Научная статья на тему 'Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурой'

Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1786
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОПРЯЖЕННОЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МОНИТОРИНГ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АДАПТИРОВАННАЯ МЕТОДИКА / КОРРИГИРУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ФГОС / МОТИВАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / НОВАЯ ШКОЛА / ЭКСКУРСИЯ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ (ЭГК) / ФИТНЕС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Заусайлова Татьяна Викторовна, Извекова Ирина Аркадьевна, Петухов Александр Николаевич

В статье авторами рассматривается использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании учащихся начальных классов в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Заусайлова Татьяна Викторовна, Извекова Ирина Аркадьевна, Петухов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурой»

Эксперимент и инновации в школе № 4/2015

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Т.В. Заусайлова, И.А. Извекова, А.Н. Петухов

Эффективность применения здоровьесберегающих технологий

I V V

на уроках физической культурой

Аннотация

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые учителями на уроках физической культуры во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе, введение фитнес - аэробики в обучение младших школьников как инновации и использование фитнес - аэробики и ее элементов для создания мотивации к обучению на уроках физической культуры.

здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни, сопряженное психофизическое развитие, мониторинг, функциональная и физическая подготовленность, физическое развитие, адаптированная методика, корригирующие упражнения, здоровьесберегающие факторы, ФГОС, мотивация, инновации, новая школа, экскурсия грудной клетки (ЭГК), фитнес.

В современном обществе охрана здоровья детей является главной задачей. С этим трудно не согласиться, так как лишь здоровые ученики в состоянии качественно усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом, защищать Родину, воспроизводить здоровое потомство.

Главенствующую роль в формировании здорового образа жизни играют общеобразовательные организации. Применение инновационных психолого-педагогических технологий, программ, методов направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирование представления о здоровье как ценности и потребности ведения здорового образа жизни[3,4].

Несмотря на то, что наша школа углубленного изучения физики и математики с восьмого класса, в ней большое внимание уделяется физической культуре и спорту. В образовательной организации создана комплексная здоровьесберегающая система, проверенная временем. Интересен опыт работы учителей физической культуры по различным методикам, являющимся неотъемлемой частью современных образовательных технологий, используемых в учебно-воспитательном процессе [1,2,7]. Приведем примеры данных методик:

Методика работы по привлечению учащихся к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Цель методики: привлечь как можно больше учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Интересное проведение уроков по различным видам спорта, индивидуальная работа с детьми и их родителями, экскурсии в ДЮСШ города, информация о спортивных секциях школы и города, наглядная агитация, поощрение спортсменов в конце года. Данная методика дает хорошие результаты. Более 65% учащихся нашей школы занимаются спортом. На протяжении многих лет наша школа занимает первые места в городской спартакиаде школьников, допризывной и призывной молодежи. Пять учеников стали мастерами спорта, двое — мастерами спорта международного класса, девять выпускников в дальнейшем выбрали профессии, связанные с физкультурой и спортом.

Методика работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья и физического развития.

Цель методики: постепенная адаптация ослабленных детей к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма.

Учитель, проводя занятия с учениками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, всегда помнит, что для данной группы обучающихся необходимо формирование и привитие следующих навыков, умений и компетенций: освоение жизненно

Эксперимент и инновации в школе. №4, 2015

важных двигательных умений, навыков и качеств, закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма, воспитание сознательного и активного отношения к ценности и здоровья и здоровому образу жизни, овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма учащихся. Все это приводит к улучшению показателей физического развития и функциональной подготовленности детей с отклонениями в состоянии здоровья.

Адаптированная методика по физической культуре: «Оздоровительное плавание для учащихся начальной и средней школы».

Цель методики: 1. Научить детей плавать спортивными способами длительное время со значительной экономией сил, что доступно для учащихся с ослабленным здоровьем.

2. Научить детей бережно относиться к своему здоровью (соблюдать правила гигиены, освоить элементарные способы закаливания, правила безопасности во время занятий плаванием и при купании в открытых водоемах, быть внимательными к своему самочувствию), развивать чувство самосохранения.

Во всех способах плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс) удлиняется фаза скольжения, увеличивается амплитуда движений и снижается скорость. Температура воды постепенно снижается, на каждом уроке применяется контрастный душ.

Дети, владеющие техникой «экономного плавания», легко проплывают значительные расстояния. При несчастье на воде это может спасти им жизнь. Достигается большой оздоровительный эффект за счет дозированной физической нагрузки, корригирующего влияния плавательных движений и мероприятий по закаливанию. Данная методика позволяет привить навыки безопасного поведения детей на открытых водоемах.

Методика сопряженного психофизического развития на уроках физкультуры.

От социальной компетентности учащихся во многом зависит его физическое и психическое здоровье. Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья школьников, а также приобретения ими необходимых социальных навыков может быть решена на уроках физической культуры с помощью психофизического сопряжения (взаимодействия и взаимовлияния).

Суть метода состоит в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере.

Развитие межличностных отношений или коммуникативных качеств в начальной школе одна из интересных тем. В первом классе мы видим, что большинство детей индивидуалисты. Постепенно дети, особенно в играх, учатся действовать совместно ради общего результата. Работая с детьми разных возрастов, учителя стараются не

только давать им упражнения, но и объяснять, для чего они нужны. Кроме этого, они ставят перед собой и воспитательные задачи: учат детей трудолюбию, коллективизму, воспитывают в них волевые и нравственные качества (взаимопонимание, взаимовыручка, сочувствие, сопереживание и т.д.). Урок, проведенный путем механического набора упражнений, безлик и не интересен, особенно для малышей.

Применение метода сопряженного психофизического воздействия на развитие школьников способствует физическому развитию и физической подготовленности детей, а также развитию их интеллектуальных способностей и направленному формированию социальных навыков[8].

Методика мониторинговых исследований физического развития и физической подготовленности как важнейших показателей здоровья учащихся

Данная методика позволяет определить уровень физического развития и показателей здоровья учащихся на начальном этапе обучения и составить программу их дальнейшего роста с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка, а так же оценить качество физической подготовленности учащихся. Рейтинг спортивных результатов дает дополнительный стимул к соперничеству и росту физических кондиций.

Наша образовательная организация в 2012-13уч. году приняла участие в комплексных мониторинговых исследованиях в рамках дистанционных курсов, которые проводились под руководством кандидата педагогических наук, преподавателя педагогического университета «Первое сентября» и факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова Б.Х. Ланды.

Цель его работы — внедрение широкомасштабного тестирования показателей здоровья учащейся молодежи и учет этих показателей при оценке качества образования. Комплексный мониторинг и контроль теоретических знаний с помощью разработанных им тестов, личностно ориентированных на здоровье детей в сочетании с оценкой практических умений, должны были показать, в какой степени реально осуществим переход к обязательному экзамену по предмету «Физическая культура».

Помимо указанной цели перед образовательной организацией была поставлена другая цель — оценить состояние здоровья школьников выпускных классов с различной образовательной нагрузкой и определить влияние на него инновационных образовательных программ по отдельным предметам.

В школе была создана творческая группа, которая провела тестирование показателей здоровья учащихся 11-х классов и обработала данные по этому тестированию, используя расчетные формулы Б.Х. Ланды. В тестировании приняли участие следующие классы:

11В — класс с углубленным изучением физики и математики, с учебной нагрузкой 36 часов в неделю, 3 часа факультатива, по 4-5 предметам занятия на подготовительных курсах в Московских вузах;

11Б — класс с углубленным изучением информатики и математики, с учебной нагрузкой 36 часов в неделю, 2 часа факультатива, по 2-3 предметам занятия на подготовительных курсах;

11А — общеобразовательный класс с учебной нагрузкой 34 часа в неделю, 1 час факультатива, по 1-2 предметам подготовительные курсы.

По результатам фактических измерений в соответствии с применяемой методикой, основанной на использовании расчетных формул профессора Б.Х. Ланды, были выполнены расчеты индивидуальных показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности учащихся.

Группа ребят из 11Б класса составила программу и выполнила практически все вычисления по результатам проведенного тестирования. Ниже приводим результаты, полученные в ходе исследования.

Таблица 1

Функциональная подготовленность учащихся выпускных классов

Масса тела

Класс Норма Избыточная масса тела Ожирение III — IV степени

11А 64% 36% 0%

11Б 84% 16% 0%

11В 61% 29% 0%

Из табл. 1 видно, что по весоростовому индексу наилучшие показатели имеет 11Б класс. В этом классе всего 16% учащихся (2 человека) имеет небольшое превышение массы тела (МТ) и 84% — норму. Хуже обстоит дело в 11А и 11В классах, в которых учащихся с избыточной массой (МТ) соответственно — 36% (4 ученика) и 29% (3 ученика). Из общего числа выпускников 11-х классов 73% учащихся имеют массу тела в пределах нормы, 37% — небольшое превышение массы. Большое употребление выпечки и сладостей дает о себе знать. Кроме этого, фактором, способствующим увеличению массы тела, является недостаточная двигательная активность. Так как уроки физкультуры в силу объективных причин ежедневно в каждом классе проводить невозможно, то все перемены в школе являются подвижными.

В табл. 2 приведены показатели, называемые жизненной емкостью легких — ЖЭЛ (объем воздуха, выдыхаемого учащимся), и экскурсией груд-

ной клетки — ЭГК (разность окружности груди при глубоком вдохе и выдохе).

Учащиеся 11-х классов имеют хорошие показатели по жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и экскурсии грудной клетки (ЭГК), что говорит о достаточно высоком функциональном состоянии легких. У 100% детей 1-й показатель в норме, по 2-му показателю (ЭГК) можно сделать вывод о том, что у 29% выпускников показатели в норме, у 68% — выше нормы и только у 3% — немного ниже нормы (7 см при норме 8 см).

Практика показала, что улучшению функционального состояния детей способствуют занятия плаванием, лыжами и бегом на уроках физической культуры. Для этого в нашем образовательном учреждении есть небольшой бассейн, стадион, баскетбольная площадка, которые никогда не пустуют.

Таблица 3

Индекс силы (ИС)

Показатели ИС Ниже нормы ИС норма ИС Выше нормы

Классы

11 классы 52% 44% 4%

Важным показателем физического состояния выпускников является индекс силы (ИС), который измеряется для кисти правой и левой рук и вычисляется по соответствующей формуле. У учащихся 11-х классов данный показатель выше нормы только у 4% детей, у 44% — норма и у 52% — ниже нормы. Поэтому учителям физической культуры пришлось скорректировать планы по общей физической подготовке как в выпускных, так и в 10-х классах.

Анализируя показатели функциональной подготовленности учащихся выпускных классов, можно сделать следующие выводы: 1. Артериальное давление у 100% учащихся соответствует норме при соответствующем росте, возрасте и поле. Показатели ортостатической пробы у 32% всех учащихся в норме и у 62% — выше нормы. В данном случае эти показатели говорят о хорошем функциональном состоянии сердечнососудистой системы 11-тиклассников и ее механизмов регуляции, что имеет большое значение для активной профилактики сердечнососудистых заболеваний. Для поддержания указанных показателей в хорошем состоянии при достаточно большой загруженности учащихся указанной возрастной категории необходима умеренная ежедневная физическая нагрузка за счет самостоятельных занятий.

Таблица 2

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и экскурсия грудной клетки (ЭГК)

Показатели ЖЕЛ ЖЕЛ ЖЕЛ ЭГК ЭГК ЭГК

классы Ниже нормы норма Выше нормы Ниже нормы норма Выше нормы

11 классы 0% 100% 0% 3% 29% 68%

ф

Эксперимент и инновации в школе. №4, 2015

2. У всех учащихся выпускных классов хорошие (21%) и отличные (79%) показатели пробы Штанге, что говорит о хорошей перспективе в воспитании у учащихся скоростной выносливости. Это подтверждается результатами в беге на 100 м на уроках по легкой атлетике. Они колеблются от 12,3 до 13,8 секунды при нормативе 14,2 на оценку «отлично».

3. Индекс Руфье, характеризующий функциональную оценку физической работоспособности, показал хорошие показатели: в норме — 38% всех учащихся, выше нормы — 59% и только 3% — ниже нормы. И это не случайно, так как в нашей школе уделяется большое внимание плаванию, бегу на длинные дистанции без учета времени от 500 метров в 1-х классах и до 6 километров — в 11-х. Всем учащимся это задание под силу, поскольку каждый выбирает индивидуальную скорость бега — от очень низкой до высокой.

4. Уровень функционального состояния (УФС) дает оценку адаптационным возможностям организма (АП). У 29% выпускников уровень функционального состояния в норме, у 62% — выше нормы, у 9% — ниже нормы. У такого же% учащихся механизмы адаптации снижены. Эти дети чаще других болеют, им необходимо больше времени на подготовку к сдаче учебных нормативов, а так же больше времени на восстановление после нагрузки. К таким детям нужен индивидуальный подход и индивидуальная программа для занятий на уроках физкультуры.

5. По физической подготовленности 75% всех выпускников имеют хорошие показатели, 21% — отличные и 4% — удовлетворительные.

6. По результатам тестирования и расчета данных была выявлена недостаточная работа в развитии такого физического качества, как гибкость. Во всех классах показатели ниже среднего. Это говорит о том, что на уроках физкультуры больше времени уделялось на выполнение силовых упражнений. В связи с этим была сделана корректировка в планировании уроков.

Таблица. 4

Физическая подготовленность

Показатели Классы Ниже нормы Норма Выше нормы

11А 1% 78% 21%

11Б 0% 75% 25%

11В 4% 84% 12%

Итак, мониторинг, проведенный среди учащихся выпускных классов, показал их хорошее физическое развитие и средние, а некоторых случаях и высокие показатели физической и функциональной подготовленности. Кроме этого, выпускники школы в рамках Всероссийской олимпиады школьников по физкультуре показывают неизменно хорошее знание теоретических основ физической культуры

и спорта. Спортивные команды учащихся нашей школы уже несколько лет подряд занимают первое место в городской спартакиаде среди образовательных учреждений. Огромной популярностью среди учащихся школы и их родителей пользуются традиционные туристические слеты, проводимые в конце учебного года.

Участвуя в широкомасштабном мониторинговом исследовании, мы пришли к выводу, что несмотря на общественную и практическую значимость этого проекта, его трудно реализовать из — за чрезмерной трудоемкости вычислений. Однако введение мониторинга в школьную практику учителей физкультуры приняло всеобщий характер, так как уровень физического развития и физической подготовленности можно легко рассчитать по уже существующим таблицам, утвержденным Министерством образования и науки Российской федерации.

Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую, и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

- совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

- компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека [5,6]. Так, на уроках физической культуры особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих факторов, которые заключаются в контроле за функциональным состоянием организма занимающихся, состоянием сердечно-сосудистой системы (измерением ЧСС после нагрузки и в период восстановления), контролем за заболеваемостью учащихся;

- в индивидуальном подходе и строго дозированной нагрузке соответствующей уровню физической подготовленности отдельно взятого индивида. Для этого регулярно используется тестирование уровня физической подготовленности. Результаты тестирования сопоставляются с ранее полученными. На основе этого оцениваются достижения учащихся. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. дают исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых в том, что в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если же этого не произошло, то учитель вносит в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими по

принципу «лучше или хуже других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе;

- в строгом соблюдении норм и правил по технике безопасности на занятиях физическими упражнениями, которые позволяют избежать травматизма и привить понимание гигиенических факторов;

- в обучении учащихся грамотно применять на практике закаливающие факторы естественных сил природы;

- в поддержании благоприятного эмоционального фона в общении с учениками;

- в поддержании положительной мотивации к регулярным занятиям физическими упражнениями, которая осуществляется по средствам агитации учащихся в различные спортивные секции, проведением всевозможных соревнований, матчевых встреч, конкурсов и викторин, а также личным примером;

- пропаганде здорового образа жизни, которая реализуется в беседах о правильном питании, гигиенических основах, отказе от вредных привычек.

Работая по такой системе, учителям физической культуры нашего образовательного учреждения удалось достигнуть определенных положительных результатов, представленных ниже в табл. 1, 2, 3 и 4.

Таблица 1

Динамика учебных достижений обучающихся за 20132014 учебный год. 7-е классы. Прыжок в длину с места

Оценки 5 4 3 2

Показатели в начале года% 24,56% 22,80% 22,80% 29,82%

Показатели в конце года% 45,61% 26,31% 15,78% 12,28%

В начале года 52% учащихся 7-х классов выполняла тест прыжок в длину с места на оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Надо отметить, что худший результат составлял 122 см у девочек и 145 см у мальчиков. После года занятий многие дети улучшили свои показатели на 3040 см. Худший результат у девочек составил 152 см, у мальчиков 160 см. Количество учащихся, выполнивших этот тест на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», сократилось до 28%.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бег на 1000 м ■ мальчики), 500 м (девочки)

Оценки 5 4 3 2

Показатели в начале года% 18,75% 16,66% 27,08% 35,41%

Показатели в конце года% 53,12% 9,375% 15,62% 21,87%

ворительно» и «неудовлетворительно». Худший результат у мальчиков составил 5,30 минуты у мальчиков и 3,40 минуты у девочек. В конце учебного года 36% учащихся выполнили этот тест на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно», и худший результат составил 5,20 минуты у мальчиков и 3,12 минуты у девочек. У некоторых учеников улучшение результатов произошло на 20-30 секунд. Надо отметить, что и у сильных учеников произошёл прирост в результате на 15-20 секунд. Однако, были и такие ученики, у которых не произошло изменений. Это, в основном, те дети, которые часто болели простудными заболеваниями и пропускали занятия по физкультуре.

Таблица 3

Подтягивание мальчики, сгибание разгибание рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки

Оценки 5 4 3 2

Показатели в начале года% 30% 26,66% 23,33% 20%

Показатели в конце года% 33,33% 36,66% 16,66% 13,33%

43% учащихся в начале года выполняли этот тест на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». В конце учебного года количество таких учеников сократилось до 29%. Количество учащихся, получивших за этот тест «хорошо», увеличилось на 10%. Для развития силы широко применялись домашние задания.

Таблица 4

Показатели заболеваемости по сравнению с 2012-13 учебным годом

1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть

Показатели за 20122013 уч. год 18,50% 24,00% 20,00% 12,00%

Показатели за 20132014 уч. год 16,00% 20,00% 20,00% 8,00%

Тест в беге на средние дистанции в начале года 62% учащихся выполняли этот тест на «удовлет-

Таким образом, заболеваемость у учащихся снизилась в среднем на 10% по сравнению с предыдущим учебным годом. Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что использование здоро-вьесберегающих технологий на уроках физической культуры позволяет снизить заболеваемость учащихся, повысить их функциональное состояние, привить потребность в регулярных занятиях физической культурой.

Фитнес как инновация в формировании положительной мотивации в обучении младших школьников

6 октября 2009 года были принят Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения для начального общего образования (1-4 классы). Стандарт второго поколения по-

Эксперимент и инновации в школе. №4, 2015

влек за собой внедрение третьего урока физической культуры в образовательный процесс школьников. В то же время новые стандарт требует новое содержание предмета, которое предусматривает выполнение определенных условий:

- физическая культура должна удовлетворять интересам общества во всестороннем физическом развитии обучающихся;

- физическая культура должна использоваться как средство организации здорового образа жизни человека, укрепления здоровья и поддержания долголетия;

- физическая культура должна способствовать индивидуальному развитию культуры собственного тела школьника, возможности активно включаться в разнообразные трудовые, физкультурно-спортив-ные и культурные мероприятия;

- физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, чтобы использовать физические упражнения для целенаправленного развития физических качеств, двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения;

- физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному общению, уважению к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению [9].

Современные условия предъявляют особые требования к учителю физкультуры и его деятельности. Если в прежнее время ребята 5-10 лет имели возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Учителя физкультуры должны найти пути решения таких важных проблем, как гиподинамия и отсутствие интереса к предмету. Все большее распространение компьютерной техники (планшетов, смартфонов) среди ребят начальной школы привело к тому, что вместо подвижных игр, прыжков в классики или через скакалку, дети всю перемену стараются проводить в классе, сидя за партой, полностью погружённые в виртуальные игры. Они лишают себя естественной двигательной активности и тем самым усугубляют состояние и без того слабого здоровья, ослабленного экологической обстановкой и зачастую нерациональным питанием*. Отсутствие интереса или нежелание по каким-то объективным или субъективным причинам посещать урок физической культуры мальчиками и девочками можно объяснить несколькими причинами: сдача нормативов, сложные упражнения, строгий учитель, однообразие.

И поэтому перед каждым учителем стоит задача сформировать положительную устойчивую мотивацию к физической культуре. В этом им помогает курс фитнеса, введенный в расписание уроков классов начального звена.

В творческой работе учителя такой курс еще больше расширяет границы применения новшеств

и введения инновационных методик. Применяемая инновация, реализует большинство условий новых стандартов и, что самое важное, является средством решения насущной проблемы каждого учителя физкультуры — отсутствие мотивации. С этого момента учитель может опираться не только на четыре основных вида спорта, культивируемых в российских школах многие десятилетия. Теперь к ним можно отнести и настольный теннис, и хореографию, и аэробику (фитнес аэробику).

Фитнес аэробика (элементы фитнес аэробики) имеет огромную практическую значимость в образовательном процессе, так как содействует всестороннему развитию творческих, физических, духовно — нравственных качеств наших воспитанников. Курс фитнес аэробики легко реализуется при наличии небольшого помещения — танцевального зала, актового зала, аудиовизуального оборудования в виде музыкального центра, компьютера, проектора, необъемного спортивного инвентаря, имеющегося в каждой школе: коврики, мячи, фит-болы, гантели, гимнастические палки. Данное нововведение делает уроки физической культуры более эмоциональными, живыми, интересными, динамичными, изменяет программу, повторяющуюся из года в год, основанную на выполнении нормативов. Практика обучения и внедрения музыкальной разминки с элементами танцевальной аэробики началась с одного (третьего) урока в неделю у первых классов, затем перешла в 4-хнедельный цикл во втором классе, и занимает всю 2-ю четверть в последующих классах.

Основываясь на личные наблюдения и результаты устного опроса учеников и их родителей, можно с большой уверенностью утверждать о сформировавшемся интересе к уроку физкультуры. В классический урок классов начального звена вводятся базовые шаги, являющиеся элементами фитнес аэробики. В подготовительной части урока в классах среднего звена (5-8 классы) используются короткие танцевальные связки. В качестве разминки в старших классах (9-11 кл.) применяются комплексы классической, танцевальной и силовой аэробики. Указанное решает проблемы отсутствия интереса к уроку физкультуры и мотивации. Но для этого нужно изменить структуру урока физической культуры. Положительные эмоции, радость победы, веселая музыка, доброта и отзывчивость учителя, возможность самоутверждения в коллективе (классе) создают на всех занятиях позитивный психоэмоциональный фон. Положительные стимулы приводят к созданию устойчивого интереса к занятиям на уроках физической культуры. Конечно же, не стоит упускать из вида немаловажный фактор личностного роста самого учителя, любовь и желание к самообразованию.

Многолетний опыт работы учителей физической культуры нашего образовательного учреждения показал, что положительное влияние физической

ф

Эффективность применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурой

культуры на здоровье человека происходит при выполнении следующих правил:

1) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

2) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;

3) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля.

Если не придерживаться указанных правил, то с уверенностью можно утверждать, что чрезмерное увлечение инновационными программами, необоснованное увеличение учебной нагрузки, обезличенный подход к обучению ведет к перегрузкам центральной нервной системы наших воспитанников, дефициту движений и в итоге к ухудшению всех показателей их здоровья.

Литература

1. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа: Учеб.-ме-тод. литература /М.М. Безруких. М.: Рос. акад. образования. Моск. психол.— соц. ин-т. , 2004. 240с.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.: ВАКО, 2004. 89с.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: Академия, 2002. 210с.

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. 273 с.

5. Тараканова В.В., Соловьева Н.Г. Здоровье современных подростков. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 4.С. 66-71.

6. Третьякова Н.В. Здоровьесберегающая деятельность образовательных учреждений: Современное состояние и проблемы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С. 30-36.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 480 с.

8. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Школа Здоровья: стратегия и тактика. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.31-34.

9. Яшина Г.А., Минашкин А.В. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения: задачи и пути развития новой школы в деятельности ГБОУ Школа № 64. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.