Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия реализации диверсификации процесса физического воспитания музыкантов'

Организационно-педагогические условия реализации диверсификации процесса физического воспитания музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов И.Е.

Статья посвящена вопросам модернизации физического воспитания студентов средних специальных учебных заведений музыкального профиля, поиску наиболее эффективных организационных и педа-гогических условий для диверсификации процесса физического воспитания в системе среднего про-фессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия реализации диверсификации процесса физического воспитания музыкантов»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАНТОВ

И.Е.Коновалов

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма», Казань, Россия

Для связи с авторам: e-mail: igko2006@mail.ru

Аннотация:

Статья посвящена вопросам модернизации физического воспитания студентов средних специальных учебных заведений музыкального профиля, поиску наиболее эффективных организационных и педагогических условий для диверсификации процесса физического воспитания в системе среднего профессионального образования.

Ключевые слова: физическое воспитание, средние специальные учебные заведения музыкального профиля, организационные и педагогические условия.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF THE DIVERSIFICATION PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF MUSICIANS I.E. Konovalov

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia Abstract:

he article is devoted to the issues of modernization of physical education of students of secondary special educational institutions music profile, search for the most effective organizational and pedagogical conditions for the diversification of the processa physical culture in the system of secondary professional education.

Key words: physical education, special secondary educational establishments of musical profile, organizational and pedagogical conditions.

ПОВОЛЖСКОЙ АКАДЕМИИ СПОРТА И ТУРИЗМА40 ЛЕТ: ПУБЛИКАЦИИ ЮБИЛЯРА УДК 796.011.1

ВВЕДЕНИЕ. В условиях модернизации отечественной системы среднего профессионального образования актуальным становится вопрос о том, что необходимо изменить отношение к физическому воспитанию как к неотъемлемой и важной части педагогического процесса с его возможностями, ценностями и потенциалом.

Физическое воспитание признается многими специалистами как важный фактор формирования здорового образа жизни и основное средство сохранения и укрепления здоровья. В свою очередь, другие исследователи рассматривают физическое воспитание как процессуальный компонент физической культуры, которая обеспечивает единство биологической и социальной сущности человека, а овладение ее ценностями способ-

ствует непосредственно формированию физической культуры личности. Вместе с тем многие авторы отмечают прикладное значение физического воспитания, выделяя в его структуре как специальный раздел профессионально-прикладную физическую подготовку, которая направлена на создание реального состояния и перспективных основ подготовленности человека к успешному овладению профессией [1; 2; 4; 5; 6; 7]. Существующее состояние физического воспитания в средней профессиональной музыкальной школе, на наш взгляд, не отвечает цели и задачам, стоящим перед ним на данном этапе обновления. Физическое воспитание не предусматривает в полной мере адекватного подхода к данной категории обучающихся, что не может обеспечить

им полноценную подготовку к будущей профессиональной деятельности, а отсутствие стройной, научно обоснованной системы, отвечающей современным требованиям, не позволяет гармонично развиваться личности, способной в полной мере реализовы-вать свои потребности и ценностные ориентации.

В этой связи целью нашего исследования является выявление организационно-педагогических условий для обеспечения диверсификации процесса физического воспитания студентов музыкальных ССУЗ. Для достижения цели нами определены следующие задачи исследования:

1. Определить организационные условия, необходимые для оптимизации процесса физического воспитания студентов музыкальных ССУЗ.

2. Выявить педагогические условия, необходимые для эффективной организации процесса физического воспитания студентов музыкальных ССУЗ.

Базой исследования явились ССУЗ музыкального профиля Республики Татарстан. В контексте предложенного исследования мы определили организационно-педагогические условия как неотъемлемые составные части образовательной деятельности, от которых зависит его эффективность, как на организационно-содержательном уровне, так и на уровне педагогического сопровождения.

Таким образом, процесс физического воспитания, его эффективность, зависят от того, как он организован и содержательно наполнен, и насколько субъекты образовательной деятельности готовы к полноценному и равноправному участию в нем. В качестве организационного условия в нашем исследовании выступает степень эффективности организации процесса физического воспитания в музыкальных ССУЗ. Анализ существующей практики организации физического воспитания в музыкальных ССУЗ позволил нам выявить ее неэффективность, что стало причиной разработки системы современного физического воспитания музыкантов.

Так, при организации физического воспитания в музыкальных ССУЗ необходимо учитывать специфику профессиональной деятельности обучающегося контингента. Поэтому целью системы современного физического воспитания музыкантов является модернизация физкультурного образования соответствующего контингента обучающихся через его диверсификацию с акцентом на профессионально ориентированную направленность.

Обозначенная цель конкретизируется в задачах, которые можно разделить на группы: оздоровительные, образовательные, воспитательные и прикладные.

Решение задач будет возможно при реализации следующих принципов: всестороннего и гармоничного развития, здоровьесбере-жения и здоровьеформирования, деятельности, адекватности, осознанности, сотрудничества, профессиональной прикладности, саморазвития и самосовершенствования. Существенное место в методологической основе системы современного физического воспитания занимает ее структура, которая включает в себя следующие элементы: формы занятий, период обучения, этапы и их характеристику.

В рамках учебного процесса физическое воспитание реализуется через предмет «Физическая культура». В Федеральном государственном образовательном стандарте предписано, что физической культурой необходимо заниматься еженедельно: два часа обязательных учебных занятий (урочная форма занятий) и два часа самостоятельных занятий (внеурочная форма занятий). В соответствии со структурой занятия физической культурой проводятся на протяжении всего периода обучения, где каждому курсу соответствует определенный этап, на котором решаются конкретные задачи. 1-й год обучения (1-й курс) - этап здоровьес-бережения.

Данный этап носит выраженно оздоровительное направление с акцентом на адаптацию студентов к изменившимся условиям учебной и профессиональной деятельности (резкое увеличение учебной нагрузки,

стрессовое состояние в период зачетно-экзаменационной сессии и прочие отрицательные явления учебного процесса) и минимизацию негативного воздействия умственного, физического и психического переутомления.

2-й год обучения (2-й курс) - этап здоровье-формирования.

Данный этап носит кумулятивное направление с акцентом на систематическое вариативное использование широкого арсенала средств физического воспитания для достижения долгосрочного тренировочного эффекта.

3-й год обучения (3-й курс) - этап профессионального формирования.

Данный этап физического воспитания является профессионально ориентированным, где акцентированно решаются задачи профессионально-прикладной физической подготовки на основе общей физической подготовленности.

4-й год обучения (4-й курс) - этап профессионального становления.

Данный этап физического воспитания ориентирует обучающегося на рост профессионализма и становление личности профессионала, где решаются задачи совершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности, достижение высокого уровня профессиональной дееспособности, психофизической и функциональной готовности к музыкально-исполнительской деятельности [3].

Эффективность учебного процесса физического воспитания в музыкальных средних специальных учебных заведениях зависит от того, в какой мере программно-содержательное обеспечение согласуется со спецификой профессиональной деятельности обучающегося контингента, его ценностными ориентациями, мотивами и потребностями.

Для программно-содержательного обеспечения системы современного физического воспитания студентов-музыкантов была разработана комплексная программа по физической культуре, которая включала в себя поливариативное содержание, рассчитанное

на круглогодичное построение учебного процесса.

Основное содержание программы разделено на две части: базовую и вариативную. Базовая часть программы включает в себя виды легкой атлетики циклического и ациклического характера с тренировочной направленностью. Легкоатлетические упражнения были выбраны нами в качестве базового компонента программы в силу того, что они являются основополагающими в жизнедеятельности человека, способствуют разностороннему развитию физических качеств, кондиционных и координационных способностей.

Вариативная часть программы включает в себя следующие виды спорта: гимнастику (акробатика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, аэробика и ее разновидности, атлетическая гимнастика); спортивные игры (бадминтон, настольный теннис, футбол); подвижные игры и эстафеты. Некоторые виды спорта, являясь травмоопасными для музыкантов, в программу не включались.

Физическое воспитание студентов ССУЗ музыкального профиля помимо решения многих важных задач должно быть направлено на повышение качества профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка музыканта включает в себя следующие виды подготовки: физическую, техническую, психологическую, теоретическую и интегратив-ную.

Физическая подготовка - это процесс, направленный на формирование, развитие и совершенствование физических качеств и двигательных способностей, а также повышение функциональных возможностей, создающих благоприятные условия для активной жизнедеятельности человека в быту, учебе и профессии.

Хорошая физическая подготовка музыканта (общая и специальная) позволяет ему осознавать себя физически здоровым, а тело при этом является послушным, сбалансированным и хорошо настроенным инструментом.

Общая физическая подготовка направлена

на решение задач естественного физического развития, сохранения и укрепления здоровья, развитие физических качеств, двигательных и функциональных способностей. Специальная физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка) направлена на развитие профессионально-значимых качеств и способностей.

Физическая подготовка является немаловажной частью осуществления качественной технической подготовки.

Техническая подготовка реализуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в рамках общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы.

Техническая подготовка - это процесс обучения, овладения исполнительской техникой и доведения ее до совершенства в условиях профессиональной деятельности. Исполнительская техника - это рациональная и эффективная система движений, выполняемых в соответствии с закономерностями инструментально-исполнительской деятельности, направленной на организацию взаимодействия внутренних и внешних сил с целью наиболее полного использования их для достижения необходимого результата.

Любая исполнительская деятельность (и репетиционная, и концертная) предполагает наличие соответствующей психологической подготовки.

Психологическая подготовка реализуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в рамках общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей профессионального цикла и предмета «Физическая культура» гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы.

В процессе психологической подготовки можно выделить два относительно самостоятельных и одновременно с этим тесно взаимосвязанных направления: 1. Психологиче-

ская подготовка (воспитание моральных и волевых качеств). 2. Психическая подготовка (тип характера, внимание, память, устойчивость к различному роду стрессов и др.). Психологическая подготовка - это процесс воспитания морально-волевых и личностных качеств, необходимых в избранной профессии.

Психическая подготовка - это процесс воспитания психических свойств личности, необходимых в избранной профессии, обеспечивающих надежность в концертных выступлениях.

Психическая подготовка музыканта заключается в воспитании психических свойств личности: совершенствование положительных сторон и минимизация отрицательных проявлений различных типов характера; развитие памяти (оперативной и долговременной) и внимания (объем, распределение, устойчивость и переключаемость); готовность к стрессовым и пограничным состояниям, к значительным психическим напряжениям; умение снижать уровень эмоционального возбуждения для улучшения общего баланса нервных процессов или увеличивать в зависимости от личностных характеристик занимающегося.

Совокупность вышеперечисленных видов подготовки не может быть полноценной без теоретической основы (общих и специальных знаний), которая, в свою очередь, позволяет в полной мере понимать происходящие процессы профессиональной подготовки в целом, и осознанно выполнять те или иные необходимые действия различного характера в частности.

Теоретическая подготовка реализуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в рамках предметов профессионального, гуманитарного и социально-экономического циклов основной профессиональной образовательной программы.

Интегративная подготовка заключается в обеспечении взаимосвязи, слаженности и эффективности комплексного проявления всех сторон профессиональной подготовки, которые в совокупности определяют

качество и успешность инструментально-исполнительской деятельности музыканта. Интегративная подготовка реализуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в рамках предметов общеобразовательного и профессионального циклов основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Построение процесса физического воспитания в ССУЗ музыкального профиля в контексте нашего исследования осуществляется на основе круглогодичной периодизации, адаптированной к особенностям профессиональной деятельности обучающегося контингента, в рамках которой возможно решение специфических задач физического воспитания, направленных на повышение качества профессиональной подготовки. Построение круглогодичного процесса физического воспитания, осуществляемого в музыкальных средних специальных учебных заведениях в соответствии с закономерностями его деления на периоды и этапы, учитывая один из основных принципов организации процесса физического воспитания - принцип систематичности, позволяет эффективно решать оперативные и долгосрочные задачи.

Периодизация процесса физического воспитания включает в себя следующие периоды: подготовительный период, период основных учебных и профессиональных мероприятий и переходный период. Подготовительный период решает задачи всесторонней подготовки студента к качественному выполнению своей профессиональной деятельности и создания предпосылок для достижения профессионального мастерства.

Подготовительный период имеет следующую продолжительность: осень-зима (4 месяца) и зима-лето (4,5-5 месяцев), что соответствует семестровому распределению образовательной нагрузки на учебный год, т.е. данный период, соответственно, делится на два этапа: этап общей физической подготовки и этап специальной физической подготовки (профессионально-прикладная

физическая подготовка).

На этапе общей физической подготовки больше внимания уделяется общей физической подготовленности: развитию физических качеств, двигательных способностей и функциональных возможностей; формированию морально-волевых и личностных качеств; повышению уровня знаний в области теории и методики физического воспитания, а также смежных наук, направленных на формирование физической культуры: овладение знаниями об использовании средств и методов для сохранения и укрепления здоровья; умениями повышения уровня собственного физического состояния не только в рамках урочных форм занятий, но и используя внеурочные занятия, его малые и крупные формы; выбор ценностей физической культуры; потребность в здоровом образе жизни.

На этапе специальной физической подготовки (профессионально-прикладной физической подготовки) уделяется внимание развитию профессионально значимых физических качеств, двигательных способностей и функциональных возможностей, формированию морально-волевых и личностных качеств, необходимых в профессии, повышению уровня специальных знаний в области теории и методики физического воспитания и других смежных наук, направленных на формирование профессионально-прикладной физической культуры: профилактику профессиональных отклонений в состоянии здоровья; совершенствование профессионально значимых психофизических качеств, двигательных способностей и функциональных возможностей, как в рамках учебных занятий, так и самостоятельных; приобщение к ценностям общей, физической и профессиональной культуры; осознанный выбор здорового образа жизни.

Средства общей физической подготовки применяются в начале (втягивание в учебную и профессиональную нагрузку) и в конце (снижение физической нагрузки для плавного перехода в последующий период, где имеет место психологическая нагрузка) под-

готовительного периода. На начальных курсах этап общей физической подготовки несколько больше, чем на старших, это связано с решением задач этапов здоровьесбереже-ния и здоровьеформирования в структуре системы современного физического воспитания. Применение специальной физической подготовки (профессионально-прикладной физической подготовки) осуществляется на младших курсах как сопутствующее вспомогательное средство повышения уровня профессиональных кондиций, а на старших курсах решаются конкретные задачи этапов профессионального формирования и становления структуры системы современного физического воспитания. Примерное соотношение объема средств общей физической подготовки и специальной физической подготовки (профессионально-прикладной физической подготовки) по годам обучения в рамках проводимого нами профессионально ориентированного физического воспитания следующее: 1-й курс - 80/20; 2-й курс - 60/40; 3-й курс - 40/60; 4-й курс - 30/70.

В периоде основных учебных и профессиональных мероприятий студент реализует право на продолжение обучения, демонстрирует свою профессиональную компетентность и имеет возможность в полной мере реализовать имеющийся у него творческий потенциал.

Период основных учебных и профессиональных мероприятий имеет следующую продолжительность: зима (1 месяц) и лето (1,5-2 месяца), т.е. данный период, соответственно, делится также на два этапа. На первом этапе студенты проходят промежуточную аттестацию (зимняя зачетно-экзаменационная сессия), а также принимают активное участие в концертной деятельности на различных сценических площадках, конкурсах и фестивалях.

На втором этапе студенты проходят промежуточную аттестацию (летняя зачетно-экзаменационная сессия), принимают активное участие в концертной деятельности на различных сценических площадках (при этом главным событием учебного года явля-

ется итоговый концерт), а также участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня. В связи с тем, что в период основных учебных и профессиональных мероприятий учебные занятия физической культурой не проводятся, студенты, при наличии времени, потребности и желания, используют внеурочные занятия: самостоятельные занятия физическими упражнениями, физкультминутки и физкультпаузы.

В переходный период решаются задачи восстановления и поддержания физического состояния на должном уровне (сохранение физических кондиций, технических умений и навыков). Продолжительность данного периода составляет 1-1,5 месяца, приходится на каникулярное время. Как правило, в этот период студенты активно отдыхают: выходят в туристические походы, плавают, осуществляют другие виды двигательной активности.

Педагогические условия в нашем исследовании можно определить как совокупность мер, направленных на оптимизацию управления учебным процессом и эффективное функционирование педагога, обеспечивающего готовность студентов к взаимодействию для достижения поставленной цели, то есть преподаватель физического воспитания должен обладать определенным набором необходимых компетенций для формирования у студентов устойчивой мотивации к занятиям физической культурой. А содержание занятий физической культурой должно быть направлено, прежде всего, на интеграцию физического воспитания в процесс профессионального музыкального образования.

В настоящее время деятельность преподавателя физического воспитания в музыкальных ССУЗ имеет профессионально-педагогическую направленность, что выражается в готовности преподавателя к учебной и воспитательной работе, в наличии должного уровня развития коммуникативных способностей и личностных качеств, в умении обеспечить занимающихся необходимой и полноценной информацией о процессе и результатах обучения для физи-

ческого и духовного совершенства. Все вы-шеобозначенные направления деятельности преподавателя физического воспитания требуют от него наличия определенного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления профессиональных обязанностей, т.е. быть компетентным профессионалом.

Анализируя различные подходы к определению понятия «компетентность» и учитывая специфику профессиональной деятельности, мы пришли к заключению, что компетентность - это обладание специалистом соответствующими компетенциями, включающими его личностное отношение к ним и к предмету деятельности, где компетенции определяются как совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу знаний и умений, необходимых для качественной и продуктивной деятельности, то есть в контексте нашего исследования было определено, что компетентность преподавателя физической культуры - это обладание личностными, профессиональными, рефлексивными и социальными компетенциями, которые позволяют достичь желаемого результата в решении типовых задач в рамках учебного процесса.

Роль педагога в педагогическом процессе заключается в прогнозировании деятельности обучающихся, организации и управлении ею. Эти функции проявляются, прежде всего, в том, что сами цели деятельности педагога формируются как бы в «терминах» обучающегося, с его позиции, то есть от того, насколько эффективно педагог сможет подготовить и организовать учебный процесс, насколько он сможет наладить общение на основе гуманистических и демократических начал с обучающимися, полностью зависит их заинтересованность в занятиях, формирование потребности осознанно заниматься физической культурой. Построение доверительных, уважительных и креативных взаимоотношений, в первую очередь, зависит от преподавателя, который, являясь примером для обучающихся, задает траекторию и тональность взаимоотношений в системе

«педагог-ученик». И от того, насколько обучающиеся уважают преподавателя и доверяют ему, зависит их мотивация к занятиям физической культурой.

Формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой - дело сложное, требующее, в первую очередь, определения наиболее важных мотивов, побуждающих их к систематическим занятиям. Несоответствие учебного процесса физического воспитания в музыкальной профессиональной школе среднего звена новым требованиям, предъявляемым к нему, обусловило необходимость комплексного расширения проблемы формирования личности. Логика нашего исследования потребовала пересмотра всех звеньев учебного процесса физического воспитания, действующего в настоящее время в ССУЗ музыкального профиля, определения нового взгляда на данную систему на ценностной основе. На основе ценностного подхода нами определены преобладающие мотивы, повышающие эффективность физической культуры обучающихся. Выбор ценностей физической культуры студентов обусловливается их ценностными ориентациями и соответствующими преобладающими мотивами. Причем у одних и тех же занимающихся в разных обстоятельствах могут преобладать разные мотивы. Это связано с тем, что при достижении определенных результатов студенты полнее начинают ощущать и осознавать роль и значение физических упражнений в рациональном использовании физических кондиций в повседневной жизни и профессиональной деятельности. В процессе нашего исследования были выявлены следующие наиболее выраженные мотивы студентов: познавательные, оздоровительные, социальные и профессиональные. Познавательные мотивы ориентированы на эрудицию, повышение информированности в области физической культуры, здорового образа жизни, реализацию чувства удовлетворенности от самого процесса учебной деятельности и полученного результата. Оздоровительные мотивы ориентированы на улучшение физических и функциональ-

ных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья.

Социальные мотивы ориентированы на формирование чувства ответственности, понимания социальной значимости учения, ориентации на различные способы взаимодействия с окружающими, общения и взаимодействия с другими людьми, утверждения своей роли и позиции в обществе. Профессиональные мотивы ориентированы на использование средств физической культуры для развития профессионально значимых психофизических качеств, формирования знаний и умений по применению средств физической культуры в сохранении профессионального здоровья, поддержании работоспособности.

На основе мотивационно-ценностных ори-ентаций студентов нам удалось определить иерархию преобладающих мотивов к занятиям физической культурой. Так, если на начальных курсах обучения преобладающими мотивами были социальные и познавательные, то на старших - профессиональные и оздоровительные.

Успешное формирование у студентов мотивации к занятиям физической культурой напрямую зависит от компетентности преподавателя физического воспитания, от его способности эффективно организовать учебный процесс и управлять им, наполнив таким содержательным обеспечением, которое не только будет учитывать потребности и интересы обучающихся, но сможет успешно интегрироваться в процесс профессионального музыкального образования. В образовании при формировании целостно развитой личности специалиста главной целью является его обучение и создание условий, обеспечивающих эффективность протекающих процессов, достижение чего невозможно без интеграции всех видов учебной деятельности. При этом в силу многих обстоятельств продуктивным средством решения этой проблемы является физическое воспитание.

Анализ состояния и перспективности интеграции физического воспитания в процесс профессионального музыкального образо-

вания позволил нам выявить определенные уровни такой интеграции: содержательный, ценностный и процессуальный. Содержательный уровень. Его направленность - реализация межпредметных и вну-трипредметных связей, а также предмето-центризм.

На этом уровне, во-первых, образуются межпредметные связи, в том числе между предметами общегуманитарного и профессионального циклов; во-вторых, создаются внутрипредметные связи среди учебных дисциплин как профессионального, так и гуманитарного цикла; в-третьих, полностью сохраняется предметоцентризм, интегрируемые предметы функционируют не только в образовательном пространстве, но и как самостоятельные учебные дисциплины. Ценностный уровень. Его направленность - создание условий для духовно-культурологического становления личности, что выражается во взаимозависимости развития духовной и физической сторон в целом и во взаимосвязи формирования общей, профессиональной и физической культуры в частности.

Этот уровень предполагает, что студенты-музыканты как носители и проводники духовности и культуры в массы посредством концертной исполнительской деятельности, являясь публичными людьми, должны иметь необходимый уровень духовного и физического развития и обладать общей, профессиональной и физической культурой. И только в этом случае их роль может быть успешной, публика им поверит и станет сопереживать и соучаствовать в реализации их главной жизненной миссии - несении духовности и культуры людям.

Процессуальный уровень. Его направленность - физическое (телесное) совершенствование личности, что находит свое отражение в прямой и обратной связи физической подготовленности и профессиональной подготовленности (исполнительский аппарат).

На этом уровне происходит прямая и обратная связь физической подготовленности и профессиональной подготовленности (ис-

полнительский аппарат), которая заключается в следующем: от степени физической подготовленности, выражающейся в психофизической и функциональной готовности будущих специалистов, их физической работоспособности зависит состояние исполнительского аппарата. Обратная же связь заключается в интеграции ценностей физической культуры в систему координат общечеловеческих ценностей через эстетическое воспитание, составной частью которого является музыкальное воспитание. Таким образом, исполнительская техника музыканта состоит из компонентов, соответствующих основным физическим качествам и двигательным способностям, а качество овладения техникой игры на музыкальном инструменте зависит от уровня развития этих качеств и способностей, которые, в свою очередь, тесно взаимосвязаны с состоянием исполнительского аппарата.

Таким образом, в контексте изучения уров-невой интеграции физического воспитания в процесс профессионального музыкального образования мы определили интеграцию как процесс взаимопроникновения одних предметов в другие на содержательном уровне, взаимозависимости развития духовной и физической сторон личности и взаимосвязи формирования ее общей, профессиональной и физической культуры на ценностном

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Астахов, А.М. Физическая подготовка студентов вузов культуры: учебное пособие/ А.М. Астахов. - М. : МГИКИ, 1992. - 117 с.

2. Формирование профессионально-прикладной физической культуры студентов музыкальных специализаций в вузе культуры и искусств : автореф. дис.... канд. пед наук. / Ю.И.Дудкина.- М.: МГУКИ. 2006. - 21 с.

3. Коновалов, И.Е. Специфика физического воспитания студентов музыкальных ССУЗ / И.Е. Коновалов // Профессиональное образование: модерниза-ционные аспекты. Коллективная монография. -Ростов-на-Дону : Издательство Международного исследовательского центра «Научное сотрудничество», 2013. - Т.1.- Глава 3. - С. 69-88.

BIBLIOGRAPHY

1. Astahov, A. M. Physical training of students of higher educational institutions of culture: textbook / A. M. Astakhov. - M. : MGIKI, 1992. - 117 p.

2. Dudkina, Y. I. Formation of professional-applied

уровне; реализации прямой и обратной связи физической и профессиональной подготовленности (функциональный компонент) на процессуальном уровне. Каждый уровень, в свою очередь, имея свою направленность, отражает основные точки соприкосновения, опираясь на которые возможна реальная интеграция физического воспитания в процесс профессионального музыкального образования.

ВЫВОДЫ:

1. В результате исследования определено, что эффективными организационными условиями, позволяющими оптимизировать процесс физического воспитания студентов музыкальных ССУЗ, является разработка системы современного физического воспитания, в которой структура и содержательное сопровождение имеют ярко выраженную профессионально ориентированную направленность.

2. В процессе исследования выявлено, что наиболее эффективными педагогическими условиями, позволяющими организовать процесс физического воспитания студентов музыкальных ССУЗ, являются уровень компетентности преподавателя физической культуры и формирования мотивации у студентов к занятиям физической культурой, а также степень интеграции физического воспитания в процесс музыкального профессионального образования.

4. Рязанцев, A.A. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов музыкальных вузов, исполнителей на духовых инструментах: автореф. дис.... канд. пед. наук. / A.A. Рязанцев. - М., 2009. - 22 с.

5. Толкачева, И.Т. Влияние физической нагрузки на психомоторные процессы музыкантов / И. Т. Тол -качева // Теория и практика физической культуры. - 1980. - № 5. - С. 42-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Horvath, J. Playing (less) Hurt: An Injury Prevention Guide for Musicians. / J. Horvath. - USA, New York : Hal Leonard Format, 2010. - 236 c.

7. Klickstein, G. The Musician's Way: A Guide to Practice, Performance, and Wellness / G. Klickstein. - USA, Oxford : Oxford University Press, 2009. - 360 c.

physical culture of students of the music majors at the University of culture and arts : author. dis. candidate pedagogical sciences. - M. : MGUKI. 2006. -21 p.

3. Konovalov, I. E. the Specificity of physical education

of students of musical colleges / I. E. Konovalov // Professional education: modernization aspects. Collective monograph. - Rostov-on-don : Publishing house of the International research center «Scientific cooperation», 2013. 1. - Chapter 3. - P. 69-88.

4. Ryazantsev, A. A. Professionally-applied physical preparation of students of music academies, performers on wind instruments : author. dis. candidate pedagogical sciences. - M., 2009. - 22 p.

5. Tolkacheva, I. T. The effect of exercise on psychomotor processes musicians / I. T. Tolkacheva // Theory and practice of physical culture. - 1980. - №. 5. - P. 42-45.

6. Horvath, J. Playing (less) Hurt: An Injury Prevention Guide for Musicians. / J. Horvath. - USA, New York : Hal Leonard Format, 2010. - 236 p.

7. Klickstein, G. The Musician's Way: A Guide to Practice, Performance, and Wellness / G. Klickstein. - USA, Oxford : Oxford University Press, 2009. - 360 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Коновалов Игорь Евгеньевич - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики спортивных игр Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.