РАЗВИТИЕ СВОЙСТВ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНА
О.А. МАРКИЯНОВ, А.И. ОРЛОВ, Т.И. ОРЕШКИНА, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары
Аннотация
Цель работы - расширить представление о психологической подготовке спортсменов и ее специфике в зависимости от условий выполнения соревновательного упражнения. Исследовалась зависимость соревновательного результата от степени развития свойств внимания, а также воздействие вида спорта на их развитие.
Использовались корректурные пробы.
В исследовании приняли участие спортсмены различной квалификации, специализирующиеся в различных видах спорта. Показано, что в результате многолетнего тренировочного процесса в зависимости от характера основного взаимодействия при выполнении соревновательного упражнения развиваются специфические свойства психических процессов, обуславливающих его эффективность. При отборе в спортивные секции ссылка на силу нервных процессов не является определяющей. Если эффективность соревновательного упражнения детерминируется развитостью адекватных свойств психических процессов, то в тренировочном процессе должны быть реализованы средства целенаправленного их
развития.
Abstract
The aim of this work: To broaden the conception about the psychological preparation of sportsman and its specificity from the conditions of implementations of the competition exercises. Under the research was the dependence of the competition result from the degree of development of the attention properties, also from the influence of the sort of competition activity to their development. The correcting tests were used. In the research there were taken part the sportsmen of different kind of sport. It is shown that in the result of many years training process there are development the specific properties of attention which are conditioned the conception exercise. During selection of sport club - the reference of the force of nervous processes is not definable. If the effectiveness of the competition exercises is determined of the development of adequate properties of psychiatrically processes, the fact that in training process must be realized the means of purposeful development.
Ключевые слова: психологическая подготовка, характер основного взаимодействия, соревновательное упражнение, свойства психических процессов.
Введение
Общеизвестно, что достижение результатов в том или ином виде спорта определяется эффективностью двигательной, функциональной и психологической подготовленностью спортсмена. В зависимости от вида соревновательного упражнения значимость того или иного вида подготовленности будет различна. Так, например, если в спортивных играх результативность во многом будет определяться технико-тактической подготовленностью спортсменов, то в тяжелой атлетике в большей степени - развитостью специфических физических качеств.
На современном этапе в теории спортивной тренировки имеется большое количество различных экспериментально апробированных методик развития двигательного и физического потенциала спортсменов. Наряду с этим особое значение уделяется такой специфической составляющей тренировочного процесса, как психологическая подготовка. Однако ввиду своей специфичности в настоящий момент в научной методической литературе нет единого мнения по определению содержания и средств данного вида подготовки. В большинстве своем встречается трактовка, ограни-
ченная рамками эмоционального волевого настроя на выполнение соревновательного упражнения, идеомо-торной тренировкой и аутотренингом. В то же время результативность того или иного соревновательного упражнения в определенной мере будет обуславливаться и развитостью адекватных свойств психических процессов, детерминирующих данный вид деятельности. Так, например, в спортивных играх изменение тактической ситуации предполагает внесение спортсменом корректировок в выполняемые технические действия, что определяется способностью к переключению внимания, а результат спортсмена, специализирующегося в прыжках в высоту, в большей степени будет зависеть от его способности к концентрации внимания при выполнении соревновательного упражнения.
Обращая внимания на данную специфичность,
А.Ц. Пуни приводит психологическую систематику видов спорта и соревновательных упражнений [8]. В рассматриваемой квалификации отражены виды спорта, предполагающие непосредственное и опосредованное противоборство. К первой группе А.Ц. Пуни относит виды спорта, предполагающие жесткий физический контакт (спортивные игры, в которых взаимодействия игроков осуществляются по всей игровой
площадке, и единоборства), физический контакт (спортивные игры, в которых взаимодействия игроков осуществляется на своей половине площадки) и условный физический контакт, предполагающие совместно-синергические, совместно-последовательные и совместно-индивидуальные действия. Ко второй группе относит виды спорта, характеризующиеся отсутствием физического контакта (акробатика, фигурное катание, спортивные танцы, прыжки и метания, тяжелая атлетика и т.д.).
Представленная квалификация, на наш взгляд, не является полной, так как при определении объектов систематики были взяты только те виды спорта, которые характеризуются активной двигательной деятельностью с предельным проявлением физических и волевых качеств спортсменов. Не анализировались виды спорта, связанные с управлением средствами передвижения, с модельной конструкторской деятельностью, абстрактно-логическим обыгрыванием противника, а также все виды стрельбы и многоборья. Присущий недостаток не позволяет ее распространить на все существующие виды спорта; кроме того, по нашему мнению, необходимо рассматривать не вид спорта в целом, а именно конкретное соревновательное упражнение. Так, например, легкая атлетика представлена как одиночными, так и групповыми упражнениями. В баскетболе эффективное командное взаимодействие невозможно без уверенного владения техническими действиями с мячом каждым членом команды. Это предполагает отражение в классификации характера основного взаимодействия при выполнении конкретного соревновательного упражнения. По данному признаку вполне логично подразделить рассматриваемые упражнения на субъект-субъектные и субъект-объект-ные. К первой группе могут быть отнесены виды спорта, предполагающие очное противоборство, ко второй -виды соревновательных упражнений, выполняемые при помощи соревновательного снаряда или воздействия на него на фоне заочного противоборства. Причем и первая, и вторая рассматриваемые группы могут быть как командными, так и одиночными. Ярким примером служит санный спорт, зачет в котором ведется как в одиночном, так и в командном разряде. Ввиду этого все многообразие соревновательных упражнений может быть представлено в виде следующей матрицы (рис. 1).
0 0 ь ^ 0 £ & О Командные Одиночные
1 2
^ X 2 ь & 2 О О 3 4
Рис. 1. Соотношение видов соревновательных упражнений
Представленная нами квалификация является не самоцелью, а орудием для выделения основных свойств психических процессов, определяющих эффективность выполнения конкретного соревновательного упражнения и разработку на этой основе адекватных средств их развития. Так, например, в стрельбе из лука, относящейся к 4-й группе представленной классификации, определяющее значение имеет развитость таких свойств психического процесса внимания, как концентрация и устойчивость. Это связано с необходимостью поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько необходимо для данной деятельности.
Методика и организация исследования
С целью определения зависимости соревновательного результата от развитости тех или иных свойств психических процессов нами были исследованы 125 стрелков из лука. Из них - 19 мастеров спорта международного класса, 52 мастера спорта, 44 кандидата спорта, 10 спортсменов 1-11 разрядов. Нами были выбраны для изучения такие свойства внимания, как устойчивость и концентрация, под которой мы понимаем способность удерживать высокий уровень в течение относительно длительного времени и способности сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам при выполнении определенного задания [5, 10]. Концентрация внимания является важной функцией системы психической регуляции, обеспечивающей глубину, точность и ясность отображения выполняемых действий в сознании объектов деятельности. Она выражается в степени сосредоточения субъекта деятельности на объекте, а устойчивость определяется длительностью концентрации внимания на объекте [2, 4, 6, 7]. При определении развитости свойств внимания использовались наиболее распространенные группы лабораторных методов исследования, объединенные под общим названием «корректурные пробы». Три из них состояли из разного рода стимулов: букв, цифр и геометрических фигур. Задача испытуемого заключалась в обнаружении заданного стимула среди других стимулов и в фиксировании его на бланке тем или иным способом. В качестве первого стимула мы применили корректурную пробу Бурдона - Анфимова, второго - цифровой ряд (подчеркивание соседних цифр, в сумме составляющих 10), третьего - бланк теста Пьерона - Рузера. Кроме того, степень зрительного внимания определяли с помощью методики «Перепутанные линии» [3, 6].
Результаты и их обсуждение
Обработка данных первых трех тестов производилась по формуле, предложенной И.Л. Баскаковой, где она впервые вводит название «показатель качества внимания» [1, 9].
Ввиду того, что в применяемых методиках исследования используются разные шкалы оценок, нами
(шкі)
были взяты относительные значения к максимальному в каждой пробе. Например, в корректурной пробе максимальное значение показателя качества внимания, которое может показать испытуемый, равняется 1600, в цифровом ряду - 625, в бланке теста Пьерона - Ру-зера - 100 и в бланке «Перепутанные линии» - 9 баллов. Имеющийся уровень развития того или иного свойства внимания испытуемых определялся в процентном соотношении к максимально возможному в данном тесте, который рассматривался как стопроцентный показатель.
При определении показателей качества внимания спортсменов-лучников различной квалификации нами было выявлено, что МСМК имеют данный показатель, равный 39,45%, МС - 39,17%, КМС - 34,18%, спортсмены-разрядники - 26,13% (рис. 2). Результаты проведенного констатирующего эксперимента свидетельствуют, что эффективность соревновательного упражнения в определенной мере зависит от развитости адекватных свойств психических процессов. В этой связи встает вопрос о целесообразности и оправданности осуществления селекционного отбора по данному показателю при наборе групп начальной подготовки. Однако, принимая во внимание, что многолетний тренировочный процесс есть многофакторное явление, ответ на данный вопрос остается открытым. Это требует дополнительного исследования по определению влияния вида соревновательной деятельности на развитие того или иного свойства внимания. Нами были рассмотрены представители субъект-объектного соревновательного упражнения (стрельба из лука) и субъект-субъектного (спортивные игры - баскетбол).
Наряду с концентрацией и устойчивостью внимания определялась также способность испытуемых к его переключению и распределению. Переключение внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий [4, 5, 10].
45
40
35
30
- 25 0 20 Eg 15 | Ю С 5 0
39.17 39,45
34.18
2Ь,13
Спортсмены-
разрядники
КМС
МС
МСМК
Рис. 2. Показатели качества внимания спортсменов различной квалификации
Для определения способности внимания к переключению и распределению применялись методика «расстановка чисел» (10 баллов) и методика «отыскание чисел с переключением внимания по красно-черным таблицам» (9 баллов). Определение концентрации внимания осуществлялась при помощи теста Пьерона -Рузера и методика «числовой квадрат» (9 баллов).
Результаты изменения свойств внимания у испытуемых различной спортивной специализации в ходе многолетних тренировочных занятий отражены в табл. 1, 2 и на рис. 3. Было выявлено, что за время тренировок наибольшие изменения зафиксированы в показателях специфических свойств внимания, обуславливающих эффективность конкретного соревновательного упражнения. Так, например, за годы тренировок среднее значение показателя переключения внимания у баскетболистов увеличивается на 28,47%, тогда как показатели концентрации внимания, не являющиеся в данном случае определяющими, изменились на 5,79%. В то же время у стрелков из лука показатели концентрации внимания улучшились на 22,84%, а переключения внимания лишь на 11,11%. Следует отметить, что исходные показатели переключения и распределения внимания преобладают над показателями концентрации как у баскетболистов, так и у лучников. Объясняется это прежде всего тем, что первое свойство внимания дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, тогда как второе свойство связано с волевой регуляцией поведения, подчинением цели и намерениями человека, которые он использует только в определенный момент деятельности.
Таблица 1
Динамика изменения показателей концентрации внимания, % (М±т)
Вид спорта Возраст испытуемых, лет
11-13 14-16 17-19
Баскет- болисты 36,11±4,26 45,56±3,17 41,9±5,58 Р3 >O,O5
Лучники 44,52±5,36 46,17±5,51 67,36±8,49 Р4 <O,O5
Р1 >O,O5 Р2 <O,O5
Таблица 2
Динамика изменения показателей переключения и распределения внимания, % (М±т)
Вид спорта Возраст испытуемых, лет
11-13 14-16 17-19
Баскет- болисты 61,11±8,18 77,96±7,O6 89,58±5,18 Р3 <O,O5
Лучники 58,61±8,33 73,15±8,28 69,72±7,54 Р4 >O,O5
^>O,O5 Р^^
т
— — — концентрация внимания баскетболистов
— — — концентрация внимания лучников
----------- переключение внимания баскетболистов
----------- переключение внимания лучников
Рис. 3. Динамика изменения свойств психических процессов
Выводы
1. В результате многолетнего тренировочного процесса в зависимости от характера основного взаимодействия при выполнении соревновательного упражнения развиваются специфические свойства психических процессов, обуславливающих его эффективность; соответственно при отборе в спортивные секции ссылка на силу нервных процессов не является определяющей.
2. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что если эффективность соревновательного упражнения в определенной мере детерминируется развитостью адекватных свойств психических процессов, то в тренировочном процессе должны быть реализованы дополнительные средства целенаправленного их развития.
3. Полученные результаты исследования в дальнейшем помогут выявить критерии психологической подготовленности (в нашем случае развитости свойств психических процессов), которые могут быть рассмотрены в качестве модельных характеристик спортсменов по психологической подготовленности в том или ином соревновательном упражнении.
Литература
1. Баскакова И.Л. Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы // Вопросы психологии. - 1968. - № 3. - С. 161-167.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - 2-е изд. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 560 с.
3. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Физ. восп.» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиен-ко, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 1984. - 191 с.
4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
5. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Ансимова, Е.Н. Корнеева и др.; под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. -142 с.
6. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И. Абраменко, А.А. Алексеев, В.В. Богословский и др.; под ред. А.И. Щербакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 288 с.
7. Практикум по общей и экспериментальной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда,
В.А. Гайзен и др.; под общей ред. А.А. Крылова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 255 с.
8. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для ин-тов физ. культ. / Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1979. - 143 с.
9. Русалов В.М., Мекаччи Л. О связи устойчивости внимания при работе с корректурной таблицей с частотой альфа-ритма фоновой ЭЭГ // Вопросы психологии. - 1973. - № 3. - С. 33-43.
10. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 224 с.