Научная статья на тему 'Интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ссуз'

Интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ссуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL UPBRINGING / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL PREPARATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ТЕХНИКА МУЗЫКАНТОВ / INSTRUMENTAL PERFORMING TECHNIQUES OF SSUZ MUSICIANS / PERSONAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов И.Е., Мутаева И.Ш.

В статье рассматривается интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ. Целью исследования явилась разработка и теоретическое обоснование модели интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ, а также выявление психолого-педагогических условий, способствующих ее реализации. В авторском исследовании интеграция рассматривается как принцип, который выступает в форме процессуальных взаимодействий между элементами учебного содержания гуманитарной и профессиональной подготовки, осуществляемых на всех уровнях, что является новым типом проектирования и реализации содержания, процесса и организации учебной работы. Авторами была разработана модель интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF PHYSICAL PREPARATION AND INSTRUMENTAL PERFORMING TECHNIQUES OF SSUZ MUSICIANS

The article tells about integration of physical preparation and instrumental performing techniques of SSUZ musicians. The aim of the research is the model creation and theoretical explanation of physical preparation integration and instrumental performing techniques of SSUZ musicians and psychological, pedagogic conditions revelation which helps to the its improvement. In the authors researches Integration is studied as a principle, which acts in a processed interaction between study elements under humanitarian and professional preparation. It is among all levels. This is a new type of projects and contests realization and study process organization. Authors created the model of physical preparation integration and instrumental performing techniques of SSUZ musicians.

Текст научной работы на тему «Интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ссуз»

14

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ

МУЗЫКАНТОВ ССУЗ

кандидат педагогических наук, старший преподаватель И.Е. Коновалов кандидат биологических наук, доцент И.Ш. Мутаева Камский государственный институт физической культуры

г. Набережные Челны INTEGRATION OF PHYSICAL PREPARATION AND INSTRUMENTAL PERFORMING TECHNIQUES OF SSUZ MUSICIANS I.E. Konovalov, Ph.D., senior teacher I.S. Mutaeva, Ph.D., Associate Professor Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: физическое воспитание, интеграция, физическая подготовка, профессиональная подготовка, инструментально-исполнительская техника музыкантов Аннотация. В статье рассматривается интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ. Целью исследования явилась разработка и теоретическое обоснование модели интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ, а также выявление психолого-педагогических условий, способствующих ее реализации. В авторском исследовании интеграция рассматривается как принцип, который выступает в форме процессуальных взаимодействий между элементами учебного

содержания гуманитарной и профессиональной подготовки, осуществляемых на всех уровнях, что является новым типом проектирования и реализации содержания, процесса и организации учебной работы. Авторами была разработана модель интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ.

Key words: physical upbringing, Integration, physical preparation, personal preparation, instrumental performing techniques of SSUZ musicians

Summary: The article tells about integration of physical preparation and instrumental performing techniques of SSUZ musicians. The aim of the research is the model creation and theoretical explanation of physical preparation integration and instrumental performing techniques of SSUZ musicians and psychological , pedagogic conditions revelation which helps to the its improvement. In the authors researches Integration is studied as a principle, which acts in a processed interaction between study elements under humanitarian and professional preparation. It is among all levels. This is a new type of projects and contests realization and study process organization. Authors created the model of physical preparation integration and instrumental performing techniques of SSUZ musicians.

В рамках становления новой, гуманистической парадигмы среднего профессионального образования существенное значение приобретают проблемы становления духовной составляющей личности, ее мотивационно-ценностной ориентации, развития профессионально значимых и физических качеств. Это, в свою очередь, требует модернизации гуманитарной сферы образования будущих специалистов, а также более тесной взаимосвязи ее с профессиональной сферой.

Модернизация системы среднего профессионального образования призвана устранить ряд противоречий: между требованиями к гуманитарной подготовке будущих специалистов и ее реальным уровнем, и между требованиями к дидактико-методическому обеспечению современного учебно-воспитательного процесса и реальным уровнем его обеспеченности.

Однако важнейшим противоречием, на наш взгляд, является противоречие между объективной необходимостью интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов, и субъективной недооценкой ценностей физической культуры и их роли в жизни и профессиональной деятельности обучающихся.

Целью нашего исследования явилась разработка и теоретическое обоснование модели интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники

музыкантов ССУЗ, а также выявление психолого-педагогических условий, способствующих ее реализации.

Достижение цели требует решения следующих задач:

- проанализировать состояние физического воспитания в музыкальных ССУЗ;

- разработать теоретико-прикладную модель интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ;

- определить психолого-педагогические условия, позволяющие реализовать модель в соответствии с современными требованиями средней профессиональной школы.

Существующее состояние физического воспитания в средней профессиональной школе, на наш взгляд, не отвечает целям и задачам, стоящим перед ним на современном этапе развития. Физическое воспитание не предусматривает в полной мере адекватного подхода к различным категориям учащихся, что не может обеспечить им полноценную подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Проецируя инновационные процессы на физическое воспитание музыкантов ССУЗ и необходимо создание новой концепции, в основу которой будут положены подходы, базирующиеся на ценностном отношении к физической культуре, сохранения и укрепления здоровья, интеграции физической и профессиональной подготовки будущих специалистов.

В настоящее время вопросы интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ни в специальной литературе, ни в практике музыкальных ССУЗов не рассматриваются.

В специальной литературе существует множество определений понятия «интеграция». Интеграция может обозначать и «состояние», и «процесс», и «взаимодействие». При этом процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившихся систем, так и в возникновении новых из ранее не связанных элементов.

В нашем исследовании интеграция рассматривается как принцип, который выступает в форме процессуальных взаимодействий между элементами учебного содержания гуманитарной и профессиональной подготовки, осуществляемых на всех уровнях, что является новым типом проектирования и реализации содержания, процесса и организации учебной работы.

При решении проблемы интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов в рамках педагогического процесса ССУЗ наиболее точной является предложенная нами трактовка рассматриваемого понятия: «интеграция - это прямая и обратная связь физической подготовки и инструментально-

исполнительской техники и взаимосвязь ценностей и мотивов, а также причин и факторов их изменения».

Прямая и обратная связь физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов заключается в следующем. От степени физической подготовки, выражающейся в функциональной и физической подготовленности будущих специалистов, их физической работоспособности, зависит качество исполнительского мастерства. Обратная же связь заключается в интеграции ценностей физической культуры в систему общечеловеческих ценностей через эстетическое воспитание, составной частью которого является музыкальное воспитание.

Любая профессиональная деятельность предполагает наличие определенного уровня физической подготовленности, функциональных и адаптационных возможностей человека,

не является исключением и деятельность музыкантов-инструменталистов, которая связана с большими нервно-психическими и физическими нагрузками.

Анализ физического воспитания студентов музыкальных ССУЗ позволил нам выявить, что в его организации, проведении и содержании необходимо учитывать биолого-физиологические характеристики факторов, которые определяют содержание видов труда музыкантов, их функциональные и физические способности, а также условия активного участия обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Всем этим условиям отвечает разработанная нами модель интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов, которая в наибольшей степени соответствует профессиональной специфике и особенностям учебного процесса ССУЗ данного профиля (рис.).

Личностный потенциал студента

Биолого-физиологический аспект Психологический аспект Социальный аспект Педагогический аспект Валеологический аспект

1_А_А_А_4

Физические и профессионально значимые качества музыканта

координация сила выносливость гибкость быстрота

чувство ритма, мышечный контроль т.д. двигательная, корсетная и др. функции. общая и специальная, исполнительское дыхание и т.д. пластичность и интонация движений и т.д. двигательная реакция, внимание и т.д.

+ I_I_I +

Учебно-воспитательный процесс физической культуры

Содержательный компонент Мотивационно-ценностный компонент Процессуальный компонент

знания умения навыки ценности мотивы | смыслы формы методы средства

1

- Компонент управления

Педагог

Результат:

прямая и обратная связь между физической подготовкой и исполнительской техникой музыкантов-инструменталистов

Рис. Модель интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ.

Разработанная нами модель включает в себя цель, задачи и компоненты.

Цель модели заключается в осуществлении прямой и обратной связи физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыканта, а также реализации его личностного потенциала через развитие физических и профессионально значимых качеств.

Достижение поставленной цели зависит от реализации следующих задач:

- устранить формальное или декларативное отношение к предмету «Физическая культура» в ССУЗ музыкального профиля;

- создать условия для формирования у студентов мотивационно-ценностного отношения к физической культуре;

- реализовать потенциальные возможности музыкальных ССУЗ в достижении наиболее эффективного уровня преподавания физической культуры;

- способствовать позитивному изменению отношения студентов к занятиям физической культурой через реализацию их диверсификации.

Системообразующим компонентом модели является мотивационно-ценностный, он включает в себя ценности физической культуры, мотивы и смыслы совершенствования физического и духовного развития студентов.

Содержательный и процессуальный компоненты определяют уровень, глубину и полноту знаний о сущности и правилах физической подготовки, о методах организации физической активности, о путях и средствах физического совершенствования, о законах функционирования организма в процессе физической активности и т.д.

Компонент управления в учебном процессе - педагог. Для успешного управления учебно-воспитательным процессом необходимо создать эффективный организационно-управленческий механизм, который следует вести по линии гуманизации, замены

административно-командных методов, методами педагогического управления, например, таких, как содержательное сотрудничество, «субъект - субъектное» отношение и других. Выводы.

По итогам проведенного исследования нами выявлены следующие психолого-педагогические условия, необходимые для реализации модели интеграции физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ:

1. Воспитание мотивации выбора студентами музыкальных ССУЗ ценностей физической культуры.

2. Готовность преподавателя физической культуры к интеграции физической и профессиональной подготовки музыкантов ССУЗ.

3. Обеспечение вариативности выбора форм, методов и средств физической культуры и их сочетание.

Литература:

1. Арефьева, Р.С. Интеграция - как условие повышения качества обучения / Р.С.Арефьева // Наука и школа. - 1998. - № 3. - С.19-23.

2. Берлинских, Г. Интеграция как средство оптимизации и интенсификации учебного процесса / Г.Берлинских // Наука и школа. - 1998. - № 11-12. - С.40-41.

3. Берулава, М.Я. Интеграция общего и профессионального образования / М.Я.Берулава // Советская педагогика. - 1990. - № 4. - С. 57-60.

4. Бикмухаметов, Р.К. Интеграция духовного и физического воспитания будущих педагогов в процессе личностно-профессионального развития: автореферат дис.... док. пед. наук / Р.К.Бикмухаметов. - Казань, 2004. - 48 с.

5. Волович, Л. А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях выраюююююботки и реализации государственной научно-технической политики / Л.А.Волович // Инновации в профессиональном образовании: теория и практика: материалы научно-практической конференции / под ред. д. пед. н., проф. П.Н.Осипова. - Казань: ИССО РАО. 1997. - 180 с.

6. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методологические подходы. / Сост. Л.А.Волович, Г.В.Мухаметзянова, Л.П.Тихонова. - Казань: ИССО РАО, 1997. - 103 с.

7. Коновалов, И.Е. Интеграция физической подготовки и инструментально-исполнительской техники музыкантов ССУЗ: монография. / И.Е.Коновалов, Л.А.Волович, И.Ш.Мутаева. - Набережные Челны: РИО КамГИФК, 2005. - 130 с.

8. Ракчеева, Ю.Н. Интегративные процессы в педагогической науке как объект методологического исследования / Ю.Н.Ракчеева // Новые исследования в педагогической науке. - 1979. - № 2/34. - С.6-10. Glossary:

1. Arefeva, R.S. Integration as an education quality increasing condition / R.S.Arefeva // Science and school. -1998. - № 3. - P.19-23.

2. Berlinskih, G. Integration as an optimization and intension of study process device / G.Berlinskih // Science and school. - 1998. - № 11-12. - P.40-41.

3. Berulava, M.J. Integration of general and professional education / M.J.Berulava // Soviet pedagogic. - 1990. - №

4. - P.57-60.

4. Bikmuhametov, R.K. Integration of soul and physical future teachers upbringing in personal and professional development: autoreferat Dis.... doc. ped. Science / R.K.Bikmuhametov. - Kazan, 2004. - 48 p.

5. Volovich, L.A. Integration humanitarian and professional future specialist preparation in state program realization / L.A.Volovich // Col. Professional education innovation: Theory and practices: works from science and practical conference / Under ad. Full professor, Dr. P.N. Osipova. - Kazan: ISSO RAO. 1997. - 180 p.

6 Integration humanitarian and professional preparation at high professional school: Theory and practices. / Made LA.Volovich, G.V.Muhametzianova, L.P.Tihonova. - Kazan: ISSO RAO, 1997. - 103 p.

7. Konovalov, I.E. Integration of physical preparation and instrumental performing techniques of SSUZ musicians: Monograph / I.E.Konovalov, L.A.Volovich, I.S.Mutaeva. - Naberezhnye Chelny: RIO Kama State Institute Of Physical Culture, 2005. - 130 p.

8. Rakcheeva, U.N. Integration processes in pedagogical science as an object of methodological research / U.N.Rakcheeva // New researches in pedagogic science. - 1979. - № 2/34. - P.6-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.