Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ РУК И МГОТУ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ РУК И МГОТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ТЕСТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Ирина Федоровна, Виноградов Василий Михайлович, Смирнов Александр Александрович

В связи с быстрым распространением в России и мире коронавирусной инфекции образовательным учреждениям в довольно короткий срок необходимо было модернизировать учебный процесс, перевести его на рельсы дистанционного обучения. Это коснулось и предмета «Физическая культура». В конце 2020 г. снова появилась возможность проводить практические занятия в очном формате, что позволило сравнить отношение студентов как к дистанционным, так и к очным практическим занятиям. В статье анализируется посещаемость студентами занятий по физической культуре в дистанционном формате и исследуется их интерес к такой форме преподавания. Определены ведущие мотивы у студентов обучаться в очном и дистанционном формате. Исследование проводилось методами тестирования и анкетирования студентов первых курсов Технологического университета г. Королев (МГОТУ) и Российского университета кооперации г. Мытищи (РУК), изучались и обобщались литературные источники, применялись статистические методы обработки данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Ирина Федоровна, Виноградов Василий Михайлович, Смирнов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL CULTURE IN A PANDEMIC: ON THE EXAMPLE OF UNIVERSITIES RUK AND MGOTU

In connection with the rapid distribution in Russia and the world of coronavirus infection, educational institutions needed to modernize the educational process, translate it to distance learning rails. It affected the subject “Physical Culture”. At the end of 2020, it was possible to conduct practical classes in full-time format again, which made it possible to compare the attitudes of the students both to remote and full-time practical exercises. The article analyzes attendance by students in physical culture in remote format and is investigated by their interest in this form of teaching. The leading motives for students study in full-time and remote format are identified. The study was conducted by testing and surveying students of the first courses of the University of Korolev (MGOTU) and the Russian University of Cooperation of Mytishchi (RUC), literary sources were studied and summarized, statistical data processing methods were used.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ РУК И МГОТУ»

Модернизация учебного процесса физической культуры в условиях пандемии: на примере вузов РУК и МГОТУ

Калинина Ирина Федоровна,

кандидат педагогических наук, доцент,

АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

E-mail: [email protected]

Виноградов Василий Михайлович,

старший преподаватель, АНОО ВО ЦС РФ «Российский университет кооперации» E-mail: [email protected]

Смирнов Александр Александрович,

кандидат педагогических наук, доцент, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологический университет» E-mail: [email protected]

В связи с быстрым распространением в России и мире корона-вирусной инфекции образовательным учреждениям в довольно короткий срок необходимо было модернизировать учебный процесс, перевести его на рельсы дистанционного обучения. Это коснулось и предмета «Физическая культура». В конце 2020 г. снова появилась возможность проводить практические занятия в очном формате, что позволило сравнить отношение студентов как к дистанционным, так и к очным практическим занятиям.

В статье анализируется посещаемость студентами занятий по физической культуре в дистанционном формате и исследуется их интерес к такой форме преподавания. Определены ведущие мотивы у студентов обучаться в очном и дистанционном формате.

Исследование проводилось методами тестирования и анкетирования студентов первых курсов Технологического университета г. Королев (МГОТУ) и Российского университета кооперации г. Мытищи (РУК), изучались и обобщались литературные источники, применялись статистические методы обработки данных.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, здоровье, тесты, физическая подготовленность, анкетирование, пандемия.

о с

U

см см о см

<3

Введение. Первые случаи COVID-19 изначально появились в декабре 2019 года в Ухане, Китай, в провинции Хубэй, и ситуация быстро превратилась в глобальную пандемию. Появление глобального кризиса COVID-19 вызвало немедленное и значительное бремя на здравоохранение. Пандемия COVID-19 принесла различные проблемы и изменения в человеческую жизнь по всему миру, затрагивая качество жизни, образ жизни и социальную жизнь и повлияло на местную и международную экономику [2. C 122]. На ранних этапах кризиса национальные правительства приняли меры по сокращению распространения COVID-19, и многие страны были ограничены различными ограничениями [4. С. 443]. Ограничения влияют на снижение двигательной активности, что приводит к ухудшению здоровья и росту различных заболеваний. Оптимальная физическая активность является существенным фактором более низкой смертностью и важна в профилактике сердечнососудистых заболеваний [5. С. 430].

Во время пандемии в российском государстве происходит процесс политических и социально-экономических преобразований, что привело к изменениям социальной организации в обществе. Ко-ронавирусная пандемия повлияла на несколько областей человека в общественной жизни. [1. С. 94.].

С усиленным процессом вакцинации и постепенным ослаблением коронавирусных ограничений, постепенно начался процесс восстановления очного формата обучения. Но несмотря на то, что ситуация постоянно меняется, отношение студенческой к ведению здорового образа жизни и физической культуре в целом остается неизменным [3. С. 19.].

Актуальность данной темы исследования детерминирована определением мотивов студентов осваивать теоретический материал и заниматься физическими упражнениями в дистанционном и практическом формате обучения по дисциплине «Физическая культура», используя передовые достижения компьютерных технологий.

Цель настоящей работы была в изучении отношения и мотивации студентов к дистанционному и очному формату обучения, а также сравнения целесообразности использования их при проведении учебных занятий.

Методы и организация исследования:

а) анализ посещаемости студентами дистанционных и очных практических занятий по физической культуре;

б) анкетирование студентов 1 курсов очного отделения Технологического университета г. Ко-

ролев и Российского университета кооперации г. Мытищи в течение 2020-21 учебного года;

в) проведение тестов, определяющих физическую подготовленность студентов 1 курсов очного отделения Технологического университета г. Королев и Российского университета кооперации г. Мытищи.

Общее количество участников исследования составило 268 человек из них РУК - 138 человек (57 юношей и 81 девушка) и МГОТУ - 130 человек (54 юношей и 76 девушек) первых курсов. Сравнительный анализ физической подготовленности студентов 1 курса проводился в дистанционном формате с сентября по декабрь 2020 года, практические занятия проходили с февраля по май 2021 год. Дистанционные тесты проводились в декабре 2020 г. в домашних условиях и отправлялись на электронные носители вузов или преподавателей, практические тесты проходили в мае 2021 в спортивном зале.

Задачи исследования:

а) провести анализа присутствия на дистанционных и очных практических занятий по физической культуре;

б) определить уровень интереса студентов к различным носителям информации в сфере физической культуры;

в) выявить интерес занимающихся к учебным занятиям в дистанционном и очном практическом формате;

г) установить определяющие мотивы студенческой молодежи к регулярной физической нагрузке и ее влияние на профессиональную подготовку.

Результаты исследования. Проанализировав динамику посещаемости дистанционных теоретических занятий по физической культуре можно отметить, что в РУК она составила - 57%, а в МГОТУ - 43%. Наиболее активными и дисциплинированными были девушки - 53%, юноши - 37%, остальные - 10% не посещали лекции, считали, что эти знания им не пригодятся в жизни. Студенты МГОТУ выразились отрицательно - 32% об лекциях, записанных заранее, но положительно - 44%, о возможности просмотра их в любое время, остальные - 24% отнеслись нейтрально. Студенты РУК - 82% посещали лекции, так как они шли в онлайн-режиме по расписанию и дополнительного просмотра не планировалось. Это вызвало отрицательный эффект у 43% студентов РУК. Посещение аудиторных лекций было практически одинаковым в РУК - 77% и МГОТУ - 74%. Около 75% студентов считают, что интересным и наиболее эффективным методом усвоения материала является живое общение с преподавателем, 25% не интересен такой формат общения.

Проведенный опрос студентов по занятиям физическими упражнениями в практическом и дистанционном формате показал, что в РУК - 58% и МГОТУ - 59% не имеют возможности заниматься дома из-за некомфортных условий; РУК - 33% и МГОТУ - 28% не допускают возможность, чтобы посторонние видели их домашнюю обстановку;

РУК - 9% и МГОТУ - 13% студентов не имеют возможности заниматься в полной мере из-за ограничений по группе здоровья. Технические и дискомфортные условия не позволяют выйти в интернет 36% РУК и 28% МГОТУ студентов в назначенное время.

Результаты тестирования физической подготовленности студентов в условиях дистанционных и практических занятий показаны в таблице 1 и 2.

Таблица 1. Физическая подготовленность студентов в дистанционном формате

Тесты РУК МГОТУ

юноши девушки юноши девушки

Сгибание рук в упоре лежа (раз) 24 17 27 19

Поднимание туловища из положения лежа (раз) 39 33 41 35

Прыжок в длину с места (см) 193 165 196 168

Прыжки на скакалке за 1 мин (раз) 115 123 118 124

Приседание за 1 мин (раз) 41 33 42 36

Таблица 2. Физическая подготовленность студентов в очном формате

Тесты РУК МГОТУ

юноши девушки юноши девушки

Сгибание рук в упоре лежа (раз) 30 21 33 21

Поднимание туловища из положения лежа (раз) 41 35 46 40

Прыжок в длину с места (см) 210 170 216 174

Прыжки на скакалке за 1 мин (раз) 118 125 119 132

Приседание за 1 мин (раз) 46 39 47 41

Анализ тестирования физической подготовленности студентов показал, практически одинаковый уровень в дистанционном обучении. Показатели тестов после практических занятий выросли в РУК на 18% и МГОТУ на 23%. Наилучшие показатели в МГОТУ обусловлены лучшей физической подготовкой студентов и материальной базой вуза.

Анкетирование выявило, что наиболее важным в жизни студентов является здоровье, так считают 69% РУК и 72% МГОТУ. Интерес к здоровому питанию проявляют 59% РУК и 64% МГОТУ, остальные не видят разницы где и как им питаться. Самостоятельно занимаются физическими упраж-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

нениями предпочитают 22% в РУК и 33% МГОТУ, в спортивных секциях 8% РУК и 12% студентов МГОТУ, 70% в РУК и 55% МГОТУ предпочитают другие виды деятельности.

Заключение. Полученные в ходе исследования данные дают возможность говорить о том о том, что дистанционная форма обучения дополняет классическое обучение и по важности проигрывает очным практическим занятиям. Дистанционное обучение имеет свои слабые стороны: нет очного контакта во время учебного процесса между преподавателем и студентом; отсутствие оборудованного помещения; нехватка необходимого и качественного инвентаря; невозможность выполнения страховочных действий для предотвращения получения травм. Но дистанционная форма обучения имеет ряд положительных черт: возможность заниматься в любом месте; использовать современные технологии; иметь равные возможности обучения. Проведя анализ данных, полученных в ходе исследования, можно сказать о том, что наиболее эффективной формой обучения по-прежнему остаются очные практические занятия, которые снова станут нормой после окончания пандемии.

Литература

1. Архипова Т.Н. Анализ физической подготовленности студентов технологического университета. Социально-гуманитарные технологии. 2018. № 4 (8). С. 94-98.

2. Калинина И.Ф., Шульженко А.В., Иванова Л.В. Анализ состояния здоровья и образа жизни студенческой молодежи. Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С.122-124.

3. Смирнов А.А., Калинина И.Ф. Мониторинг физической подготовленности студентов с применением технологий дистанционного обучения. Современное педагогическое образование. 2021. № 4. С. 19-23.

4. Ткаченко А.В., Калинина И.Ф. Занятия физической культурой как фактор укрепления здоровья студенческой молодежи. Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 2А. С. 443-448.

5. Шульженко А.В., Вязовой С.А., Вашкевич А.В., Разумеев А.А. Гуманистическая и здоро-вьесберегающая направленность системы образования посредством физической культуры и спорта. В сборнике: Формирование нового мирового порядка в контексте современных вызовов и угроз. 2019. С. 430-434.

MODERNIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL CULTURE IN A PANDEMIC: ON THE EXAMPLE OF UNIVERSITIES RUK AND MGOTU

Kalinina I.F., Vinogradov V.M., Smirnov A.A.

Russian University of Cooperation; University of technology

In connection with the rapid distribution in Russia and the world of coronavirus infection, educational institutions needed to modernize the educational process, translate it to distance learning rails. It affected the subject "Physical Culture". At the end of 2020, it was possible to conduct practical classes in full-time format again, which made it possible to compare the attitudes of the students both to remote and full-time practical exercises.

The article analyzes attendance by students in physical culture in remote format and is investigated by their interest in this form of teaching. The leading motives for students study in full-time and remote format are identified.

The study was conducted by testing and surveying students of the first courses of the University of Korolev (MGOTU) and the Russian University of Cooperation of Mytishchi (RUC), literary sources were studied and summarized, statistical data processing methods were used.

Keywords: physical culture, students, health, tests, physical experience, questioning, pandemic.

References

1. Arkhipova T. N. Analysis of physical fitness of students of a technological university. Social and humanitarian technologies. 2018. No. 4 (8). S. 94-98.

2. Kalinina IF, Shulzhenko A.V., Ivanova L.V. Analysis of the health status and lifestyle of student youth. Modern pedagogical education. 2020. No. 1. P. 122-124.

3. Smirnov A.A., Kalinina I.F. Monitoring the physical fitness of students with the use of remote learning technologies. Modern pedagogical education. 2021. No. 4. P. 19-23.

4. Tkachenko A.V., Kalinina I.F. Physical education as a factor in strengthening the health of student youth. Pedagogical journal. 2017. Vol.7. No. 2A. S. 443-448.

5. Shulzhenko A.V., Vyazova S.A., Vashkevich A.V., Razmey-ev A.A. Humanistic and health-saving direction of the education system through physical culture and sports. In the collection: the formation of a new world order in the context of modern challenges and threats. 2019. P. 430-434.

о с

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.