Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИТЕЙЩИКОВ РОБОТИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ И МАСТЕРОВ ЦЕХА АЛЮМИНИЕВОГО ЛИТЬЯ АО “РОСТСЕЛЬМАШ”'

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИТЕЙЩИКОВ РОБОТИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ И МАСТЕРОВ ЦЕХА АЛЮМИНИЕВОГО ЛИТЬЯ АО “РОСТСЕЛЬМАШ” Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.В. Харабаджахьян, В.А. Каппиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physiological parameters of physical state of workers was studied. Results showed relationship between hemodynamics and psycho-physiological status and length of service. Changes of physical state and physical capacity for work depend on the hemodynamics. Therefore after-working rehabilitation should include remedies for normalization of vasovegetative reactions in workers.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИТЕЙЩИКОВ РОБОТИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ И МАСТЕРОВ ЦЕХА АЛЮМИНИЕВОГО ЛИТЬЯ АО “РОСТСЕЛЬМАШ”»

сичность 24 ч, иногда 48 ч. Токсин типа Е разрушься сразу после добавления.

В минеральной и фруктовой воде, а также пиве токсины сохранялись в течение длительного срока. В пиве и фруктовой воде токсины типов А, В, С и Е сохранялись без изменения активности при 4°С от недели до 2,5 мес, а в нарзане — от 4 до 8 сут. Было отмечено, однако, что в боржоме токсины типов А и Р теряли 90% активности в течение 30-60 мин после растворения.

На основании проведенных исследований можно сделать заключение, что устойчивость бо-тулинических токсинов типов А, В, С, Е и Р определяется составом растворов и напитков и зависит от свойств токсинов (их типовой принадлежности) и температуры хранения.

Изменения рН растворов и напить ш после растворения в них препаратов концентрированных ботулинических токсинов в процессе хранения при различной температуре не наблюдается. При рН 8,7-9,4 (водка) ботулинические токсины разрушаются. Не выявлено прямой зависимости в устойчивости ботулинических токсинов при растворении их в растворах и напитках от величины рН в пределах 2,6-6,6.

Для обнаружения в напитках ботулинических токсинов и определения их активности могут быть использованы общепринятые методы — биологическая проба и реакция нейтрализации на белых мышах с диагностическими противоботу-линичсскими антитоксическими сыворотками.

Л и т е р а т у р а

1. Волегова Г. М., Мишкина О. К., Эйхнер Э. Э. и др. // Научно-практическая конф., посвищ. 70-летию санитарно-эпидемиологической службы: Материалы: Пермь, 1992. — С. 93—94.

2. Ктиинцева II. С.. Патова 3. М. // Жури, мнкробиад. — 1937. - № 6. - С. 872—874.

3. Кушнир Е. Д. // Труды Омск, ии-та эпидемиологии и микробиологии. — 1952. — Сб. I. — С. 163—173.

4. Мейер К. Ф. Ботулизм: Пер. с нем. — М., 1934.

5. Hour Л.. fresseJt П.. Schanlz Е. // Proc. Soc. exp. Biol. (N. Y.)

- 1955. - Vol. 89 . N 2. - P. 270-272.

6. Brygoo E. U Ann. Inst. Pasteur. — 1953. — Vol. 84, N 6. — P. 1039—1040.

7. Litwuer U. U Nature. — 1951. — Vol. 167, N 4259. - P. 994—995.

8. Meyn A.. Vierling R. // Zbl. Bakt. - 1961. - Bd 183. - S. 167—172.

9. Scott /V. //Austr. J. appl. Sci. — 1950. — Vol. 1. - P. 200—207.

10. Shin Ying, Chao Shuyan // Rev. infect. Dis. — 1986. - Vol. S. N 6. - P. 984-990.

11. Shoenholz I'.. Mayer К. E. // J. infect. Dis. - 1924. - Vol. 35.

- P. 36I-3S9.

Поступила 11.07.44

S u in m a r y. Stability of botulinic toxins of types А. В. С. 1: and F in drinking water, various solutions, and beverages was studied. The stability of all toxins was the highest ш bear, mineral and fruit waters, dessen wine and 40° alcohol, where toxins preseived 50?; of initial toxicity during 5-70 days. С-type toxin was the most stable in drinking water. Biological assay and neutralization test on while mice can be used for detection of botulinic toxins.

Гигиена труда

' А. В. ХАРЛБАДЖАХЬЯН. В. Л. КАПЛИ ПК. 1995

УДК 613.6:546.62]-07 ^

А. В. Харабадокахьян, В. А. Каплиев

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОНИЯ ЛИТЕЙЩИКОВ РОБОТИЗИРОВАННЫХ КОМПЛЕКСОВ И МАСТЕРОВ ЦЕХА АЛЮМИНИЕВОГО ЛИ ГЬЯ

АО "РОСТСЕЛЬМАШ"

Ростовский медицинский институт

В настоящее время большое значение придается послетрудовой реабилитации как важному условию повышения работоспособности, укрепления здоровья работающих и продления их трудового долголетия. Для решения этой задачи необходимо улучшение функционального состояния организма.

С этой целью нами обследовано 22 литейщика и 16 цеховых мастеров, проработавших по специальности от 3 до 10 лет.Контрольную группу составили соответственно 6 и 16 человек со стажем работы по данной специальности до 1 года. У всех обследуемых наряду с антропометрическими данными определялась форсированная жизненная емкость легких (ФЖЕЛ), частота сердечных сокращений (ЧСС), систолическое и диастоли-ческое артериальное довление (соответственно САД и ДАД), регистрировалась электрокардиограмма во II стандартном отведении для расчета

вагоеимпатического индекса (ВСИ). Определение физической работоспособности (ФР) осуществлялось по общепринятому тесту Р\\^С-17() на элсктровелоэргомстре с учетом рекомендации ВОЗ по дифференциации нагрузок. Расчетными способами находились уровень физического состояния (УФС), а также систолический (УИ) и сердечный (СИ) индексы, удельное периферическое сопротивление сосудов (УПС) и средне-динамическое артериальное давление (АДср). Для определения коэффициента вегетатики (КВ) нами использовался цветовой тест Люшера.

Предварительно была дана оценка санитарно-гигиеническим условиям труда литейщиков. Исследования проводились в летнее время с использованием приемов санитарного описания, санитарно-гигиенического обследования и методики хрономстражных наблюдений. Предметом исследований являлись технологический процесс изго-

топления отливок, условия производственной среды, тяжесть и напряженность труда рабочих.

Было отмечено, что масса поднимавшихся рабочими грузов не превышала 15 кг, масса ручного инструментария, используемого в течение более 50% времени смены, составляла не более 4 кг. Время пребывания рабочих в вынужденной позе с наклоном туловища более 30% не превышало 25% рабочей смены. Работа литейщика не требовала напряжения внимания и анализаторных функций.

Температура воздуха в цехе составляла 25,4°С, относительная влажность — 64,1%, скорость движения воздуха — 0,58 м/с. Уровень постоянного шума составил 86-90 дБ А с частотой 500 и 1000 Гц. Верхнее освещение было в пределах 100 лк. Общая вибрация, определяемая по виброскорости, и интенсивность инфракрасного излучения в направлении открытых участков тела рабочих не превышали допустимого уровня. В воздухе рабочей зоны обнаружены следы окиси углерода и окислов алюминия.

Таким образом, труд литейщиков был отнесен к категории средней тяжести и малой напряженности. Однако он сопровождался воздействием на организм специфических факторов, одним из которых являлся шум. У мастеров воздействие специфических факторов было минимальным, поскольку пребывание их в рабочей зоне носило ограниченный характер, но у них имелись значительные психоэмоциональные нагрузки.

С увеличением стажа работы у рабочих происходило увеличение ФР на 48,4%. УФС у них был ниже среднего, в то время как в контроле он равнялся 0,57, что соответствовало среднему УФС.

У литейщиков со стажем более 3 лет отмечено некоторое снижение ФЖЕЛ по сравнению с контролем. В этой группе рабочих ВСИ возрастал с одновременным переходом на более высокий уровень КВ. У них практически все показатели системной гемодинамики увеличившись или имели тенденцию к увеличению. Особенно значительным (17%) был прирост СИ. Суммарная гемодинамическая реакция характеризовалась увеличением САД на 11% и менее выраженным возрастанием ДАД, что проявлялось достоверным ростом АДС|) (см. таблицу).

У мастеров исследуемой группы отмечались уменьшение значений УФС и переход его на более низкий уровень с параллельным снижением ФР (р<0,()1). В этой группе происходило уменьшение по сравнению с контролем ВСИ на 8,6% и КВ на 11,9%. Мастера со стажем отличались меньшими значениями УИ, СИ и неадекватно высоким У ПС, что в совокупности характеризовало особенности их гемодинамических реакций. У них практически не изменялось САД, но более высокие значения ДАД определяли некоторое возрастание среднединамического АД.

Таким образом, несмотря на то. что контрольные группы мастеров и литейщиков имели одинаковый УФС, а ФР у первых была достоверно выше, трудовая деятельность в условиях рассматриваемого производства наряду со снижением УФС в обеих группах приводила к значительному понижению ФР мастеров, в то время как у литейщиков она возрастала почти в 1,5 раза. Эти функциональные изменения у рабочих сопровождались усилением сократительной функции сердца с пар;шлсльным увеличением тонуса резистивных сосудов. Подобные изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы, очевидно, связаны с нарастанием симпатотонических влияний и переходом на эрготропный уровень энергетического обеспечения нервно-психической деятельности. На снижение УФС рабочих непосредственно влияло возрастание АДср и сердечного ритма. Но благодаря высокой толерантности организма к нагрузкам ФР у них имела явно выраженную положительную динамику.

У мастеров гемодинамическое обеспечение функционального состояния организма характеризовалось значительным ростом сосудистого сопротивления и сопровождалось переходом с эрготропного на трофотропный уровень обеспечения нервно-психической деятельности. Суммарная реакция системы кровообращения, проявившаяся некоторым увеличением АДср и ЧСС, способствов;ша понижению УФС. Совокупность этих изменений, сопряженных с относительно низким уровнем адаптации сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам, обусловила уменьшение ФР.мастеров.

Динамика функциональных показателей физического состояния н зависимости от стажа работы (М ± т)

Покупатель

С: .1Ж |хпхяь1

Л1ПСЙ11ШКН

мастера

до 1 гола 3-10 лет до 1 года МО лет

Возраст, голы 27.1 ± 5,08 32.0 ± 5.36 34,5 ± 12.56 35.« ± 0.88

Масса, кг 72,1 ± 10,15 71.5 ± 8.76 76.83 ± 8.0.8 76.05 ± 10.71

САД мм рт. ст. 123,75 ± 12.84 137.5 ± 14.4 126.67 ± 6,05 127.0 ± 10,32

ДЛД мм рг. сг. 74,69 ± 8,84 80.3 ± 13.37 77.5 ± 7,58 81,0 ± 9.0

ЛДср мм рг. ст. 95,5 ± 10,02 101.28 ± 11,18 98.45 ± 4.52 100,51 ± 8,74

УИ. мл/м2 29,76 ± 4,23 31,57 ± 10,0 25,0 ± 7,1 23.81 ± 5.39

СИ. л/м2 2.28 ± 0,55 2,66 ± 0.95 2,02 ± 0,4 1,85 ± 0,49

УГ1С, дин • с ■ см'5 • м2 3565,1 ± 1144,8 3679.0 ± 1395,0 4005,8 ± 964,7 4663,9 ± 1568,0

ЧСС, уд/мин 75,3 ± 10,42 80.0 ± 7,38 73.2 ± 5,9 76,4 ± 9.93

ВСИ, % 39,8 ± 19.57 53.6 ± 12,2 59,33 ± 20.77 54,6 ± 22,5

ФЖЕЛ, л 4,16 ± 1,06 З.вЯ ± 0,4в 4,06 ±1.8 4.01 ± 1,82

ФР. ВТ 213,32 ± 40,47 316,0 ± 82.78 262.77 ± 41.36 210.41 ± 46.09

УФС усл. ед. 0,57 ± 0,1 0.44 ± 0.07 0.57 ± 0.06 0.48 ± 0,14

К В усл. ед. 0.85 ± 0,39 1.03 ± 0.79 1.13 ± 0,58 0.92 ± 0,27

3-9?

Принимая во внимание тесную связь функциональных показателей с УФС, мы пришли к заключению, что понижение УФС в обеих группах связано с характером гемодинамических сдвигов, сопряженных, по-видимому, с трудовой деятельностью. У мастеров при ограничении двигательного компонента и возрастании эмоциоген-ных изменений регуляции вегетативных функций снижение УФС коррелирует с уменьшением ФР, что обусловлено превалированием сосудистого типа саморегуляции кровообращения и наметившейся тенденцией к нарастанию трофотропных влияний.

У литейщиков снижение УФС находилось в обратной зависимости с динамикой ФР, причем, поскольку выполнение динамической работы лимитируется сердечно-сосудистой системой, увеличение ФР у рабочих являлось следствием активации гемодинамических эффектов.

Следовательно, в программах послетрудовой реабилитации, реализуемых в цеховом оздорови-тельно-восстановительном комплексе, необходимо дифференцированное назначение восстановительных средств (физические упражнения, массаж, термо- и гидропроцедуры, психологическая регуляция, корригирующие фитококтейли) для этих профессиональных групп, которые в конечном итоге способствовали бы оптимизации функционального состояния.

Выводы. 1.Снижение УФС у рабочих и мастеров в процессе трудовой деятельности обусловлено возрастанием АДср и ЧСС в указанных группах, но является более выраженным у литейщиков.

2. Уменьшение ФР у мастеров сопряжено, очевидно, со снижением функционального резерва сердечно-сосудистой системы прежде всего за счет сосудистого компонента гемодинамических реакций, тогда как возрастание этого показателя у рабочих обусловлено сдвигами в системе кровообращения, проявляющимися усилением насосной функции сердца.

3. Формирование программ послетрудовой реабилитации в исследуемых профессиональных группах должно быть направлено в первую очередь на оптимизацию гемодинамических реакций, причем у мастеров акцент необходимо сделать на коррекции психоэмоционального статуса.

Поступила 29.06.94

S и m m а г у. Physiological parameters of physical stale of workers was studied. Results showed relationship between hemodynamics and psychophysiological status and length of service. Changes of physical state and physical capacity for work depend on the hemodynamics. Therefore after-working rehabilitation should include remedies for normalization of vasovegetative reactions in workeis.

Гигиена питания

М КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1995 УДК 614.777:658.562]-074

Л. В. Шульгина, Г. И. Загородная, Ю. П. Шульгин, Т. М. Бывальцева, Л. М. Галкина

МИКРОФЛОРА ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ МОРЕЙ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОДУКЦИЮ

ИЗ ПРОМЫСЛОВЫХ ГИДРОБИОНТОВ

Тихоокеанский НИИ рыбного хозяйства и океанографии, Владивосток

Среди основных факторов, значительно влияющих на качество продуктов, ведущая роль отводится микроорганизмам. По данным ВОЗ, ежегодно в мире до 20% пищевой продукции, в том числе рыбной, теряется в результате микробной порчи.

Влиянию микроорганизмов, как правило, подвержены сырье, полуфабрикаты и готовые продукты.

Для предотвращения негативного бактериального влияния на качество выпускаемых морепродуктов и здоровье потребителей на предприятиях необходимо соблюдать санитарную культуру и проводить профилактический са-нитарно-микробиологический контроль. Однако традиционная система контроля производства не может дать достоверной оценки качества продуктов из морских гидробионтов по микробиологическим показателям. Это связано с тем, что основные показатели микробиологического контроля производства всех пищевых продуктов однотипны и сводятся к определению общей

бактериальной обсемененности, присутствия бактерий группы кишечной палочки (БГКП) и патогенных бактерий родов Staphylococcus и Salmonella. В консервном производстве, кроме этого, введен учет спорообразующих бактерий — причины специфической порчи консервированных продуктов и возбудителей заболеваний человека.

При получении продуктов питания из объектов моря практически никогда не учитываются микроорганизмы, свойственные морским гидро-бионтам и среде их обитания. Морские бактерии отличаются значительным многообразием в морфологическом и биохимическом плане, и отсутствие внимания к ним в технологии рыбных продуктов и здравоохранении нередко не позволяет выявить причины порчи, а также возбудителей заболеваний у потребителей морепродуктов.

С целью определения всех влияний, составляющих микробный фактор при производстве продукции из морских гидробионтов, мы изучили

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.