Научная статья на тему 'Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект проектной деятельности благотворительного фонда'

Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект проектной деятельности благотворительного фонда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
414
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / CHILDREN WITH DISABILITIES / SOCIALIZATION / SOCIAL SUPPORT OF A FAMILY / A CHARITABLE FUND / A SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мустаева Флюра Альтафовна, Степанова Ирина Николаевна, Ларина Екатерина Владимировна

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, актуальна сегодня как для государственных учреждений, так и некоммерческих организаций. В статье раскрывается роль благотворительного фонда в социализации детей-инвалидов. Используются опросные методы исследования (анкетирование, фокусированное интервью), результаты которых подтверждают теоретические положения авторов статьи. Делается вывод о необходимости сотрудничества семьи, государства и некоммерческого сектора в воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.Social support of families bringing up children with disabilities is relevant for both public institutions and non-profit organizations. The article reveals the role of a charitable fund in socialization of children with disabilities. Survey methods (questionnaire, focused interview) were used, the results of which confirm the theoretical positions of the authors of the article. The conclusion is made about the need for cooperation between a family, the state and non-profit sector in education and socialization of children with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мустаева Флюра Альтафовна, Степанова Ирина Николаевна, Ларина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект проектной деятельности благотворительного фонда»

Царскосельские чтения. 2014. Т.2. № XVIII. С. 89-101.(9)

Лупанов В.Н. Социальные технологии в системе управления открытым образованием [Электронный источник]// Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=736 (дата обращения: 25.10.2019).

Нестик Т.А. Социальные аспекты управления знаниями // Инновационное развитие. Экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2012. С. 530-544. (25)

УДК 364.054.3+376 ГРНТИ 04.51.65

Попова Ю.М. Социологический и социальный подходы к управлению знаниями в системе образования. М.: Праксис, 2017. 110 с. (32)

Харитонова В.Н. Возможности применения концепции управления знаниями в системе высшего образования [Электронный источник] // Global International Scientific Project. 2018. URL: http://gisap.eu/ru/node/1057 (дата обращения: 11.10.2019) (39)

Metcalfe A.S. Knowledge Management and Higher Education: A Critical Analysis. L.: Information Science Publishing, 2016. 300 р.

Serrat O. Building a Learning Organization // Knowledge Solutions. 2009. No. 46. Рр.41-44.

ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ФОНДА_

Мустаева Флюра Альтафовна,

доктор социологических наук, профессор БГПУ им. М. Акмуллы, ведущий специалист БФ «Металлург»;

Степанова Ирина Николаевна, заместитель директора БФ «Металлург»;

Ларина Екатерина Владимировна, зав. детским отделом БФ «Металлург», Благотворительный фонд «Металлург», г. Магнитогорск

CHILDREN WITH DISABILITIES AS AN OBJECT OF PROJECT ACTIVITY OF A CHARITABLE

FUND

Mustaeva Flyura Al'tafovna,

Doctor of Sociology, Professor of BSPU named after M. Akmullah, Leading Expert of CF «Metallurg»;

Stepanova Irina Nikolaevna, Vice-director of CF «Metallurg»; Larina Ekaterina Vladimirovna, Head of the Children's Department of CF «Metallurg», the Charitable Fund «Metallurg», Magnitogorsk

АННОТАЦИЯ

Социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, актуальна сегодня как для государственных учреждений, так и некоммерческих организаций. В статье раскрывается роль благотворительного фонда в социализации детей-инвалидов. Используются опросные методы исследования (анкетирование, фокусированное интервью), результаты которых подтверждают теоретические положения авторов статьи. Делается вывод о необходимости сотрудничества семьи, государства и некоммерческого сектора в воспитании и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

ABSTRACT

Social support of families bringing up children with disabilities is relevant for both public institutions and non-profit organizations. The article reveals the role of a charitable fund in socialization of children with disabilities. Survey methods (questionnaire, focused interview) were used, the results of which confirm the theoretical positions of the authors of the article. The conclusion is made about the need for cooperation between a family, the state and non-profit sector in education and socialization of children with disabilities.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация, социальная поддержка семьи, благотворительный фонд, социальный проект.

Key words: children with disabilities, socialization, social support of a family, a charitable fund, a social project.

В современных условиях и общество в целом, и специалисты по социальной работе, в частности, понимают, что семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями ее членов, характером взаимоотношений между ними, но и необходимостью больше времени уделять решению проблем больного ребенка, его обусловленным болезнью специфическим положением в семье, закрытостью семьи для внешнего мира и дефицитом общения. В связи с этим в более выигрышном положении оказываются семьи, которые сами идут на контакт как с другими семьями, так и с социальными институтами в лице государственных учреждений, работающих с детьми с ОВЗ, некоммерческих организаций, деятельность которых связана с социальной поддержкой семей и способствует более успешной социализации и адаптации детей в общество.

Исследуя проблему социализации детей с ограниченными физическими возможностями, уфимские ученые [4] справедливо отмечают, что такие дети нуждаются в иных условиях жизни, содержания, образования, социализации, чтобы компенсировать и корригировать имеющиеся ограничения здоровья и жизнедеятельности. Специфика детской

инвалидности состоит в том, что ограничение жизнедеятельности возникает у детей в период формирования высших психических функций, усвоения знаний и умений, становления личности. Если инвалидность у ребенка наступила в результате травмы уже в более сознательном возрасте (например, подростковом), то определенные навыки у него уже сформированы. А дети, родившиеся с ограничениями здоровья, оказываются перед проблемой формирования личности на этапе ее становления. Изучение семей ребенка с ОВЗ позволяет выявить микросоциальные условия семейной жизни, продуктами которых являются индивидуальные чувства и поведение людей. Дети с ОВЗ лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации, не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы их досягаемости. Их общение фактически ограничивается родителями и родственниками.

Несомненно, ведущим субъектом

социализации ребенка с ОВЗ выступает его семья с активной жизненной позицией, для которой такой ребенок является значимой жизненной ценностью. Эти ценности влияют на выбор типа позиции, обусловливающей гибкость родителей, их стремление сотрудничать с другими институтами. Для ребенка с ОВЗ такое отношение со стороны родителей способствует формированию его собственного положительного отношения к окружающему миру [5, с. 230].

Сотрудничество семьи с другими социальными институтами в какой-то степени помогает ей решать многочисленные проблемы, возникающие в процессе ухода, лечения, реабилитации, воспитания и социализации детей с

ОВЗ. На самом деле проблем у семьи множество [3], каждая из которых имеет свои особенности по сравнению с другими типами семей, это проблемы: психологическая, воспитательная, занятости родителей, материальная, медицинская, бытовая, образовательная (в том числе проблема профессионального образования),

информационная и др.

Сам факт наличия множества проблем и невозможность решить их все и сразу приводит к тому, что зачастую в семьях с детьми с ОВЗ складывается ситуация, когда основное внимание уделяется каким-то частным проблемам (например, медицинской, материальной, бытовой и др.) и совершенно упускаются из вида не менее значимые (например, психологическая, досуговая и др.) для жизнедеятельности семьи. Так, многим семьям оказывается не под силу самостоятельно справиться с психологической проблемой, которая заключается в том, что больной ребенок является постоянным стрессовым фактором для членов семьи, особенно для матери. Материальная проблема такой семьи усугубляется необходимостью обеспечения платного ухода, медицинских консультаций, приобретения лекарств, реабилитационных средств. Не менее значима для семьи с ребенком с ОВЗ образовательная проблема: семья должна решить, как обучать ребенка: индивидуально (дома), в специальной или общеобразовательной школе. Досуговая проблема заключается в том, что у детей с ОВЗ фактически отсутствует возможность посещать действующие развлекательные заведения, а специализированных учреждений для проведения досуга инвалидов практически нет [2, с. 243].

Естественно, что общество в лице своих социальных институтов предпринимает определенные действия по оказанию помощи семье в решении ее проблем. Так, открываются социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ОВЗ, в образовательных учреждениях вводится инклюзивное образование, в средних специальных и высших учебных заведениях создаются специальные условия для обучения молодых людей с ОВЗ, приветствуется деятельность предприятий и организаций, принимающих на работу людей с ОВЗ и т.д.

Особое место в структуре российского общества занимают некоммерческие организации (НКО), имеющие возможность предоставить людям с ОВЗ и семьям, воспитывающим таких детей, услуги, отсутствующие порой в деятельности государственных учреждений.

Такая некоммерческая организация, как Благотворительный фонд «Металлург», работает и со взрослыми гражданами (программа «Луч надежды» по социальной поддержке инвалидов по труду и профзаболеваниям), и с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья (программа

«Калейдоскоп» по социальной поддержке детей и семей, находящихся в трудной жизненной

ситуации, в том числе семей, воспитывающих детей с ОВЗ).

На учете в фонде состоит более 300 детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данной программы организовано: оздоровительное купание в городском аквапарке, загородные оздоровительно-познавательные поездки, отдых в ДООК «Уральские зори» по путевке «Мать и дитя», вручение подарков ко Дню защиты детей и Международному дню инвалидов, материальная помощь семьям на лечение детей. Только за 2019 год на поддержку семей, воспитывающих детей с ОВЗ, фондом выделено более 10 миллионов рублей.

Кроме систематической благотворительной деятельности в рамках программы «Калейдоскоп», фондом реализуется также проектная деятельность. Так, в 2019-2020 гг. осуществляется работа в рамках грантового проекта «Площадка семейного сотворчества - растем вместе», реализация которого стала возможной в результате победы фонда «Металлург» в конкурсе проектов, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по направлению «Организация кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на период занятости их родителей (законных представителей)». На реализацию проекта было выделено более 905 тысяч рублей.

Целевой группой нашего проекта стали 24 ребенка с ОВЗ (в том числе с нарушениями психоэмоциональной и волевой сферы: умственной отсталостью, ДЦП, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом), воспитывающиеся в семьях, состоящих на учете в фонде, и их родители (законные представители). В рамках проекта предусмотрены организация кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами на период занятости их родителей (законных представителей); комплексная социально-бытовая, социально-культурная и социально-средовая реабилитация и адаптация детей-инвалидов; психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми-инвалидами в рамках цикла занятий в «Школе для родителей».

Цель проекта: создание условий для подготовки детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, социализации и социальной адаптации детей в общество посредством организации

кратковременного присмотра и ухода за детьми на период занятости их родителей (законных представителей).

Кратковременный присмотр и уход за детьми предусматривает их занятия (1 раз в неделю) в группе временного пребывания в то время, как их родители, оставив детей в фонде, могут заняться решением многочисленных проблем, обратиться в социальные службы и различные инстанции, оплатить, например, коммунальные услуги, что очень значимо для семьи, так как зачастую это сложно сделать вместе с ребенком с таким диагнозом, как ДЦП или аутизм. За каждым оставленным в фонде ребенком закреплен студент-

волонтер. На занятиях, проводимых психологом и социальным педагогом, дети рисуют, лепят, участвуют в физкультминутке, смотрят мультфильмы, слушают музыку, делают поделки своими руками, создают коллективные тематические работы, смотрят поставленные волонтерами спектакли по мотивам сказок. Важно то, что для соблюдения норм максимально допустимой нагрузки виды деятельности в течение 2-х часов занятий чередуются.

В рамках проекта проводятся также занятия в комнате релаксации (или сенсорной комнате), где проводятся сеансы свето- и музыкотерапии. Такие занятия способствуют снятию утомляемости, избавлению от бессонницы, нормализации психоэмоционального состояния и полноценному отдыху как детей, так и родителей. Многие дети с удовольствием занимаются в зале лечебной физкультуры (ЛФК). Такие занятия полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию детей и снижает частоту простудных заболеваний. Благоприятным воздействием на организм обладает и прием кислородного коктейля.

Популярными среди взрослых участников проекта стали занятия в «Школе родителей». Занятия, проводимые педагогом и психологом, оказались очень востребованными родителями, ведь здесь они могут задать интересующие их вопросы, получить новую информацию по коррекционной и реабилитационной работе с ребенком, пообщаться с другими родителями, поделиться опытом воспитания детей и решения возникающих в семье проблем.

В рамках софинансирования проекта за время его реализации семьи с детьми с ОВЗ сходили в городской аквапарк, посмотрели мультфильм в Доме кино, посетили мастер-класс по раскрашиванию фигурок из гипса, отдохнули в Детском оздоровительном комплексе «Уральские зори», получили подарки к Международному Дню инвалида и Новому году. Несомненно, участие в таких мероприятиях способствует социализации детей с ОВЗ и повышению их адаптационных возможностей.

В декабре 2019 года преподавателями кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования МГТУ им. Г.И. Носова был проведен анкетный опрос родителей, дети которых являются участниками проекта. В нем приняли участие 23 человека. Интерес исследователей представляет мнение родителей об изменениях, произошедших с их детьми. Абсолютное большинство респондентов отметили, что участие в проекте способствует общению детей, их социализации, позволяет лучше развиваться, что произошли положительные изменения в поведении, настроении, эмоциональном состоянии ребенка. 19 респондентов отметили положительную динамику в плане самостоятельности ребенка. При этом следует учитывать, что речь идет о детях с серьезными нарушениями развития, а потому сложно ожидать, что все они станут более самостоятельными и смогут обходиться без

посторонней помощи. Принявшие участие в опросе родители также высоко оценили занятия в «Школе для родителей».

Ожидания родителей от участия их детей в проекте, согласно результатам проведенного исследования, в основном оправдываются. Респондентами отмечены те возможности, которые семья получила, благодаря участию в проекте: заняться собой и порешать проблемы в то время, когда ребенок находится под присмотром, пообщаться со специалистами и узнать много полезной информации о психологических особенностях детей, о стабилизации взаимоотношений в семье, водить ребенка в бассейн, выехать на отдых за город, узнать о других семьях с особыми детьми, обрести внутреннюю уверенность, поверить в то, что «мой ребенок такой же, как все».

Исследование в форме фокусированного интервью проводилось со специалистами, принимавшими непосредственное участие в проекте (5 человек). Все опрошенные специалисты отметили динамику в плане развития коммуникативных навыков у детей целевой группы, рост их познавательной активности, проявление большей самостоятельности в отсутствие родителей, непроявление при этом таких отрицательных эмоций, как страх и повышенная нервозность.

Положительным результатом реализации проекта является и то, что дети подружились с волонтерами в лице студентов университета, что также способствовало развитию их общительности, расширению кругозора, социализации личности.

Таким образом, анализ выполненной работы в рамках проекта, результаты социологических исследований свидетельствуют о целесообразности и эффективности такой формы социальной работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ, как привлечение их к участию в социальных проектах. Родители таких детей должны осознавать, что общество и государство проявляют реальную заботу о детях, что есть неравнодушные руководители и рядовые граждане, готовые прийти на помощь. В силу особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья помощь родителям в решении их многочисленных проблем достаточно актуальна.

А причин беспокоиться родителям за своих детей с ОВЗ и за их будущее достаточно. Сошлемся в связи с этим на результаты анкетного опроса, проведенного среди родителей детей с ОВЗ студентами социального факультета МаГУ [1, с. 235]. В опросе приняли участие 160 человек. В подавляющем большинстве родители обеспокоены будущим своего ребенка (81 %). При этом, как мы полагаем, речь идет не о тревоге по поводу какой-либо одной конкретной проблемы, а о беспокойстве родителей неопределенностью будущего своих детей или даже уверенности, что оно однозначно будет неблагоприятным. Второе место в списке занимает проблема, связанная с конкретной составляющей этого будущего, а именно возможностью получения ребенком специального

образования (31 %), подходящей профессии, т.е. связана с материальной стороной его будущей жизни, а также с возможностью его адаптации в обществе. Родителей также беспокоят проблемы внешних контактов ребенка (22 %), его психологического состояния, внутреннего мира (16 %). Опасения родителей детей с ОВЗ за их будущее вполне понятны и оправданы.

Проблема социализации детей с ОВЗ -серьезнейшая и актуальнейшая проблема современной России, которая может решаться совместными усилиями государственных структур, неправительственных организаций, родительской общественности, с привлечением самых разнообразных форм, методов, технологий социальной работы, в том числе с использованием потенциала грантовых проектов.

Список литературы.

1. Мустаева Ф.А. Семья и дети как объект социальной работы: монография. - Магнитогорск : МаГУ, 2009. - 310 с. [Mustaeva F.A. Semya i deti kak obekt socialnoi raboti: monografiya. - Magnitogorsk: MaGU, 2009. - 310 s.].

2. Мустаева Ф.А., Сизоненко З.Л., Юлдашева О.Н. Социальное самочувствие семьи ребенка с ограниченными физическими возможностями // Журнал научных статей «Здоровье и образование в XXI веке». - 2017. - Т. 19. - № 9. - С. 241-245. [Mustaeva F.A., Sizonenko Z.L., Yuldasheva O.N. Socialnoe samochuvstvie semi rebenka s ogranichennimi fizicheskimi vozmojnostyami // Jurnal nauchnih statei «Zdorove i obrazovanie v XXI veke».

- 2017. - T. 19. - № 9. - S. 241-245].

3. Саитгалиева Г.Г. Реабилитация ребенка-инвалида и задачи семейного воспитания // Отечественный журнал социальной работы. - 2004.

- № 3. - С. 60-65. [Saitgalieva G.G. Reabilitaciya rebenka_invalida i zadachi semeinogo vospitaniya // Otechestvennii jurnal socialnoi raboti. - 2004. - № 3. -S. 60-65].

4. Семья и государство в управлении социализацией детей с ограниченными физическими возможностями (по материалам Республики Башкортостан): монография / Е.Ю. Бикметов, З.Л. Сизоненко, О.Н. Юлдашева. - Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2018. - 186 с. [Semya i gosudarstvo v upravlenii socializaciei detei s ogranichennimi fizicheskimi vozmojnostyami (po materialam Respubliki Bashkortostan): monografiya / E.Yu. Bikmetov_ Z.L. Sizonenko_ O.N. Yuldasheva. -Ufa_ I SEI UFIC RAN, 2018. - 186 s.].

5. Юлдашева О.Н. Анализ семейной социализации детей с ограниченными физическими возможностями с учетом социальных факторов // Социальная политика и социология. -2010. - № 8 (62). - С. 227-232. [Yuldasheva O.N. Analiz semeinoi socializacii detei s ogranichennimi fizicheskimi vozmojnostyami s uchetom socialnih faktorov // Socialnaya politika i sociologiya. - 2010. -№ 8 (62). - S. 227-232].

© Мустаева Ф.А., Степанова И.Н., Ларина Е.В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.