Научная статья на тему 'ММА как средство обеспечения морфофункционального состояния студентов'

ММА как средство обеспечения морфофункционального состояния студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СТУДЕНТЫ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СРЕДСТВА ММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айгубов Нариман Магомедович

В данной статье рассматривается использование двигательных действий из смешанных боевых искусств (ММА) в физкультурных занятиях студентов. Исследуются функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма студентов в начале и по окончании эксперимента. Анализируются полученные результаты в ходе педагогического наблюдения и пульсометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айгубов Нариман Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MMA as means of support of the student’s morphofunctional state

This article discusses the use of motor actions of mixed martial arts (MMA) for the students physical education classes. The author investigated the functional state of the cardiovascular and respiratory systems of the students body at the beginning and at the end of the experiment. The results obtained in the course of the pedagogical supervision and pulsometry have been analyzed.

Текст научной работы на тему «ММА как средство обеспечения морфофункционального состояния студентов»

денных противником за время всего поединка К(апп): К(защ)=К(нап)/К(апп)Х100%.

Данные расчета представлены в таблице 2. Анализ результатов показывает преимущество в количестве атак по отношению к защитным действиям (К(ат)=0,37), что свидетельствует об атакующей манере ведения боя единоборцами экспериментальной группы.

Таблица 2

Эффективность атак и защитных действий у единоборцев экспериментальной _группы_

Параметры оценки

Количество результативных атак руками и ногами К(рат) Общее количество атак проведенных руками и ногами К(а) Коэффициент атаки К(ат) %

68 183,2 0,37 37

Количество нейтрализованных атак противника К(нап) Общее количество атак проведенных противником К(апп) Коэффициент защиты К(защ) %

44,8 126,4 0,35 35

ВЫВОДЫ

Исходя из полученных за время эксперимента результатов, использование методики анализа видео боев позволило оказать положительное влияние на технико-тактическую подготовленность у единоборцев экспериментальной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айгубов, Н.М. Физическая подготовка студентов не физкультурного вуза средствами кикбоксинга : дис. ... канд. пед. наук / Айгубов Н.М. - Шуя, 2010. - 160 с.

2. Алхасов, Д.С. Структура тренировочных средств различной направленности на этапе начальной подготовки в косики карате : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Алхасов Д.С. - М., 2007. -23 с.

3. Зубенко, В.И. Обучение технико-тактическим действиям в каратэ-до Сетокан на основе смыслового проектирования и решения задач : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зубенко В.И. -Майкоп, 2005. - 23 с.

4. Сагат Ной Коклам. Поединок в таиландском боксе / Сагат Ной Коклам. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 368 с.

REFERENCES

1. Ajgubov, N.M. (2010), Physical training of students of not sports high school by means of kickboxing, dissertation, Shuya.

2. Alkhasov, D.S. (2007), The structure of the training facilities of various kinds at the stage of initial training in karate Koshiki, dissertation, Moscow.

3. Zubenko, V.I. (2005), Training of technical and tactical actions in Shotokan Karate - based semantic design and problem solving, dissertation, Maykop.

4. Sagat Noah Cocklem (2003), Duel in Thai boxing, publishing house "Phoenix", Rostov-on-

Don.

Контактная информация: nmaigubov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2015.

УДК 796.011+796.8

ММА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

Нариман Магомедович Айгубов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановский государственный университет (ИвГУ), г. Иваново

Аннотация

В данной статье рассматривается использование двигательных действий из смешанных боевых искусств (ММА) в физкультурных занятиях студентов. Исследуются функциональное состоя-

ние сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма студентов в начале и по окончании эксперимента. Анализируются полученные результаты в ходе педагогического наблюдения и пуль-сометрии.

Ключевые слова: физическая культура, физкультурные занятия, студенты, морфофункци-ональное состояние, средства ММА.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p11-14

MMA AS MEANS OF SUPPORT OF THE STUDENT'S MORPHOFUNCTIONAL

STATE

Nariman Magomedovich Ajgubov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

Ivanovo State University, Ivanovo

Annotation

This article discusses the use of motor actions of mixed martial arts (MMA) for the students physical education classes. The author investigated the functional state of the cardiovascular and respiratory systems of the students body at the beginning and at the end of the experiment. The results obtained in the course of the pedagogical supervision and pulsometry have been analyzed.

Keywords: physical culture, physical education classes, students, morphofunctional state, MMA

means.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы смешанные боевые искусства (ММА) развиваются быстрыми темпами, и растет количество молодых людей, занимающихся данным видом спорта. Растущую популярность смешанных боевых искусств можно объяснить его зрелищно-стью, высоким эмоциональным накалом спортивных поединков и разносторонним воздействием на двигательные, морально-волевые качества и на формирование личности в целом [3, с. 3]. Учитывая растущую популярность данного вида спорта, было проведено анкетирование среди студентов для выяснения их отношения к ММА, которое показало, что 70% опрошенных изъявили желание овладеть навыками смешанных боевых искусств [2, с. 3].

МЕТОДИКА

Для проведения исследования и изучения влияний занятий физической культуры с использованием элементов из ММА на морфофункциональное состояние студентов были сформированы 2 группы: контрольная и экспериментальная. Экспериментальная программа реализовывалась в течение 8 месяцев (90 занятий). В каждое второе занятие физической культурой включались упражнения из арсенала смешанных боевых искусств. В процессе педагогического эксперимента проводился контроль, который позволил определить степень влияния средств ММА на показатели морфофункционального состояния студентов.

Влияние экспериментальной методики занятий оценивалось по показателям антропометрии и функциональному состоянию сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма [1, с. 96]. Полученные в ходе тестирования результаты определения морфо-функциональных параметров обобщены и, статистические характеристики распределений полученных результатов представлены в таблице 1.

Анализ всех показателей, характеризующий уровень морфофункциональных параметров студентов, не выявил достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами до начала педагогического эксперимента. Все экспериментальные значения t-критерия Стьюдента меньше табличного (при числе степеней свободы к=38 и уровне значимости р=0,05).

Занятия смешанными боевыми искусствами за наблюдаемый период времени не оказали существенного влияния на весоростовые показатели студентов эксперименталь-

ной группы.

Таблица 1

Результаты морфофункциональных характеристик студентов,

Экспериментальная группа — начальное тестирование

Рост Вес Жизненная емкость легких

X 171,15±1,44 70,15±2,56 4010,75±58,02

S2 10,87 34,19 17528,41

Экспериментальная группа — заключительное тестирование

X 171,21±1,6 68,7±2,37 4140,65±55,8

S2 13,41 29,48 16215,19

Контрольная группа — начальное тестирование

X 170,6±1,66 69,4±2,72 4008,9±57,53

S2 14,35 38,67 17235,35

Контрольная группа — заключительное тестирование

X 170,9±1,66 69,85±2,6 4009,45 ±57,76

S2 14,41 35,39 17373,63

Анализ данных физического развития студентов контрольной и экспериментальной групп, проводимый конце эксперимента, показал отсутствие достоверно значимых различий между средними значениями групп исследуемых. Это свидетельствует о том, что средства физкультурно-оздоровительной работы, используемые в ходе педагогического эксперимента, не оказали негативного влияния на физическое развитие студентов.

Одним из важных результатов влияния экспериментальной методики занятий на организм занимающихся является повышение показателей дыхательной и сердечнососудистой систем организма студентов.

По показателям жизненной емкости легких у студентов контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента достоверно значимая разница отсутствовала (4008,9±57,5 и 4010,7±58,0 мл, соответственно). Позитивные сдвиги отмечены в результате обследования в конце педагогического эксперимента. Показатели жизненной емкости легких у студентов, занимавшихся с использованием элементов смешанных боевых искусств, выше (4140,7±55,8 мл.), чем у их оппонентов (4009,5±57,8 мл).

Наиболее важным фактором, способствующим сохранению, укреплению и формированию здоровья, является оптимальная физическая нагрузка. При управлении процессом изменения функциональных возможностей организма под влиянием различных нагрузок в нашем исследовании мы исходили из общих теорий адаптации организма.

В начале эксперимента было проведено тестирование, которое отражало реакцию ЧСС на стандартную нагрузку (20 приседаний за 30 с). В экспериментальной группе через 3 минуты восстановленная величина ЧСС равнялась в среднем 97,7 уд/мин., а в контрольной группе этот показатель был равен 97,3 уд/мин.

Оптимальность нагрузки оценивалось по отношению к исходному уровню. При оптимальной нагрузке у студентов ЧСС до исходного уровня восстанавливается на 3-й минуте. В конце эксперимента у студентов экспериментальной группы наблюдается положительная тенденция развития уровня функциональных возможностей сердечнососудистой системы. Это объясняется внедрением средств ММА в занятия физической культурой, что способствует более быстрому восстановлению ЧСС после стандартной нагрузки до исходного уровня (80,5 уд/мин), по сравнению с уровнем ЧСС студентов контрольной группы (91,4 уд/мин).

ВЫВОДЫ

Таким образом, применение двигательных действий из арсенала ММА в процессе физкультурных занятий со студентами положительно влияет на развитие функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айгубов, Н.М. Физическая подготовка студентов не физкультурного вуза средствами кикбоксинга : дис.. ..канд. пед. наук / Айгубов Н.М. - Шуя, 2010. - 160 с.

2. Гагонин, С.Г. Развитие теории и практики физической культуры путем обобщения опыта боевых искусств Востока : автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / Гагонин С.Г. - СПб., 2000. - 42 с.

3. Долганов, О.В. Организация физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов в процессе занятий борьбой дзюдо : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Долганов О.В. - Тюмень, 2006. - 25 с.

REFERENCES

1. Ajgubov, N.M. (2010), Physical training of students of not sports high school by means of kickboxing, Shuya.

2. Gagonin, S.G. (2000), Development of the theory and practice of physical training by summarizing the experience of martial arts of the East, St. Petersburg.

3. Dolganov, O.V. (2006), Organization of sports and sports activities of university students in the process of wrestling judo, Tyumen.

Контактная информация: nmaigubov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.04.2015.

УДК 614.8

ГОТОВНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ДРУГИХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Магомедкамиль Ибрагимович Багандов, доцент, Дагестанская государственная медицинская академия (ДГМА), Махачкала, Меседо Омаровна Шуайбова, доцент, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала

Аннотация

В настоящей статье проведен анализ готовности медицинского персонала и других категорий населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Раскрыты основные проблемы организационного и тактического характера в действиях медицинского персонала и спасателей в очагах ЧС. Определены пути и методы совершенствования подготовки медицинского персонала и других категорий населения с учетом региональных, индивидуально-психологических особенностей, видов чрезвычайных ситуаций, принципов управления здравоохранения и т.д.

Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, медицина катастроф, совершенствование, принципы, методы, мониторинг, анкетирование, тестирование.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.04.122.p14-18

READINESS OF THE MEDICAL PERSONNEL AND OTHER CATEGORIES OF THE POPULATION FOR EMERGENCY ACTIONS

Magomedkamil Ibrahimovic Bagandov, the senior lecturer, Dagestan State Medical Academy, Makhachkala, Mesedo Omarovna Shuaybova, the senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala

Annotation

This article presents the analysis of the readiness of medical personnel and other categories of the population for actions in emergency situations. Basic problems of organizational and tactical actions of the medical personnel and rescuers in the emergency areas have been defined. The ways and methods for improving the training of the medical personnel and other categories of the population, taking into account the regional, individual psychological characteristics, types of emergencies, principles of management in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.