Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА'

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ОВЗ / социализация / физическая реабилитация / физкультурно-оздоровительные технологии / children with disabilities / socialization / physical rehabilitation / physical activity technologies

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коловангина Лариса Сергеевна, Голубева Елена Юрьевна

В статье рассмотрено влияние физической реабилитации на социализацию детей с ОВЗ и проанализированы физкультурно-оздоровительные технологии на примере ГБУ АО «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коловангина Лариса Сергеевна, Голубева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS TECHNOLOGIES AS A RESOURCE FOR SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN A REHABILITATION CENTER

The article considers the impact of physical rehabilitation on the socialization of children with disabilities and analyzes physical culture and wellness technologies on the example of the «Arkhangelsk Multidisciplinary Rehabilitation Center for Children».

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА»

УДК 796+615.825+376

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Коловангина Лариса Сергеевна

студентка,

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) Федеральный университет

имени М.В. Ломоносова», г. Архангельск, Россия E-mail: kolovanginalarisa@gmail. com

Научный руководитель: Голубева Елена Юрьевна

профессор кафедры социальной работы и социальной безопасности Северного (Арктического) Федерального университета имени М.В. Ломоносова»,

доктор биологических наук, г. Архангельск, Россия E-mail: kolovanginalarisa@gmail. com

PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS TECHNOLOGIES AS A RESOURCE FOR SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES

IN A REHABILITATION CENTER

Kolovangina Larisa Sergeevna

student, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov,

Arkhangelsk, Russia E-mail: kolovanginalarisa@gmail. com

Supervisor: Golubeva Elena

Professor of the Department of Social Work and Social Security of the Northern

(Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov,

Doctor of Biological Sciences, Arkhangelsk, Russia E-mail: kolovanginalarisa@gmail. com

Аннотация. В статье рассмотрено влияние физической реабилитации на социализацию детей с ОВЗ и проанализированы физкультурно -оздоровительные технологии на примере ГБУ АО «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей».

Abstract. The article considers the impact of physical rehabilitation on the socialization of children with disabilities and analyzes physical culture and wellness technologies on the example of the «Arkhangelsk Multidisciplinary Rehabilitation Center for Children».

Ключевые слова: дети с ОВЗ, социализация, физическая реабилитация, физкультурно-оздоровительные технологии.

Keywords: children with disabilities, socialization, physical rehabilitation, physical activity technologies.

Дети с ОВЗ являются отдельной категорией населения, выделяющейся тем, что имеет особые потребности. Общество неоднозначно относится к данной категории, что значительно затрудняет процесс социализации [3].

В Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 3.05.2008 ст.7 указано, что государства принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми, а также обеспечивают, чтобы детям -инвалидам

оказывали помощь, соответствующую инвалидности и возрасту [1].

Вопрос социализации детей-инвалидов является актуальным, поскольку существуют много объективных трудностей, связанных с их интеграцией в общество и приспособлением к окружающей среде. Эти трудности могут быть вызваны различными факторами, включая биологические, психологические и социальные, и могут проявляться в разной степени. Однако, процессы реабилитации и общественного воспитания могут существенно помочь в решении этих проблем.

Для обеспечения полноценной социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо разработать условия и методы, которые позволят компенсировать ограничения, которые мешают его социализации и развитию личности [4].

Предлагаемая государством Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года направлена на обеспечение доступности для всех инвалидов эффективных и качественных реабилитационных (абилитационных) услуг, а также создание необходимых условий для их инклюзии, социальной адаптации и максимально возможной интеграции во все сферы жизни общества [2].

Система учреждений социального обслуживания играет ключевую роль в социальной адаптации детей с ОВЗ. Они постоянно совершенствуют свою работу, внедряя новые методики и формы помощи. Примером такой инновации стали физическая реабилитация с применением физкультурно-оздоровительных технологий, которая доказала свою эффективность в процессе адаптации и социализации детей с ОВЗ.

Лечебная физическая культура (ЛФК) представляет собой метод физической реабилитации, направленный на стимуляцию положительных реакций организма и развитие необходимых двигательных умений, навыков, физических качеств и способностей для лиц с устойчивыми нарушениями функций организма, вызванными заболеваниями, травмами или врожденными

дефектами. Занятия ЛФК оказывают широкое воздействие на различные системы организма, способствуют восстановлению и улучшению функций, ограниченных у людей с ОВЗ. В содержание занятий входят разнообразные технологии и методы: массаж, йога, гимнастика, физиотерапия, занятия с использованием ортопедических приспособлений и психологические методы [6].

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдается быстрое утомление, нескоординированные движения, мышечный дисбаланс, гипертонус и повышенная восприимчивость к заболеваниям. Специалисты в области реабилитации давно используют элементы ЛФК в системе физической, психологической и социальной реабилитации для таких детей. ЛФК положительно влияет на их здоровье, общее психологическое и физическое состояние, а также эффективно помогает им в процессе социализации.

В физической реабилитации необходимо учитывать не только возраст и особенности ребенка, но также и правильно дозировать упражнения, включая определение продолжительности, исходных положений, количества повторений, темпа, амплитуды движений, а также чередование нагрузки и отдыха.

Для детей с ОВЗ эффективными видами физкультурно-оздоровительной деятельности могут быть индивидуальные занятия, такие как оздоровительная ходьба, бег, гимнастика, лыжные и велосипедные прогулки и походы, которые помогают укрепить организм, предупредить заболевания и развить личностные качества. Кроме того, важна и семейная форма занятий, которая позволяет ребенку общаться и получать эмоциональную поддержку.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, предлагаемые в реабилитационном центре, имеют разнообразные формы, однако их совместное применение часто затруднено из-за организационных проблем [5].

В ГБУ Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей», который занимается реабилитацией и

обучением детей в возрасте от 0 до 18 лет с нарушениями опорно -двигательного аппарата, в основном - детей с детским церебральным параличом.

Учреждение акцентирует свое внимание на обучении детей, их физической реабилитации и социализации по учебному плану, в который включены ЛФК и профориентационные занятия, а также с помощью реализации дополнительных внеурочных развивающих мероприятий (рис. 1). Внеурочные мероприятия не включены в расписание, но проводятся также в учебном процессе, делая замены профильных предметов на их проведение.

1А 1Г ЗА 4А 4Г ад 5А 6А 8А 9А 10А НА 12А

а 1 Классный час «Разговоры о важном»

о в 2 Русский Письмо Лит. чтение Орк. мир Орк. мир Русский ОДНКНР Русский Алгебра Физика История Русский Англ.

Д е 3 Матем. Матем. Русский Русский Русский Матем. Русский Технол. Фнзк. Англ. Физика Геогр. Итсорня

л ь 4 Фнзк/ ЛФК Чтение Фнзк ЛФК Лит. чтение Матем. Изо Литер. Технол. Англ. Алгебра Русский Информ. Общ.

к 5 Литер чтение кружок Англ. Матем. Чтение Чтение ЛФК Литер. Технол. История Информ. Матем. Русский

6 к/з психол. ЛФК Изо Англ. Англ. Технол. Общ. Фнзк. Литер. Физика

7 ЛФК Ритм. Фнзк. ЛФК Физика психол. Англ. История Литер.

8 Ритм). Общ.

в т 1 Музыка Письмо Окр. Русский Чтение Тв. мает. Матем. Русский Общ. Русский психол. ЛФК Инф. (ф)

р 2 Матем. Матем. Матем. ЛФК Русский Матем. История Матем. Геом. Литер. Русский Физика Физика

к 3 Русский Чтение Русский Литер, чтение Матем. Ритм. Русский История Русский Физика Геом. Матем. ОБЖ

4 Фнзк1' ЛФК Технол. Фнзк ЛФК Матем. Русский Русский Литер. Общ. Литер. Геом. ЛФК Инф. Матем.

5 Литер чтение Музыка Лит. чтение Ритм. Чтение Ритмика Фнзк. Инф ЛФК Геом История ЛФК

6 к/з ЛФК к/з кружок Изо Литер. Фнзк. Нем. Технол. Русский Инф.

7 Ритм. кружок ЛФК Геогр. Нем. Технол. Фнзк. Фнзк.

8 Техн. Фнзк. Фнзк.

с р 1 Матем. Изо Литер, чтение Музыка Чтение Русский Матем. Русский История Технол. Геог. Англ. Англ.

е д а 2 Русский Чтение Русский Технол. Матем. Окр. Англ. Матем. Химия Технол. Фнзк. Матем. Общ.

3 Литер, чтение Матем. Матем. Фнзк1' ЛФК Русский Матем. Технол. Геогр. Англ. Алгебра Алгебра Химия Ист.

4 ЛФК Фнзк/ ЛФК Музыка Матем. Технол. Чтение Технол. Англ. Химия Химия Русский Ист. Матем.

5 Технол. Технол. ЛФК' Фнзк. к/з Матем. Музыка Русский Англ. Общ. Матем. Хим.' геогр.

6 Конц. Гр. Ритмика к/з ЛФК психолог Фнзк/ ЛФК Матем. Алгебра История Химия Англ. Англ.

7 кружок ЛФК Изо Фнзк. Химия Биол.

8 ОБЖ

ч е 1 ЛФК Матем. Матем. Русский Окр Технол. Фнзк/ ЛФК Матем. Русский Геогр. Русский Русский Русский

т в е 2 Матем. Чтение Русский Матем. Русский Музыка Фнзк/ ЛФК Биол. Литер. Литер. Алгебра Матем. Биол.

Р г 3 Русский Письмо Литер, чтение Разв. Речи Матем. Русский Русский Изо Биол. Фнзк. Литер. Матем. СФ) Матем.

4 Изо кружок к/з Лит. чтение Чтение Чтение Матем. Русский ЛФК Геом. Биол. Технол. Литер.

5 Литер, чтение ЛФК Изо Индив. ЛФК Музыка Литер. Геом. Русский Биол. Технол. Матем.

6 Лого ркитм. психол. Лого, ритм Геогр. Фнзк1 ЛФК Биол. Русский Матем. (Ф) Литер. Технол.

1 к/з ЛФК психолог Фнзк. Химия Нем. Фнзк. Технол.

8 Геогр. Нем. Русский СФ) Фнзк.

и я 1 ЛФК СБО Русский Окр. Психол. Психол. Матем. Англ. История Алгебра Русский Русский Русский

н и 2 Матем. психол. Окр. Фнзк. ЛФК ЛФК История Матем. Англ. Русский Литер. Инф. Инф.

ц а 3 Русский Письмо к/з Русский Фнзк. Окр. Русский История „Алгебра Инф. .Алгебра Англ. Англ.

4 Окр. Окр Англ. Литер, чтение Муз. Муз. ЛФК/ Фнзк. Русский Геогр. История Инф. Русский Матем.

5 Фнзк. Лого ритм. Фнзк'1 ЛФК СБО Англ. психол. Физика Русский Англ. Общ. Матем. СФ)

6 психол. Ритм. Англ. Литер. к/з Фнзк. к/з История Литер. Астр.

7 вокал вокал Литер. ЛФК История Фнзк. Литер.

8 ОБЖ

Рис. 1. Расписание уроков и занятий на 2022-2023 учебный год

В содержание программ внеурочной деятельности включены: спортивные секции, кружки, факультативные занятия, творческие и спортивные мероприятия. Их цель - комплексная работа над всесторонним развитием ребенка с ОВЗ для его оздоровления, успешной адаптации и социализации.

Включение оздоровительных занятий в учебный процесс - очень важная часть реабилитации ребенка. В Центре реализуется программа по дополнительному образованию «Пилатес для детей с ограниченными возможностями» с 5 до 17 лет, срок реализации которой 5 лет.

Целью программы является развитие всех физических качеств, координации силы, гибкости, развитие чувства ритма, овладения базовыми элементами пилатеса.

Отличительной особенностью данной программы является введение в детские занятия новых технологий, основанных на укреплении мышц позвоночника и всего организма в целом, а также индивидуальная работа с детьми, имеющими различные отклонения. Продолжительность занятия разнится от 20 до 40 минут, в зависимости от физического и психического состояния ребенка.

Предполагаемыми результатами программы являются повышение гибкости, силы и подвижности суставов, достижение координации и баланса, выравнивание различных частей тела, коррекция неправильной осанки, улучшение общего здоровья путем стимуляции сердечно-сосудистой и лимфатической системы, улучшение обмена кислорода и выделение эндорфинов, которые отвечают за хорошее настроение.

С 2006 года на базе центра в летнее время функционирует летний оздоровительный лагерь «Мечта», который реализуется в одну смену (18 дней). Ежегодно в нем собираются 40 детей с ограниченными возможностями здоровья от 7 до 14 лет. Лагерь «Мечта» является единственным инклюзивным лагерем в городе. Лагерь предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей с ОВЗ, не только учащихся центра, но и других коррекционных школ города.

Немаловажный аспект, от которого зависит успех развития инклюзии, это готовность к ней общества, уровень развития толерантной культуры людей. Не все родители безропотно воспринимают своего ребёнка участником инклюзивного процесса, особенно если это обычный ребёнок. Тот факт, что практически здоровые дети из школ города ежегодно присутствуют в числе воспитанников лагеря «Мечта» говорит о том, что их родители готовы к включению детей в процесс общения с особыми детьми. Основная цель лагеря заключатся в том, чтобы создать оптимальные условия для восстановления здоровья, организации досуга и развития творческого потенциала учащихся с инвалидностью центра и других школ во время летних каникул. Это также включает развитие индивидуальных способностей и физической активности. Основные направления лагеря:

- физкультурно-оздоровительные, которые включают в себя веселые старты, дни здоровья, подвижные игры на свежем воздухе и беседы о ЗОЖ и

др.;

- творческие: мастер-классы по рисованию, музыкально-развлекательные мероприятия и др.;

- досуговые: массовые праздники, экскурсии.

Как отмечают специалисты центра, ежегодный летний лагерь как форма работы с детьми, прижилась в Центре, и более того, оказалась востребованной, современной и соответствующей принципам инклюзивного образования. Лагерь «Мечта» - пример социальной инклюзии.

Таким образом, физкультурно-оздоровительные технологии, в том числе и ЛФК, помогают детям с ограниченными возможностями здоровья развивать навыки и умения, которые необходимы для успешной социализации и адаптации в обществе. ГБУ АО социального обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей» предоставляет все возможности для успешной социализации ребенка, создавая все условия для развития гармоничной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей от 13.12.2006) (вступила в силу 03.05.2008). - Текст: электронный. - URL: https://www.un.org/russian/documen/convents/disability.html (дата обращения: 22.06.2023).

2. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов, на период до 2025 года [Текст] : Распоряжение правительства Российской Федерации от 18.12.2021 г. № 3711-р // Правительство России. - 2021. - Текст: электронный. - URL: http://static.government.ru/media/files/xjgGMUlASodvh3c8R4hAqxEEDgtFdM2g.p df (дата обращения: 22.06.2023).

3. Козырева О.А. Анализ дефиниции «лицо с ограниченными возможностями здоровья» / О.А. Козырева // The Newman in Foreign policy. -2017. - № 37 (81). - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-definitsii-litso-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 22.06.2023).

4. Казакова Л.А. Особенности социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья / Л.А. Казакова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 11. - С. 256-266. - Текст: электронный. -URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18041230 (дата обращения: 23.06.2023).

5. Любимова М.М. ЛФК для реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в условиях реабилитационного центра / М.М. Любимова // Электронный научный журнал. - 2017. - № 6 (21). - С. 132137. - Текст: электронный. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29827668 (дата обращения: 23.06.2023).

6. Чуфарова Л.И. Занятия ЛФК как метод социальной реабилитации и восстановления двигательных функций инвалидов / Л.И. Чуфарова, А.П. Кузьмина // Наука-2020. - 2019. - № 1 (26). - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37144719 (дата обращения: 23.06.2023).

180

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.