Научная статья на тему 'ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ЦЕЛЬЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА'

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ЦЕЛЬЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
154
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Милюков А.И., Демидова Т.Е., Ерёмин М.В.

Важнейшим элементом социальной политики является развитие системы социальной защиты и социального обслуживания населения, которая в настоящее время еще далека от совершенства. Изменившаяся сегодня экономическая политика РФ потребовала кардинального изменения всей социальной системы государства. Одной из социальных проблем современного времени является детская инвалидность. В России, как и во всём мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер. Создание всеобъемлющего правового поля для успешной реализации программ реформирования всей социальной сферы и социальной защиты населения-первоочередная задача законодательных органов Российской Федерации и её субъектов. Социализация детей-инвалидов занимает особое место в социальной политике государства, данная проблема заимеет особое место т.к. количество дети с ограниченными возможностями с каждым годом стремительно растёт. Данная тенденция обусловлена влиянием наследственности, неправильным образом жизни родителей, экологическими и иными факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Милюков А.И., Демидова Т.Е., Ерёмин М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOSOCIAL MEASURES FOR THE REHABILITATION OF DISABLED CHILDREN IN ORDER TO INVOLVE THEM IN THE MODERN LIFE OF SOCIETY

The most important element of social policy is the development of a system of social protection and social services for the population, which is currently far from perfect. The economic policy of the Russian state that has changed today has required a radical change in the entire social system of the state. One of the social problems of modern times is the problem of child disability. In Russia, as in the whole world, there is a steady increase in the number of disabled children. At the beginning of the new millennium, the problem of child disability in Russia is becoming truly nationwide. The creation of a comprehensive legal framework for the successful implementation of programs for the reform of the entire social sphere and social protection of the population is a priority task of the legislative bodies of the Russian Federation and its subjects. The socialization of disabled children occupies a special place in the social policy of the state, this problem will have a special place because the number of children with disabilities is growing rapidly every year. This trend is due to the influence of heredity, improper lifestyle of parents, environmental and other factors.

Текст научной работы на тему «ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ЦЕЛЬЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ К СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Психосоциальные мероприятия по реабилитации детей-инвалидов с целью вовлечения

их к современной жизни общества

Psychosocial measures for the rehabilitation of disabled children in order to involve them in

the modern life of society

Милюков А.И.

Магистрант,

Российский государственный социальный университет (РГСУ),

РФ, г. Москва e-mail: milyukov-1997@mail.ru

Milyukov A.I.

Master's student Russian State Social University (RSSU),

Russia, Moscow e-mail: milyukov-1997@mail.ru

Демидова Т.Е.

доктор исторических наук, профессор кафедры социальной работы, Российский государственный социальный университет (РГСУ),

РФ, г. Москва e-mail: ted-05@list.ru

Demidova T.E.

doctor of historical sciences, professor of the department of social work,

Russian State Social University (RSSU),

Russia, Moscow e-mail: ted-05@list.ru

Ерёмин М. В.

кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет (РГСУ),

РФ, г. Москва e-mail: eremin-max@mail.ru

Eremin M. V.

Ph.D., Associate Professor Russian State Social University (RSSU),

Russia, Moscow e-mail: eremin-max@mail.ru

Аннотация.

Важнейшим элементом социальной политики является развитие системы социальной защиты и социального обслуживания населения, которая в настоящее время еще далека от совершенства. Изменившаяся сегодня экономическая политика РФ потребовала кардинального изменения всей социальной системы государства. Одной из социальных проблем современного времени является детская инвалидность. В России, как и во всём мире, наблюдается неуклонный рост числа детей-инвалидов. В начале нового тысячелетия проблема детской инвалидности в России приобретает поистине общенациональный характер. Создание всеобъемлющего правового поля для успешной реализации программ реформирования всей социальной сферы и социальной защиты населения-первоочередная задача законодательных органов Российской Федерации и её субъектов. Социализация детей-инвалидов занимает особое место в социальной политике государства, данная проблема заимеет особое место т.к. количество дети с ограниченными возможностями с каждым годом стремительно растёт. Данная тенденция обусловлена влиянием наследственности, неправильным образом жизни родителей, экологическими и иными факторами.

Annotation.

The most important element of social policy is the development of a system of social protection and social services for the population, which is currently far from perfect. The economic policy of the Russian state that has changed today has required a radical change in the entire social system of the state. One of the social problems of modern times is the problem of child disability. In Russia, as in the whole world, there is a steady increase in the number of disabled children. At the beginning of the new millennium, the problem of child disability in Russia is becoming truly nationwide.

The creation of a comprehensive legal framework for the successful implementation of programs for the reform of the entire social sphere and social protection of the population is a priority task of the legislative bodies of the Russian Federation and its subjects. The socialization of disabled children occupies a special place in the social policy of the state, this problem will have a special place because the number of children with disabilities is growing rapidly every year. This trend is due to the influence of heredity, improper lifestyle of parents, environmental and other factors.

Ключевые слова: здоровье, дети-инвалиды, социализация, реабилитация, социальная работа.

Key words: health, disabled children, socialization, rehabilitation, social work.

Под правовыми принципами подразумеваются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права или ее отдельных отраслей. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. Попадая в трудную жизненную ситуацию человек теряется и ему необходима помощь. Преодолеть трудности самостоятельно в некоторых случаях невозможно, так как они предопределены определёнными социально-экономическими условиями, которые тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство берёт на себя определенную задачу, несёт ответственность за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, льготы, социальные пособия и иные услуги.

Всеобщность и доступность права социального обеспечения вытекает из Конституции Российской Федерации, в статье 39, указано, что государство гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законом. При этом распространяется на всех граждан Российской Федерации.

Гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, предоставляют социальные услуги, в соответствии с законодательством о социальном обслуживании и рассматривают как клиента социальной службы. Трудная жизненная ситуация нарушает жизненную деятельность человека, например: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, которую он не может преодолеть самостоятельно.

Детям инвалидам и семьям, в которых есть ребёнок инвалид, полагаются пособия и льготы, они представляют собой бесплатный проезд в общественном транспорте; бесплатная выдача лекарственных средств по рецепту врачей; разрабатывается индивидуальная программа реабилитации; скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Инвалидами I группы являются граждане, неспособные к самостоятельному передвижению и полностью зависит от других. Инвалиды II группы способны к самостоятельному передвижению с использованием специализированного оборудования или с помощью других лиц. К инвалидам III группы относятся граждане способные к самостоятельному передвижению под наблюдением другого лица. Категория ребёнок инвалид определяется при наличии ограничений жизнедеятельности при любой из трёх групп, которая оценивается с возрастной нормой. Инвалидность I группы устанавливается на два года, а инвалидность II и III групп устанавливается на один год. Категория ребёнок инвалид устанавливается на один или два года, либо по достижению этому ребёнку инвалиду18 лет.

Инвалидам на современном этапе гарантируется не только социальные выплаты в виде пенсии, льгот, пособий, но и социальные центры для их восстановления. Реабилитация инвалидов - это процесс восстановления

утраченных способностей или частичное восстановления способностей к бытовым, общественным и профессиональной деятельности человека. Так же такие реабилитационные центры выделяют специализированное оборудование. Например: для самообслуживания - это ходунки; для передвижения -кресла-коляски; для ориентирования (для слепых) - собаки поводыри; для обучения и получения образования слепым выдают специальную литературу; для протезирования выдают ортопедическую обувь, специальную одежду, а также глазные протезы и слуховые аппараты; для занятий спортом выделяют специальные тренажёры. С помощью таких специальных оборудований люди, нуждающиеся в реабилитации и восстановлении утраченных возможностей, начинают новую жизнь. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для всех групп, нуждающихся на современном этапе, государство предусматривает различные социальные выплаты и гарантии, а также для тех, кто нуждается в восстановлении здоровья, предусмотрены специальные оздоровительно-реабилитационные центры. Немаловажное значение имеет, чтобы на каждом из уровней (федеральном, местном и региональном) были реабилитационные центры, чтобы каждый нуждающийся мог обратиться за помощью по месту жительства. Наше государство стремится помочь всем нуждающимся, чтобы они жили с равными правами, без дискриминации и в гармонии с социумом.

Социальная работа с детьми-инвалидами особая сфера, требующая от специалистов индивидуального подхода к категории детей-инвалидов. Специалист в области социальной работы должен учитывать психоэмоциональное состояние ребёнка с ОВЗ, вырабатывая чёткий алгоритм действий по улучшению психологического климата.

В Законе №442-ФЗ дается характеристика понятию "социальное обслуживание". В него входит, соблюдение прав человека на достойную жизнь; равное предоставление социального обслуживания (адресная помощь, добровольность, конфиденциальность). Социальное обслуживание граждан в ст. 3 Закона №442-ФЗ определено как деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Получатели социальных услуг могут рассчитывать на помощь в форме социального обслуживания на дому, в полустационарное обслуживание и стационарное обслуживание.

В нашем государстве предусматриваются социальное обеспечение в виде пенсий - по старости, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет; пособия - по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, одиноким и многодетным семья, для детей из малообеспеченных семьях, инвалидам с детства и военнослужащим срочную службу; содержание и обслуживание инвалидов и престарелых в специальных учреждениях - дома интернаты, дома престарелых, пансионаты; льготы - это на проезд в общественном транспорте, на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, нормативно-правовая база в отношении граждан РФ, защищающая права и свободы граждан, предоставление социальных услуг по улучшению жизненно-важных аспектов весьма обширна. Для социальной защиты населения предусмотрены следующие направления: по охране здоровья, по социально защите (выплата пособий, пенсий, предоставление скидок на оплату коммунальных услуг и т.д.), а также имеют и иные гарантии социальной защиты.

Такая форма поддержки как социальная помощь представляет собой систему общественных отношений, которые осуществляются между гражданами, имеющими среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, и органами государства по поводу предоставления гражданам денежных выплат, натуральной помощи и услуг сверх получаемых ими заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с целью обеспечения прожиточного минимума и удовлетворения их основных потребностей.

Социальное обслуживание - это обширный спектр социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста для удовлетворения жизненно-важных показателей жизни, оказание материальной помощи в экстремальных условиях, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям.

Главная цель исследования заключается в проведении анализа изучения детской инвалидности, т.к. замечена тенденция увеличения количества детей с ОВЗ. По данным сайта Федерального реестра инвалидов можно констатировать, что за 2022 год насчитывается 735 тысяч детей с различными тяжестями и ограничениями здоровья. При этом в 2021 году число детей с ОВЗ насчитывалось 716 тысяч, данный показатель свидетельствует, что за год в России количество детей-инвалидов увеличилось на 19 тысяч.

Гипотеза исследования заключается в изменении отношения населения к детям-инвалидам и их семья. Поскольку детям с ОВЗ сложно адаптироваться к современной жизни общества, необходимо улучшить их психоэмоциональное отношение за счёт благоприятного и взаимного отношения со стороны общества и государства.

В процессе проведённого социологического исследования, применялся метод анкетного опроса, для оценки отношения к детям-инвалидам и их семьям. Исследование было проведено в городе Москва на базе Российского государственного социального университета (РГСУ). В эксперименте принял участие 30 человек.

Когда в семье рождается ребёнок инвалид, её прежний темп жизни резко меняется. Ребёнок может родится умственно отсталым, с различными дефектами в речи, с заболеванием внутренних органов - это нарушение функциональности кровообращения, дыхания, пищеварения. Бывают дети с нарушением зрения, слуха, обоняния и осязания. Так же, может быть, с психическими заболеваниями, например: нарушение восприятия окружающей среды и общества, в котором он находится. В этот момент родители в тупике. Бывает, что один из родителей уходит из семьи, чаще всего это отец. И мать одна воспитывает больного ребёнка, ей очень тяжело осознать ситуацию. В неполной семье можно встретить, что мать употребляет алкогольные или наркотические средства от безвыходности положения, забывая о существовании ребёнка. Тем самым, ребёнок остаётся без должного внимания. Таким образом, в первую очередь семье с больным ребёнком надо осознать ситуацию, а уже потом обратиться к психологу за помощью [1].

Психологи выделяют три стадии, которые проходят и переживают родители:

1. Неприятие ребёнка и его болезни.

2. Принятие.

3. Поиски ответа на вопрос «Что делать?».

Реабилитационный центр - это организация, занимающаяся физическим, психологическим, социальным и нравственно-духовным восстановлением людей, перенёсших болезни нервной системы, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, а также имеющих психические и поведенческие расстройства [2].

В центрах реабилитации, в первую очередь, оказывается медицинская помощь, чтобы больной прежде всего мог чувствовать себя более-менее здоровым и по возможности обрести способность двигаться и адекватно оценивать обстановку того места, где он находится и воспринимать людей и окружение. Такие реабилитационные центры обслуживают неврологических, травматологических, ревматологических больных -это медицинские или санаторно-курортные учреждения. Для людей, зависимых от вредных привычек - это загородный дом, в которых проходят психотерапию.

К сожалению, часто в реабилитации нуждаются не только взрослые люди. Ситуация в мире детства тревожна и опасна для современных детей. И хотя работа с детьми протекает гораздо труднее, в наше время открываются всё новые центры для того, чтобы помочь детям приспособиться к нашему очень непростому миру.

В реабилитационных центрах детей стараются не только адаптировать к окружающей среде, но и заботятся об их здоровье.

Дети поступают в центры с целыми «букетами» заболеваний. Большинство детей из неблагополучных семей, где родители употребляют спиртные напитки и совершенно не интересуются своими детьми. У таких детей, порой, отсутствуют элементарные навыки. Они часто не могут обслуживать себя, не имеют представления о гигиене. Многие дети из таких семей сами уже попробовали алкоголь и наркотики. Некоторые прожили на улице по нескольку месяцев и даже иногда несколько лет. Дети поступают в реабилитационные центры из приютов, детских домов. Реабилитационные центры взаимодействуют с социальными работниками, полицией, педагогами, психологами и медицинскими учреждениями. Обследования беспризорных детей показывают, что их физическое и психическое здоровье находится под угрозой. Так же в реабилитационный центр могут обратиться семьи, у которых дети умственно отсталые, с физическими дефектами, с нарушением опорно-двигательного аппарата и с заболеваниями внутренних органов.

Работники реабилитационных центров - это опытные и высококвалифицированные сотрудники, которые имеют высшее образование, специальные знания и подготовку в области психологии, психиатрии, индивидуальных и групповых консультирований лиц с ограниченными возможностями и их адаптации в жизни общества. Они применяют усовершенствованные технологии и новейшие достижения науки. Лечение каждого пациента проводится по индивидуальной программе под руководством опытного врача-реабилитолога. Поэтому потребность в социально реабилитационных центрах для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизни детей, защите их законных прав и интересов.

В отличие от интернатов и детских домов, реабилитационные центры призваны играть роль быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию. Речь идёт об оказании ребёнку экстренной помощи. Это когда ребёнок сам может обратиться в учреждение и его туда помещают, не требуя официальных направлений.

Поскольку специалисты в процессе работы встречаются с различными особенностями и диагнозами детей, они должны обладать стрессоустойчивостью и быть компетентны.

Основные диагнозы характерные для детской инвалидности:

- детский церебральный паралич;

- бронхиальная астма в стадии ремиссии;

- нервно--мышечные заболевания;

- задержка психического и речевого развития;

- ортопедическая патология;

- заболевания костно-мышечной системы;

- нарушение опорно-двигательного аппарата;

- бронхолегочные заболевания;

- заболевания ЛОР-органов;

- нарушения работы органов зрения;

- заболевания мочевыводящих путей и почек.

Государственные учреждения социального обслуживания должны обладать хорошей материальной базой, опытными и квалифицированными специалистами, использование современных методов, подходов и технологий в работе с детьми и их родителями.

В реабилитационных центрах, зачастую, работают:

- врач невролог;

- врач ортопед;

- врач офтальмолог;

- врач педиатр;

- врач физиотерапевт;

- массажисты;

- инструкторы ЛФК (лечебная физическая культура);

- педагоги-психологи;

- дефектологи;

- логопеды;

- педагоги дополнительного образования;

- инструктор по физкультуре в бассейне;

- музыкальные руководители.

Таким образом, мы видим, что в центрах реабилитации работает большое количество социалистов разной направленности от медицинского персонала до педагогического состава, главная цель, которых заключается дать жизни и социализировать детей с ограниченными возможностями к современной жизни.

Важным критерием является наличие в специализированных центрах реабилитации игровых и физкультурно-оздоровительных услуг (творческая мастерская, детский театр, музыкальный зал, бассейн), для физического и психического развития (коррекция). Творческая деятельность является одним из базовых принципов при работе с детьми с ОВЗ, т.к. интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие во многом благоприятно влияет и развивает детей. Реабилитационные учреждения для детей с ОВЗ должны не только лечить, но и воспитывать, обучать в соответствии со специальными образовательными программами.

Направленность деятельности реабилитационных центров:

1. социальная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями, путем воспитательного процесса, медицинского, психологического обслуживания;

2. организация занятий, отдыха, досуга, труда, спорта;

3. юридические услуги;

4. консультативная помощь;

5. разработка индивидуальных и коллективных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

В ходе исследования, мы опросили 30 человек, для оценки отношения к детям-инвалидам и их семьям. На вопрос: «Что Вы ощущаете при виде детей-инвалидов?», большинство опрошенных ответило - сочувствие и беспокойство.

При ответе на вопрос: «Готовы ли Вы откликнуться на помощь детям с ОВЗ?», 15 человек готовы помочь, 10 человек уклончиво ответили на поставленный вопрос, а 5 человек отказали в помощи.

На вопрос: «Как Вы считает государство обязано помогать семьям, у которых имеются дети-инвалиды?», все опрошенные считают, что все затраты на реабилитационные процедуры должно оказывать государство.

На вопрос: «Как Вы относитесь к детям-инвалидам?», 20 человек считают детей с ОВЗ полноценными гражданами и благоприятно относятся к ним, при этом 5 человек относятся с призрением и ещё 5 человек отказались отвечать.

Таким образом, в целом отношение к детям-инвалидам в обществе адекватное, но присутствуют сложности взаимодействия со стороны граждан, которые напрямую влияют на психоэмоциональное состояние детей с ОВЗ и их семей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одна из базовых задач реабилитационных центров в отношении детей-инвалидов на сегодняшний день является создание единой комплексной системы медицинской, социальной и психологической помощи. Современное социально развитое государство обязана пристально следить за детьми с ограниченными возможностями, вовлекая и социализируя их к жизни общества. Развивая специализированных школ, доступное получение непрерывного образования, трудоустройство, развитие инфраструктуры и комфортное транспортное передвижение в совокупности позволяет детям с ОВЗ более качественно адаптироваться к современным реалиям.

Таким образом, сегодня реабилитационный центр является одним из учреждений, где детей с различными нарушениями здоровья возвращают в детство и дают им возможность дальнейшей социализации в обществе. Специалисты обучают детей с различными заболеваниями, чтобы они жили в гармонии с окружающей природой и собой, создавая благоприятную среду в реабилитационных центрах. Государство должно помогать больным детям с различными заболеваниями, чтобы дети обрели новую жизнь. Очень хочется верить, что помощь больным детям, попавших в трудную жизненную ситуацию, станет одной из главных задач в нашей стране. Тогда можно быть спокойным за наше будущее.

Список используемой литературы:

1. Бонкало Т.И. Особенности формирования функций пространственной ориентировки у младших школьников с задержкой психического развития / Т.И. Бонкало, М.В. Ерёмин, М.А. Ковалёва, А.И. Милюков // Психология. Психофизиология. - 2022. - № 3 (15). - С. 70-79.

2. Дубинин Г.В. Скоростно-силовые возможности десятиборцев разной квалификации / Г.В. Дубинин, В.Д. Кряжев, М.В. Еремин, А.И. Милюков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 126-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.