УДК 37
Психолого-педагогические науки
Чуринов Андрей Александрович, старший преподаватель, Петрозаводский государственный университет, Россия, г.Петрозаводск
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗ РОССИИ И
ФИНЛЯНДИИ
Аннотация: В статье рассматривается концепция физического воспитания в образовательных учреждениях России и Финляндии. Особенности содержания программы физического воспитания в учреждениях высшего образования. Анализ социологического исследования среди студентов финского университета.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическое развитие, программа, мероприятия, возраст, высшее образование, исследование, содержание, студенты.
Annotation: The article considers the concept of physical education in educational institutions of Russia and Finland. Features of the physical education program in higher education institutions. Analysis of sociological research among Finnish university students.
Keywords: physical education, physical development, program, activities, age, higher education, research, content, students.
Комплексная программа физкультурного образования студентов вузов в России включает в себя следующие части:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение учебного дня, к которым причисляются гимнастика, физкультурные минутки во время занятий, физические упражнения, а также подвижные игры в перерывах между занятиями, занятия в спортивных секциях;
- занятия физической культурой как основная форма физкультурного образования студентов.
Основной материал по дисциплине физическая культура составляют:
- основы физиологических знаний,
- всевозможные двигательные умения и навыки, развитие физических качеств и требования к подготовке будущих специалистов;
- самостоятельные формы занятий физической культурой и спортом, которые предусматривают занятия в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах;
- внутривузовские физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: дни здоровья, дни спорта, туристические походы, соревнования и т.д.
Традиционный подход предусматривает изучение основ различных видов спорта и физической культуры в рамках программы. Как правило это следующие виды спорта: легкая атлетика; гимнастика; атлетическая гимнастика; волейбол; баскетбол; настольный теннис; плавание; общая и профессионально-прикладная физическая подготовка.
Положительным аспектом вышеуказанного распределения учебного материала является то, что каждому студенту предоставляется возможность овладения широким спектром двигательных умений и навыков, освоения основ различных видов спорта и физкультурно-оздоровительной активности, формирования разносторонней физической подготовленности (в сравнении с более специфичной физической подготовленностью при реализации спортивно-видового подхода).
В действительности наиболее часто наблюдается ситуация, когда учебные группы занимаются тем видом спорта и/или двигательной активности, которым позволяет заниматься имеющаяся в наличии ВУЗа спортивная база. При спортивно-видовом подходе возникает возможность учета потребностей, интересов, мотивации студентов. Так, к примеру, в рамках элективных курсов, предполагается выбор занятий определенным видом спорта/физкультурно-оздоровительной деятельности в течение как одного семестра, так и учебного
года.
Такой формат физического воспитания позволяет организовать преподавание на более высоком профессиональном уровне при этом с сохранением целевой направленности физического воспитания, а также реализации основной задачи обеспечения высокого уровня общей физической подготовленности студентов.
Важнейшим положительным аспектом в реализации спортивно-видового подхода является возможность смещения акцентов в оценке физической подготовленности с абсолютных показателей на относительные, которые, в свою очередь, могут свидетельствовать об индивидуальной динамике результатов студента.
В отношении совершенствования самооценки физическому воспитанию в Финляндии принадлежит решающая роль [1].
В высших учебных заведениях Финляндии курс физкультуры обязателен для изучения. Немаловажно, что финские студенты имеют возможность самостоятельно выбрать углублённый курс физкультуры, в рамках которого, в свою очередь, они могут выбрать интересующее их направление.
Предмет «физическое воспитание» в вузах Финляндии предполагает освоение теоретической и практической части. В рамках теоретического блока студенты изучают влияние различных факторов, таких как алкоголь, вредная еда, количество и качество сна, физические нагрузки, на физическую форму. Практическая часть практически не отличается от занятий физкультурой в Российских вузах, при этом занятия вызывают зачастую больший интерес за счет индивидуализации подхода к каждому студенту.
Занятия по физическому воспитанию нередко проходят на улице, в них присутствуют игровые элементы обучения. В рамках занятий студенты не только отрабатывают положенные упражнения, но ещё и играют в различные нестандартные подвижные игры.
Студентам финских вузов предоставляется бесплатный и неограниченный доступ к бассейну и спортивному спортзалу, оснащенному специальным
оборудованием и инвентарем.
Отдельным категориям студентов, имеющим ограничения по показаниям здоровья, и не имеющим возможность заниматься физической культурой наравне с другими, предлагается курс лечебной физической культуры.
В начале учебного года в рамках программы организуются мероприятия с целью ознакомления с физкультурой. Занятия проходят, как правило, 1-2 раза в неделю. Студенты, выбравшие направления, связанные с физическими нагрузками, к примеру, «физическое воспитание», сдают нормативы.
В практической части работы было проведено социологическое исследование среди студентов университета г. Рованиеми.
Цель социологического исследования - определить отношение студентов к физической культуре и спорту, мотивов занятий спортом, любимых видов спортивного досуга.
Задачи социологического исследования:
1. Определить причины, по которым студенты считают важным заниматься спортом.
2. Изучить соотношение студентов ведущих спортивный образ жизни и не занимающихся спортом.
3. Выявить, какие виды спорта наиболее популярны среди студентов.
4. Определить, какие проблемы возникают у студентов на пути занятия физической культуры и спортом.
Исследование осуществлялось посредством анкетирования студентов финского ВУЗа. Анкета содержала варианты ответов, при этом респондентам предоставлялась возможность дополнения предложенных вариантов собственными.
В анкетировании приняли участие 213 человек, в то числе 139 юношей и 74 девушки. В их числе 206 студентов занимается спортом любительски, 4 -профессионально (лыжный спорт, плавание, легкая атлетика), 3 человека не занимается спортом совсем.
Для выявления мотивов к занятиям спортом студентам был задан вопрос
о том, чем для студентов является спорт. В данном вопросе можно было выбрать несколько вариантов ответа. Диаграмма распределения ответов представлена на (рис.1).
Рис.1. Ответ на вопрос «Чем для вас является спорт?»
Наибольшее число студентов считают спорт стилем здоровой, активной жизни (93%); залогом отличного самочувствия и хорошего настроения (79%). Значительная часть респондентов отметили, что занимается спортом для поддержания хорошей физической формы (88%). Тяжким трудом спорт сочли 26% респондентов.
Как показало анкетирование (рис.2), Большая часть студентов посвящает занятиям спортом несколько дней в неделю - 151 чел., ежедневно занимаются спортом - 38 чел, совершенно не занимается спортом 3 человека.
Как часто Вы занимаетесь спортом? (чел.)
140
120
100
80
60
40
20
151
38
21
3
каждый день
несколько раз в неделю
несколько раз в месяц
не занимаюсь спортом вообще
Рис.2
Наиболее популярны среди студентов зимние виды спорта - ими занимаются 61% опрошенных (рис.3). Практически в равном по популярности соотношении оказались игровые виды спорта, легкая атлетика и водные виды спорта - от 31 до 42%. Значительное число студентов указали в свободном варианте ответа, что занимаются в тренажерном зале, фитнесом - 48%. При этом многие респонденты указали, что занимаются/лись сразу несколькими видами спорта.
Рис.3
Распределение ответов студентов на вопрос о том, какие вида спорта им нравятся безотносительно того, занимаются ли они ими, приведены на диаграмме (рис.4). В этом рейтинге лидирующими оказались зимние и водные виды спорта - их выбрали 71 и 69% студентов соответственно, а также легкая атлетика - 65%.
Рис.4
На вопрос о том, как спорт появился в их жизни (рис.5), большая часть опрошенных студентов заявили, что заниматься стали самостоятельно - 37% респондентов, 25% опрошенных указали, что в спорт их привели родители, 27% студентов отметили, что увлеклись и начали заниматься спортом в школе.
Как спорт появился в Вашей жизни?, %
10 37
25 11
11
привели родители в спорт пришел с другом заинтересовался(лась) сам(а) начал в школе
в спортивную секцию
Рис.5
Хотели бы продолжать заниматься спортом 198 опрошенных студента. В то же время 98 студентов отметили, что их занятиям зачастую мешает нехватка времени, на лень пожаловались 35 человек, 3 студента указали, что занятиям спортом мешает состояние здоровья.
При этом, по результатам анкетирования за отдельными спортивными состязаниями и новостями (по интересам) с удовольствием следят 185 студентов, 25 респондентов ответили, что им это не интересно, и 3 человека указали, что совсем не смотрит спортивные новости.
По итогам проведенного сравнительного анализа концепций физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации и Финляндии можно сделать вывод о том, что системы имеют достаточно схожую специфику и направленность преподавания.
При этом в Финляндии большее внимание уделяется индивидуальному подходу к каждому обучающемуся, а также популярным (традиционным) видам спорта, созданию благоприятных условий для занятия физической
культурой и спортом, современному и безопасному материальному оснащению физкультурно-оздоровительных объектов в образовательных организациях.
Однако, педагогическое сообщество и родительство в Финляндии отмечают, как отрицательный аспект тот факт, что количество обязательных уроков недостаточно. Данный вопрос в настоящее время поднимается педагогами-учеными и подлежит особому исследованию. «Вполне вероятно, что при наличии строгих научных данных нынешние усилия по выделению большего количества времени для физического воспитания должны быть более легко оправданы и поддержаны» [2].
Недостатком системы физического воспитания Финляндии также является то, что в дополнительных занятиях задействована, как правило, та часть школьников и молодежи, которая уже и без того занимается физической культурой и спортом.
Результаты проведенного социологического исследования показали, что среди финского студенчества спорт очень популярен и воспринимается молодежью не как тяжкая повинность, а как стиль жизни, ведущий к здоровью и долголетию. Этому способствует в значительной степени политика в области образования, ориентированная на воспитание здоровья и здорового образа жизни детей и молодежи посредством вовлечения их в различные формы двигательной активности на протяжении всей жизни.
Список литературы
1. Гуськов С.И., Дегтярева Е.И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах. Режим доступа: http://sportlib.info/Press/FKVOT/1996N3/p43-49.htm
2. Sami Yli-Piipari (2014) Physical Education Curriculum Reform in Finland, Quest, 66:4, 468-484, DOI: 10.1080/00336297.2014.948688