Научная статья на тему 'Физическое воспитание в музыкальных средних специальных учебных заведениях: историческое наследие и современные проблемы'

Физическое воспитание в музыкальных средних специальных учебных заведениях: историческое наследие и современные проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов И.Е., Кузнецова З.М.

В статье впервые проводится исторический анализ становления и формирования системы физического воспитания в музыкальных средних специальных учебных заведениях Республики Татарстан, а также обозначаются основные проблемы современного этапа развития учебных заведений данного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание в музыкальных средних специальных учебных заведениях: историческое наследие и современные проблемы»

УДК 796.011:377.5.02

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДНИХ

СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

И.Е. Коновалов - кандидат педагогических наук, доцент З.М. Кузнецова - доктор педагогических наук, профессор Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

PHYSICAL EDUCATION IN MUSICAL SPECIALISED SECONDARY EDUCATIONAL ESTABLISHMENT: HISTORICAL LEGACY AND MODERN PROBLEMS

I.E. Konovalov - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Z.M. Kuznetsova - Doctor of Education, Professor Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

e-mail: igko2006@mail.ru

Ключевые слова: историческое наследие, физическое воспитание, физическая культура, профессиональная подготовка.

Аннотация. В статье впервые проводится исторический анализ становления и формирования системы физического воспитания в музыкальных средних специальных учебных заведениях Республики Татарстан, а также обозначаются основные проблемы современного этапа развития учебных заведений данного профиля.

Key words: historical legacy, physical education, physical culture, professional training.

Summary. For the first time in this article the historical analysis of formation and formation of the system of physical education in special musical secondary educational establishments of the Republic of Tatarstan is considered and also the main problems of the modern stage of development in educational institutions of a such type are emphasized.

В настоящее время, и это уже очевидно, система среднего специального музыкального образования нуждается в серьезных переменах в сфере физического воспитания студентов. В этой связи приоритетными задачами ССУЗ музыкального профиля на данном этапе развития, являются сохранение и укрепление здоровья, воспитание потребности в здоровом образе жизни, совершенствование профессионально значимых психофизических качеств и функциональных способностей, необходимых будущему конкурентоспособному специалисту. Решение этих задач становится возможным при условии активного использования реального, доступного и действенного ресурса -диверсификации системы физического воспитания.

Однако успешность нового начинания или модернизация всей системы невозможны без анализа исторических процессов в любой сфере деятельности, в том числе в физическом воспитании, поэтому целью нашего исследования явилось изучение исторического наследия и современных проблем физического воспитания музыкантов ССУЗ.

История физического воспитания в музыкальных учебных заведениях Республики

Татарстан берет свое начало в 1895 году. В музыкальной школе Р.А. Гуммерта (в настоящее время - Казанское музыкальное училище им. И.В. Аухадеева), в учебный план впервые была введена дисциплина - ритмика. Ритмика основывается на системе швейцарского педагога, композитора, общественного деятеля Э.Ж. Далькроза, позже это направление получило название художественная (ритмическая) гимнастика.

Профессиональных музыкантов в республике готовили не только в профильных учебных заведениях, но и в педагогических. Так, в 1917 году открывается Тетюшское педагогическое училище, в котором осуществляется в том числе и подготовка специалистов музыкального образования. В этом учебном заведении были созданы условия, позволяющие студентам получать качественное профессиональное образование и активно заниматься физической культурой и спортом.

В 1919 году Казанское музыкальное училище реорганизуется и на его базе создается двухступенчатая музыкальная школа - прообраз существующих ныне первых двух ступеней музыкального образования: детская музыкальная школа и музыкальное училище. Много сделавший для развития музыкального образования в Казанской губернии, но не принявший послереволюционных изменений в обществе, Р.А. Гуммерт был отстранен от руководства музыкальной школой. В 1921 году музыкальная школа преобразуется в Казанский восточный музыкальный техникум (КВМТ).

В основу складывающейся в 20-е годы молодой советской системы физического воспитания были заложены идеи гармонического развития личности, творца и гражданина. Кроме того, определялось, что физическое воспитание должно решать ряд важных задач, основными из которых являются подготовка молодежи к труду и защите Отечества.

В 1931-1932 гг. в СССР была обнародована и введена в практику первая и вторая ступень физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО).

В 1934 году Казанское музыкальное училище вновь становится самостоятельным учебным заведением, превращается в центр подготовки профессиональных музыкантов для республик Поволжья. В училище впервые вводится обязательный курс общеобразовательных предметов в объеме программы средней школы, в том числе физическая культура.

В годы Великой Отечественной войны напряженная работа по воспитанию молодых музыкантов не прекращалась, хотя Казанское музыкальное училище испытывало огромные трудности. В этот период все было подчинено одному - «Победе над врагом». Музыкальные педагоги не оставались в стороне, помогая своей стране профессиональной деятельностью, однако основной их задачей было сохранение талантливой молодежи и дальнейшее её профессиональное и общее образование.

Крупнейшим событием в музыкальной жизни в послевоенной Татарии стало открытие Казанской государственной консерватории в 1945 году. С первых дней существования консерватории музыканты помимо профессионального образования по мере возможности занимались физической культурой и спортом.

В 1960 году с целью подготовки музыкально-педагогических кадров в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете был основан музыкальный факультет, где в свою очередь уже активно работал факультет физического воспитания и спорта, который был основан в 1949 году. В университете, имеющем богатые спортивные традиции, активно проводилась физкультурная работа со всеми студентами, в том числе с музыкантами.

В этом же году при Казанской консерватории была открыта средняя специальная музыкальная школа, которая является образовательным учреждением среднего профессионального образования, где осуществляется профессиональный образовательный процесс с раннего возраста параллельно с образовательными программами начального, основного общего и среднего (полного) образования.

В 1969 году был основан Казанский государственный университет культуры и

искусств. Практически с первых дней работы в вузе успешно осуществляет свою деятельность факультет музыкального искусства, а с 1972 года в университете функционирует кафедра «Физическая культура». Студенты помимо учебных занятий физической культурой активно занимаются в спортивных секциях по волейболу, баскетболу, футболу и в группах здоровья.

В этом же году было организованно Нижнекамское музыкальное училище. Большую роль в становлении училища сыграли классик татарской музыки, ректор Казанской консерватории Н.Г. Жиганов. С 1971 года училище с гордостью носит имя основоположника профессиональной татарской музыки Салиха Сайдашева. На базе учебного заведения имеются все возможности осуществления не только качественного профессионального образования, но реализации возможности учащихся заниматься физической культурой и спортом.

В 1972 г. Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР поставили задачу - обеспечить во всех учебных заведениях физическую подготовку абсолютного большинства выпускников на уровне требований комплекса «Готов к труду и обороне СССР», значка «Турист СССР» и к спортсмену-разряднику.

В этот период физкультурный комплекс (ГТО) и Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК) были важнейшим компонентом, а по сути, основой построения программно-нормативных документов советской системы физического воспитания.

В 70-80-х гг. в республике организовываются еще ряд музыкальных средних специальных учебных заведений (Набережночелнинское училище искусств, Альметьеское музыкальное училище им. Ф.З. Яруллина) и открываются музыкальные отделения в педагогических ССУЗ (Набережночелнинский педагогический колледж, Арский педагогический колледж и др.). В этих учебных заведениях помимо профессионального образования студенты занимались физической культурой и спортом. Культивировались такие виды спорта, как настольный теннис, легкая атлетика, спортивные игры, различные виды гимнастики и др.

В 80-е годы во всех учебных заведениях музыкального профиля существовала, доказывая свою эффективность и, несмотря на все ее недостатки, советская система физического воспитания. Комплекс «ГТО» по-прежнему являлся одним из определяющих критериев оценки деятельности учебных заведений по физическому воспитанию вплоть до 1987 года. Однако в 1990 году в силу социальных и экономических потрясений государство практически отказалось от сложившейся и проверенной системы физического воспитания.

С развалом СССР и со сменой формации общества была до основания разрушена вся система отечественного физического воспитания, при этом взамен не было ничего предложено. Созданный вакуум до сих пор заполнен фрагментарно, нет четкой концепции, в которой была бы отражена ее процессуальная и содержательная составляющая.

Однако если в высших учебных заведениях исследования различных аспектов физического воспитания музыкантов периодически проводятся, разрабатываются и применяются на практике современные методики и технологии обучения, то в средней профессиональной школе их практически нет.

Для профессиональной подготовки музыканта-исполнителя требуется до 20 лет непрерывного обучения. В России этот период традиционно приходится на возраст примерно с 5 до 25 лет.

В настоящее время профильные средние специальные учебные заведения в отечественной системе музыкального профессионального образования занимают одно из значительных мест, являясь, по сути, ключевым компонентом своеобразного кластера, который включает в себя детскую музыкальную школу (ДМШ) - среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) - высшее учебное заведение (вуз). В ССУЗ нельзя получить качественное профессиональное образование, не пройдя его низовой уровень (ДМШ), где

будущий исполнитель осваивает азы музыкальной профессии. В свою очередь, не обучаясь в профильном среднем специальном учебном заведении (в отличие от прочих специальностей) невозможно, обучаться в высшем учебном заведении.

Существующие в нашей стране традиционные принципы ранней профессионализации предполагают, что именно среднее профессиональное образование формирует у музыканта самодостаточный комплекс творческих и практических навыков, являющихся основой и для начала самостоятельной трудовой деятельности, и для публичного проявления творческих успехов.

Физическая культура сопровождает музыканта всю его сознательную жизнь (в СОШ, в ССУЗ, в вуз) и от того насколько осознанно он относится к формированию собственной культуры, в том числе физической культуры, зависит не только его здоровье - физическое, психическое и социальное, но и успешность его профессиональной деятельности.

Потенциальные возможности физической культуры позволяют эффективно решать такие вопросы, как развитие профессионально значимых психофизических качеств (формирование исполнительского аппарата, становление моторно-двигательных способностей музыканта, подготовка к публичным выступлениям и пр.), улучшение адаптационных возможностей организма, повышение физической работоспособности (подготовка организма противостоять высоким физическим и психическим нагрузкам, которые присущи профессии - «музыкант-исполнитель»).

Среднее профессиональное музыкальное образование в его классическом виде (училище и колледж) охватывает возрастной период с 15 до 20 лет. Данный возраст относится к двум группам: подростковый и юношеский. Продолжающийся онтогенез в эти возрастные периоды позволяет позитивно влиять не только на физическое здоровье обучающихся, но и через внедрение в учебный процесс современных форм, средств и методов физической культуры корректировать их исполнительскую технику, а также минимизировать различные отклонения здоровья, связанные с профессиональной деятельностью.

Программа по предмету «Физическая культура» в музыкальных ССУЗ имеет огромное значение, так как помимо решения задач воспитания и образования, она должна решать еще ряд важных задач. Это в первую очередь сохранение и укрепление здоровья студентов, а также решение задач профессионально-прикладной направленности. Однако на данный момент содержание большинства программ не отвечает цели и задачам, стоящим на современном этапе развития среднего профессионального образования. В них не предусмотрен адекватный подход к различным категориям обучающихся, их физическим возможностям, что не может обеспечить повышение уровня здоровья и эффективную подготовку, в том числе и к будущей профессиональной деятельности.

Существующие программы не дают четкого представления о приоритетных направлениях предмета «Физическая культура». Более того, они не акцентируют внимание на решении двуединой задачи: научно-методического обоснования составляющих индивидуального здоровья и продуктивного формирования основ здорового образа жизни, с одной стороны, и определение роли и средств физической культуры в обеспечении здоровья и профессионального долголетия - с другой.

Прямым следствием отсутствия научной обоснованности, адекватности и действенности программы по предмету «Физическая культура» является полная «самодеятельность», порожденная ее слабой разработанностью и недостаточным методическим обеспечением.

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Вопросы физического воспитания музыкантов, а также роль и значение ценностей здоровья и физической культуры, ни в специальной литературе, ни в условиях музыкальных ССУЗ не изучены в достаточной степени.

2. Накопленный потенциал физической культуры может быть использован для

повышения качества профессиональной подготовки музыкантов ССУЗ.

3. До сих пор отсутствует научно обоснованная современная концепция физического воспитания, которая, основываясь на богатом историческом наследии, была бы направлена на всестороннее развитие личности студента-музыканта, носителя и проводника культуры в обществе, позволяющая в полном объеме реализовать потребности будущего специалиста в качественной гуманитарной и профессиональной подготовке.

Список литературы

1. Коновалов, И.Е. История и перспективы развития физического воспитания музыкантов ССУЗ / И.Е. Коновалов // Опыт спортивного наследия - Универсиаде-2013 : международная научно-практическая конференция. - Набережные Челны, 2009. - С. 142-144.

2. Коновалов, И.Е. Особенности физического воспитания студентов-музыкантов средних специальных учебных заведений / И.Е. Коновалов // Вестник Орловского государственного университета : новые гуманитарные исследования. - 2010. - № 6. - С. 130-133.

3. Коновалов, И.Е. Физическое воспитание музыкантов ССУЗ, современная концепция [Электронный ресурс] / И.Е. Коновалов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 3(16). - Режим доступа : http:// kamgifk.ru/magazin/journal.htm.

Literature

1. Konovalov, I.E. History and prospects of development of physical education of musicians of SSEE / I.E. Konovalov // Experience of the sports legacy - Universiade-2013 : International Scientific-Practical Conference. -Naberezhnye Chelny, 2009. - P. 142-144.

2. Konovalov, I.E. Features of physical education of students-musicians of specialized secondary educational establishments / I.E. Konovalov // Vestnik of Oryol State University : new humanitarian research. - 2010. - No. 6. - P. 130-133.

3. Konovalov, I.E. Physical education of musicians of specialized secondary educational establishments, the modern concept [Electronic resource] / I.E. Konovalov // Pedagogical-Psychological and Medico-Biological Problems of Physical Culture and Sport. - 2010. - No. 3 (16). - Mode of access : http:// kamgifk.ru/magazine/journal.htm.

Статья поступила в редакцию 29.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.