Научная статья на тему 'К КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НОВОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ПЛАВСОСТАВА'

К КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НОВОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ПЛАВСОСТАВА Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Ю.M. Стенька, Д.С. Слуцкер, Л.M. Шафран, В.H. Евстафьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examinations of 189 seamen placed on a new regimen of work and rest during cruise did not reveal any significant alterations in indices of mental and physical working capacity nor in the state of psycho-physiologic functions in the course of 9 voyages. The reduction of the time of exposure to adverse factors of the ship’s environment and the adequate rest provided for in the new regimen, were found to decrease the degree of fatigue among crew members and to assure the maintenance of their working capacity at a high level.

Текст научной работы на тему «К КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НОВОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ПЛАВСОСТАВА»

Сравнение ПД, установленной в хроническом •опыте, с рассчитанной на основании физико-химических свойств (агрегатного состояния, температуры плавления) позволяет сделать вывод о недостаточной точности формулы (1) (различия в 16,7 раза). Уравнения (2) и (3), в которых использованы результаты острого опыта без учета кумулятивных свойств вещества, оказались применимыми лишь для планирования эксперимента, так как различия расчетных и экспериментальных величин составля-* ли соответственно 5,6 и 4,6 раза.

Наиболее точное теоретическое значение МНД получено с помощью уравнения (4), в котором, по данным его авторов, учитываются кумулятивные свойства вещества (Г. Н. Красовский и соавт.).

Таким образом, ФОУК характеризуется невысокой токсичностью и незначительной вариабельностью видовой резистентности к смертельным дозам вещества при введении внутрь, выраженной способностью к кумуляции, нарастающей при увеличении дробности ежедневно вводимой дозы в интервале 0,2—0,1 ЬО50, незначительной органолеп-тической активностью, усиливающейся при хлорировании воды и стабильностью.

Сопоставление максимальной недействующей концентрации ФОУК в хроническом санитарно-токси-кологическом эксперименте (1 мг/л), пороговой концентрации по влиянию на органолептические свойства воды (25 мг/л при последующем хлорировании и 165 мг/л без него) и пороговой концентрации по влиянию на санитарный режим водоемов (2 мг/л) позволяет считать лимитирующим показателем санитарно-токсикологический и рекомендовать ПДК в воде водоемов на уровне 1 мг/л.

ЛИТЕРАТУРА. Буслович С. Ю., Колд\ екая Ф. Д. — В кн.: Биохимия обмена веществ и ме)( низмы его регуляции. Минск, 1971, с. 111 —114.

Костовецкий Я■ И., Жолдакова 3. И. — Гиг. и сан., 197] № 7, с. 7—10.

Красовский Г. И., Егорова Н. А. — Труды 1-го Mod мед. ин-та, 1971, т. 74. с. 118—120.

Красовский Г. Н., Жолдакова 3. И., Егорова Н. А. В кн.: Проблема пороговости в токсикологии. И., 197 с. 27—50.

Кулаков А. Е, — В кн.: Саратовский НИИ сельской гиены. Научная конф. 5-я. Саратов, 1974, с. 207—21|

Мельников Н. Н. Химия и технология пестицидов. 1974.

Федорова Л. К■ и др. — В кн.: Вопросы санитарии и г! гиены. Ташкент, 1974, т. 8, с. 70—72.

Шиган С. А. — Гиг. и сан., 1976, № И, с. 15—19.

Шицкова А. П., Плитман С. И. — В кн.: Вопросы rJ гиены воды и санитарной охраны водоемов. М., 1971] с. 56—59.

Поступила 1I/XII 1979

Summary. Phenoxyacetic acid, as a possible watd pollution factor in water bodies intended for sanitary an' domestic uses, is characterized by low toxicity and sligh variations in species-specific susceptibility to its letha doses with oral absorption; by marked capacity for cumulij tion that increases as the absorbed daily doses is divided in to smaller and smaller fractions (within a range of 0.2-0.1 of the LDS0); by inconsiderable organoleptic activitj which increases upon chlorination of the water; and by sta bility. Consideration of the highest inactive concentratiol of the acid in relation to its organoleptic activity, its efl feet on the santitary regimen of water bodies, and its toxil city with chronic administration to experimental animalsl has led the authors to conclude that the limiting index ol toxicity for phenoxyacetic acid shuold be a sanitary-toxi| cologic one and that its recommended MAC in water is mg/liter.

УДК 61S.6

Ю. М. Стенько, Д. С. Слуцкер ,Л.М. Шафран, В. Н. Евстафьев

К КОМПЛЕКСНОЙ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ НОВОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА ПЛАВСОСТАВА

Научно-исследовательский институт гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР, Москва

Плавсостав"по характеру трудовой деятельности существенно отличается от других профессиональных групп, что обусловлено вынужденным, длительным и непрерывным пребыванием людей в искусственной среде каюты и судна в условиях влияния на организм комплекса физических, химических и социально-психологических факторов.

Как показали наблюдения, эффективным способом восстановления нарушенных в рейсе функций организма является отдых на берегу, позволяющий снять остаточные явления утомления.

В целях обоснования этого положения нами предприняты комплексные исследования на судах Латвийского морского пароходства, где внедряет-

ся новая форма организации труда и отдыха пс 10-часовому графику вахт и судовых работ при сокращенной численности экипажей. В качестве контрольной группы были взяты экипажи однотипных судов, работающих на тех же направлениях, но традиционно, по 8-часовому графику.

Работу выполняли на 4 транспортных судах (рефрижераторах и ролкерах для перевозки колесной техники и трейлеров) в 9 рейсах в различных районах Мирового океана с охватом 198 моряков. Изучали условия труда и отдыха, проведен про-фессиографический анализ трудовой деятельности, определяли психофизиологические и социально-психологические показатели с объективной биоте-

^метрической записью на установке «Спорт-4» и Иработкой на ЭВМ основных данных. Приняли Кже психологические тесты и метод анкетирова-Ня (А. А. Минх; С. И. Горшков и соавт.; В. П. За-Яядский и 3. К. Сулимо-Самуйлло). ■Результаты санитарно-гигиенических исследова-Нй показали, что по своим технико-эксплуатаци-Нным характеристикам, уровню автоматизации и Иловиям обитания экипажей обследованные суда ■основном вполне удовлетворяют требованиям «Са-Итарных правил для морских судов СССР» № 484—

H. Вместе с тем установлено влияние на организм ^благоприятных метеорологических условий (пере-Вдов температуры, высокой влажности воздуха, Ввышения температуры на рабочих местах до В °С при плавании в низких широтах) при пере-Вде судна из одной климатической зоны в другую, Вевышение норм уровня шума на рабочих местах К 8—12 дБ А, а в машинном отделении до 17 дБ А. Иоказатели виброскорости были выше допустимых К 2—3 дБ в жилых и служебных и на 3—4 дБ I производственных помещениях.

■ Сокращение численности экипажей обусловило Втенсификацию труда судовых специалистов. Ра-Иэта рядового состава в условиях совмещения ■юфессий несколько изменяла показатели тяжести В)уда, номенклатура и объем выполняемых работ »ли больше, чем на судах с обычным режимом Ьуда и отдыха. Общая физическая нагрузка на Ирганизм моряков в этих условиях возрастала на П—15%, суммарный энергетический компонент Игановился выше, хотя и не превышал показателей ■руда средней тяжести. В зависимости от типа судна и направления плавания время появления объективных признаков утомления было различным. Шапример, на судах-ролкерах, работающих на Ивропейских линиях, оно отмечалось примерно ■ерез lV22Mec плавания, а на рефрижераторах, обслуживающих дальние океанские линии,— через В 4 мес.

В Характерная динамика переключения внимания по тесту «сложение с переключением» у судоводителей в рейсе (0,82±0,02—0,97±0,03—0,85±0,02), токазателей производительности (202,3 ±6,0— |43,8±9,75—268,4±10,72 действия за 10 мин) сви-1етельствует о мобилизации высших психических функций. У механиков нервно-эмоциональное на-фяжение было несколько меньше, показатель 1ереключения внимания возрастал к середине рей-:а с 0,80±0,02 до 0,93±0,03, а затем снижался до ),83±0,02 к концу плавания. Общая производительность при выполнении данного теста изменялась с 208,5±6,24 до 256,2±10,24 действия за 10 мин. У судовых операторов скорость переработки информации при выполнении теста с кольцами Ландольта была выше/чем у технического персонала: у судоводителей 1,42±0,14 бит/с, у матросов

I,О7±0,О8 бит/с. Подобные соотношения имелись также у механиков и мотористов.

О наступлении умственного утомления свидетельствовало увеличение числа ошибок и сокращение

объема внимания, а также незначительное снижение оперативной памяти на числа в динамике рейса (с 7,2±0,22 до 6,0±0,24 воспроизведенной цифры).

Время простой реакции на слуховой и зрительный раздражители у членов экипажей менялось неоднозначно. В начальных стадиях утомления оно изменялось на ±10—15%, к концу плавания несколько увеличивалось, но не выходило за пределы физиологической нормы. Результаты определения критической частоты слияния световых мельканий показали, что у операторов в начале и середине рейсов и у рядового состава в конце плавания показатели несколько снижались,что свидетельствовало о нарушении подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе вследствие развивающегося утомления.

О высоком уровне нервно эмоционального напряжения у операторов свидетельствовало и то, что, во-первых, в процессе принятия самостоятельных решений частота сердечных сокращений по данным биотелеметрии возрастала с 60—70 до 90— 110 в минуту. Кроме того, существенно изменялся характер ритмограмм — почти полностью исчезала дыхательная аритмия, гистограмма распределений Я — интервалов смещалась в сторону малых значений (до 0,4 с и менее), в ее спектральном составе преобладали медленные ритмы (до 300 интервалов) с высокой монотонностью частот внутри классов (до 90—100%). Длительные напряженные ситуации в конце рейсов служили своеобразной функциональной нагрузкой, позволяющей выявить скрытые признаки развивающегося утомления, что прежде всего определялось высокой лабильностью пульсовых волн и значительным разбросом частот интервалов /? — Я внутри классов.

Закономерные результаты получены при изучении индекса напряжения (ИН), отражающего соотношения нервных и гуморальных факторов регуляции сердечного ритма (Р. М. Баевский). В начале плавания данный показатель был самым высоким у представителей рядового состава (99,2± ±4,96), а у операторов колебался от 70,8±2,12 до 83,4±3,33. В середине рейса у представителей всех профессиональных групп экипажей отмечался рост ЙН, который превалировал у операторов (180,6±7,22) и у рядового состава (175,5±5,26). К концу плавания самые высокие показатели были у моряков, занятых техническим обслуживанием судна (192,5±9,62), тогда как у операторов они равнялись 169,7±5,09.

При изучении гемодинамических показателей в начале и конце рейсов выявлен ряд изменений, свидетельствующих о напряжении физиологических функций (тенденция к повышению систолического, диастолического и пульсового артериального давления на 6,1, 10,3 и 12,2% соответственно) и развитии утомления (увеличение частоты сердечных сокращений и систолического давления после дозированной физической нагрузки, снижение ударного и минутного объемов крови). У операторов в

сложных навигационных условиях и к концу рейсов изменения ритмограмм сердечных сокращений коррелировали с увеличением концентрации натрия в слюне на 30% и калия на 3—5% по сравнению с началом рейса. Это подтверждалось и связью данных показателей с ростом частоты сердечных сокращений и типичным изменением индекса Кердо, свидетельствующим о преобладании в процессах вегетативной регуляции симпатических влияний.

Таким образом, хотя у лиц операторского профиля в динамике рейсов изменялось состояние психофизиологических функций, что говорило о наличии признаков нервно-эмоционального напряжения и развитии утомления, однако обнаруженные сдвиги по степени существенно не отличались от имевшихся у экипажей судов контрольной группы.

У матросов и мотористов к концу рейсов наблюдались изменения, свидетельствующие о развитии утомления, степень которого была адекватна выполняемым производственным обязанностям с преимущественным энергетическим компонентом труда. При этом в данной группе плавсостава отмечены более выраженные изменения максимального потребления кислорода, времени выносливости к статическому усилию, данных динамометрии.

К концу плавания максимальное потребление кислорода составляло 2,23 л/мин и было на 10,2% ниже теоретически вероятного уровня. Коэффициент выносливости сначала уменьшался, а к концу рейсов увеличивался на 21%. Отмечались колебания показателей максимальных мышечных усилий в пределах +5—10%. В процессе плавания снижалось время выносливости к статической нагрузке, показатели отношения мышечной силы к массе тела имели незначительную тенденцию к ухудшению.

Таким образом, гигиенические и психофизиологические исследования, проведенные в рейсах среди экипажей судов с традиционной и экспериментальной формами организации труда и отдыха, показали, что работа по 10-часовому графику не вызывает существенных изменений показателей умственной и физической работоспособности и состояния психофизиологических функций у членов экипажей в процессе разового рабочего периода продолжительностью до 3 мес. Состояние высших психических функций у лиц, выполняющих работу операторов, и показатели мышечного утомления у рядового состава хотя и превышали таковые у плавсостава судов с традиционным режимом тру-

да и отдыха, однако их повышение было незнав тельным (на 10—15%). И

При обследованиях экипажей перед выходолИ очередной рейс не обнаружены признаки остатИ ного утомления (напряжения психофизиологнД ских функций), что свидетельствовало о достатЛ ной продолжительности межрейсового отдыха Щ счет отпуска и суммированных отгулов выходнЛ дней. В

Выводы. 1. При сравнении полученных дЛ ных с результатами обследования членов экипажИ судов контрольной группы, работающих в услоЛ ях традиционной организации режима труда ■ отдыха, не выявлено существенных различий в Л стоянии психофизиологических функций. И

2. Наряду с положительным гигиеническим э! фектом, получаемым за счет сокращения общеИ времени контакта моряков с неблагоприятные факторами судовой среды, новый режим труда И отдыха способствует росту производительности тр! да при сокращенной численности экипажей, уменВ шению текучести кадров, регламентации фактичИ ски существующего на флоте превышения рабоч! го времени, повышению квалификации плавсост! ва и оптимизации социально-психологического мии роклимата в судовых коллективах. |

3. Регулярное предоставление достаточного г| длительности полноценного отдыха в береговь! условиях позволяет снижать степень утомления способствует сохранению высокого уровня работ« способности, укреплению семейного статуса и о<| щественной активности моряков. |

ЛИТЕРАТУРА. Баевский P.M. — В кн.: Актуаль

ные проблемы стресса. Кишинев, 1976, с. 23—33. Горшков С. И., Золина 3. М., Мойкин Ю. В. Методик

исследований в физиологии труда. М., 1974. Загрядский В. П., Сулимо-Самуйлло 3. К- Методы иссл<

дований в физиологии труда. Л., 1976, с. 93. Минх А. А. Справочник по санитарно-гигиеническим ж следованиям. М., 1973, с. 5—99.

Поступила 30/X 1979 I

Summary. Examinations of 189 seamen placed on i new regimen of work and rest during cruise did not revea any significant alterations in indices of mental and physi cal working capacity nor in the state of psychophysiologic functions in the course ot 9 voyages. The reduction of th< time of exposure to adverse factors of the ship's environment and the adequate rest provided for in the new regimen, were found to decrease the degree of fatigue among crew members and to assure the maintenance of their working capacity at a high level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.