Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПОРТИВНЫЕ НОРМАТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова Татьяна Владимировна

Введение: статья посвящена проблеме качества усвоения студентами в процессе проведения занятий с использованием дистанционных технологий. В период дистанционного обучения преподаватели физического воспитания и спорта столкнулись с рядом проблем в связи с тем, что занятия являются практическими. При реализации обучения с дистанционными технологиями необходимо учитывать все особенности проведения таких занятий. Цель исследования: выявить эффективность данного вида занятий, учитывая технические и физические возможности обучающихся. Методика и организация исследования: в исследовании предпринята попытка выявить наиболее эффективные методы обучения для студентов с использованием дистанционным форм, выполняют ли необходимые нормативы, возможно ли дистанционное обучение в области физического воспитания и спорта. Результаты исследования: Исследование выявило ряд проблем, связанных с отсутствием необходимого инвентаря и ряд гендерных особенностей. Девушки по сравнению с юношами более ответственны и занятия с ними в дистанционном режиме более эффективны. Выводы: благодаря данному исследованию был разработан новый комплекс упражнений с учетом индивидуальных особенностей для поддержания двигательной активности в режиме самоизоляции, который можно также использовать, если студент не может посещать занятия по объективным причинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомирова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES DURING DISTANCE LEARNING

Introduction: the article is devoted to the problem of the quality of students ' learning in the process of conducting classes using remote technologies. During the distance learning period, teachers of physical education and sports faced a number of problems due to the fact that the classes are practical. When implementing training with remote technologies, it is necessary to take into account all the features of conducting such classes. The purpose of the study: to identify the effectiveness of this type of training, taking into account the technical and physical capabilities of students. Methodology and organization of the study: the study attempts to identify the most effective teaching methods for students using distance forms, whether the necessary standards are met, whether distance learning is possible in the field of physical education and sports. Results of the study: The study revealed a number of problems related to the lack of necessary equipment and a number of gender-specific features. Girls are more responsible than boys, and classes with them remotely are more effective. Conclusions: thanks to this study, a new set of exercises was developed, taking into account individual characteristics, to maintain motor activity in selfisolation mode, which can also be used if a student cannot attend classes for objective reasons.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 796.012.62:004

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ПЕРИОД ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Татьяна Владимировна Тихомирова, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Введение: статья посвящена проблеме качества усвоения студентами в процессе проведения занятий с использованием дистанционных технологий. В период дистанционного обучения преподаватели физического воспитания и спорта столкнулись с рядом проблем в связи с тем, что занятия являются практическими. При реализации обучения с дистанционными технологиями необходимо учитывать все особенности проведения таких занятий. Цель исследования: выявить эффективность данного вида занятий, учитывая технические и физические возможности обучающихся. Методика и организация исследования: в исследовании предпринята попытка выявить наиболее эффективные методы обучения для студентов с использованием дистанционным форм, выполняют ли необходимые нормативы, возможно ли дистанционное обучение в области физического воспитания и спорта. Результаты исследования: Исследование выявило ряд проблем, связанных с отсутствием необходимого инвентаря и ряд гендерных особенностей. Девушки по сравнению с юношами более ответственны и занятия с ними в дистанционном режиме более эффективны. Выводы: благодаря данному исследованию был разработан новый комплекс упражнений с учетом индивидуальных особенностей для поддержания двигательной активности в режиме самоизоляции, который можно также использовать, если студент не может посещать занятия по объективным причинам.

Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, спортивные нормативы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p326-329

PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES DURING DISTANCE LEARNING Tatyana Vladimirovna Tikhomirova, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

Introduction: the article is devoted to the problem of the quality of students ' learning in the process of conducting classes using remote technologies. During the distance learning period, teachers of physical education and sports faced a number of problems due to the fact that the classes are practical. When implementing training with remote technologies, it is necessary to take into account all the features of conducting such classes. The purpose of the study: to identify the effectiveness of this type of training, taking into account the technical and physical capabilities of students. Methodology and organization of the study: the study attempts to identify the most effective teaching methods for students using distance forms, whether the necessary standards are met, whether distance learning is possible in the field of physical education and sports. Results of the study: The study revealed a number of problems related to the lack of necessary equipment and a number of gender-specific features. Girls are more responsible than boys, and classes with them remotely are more effective. Conclusions: thanks to this study, a new set of exercises was developed, taking into account individual characteristics, to maintain motor activity in self-isolation mode, which can also be used if a student cannot attend classes for objective reasons.

Keywords: physical education, distance learning, sports standards.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема физического здоровья на современном этапе стоит очень актуально. Предполагается, что студенты вузов уже обладают необходимыми знаниями и навыками, которые они почерпнули в школе и СПО. Но сложность состоит в том, что в стране, где именно молодежь должна быть самой здоровой прослойкой общества таковой не является. Множество нюансов в процессе обучения возникли в процесс вынужденного дистан-

ционного обучения в период пандемии (заболевания СОУГО-19). В связи с быстрым распространением данного заболевания, заботой о здоровье и профилактике заболевания в 2019 году Кубанский государственный технологический университет, также, как и другие учебные заведения страны, на определенный период времени вынужден был перейти на дистанционный формат обучения.

Образование в области физической культуры перестает быть только образованием в процессе занятий физическими упражнениями, оно становится элементом культуры современного общества и готовит людей не только к физической (двигательной) деятельности, но и социокультурной. Поэтому в педагогической практике физического воспитания правомерно использовать богатый арсенал средств и методов, который ориентирует не только развитие физических способностей, морфофункциональных возможностей организма и двигательных навыков студента, но и на формирование мировоззрения, системы ценностей, мотивационной сферы личности, ее самосознания и самоорганизации [2].

Поэтому при переходе на электронное обучение необходимо было учесть не только те практические занятия, которые были направлены на реализацию учебного плана, но и на формирование здорового образа жизни студента в повседневной жизни.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с необходимостью перехода на дистанционное обучение преподаватели столкнулись с рядом трудностей. Преподаватели тех дисциплин, которые не нуждаются в практических занятиях и могут быть без потери качества обучения переведены в цифровой режим, не приобрели особых проблем. А как преподавать физическую культуру, когда студенты в это время большую часть времени проводят перед компьютером, что может вызвать проблемы не только со зрением, но и столкнуться с искривлением позвоночника? Целью данного исследования было выявление ключевых проблем, связанных с дистанционным форматом обучения, выявлением эффективности очного обучения по сравнению с электронным.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организация дистанционного обучения была произведена в системе МооШе в марте 2020 - июнь 2020 года. В электронном обучении приняли участие все студенты, находящиеся в период пандемии в домашних условиях. Все необходимые упражнения были разработаны для реализации обучающимися в формате электронного обучения. Однако участие в исследовании приняли студенты 1 курса (27 юношей и 23 девушки) по специальности «Переработка нефти и газа». Для решения поставленных задач автором была разработана схема, по результатам которой были выявлены результаты обучения в сравнительном контексте. Полученные данные проанализированы и представлены в таблицах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Чтобы выяснить результативность обучения в электронном формате, необходимо сравнить результаты сдачи нормативов в очном и дистанционном режиме. В таблице 1 представлены результаты сдачи нормативов при электронном обучении, а в таблице 2 - в очном режиме. В список нормативов вносились те упражнения, выполнение которых было возможно реализовать в домашних условиях.

Основные проблемы были связаны с жилищными условиями, так как не все студенты имеют свою жилую площадь, в связи с тем, что в период пандемии они находились дома с домочадцами, то некоторые студенты объясняли причины невыполнения заданий тем, что младшие члены семьи не всегда давали им эту возможность. Также технические проблемы, связанные с нестабильным интернетом, некачественным сигналом и т.д., и элементарным отсутствием технического оснащения. И хотя студенты к проблемам отнесли отсутствие необходимого спортивного инвентаря, все же не стоит считать это

большой сложностью, т.к. можно подобрать упражнения с тем оборудованием, которое можно использовать с домашних условиях.

Таблица 1 - Результаты сдачи нормативов при электронном обучении_

Уровни Упражнение со скакалкой, % Прыжок в длину с места, % Поднимание туловища из положения лежа, % Упражнение на гибкость (наклоны вперед), % Упражнение на гибкость(по-движность плечевых суставов), % Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, %

Результаты юношей

отлично 9 8 11 9 15 16

хорошо 12 9 12 15 18 19

удовлетворительно 43 38 36 29 46 39

неудовлетвори- 36 45 41 47 21 26

тельно

Результаты девушек

отлично 23 18 25 22 27 19

хорошо 27 23 25 29 28 23

удовлетворительно 37 34 37 37 39 43

неудовлетвори- 13 25 13 12 6 15

тельно

Таблица 2 - Результаты сдачи нормативов при очном обучении

Уровни Упражнение со скакалкой, % Прыжок в длину с места, % Поднимание туловища из положения лежа, % Упражнение на гибкость (наклоны вперед), % Упражнение на гибкость(по-движность плечевых суставов), % Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, %

Результаты юношей

отлично 14 13 15 13 19 19

хорошо 15 17 18 18 23 24

удовлетворительно 47 44 44 37 49 46

неудовлетвори- 24 26 23 32 9 11

тельно

Результаты девушек

отлично 34 23 35 27 36 24

хорошо 35 28 29 36 35 37

удовлетворительно 29 38 35 36 28 38

неудовлетвори- 2 11 1 1 1 1

тельно

Как показало исследование, девушки более успешно справлялись со сдачей нормативов по сравнению с юношами. При этом данную тенденцию они сохраняли и при электронном обучении и при очном.

Выполнение всех нормативов сохранило стойкую тенденцию по качеству образования в очном формате. Студенты при очном обучении выполняли все упражнения лучше, чем в дистанционном. Посещаемость занятий в очном формате также была выше, чем в электронном.

В физическом воспитании используют большой арсенал упражнений, которые направлены как на развитие физических качеств обучающихся, так и на их оценку. Однако применение легкоатлетических упражнений в полной мере содействует спортизации физического воспитания, т.к. результат их выполнения детерминирован не только уровнем развития физических качеств обучающегося, но и его технической подготовленностью [1].

Исходя из этих данных, необходимо разработать учебно-методический комплекс с учетом всех компонентов, чтобы обучающиеся осуществляли учебный процесс не только не в ущерб здоровью, но и улучшали его состояние.

Благодаря данному исследованию был разработан новый комплекс упражнений с учетом индивидуальных особенностей для поддержания двигательной активности в режиме самоизоляции, который можно также использовать, если студент не может посещать занятия по объективным причинам.

ВЫВОДЫ

Исследование выявило, что студенты при обучении в дистанционном режиме менее ответственно относятся к занятиям физического воспитания и спорта. Это связано не только с отсутствием необходимого спортивного инвентаря, но и непосредственного контакта «преподаватель - студент». Поэтому, несмотря на то, что необходимый минимум усвоения все-таки присутствует, можно сделать вывод, что полностью дистанционным форматом сегодня невозможно заменить очные занятия физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворошилова, И.С. Научно-образовательный потенциал физической культуры : монография / И.С. Ворошилова, Т.В. Тихомирова, Д.А. Романов. - Краснодар : Издательский Дом - Юг, 2009. - 86 с.

2. Лялюк, А.В. Формирование безопасного и здорового образа жизни в образовательной среде : монография / А.В. Лялюк, Н.А. Синельникова, Н.Г. Иванова. - Краснодар : Из-во: КубГТУ, 2018. - 210 с.

REFERENCES

1. Voroshilova I.S., Tikhomirova T.V. and Romanov D.A. (2009), Scientific and educationalpo-tential of physical culture: monograph, Publishing House - South, Krasnodar.

2. Lyalyuk A.V., Sinelnikova N.A. and Ivanova N.G. (2018), Formation of a safe and healthy lifestyle in the educational environment: monograph, publishing house KubSTU, Krasnodar.

Контактная информация: tihom55@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2021

УДК 796.012

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ДВИЖЕНИЙ В ГИМНАСТИЧЕСКИХ

УПРАЖНЕНИЯХ

Владимир Николаевич Томилов, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Михайлович Богданов, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Лариса Петровна Богданова, доктор медицинских наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королёва (Самарский университет), Самара

Аннотация

Одной из характерных особенностей гимнастических упражнений является объединение отдельных, сложно координированных действий, в целостное упражнение посредством элементарных движений. При этом важным показателем их эффективности может служить скорость выполнения, которая зависит от времени задержки начала движения. Представлены результаты экспериментов по замеру времени задержки при выполнении 10 двигательных тестов, моделирующих элементарные действия. Для проведения экспериментов были сформированы 2 группы: юноши и девушки, по 12 человек в каждой. Все двигательные тесты представляли собой прыжки вверх с места. Одновременно они различались по сложности, для чего выполнялись в двух вариантах: а) без маха руками (руки на поясе); б) с махом руками вперед-вверх. Эти же движения выполнялись с поворотами на 180° и 360° в правую и левую стороны. В качестве сигнала для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.