Научная статья на тему 'Физическое воспитание студентов гуманитарного вуза на основе использования средств кикбоксинга'

Физическое воспитание студентов гуманитарного вуза на основе использования средств кикбоксинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
251
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА КИКБОКСИНГА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Айгубов Нриман Магомедович

Целью работы является определение степени воздействия средств кикбоксинга на психофизическое развитие студентов гуманитарного вуза. Работа является актуальной, потому что кикбоксинг как средство физической культуры пользуется большой популярностью среди молодежи. В систему физического воспитания студентов гуманитарного вуза была внедрена методика с использованием средств кикбоксинга. Полученными результатами являются улучшение общей физической подготовленности, уровня самооценки и функциональных возможностей организма студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Айгубов Нриман Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое воспитание студентов гуманитарного вуза на основе использования средств кикбоксинга»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

УДК 378 Н.М. АЙГУБОВ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ КИКБОКСИНГА

Целью работы является определение степени воздействия средств кикбоксинга на психофизическое развитие студентов гуманитарного вуза. Работа является актуальной, потому что кикбоксинг как средство физической культуры пользуется большой популярностью среди молодежи. В систему физического воспитания студентов гуманитарного вуза была внедрена методика с использованием средств кикбоксинга. Полученными результатами являются улучшение общей физической подготовленности, уровня самооценки и функциональных возможностей организма студентов.

Ключевые слова: средства кикбоксинга, физическое воспитание, физическая подготовленность, уровень самооценки личности.

В современных условиях реформирования системы высшего профессионального образования, к организации учебно-воспитательного процесса студентов предъявляются более высокие требования. Наряду с этим состояние здоровья студенческой молодежи постоянно ухудшается. Обучение в вузе требует значительного психофизиологического напряжения, поэтому особую значимость приобретают вопросы, связанные с повышением уровня их общей физической подготовленности, развитием основных физических качеств, формированием физической культуры личности будущих специалистов [2, с. 13].

Содержание физкультурных занятий, их воспитательно-образовательный потенциал, формы организации не удовлетворяют индивидуальных и коллективных запросов студентов гуманитарных вузов, не содействуют развитию мотиваци-онно-потребностной характеристики сферы, не оказывают необходимого влияния на личность и социально-профессиональную готовность [1, с. 36-84.].

Очевидно, что так продолжаться достаточно долго и в то же время успешно не может, если не осуществлять параллельно с этим мероприятий обеспечивающих соответственный рост функци-

ональной и профессиональной работоспособности студенческой молодежи. Таким образом, можно выделить противоречия между повышенными требованиями к подготовленности студентов гуманитарных вузов, в частности к проявлению высокого уровня развития физических качеств и традиционной системой обучения и физического воспитания.

Учитывая состояние проблемы, возникает необходимость в более глубоком изучении данного вопроса, а также в поиске средств, форм и методов физической культуры, адекватных интересам и мотивам занимающихся, обеспечивающих необходимый уровень поддержания работоспособности и укрепления здоровья студентов.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: создание педагогических условий для занятий физическими упражнениями со студентами, эффективно влияющими на их физическое развитие и подготовленность.

В настоящее время среди широкого спектра средств физической культуры большой популярностью пользуется кикбоксинг. Кикбоксинг как вид двигательной активности чрезвычайно разнообразен. В этом отношении он очень ценен как средство совершенствования самых различ-

© Н.М. Айгубов, 2009

143

ных физических и личностных качеств человека. Учитывая столь высокую значимость кикбоксинга, а также ориентацию современной молодежи на единоборства и неразработанность педагогических условий эффективности занятий кикбоксингом со студентами гуманитарного вуза, можно говорить об актуальности разработки системы занятий физическими упражнениями на основе использования средств данного вида спорта со студентами гуманитарного вуза.

В соответствии с программой исследования были сформированы две группы студентов гуманитарного вуза (Ивановский государственный университет) по 20 чел. В контрольной и экспериментальной. Занятия физической культурой в контрольной группе осуществлялись по традиционной программе и методике, в экспериментальной занятия проводились с применением средств кикбоксинга.

В рамках занятий студентов знакомили с основными техническими приемами данного вида спорта. На начальном этапе предлагалось наносить одиночные удары руками и ногами по подвешенному боксерскому мешку. По мере усвоения одиночных ударов студентам предлагалось

усложнить задание, добавлением двух и более ударов. На втором этапе осуществлялось совершенствование техники нанесения ударов руками и ногами по подвешенному мешку с использованием защитных действий (уклоны, нырки и т.д.).

На третьем этапе студентам предлагалось наносить удары по боксерским мешкам на время. Время, которое студенты наносили удары, равнялось времени одного раунда на официальных соревнованиях по кикбоксингу, т.е. 2 мин, а к концу эксперимента довели до трех раундов с интервалом отдыха между раундами по одной минуте. Для четвертого этапа экспериментальных занятий характерен переход к реальной боевой обстановке. Студенты отрабатывали удары в паре с партнером, с использованием защитных действий.

Таким образом, был осуществлен плавный поэтапный переход от простого к более сложному варианту использования средств кикбоксинга.

Анализ показателей, характеризующих уровень физической подготовки студентов в начале эксперимента не выявил достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами (таблица 1).

Таблица1

Достоверность различий результатов общей физической подготовленности студентов экспериментальной и контрольной группы ^-критерий Стьюдента)

№п/п Наименование теста Начало педагогического эксперимента Конец педагогического эксперимента

t эксп t табл Р t эксп t табл Р

1 Подтягивание на перекладине 0,49 2,02 0,05 3,4 2,02 0,05

2 Отжимание от брусьев 0,066 2,02 0,05 5,24 2,02 0,05

3 Бег 100 м -2,03 2,02 0,05 -2,49 -2,02 0,05

4 Прыжок в длину с места 1,8 2,02 0,05 2,38 2,02 0,05

5 Челночный бег 3х10 0,53 2,02 0,05 -0,6 2,02 0,05

6 Подъем ног к перекладине 0,03 2,02 0,05 3,32 2,02 0,05

7 Бег 3 000 м -1,09 2,02 0,05 -2,27 -2,02 0,05

144

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Анализ всех показателей (за исключением теста «Челночный бег 3х10»), характеризующих уровень физической подготовки студентов в конце эксперимента выявил достоверные различия между результатами студентов контрольной и экспериментальной групп. Полученные статистически достоверные различия в результатах тестовых заданий между студентами экспериментальной и контрольной групп, отражают степень более высокого развития, повышение их уровня физической подготовленности и укрепление здоровья.

Таким образом, внедрение средств кикбоксинга в занятия по физической культуре, оказывают благоприятное влияние на развитие и совершенствование основных физических качеств студентов гуманитарного вуза.

Для исследования самооценки личности студентов использовалась методика С.А. Будасси. Используя данную методику, мы провели анкетирование в контрольной и экспериментальной группах. Полученные результаты отражены в таблице 2.

Таблица2

на начальном этапе

Группа Уровень самооценки, чел (%)

Низкий Средний Вкокий

Кнтрольная 60 +3 20+1 20+1

Экспериментальная 65 +3,2 20+1 15 +0,7

Результаты анкетирования показали, что на начальном этапе исследования в контрольной и экспериментальной группах значительных различий в уровне самооценки студентов не было. У 60% студентов контрольной группы уровень самооценки - низкий, у 20% - средний и у 20% высокий уровень самооценки. Почти такая же

тенденция наблюдается и в экспериментальной группе, у 65% опрошенных уровень самооценки - низкий, у 20% - средний и у 15% высокий уровень самооценки.

На заключительном этапе исследования было проведено повторное анкетирование студентов контрольной и экспериментальной групп (таблица 3).

Таблица3

Результаты заключительного анкетирования

Группа Уровень самооценки, (%)

Низкий Средний Высокий

Контрольная 55 +2,7 25 +1,2 20 +1

Экспериментальная 40 +2 30 +1,5 30 +1,5

Анализируя полученные результаты можно сделать вывод о том, что за время проведения эксперимента в контрольной группе произошли изменения, но они незначительны. Уменьшилось количество студентов с низкой самооценкой на

5%, на столько же увеличилось количество студентов, отнесенных к среднему уровню. Количество студентов с высоким уровнем самооценки не изменилось.

Напротив, в результатах экспериментальной

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2009

145

группы произошли значительные изменения в структуре уровня самооценки. Количество студентов с низкой самооценкой снизилось на 25%, на 15% увеличилось количество студентов с высоким уровнем самооценки и на 10% со средним уровнем самооценки личности.

Исходя из полученных в ходе эксперимента результатов, можно сделать вывод о том, что использование средств кикбоксинга в системе физического воспитания гуманитарного вуза, положительно влияют на уровень самооценки лично-

сти, самоутверждения и физической подготовленности.

Библиографический список

1. Лотоненко А.В., Стеблев Е.А. Молодежь и физическая культура. - Москва: Физкультура, образование, наука, 1997. - С. 36-84.

2. Семенов А.Г. Повышение эффективности физического воспитания студентов: Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб. - 13 с.

УДК 37.037.1: 373.24

И.В. ФРАЙФЕЛЬД, А.Е. ТЕРЕНТЬЕВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-5 ЛЕТ

В данной статье автор рассматривает существующие проблемные ситуации в вопросе формирования эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет. В качестве средства формирования эмоционального благополучия детей автор предлагает использовать физкультурно-оздоровительные занятия. В статье указаны основные особенности формирования эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет средствами физкультурно-оздоровительных занятий. Рассмотрено влияние физкультурно-оздоровительных занятий на изменение уровней эмоционального благополучия детей.

Ключевые слова: эмоциональное благополучие, физкультурно-оздоровительные занятия, дошкольники 3-5 лет, средства, показатели, уровни эмоционального благополучия.

Ценность эмоциональной составляющей как одной из базисных в человеческой жизни не вызывает сомнений. Еще С.Л. Рубинштейн, выдающийся отечественный психолог, отмечал, что «один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым» (другое дело, в различных возрастных периодах, тех или иных ситуациях ведущей может стать или интеллектуальная составляющая, или эмоциональная, или волевая).

Более эмоционального существа, чем маленький ребенок, трудно найти. Л.С. Выготский называл ребенка «ярким образцом эмоционального типа поведения». Говоря о дошкольном возрасте, А.И. Захаров отмечал, что «именно в это вре-

мя ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока» [6, с. 83-85]. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей, мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми и людьми. Именно в этом возрасте у детей возникает потребность в общении, повышенная потребность в признании окружающих, желание заслужить похвалу. И от того, насколько удовлетворены эти потребности, насколько эмоционально благополучно проживает ребенок период дошкольного детства, зависит и его дальнейшее развитие.

146

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© И.В.Фрайфельд, А.Е. Терентьев, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.