УДК: 796.034.2
ИНТЕГРАЦИЯ
основного и дополнительного физкультурного образования как основа развития массовой физической культуры и детско-юношеского спорта на муниципальном уровне
Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Хромин А.В. Колычев, Н.Г. Радостев
Департамент по спорту и молодежной политике Администрации г. Тюмени
INTEGRATION OF BASIC AND POST-SECONDARY PHYSICAL EDUCATION AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF MASS PHYSICAL CULTURE AND CHILDREN AND YOUTH SPORT AT MUNICIPAL LEVEL E.V. Khromin, associate professor, Ph.D.
A.V. Kolychev, N.G. Radostev
Department of sport and youth policy of Administration of the city of Tyumen
Key words: physical culture and sport, integration, intensification, system innovations, training specialization, infrastructure, monitoring. Everyone knows that formation of health of the rising generation is an integration process that needs political, information, legal, financial, project and material and technical support. All the means of support should be innovative. Nowadays only a half of Tyumen school leavers are healthy. As for Russia in general the index is equal to 10-15%. The pronounced trend to deterioration of both somatic and mental health is being observed.
Healthy way of life of the population is to be formed to create the bases for protection and improvement of human physical and spiritual health. According to the WHO data, human health is made of several factors, namely: medical assistance - 10 %, heredity - 15%, ecology - 20%, healthy way of life - 55%. Meanwhile, maintaining optimal physical activity all human life long is an essential factor that determines the state of health of the population. Moreover, the role of physical culture and sport is getting a more important social factor. The purpose of the study was to enhance regular physical culture and sport classes for Tyumen schoolchildren and other sociodemographic groups within the integration of the basic and extended physical education. Thanks to implementation of the suggested project it is possible to improve the quality of solution of the tasks of physical culture within the basic general education of pupils and efficiently use gyms and plate sports structures of comprehensive institutions to realize extended sports education for children, organize sports and fitness events within the people's domiciliary activity.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, интеграция, интенсификация, системные инновации, учебно-тренировочная специализация, инфраструктура, мониторинг.
Общеизвестно, что формирование здоровья подрастающего поколения - это интеграционный процесс, который нуждается в политической, информационной, правовой, финансовой, проектной и материально-технической поддержке. Причем все способы поддержки должны иметь инновационный характер. Сегодня мы имеем только 50 % здоровых выпускников школ города Тюмени. По России этот показатель равняется до 10-15%. Наблюдается отчетливая тенденция ухудшения не только соматического, но и психического здоровья.
Формирование здорового образа жизни населения необходимо для создания основы сохранения и улучшения физического и духовного здоровья человека. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека формируют несколько факторов, а именно: медицинская помощь - 10 %, наследственность - 15 %, экология - 20 %, здоровый образ жизни - 55 %.
В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни человека.
Кроме того, роль физической культуры и спорта становится все более значимым социальным фактором.
На 1 января 2013 г. в Тюмени численность занимающихся физической культурой и спортом - 175 500 чел., что составляет 27,2 % от всего населения. Необходимо отметить, что «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р., доля населения, занимающегося физиче-
ской культурой и спортом, к 2020 г. должна составлять 40 %.
Одним из решающих факторов повышения уровня физического состояния подрастающего поколения и соответственно его здоровья является рационально организованный двигательный режим жизнедеятельности. Так, в общеобразовательных учреждениях занимаются 33 012 чел., в том числе в муниципальных ДЮСШ и СДЮСШОР - в возрасте 6-15 лет (школьный возраст) - около 12 000 чел., что составляет около 51 % учащихся общеобразовательных учреждений Тюмени. Согласно государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.03.2013 № 402-р, доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов должна достичь 80 %.
Можно выделить две стратегии решения проблемы оздоровления и увеличения количества занимающихся физической культурой и спортом:
• экстенсивную, связанную с огромными финансовыми, материально-техническими и прочими вложениями в решение вышеуказанной проблемы. Понятно, что такой путь оздоровления является слишком затратным;
• интенсивную, которая позволяет при наличных ресурсах, даже скромных, находить внутренние резервы повышения эффективности политики оздоровления различных слоев населения, в т. ч. школьников, за счет внедрения инноваций в образовательный и учебно-тренировочный процессы [1].
Разностороннее повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, в том числе в аспекте интенсификации данного процесса, возможно при интеграции основного и дополнительного физкультурного образования обучающихся на базе общеобразовательной школы. Только совместными усилиями учреждений основного (общего) и дополнительного образования, используя кадровый, материально-технический, учебно-методический и организационный потенциал, возможно оптимизировать учебно-воспитательный процесс по предмету «Физическая культура» в общеобразовательной школе. Например, ввести физкультуру по интересам, более качественно организовать работу с детьми, отнесенными к специальным медицинским группам, и т. п., максимально заполнить спортивные залы и плоскостные сооружения общеобразовательных школ, введя дополнительное образование детей по видам спорта, а в вечернее время и в выходные дни сделать их центром физкультурно-спортивной работы по месту жительства населения микрорайона.
Цель исследования - расширение возможностей для систематических занятий физической культурой и спортом детей школьного возраста и других социально-демографических групп Тюмени в условиях
интеграции основного и дополнительного физкультурного образования.
Методология и организация исследования. Ведомственной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в городе Тюмени на 2012-2014 годы» определены 3 основные задачи:
1. Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта.
2. Расширение возможностей для систематических занятий физической культурой и спортом.
3. Участие в создании условий для активного развития спорта в Тюмени.
Реализация данного проекта позволит существенно расширить имеющееся содержание в решении этих задач, а самое главное - получить целостный эмерджентный эффект в детско-юношеском спорте, физкультурном образовании школьников, обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях и в целом в физкультурно-оздоровительной деятельности различных социально-демографических групп населения города.
Интеграция основного и дополнительного физкультурного образования детей и молодежи - ведущая системная инновация в управлении физической культурой и спортом г. Тюмени.
Существуют разные уровни интеграции: как внешняя, так и внутренняя, как полная, так и частичная. В данном направлении нами просматриваются 4 способа реализации:
1. Использование спортивной базы школы или учреждения начального, среднего или высшего профессионального образования для проведения тренировочного процесса учреждением дополнительного образования (ДЮСШ). По этому принципу уже сегодня ведется активная работа с учреждениями основного общего образования.
2. Организация на базе этих учреждений работы по месту жительства, так называемая «работа спор-торганизатора при школе».
Как в первом, так и во втором случаях в большей степени решаются задачи дополнительного образования нашей отрасли в части детско-юношеского спорта и увеличения количества занимающихся массовой физической культурой. Но в рамках интеграции видится возможность повышения эффективности в том числе и физкультурного образования школьников города.
3. Решение задач дополнительного образования и организации работы по месту жительства населения позволяет оптимизировать и физкультурное образование школьников путем интенсификации учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»:
• составление общешкольного расписания уроков по принципу «планирование от физкультуры»;
• введение «физкультуры по интересам» для учащихся 9-11-х классов с увеличением на 1 ч учебной нагрузки благодаря дополнительному образованию в общеобразовательных школах;
• одновременное проведение уроков физической культуры у всей параллели классов в нескольких местах занятий (в спортивных залах, на открытых площадках, в бассейне и т. п.). Это позволит полноценно проводить физкультурные занятия с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе, в рамках расписания учебного процесса;
• «сдваивание» классов с одновременным разделением учащихся на группы мальчиков и девочек. 4. Создание интегрированных комплексов («ресурсных центров»), в которых решаются задачи как оптимизации и интенсификации учебного процесса по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных школах, так и развития детско-юношеского спорта в учреждениях дополнительного образования. Вечерние часы в этих учреждениях могут быть использованы для работы спорторганизаторов по месту жительства с детьми и молодежью, а также людьми других возрастных категорий.
Учебный план учащихся 10-11-х классов в таких комплексах может предполагать их профильное обучение по направлению «Физическая культура» с дальнейшим поступлением в институт физической культуры ТюмГУ или в учебное заведение среднего профессионального образования. В каждом комплексе можно создать по одному классу предпро-фессиональной (профильной) подготовки из числа высококвалифицированных спортсменов города по видам спорта, профилируемым в конкретных учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ, СДЮСШОР).
В Тюмени предполагается создание нескольких ресурсных центров: СОШ № 57 и СДЮСШОР № 3, СОШ № 31 (или 15) и СДЮСШОР «Прибой», СОШ № 62 и СДЮСШОР № 3, СОШ № 91 и ДЮСШ «Водник». Примером эффективной работы явились результаты 10-летней давности на базе МОУ № 57 и ДЮЦ «Олимпия» г. Тюмени, когда 1200 школьников были дополнительно вовлечены в занятия физической культурой (а это 80 % от общего количества учащихся школы) и за 5 лет эксперимента заболеваемость школьников снизилась в 4 раза [4].
Содержание интегрированного физкультурного образования составляют 3 основных блока:
• Физическая культура в рамках основного общего образования учащихся.
• Дополнительное образование детей физкультурно-спортивной направленности.
• Физкультурно-оздоровительные мероприятия в рамках деятельности по месту жительства населения.
Первый блок состоит из 4 частей:
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня школьников, к которым относятся физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, в том числе и «час здоровья», ежедневные спортивные занятия в группах продленного дня («спортивный час»).
2. Уроки физической культуры как базовая форма физкультурного образования учащихся.
В младшем и среднем школьных возрастах основной материал для уроков физической культуры содержит основы знаний, различные двигательные умения и навыки, предусматривает развитие кондиционных и координационных способностей. При этом учебная нагрузка составляет 102 ч.
Содержание физкультурного образования старших школьников (9-11-х классов) может быть построено на концепции учебно-тренировочной специализации, суть которой заключается в более эффективном решении традиционных целей и задач школьного физкультурного образования за счет частичного использования принципов и средств спортивной тренировки по избранному обучающимися виду спорта [6]. Программа учебно-тренировочной специализации состоит из двух основных частей: базовой и вариативной.
Объем программного материала базовой части на учебный год составляет 60 ч.
Вариативная часть программы включает тренировочные специализации по видам спорта с преимущественно аэробной, игровой, атлетической и художественно-эстетической направленностью, в частности: плавание, лыжные гонки, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, атлетическая гимнастика, оздоровительная аэробика (девушки).
На учебно-тренировочную специализацию в старших классах отводится 136 ч в год (увеличение на 1 ч в неделю возможно за счет дополнительного образования).
3. Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом, включающие в себя занятия в спортивных секциях, группах лечебной физической культуры, корригирующей гимнастики.
4. Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: дни здоровья (ежемесячно), внутришкольные соревнования, туристические слеты,походы.
Содержание второго блока зависит от уровня интеграции основного и дополнительного физкультурного образования и выбора видов спорта по интересам.
Основная цель занятий физической культурой в системе дополнительного образования - удовлетворение физкультурно-спортивных потребностей обучающихся. Она реализуется посредством решения следующих задач:
• привлечение обучающихся общеобразовательных учреждений к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
• предоставление различных видов занятий по интересам;
• формирование у занимающихся основ здорового образа жизни.
Выбор занятий по интересам может быть предоставлен школьникам в зависимости от состояния материально-технической базы учреждения. Планирование дополнительного образования по видам спорта осуществляется на основе учебных программ для спор-
тивных школ с группами спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки.
Таким образом, содержание образовательного процесса в системе дополнительного физкультурного образования в условиях интеграции позволяет значительно расширить возможности удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей детей и молодежи, увеличить их двигательную активность и обеспечить переход на новый этап физического развития.
Содержанием третьего блока интегрированного физкультурного образования является организация физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения.
Свое частичное обоснование эта работа получила в 1999-2004 гг. [2, 3]. Сегодня мы предлагаем относительно новые подходы к ее эффективной реализации как в части системного управления организацией работы спорторганизаторов, так и в отношении привлечения всех социально-демографических групп населения посредством расширения видов оздоровительной деятельности по месту жительства.
Все ставки спорторганизаторов переведены по территориальному принципу в учреждения, подведомственные департаменту по спорту и молодежной политике, тем самым обеспечен системный контроль и регулирование физкультурно-оздоровительной работы со стороны руководителей учреждений.
Четко регламентирована деятельность спорторга-низатора, который сегодня на 1 ставку проводит систематические занятия (2-3 раза в неделю) с 4 группами по 25 человек и более в одной группе и физкультурно-спортивные мероприятия по месту жительства. Общий охват занимающихся на 1 спорторганизатора (1 ставка) составляет не менее 200 человек.
Ведется работа по увеличению видов деятельности и привлечению к занятиям и мероприятиям всех социально-демографических групп населения г. Тюмени (см. таблицу). Все виды деятельности обеспечиваются программно-методическим сопровождением.
Направления физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства
Разработаны методические рекомендации по организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста, совместных занятий дошкольников с их роди-
телями, бабушками и дедушками, людьми, которые «ожидают» юных занимающихся.
Отрабатывается система информирования населения о предоставляемых услугах: издание информационных афиш и буклетов, через СМИ и интернет.
Следующим этапом продвижения работы по месту жительства и в целом физкультурно-спортивных услуг отрасли является взаимодействие с партнерами: торговыми центрами, общественным транспортом, электронной справочной системой «Дубль-Гис», «Ростелеком».
Организация интегрированного физкультурного образования.
Технология организации физкультурного образования в условиях интеграции основного и дополнительного образования.
1. Проведение мониторинга состояния материально-технической базы образовательных учреждений.
2. Заключение договора о совместной деятельности общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования.
3. Определение уровня интеграции основного и дополнительного физкультурного образования.
4. Определение модели содержания физкультурного образования школьников (возможность интенсификации учебного процесса по физической культуре).
5. Определение учебной нагрузки в рамках организации дополнительного образования по видам спорта и физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства населения.
По результатам мониторинга развития физической культуры и спорта общеобразовательные учреждения по состоянию на 01.07.2013 г. располагают 302 спортивными сооружениями, из них:
• плоскостные спортивные сооружения (спортивные площадки, хоккейные корты и п. т.) - 175 ед.;
• плавательные бассейны для начального обучения
плаванию - 7 ед.;
• спортивные залы - 120 ед.
Организация физкультурно-спортивной работы на данной базе возможна не только в рамках учебного процесса школ. С целью эффективного использования материальной базы образовательных учреждений
Направления физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства
6 - 18 лет 18 - 40 лет 40 лет и старше
- Спортивные игры - Туризм - Подвижные игры - Настольные игры - ОФП - Катание на роликовых коньках - Катание на лыжах - Катание на коньках - Хоккей в валенках - Основные упражнения на турниках - Группы здоровья - Спортивные игры - Туризм -Настольные игры - ОФП - Скандинавская ходьба - Организация утренних зарядок - Закаливание - Клуб любителей бега - Танцы - Основные упражнения на турниках - Группы здоровья - Спортивные игры - Настольные игры - ОФП - Скандинавская ходьба - Организация утренних зарядок - Закаливание - Ходьба на лыжах - Развитие ветеранского спорта по видам - Клуб любителей бега - Танцы
Работа с людьми с ограниченными физическими возможностями здоровья (настольные игры, ОФП, скандинавская ходьба, организация утренних зарядок, ходьба на лыжах, плавание, бочча, дартс, настольный теннис)
предлагаются варианты организации дополнительного образования по видам спорта и физкультурно-спортивной работы по месту жительства населения.
Для организации данной работы все школы города можно условно разделить на 3 категории:
1-я категория - школы, имеющие незначительную материально-техническую базу: 1 спортивный зал и 1 плоскостное сооружение.
С 9 до 13 ч и с 15 до 19 ч на спортивной площадке - организация работы по дополнительному образованию детей спортивной школы, 8 групп начальной подготовки (НП), занятия 3 раза в неделю по 20 чел., охват 160 чел. (2,6 ставки тренера-преподавателя).
С 19 до 21 ч - работа спорторганизатора: 200 чел. в месяц (1 ставка), дополнительный охват регулярными занятиями - 360 чел.
В случае работы школы в 1 смену благодаря организации занятий в спортивном зале с 15 до 19 ч формируется 4 группы НП, занимающихся 3 раза в неделю по 20 чел., охват 80 чел. (1,3 ставки тренера-преподавателя). Охват дополнительно занимающихся в таком учреждении 1-й категории составит 440 чел.
2-я категория - школы, имеющие среднюю материально-техническую базу: 2 спортивных зала и 1 плоскостное сооружение.
С 9 до 13 ч и с 15 до 19 ч - организация работы по дополнительному образованию детей спортивной школы на спортивной площадке, 8 групп НП, занятия 3 раза в неделю по 20 чел., охват 160 чел. (2,6 ставки тренера-преподавателя)
С 19 до 21 ч - работа спорторганизатора: 200 чел. в месяц (1 ставка), дополнительный охват регулярными занятиями - 360 чел.
В случае работы школы в 1 смену благодаря организации занятий в 2 спортивных залах с 15 до 19 ч формируется 8 групп НП, занимающихся 3 раза в неделю по 20 чел., охват - 160 чел. (2,6 ставки тренера-преподавателя). Охват дополнительно занимающихся в таком учреждении (2-й категории) составит 520 чел.
3-я категория - развитая материально-техническая база: 2 спортивных зала, 2-3 плоскостных сооружения.
С 9 до 13 и с 15 до 19 ч - организация работы по дополнительному образованию спортивной школы на 2 спортивных площадках, 16 групп НП, занятия
3 раза в неделю по 20 чел., охват - 320 чел. (5,3 ставки тренера-преподавателя).
С 19 до 21 ч - работа спорторганизатора: 200 чел в месяц (1 ставка), дополнительный охват регулярными занятиями - 520 чел. (с учетом 3 площадок - 680 чел.,
4 площадок - 840 чел., 5 площадок - 1000 чел., ставки тренеров-преподавателей увеличиваются).
В случае работы школы в 1 смену благодаря организации занятий в 2 спортивных залах с 15 до 19 ч, формируется 8 групп НП, занимающихся 3 раза в неделю по 20 чел., охват - 160 чел. (2,6 ставки тренера-преподавателя). Охват дополнительно занимающихся в таком учреждении, с 2 спортивными площадками, составит 680 чел., с 3 площадками - 840 чел., с 4 площадками - 1000 чел., с 5 площадками - 1160 чел., со-
ответственно ставки тренеров-преподавателей увеличиваются.
Выводы. Реализация данного проекта позволит более качественно решать задачи физической культуры в рамках основного общего образования учащихся и эффективного использования спортивных залов и плоскостных спортивных сооружений общеобразовательных учреждений для реализации дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в рамках деятельности по месту жительства населения.
В качестве положительных эффектов также выступают:
• разработка соответствующей нормативно-правовой базы, организационной структуры, структуризации учебно-воспитательного процесса, определения функциональных прав и обязанностей участников данного процесса;
• достижение результатов, которые требуют дальнейшего поступательного движения, т. е. развития новых технологий обучения, новых форм взаимодействия и т. д.;
• максимальное использование имеющихся материально-технических ресурсов, находящихся в муниципальной собственности;
• открытие новых возможностей применения интеграции основного и дополнительного образования и как следствие - создание единого образовательного пространства в г. Тюмени;
• введение в практику способов оценки потенциала оздоровительной среды образовательных учреждений (оборудованные рекреации, плоскостные сооружения, специальный инвентарь и оборудование для увеличения объема двигательной активности детей после уроков), в результате чего происходит ранжирование школы и адекватно распределяются финансовые средства для повышения этого потенциала;
• организация материально-технического обеспечения с учетом состояния оздоровительной среды.
Литература
1. Концепция интеграции основного и дополнительного образования учащихся общеобразовательной школы: учеб. пособие / В.Г. Хромин, И.И. Сулейманов, Е.В. Хромин, В.Н. Потапов. -Тюмень: Вектор Бук, 2000. - 20 с.
2. Короткова Е.А. Инновационное развитие сферы физической культуры и спорта Тюменской области: проблемы и пути становления / Е.А. Короткова // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 1. - С. 10-13
3. Короткова Е.А. Управление инновациями в образовании / Е.А. Короткова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 1. - С. 2-4.
4. СмирновП.Г. Формирование здорового образа жизни населения средствами физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых занятий по месту жительства / П.Г. Смирнов, В.Н. Зуев, Т.В. Потапова, С.Н. Смирнова. - Тюмень: Вектор Бук, 2004. - 240 с.
5. Смирнов П.Г. Организация физкультурно-досуговой деятельности по месту жительства населения / П.Г. Смирнов, В.Г. Хромин: учеб. пособие. - Тюмень: Вектор Бук, 2003.
6. Хромин В.Г. Интеграция основного и дополнительного физкультурного образования школьников: монография / В.Г. Хромин. - Тюмень: изд-во ТюмГУ, 2000. - 174 с.
7. Хромин Е.В. Учебно-тренировочная специализация физкультурного образования старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Г. Хромин. - Омск. 1998 - 24 с.
8. Хромин Е.В. О стратегии системных инноваций в формировании здоровья подрастающего поколения / Е.В. Хромин, Е.А. Короткова, А.Э. Степанов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 4. - С. 2-5
References
1. The concept of integration of basic and extended education of comprehensive schoolchildren: teaching aid / V.G. Khromin, I.I. Suleymanov, E.V. Khromin, V.N. Potapov. - Tyumen: Vector Book, 2000. - 20 P. (In Russian)
2. Korotkova, E.A. Innovation development of the sphere of physical culture and sport of the Tyumen region: problems and ways of formation / E.A. Korotkova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2011. - № 1. - P. 10-13. (In Russian)
3. Korotkova, E.A. Innovation management in education / E.A. Korotkova // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2010. - № 1. - P. 2-4. (In Russian)
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
4. Smirnov, P.G. Formation of healthy way of life of people via domiciliary fitness and mass sports occupations / P.G. Smirnov, V.N. Zuev, T.V. Potapova, S.N. Smirnova. - Tyumen: Vector Book, 2004. - 240 P. (In Russian)
5. Smirnov, P.G. Organization of domiciliary sports and leisure activity / P.G. Smirnov, V.G. Khromin: teaching aid. - Tyumen: Vector Book, 2003. (In Russian)
6. Khromin, V.G. Integration of basic and post-secondary physical education of schoolchildren: monograph / V.G. Khromin. -Tyumen: publ. h-se of TyumSU, 2000. - 174 P. (In Russian)
7. Khromin, E.V. Training specialization of sports education of senior schoolchildren: abstract of Ph.D. thesis / E.V. Khromin. - Omsk. 1998 - 24 P. (In Russian)
8. Khromin, E.V. On the strategy of system innovations in formation of health of the rising generation / E.V. Khromin, E.A. Korotkova, A.E. Stepanov // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2013. - № 4. - P. 2-5. (In Russian)
Поступила в редакцию 23.09.2013 г.
УДК: 070.1
ПРОБЛЕМА «ФИЗКУЛЬТНЕГРАМОТНОСТИ» В КОНТЕКСТЕ МАСС-МЕДИА Е.А. Калиева
Информационно-аналитический отдел Тюменского городского многопрофильного центра, Тюмень
Ключевые слова: физкультнеграмотность, средства массовой информации, массовый спорт, реклама.
Понятие «физкультнеграмотности» упоминается основоположником физического образования П. Ф. Лесгафтом в «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста»: «В середине 20-х гг. вместе с созданием ликбезов развернулось движение за ликвидацию «физкультнеграмотности», которое сопровождалось вовлечением широких масс населения в спортивные секции, разъяснением оздоровительной и воспитательной роли занятий физическими упражнениями».
Очевидно, что проблема «физкультнеграмотности» в контексте масс-медиа сложилась под влиянием массовой культуры, появление и развитие которой часто связывают с развитием средств массовой информации, с задачами пропаганды определенной идеологии, ценностей и образа жизни. Массовая культура воспитывает в человеке потребителя, провозглашая, что главное в жизни - удовлетворение сиюминутного желания, прокламирует культ моды, некритичное пассивное сознание с безмерной жаждой потребления.
Сегодня мы вынуждены констатировать факт выявления проблемы «физкультнеграмотности», которая определяется крайне низким уровнем грамотности населения по всем вопросам здорового образа жизни и физической культуры. Большинство населения слабо информировано о реальном состоянии своего здоровья и физической подготовленности, о факторах, определяющих физическое состояние человека, средствах воздействия на него, методике применения этих средств. До сих пор деятельность средств массовой информации (СМИ) не направлена на формирование у каждого человека потребности в активных занятиях физической культурой. Не сформировано положительное общественное мнение по отношению к физической культуре и спорту. При этом все мы понимаем, что значительная заслуга в приобщении людей к здоровому образу жизни принадлежит именно средствам массовой информации.
Цель исследовании - определить возможности СМИ влиять на положительное отношение людей к физической культуре и спорту путем продвижения информационных технологий.
Результаты исследования и их обсуждение. На данном этапе реализации маркетинговой программы департамента наряду с активным информированием населения о городских спортивно-массовых
мероприятиях, услугах отрасли спорта ведется информационное продвижение физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, в рамках которой осуществляется деятельность спортивных организаторов. Информационное продвижение включает в себя массовое информирование населения о мероприятиях посредством размещения релизов во всех СМИ города, включая организацию телесюжетов и радиопрограмм в рамках анонсирования мероприятий, работу отдела и СМИ на мероприятиях, итоговые материалы, включая фотоотчет по завершении мероприятий, разработку текстов для записи и проката аудиороликов, разработку баннеров, афиш, буклетов и другой полиграфической продукции, которая сопровождает мероприятия, организацию и проведение пресс-конференций и разработку отдельных медиапланов по наиболее массовым мероприятиям. В рамках продвижения в масс-медиа деятельности спор-торганизаторов с целью привлечения к занятиям спортом большего количества людей в электронных информационно-справочных системах, таких как «ДубльГИС», «4 ГЕО», «Тюмень - наш дом», разработаны дополнительные слои «Мой спорторганизатор». Радиостанции города транслируют аудиоролик, призывающий население к бесплатным занятиям спортом. Несколько тысяч экземпляров афиш с целью пропаганды здорового образа жизни и массового информирования населения о бесплатных занятиях спортом распространяются во всех торговых центрах города, в общественном транспорте (около 900 единиц), во всех учреждениях основного и дополнительного образования, в учебных заведениях начального, среднего специального и высшего образования, а также в местах организации работы по месту жительства.
Выводы. Масс-медиа, воздействуя на миллионы людей, имеет неограниченные возможности для привлечения внимания, формирования устойчивого интереса, мотивации, желания заниматься спортом посредством массового информирования населения о главных спортивных, физкультурно-оздоровительных мероприятиях города, приобщения населения к массовому спорту через активную пропаганду деятельности спорторганизаторов, широкого информирования населения о бесплатных детских секциях по различным видам спорта, формирования и укрепления имиджа тюменских спортсменов.
Информация для связи с автором: mangeley60@mail.ru
Поступила в редакцию 23.09.2013 г.