Г1Г1еНА, САН1ТАР1Я ТА ПРОФЕС1ЙН1 ХВОРОБИ
УДК 613.69(477)
DOI http://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5593324
Е. П. Белобров
ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА УКРАИНСКИХ МОРЯКОВ ПАЛУБНОЙ
КОМАНДЫ НА СОВРЕМЕННЫХ СУДАХ СУПЕРБАЛКЕРНОГО ФЛОТА
Украинский НИИ медицины транспорта МЗ Украины, Одесса
Summary. Belobrov E. P. THE PECULIARITIES OF THE LABOUR CONDITIONS OF UKRAINIAN DECK CREW SEAFARERS ON MODERN SUPER-BALKERS. - State Enterprise "Ukrainian research Institute for Medicine of Transport" under the Ministry of Health of Ukraine, Odessa. - e-mail: [email protected]. The article presents the results from the analysis of the working conditions of Ukrainian sailors of the deck crew on foreign ships of the bulk and super-bulk fleet. The materials of the fulfillment of voyage assignments, the survey of the ship's personnel and a closed questionnaire are analyzed.
Key words: operation of super-bulkers, transportation of dangerous bulk cargo, cleaning and washing of holds, chemistry of holds, barbed wire barriers.
Реферат. Белобров Е. П. ОСОБЕННОСТИ УСЛОВИЙ ТРУДА УКРАИНСКИХ МОРЯКОВ ПАЛУБНОЙ КОМАНДЫ НА СОВРЕМЕННЫХ СУДАХ СУПЕРБАЛКЕРНОГО ФЛОТА. В статье приведены результаты с анализа условий труда украинских моряков палубной команды на иностранных судах балкерного и супербалкерного флота. Проанализированы материалы выполнения рейсовых заданий, опроса плавсостава и закрытого анкетирования.
Ключевые слова: эксплуатация супербалкеров, перевозка опасных навалочных грузов, зачистка и мойка трюмов, трюмная химия, заграждения колюче-режущей проволокой.
Реферат. Белобров £. П. ОСОБЛИВОСТ1 УМОВ ПРАЦ1 УКРА1НСЬКИХ МОРЯК1В ПАЛУБНО1 КОМАНДИ НА СУЧАСНИХ СУДНАХ СУПЕРБАЛКЕРНОГО ФЛОТУ. У статп наведет результата з аналiзу умов прац укра!нських моряшв палубно! команди на шоземних судах балкерного i супербалкерного флоту. Проаналiзовано матерiали виконання рейсових завдань, опитування плавскладу i закритого анкетування.
Ключовi слова: експлуатащя супербалкерiв, перевезення небезпечних навалювальних вантажiв, зачистка i миття трюмiв, трюмна хiмiя, загородження колюче -рiжучого дроту
Актуальность. Развитие международной морской торговли всегда являлось стимулом не только роста объёмов грузоперевозок, номенклатуры перевозимых навалочно -насыпных опасных грузов, включая грузы 4, 5, 6 и 8 классов опасности по IMSDC CODE, но и коренных изменений в судостроении и судоходстве средств, транспортирующих массовые грузы. Мировой балкерный флот за последние 20 лет претерпел колоссальные изменения в сторону универсальности - изменились размеры корпуса и конструкции
© Белобров Е. П.
трюмов, люковых закрытий, стремительно нарастает водоизмещение и грузовместимость и объемы перевозки опасных фумигированных ядофумигантами грузов [1]. Для обеспечения эффективности, надежности и безопасности эксплуатации этих судов требуется привлечение высокопрофессиональных кадров рядового и офицерского состава, работающих не только в изменяющихся условиях обычного океанского плавания, но и в опасных районах военных, террористических и пиратских действий, что непосредственно связано с проблемой сохранения жизни и здоровья моряков [2]. Ситуация с состоянием здоровья украинских моряков, работающих на судах иностранных компаний, судовладельцев и фрахтователей, тревожна. Изменив свой статус на Украине, пользуясь услугами посреднических предприятий по найму и трудоустройству (крюинговые компании), более 100 тысяч украинских моряков работают на судах под «удобными флагами». В связи с тем, что морской торговый флот фактически отсутствует в Украине, исчезла и система санитарно-гигиенического надзора за условиями труда моряков. За последние десятилетия данных о санитарных и гигиенических параметрах условий труда и быта моряков в условиях рейса нет, а провести их изучение в рейсе и затем проанализировать полученные результаты невозможно в силу организационных и экономических причин [3]. Имеющиеся скудные литературные данные по проблеме изучения условий труда, быта и профессиональной заболеваемости украинских моряков малоинформативны на данный момент и основаны на сведениях, полученных при обследовании явно не перспективных, давно списанных судов универсального сухогрузного, газовозного, балкерного, каботажного и портового флота [4]. В настоящее время Украина располагает лишь старыми малотоннажными судами типа «река-море», судами портового, технического и специального флота (буксиры, плавкраны, плавмастерские, пожарные и спасатели), которые выполняют прибрежные рейсы или каботажные перевозки. Выполненное изучение условий труда плавсостава касалось профессий судоводителей и судомехаников, мотористов, механиков электриков, поваров, выполняющих рейсы в водах Черного и Азовского морей и не отражали состояние условий труда моряков на современных иностранных судах балкерного и супербалкерного флота [2 - 7, 16].
Цель исследований: изучить условия труда моряков палубной команды супербалкеров при воздействии на работающих ранее не изученных факторов производственной среды и при выполнении судовых работ, связанных с подготовкой трюмов при смене различных опасных навалочных грузов, а также при угрозе нападения пиратов.
Материалы и методы исследований
Изучены условия труда украинских моряков на 14 судах балкерного флота под иностранными флагами при все возрастающем применении опасных химических веществ (препараты соляной кислоты, щелочи, растворители, СМС) при подготовке трюмов балкеров и смене опасных навалочно-насыпных грузов (нефтекокс, уголь, сера, цемент, клинкер), а также роста перевозки фумигированых в рейсе фосфином зерновых и кормовых грузов.
Учитывались, а затем анализировались материалы рейсовых отчетов экипажей балкеров судоходных компаний, протоколы опросов судоводителей и моряков палубной команды, занятых перевозкой опасных и фумигированных грузов, изучены анкеты закрытого анкетирования. Респонденты оценивали условия труда по степени рисков воздействия вредных и опасных факторов производственной среды на рабочих местах главной палубы и трюмов (монтаж/демонтаж спиралей бритвенной колюче-режущей проволоки, использование едкие вещества трюмной химии, применение машин для мойки трюмов горячими растворами под супервысоким давлением, ядовитые пары и фумигационные газы, работа в закрытых химических костюмах и газ-масках в трюмах с максимальной температурой и влажностью). При решении поставленных задач применялись аналитические, социально-гигиенические методы исследований. Статистическая обработка полученных результатов и материалов, собранных с помощью членов экипажей судов, проводилась с использованием классических математических методов.
Результаты исследования и обсуждение. Суда балкерного флота выборочных тактико-технических характеристик (Particular Ship's; см. Табл.1) отличались новизной постройки и однородностью водоизмещения, длиной и шириной грузовой палубы, числом и глубиной трюмов, количеством членов экипажа и палубной команды. Обследованные суда были заняты перевозками практически однородных опасных навалочно-насыпных пылящих грузов и фумигированных фосфином зерна и кормов. Часто на этих судах, при плавании в районах действия пиратов, матросы палубной команды устанавливали/ демонтировали вокруг судна спирали бритвенной проволоки.
Таблице 1
Суда супербалкерного флота, занятые перевозкой опасных навалочных и насыпных фумигированных грузов*_
Параметры т/у m/v m/v m/v m/v
судна «^.МшуБ», «Jalmi», «J.S.Dondab» «Ionian «CSL
Сингапур Панама Сингапур Prosperity» recumseh»**
Год постройки 2012 2012 2012 2010 2015
Водоизмещение 73 000 42 264 63 000 179 000 66 000
Длина 210 182 196 290 228
Ширина 36 30 31 47 32
Осадка 13-14 10 12-13 18-2 13
К-во трюмов 5 с кранами. 5 с кранами 5 с кранами 9 5
Глубина трюма 18-20 15 16-18 22-24 20
клинкер, нефтекокс, Жирный уголь, гипс,
удобрения, сера, уголь уголь, ЖРК, песок,
Род груза сера, зерно бокситы, удобрения, железная щебень,
металл, кокосовая клинкер, руда, гравий
бокситы стружка, цемент, руда зерно,
цемент цемент зерно удобрения
Скорость, уз. 13-14 12 13 8-9 11
Экипаж/ матросы 21/5** 21/5 21/5 21/6 27/5
+ 4 охрана + 7 рабочих
Монтаж/демонтаж
спиралей заграждений 3 2 3 нет нет
от пиратов, число
операций
Примечание: * - в числителе число членов экипажа, в знаменателе - число лиц палубной команды без боцмана
** - балкер, саморазгружающееся судно
Перевозка в рейсах навалочных грузов всегда связана не только со сложными и опасными условиями транспортировки, но и до- и после рейсовой подготовкой грузовых трюмов. Вредные и опасные свойства навалочных и насыпных грузов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Вредные и опасные свойства навалочных грузов, перевозимых на судах балкерного и
супербалке] рного флота
Название груза Класс IMDG Code Воздействие груза на трюмы в рейсе Вредные и опасные свойства грузов при перевозке морем, зачистке и мойке трюмов
1 2 3 4
Нефтекокс 9 ВОН Слеживается, налипает коркой на переборках, въедается в краску, отделяется с трудом Пыль, усиливающаяся при грузовых работах, отбивания и соскабливания корок, Действия трюмной химии при зачистке (соляной кислоты) и замывки трюмов. Воздействие извести при покрытии трюмов перед перевозкой зерна.
1 2 3 4
Цемент 9 ВОН При действии влаги воды быстро схватывается в камень, пыль образует монолитную твердую корку Цементная пыль на поверхностях трюмов, шпангоутов, стрингеров и грузовой палубы. Пыль при отбивании корок цемента. Пари продуктов трюмной химии соляной кислоты при зачистке трюмов и палубы.
Сера 4 ядовито В рейсе налипает и схватывается трудно отделяемой коркой. Опасность горения и пожара с выделением ядовитых паров и газов: SO2, Ш, H2S, дыма. Выделение пыли при грузовых операциях, зачистке груза, отбивания корок серы в трюмах. Опасность возгорания и горения и пожара с выделением ядовитых паров и газов: SO2, CO, H2S, дыма. Действия трюмной химии при зачистке (пары соляной кислоты, хлора, щелочей) и замывки трюмов
Уголь Оседание слоя пыли, налипание на поверхности. Выделение опасных газов метана, продуктов самовозгорания Угольная жирная пыль, осаждение на переборках и конструкциях трюма. Действия трюмной химии при зачистке (щелочей синтетических моющих средств) и замывки трюмов по чрезвычайно высоким давлением
Бокситы Загрязняющий, высоко пылящий груз, налипание затвердевание трудно отделяемой корки пыли Требует применение трюмной химии при обработке поверхностей перед погрузкой. Замывка с применением устройств подачи жидкостей под виском давлением
Кокосовая стружка, Копра 4.2 Загрязняющий, высоко пылящий груз. Пыль жирная, плохо смывается и трудно зачищается щетками. Грузят навалом в горячем виде +70оС, сильная запыленность жирной пылью. Действия трюмной химии при зачистке (щелочей синтетических моющих средств). и замывки трюмов машинами с чрезвычайно высоким давлением
Зерно 4.3, 6.1* Перед каждой перевозкой зерна обязательная обработка трюмов хлорной известью Требуется побелка трюмов хлорной известью перед погрузкой зерна с замывкой забортной и пресной водой с использованием устройств подачи жидкостей под виском давлением. При перевозке зерна в среде ядовитого газа фосфина чрезвычайный риск отравления и гибели экипажа.
Примечание: * - только на время рейса при перевозке в среде взрыво -пожароопасных фумигационных препаратов и ядовитого газа фосфина
Согласно Извещению № 2027 от 15.09.1989 г. Минморфлота перечисленные перевозимые навалом опасные грузы относятся к «загрязняющим грузам», требующим проведение обязательной зачистки от их остатков и мойки, как обычными средствами, так и с применением специальных химических очищающих препаратов [13], физико-химические и токсические свойства, которых представлены в таблице 3 .
Зачистка и замывка трюмов от остатков опасных навалочных грузов на судах супербалкерного флота относится к трудоёмким и опасным для здоровья моряков судовым работам. Безопасность украинских моряков, работающих под «удобными» флагами должна обеспечиваться требованиями Code of Safe Working Practices for Merchant Seamen - 2016.
Очищающее свойства замывок и удаление с переборок трюмов затвердевших остатков грузов (цемента, нефтекокса, серы, ржавчины), проведенных с применением препаратов трюмной химии, значительно увеличиваются при условии использовании
аппаратов высокого давления НР типа «DEN-SIN».
Таблица 3
Опасные свойства очищающих препаратов специальной трюмной химии для очистки от затвердевших остатков перевезенных навалочных опасных грузов
№ № Название препарата трюмной химии Класс IMDG Code Название остатков перевезенного груза Механизмы очистки отложений с применением трюмной химии и «кёрчера» под давлением
1 2 3 4 5
1. MARICHEM P.C.S. Раствор гипо- хлорит натрия, Na(OCL)2, 12-13% активного хлора 8 едкое, коррозионное сильный окислитель, токсичное НЕФТЕКОКС, твердые трудноот-деляемые отложения на переборках, трапах и конструкциях трюма МИНЕРАЛЬНЫЕ РУДЫ, концентрат их отложений Проникновение раствора внутрь твердых отложений с последующим разрушением и удалением корки. Смывают забортной и пресной водой. При контакте с кислотой образует токсичный ядовитый газ. Добавка к моющим растворам, быстрое очищение и удаление при замывке трюмов забортной водой.
2. CEMENT REMUVER, Раствор соляной кислоты, HCL, разрушитель и очиститель от корок цемента 8 едкое, коррозионное ядовитое ЦЕМЕНТ, быстро затвердевшие, окаменелые корки остатков груза Пропитка раствором, разрушение и полная очистка сильно закоркованного и трудно отделяемого цемента на конструкциях трюма. При контакте с цементом выделяет хлор. Замывают забортной водой.
3. ХЛОРНАЯ ИЗВЕСТЬ 30% раствор гипохлорита кальция 8 едкое, коррозионное, токсичное УГОЛЬ каменный, жирный, ЗЕРНО, ГАЛИТ-поваренная соль Быстро очищает и удаляет остатки груза в трюме. Побелка трюмов всегда перед перевозкой зерна, галита трюмы обрабатывают хлорным раствором и смывают за бортной водой.
4. RUSR REMUVER -раствор основа ортофос-форной кислоты агрессивная жидкость ЦЕМЕНТ, Коррозия конструкций трюма Раствор разрушает цемент и ржавчину обеспечивает быструю очистку и подготовку поверхности трюмов к перевозке грузов.
5. DR MURIATIK 20% Раствор соляной кислоты, HCL, 8 едкое, коррозионное ЦЕМЕНТ, КЛИНКЕР, быстро затвердевшие корки остатков груза, превращается в камень, монолит Пропитка раствором, разрушение и очистка сильно закоркованного и трудно отделяемого цемента на конструкциях трюма
1 2 3 4 5
6. Spip Coat нейтральные, ПРОТЕКТОРЫ Перед погрузкой серы
RXSOL безвредные СЕРЫ, ГАЛИТА, обрабатывают полностью
HOLD растворы - на УГЛЯ НЕ- поверхность трюма и его
BLOCK, полимерной ФТЕКОКСА, - конструкций для образо-
основе защита от «грязных вания защитной пленки
LIME COAT, грузов, коррозии, от прилипания серы.
WHITEWASH прилипания въедается в краску и Растворы не опасны, без запаха. После выгрузки
водные металл трюма, «грязных грузов» трюм
растворы в образования трудно значительно легче,
пропорции 1:3 удаляемых корок быстрей и лучше замывается водой.
Однако внедрение в технологию зачистки трюмов данных устройств вызывает появление других, не менее опасных факторов, осложняющих условия труда матросов, что связано с риском получения травм от подающихся под высоким давлением струй забортной или пресной води или растворов очищающих препаратов специальной трюмной химии. Члены экипажа палубной (часто машинной) команд в период замывки трюмов применяют различные типы и рецептуры химических препаратов, содержащих растворы соляной и ортофосфорной кислот, хлорной извести (гипохлорита натрия и калия), синтетических моющих средств. Все эти растворы относятся к опасным, едким, коррозионным, агрессивным, токсичным и ядовитым веществам и способны вызвать химические ожоги кожных покровов, поражение глаз и дыхательных путей. Применение некоторых препаратов трюмной химии, например, DR MURIATIK (20% раствора соляной кислоты) при очистке конструкций трюмов от монолитных корок цемента сопровождается выделением активного хлора, что требует применение дополнительных, комбинированных средств защиты органов дыхания. Некоторые препараты хлорной извести обязательно используются для побелки трюмов перед погрузкой и перевозкой зерна, галита (каменная соль) и других грузов. Многие химические растворы, например, LIME, WHITEWASH, SLIP/COAT, практически безопасные для человека и не обладающие вредными или опасными токсическими свойствами, широко используются в качестве протекторов металлических поверхностей трюмов, шпангоутов и стрингеров перед погрузкой агрессивных грузов комовой и гранулированной серы, нефтекокса для предотвращения налипания, накопления и затвердевания остатков грузов и значительно упрощают зачистку и мойку трюмов.
Нанесение растворов трюмной химии под давлением на переборки и конструкции трюмов глубиной 15 и более метров, представляет известную трудность из-за тяжелого веса устройства подачи растворов и сжатого воздуха по шлангам на длинном телескопическом шесте типа (RBM, Канада), который не очень удобен и трудно удерживается в руках, особенно при использовании на лесах типа «Skaffold» в трюмах. Тяжесть условий труда также связана с быстрым разрушением сопел распылителей растворов химии, требующим быстрой их замены при расходе 300-400 л на один трюм балкера типа «Хендисайз» общим количеством едких веществ 1,5 -2,0 тонны на одну мойку. Работа членов экипажа по очистке от налипших и затвердевших крюкообразных отложений остатков «загрязняющих грузов» и мойке с применением трюмной химии, связана с постоянным риском падения с лесов передвижной установки «Skaffold» (3-18 метров) в трюме.
Технология обработки трюмов с использованием лесов включает следующие рабочие процессы: монтаж конструкции из разновысотных труб и помостов, подъём на рабочую высоту с одновременным протягиванием за собой шланголиний попеременной подачи забортной или пресной воды или химических растворов со шлангом сжатого воздуха моечной машинки «Кёрчер» высокого (200 атм.) давления. Во время мойки трюмов и работы со шлангами, возникает опасность действия на матроса обратной реактивной струи
под огромным давлением и риска матроса быть сброшенным с большой высоты с лесов на деку трюма.
Анализ результатов закрытого анкетирования по самооценке условий труда членов палубной команды, привлекаемых мотористов и кадетов при зачистке от остатков налипания навалочных грузов и последующей мойки трюмов растворами трюмной химии показали, что, по мнению анкетируемых, за последние годы условия труда палубных матроса осложнились, чему способствовало появление опасного и вредного химического фактора обработки трюмов после и перед перевозкой опасных и насыпных грузов.
По данным, полученным в результате анкетирования, матросы часто не подготовлены для работы на судах супербалкерного флота по следующим причинам: в обучающих программах морских колледжей и на курсах подготовки «профессия - матрос балкерного флота», отсутствует вопросы, касающиеся правил работы в трюмах с применением «трюмной химии» в сочетании с работой на высоте трюмных лесов при действии высоких температур и влажности, при подаче под давлением горячей води и химических растворов НР типа «DEN-SIN», «RBM». Отсутствуют правила, нормы и инструкции на украинском или русским языках по технике безопасности, применению СИЗ и СИЗОД, оказанию домедицинской помощи при одновременном воздействии высоких температур, химических ожогах, травмах и отравлениях токсическими парами и ядовитыми газами. Не отработаны социальные вопросы улучшения условий труда, отдыха и компенсации матросам за опасные и вредные условия работы с продуктами «трюмной химии» в трюмах и на палубе.
При исследовании условий труда моряков палубной команды, мы также изучили особенности труда и отдыха при выполнении работ по обеспечению охраны и обороны судна при плавании в районах, характеризующихся риском пиратских нападений.
В настоящее время одним из наиболее действенных способов обороны экипажа является установка по периметру вокруг лееров судна ограждений из колючей проволоки [14].
Таблица 4
Особенности и объём судовых работ палубной команды при устройстве спиралей ограждения бритвенной колюче-режущей проволоки вокруг судна в пиратоопасных ___районах плавания ___
№№ Длина Длина по Общая длина Кол-во Общая Время на Кол-во
слоев загражде- корме, м «колючки», м рулонов, масса, монтаж матросов и
ния по шт. кг загражде человек/час
борту, м ния, час
1. 160,5 31,6 352,6 36 424,8 8,5 6/51
2. 176,8 36,9 390,5 39 460,2 10,0 6/51
Mi* 337,3 68,5 743,1 75,8 885,7 18,5 12/102
М2** 337,3 68,5 743,1 75,5 885,4 18,8 12/102
М3*** 674,6+47,2 137,0+21,3 1486,2+168,4 130+13.7 1771,1+41,6 37,9+2.6 24/204
Примечание: * - общие данные при монтаже всех слоёв ограждения спиралей
проволоки
** - общие данные при уборке всех слоёв ограждения
*** - сумма данных при монтаже и демонтаже (уборки) ограждений
В табл. 4 представлены данные об особенностях выполнения работ на палубе при установке многорядного и многослойного защитного спирального ограждения бритвенной колючей проволоки, включая ее монтаж и демонтаж. Выполнение этого вида работ характеризуется повышенной напряженностью и связано с доминирующим риском получения множественных травм и увечий конечностей.
Условия труда матросов при растягивании, установке и креплении спиралей «колючки», разборки и складировании ограждения в обратном направлении после выхода из пиратоопасной зоны плавания, отличаются специфичностью травмирования. Виды травматических повреждений пальцев, ладоней, кистей и предплечий при работе с колюче-
режущей проволокой заграждения представлены в таблице 5.
Таблица 5
Виды травматических повреждений пальцев, ладоней, кистей, предплечий и нижних
конечностей при работе с бритвенной колюче-режущей проволокой заграждения _(по данным опроса, выборочно, п = 19) __
Виды травм кожных покровов Пальцы Ладони Тыл кисти Предплечья Итого
кистей и предплечий рук
Царапины - - - 11* 11
10,67 10,67
Проколы с выделением 19 18 8 10 55
крови 18,43 17,46 7,76 9,70 53,35
Порезы с кровотечением 2 4 2 5 13
1,94 3,88 1,94 4,85 12,61
Резано-рванные раны 3 3 2 4 12
2,91 2,91 1,94 3,88 11,64
Рванные раны 3 3 - 6 12
2,91 2,91 5,82 11,64
Всего 27 28 12 36 103
26,27 27,17 11,64 34,92 100,00
Примечание: * - числитель, число случаев, знаменатель- процентное отношение
Как показали данные опроса матросов супербалкерного флота, при работе со спиралями бритвенной колюще-режущей проволоки при устройстве заграждения, чаще всего травмируются пальцы, ладони, в меньшей степени тыльная сторона кистей рук, - 26, 27, 27.17 и 11.64 % случаев, соответственно. Наиболее уязвимыми являются слабо защищенные поверхности предплечья рук, которые травмируются в почти 35% случаев. При анализе видов травм кожных покровов имеют место мелкие повреждения кожи в виде царапин, поколов, порезов с кровотечением и рваные раны, а также проколы кожи пальцев и ладоней. Рванные и резано-рванные раны с кровотечением (12,61, 11,64 и 11,64% случаев, соответственно), характерны для предплечий. Опрошенные также отмечали подобные травмы кожи живота и нижних конечностей в области бедер.
Анализ анкетных данных подтвердил, что основная причина травматизма связана, во-первых, с несостоятельностью средств индивидуальной защиты кожи пальцев, ладоней и тыла кистей рук кожаными перчатками (порой низкого качества), во-вторых, с отсутствием защиты кожных покровов предплечий обеих рук, живота и ног, в-третьих, с частым контактом кожных покровов живота и нижних конечностей со спиралями проволочного заграждения при их подъеме и монтаже вдоль борта судна и палуб надстройки, особенно при установки второго и третьего рядов и ярусов ограждений.
Травмы кожных покровов кистей рук и предплечий являлись причиной многих обращений за медицинской помощью. Часто матросы, не прекращая работы с бритвенной, колюче-режущей проволокой оказывали само- и взаимопомощь (обработка поверхности кожи йодом, накладывание стерильной пластырной повязки). В более сложных случаях (порезы, резано-рванные и рваные раны с кровотечением) члены экипажа обращались к офицеру судна для оказания первой медицинской помощи (первичная хирургическая обработка ран, мазевая стерильная повязка). Отмечались случаи воспалительно-гнойных осложнений ран.
Данные, приведенные на схеме 1 об опасных и вредных факторах условий труда украинских моряков, работающих на палубе судов балкерного флота, находятся в полном противоречии с положениями международной Конвенции о подготовке и дипломированию моряков по несению вахты (ПДНВ-1978), которые содержат минимальные требования к охране здоровья моряков. Анализ других нормативно- технических руководящих документов, определяющих требования по охране труда в морском судоходстве (МЬС-2006), Международное медицинское руководство для судов (1Мв8,ЖНО, 2008), Руководство по медицинской помощи при перевозке опасных грузов и авариях (МРАв -
2016), не содержат требований по безопасности и сохранению здоровья моряков,
Физические
Химические
Биологические
Психофизиологические
Воздействие паров, аэрозолей, газов и жидкостей разных продуктов трюмной химии: кислот, щелочей, моющих синтетических средств. Фумигационный газ
фосфин. Токсические: раздражающие, ядовитые, едкие, коррозийные растворы соляной кислоты, щелочей, соединений хлора, гипохлорита кальция, орто-фосфорной
кислоты. Газы химических реакций реактивов трюмной химии с остатками опасных грузов (хлор, сероводород и др.).
Патогенные микроорганизмы зерновой пыли: бактерии, грибы, вирусы, аллергены и продукты их жизнедеятельности
Моечные машины типа «Kercher», подачи под давлением забортной и пресной воды, едких и ядовитых растворов. Машины сверхвысокого давления НР «DEN-SIN». Устройства лесов для работы на высоте трюмов 5-20 м типа «Skaffold». Средства зачистки
трюмов. Тяжелое телескопическое устройство подачи води и растворов трюмной химии на переборки трюма. Экстремальные значения давления воздуха и реактивов в шланго-линиях механизмов и установок в трюмах. Спиральная бритвенная
колюче-режущая проволока заграждения от пиратов вокруг
палубы судна. Электрический ток внутри спирали заграждения. Пыль серы, нефтекокса, цемента, угля, зерновая пыль с элементами ядо-фумигантов и биологических загрязнителей. Экстремальные значения температуры и влажности воздуха в
трюмах. Работа в костюмах химической защиты и газ-масках в условиях газов, экстремальных температур и влажности воздуха трюмов.
Схема 1. Опасные и вредные производственные факторы условий труда украинских моряков работающих на палубе судов балкерного флота
Физические перегрузки при выполнении работ в трюмах. Нервно-психичесие перегрузки: на всем протяжении плавания в пирато-опасных районах Сомали и Нигерии, при работе с
колюче-режущей проволокой, при работе на высоте лесов в трюмах с гидромониторами сверхвысоких
давлений, тяжелых телескопич. устройств шлангов замывки переборок с деки трюмов. Эмоциональные перегрузки, связанные с тревожным нервным состоянием опасности захвата экипажа пиратами
работающих на судах с продуктами судовой химии и ориентированы на перевозку опасных грузов морем без учета конкретных вредных и опасных условий труда. Это требует более расширенного и тщательного исследования охраны труда украинских моряков в практике морской медицины.
Ответы моряков на вопросы закрытого анкетирования по распределению приоритетности опасностей, вредностей, тяжести и напряженности труда при работе на палубе судов супербалерного флота дали такие результаты:
1 - постоянное нервно-психическое напряжение, вызванное опасностью атаки пиратами судна, захвата, ранения и гибели моряка либо пребывание в плену; ;
2 - получение отравления или химической травмы при действии агрессивных и едких продуктов « трюмной химии»;
3 - тяжелая и напряженная работа в закрытых химических костюмах и противогазах в трюмах на высоте лесов при высоких температурах, сверхвысоком давлении шланговых устройств, обработки переборок растворами трюмной химии, забортной и пресной водой.
4 - опасность ранений и травм бритвенной колюче-режущей проволокой, а также поражения электрическим током при монтаже и уборке спиралей ограждения защиты судна и экипажа от пиратов;
5 - отравление фумигационными газами при перевозке зерновых грузов в случае аварийной утечки из трюмов.
Таким образом, развитие международного морского судоходства, постоянно пополняющегося новыми балкерами и супербалкерами, расширение номенклатуры перевозимых опасных навалочных и насыпных фумигированных грузов, применение современных способов быстрой зачистки трюмов с использованием трюмной химии, требуют обеспечения безопасности работы моряков и улучшения условий труда и отдыха, что влечет за собой повышение безопасности судоходства в целом.
Рекомендации:
1. Исключить из практики применения средств защиты при работе с колюче -режущей проволокой перчатки, изготовленные из брезента, кожи и кожзаменителей и металлической кольчужной ткани, как не обеспечивающих высокую степень защиты от проколов и бритвенных порезов.
2. Обеспечить работающих с колюче-режущей бритвенной проволокой печатками и крагами, изготовленными из материалов надежного плетения нержавеющей стали и «кевлара».
3. Изъять из технологии способ крепления и закручивания металлической проволокой спиралей заграждения бритвенной колюче-режущей проволоки, и заменить эту операцию применением быстродействующих пластмассовых запирающих захватов.
4. Обеспечить членов экипажа средствами защиты кожных покровов груди, живота и нижних конечностей фартуками, выполненными из плетения нержавеющей стали.
Выводы:
1. Особенности условий труда украинских моряков палубной команды на судах балкерного и супербалкерного флота, на настоящий момент, практически не изучены и отличаются появлением многих дополнительных, ранее не известных опасных и вредных физических, химических, биологических и психофизиологических производственных факторов, усугубляющие тяжесть и напряженность труда.
2. Результаты проведенных исследований следует использовать в программах обучения моряков палубной команды судов супербалкерного флота.
3. Следует произвести пересмотр ассортимента и набора медикаментов и лекарственных средств судовых аптечек на судах балкерного флота и в дополнение к существующим перечням 1МО МБЛв внести изменения в сторону увеличение дезинфицирующих кожу растворов, перевязочных средств (бинты, салфетки, вата, пластыри), противошоковых растворов, психотропных препаратов и антидепрессантов.
Литература:
1. Белобров Е. П. Медицинские и эколого-гигиенические проблемы безопасности жизнедеятельности при перегрузках в портах и перевозках на судах опасных и фумигированных грузов в эксплуатационных условиях и аварийных ситуациях // Автореф. дисс. доктор. мед. наук. С-Петербург. - 2007. - 86 с.
2. Праник С. А. Професшна патолопя воднишв в Укрш'т протягом ХХ столггтя // Украшський журнал з проблем медицини пращ. - 2006. - № 2.- С.74 - 78.
3. Панов Б. В., Гоженко А. И., Лебедева Т. Л. Состояние медицины труда в транспортной отрасли Украины // Причорноморський еколопчний бюлетень. - 2012. - № 1 (43), березень. - С. 169- 173.
4. Войтенко А. М., Голубятников Н. И. Критерии гигиенической оценки производственной среди на объектах водного транспорта // Украшський журнал з проблем медицини пращ. - 2010. - № 3 (23).- С. 24 - 27.
5. Чуй Т. С., Назаренко Н. I., Ткаченко О. М., Пишнов Г. Ю., Яворський £. £. Фiзюлого-ririeшчш дослвдження умов пращ плавскладу морських суден спещального призначення // Мат-л XIV з'йду ппешспв Укра1ни, 19-21.05.2004 р. Том II. Дшпропетровськ, «АРТ-Прес», 2004. - С. 72-75.
6. Панов Б. В. Некоторые медико-социальные аспекты труда и моряков на примере экспертного клинического случая // Актуальные проблемы транспортной медицины, № 4 (46), 2016, - С. 88-99.
7. Панов Б. В. Безопасность жизнедеятельности моряков в условиях глобализации и обоснования формирования единого информационного пространства в системе медицинского обеспечения моряков торгового флота // Дисс. доктор мед.наук.-С-Петербург. - 2021. - 215 с.
8. Sailing in HRA. Third mate's column // Seaways. - April 2013. - P.4. Плавание в зоне высокого риска (пиратства).
9. Physical Barriers. Razor Wire. BMP4 Best Management Practices for Protection against Somalia Based Piracy. Version 4- January, 2012. Scotland. UK. - P. 27- 30.
10. Кузнецов В. Защита от морского пиратства: итоги последних лет // morvesti.ru. 09.12.2015.
11. Руководство «Наиболее эффективные методы защиты от пиратства» (НЭМ-4). Резолюция 1МО MSC. 324 (89).
12. Химия для штурманов. В Одессе прошла IV конференция Orion Reederei для комсостава // Работник моря.- 2016. - № 23 (111). - С. 18-19.
13. Перевозка цемента. Балкер. Опыт, советы, рекомендации (перевозка серы, как разводить LIME) // https: odessacrewing.kamrbb.ru.
14. Васильев Д.В., Мусаев М.А. Пратство та захисш заходи ввд нього // Матерiали науково-техшч. конф. «Транспортш технологи (морського i рiчкового флоту): шфраструктура, судноплавство, перевезення, автоматизащя» 14-15 листопада 2019 р. Одеса, 2019. - С. 7-9.
15. Third mate's column. Sailing in the HRA (High Risk Area). Working at sea in the world's most dangerous piracy area is a nervous one // SEAWAYS, April, 2013. P.4.
16. Belobrov E. P., Zambriborshch M. S., Yavorskaya V. V., Badiuk N. S. Prevention and pre-medical assistance to victims of cargo fumigation work / PharmacologyOnLine; Archives -2021 - vol. 2 - 864-868.
References:
1. Belobrov EP Medical and ecological and hygienic problems of life safety during transshipment in ports and transportation on ships of hazardous and fumigated cargo in operational conditions and emergency situations // Avtoref. diss. doctor. honey. sciences. St. Petersburg. -2007 .-- 86 p.
2. Pranik S.A. Professional pathology of water workers in Ukraine throughout the XX century // Ukrainian Journal of Problems of Medicine Pratsi. - 2006. - No. 2.- P.74 - 78.
3. Panov B.V., Gozhenko A.I., Lebedeva T.L. The state of occupational medicine in the transport industry of Ukraine // Black Sea Ecological Bulletin. - 2012. - No. 1 (43), birch tree. - S. 169-173.
4. Voitenko A.M., Golubyatnikov N.I. Criteria for the hygienic assessment of production at water transport facilities // Ukrainian Journal of Medicine Problems. - 2010. - No. 3 (23). - P.24 -27.
5. Chui T. S., Nazarenko N.I., Tkachenko O.M., Pishnov G.Yu., Yavorskiy C.C. Fiziologo-giginichniy dlidzhennya minds pratsi floating storage of sea vessels of special designation // Materials XIV z'yizdu gigionistiv Ukrainy, 19-21.05.2004 p. Volume II. Dnipropetrovsk, "ARTPress", 2004. - S. 72-75.
6. Panov B.V. Some medical and social aspects of labor and seafarers on the example of an expert clinical case // Actual problems of transport medicine, No. 4 (46), 2016, - pp. 88-99.
7. Panov B.V. Life safety of seafarers in the context of globalization and substantiation of the formation of a single information space in the system of medical support for seafarers of the merchant fleet // Diss. Doctor of Medical Sciences-St. Petersburg, -2021. - 215 p.
8. Sailing in HRA. Third mate's column // Seaways. - April 2013. - P.4.
9. Physical Barriers. Razor Wire. BMP4 Best Management Practices for Protection against Somalia Based Piracy. Version 4 - January, 2012. Scotland. UK. - P.27- 30.
10. Kuznetsov V. Protection against sea piracy: the results of recent years // morvesti.ru. 09.12.2015.
11. Guide "The most effective methods of protection against piracy" (NEM-4). IMO Resolution MSC. 324 (89).
12. Chemistry for navigators. The IV Orion Reederei conference for command personnel took place in Odessa // Worker of the Sea. - 2016. - No. 23 (111). - S. 18-19.
13. Transportation of cement. Bulk carrier. Experience, advice, recommendations (transportation of sulfur, how to breed LIME) // https: odessacrewing.kamrbb.ru.
14. Vasiliev D.V., Musaev M.A. Piracy and logging in from the beginning // Materials of Science and Technology. conf. "Transport technologies (sea and river fleet): infrastructure, navigation, transportation, automation" 14-15 leaf fall 2019 р. Odessa, 2019 .-- S. 7-9.
15. Third mate's column. Sailing in the HRA (High Risk Area). Working at sea in the world's most dangerous piracy area is a nervous one // SEAWAYS, April, 2013. P.4.
16. Belobrov E. P., Zambriborshch M. S., Yavorskaya V. V., Badiuk N. S. Prevention and pre-medical assistance to victims of cargo fumigation work / PharmacologyOnLine; Archives - 2021 - vol. 2 - 864-868.
Робота надшшла в редакщю 16.09.2021 року.
Рекомендована до друку на заидант редакцшно! колеги тсля рецензування