Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРИГАДНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ОТДЫХА МОРЯКОВ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРИГАДНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ОТДЫХА МОРЯКОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical examinations of 85 sailors working on ships, on a team’s basis, with a 10-12 hour working day and fixed 30-day cycles of labor (at sea) and rest (on land) has shown that psycho-physiological parameters of these subjects are higher than in sailors working on a conventional basis.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРИГАДНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ОТДЫХА МОРЯКОВ»

УДК 613.68:612.766.1

В. Н. Евстафьев, О. Ю. Нетидыхатка, В. И. Виговский, Б. К. Шаевич,

Л. П. Стоянов

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БРИГАДНОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И ОТДЫХА МОРЯКОВ

Филиал НИИ гигиены водного транспорта Минздрава СССР, Одесса

На современном этапе развития промышленного производства широко внедряется бригадная форма организации труда. Применение механизации и комплексной автоматизации, совершенствование организации и управления процесса перевозки грузов, улучшение берегового обслуживания судов создают предпосылки для изменения профессиональной деятельности моряков. Это заключается в совершенствовании организации труда и отдыха плавсостава, сокращении численности экипажей и их стабилизации, частичном перераспределении служебных обязанностей в связи "'с освоением новых профессий и совмещением их с непосредственными производственными обязанностями [2, 5, 6].

Одним из вариантов новой формы организации труда является использование на универсальных сухогрузных судах бригадного метода с применением удлиненного (10—12 ч) рабочего дня при перевозке навалочно-насыпных грузов. Работа выполнена на 3 судах в 10 рейсах с охватом 85 моряков. Контрольная группа состояла из моряков однотипных судов, плавающих на этой же линии.

Изучены условия и организация труда и отдыха, определены физиологические и социально-психологические показатели с обработкой на ЭВМ полученных данных, проведены психологические тесты и анкетирование [1, 3, 4].

В результате санитарно-гигиенических исследований установлено, что в целом обследованные суда удовлетворяют требованиям «Санитарных правил для морских судов СССР» № 2641—82. В то же время имеется превышение уровня шума в машинных отделениях на 12—14 дБ А, на ходовых мостиках на 10—12 дБ А и в отдельных жилых помещениях на 6—8 дБ А. Уровни виброскорости выше нормируемых на 2—7 дБ в машинных отделениях и на 3—9 дБ в производственных помещениях судов. Перевозка судами пылящих навалочно-насыпных грузов, высокий удельный вес (23—37%) времени занятости под грузовыми операциями, использование крановой схемы механизации погрузки — выгрузки создают условия для интенсивного загрязнения воздушной среды судов пылью перевозимого груза (железорудный концентрат) с периодическим превышением ПДК в 2—10 раз.

Изучение организации труда по бригадному методу показало, что капитаны судов и старшие механики несут одну 4-часовую вахту в сутки. У дру-

гих судоводителей и механиков на ходу рабочее время составляет 10 ч (две 4-часовые вахты через 8 ч и 2 дополнительных часа работ по заведыва-нию), а у вахтенных матросов и мотористов 8 ч (две 4-часовые вахты через 8 ч). В процессе проведения грузовых операций и на стоянке рабочее время у судоводителей и механиков (кроме капитана и старшего механика) равно 12 ч, а у рядового состава остается 8 ч. Матросы, мотористы, электрики отрабатывают 2 дополнительных часа, выполняя работы по техническому обслуживанию корпуса, механизмов и судовых систем. Обслуживающий персонал (повар, буфетчик, артельщик) отрабатывают 2 дополнительных часа, при-влекаясь к бытовому обслуживанию экипажа. Такая организация труда позволяет за счет накопления отгулов и выходных дней предоставлять морякам регламентированный отдых на берегу с полной сменой экипажа через 30 сут непрерывной работы на судне на срок, равный длительности плавания.

При традиционном способе организации труда изучение фактической загруженности командного состава показало, что имеют место постоянные переработки в пределах 20—30% от регламентированного рабочего времени.

Изучение прямых показателей работоспособности, характеризующих количество и качество работы на основании профессиографических исследований и хронометража, позволило оценить фактическую занятость судовых специалистов, производительность труда и количество допускаемых ошибок.

Работа по бригадному методу способствует интенсификации труда моряков. При этом у матросов и мотористов несколько возросли показатели, характеризующие тяжесть труда, по сравнению с членами экипажей судов, работающих по традиционному методу, примерно на 5—10%, соответствуя средней степени тяжести. Трудовая деятельность лиц операторского профиля (судоводителей, механиков) характеризовалась повышением нервно-эмоционального компонента, что было связано с характером эксплуатации судов в зоне интенсивного судоходства, сложными метеорологическими и навигационными условиями плавания.

Показатели, характеризующие состояние умственной работоспособности при трудовой деятельности по традиционному режиму, свидетельствовали о том, что у операторов время простой акус-тико-моторной реакции (ПАМР) увеличивалось в

процессе работы с 176±14,6 до 192,3± 13,2 мс, а через месяц плавания достигало 194,5±11,8 мс. У рядовых членов экипажа латентный период ПАМР возрастал в течение вахты (работы) с 165,8±8,2 до 180±3 мс (в начале плавания), а через 30 сут составлял 189,2±7,8 мс. Идентичные сдвиги зарегистрированы при изучении скорости простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) — увеличение с 175,6±10,1 до 222,5±12,3 мс. Критическая частота слияния световых мельканий (КЧССМ) снижалась с 39,0±0,9 до 30,8± ±0,8 усл. ед., скорость переработки информации в зрительном анализаторе — с 1,48±0,05 до 1,02±0,08 бит/с, показатель объема внимания — с 19,7+3,06 до 14,44=3,14%; число ошибок при выполнении корректурной пробы достигало 24,1 ±3,21.

При организации труда по бригадному методу время ПАМР в те же периоды обследования не превышало 186,4±9,6 мс, ПЗМР — 182,3±7,3 мс (/><0,05), КЧССМ — 35,6±0,12 усл. ед. (Р< <0,001). Скорость зрительной переработки информации снижалась с 1,53±0,053 до 1,27± ±0,09 бит/с и в конце плавания была достоверно выше (Ж0,05), чем при работе по традиционному методу, а объем внимания сокращался с 21,6± ±2,86 до 18,5±3,01%. Число допущенных ошибок при выполнении корректурной пробы с кольцами Ландольта не превышало 15,6±2,08 (Р<0,05).

При изучении гемодинамических показателей в начале и конце рейсов выявлены изменения, свидетельствующие о напряжении физиологических функций (тенденция к повышению артериального давления на 10—12%) и развитии утомления (снижение систолического и минутного объемов кровообращения, увеличение частоты сердечных сокращений — ЧСС). При традиционном режиме труда через 1 мес работы ЧСС у операторов была в среднем 79,1 в минуту, систолический объем кровообращения (СОК)—60,9 мл, минутный объем кровообращения (МОК) — 4,9 л/мин. У матросов и мотористов зарегистрированы следующие показатели: ЧСС 78,8 в минуту, СОК 69,7 мл, МОК 5,3 л/мин. При работе по бригадному методу после 1 мес плавания у судоводителей и механиков ЧСС была ниже на 10,6%, СОК и МОК выше на 18,2 и 4,1 % соответственно. У рядового состава ЧСС была на 3,7 % ниже, СОК и МОК соответственно на 2,6 и 22,6 % выше.

Со стороны дыхательной системы у моряков, работающих по традиционному способу, отмечено значительное снижение максимальной скорости потока выдыхаемого воздуха у матросов и мотористов (9,3±1,2 л/с) и операторов (10,9± ±1,2 л/с). Жизненная емкость легких при форсированном выдохе, объем форсированного выдохнутого воздуха за 1-ю секунду и показатель Тиффно, максимальная скорость выдоха и вдоха, по данным ппевмотахометрии, соответствовали нормативным. При бригадной форме организации труда все перечисленные показатели у представи-

телей всех профессиональных групп плавсостава оказались значительно выше, а максимальная, скорость потока выдохнутого воздуха составил?' 12,4±0,9 л/с (у операторов) и 13,5±С',3 л/с (у рядового состава), в последнем случае достигая статистически значимых отличий (Р<0,02).

Показатели максимальной силы кисти у представителей обеих групп плавсостава при работе по обоим режимам в течение плавания колебались в пределах 3—11%. При работе по традиционному методу время статической выносливости снижалось с 37,3±4,3 до 31,4±1,1 с, среднее число касаний за 1 с при определении статического тремора увеличивалось с 1,2±0,32 до 2,6±0,24. При использовании бригадного метода время статической выносливости сокращалось с 41,1 ±3,2 до 35,4±1,5 с (Я<0,05), статический тремор возрастал с 0,87±0,33 до 1,9±0,31 в 1 с.

Таким образом, проведенные гигиенические и физиологические исследования показали, что работа по бригадному методу не вызывает существенных изменений показателей, характеризующих работоспособность и состояние физиологических функций у моряков в течение единичного рейсового периода длительностью до 30—35 сут. Состояние высших психических функций у лиц операторского профиля и показатели, характеризующие физическую работоспособность у моряков, в трудовой деятельности которых превалирует энергетический компонент, выше у плавсостава, работающего по бригадному методу. Результаты психофизиологических исследований были подтверждены данными субъективной оценки моряками нового способа организации труда. Так, 75% членов экипажа высказались в пользу работы по бригадному методу и еще 15% не высказали против него принципиальных возражений.

При физиологических исследованиях, проведенных после отпуска перед выходом в рейс, не обнаружено признаков остаточных явлений утомления, что свидетельствовало, с нашей точки зрения, о достаточной продолжительности межрейсового отдыха и его благоприятном влиянии на восстановление нарушенных в плавании функций. В наблюдениях за моряками, работающими по бригадному методу более 3 лет, не выявлено кумуляции признаков утомления.

Литература

1. Горшков С. И., Золина 3. М., Мойкин Ю. В. Методики исследований в физиологии труда. М., 1974.

2. Евстафьев В. Н., Шафран Л. М., Нетудыхатка О. /О. — Гиг. труда, 1982, № 7, с. 4—7.

3. Методы оценки производственной среды промышленных предприятий / Под ред. Н. Ф. Измерова, Ю. Г. Широкова. М., 1980.

4. Минх А. А. Справочник по санитарно-гигиеническим исследованиям. М., 1973, с. 5—99.

5. Парохин В. И, — Труды ЦНИИМФ. Л., 1981, вып. 264, с. 45—49.

6. Стенько Ю. М., Слуцкер Д. С.. Шафран Л. М. и др.— Гиг. и сан., 1981, № 1, с. 27—29.

Поступила 21.05.85

Summary. Medical examinations of 85 sailors working has shown that psychophysiological parameters of these , on ships, on a team's basis, with a 10-12 hour working day subjects are higher than in sailors working on a conventional ^jkand fixed 30-day cycles of labor (at sea) and rest (on land) basis.

УДК 613.646:613.1671:621.38

А. М. Скоробогатова, М. В. Зверева, А. П. Захаров, В. И. Слесарев

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АЭРОИОНИЗАТОРА ДЛЯ БИПОЛЯРНОЙ ИОНИЗАЦИИ ВОЗДУХА РАБОЧЕЙ ЗОНЫ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Возрастающие масштабы развития электронной промышленности обусловливают внедрение технологических процессов, протекающих в производственных помещениях с обеспыленным воздухом. Для компенсации аэроионной недостаточности воздуха рабочей зоны используют ионизаторы различной конструкции.

При эксплуатации ряда ионизаторов [1, 2] 4 происходит выделение вредных веществ (озона, окислов азота) в воздушную среду, что при наличии технологических загрязнений органического и неорганического характера и воздействии электрического поля высокой напряженности может привести к образованию более токсичных, чем исходные токсиканты, соединений.

Унификация оборудования для ионизации воздуха и уменьшение выделения вредных веществ при его эксплуатации требуют проведения гигиенической оценки воздуха рабочей зоны.

Целыо наших исследований являлась санитар-но-химическая оценка воздуха рабочей зоны в различных технологических помещениях предприятия электронной промышленности при использовании в качестве ионизатора прибора АИСВ-2-76 [2], который обеспечивает необходимый-уровень биполярной ионизации.

Большой ассортимент загрязнений в воздуш-% ной среде создает значительные трудности при их количественном анализе даже в случае использования хромато-масс-спектрометрии. В качестве ключевых компонентов санитарно-химического анализа мы выбрали озон и оксиды азота в высших степенях окисления, которые в наибольшей степени продуцируются при коронном разряде и определяют дальнейшую трансформацию органических соединений в воздухе рабочей зоны. Для специфичного определения озона и окислое азота использовали наиболее чувствительные спектро-фотометрические методы анализа по реакции с йодидом калия и гидрохлоридом диэтил-п-фени-лендиамина [3].

Для определения содержания в воздухе рабочей зоны вредных веществ, присутствие которых не связано с эксплуатацией аэроионизатора, использовали систему групповых методов, позволяющую выявить окислительно-восстановительные, кислотно-основные и комплексообразующие свой-£ ства загрязнений. Такая система позволяет прог-

нозировать образование продуктов трансформации технологических загрязнений в присутствии озона и оксидов азота.

Кислотно-основные свойства загрязнений воздушной среды определяли с помощью показателя рН, измеряемого потенциометрическим методом (активная кислотность), с использованием гидроксамовой реакции (потенциальная кислотность), реакции конденсации аминов с 4-диметил-аминобензальдегидом (потенциальная основность) [4].

Восстановительные свойства химических веществ, загрязняющих воздушную среду в рабочей зоне, определили по показателю окисляемости [5], комплексообразующие свойства — по отношению к «жесткому» иону Са2+ и «мягкому» иону Нд2+ методом спектрофотометрии с использованием эриохромчерного Т и дитизона [6].

Выбранные методики санитарно-химического анализа отвечают требованиям ГОСТов 12.1.005— 76 («Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования») и 12.1.016—79 («Требования к методикам измерения концентрации вредных веществ») по чувствительности, точности и другим показателям. Поскольку озон, оксиды азота и вещества с восстановительными свойствами находятся и в атмосферном воздухе, одновременно определяли и учитывали их фоновое содержание. Для этого проводили их определение на значительном удалении от предприятия в соответствии с рекомендациями [7]. Фоновые концентрации оксидов азота измеряли также в цехах без аэроионизатора воздуха рабочей зоны, но где осуществляются технологические операции с использованием азотной кислоты. Диапазон измерения фоновых концентраций оксидов азота составил 0,052—0,0027 мг/м3, для озона — 0,01—0,03 мг/м3. Окисляемость не превышала 0,8 мг/м3. Параметры микроклимата в зоне дыхания операторов следующие: температура 18—22°С, относительная влажность 60—70%, скорость движения воздуха 0,1—0,2 м/с.

Результаты санитарно-химических исследований воздуха рабочей зоны на участках фотолитографии и химической обработки кремниевых пластин при работающем и выключенном аэроионизаторе представлены в таблице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.