме всего прочего, и развитостью адекватных свойств психических процессов детерминирующих данный вид деятельности. Так в ситуационных видах спорта изменение тактической ситуации предполагает внесение спортсменом корректировок в выполняемые двигательные действия, что определяется его способностью к переключению внимания. Результат спортсмена специализирующегося, например, в прыжках в высоту в большей степени будет зависеть от его способности к концентрации внимания при выполнении соревновательного упражнения.

Обращая внимания на данную специфичность, А.Ц. Пуни приводит психологическую систематику видов спорта, основанную на выявленной им общности и различий в некоторых заданных правилами условиях соревнования, определяющих главные психологические особенности деятельности спортсменов (команд) в различных видах спорта [7]. В рассматриваемой квалификации отражены виды спорта, предполагающие непосредственное противоборство и опосредованное. К первой группе те виды которые предполагают жесткий физический контакт (спортивные игры в которых взаимодействия игроков осуществляется по всей игровой площадке и единоборства), физический контакт (спортивные игры в которых взаимодействия игроков осуществляется на своей половине площадки) и условный физический контакт предполагающий совместно-синергические, совместно-последовательные и совместно-индивидуальные действия. Ко второй группе А. Ц. Пуни относит виды спорта, характеризующиеся отсутствием физического контакта (акробатика, фигурное катание, спортивные танцы, прыжки и метания, тяжелая атлетика и т. д.).

Представленная квалификация, на наш взгляд, не является полной, так как при определении объектов систематики были взяты только те виды спорта, которые характеризуются активной двигательной деятельностью с предельным проявлением физических и волевых качеств спортсменов. Не ней не отражены виды спорта связанные с управлением средствами передвижением, с модельной конструкторской деятельностью, абстрактно-логическим обыгрыванием противника, а также все виды стрельбы и многоборья. Присущий недостаток не позволяет ее распространить на все существующие виды спорта, кроме того, по нашему мнению необходимо рассматривать не вид спорта в целом, а именно конкретное соревновательное упражнение. Так, например, легкая атлетика, как и акробатика, представлена как одиночными и групповыми соревновательными упражнениями, результат в

которых зависит не только от индивидуального мастерства каждого участника, но и их взаимодействия между собой. Данное взаимодействие более ярко проявляется в спортивных играх, однако оно невозможно без уверенного владения спортивным снарядом каждым членом команды. Следовательно, при разработке той или иной классификаций необходимо учитывать характер основного взаимодействия обусловливающего эффективность и результативность конкретного соревновательного упражнения. Исходя из сказанного, видится логичным подразделение существующих соревновательных упражнений признаку субъект-субъектного взаимодействия и субъект-объектного. К первой группе могут быть отнесены те виды соревновательных упражнений, в которых предполагается очное противоборство, ко второй - на фоне заочного противоборства, виды соревновательных упражнений, выполняемые при помощи соревновательного снаряда или воздействия на него. Причем, и первая и вторая рассматриваемые группы могут быть как командными, так и одиночными, соответственно они могут быть подразделены еще на две, и в итоге мы получаем четыре группы соревновательных упражнений:

1) субъект-субъектные командные (спортивные игры, акробатические упражнения в арах и т.д.);

2) субъект-субъектные одиночные (единоборства);

3) субъект-объектные командные (бобслей, керлинг и т.д.);

4) субъект-объектные одиночные (метания, прыжки, бильярд, стрельба и т.д.).

Представленная квалификация является не самоцелью. На наш взгляд она дает

возможность определить основные свойства психических процессов определяющих эффективность выполнения того или иного соревновательного упражнения, что в свою очередь способствует подбору адекватных средств их развития. Так, например, в стрельбе из лука, относящейся к четвертой группе представленной классификации, определяющее значение имеет развитость таких свойств психического процесса внимания как концентрация и устойчивость. Это связано с необходимостью поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько необходимо для выполнения данного соревновательного упражнения.

С целью определения зависимости соревновательного результата от развитости тех или иных свойств внимания, а также для определения средств их развития нами были проведены два констатирующих и один формирующий эксперименты.

Методы и организация исследования. В рамках первого констатирующего эксперимента нами были исследованы 125 стрелков из лука. Из них - 19 мастеров спорта международного класса, 52 мастера спорта, 44 кандидата спорта, 10 спортсмена I-II разрядов. Изучались такие свойства внимания, как устойчивость и концентрация.

Концентрация внимания является важной функцией системы психической регуляции, обеспечивающей глубину, точность и ясность отображения выполняемых действий в сознании объектов деятельности и выражается в степени сосредоточения субъекта деятельности на объекте, а устойчивость определяется длительностью концентрации внимания на объекте [2, 4, 5]. При определении развитости свойств внимания использовались наиболее распространенные группы лабораторных методов исследования, объединенные под общим названием «корректурные пробы». В частности были использованы корректурная проба Бурдона-Анфимова, цифровой ряд, а также тесты Пьерона-Рузера и «Перепутанные линии» [3, 6]. Обработка первого теста производилась по формуле предложенной И.Л. Баскаковой, где она впервые вводит название «показатель качества внимания» [1, 8]. Использование группы методов позволяет более объективно определить развитость тех или иной свойств внимания. Однако, ввиду того, что в применяемых пробах используются разные методы оценивания, (например, в корректурной пробе характеризующий качество внимания максимально возможный результат который может показать испытуемый равняется 1600 балам, в цифровом ряду - 625, в бланке теста Пьерона-Рузера - 100, в бланке «Перепутанные линии» - 9 баллам), что вызывает

определенные затруднения, возникает необходимость приведения их к общему показателю. С этой целью в каждом тесте нами определялся относительный показатель к максимально возможному, который рассматривался как 100% результат. Это позволило унифицировать полученные данные всех тестов и отразить их на единой школе измерений.

Результаты и их обсуждение. При определении показатели качества внимания спортсменов лучников различной квалификации нами было определено, что МСМК имеют данный показатель равный 39,45 %, МС - 39,17 %, КМС - 34,18 %, спортсмены разрядники -26,13 %. Результаты проведенного констатирующего эксперимента свидетельствуют, что эффективность соревновательного упражнения в определенной мере зависит от развитости адекватных свойств психических процессов. В этой связи встает вопрос о целесообразности и оправданности осуществления селекционного отбора по данному показателю при наборе групп начальной подготовки. Однако, принимая во внимание, что многолетний тренировочный процесс есть многофакторное явление, ответ на данный вопрос остается открытым.

С этой целью нами был проведен второй констатирующий эксперимент, целью которого явилось определение степени воздействия многолетнего тренировочного процесса на развитие того или иного свойства внимания определяющего эффективность соревновательной деятельности. В эксперименте приняли участие представители субъект-объектного вида спорта (стрельба из лука) и субъект-субъектного (баскетбол). Опытно-экспериментальной базой исследования явились МОУДОД «СДЮШОР по стрельбе из лука имени И. Солдатовой» и МОУДОД «ДЮСШ по баскетболу имени В.И. Грекова» управления физической культуры, спорта и туризма администрации г. Чебоксары.

Наряду с концентрацией и устойчивостью внимания определялась так же способность испытуемых к его переключению и распределению. Переключение внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий [4, 9]. Для определения способности внимания к переключению и распределению применялись методики «расстановка чисел» и методика «отыскание чисел с переключением внимания по красно-черным таблицам».

Результаты второго констатирующего эксперимента представлены в таблице 1 из которой видно, что за время тренировок наибольшие изменения зафиксированы в показателях специфических свойств внимания обусловливающих эффективность конкретного соревновательного упражнения. Приведенные данные свидетельствуют, что специфические условия соревновательной и тренировочной деятельности, также традиционно применяемые средства обучения двигательным действиям, обусловливают развитие адекватных свойств внимания и могут быть рассмотрены как основные средства их развития.

Таблица 1

Динамика показателей развитости свойств внимания участников второго _констатирующего эксперимента, (% от мах, М±m)_

Свойства внимания Спортсмены Возраст испытуемых, лет Р2

11-13 14-16 17-19

Концентрация Баскетболисты 36,11±4,26 45,56±3,17 41,9±5,58 >0,05

Лучники 44,52±5,36 46,17±5,51 67,36±8,49 <0,05

Р1 >0,05 <0,05

Переключение и распределение Баскетболисты 61,11±8,18 77,96±7,06 89,58±5,18 <0,05

Лучники 58,61±8,33 73,15±8,28 69,72±7,54 >0,05

Р1 >0,05 >0,05

В свою очередь, с целью повышения эффективности тренировочного процесса, наряду с основными средствами развития необходимых свойств внимания, необходимо выявление вспомогательных. Для чего на базе кафедры физического воспитания ФГОУ ВПО «ЧГУ имени И.Н. Ульянова» из числа студентов, ранее не занимавшихся каким либо видом спорта (для чистоты эксперимента), были сформированы контрольная и экспериментальные группы, принявшие участие в годичном формирующем эксперименте направленном на выявление эффективности вспомогательных средств развития тех или иных свойств внимания. В контрольной группе физическое воспитание осуществлялось в раках традиционного подхода на основе примерной рабочей программы, в экспериментальной группе с учетом цели формирующего эксперимента. В качестве вспомогательного средства развития способности к распределению внимания в экспериментальной группе в водной части занятия применялись комплексы общеразвивающих упражнений с одновременным выполнением простейших арифметических действий. В этом случае выполнение простейших арифметических операций на фоне выполнения относительно простых двигательных действий представляет собой объект деятельности, на который направлено внимание субъекта, что способствует развитию распределения внимания. Для развития концентрации внимания, в заключительной части занятия были использованы широко распространенные психотехнические упражнения такие как «Муха в центре», «Селектор» «Самый внимательный» [3, 6]. Полученные экспериментальные данные формирующего эксперимента представлены в таблице 2, из которой видно, что применение выявленных средств психологической подготовки, условно обозначенных нами как вспомогательных, способствуют развитию тех или иных свойств внимания. Соответственно, они могут быть реализованы в тренировочном процессе юных спортсменов с целью повышения его эффективности.

Таблица 2

Динамика показателей развитости свойств внимания участников формирующего

эксперимента, (% от мах, М±m)

Свойства внимания Группы Показатели Р2

Исходные Итоговые

Концентрация Контрольная 15,12±1,164 16,46±1,016 <0,05

Экспериментальная 15,70±1,287 36,56±0,735 <0,001

Р1 >0,05 <0,001

Переключение и распределение Контрольная 81,26± 1,113 82,12±1,113 <0,05

Экспериментальная 81,08±1,226 90,16±1,226 <0,001

Р1 >0,05 <0,001

Выводы: В результате анализа научно-методической литературы и на основе полученных экспериментальных данных нами были сформулированы рад частных выводов.

1) Психологическая подготовка спортсменов, представляя собой специфический вид подготовки, наряду с другими (физической и двигательной) может быть подразделена на общую и специальную. Основной целью общей психологической подготовки является формирование морально-волевых качеств спортсменов, обусловливающих эффективность многолетнего тренировочного процесса, и эмоциональный настрой на достижение максимально возможного соревновательного результата. Целью специальной психологической подготовки является целенаправленное развитие специфических свойств психических процессов детерминирующих результативность выполнения конкретного соревновательного упражнения. Если содержание общей психологической подготовки спортсменов специализирующихся в различных видах спорта, не имеет особых отличий в методах и средствах, то специфика реализации средств специальной психологической подготовки напрямую обуславливается видом соревновательного упражнения.

2) В результате многолетнего тренировочного процесса, в зависимости от характера основного взаимодействия при выполнении соревновательного упражнения развиваются специфические свойства психических процессов обуславливающих его эффективность, соответственно при отборе в спортивные секции ссылка на силу нервных процессов не является определяющей.

3) Полученные результаты исследования могут быть положены в основу определения критериев психологической подготовленности спортсмена (в нашем случае развитости свойств психических процессов) к выполнению того или иного соревновательного упражнения.

Литература

1. Баскакова, И.Л. Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы / И.Л. Баскакова // Вопросы психологии. - 1968. - № 3. - С. 161-167.

2. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - 2-е изд. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 560 с.

3. Методики психодиагностики в спорте : учеб. пособие для студентов пед. инст. по спец. «Физ. воспит.» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М. : Просвещение, 1984. - 191 с.

4. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3-х кн. - 4-е изд. - М. : ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1 : Общие основы психологии. - 688 с.

5. Практикум по общей и экспериментальной психологии : учебное пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В.А. Гайзен и др.; под общ. ред. А. А. Крылова. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1987. - 255 с.

6. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов пед. инст. / А. И. Абраменко, А. А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; под ред. А.И. Щербакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1990. - 288 с.

7. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие для ин-тов физ. культ. / под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.

8. Русалов, В.М. О связи устойчивости внимания при работе с корректурной таблицей с частотой альфа-ритма фоновой ЭКГ / В.М. Русалов, Л. Мекаччи // Вопросы психологии. - 1973. - № 3. - С. 33-43.

9. Смирнов, А.Г. Практикум по общей психологии : учебн. пособие / А.Г. Смирнов. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. - 224 с.

Literature

1. Baskakov, I.L. Some features of experimental processing of data of attention stability by the method of proofreading sample / I.L. Baskakov // Issues of psychology. - 1968. - No. 3. - P. 161-167.

2. Granovskaya, R.M. Elements of Practical Psychology / R.M. Granovskaya. - the 2d ed. - L. : Publishing house of Leningr. University, 1988. - 560 p.

3. Psychodiagnostic technique in sport : study. book for students of Ped. inst. on spec. "P.E." / V.L. Marishchuk, Yu.M. Bludov, V.A. Plakhtienko, L.K. Serova. - M. : Prosveshcheniye, 1984. - 191 p.

4. Nemov, R.S. Psychology : a textbook. for students of Higher. Ped. Institutions : in 3 books. - 4th ed. - M. : VLADOS, 2003. - Book 1 : General frameworks of psychology. - 688 p.

5. Practical work in general and experimental psychology : a manual / V.D. Balin, V.K. Gayda, V.A. Gaizenand others, under the total editorship of A.A. Krylov. - L. : Publishing house of Leningr. University, 1987. - 255 p.

6. Practicum in General Psychology : a textbook for students of pedagogical institutions / A.I. Abramenko, A.A. Alekseev, V.V. Bogoslovskiy and others; under the editorship of A.I. Shcherbakova. - 2d ed., revised. and add. -M. : Prosveshcheniye, 1990. - 288 p.

7. Psychology of Physical Education and Sport : a manual for institutions of physical culture / under the editorship of T.T. Dzhamgarova, A.TS. Puni. - Moscow : Physical Culture and Sport, 1979. - 143 p.

8. Rusalov, V.M. On the relationship between stability of attention when working with a proofreading table with the frequency of alpha rhythm background ECG / V.M. Rusalov, L. Mekachchi // Issues of psychology. - 1973. -No. 3. - P. 33-43.

9. Smirnov, A.G. Practicum in General Psychology : a textbook / A.G. Smirnov. - Moscow : Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2001. - 224 p.

Статья поступила в редакцию 12.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.