«удовлетворительно», после 13,31 ± 3,09 - оценка «удовлетворительно»; экспериментальная группа - до 12,28 ± 4,26 -оценка «удовлетворительно», после 10,61 ± 5,88 - оценка «удовлетворительно».
Занятия настольным теннисом улучшают здоровье и укрепляет физическую подготовку студентов во время обучения в вузе, а также воздействуют на физические качества.
Использованные источники: 1.Байгулов Ю.П. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 256 с.: с ил.
2.Особенности обучения технике и тактике настольного тенниса в КНР. Сборник методических материалов №1 /Федерация настольного тенниса России / Авторы-составители С.В. Астахов, Г.В. Барчукова. - М., 2011. З.сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 6. - С. 57-63.
Теняева А.Е., Зотин В.В студент, старший преподаватель СибГАУимени академика М.Ф.Решетнёва.
Россия, ¿.Красноярск. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ PHYSICAL EXERCISES IN CONDITIONS OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF THE SECOND GENERATION Аннотация: Установлено, что большинство студентов страдают от недостатка физической активности. Новые образовательные стандарты, направленные на укрепление здоровья учеников, воспитание физической культуры. Учитывая оптимально рекомендуется строительство современного урока физкультуры.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, школьник, урок, физкультура, школьное образование, внеклассные мероприятия, физическая активность
Summary: Determined that most students suffer from a lack of physical activity. New educational standards aimed at strengthening the health of pupils, education ofphysical culture. Given optimally recommended the construction of a modern lesson of physical culture.
Keywords: Federal state educational Standart second generation, schoolboy, lesson, physical education, school education, extracurricular activities, physical activity
В настоящее время трудно найти хоть какую то сферу человеческой жизни, которая так или иначе не была бы связана с физической культурой. Это объясняется тем, что спорт и физическая культура являются
общепризнанными духовными и материальными ценностями каждого человека в частности и всего современного общества в целом. Именно поэтому в последнее время все больше заводится речь о физической культуре с точки зрения устойчивого развития личности, а также как о самостоятельной социальной единице.
В соответствии со ФГОС второго поколения урок физической культуры проводится по три часа в неделю, что в современном мире является, прежде всего необходимостью, т.к. современные дети физическому развитию уделяют все меньше внимания, отдавая предпочтение различного рода «гаджетам». Так, по сведениям, предоставленным Департаментом государственной политики в области воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, свыше 50% детей школьного возраста имеют проблемы со здоровьем, при этом к окончанию школы абсолютно здоровыми диагностируются только 10% школьников. По мнению специалистов, главной причиной сложившейся ситуации является отсутствие достаточной физической нагрузки. Что объясняется также длительностью учебной статичной нагрузки на уроках.
Так, дефицитом двигательной активности страдает 35-40% младших школьников, а среди старшеклассников данный показатель достигает 7585%. Разрабатывая новый стандарт образования, создатели делали упор на то, что урок физкультуры способствует развитию двигательной активности обучающихся посредством совмещения различных видов спорта. Главной целью является - овладение ребенком основными техническими приемами, действиями и физическими упражнениями из основных видов спорта, а также умел применять их в различной соревновательной и игровой деятельности.
Основная цель, которую преследует развитие современной российской системы школьного образования - это становление личности, которая будет готова к активной творческой самореализации в социуме. При этом, целью школьного образования по физической культуре является формирование всесторонней развитой физически личности, которая способна активно применять ценности физической культуры для длительного сохранения и укрепления собственного здоровья, а также организации активного отдыха и, в последствии, оптимизации трудовой деятельности. Так, в школе эта цель имеет более конкретное толкование, в котором учебный процесс используется для формирования потребностей и определенных мотивов школьников в аккуратном отношении детей к собственному здоровью, гармоничном развитии психических и физических качеств, творческом применении средств физической культуры при формировании здорового образа жизни.
Исходя из поставленных целей, в части физической культуры образовательный процесс в основной школе строится таким образом, чтобы обеспечить решение следующих задач:
- развитие культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с корригирующей и общеразвивающей направленностью, техническими приемами и действиями базовых видов спорта;
- повышение функциональных возможностей организма, укрепление здоровья и развитие основных физических качеств;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного сотрудничества и взаимодействия в соревновательной и учебной деятельности;
- обучение умениям и навыкам в спортивно - оздоровительной и физкультурно -оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- освоение знаний о спорте и физической культуре, их истоках и современном состоянии, определение их роли в формировании здорового образа жизни.
Программа в соответствии со ФГОС второго поколения по физической культуре, ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, в своем предметном содержании направлена на:
- соблюдение дидактических правил от простого к сложному и от известного к неизвестному, лежащими в основе планирования учебного процесса в процессе его поэтапного освоения, перехода теоретических знаний в практические умения и навыки, также в части самостоятельной деятельности;
- реализацию принципа сообразности и достаточности, который определяет использование учебного материала в конструкциях основных компонентов физкультурной (двигательной) деятельности, а также особенностей становления предметной и познавательной активности школьников;
- реализацию принципа вариативности, лежащим в основе планирования учебного материала в соответствии с материально-технической базой учебного процесса (стадион, спортивные пришкольные площадки, спортивный зал, бассейн и пр.), половозрастными особенностями школьников, местными климатическими условиями, а также видами учебных заведений (городские, малокомплектные и сельские школы);
- расширение межпредметных связей, которые ориентируют педагога в процессе планирования учебного материала на то, чтобы учитывалась задача формирования целостного мировоззрения учащихся, многогранное раскрытие взаимообусловленности и взаимосвязи изучаемых процессов и явлений;
- усиление оздоровительного эффекта, который достигается в результате активного использования учащимися полученных способов, знаний и физических упражнений в мероприятиях физкультурно-
оздоровительной направленности, режиме дня, а также при организации самостоятельно проводимых физических упражнениях.[2, с. 237]
Так, в школе основными формами организации образовательного процесса по - прежнему являются не только уроки физической культуры, но и спортивные праздники и соревнования, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия), физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, занятия в спортивных секциях и кружках и пр.
Основной формой организации учебного процесса школьников в освоении ими содержания предмета являются уроки физической культуры. Уроки физической культуры в основной школе подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно -тренировочной направленностью. При этом уроки по своей направленности и задачам учебного материала могут позиционироваться либо как целевые, для решения одной конкретной педагогической задачи, либо как комплексные, направленные на решение нескольких определенных педагогических задач.
Рекомендуется проводить уроки физической культуры не менее 2 раз в неделю, продолжительностью 35-45 минут. Целесообразно их проведение в понедельник, среду, пятницу, чередуя с занятиями, которые требуют интеллектуального и статического напряжения.
Оптимально проведение уроков физической культуры на открытом воздухе. Так, в средних широтах занятия на открытом воздухе следует организовывать при температуре воздуха до 15°С в безветренную погоду. Парные уроки по физической культуре не допускаются, исключения составляют занятия на лыжах и плаванием. К урокам физкультуры школьники допускаются только при наличии у них спортивной формы и спортивной обуви. При проведении уроков на открытом воздухе необходимо, чтобы одежда и обувь соответствовали погодным условиям.[3, с.251]
Моторная плотность урока - это соотношение времени, которое затрачивает школьник на выполнение движений, и общей продолжительности занятий, в процентах и должна составлять в зале не менее 70%, а на воздухе - не менее - 80%. При достижении частоты сердечных сокращений до 140-160 ударов/минуту будет обеспечиваться проявление положительного эффекта от физических упражнений. Так, в структуре урока выделяется 3 части - вводная, основная, заключительная. Продолжительность вводной части - 5-10 минут, прирост ЧСС после вводной части составляет 25-30%. 25-30 минут длится основная часть урока, до 80-100% составляет прирост ЧСС. 3-5 минут продолжительность заключительной части. К исходным показателям ЧСС возвращается после
завершения урока или на 3-4 минуте восстановительного периода во время перемены.
Спортивный инвентарь и современное исправное игровое оборудование следует использовать на занятиях физической культурой. Санитарно-эпидемиологическим заключением должна быть подтверждена их безопасность для здоровья школьников. Стационарное спортивное оборудование должно быть надежно закреплено, соответствовать росту и возрасту детей, иметь покрытие, стойкое к воде, дезинфицирующим и моющим средствам, [4, с.204]
Гигиеническую гимнастику с целью мобилизации систем организма и создания положительной созидательной установки на учебную деятельность, повышения общего тонуса организма учащихся проводят перед уроками в течение 5-7 минут с музыкальным сопровождением в хорошо проветренном классе.
2-3 минут не должны превышать физкультурные минутки на уроках. Организация централизованных радиофицированных физкультпауз целесообразна во время перемен.
Подвижные игры на переменах должны быть несложными, умеренно эмоциональными и заранее разученными, с учетом физического развития, возраста и степени физической подготовленности школьников.
Обязательный характер в организации внеучебной деятельности школьников должна носить физкультурно-оздоровительная работа. Она включает подвижные и спортивные игры, несложные спортивные упражнения, занятия на специально оборудованных площадках со спортивным инвентарем, прогулки на свежем воздухе и т.д.
Физкультурно-оздоровительную работу проводят в группах, объединенных по возрастному принципу с учетом состояния здоровья и развития детей. Подвижные и спортивные игры проводят не менее 3 раз в неделю.
Домашние задания по физической культуре следует выполнять в процессе самоподготовки в качестве активного отдыха [5, с. 152]
Среди основных направлений модернизации современного образования следует выделить:
18) обновление физкультурного образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения;
19) совершенствование системы и повышение качества профессионального образования педагогов;
20) использование в школьной практике здоровьесберегающих технологий;
21) развитие системы поддержки и выявления талантливых детей в спортивной деятельности.[6, с. 142]
Таким образом, можно сделать вывод, что ФГОС второго поколения не изменяет коренным образом систему физического воспитания, присущей
современной школе, но модифицирует ее, совершенствует и делает более оптимальной для текущей реальности.
Использованные источники:
1.Ананьева И.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адаптационные возможности школьников // Вестник Российской АМН. -2013. - №5.-С. 1924.
2.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2012.-368 с.
3.Холодов Ж.К. и Кузнецов В.С. Теория и методика ФВ и спорта: учеб. Пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. -480 с.
4.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2013. - 316 с.
5.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 208 с.
УДК 37
Туча Т.Б. студент магистратуры 1 курс, направление «Педагогическое образование»
(«Экологическое образование») Научный руководитель: Симоненко С.М., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры географии, экологии и охраны здоровья детей
Полищук В.Н. студент магистратуры 1 курс, направление «Педагогическое образование»
(«Экологическое образование») ведущий специалист отдела научных проектов и подготовки научно-педагогических кадров научно-организационного управления
Школа педагогики ДВФУ Научный руководитель: Ключников Д.А., кандидат биологических наук заведующий кафедрой географии экологии и охраны здоровья детей Школа педагогики ДВФУ Россия, г. Уссурийск
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И РЕАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДЫ Аннотация: Экологи все чаще поднимают вопрос о состоянии нашей планеты. Безответственное отношение к ней со стороны человека может привести к непоправимым последствиям. Для привлечения внимания к проблемам Земли был создан экологический календарь. О некоторых его важных датах мы и расскажем.