ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СМГ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ вызовов
УДК/UDC 796.011.1
Поступила в редакцию 22.02.2022 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
О.В. Мамонова4
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Глазкова4 Кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Лубышев1, 2 4 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина3
1Российский университет дружбы народов, Москва 2Московский городской педагогический университет, Москва 3Российский социальный государственный университет, Москва 4Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва
PHYSiCAL EDUCATION OF SMG STUDENTS iN OONDiTiONS OF MODERN CHALLENGES
O.V. Mamonova1
PhD, Associate Professor G.B. Glazkova1 PhD, Associate Professor E.A. Lubyshev12 PhD, Associate Professor E.D. Bakulina3
1 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow
2 Moscow City Pedagogical University, Moscow
3 Russian State Social University, Moscow
4 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Аннотация
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности физического воспитания студентов специальной медицинской группы (СМГ) в условиях смешанного формата обучения. Методика и организация исследования. Проведены анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, математи-ко-статистическая обработка результатов. В эксперименте приняли участие студенты с отклонениями в состоянии здоровья Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (п=419). В 2019-2020 гг. (1-й курс) студенты занимались в очно-дистанционной форме в условиях ограничений и самоизоляции из-за пандемии COVID-19. В 2020-2021 гг. (2-й курс) обучение проходило в очно-дистанционном и смешанном формате. Результаты исследования и выводы. Введение в физкультурно-образова-тельный процесс средств адаптивной физической культуры и элементов оздоровительных систем физических упражнений с применением информационных и цифровых технологий, интеграция оффлайн и онлайн обучения, новые формы взаимодействия «преподаватель-студент» способствовало повышению функциональных возможностей организма студентов, улучшению показателей физической подготовленности по всем исследуемым контрольным упражнениям, адаптации к образовательному процессу в условиях современных вызовов (нестабильной эпидемиологической ситуации).
Ключевые слова: физическое воспитание, студенты специальной медицинской группы, дистанционное обучение, физическая подготовленность, информационные и цифровые технологии.
Abstract
Objective of the study was to theoretical and experimental substantiation of the effectiveness of physical education of students of a special medical group (SMG) in a mixed learning format.
Methods and structure of the study. The analysis of scientific and methodological literature, pedagogical experiment, testing, mathematical and statistical processing of results were carried out. The experiment involved students with health problems of the Plekhanov Russian University of Economics (n=419). In 2019-2020 (1st year) students studied in full-time distance form in conditions of restrictions and self-isolation due to the COVID-19 pandemic. In 2020-2021 (2nd year) training was held in a full-time distance and mixed format. Results and conclusions. The introduction of the means of adaptive physical culture and elements of health-improving systems of physical exercises with the use of information and digital technologies into the physical culture and educational process, the integration of offline and online learning, new forms of interaction "teacher-student" contributed to the increase in the functional capabilities of the students' organism and the improvement of physical fitness indicators for all studied control exercises, adaptation to the educational process in the face of modern challenges (unstable epidemiological situation).
Keywords: physical education, students of a special medical group, distance learning, physical fitness, information and digital technologies.
Введение. В настоящее время, в условиях нестабильной эпидемиологической ситуации (COVID-19), студенческая молодежь живет в условиях постоянного стресса: периоды самоизоляции, отрыв от сверстников и дистанционное обучение с большой академической нагрузкой, смешанные формы обучения (оффлайн и онлайн) и малая двигательная активность, страх заражения, что отрицательно воздействует на их психофизическое здоровье [4, 5].
В сложившейся ситуации большие проблемы испытывают студенты СМГ, которым в связи с ослабленным здоро-
вьем необходимы особые условия для адаптации к учебному процессу в нестабильной ситуации.
Таким образом, актуальным становится поиск направлений модернизации физического воспитания студентов СМГ, способствующих снижению их стрессового состояния, активизации двигательной деятельности, формирования навыков грамотного применения средств физической культуры для укрепления здоровья.
Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование эффективности физического воспитания
Таблица 1. Структура и содержание физического воспитания участников эксперимента
Курс Форма обучения Недельный цикл Содержание
1-й курс 20192020 г. 1-3-й модули -очный формат Теоретическое занятие, два практических занятия и одно дополнительное Средства АФК, методики «Здоровая спина», «Атлетическая гимнастика», «Оздоровительная растяжка», «Аэробика», элементы оздоровительных систем физических упражнений
4-й модуль - дистанционный в условиях самоизоляции Теоретические занятия - на платформе Moodte, практические - на платформе Webinar
2-й курс 20202021 г. 1-й модуль -очный формат Теоретическое занятие, два обязательных и два дополнительных практических занятия Средства АФК, методики «Здоровая спина», «Здоровое дыхание», «Оздоровительная растяжка», «Разумное тело», «Ментальный фитнес», «Атлетическая гимнастика», элементы оздоровительных систем физических упражнений
2-й модуль -дистанционный Все занятия - Moodte, дополнительные -Zoom
3-4-й модули - смешанная форма обучения Студенты по желанию (самочувствию) учились в онлайн и оффлайн режимах
Таблица 2. Изменения показателей физической подготовленности студентов СМГ в ходе педагогического эксперимента
Контрольные задания пол Показатели ^р-Стью-дента
2019-2020 сентябрь 2019-2020 февраль 2020-2021 сентябрь 2020-2021 июнь
6-минутный бег в чередовании с ходьбой, м д 628,61±7,51 678,55±11,32 650,61±26,27 691,02±11,74 4,47**
ю 738,86±6,16 770,94±12,92 750,47±18,05 804,05±6,37 7,35**
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, раз д 6,74±4,20 9,07±2,53 7,76±3,77 11,09±1,96 0,92
ю 19,62±2,49 24,13±1,59 20,02±2,16 26,68±2,51 1,99*
Поочередное поднимание разноименной руки и ноги лежа на животе, раз д 21,67±2,62 28,51±4,75 23,02±2,94 31,47±3,33 2,31*
ю 23,80±3,12 29,15±4,53 26,15±4,92 31,89±3,05 1,85
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами, см д 3,28±2,92 5,38±2,99 4,09±3,16 7,59±3,93 0,88
ю 2,09±2,77 2,25±3,381 2,11±3,05 4,51±2,95 0,59
Проба Ромберга, с д 47,51±5,75 51,12±6,60 49,47±5,49 58,25±6,27 1,26
ю 57,35±3,06 42,14±4,67 51,76±8,25 57,41±3,06 0,01
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Примечание. * - достоверно при р<0,05; ** - при р<0,001.
студентов специальной медицинской группы (СМГ) в условиях смешанного формата обучения.
Методика и организация исследования. Анализ специальной литературы позволил выявить приоритетные направления физического воспитания обучающихся в условиях современных вызовов: физическая активность, как важный инструмент управления стрессом; физические упражнения, как средства профилактики и физической реабилитации в связи с COVID-19, цифровая образовательная среда, как возможность большего привлечения студентов к двигательной деятельности; новые формы взаимодействия «преподаватель-студент», как потенциал общения и сотрудничества [1-3].
В педагогическом эксперименте приняли участие студенты СМГ РЭУ им. Г. В. Плеханова (n=419), из них: девушек (n=213) и юношей (n=206), которые с 1-го по 2-й курс занимались по экспериментальной программе. Модернизация физического воспитания участников эксперимента проходила с учетом изменения форматов обучения из-за пандемии COVID-19 (табл. 1).
В целях профилактики и физической реабилитации (COVID-19), управления эмоциональным состоянием обучающихся, повышения их двигательной деятельности, в содержании физического воспитания (2020-2021 г) также включены методики «Здоровое дыхание», «Ментальный фитнес», «Разумное тело»; дополнительные занятия на платформе Zoom.
Организационно-педагогические условия: применение интерактивных форм (мастер-классы и лекции по оздоровительным системам физических упражнений (Webinar); практические занятия (Moodte, Zoom) с видеоматериалом; дополнительные практические занятия (Zoom) с использованием видеокурсов и мобильных приложений); использование дистанционных форм взаимодействия преподавателя и студентов: дискуссии на лекциях, инструкторские семинары по внедрению физических упражнений в режим дня (Webinar); совместная физическая активность на практических занятиях (Zoom).
Результаты исследования и их обсуждение. При проведении образовательного процесса в очном формате
(2019-2020 гг., 1-3-й учебные модули) у студентов СМГ были зафиксированы положительные результаты по всем исследуемым показателям. Условия самоизоляции (4-й модуль) не позволили протестировать испытуемых в конце учебного года. В следующем тестировании (1-й модуль 2020 г.) было выявлено значительное снижение результатов функциональных возможностей и физической подготовленности студентов, что объясняется влиянием стресса на психофизическое здоровье, нерегулярностью физкультурных занятий.
Модернизация физического воспитания (2020-2021 гг.) с учетом форматов обучения (очный, дистанционный, смешанный) позволила мобильно реагировать на смену форм обучения, внедряя разработанные методики физических упражнений на платформах Moodte, Webinar, Zoom; что способствовало улучшению показателей функциональных возможностей и физической подготовленности студентов СМГ. Так, показатели ЖЕЛ у девушек выросли на 6,53 %, юношей - на 10,15 %, показатель ЧСС у девушек вырос на 4,39 %, юношей - на 5,24 %.
Изменения показателей физической подготовленности участников эксперимента наглядно показывают эффективность экспериментальной методики физического воспитания в очном формате обучения (табл. 2). Дальнейшее снижение всех исследуемых показателей констатировало о дезадаптации студентов в непривычных условиях обучения (дистанционный формат, отрыв от сверстников, ограничения, страх заражения и т. д.).
В результате модернизации физического воспитания (2020-2021 гг.) в меняющихся условиях обучения выявлено повышение результатов по всем исследуемым показателям физической подготовленности. Более достоверные результаты (р<0,001) выявлены у юношей и девушек в тесте «шестиминутный бег в чередовании с ходьбой».
В динамике развития силовых способностей плечевого пояса достоверно (р<0,05) улучшились результаты в тесте «сгибание и разгибание рук»: у юношей - на 35,9 %, девушек - на 63,2 %. В тесте, определяющем силовые способности мышц спины, лучше данные у девушек - достоверный (р<0,05) показатель возрос на 45,2 %, у юношей - на 33,9 %.
72
http://www.teoriya.ru
№5^ 2022 Май | May
Выводы. В условиях нестабильной эпидемиологической ситуации сравнительный анализ функциональных возможностей и физической подготовленности студентов СМГ позволил модернизировать структуру и содержание физического воспитания с учетом введения различных форм обучения. В образовательном процессе были использованы информационные и цифровые технологии, новые формы взаимодействия преподавателей и студентов, внедрены различные методики физических упражнений для профилактики эмоциональной нестабильности и простудных заболеваний. Улучшение результатов обучающихся по всем исследуемым показателям экспериментально доказывают эффективность физического воспитания студентов СМГ в условиях смешанного формата обучения, а также их адаптации к учебному процессу в условиях современных вызовов.
Литература
1. Мамонова, О. В. Цифровая образовательная среда дистанционного обучения в физическом воспитании студентов с особыми образовательными потребностями / О. В. Мамонова // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 2(74). - С. 45-49. -РО! 10.47438/1999-3455_2020_2_45. - EDN AXKJDQ..
2. Садовников Е.С. Физкультурно-оздоровительная деятельность в условиях распространения коронавирусной инфекции / Е.С. Садовников, И.В. Власюк, Н.Т. Тришина и др. // Теория и практика физ. культуры. 2021. - № 8. - С. 35-36.
3. Шутова Т.Н. Классификация баз данных в сфере физической культуры и спорта / Т.Н. Шутова, Г.Б. Глазкова, Л.А. Парфенова
и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2021. -№ 9 (199). - С. 335-338.
4. Sweet J., Amato D. (2021) Стресс и тревога саботировали физическую мотивацию во время пандемии. [Электронный ресурс] -URL: https://www.verywellmind.com/pandemic-stress-and-anxiety-killed-exercise-motivation-5183966.
5. Yang C., Chen A., Chen Y. (2021) Стресс и здоровье студентов колледжа в пандемии COVID-19: роль академической нагрузки, отрыва от школы и страхов заражения. [Электронный ресурс] -URL: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0246676.
References
1. Mamonova O.V. Digital educational environment of distance learning in physical education of students with special educational needs / O.V. Mamonova // Physical culture and health, 2020. No 2 (74). P. 45-49.
2. Sadovnikov E.S. Physical culture and recreation activities in the conditions of the spread of coronavirus infection / E.S. Sadovnikov, I.V. Vlasyuk, N.T. Trishina, M.N. Zhegalova // Theory and practice of Physical culture, 2021. No. 8. pp. 35-36.
3. Shutova T.N. Classification of databases in the field of physical culture and sports / T.N. Shutova, G.B. Glazkova, L.A. Parfenova, N.I. Medvedkova // Scientific notes of the P.F. Lesgaft University, 2021. No 9 (199). Pp. 335-338.
4. Sweet J., Amato D. (2021) Stress and anxiety sabotaged physical motivation during the pandemic. [Electronic resource] - URL: https:// www.verywellmind.com/pandemic-stress-and-anxiety-killed-exercise-motivation-5183966.
5. Yang C., Chen A., Chen Y. (2021) Stress and health of college students in the COVID-19 pandemic: the role of academic workload, separation from school and fears of infection. [Electronic resource] -URL: https://doi.org/10.1371/journal. pone. 0246676.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
САМОРЕГУЛЯЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОй ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Кандидат педагогических наук А.А. Оплетин1
1Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Пермь
УДК/UDC 796.011.3
Ключевые слова: саморегуляция, спорт, студенты.
Введение. Большинство исследователей под саморегуляцией понимают самостоятельное, целенаправленное воздействие субъекта на свое психическое состояние и свою психомоторику, осуществляемую с целью оптимизировать свои психологические и физические ресурсы и тем самым повысить эффективность собственной деятельности [1, 2].
Цель исследования - выявление уровня саморегуляции эмоционального состояния, саморазвития у студентов вуза на занятиях ФКиС.
Методика и организация исследования. В ходе исследования определены два вида саморегуляции: вербальные и невербальные. К вербальным относятся самовнушение, самоубеждение и самоприказы. К невербальным - упражнения, не связанные со словесными формулировками, которые помогают сконцентрироваться на победе и снизить эмоциональное напряжение - такие, как дыхательные упражнения, нервно-мышечная релаксация, педагогический аутотренинг, социально-педагогический тренинг метод визуализации, идеомоторной тренировки.
В эксперименте приняли участие 120 студентов 1-го курса Пермского государственного института культуры, которые составили контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. В ЭГ применялась экспериментальная программа, включающая в себя приемы психической саморегуляции: «эмоционально волевой тренинг» - М.Г. Дебольский, В.И. Поздняков, А.И. Ушатиков; «психорегулирующая тренировка» - Л.Д. Гиссен; «психологический тренинг» - Л.А. Петровская; «тренинг уверенности в себе» - А.М. Прихожан; «тренинг
SELF-REGULATiON AND SELF-DEVELOPMENT OF THE PERSONALiTY OF STUDENTS iN PHYSiCAL CULTURE AND SPORTS ACTiViTiES OF THE UNiVERSiTY
PhD A.A. Opletin1
1Perm National Research Polytechnic University (PNRPU), Perm
Поступила в редакцию 20.12.2020 г.
самооздоровления и самосозидания» - В. Харькин; «социально-педагогический тренинг» - А.А. Оплетин, А.С. Новосёлова; «универсальная система разминки » - А.А. Оплетин. Техника целенаправленного самовоздействия на психическое состояние, поведение и вегетативные функции организма студента, осуществляемая в рамках тренинга, заключалась в том, что занимающийся с помощью специальных упражнений вырабатывал состояние физического и психического покоя, погружаясь в состояние расслабления. На фоне релаксации с помощью словесных формул внушения и самовнушения становилось возможным воздействие на различные, в том числе и неподдающиеся обычной регуляции, функции организма и психики.
Результаты исследования и их обсуждение. В ЭГ произошли достоверные сдвиги в области самоуправления своим поведением в экстремальных ситуациях, на занятиях ФК во время соревнований, по сравнению с КГ, разница составила 17,75% (р<0,01).
Вывод. Грамотное использование методов саморегуляции, саморазвития предполагает учет особенностей конкретной ситуации, в рамках которой применяются эти методы, а также учет индивидуальных психофизических особенностей студентов, которые применяют данные методы в практической деятельности.
Литература
1. Лубышева, Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 3. - С. 7-16.
2. Оплетин, А.А. Педагогический аутотренинг на занятиях физической культуры /А.А. Оплетин // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 4. - С. 36-39.
Информация для связи с автором: [email protected]