Научная статья на тему 'ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЮЩИЕСЯ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ'

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЮЩИЕСЯ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети с ОВЗ / физическая реабилитация / физкультурно-оздоровительные технологии / children with disabilities / physical rehabilitation / physical culture and wellness technologies

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коловангина Лариса Сергеевна, Голубева Елена Юрьевна

В статье рассмотрены проблемы адаптации и физической реабилитации детей с ОВЗ и проанализированы физкультурно-оздоровительные технологии на примере ГБУ АО «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коловангина Лариса Сергеевна, Голубева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS TECHNOLOGIES USED IN A MULTIDISCIPLINARY REHABILITATION CENTER FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

The article considers the problems of adaptation and physical rehabilitation of children with disabilities and analyzes physical culture and wellness technologies on the example of the State Budgetary Institution of JSC "Arkhangelsk Multidisciplinary Rehabilitation Center for Children".

Текст научной работы на тему «ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЮЩИЕСЯ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

УДК 796+615.825+376

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЮЩИЕСЯ В МНОГОПРОФИЛЬНОМ РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Коловангина Лариса Сергеевна

студентка,

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) Федеральный университет имени

М.В. Ломоносова» г. Архангельск, Россия E-mail: kolovanginalarisa@gmail. com

Научный руководитель: Голубева Елена Юрьевна

профессор кафедры социальной работы и социальной безопасности Северного

(Арктического) Федерального университета имени М.В. Ломоносова, доктор биологических наук,

г. Архангельск, Россия E-mail: kolovanginalarisa@gmail. com

PHYSICAL CULTURE AND WELLNESS TECHNOLOGIES USED IN A MULTIDISCIPLINARY REHABILITATION CENTER FOR CHILDREN

WITH DISABILITIES

Kolovangina Larisa Sergeevna

student, Northern (Arctic) Federal University named

after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia E-mail: kolovanginalarisa@gmail. com

Supervisor: Golubeva Elena Yurievna

Professor of the Department of Social Work and Social Security of the Northern

(Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Doctor of Biological Sciences

Arkhangelsk, Russia E-mail: kolovanginalarisa@gmail. com

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы адаптации и физической реабилитации детей с ОВЗ и проанализированы физкультурно-оздоровительные технологии на примере ГБУ АО «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей».

Abstract. The article considers the problems of adaptation and physical rehabilitation of children with disabilities and analyzes physical culture and wellness technologies on the example of the State Budgetary Institution of JSC "Arkhangelsk Multidisciplinary Rehabilitation Center for Children".

Ключевые слова: дети с ОВЗ, физическая реабилитация, физкультурно-оздоровительные технологии.

Keywords: children with disabilities, physical rehabilitation, physical culture and wellness technologies.

Дети с ОВЗ - это дети, которые имеют физические или психические ограничения и отклонения от нормального развития, в связи с серьезными врожденным или приобретенными дефектами и нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения [6, с. 148]. Федеральный закон от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ внес изменения в отдельные законодательные акты в Российской Федерации и заменил слова «с отклонением развития», «аномальные дети» на термин «с ОВЗ». При всех изменениях, точного

определения законодатель не дал, что привело к тому, что «лицо с ОВЗ» часто воспринимают как «инвалид» [1]. По данным Росстата на 1 января 2023 года количество детей-инвалидов составляет 717 тыс. человек, с 2014 года увеличилось на 137 тыс. [3].

Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет полное право на бесплатную реабилитацию и укрепление своего здоровья в учреждениях социального обслуживания. К одной из функций учреждений социального обслуживания населения относится адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Важным принципом в Федеральном Законе № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 является: обеспечение права каждого человека на свободный доступ к спорту и физической культуре как к обязательному условию развития нравственных, интеллектуальных и физических способностей личности, права на занятие спортом и физической культурой для всех категорий граждан и групп населения; содействие развитию спорта и физической культуре с лицами, нуждающимися в социальной защите, в том числе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами. Спорт и физическая культура нужны лицам с ОВЗ, по мнению психологов, чтобы доказать обществу и, самое главное, себе, что у них есть полное право на активное существование, а также устранить или снизить имеющееся нарушения у ребенка [2].

Для эффективного включения ребенка с ОВЗ в общество ему нужна помощь в адаптации и поддержке в самостоятельной активности, с помощью которой происходит успешное формирование активной личности. Такой поддержкой могут стать здоровьесберегающие условия, которые направлены как на психическое, так и на физическое здоровье детей с ограниченными возможностями здоровья.

Физическое развитие детей с ОВЗ отличается от развития здоровых детей и имеет следующие особенности: быстрая утомляемость, мышечная напряженность, нарушенная общая моторика, скованные и замедленные

движения, отставание в базовых физических качествах (сила, ловкость, скорость). Поэтому главным принципом в реабилитации ребенка с ОВЗ является индивидуальный подход. Физическая реабилитация является главным компонентом любого вида реабилитации, в том числе и социальной, и включает в себя физкультурно-оздоровительные технологии. Наиболее распространенными технологиями в реабилитационных центрах являются гимнастика, плавание, ходьба босиком, дыхательные упражнения и др.

В зависимости от задач, целей и направленности реабилитации ребенка с ОВЗ технологии подбираются каждому индивидуально. Например, технологии могут иметь такую направленность как коррекционно -развивающие, с помощью которой формируются и исправляются физические и координационные способности.

В Архангельске одним из учреждений, которое занимается физкультурно-оздоровительной деятельностью детей с ОВЗ, является ГБУ АО «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей». Центр был создан в 1996 году с целью лечения, обучения и социальной адаптации детей с ДЦП любой степени тяжести, заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервно-мышечной системы. Отделение восстановительного лечения занимается составлением индивидуальных реабилитационных и абилитационных маршрутов для детей и подростков с ОВЗ и их поэтапной реализацией [4].

Технологии и методики, применяющиеся в зале ЛФК в реабилитационном центре:

1. Укладки (лечение положением).

«Укладки» способствуют предотвращению патологий в одном или нескольких суставах или группе мышц. Лечение положением играет большую роль с целью формирования схемы тела и движений.

2. Щит (лечение положением).

Упражнение используется для вертикализации тела ребенка и устранения контрактур в суставах коленей и голеностопа.

3. Растяжки.

4. Механотерапия. Производится на тренажерах для развития силы, выносливости тела и развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

5. Обучение ходьбе при помощи вспомогательных средств, таких как ходунки, каталки, брусья.

6. Мелкая моторика. Включает в себя перебирание мелких предметов, игры с конструкторами, завязывание шнурков, открывание дверных замков, лепка из пластилина и т. д.

Гидротерапия (бальнеотерапия) - важная часть физической активности в оздоровлении. Бальнеологической процедурой является подводный душ -массаж, который представляет собой сочетание теплой ванны и массажа, которые часто применяются в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата. После проведения процедуры у ребенка возникает ощущение бодрости, легкости и свежести, что влияет на общее самочувствие.

Лечебные костюмы:

- лечебный костюм «Адели» - система фиксаторов и амортизаторов, которая прикреплена к специальной одежде (шапка, куртка, шорты, наколенники и ботинки); натяжение амортизаторов способствует устранению порочных положений частей тела, за счет растяжения статичных мышц нормализуется мышечный тонус;

- лечебный костюм «Гравистат» представляет собой опорно-постановочный бандаж для грудной части туловища и плечевого пояса, а также содержит поясничные, коленные и голеностопные фиксаторы. Суть технологии заключается в том, что с помощью специальных тяг поток импульсации оказывает нормализующее действие на структуры центральной нервной системы, которая контролирует движения и речь.

Лечебные костюмы дают не только улучшение двигательных функций, но и повышают мотивацию, способствуют улучшению общего состояния.

Функциональное биоуправление с обратными связями - технология, направленная на восстановление при сбоях функциональных систем,

основанных на естественных организму природных механизмах саморегуляции и обучения.

Пилатес - технология, способствующая преодолению различных нарушений осанки или травм. Пилатес включает в себя комплекс упражнений, обеспечивающий баланс всего тела. Результатами технологии являются: увеличение гибкости и подвижности суставов; исправление осанки; избавление от болей в спине и улучшение здоровья в целом [4].

С 2001 года в комплексную реабилитацию была включена иппотерапия, которая проводится на базе учреждения. Иппотерапия - форма реабилитации, суть которой заключается в одновременном включении в процесс двух живых существ с их особенностями характера и взаимодействия между ними. Верховая езда развивает физическую активность ребенка с ОВЗ, формирует и восстанавливает утраченные навыки, а также способствует появлению уверенности в своей самостоятельности [8].

Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность детей с ОВЗ направлена на удовлетворение комплекса потребностей: коммуникативных, потребности в эмоционально-двигательной активности, развитии необходимых двигательных умений и навыков и восстановлении организма в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ [Текст]: [принят Федер. закон № 120: принят Гос. Думой 8 июня 2007 г.: одобрен Советом Федерации 22 июня 2007 г.] // Гарант. - 2007. - Текст: электронный. - URL: https ://base. garant.ru/12154331/# :~:text=Федеральный%20закон%20от%2030%20 июня,после%20дня%20его%20официального%20опубликования.

2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ [Текст] : [принят Федер. закон № 329:

принят Гос. Думой 16 нояб. 2007 г.: одобрен Советом Федерации 23 нояб. 2007 г.] // КонсультантПлюс. - 2007. - Текст: электронный. - URL: https ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.

3. Численность детей-инвалидов. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс]. - URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei.

4. Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья «Архангельский многопрофильный реабилитационный центр для детей»: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - URL: https ://centr. arkh. socinfo.ru/pryanikkk.

5. Давыдова Т.В. Технологии физкультурно-оздоровительной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Интеграция наук и междисциплинарных связей / Т.В. Давыдова, Г.С. Меньшова, А.И. Терехов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 33-1. - С.160-164. - Текст: электронный. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20696859.

6. Козырева О.А. Анализ дефиниции "лицо с ограниченными возможностями здоровья" / О.А. Козырева // The Newman in Foreign policy. -2017. - № 37 (81). - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-definitsii-litso-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.

7. Половодов И.В. Физкультурно-оздоровительные технологии / И.В. Половодов, Д.П. Воловик // Наука-2020. - 2017. - № 4 (15). - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizkulturno-ozdorovitelnye-tehnologii.

8. Тутаришев А.К. Использование иппотерапии в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями / А.К. Тутарищев // Новые технологии. - 2011. - № 2. - Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ippoterapii-v-protsesse-reabilitatsi-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.