Научная статья на тему 'Влияние физкультурных занятий с использованием средств кикбоксинга на физическую подготовленность студентов вузов'

Влияние физкультурных занятий с использованием средств кикбоксинга на физическую подготовленность студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ВУЗЕ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЕТОДИКА / СРЕДСТВА КИКБОКСИНГА / PHYSICAL TRAINING IN UNIVERSITY / PHYSICAL CULTURE LESSON / PHYSICAL READINESS / METHODOLOGY / KICKBOXING MEANS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдов Михаил Александрович, Айгубов Нариман Магомедович

В статье рассматривается влияние занятий кикбоксингом на физическую подготовленность студентов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдов Михаил Александрович, Айгубов Нариман Магомедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of physical culture activities with usage of means of kickboxing on physical readiness of university students

The article shows the influence of kickboxing employment on physical readiness of university students.

Текст научной работы на тему «Влияние физкультурных занятий с использованием средств кикбоксинга на физическую подготовленность студентов вузов»

У спортсмена выработано только лишь умение двигательного действия при выполнении фазы «вход в воду - скольжение». Если спортсмен не умеет выполнять стартовый прыжок с тумбы (его еще не научили), то и не выполнит. Но если, пловец выполнил стартовый прыжок (согласно правилам соревнований), то значит, он умеет его выполнять, но проблема степени качества прыжка остается для пловца не разрешенной.

Установившееся гидродинамическое качество пловца, характеризуется устойчивым неоднократным проявлением в ряде повторений стартового прыжка на одном занятии статистически достоверной количественной оценки Я2 = 0,6-0,8.

У спортсмена выработан переходный характер двигательного действия от умения к навыку при выполнении фазы «вход в воду - скольжение».

Периодически установившееся гидродинамическое качество пловца, характеризуется устойчивым неоднократным проявлением в ряде последовательных тестовых (или учебно-тренировочных) занятиях статистически достоверной количественной оценки Я2 > 0,9.

У спортсмена выработан навык выполнения фазы «вход в воду - скольжение».

Выполненная количественная оценка качества выполнения стартовой двигательной активности спортсмена позволяет оперативно сообщить пловцу о характеристике выполненного прыжка.

4. Рекомендации: с целью углубленного выявления резерва совершенствования техники выполнения фазы «вход в воду - скольжение», выполняется сравнительный анализ характера выполненного двигательного действия по данным подводной видеосъемки и величины отклонений от линии тренда полиномиальной зависимости графика скорости пловца.

Выясняется: рано или поздно начинается первый цикл движений пловца под водой; принята или нет удобообтекаемая поза тела, головы, рук, ног.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение и оценка гидродинамического качества паралимпийского пловца в фазе «вход в воду - скольжение» при выполнении старта с тумбы, выполненное в основном периоде, обсуждение результатов с тренером и спортсменом, позволяет выявить, осознать и своевременно реализовать резервы совершенствования двигательных действий высококвалифицированного пловца, оказывает положительное влияние не только на предстоящие старты, но и раскрывает перспективы дальнейшего развития специальных физических качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мосунов, Д.Ф. Дидактические основы совершенствование двигательных действий спортсмена (на примере плавания) / Д.Ф. Мосунов. - СПб. : ООИ «Плавин», 1996. - 177 с.

Контактная информация: mosunov-ipcswim@rambler.ru УДК 796.082

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ КИКБОКСИНГА НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ

ВУЗОВ

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Нариман Магомедович Айгубов, аспирант,

Шуйский государственный педагогический университет

Аннотация

В статье рассматривается влияние занятий кикбоксингом на физическую подготовленность студентов вузов.

Ключевые слова: физическое воспитание в вузе, физкультурные занятия, физическая подготовленность, методика, средства кикбоксинга.

INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ACTIVITIES WITH USAGE OF MEANS OF KICKBOXING ON PHYSICAL READINESS OF UNIVERSITY STUDENTS

Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Nariman Magomedovich Ajgubov, the post-graduate student,

Shuya State Pedagogical University

Annotation

The article shows the influence of kickboxing employment on physical readiness of university students.

Keywords: physical training in university, physical culture lesson, physical readiness, methodology, kickboxing means.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ данных специальной литературы показал, что физическая подготовленность у студентов являются одними из важнейших направлений системы физического воспитания в Высших учебных заведениях. Вместе с тем, проблема разработки средств и методов, направленных на физическую подготовленность у студентов остается мало изученной [1-4]. Анализ опроса преподавателей физического воспитания в Высших учебных заведениях показал, что во время физкультурных занятий со студентами не уделяется пристального внимания этой проблеме.

МЕТОДИКА

С целью изучения влияния занятий физической культурой с применением комплекса упражнений из арсенала средств кикбоксинга на результаты в тестах по физической подготовленности студентов гуманитарного вуза нами было проведено исследование, которое длилось в течение двух лет. В соответствии с программой исследования были сформированы контрольная и экспериментальные группы.

Экспериментальная программа реализовывалась в течение 16 месяцев на 124 занятиях в специально оборудованном зале. В каждое второе занятие включались упражнения из арсенала средств кикбоксинга (по 50-60 минут). Экспериментальная программа занятий была разделена на несколько этапов, которые, в зависимости от степени освоения двигательных навыков длились от 2-х до 6-ти месяцев.

Первый этап (сентябрь-октябрь 2007г.) занятий характеризовался направленностью на ознакомление и разучивание базовых двигательных действий и арсенала кикбоксинга. Разучивание и нанесение ударов по подвешенному боксерскому мешку происходило как из правосторонней, так и левосторонней стойки. По мере усвоения одиночных ударов занимающимся предлагалось выполнить серии из двух и более ударов, как руками, так и ногами.

На втором этапе (ноябрь-май 2008г.) осуществлялось совершенствование техники нанесения ударов руками и ногами по подвешенному боксерскому мешку. Кроме того, параллельно изучались защитные действий (уклоны, нырки и т.д.). По мере освоения защитных действий и совершенствования ударов, перед занимающимися ставилась задача не только наносить освоенные ударные действия, но и защищаться. К концу шестого месяца занятий у большинства (75%) студентов сформировался навык устойчивой боевой кикбоксерской стойки, умение наносить удары руками, ногами и использовать защиту.

Третий этап (сентябрь - декабрь 2008г.) характеризовался направленность на комплексное развитие силы, координации и скорости движений в процессе выполнения ударных действий. Перед занимающимися ставилась задача нанести максимальное количество ударов за 2 минуты (время одного раунда на официальных соревнованиях по кикбоксингу). В начале этапа (сентябрь) на занятии максимальная ударная

работа в течение двух минут осуществлялась один раз, постепенно объем максимальной работы увеличивался и был доведен к концу четвертого месяца до трех раундов, с отдыхом по одной минуте между раундами.

На четвертом этапе экспериментальных занятий (февраль-май 2009г.) был осуществлен переход к выполнению упражнений в спарринге и совершенствованию ударов в парах, с использованием защитных действий.

В процессе педагогического эксперимента проводился контроль, который позволил определить степень влияния средств кикбоксинга на показатели физической подготовленности студентов. Использовалась следующая батарея тестов: «подтягивание на перекладине», «сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях», «бег 100м», «бег 3000 м», «прыжок в длину с места», «подъем ног к перекладине», «челночный бег 3х10м». Обработка полученных данных осуществлялась по 1 - критерию Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В начале педагогического эксперимента достоверных различий между показателями студентов контрольной и экспериментальной групп в тестах физической подготовленности и по данным антропометрии не зафиксировано (табл. 1).

Таблица 1

Результаты в тестах физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп в начале и по окончанию педагогического эксперимента

(М+m)

Тесты Контрольная Группа (20 чел.) Экспериментальная группа (20 чел.) Р

начало окончание начало окончание

Подтягивание на перекладине (кол. раз) 8,6+ 1,1 9,4±1,1 8,8±0,9 11,9+ 0,9 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол. раз) 8,9±0,9 9,8±0,7 8,9±1,0 12,4±0,6 <0,05

Бег 100м (сек) 15,8±0,6 14,7±0,5 15,4±0,5 13,6±0,4 <0,05

Бег 3000м (сек.) 935±32 929±29 940±34 863±25 <0,05

Прыжок в длину с места (см) 197,5±9,1 200,7±9,7 198,7±8,6 216,1±6,1 <0,05

Подъем ног к перекладине (кол. раз) 3,4±0,7 4,7±0,6 3,5±0,5 6,4±0,6 <0,05

Челночный бег 3х10м 9,2±0,05 9,1±0,05 9,3±0,04 8,85±0,03 <0,05

Анализ всех показателей, характеризующих уровень физической подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп, в конце эксперимента выявил достоверные различия между результатами в контрольных испытаниях. По окончанию педагогического эксперимента отмечены положительные изменения в развитии физических качеств у юношей, занимавшихся по экспериментальной методике.

ВЫВОД

Анализ научно-методической литературы и данные собственных исследований позволяют утверждать об эффективности использования средств кикбоксинга в процессе занятий по физической культуре со студентами вузов и положительном влиянии на повышении результатов тестах по физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алферов, А.Г. Физическое воспитание в гуманитарных вузах в условиях диалога как основы образования, ориентированного на личность студента : автореф. дис. ... канд. наук / Алферов А.Г. - М., 2003. - 27 с.

2. Осколков, В.А. Биомеханический анализ техники выполнения ударов ногами и руками в кикбоксинге / В.А. Осколков, А.И. Агафонов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5. - С. 64-67.

3. Правдов, М. А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов средствами легкой атлетики / М.А. Правдов, Н.В. Егорова // Культура физиче-

ская и здоровье. - 2010. - № 3 (28). - С. 19-21.

4. Правдов, М.А. Влияние занятий скипингом на физическую подготовленность студентов / М.А. Правдов, М.А. Корнева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 7 (65). - С. 64-67.

Контактная информация: dmitry1@rambler.ru УДК 796.07 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВУЗОВ

Василий Александрович Садовский, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС)

г. Хабаровск

Аннотация

Психолого-педагогические противоречия во взглядах на личность студента, как субъекта или объекта образовательного процесса, находят свое разрешение в оптимально выстроенных педагогических условиях формирования профессиональной физической подготовки к будущей трудовой деятельности.

Ключевые слова: психолого-педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки, акмеографический подход самооценки личности, проектирование процесса физического воспитания студента.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL PHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS OF RAILWAY UNIVERSITIES

Vasiliy Alexandrovich Sadovskiy, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East State University of Means of Communication,

Khabarovsk

Annotation

Psychological and pedagogical contradictions in views on student’s personality as a subject or object of educational process find the solution in optimum built pedagogical conditions formation of professional physical training for the future work activity.

Keywords: psychological and pedagogical foundations of professionally applied physical training, acmeographic approach to self- assessment, student’s physical training process designing.

Теоретическую и практическую основу профессиональной физической подготовки (ПФП) составляют психолого-педагогические исследования в области трудовой деятельности человека. Механизмы профессионального становления специалиста, формирование его отношения к общечеловеческим ценностям в аспекте исследуемой проблемы (здоровье как профессиональная ценность и производственная сила труда, формирование физической культуры в контексте профессиональной направленности) изучаются различными отделами психологической науки, а организационнометодические основы (формы, средства, методы, способности, профессионально важные качества, свойства) - педагогической наукой.

Анализ исследований формирования профессиональной физической культуры учащейся молодежи в вузах железнодорожного транспорта (МИИТ, СГУПС, ДВГУПС) показывает, что деятельность кафедр «Физическое воспитание и спорт» преимущественно направлена на поддержание здоровья и физическое развитие студента, и менее всего направлена на формирование его психофизической готовности к профессиональной деятельности [2,12,16,21]. Учитывая условия деятельности и уровень требований к современному инженеру железнодорожного транспорта, профессиональная педагогика как приоритетную ставит личностно-ориентированную парадигму образования [17,23]. Основная идея ее состоит в том, что образование, нацеленное на развитие личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает си-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.