Научная статья на тему 'Проблемы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного центра средствами физической культуры'

Проблемы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного центра средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1793
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ПОДРОСТКИ / ADOLESCENT / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костюченко О.М.

В статье рассматривается проблема реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Костюченко О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF REHABILITATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISABILITIES HEALTH CONDITIONS OF A SPECIALIZED CENTER BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

The paper considers the problem of rehabilitation of children and adolescents with disabilities health conditions

Текст научной работы на тему «Проблемы реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного центра средствами физической культуры»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

О.М. Костюченко

В статье рассматривается проблема реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Ключевые слова: реабилитация, подростки, ограниченные возможности

Изменения, происходящие в современной государственной политике, в российском обществе, направлены на становление и усиление демократических эгалитарных установок, а также признание каждой личности, независимо от ее физического, психического или интеллектуального состояния, вследствие чего происходит расширение инфраструктуры социально-реабилитационных учреждений в помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

В этой связи открываются новые возможности и перспективы для решения острых социальных проблем, в частности проблем социализации, адаптации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализации данной стратегии способствует процесс реабилитации, учитывающий индивидуальные возможности каждого ребенка с проблемами в физическом, интеллектуальном, социальном, психологическом статусе.

В рамках обозначенных проблем современного этапа развития специального образования представляется целесообразным провести исторический анализ сущности и определения понятия «реабилитация», которое прошло достаточно содержательный путь развития.

Обращение к категории «реабилитация» мы находим в разных областях наук: медицинской, юридической, психологической, педагогической и т. д. Существует мнение, что исторически термин «реабилитация» вошел в общественное сознание через юридические и политические структуры европейских стран, США и Канады [4].

Педагогические научные представления о реабилитации впервые начали формироваться под влиянием гуманистических и просветительских идей. Не прибегая к термину «реабилитация», такие видные педагоги, как И. Г. Песталоцци, И. И. Бецкой, В. Ф. Одоевский и др. выдвинули идею о необходимости специального восстановительного периода при включении ребенка в образовательный процесс, осуществляемый в учреждениях для детей-сирот, школах для детей с ограниченными возможностями здоровья и т.п.

Образовательный смысл реабилитации прослеживается в работах К. Ванея, Ж. Итара, П. Ж. Кабаниса, Ф. Пинеля, Э. Сегена, Ж. Эскироля и других, предложивших методики обучения глухих,

Костюченко Олег Михайлович - Специализированный центр по реабилитации детей-инвалидов, директор, e-mail: mcost91@gmail.com, 89102493259

слепых и умственно отсталых детей. В научных источниках термин «реабилитация» впервые появляется в 1903 г. (Франц Иозеф Ритте фон Бус, «Система общего попечительства над бедными»). При основании в Нью-Йорке института Красного Креста для инвалидов (1918 г.), термин «реабилитация» был использован по отношению к лицам с отклонениями в развитии, разработку наиболее важных вопросов реабилитации взяло на себя созданное в США в 1922 г. Международное общество по уходу за детьми-калеками.

В медицине понятие «реабилитация» впервые официально было применено к больным туберкулезом на первом Конгрессе по реабилитации больных туберкулезом (США, 1946 г.), на котором Курт Винтер предложил рассматривать реабилитацию как целенаправленную деятельность коллектива в медицинском, педагогическом, социальном, экономическом аспектах с целью сохранения, восстановления и укрепления способностей человека принимать активное участие в социальной жизни [4].

В мировом масштабе широкое распространение реабилитация приобрела после Второй мировой войны с целью оказания помощи раненым, лицам с неврологическими и другими нарушениями. На первом заседании Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по реабилитации (ВОЗ, 1958 г.) ее начали рассматривать как процесс, направленный на профилактику по предупреждению инвалидности в период лечения заболевания, а также помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках соответствующего заболевания. Динамическая же система взаимосвязанных аспектов реабилитации (клинического, физического, психологического, трудового) должна быть направлена на восстановление статуса личности [2, с.253].

Международная организация реабилитации инвалидов, охватившая около 60 стран, начала свою деятельность в 1960 г., является членом ВОЗ и действует в контакте с ООН, ЮНЕСКО, Международным рабочим бюро.

В настоящее время под процессом реабилитации принято считать систему медицинских, психолого-педагогических,

социально-экономических, культурно -

просветительских и других мероприятий, направленных на ликвидацию, либо коррекцию

патологических изменений, на социальную адаптацию человека, формирование у него положительного отношения к жизни, семье, обществу, обучению и трудовой деятельности.

Несмотря на определенные разногласия в трактовке термина, в различных странах в связи с возрастающей значимостью проблемы

предупреждения инвалидности и восстановления трудоспособности реабилитация больных и инвалидов начинает привлекать все большее внимание исследователей.

Важным шагом в вопросах реабилитации инвалидов стал Всемирный конгресс общества инвалидов (Сингапур, 1981 г.), результаты которого явились основой Всемирной десятилетней (19831992 гг.) программы действий, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1982 г.). Ведущей целью программы являлось содействие эффективным мероприятиям по предупреждению инвалидности, возобновлению работоспособности и обеспечению полноценного участия инвалидов в социальной жизни.

Система реабилитации инвалидов реализуется в комплексной деятельности, которая включает в себя организационные, экономические, градостроительные, собственно реабилитационные действия и осуществляется государственными, муниципальными органами, учреждениями социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер, в сотрудничестве с негосударственными органами. Деятельность как государственных, так и негосударственных структур по реализации различных моделей помощи инвалидам в социальной политике основывается на программе реабилитационных мероприятий, направленных не только на адаптацию индивида к своему состоянию, но и на выработку навыков самопомощи, создания сети социальных связей в наиболее оптимальной ситуации.

Мы придерживаемся точки зрения Г.И. Дерябиной, П. В. Ивачева, О.М. Кирилюк, К. В. Кузьмина, М.О. Лянного, Ю. С. Чурилова, по мнению которых комплексная реабилитация объединяет несколько видов, тесно связанных между собой, дополняющих друг друга и обязательно несущих в себе социальные компоненты. Среди них выделяют медицинскую, психологическую, социальную, бытовую, профессиональную, оздоровительную и физическую реабилитацию. Конечная цель любого вида реабилитации - достижение качественной социальной адаптации, эффективной интеграции инвалида в социум [3].

Медицинскую реабилитацию

(восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование, ортезирование) разделяют на доврачебно-восстановительную и послеоперационную. Она направлена на восстановление здоровья, устранение

патологических процессов, предупреждение осложнений, восстановление или частичную компенсацию нарушенных функций,

противодействие инвалидности, подготовку инвалидов к восстановлению, к бытовым и трудовым нагрузкам. Эффективность медицинской

реабилитации определяет применение других видов реабилитации, их продолжительность и объем.

Психологическая реабилитация направлена на коррекцию психического состояния пациента, сопровождает весь комплексный цикл реабилитационных мероприятий и способствует: формированию отношения к лечению, рекомендациям врача, выполнению

реабилитационных мероприятий; созданию позитивных установок на преодоление трудностей, связанных с болезнью и ее возможными последствиями; преодолению чувства

безысходности, созданию условий для психологической адаптации больного в жизненной ситуации, которая изменилась из-за болезни; мотивации на конечный положительный результат лечения и реабилитации.

Социальная реабилитация предусматривает комплекс мер, цель которых - повышение уровня функциональных способностей в быту и социуме; восстановление вследствие нарушения здоровья или физического дефекта разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений; изменение социального статуса, девиантного поведения личности; обеспечение социальной адаптации в обществе; достижение материальной независимости.

Бытовая реабилитация направлена на помощь инвалидам, нуждающимся в специальных протезах, личных средствах передвижения дома, на улице, обучении их пользованию бытовыми приспособлениями для самообслуживания (специальными ложками, вилками, замками, раковинами, унитазами и др.).

Профессиональная (производственная)

реабилитация представляет собой подготовку индивида к труду и включает в себя: освоение доступных форм трудовой деятельности; обеспечение индивидуальными техническими приспособлениями с целью облегчения использования рабочих инструментов, приборов; приспособление рабочих мест к функциональным возможностям организма. Этот вид реабилитации зависит от характера протекания болезни, профессии, квалификации, стажа работы, желания работать, а также физических и психических возможностей личности.

Все виды реабилитации следует рассматривать в тесном единстве и взаимосвязи, поскольку необходимо не только восстановить здоровье индивида, но и его социальный статус, трудоспособность, вернуть к полноценной жизни в семье, коллективе, обществе.

Важнейшим средством всех видов реабилитации является физическая культура и спорт, направленные на оздоровление человека после болезни; достижение оптимального уровня функционирования систем организма; овладение навыками здорового образа жизни за счет двигательной активности и повышения ответственности за собственное здоровье; повышение качества жизни; развитие способностей приспосабливаться к независимой деятельности в различных сферах социальных отношений; восстановление функциональных систем организма

после тренировок, спортивных соревнований, травм; достижение высоких спортивных результатов. Участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях способствует преодолению у индивида собственного страха, формированию культуры отношения к еще более слабому, корректировке потребительских тенденций, включению в процесс самовоспитания, приобретения навыков самостоятельного образа жизни.

В исследованиях П.А. Рожкова, М.М. Башкировой, П.А. Виноградова, Д.А. Круглова, В.П. Моченова, JI.H. Селезнева, H.A. Сладковай и др. отмечена важность и эффективность использования средств физической культуры и спорта, обладающих огромным социальным потенциалом и являющихся в ряде случаев единственным средством реабилитации и социальной адаптации лиц с отклонениями в развитии. В этой связи необходимо значительно расширять масштабы физкультурно-спортивной работы с данной категорией людей.

Существенный вклад в решение данной проблемы призвано внести совершенствование системы и структуры оздоровительно-

физкультурной, спортивной работы среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также внедрение оздоровительных технологий, в основе которых - активизация их двигательных режимов.

Двигательная активность, являясь обычной потребностью для здоровых людей, для индивида с умственными или физическими ограничениями становится жизненно необходимой. Воздействуя на организм, расширяя диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом, физические упражнения представляют собой эффективное средство и метод одновременно физической, психической, социальной адаптации.

Примерами тому служат освоение гимнастических программ инвалидами с проблемами интеллекта, возможность уверенно ориентироваться в пространстве незрячими людьми, способность ходить и говорить детей с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича, достижение высокого спортивного мастерства в различных видах спорта людей, прикованных к инвалидной коляске и т.п.

В процессе занятий физической культурой и спортом мышечная деятельность стимулирует физические процессы, формируя тем самым новое функциональное состояние, которое

характеризуется приспособлением к дефекту, адаптацией вегетативных систем к физической нагрузке, улучшением деятельности сохранных функций, в частности сенсорных систем и т.п.

В сфере физкультурно-оздоровительной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), независимо от категории, этиологии и патогенеза (врожденные и приобретенные; наследственные, хромосомные, родовые, инфекционные; по зрению, слуху, интеллекту, опорно-двигательному аппарату и т.д.) характерно ухудшение их физических качеств,

ограничение двигательной активности (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, скоростно-силовой выносливости,

координационных качеств, пространственной ориентации, вестибулярной устойчивости, реакции на движущийся объект, микро- и макромоторики, зрительно-двигательной реакции и др.).

Поэтому, в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями Центра «Парус надежды» г.Воронежа важное место отводится использованию средств и методов физической культуры и спорта, двигательным, гигиеническим и закаливающим мероприятиям.

Целью процесса реабилитации ребенка (подростка) с ОВЗ средствами физической культуры и спорта является развитие его жизнеспособности, самореализация в качестве индивидуально и социально-значимого субъекта через обеспечение оптимального режима функционирования и гармонизации отпущенных природой и имеющихся в наличии телесно-двигательных характеристик и духовных сил.

При этом нами используются следующие принципы:

- наличие высокой степени корреляции между воспитанием и уровнем здоровья;

- развитие природных задатков и умственных способностей средствами физической культуры и спорта;

- воспитание мотивационных установок, привычки и потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- систематическая паспортизация здоровья и физического развития детей-инвалидов, обсуждение итогов паспортизации;

- информирование детей, семьи, воспитателей, общественности о нормативно-правовых основах, оздоровительных технологиях, социальных услугах и взаимных обязанностях индивидуума, государства и общества.

Применяемые нами методы основаны на знаниях в области возрастной физиологии, гигиены, теории и методики физического воспитания, обеспечивающих оздоровительную направленность проводимых мероприятий. Систематически ведутся медицинский контроль и педагогическое наблюдение, определяются показания и противопоказаний к занятиям.

Влияние спортивно-реабилитационных

мероприятий на детей-инвалидов является комплексным и выражается в следующем:

- психическое воздействие характеризуется повышением тонуса и благоприятного улучшения эмоционального состояния;

- тонизирующее воздействие проявляется посредством улучшения общего жизненного тонуса и достижения оптимального благоприятного состояния органов и систем организма;

- функциональное воздействие характеризуется повышением физической деятельности организма и его приспособляемости к физической нагрузке (может быть непосредственным - в отношении опорно-двигательного аппарата, органов

кровообращения, дыхания и косвенным -на органы пищеварения, выделительную и др. системы);

- структурное или морфологическое воздействие выражается в стимулировании трофических процессов, предупреждении гипертрофии мышц, улучшении кровообращения в органах и системах;

- поддерживаюшее воздействие характеризуется повышенной приспособляемостью организма к постепенной физической нагрузке и поддержанием созданных в результате систематических занятий двигательных навыков и стереотипов. В случае прерывания тренировочных занятий двигательные навыки могут быть утрачены;

- компенсационное воздействие выражается в усовершенствовании отдельных органов и систем, что вызывается необходимостью замены некоторых утраченных функций [5].

Систематические адекватные физические нагрузки улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной, иммунной, пищеварительной, выделительной и других систем организма, способствуя укреплению здоровья ребенка (подростка) с ОВЗ.

В процессе физкультурно-оздоровительной, тренировочной, соревновательной деятельности, предусматривающих общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни, решаются задачи максимального отвлечения детей и подростков от своих болезней и проблем; достижения ими высокого спортивного мастерства и наивысших результатов в различных видах спорта наравне с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Реабилитация средствами физической культуры и спорта является как медицинским, так и педагогическим явлением. Систематические занятия физической культурой и спортом прививают гигиенические навыки, способствуют укреплению функциональных систем и оздоровлению организма, оказывают положительное воздействие на психическое состояние человека с ОВЗ, помогают ему вернуться в общество, установить социальные контакты (А.П. Глоба, В.Г. Григоренко, В.П. Жиленкова, Ф.Ф. Каптелин, Б.П. Редько, А.А. Чехов и др.). Рассматривая проблемы человеческой телесности в социокультурном измерении, И.М. Быховская отмечала, что именно адаптивный спорт, с обязательным участием инвалидов в учебно-тренировочном процессе и системе различных соревнований, создает наиболее подходящие условия для культурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого является общение, участие в диалоге двух «Я» [1].

В настоящее время адаптивный спорт развивается преимущественно в рамках Паралимпийского и Специального Олимпийского движений. Его основными задачами (как базового, так высших достижений) являются: удовлетворение интеллектуальных, этических, эстетических потребностей индивида в сфере межличностных отношений соревновательной практики инвалидов; проявление индивидуальной одаренности; развитие высокого уровня жизнедеятельности организма;

формирование спортивной культуры инвалида; приобщение его к общественно-историческому опыту в данной сфере; освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Таким образом, решение реабилитационных проблем детей-инвалидов средствами физической культуры и спорта состоит в расширении их адаптационных физико-культурных возможностей, улучшении образа и качества жизни, что является предпосылками социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.

Литература

1. БыховскаяИ.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: ГЦОЛИФК, ОСПАН, 1993. -179 с.

2. Восстановление трудоспособности: Хроники ВОЗ. - М., 1969. - т.23а. - С.253

3. Гросс H.A. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / H.A. Гросс. М.: Сов.спорт, 2000. - 224 с.

4. Зак Г. Г. Исторический анализ сущности понятия «реабилитация» в системе специального образования // Специальное образование. - 2012. -№ 3 (27). - С. 56-62.

5. Карасаева, Л. А. Роль физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в профессиональной реабилитации инвалидов [Текст] / Л. А. Карасаева // Адаптивная физическая культура. - 2007. - № 1. - С. 8-11.

Специализированный центр по реабилитации детей-инвалидов, г. Воронеж

THE PROBLEM OF REHABILITATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISABILITIES HEALTH CONDITIONS OF A SPECIALIZED CENTER BY MEANS OF PHYSICAL

CULTURE

O. M. Kostyuchenko

The paper considers the problem of rehabilitation of children and adolescents with disabilities health conditions

Key words: rehabilitation, adolescent, disabilities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.