Научная статья на тему 'Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде со студентами вузов'

Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде со студентами вузов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Третьяков Александр Сергеевич

Целью исследования являлось экспериментальное обоснование методики применения физических упражнений в водной среде на занятиях по физическому воспитанию студентов и условий её эффективного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Третьяков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде со студентами вузов»

наций переходов от ударной техники к борцовской. Данный план рассчитан на четыре занятия в неделю, по 120 минут каждое. При этом он не отменяет уже сложившегося дифференцированного подхода, который позволяет более углубленно овладеть каждым техническим элементом ведения схватки в отдельности, а лишь вносит некоторые коррективы в распределение тренировочного времени. Вносимые изменения позволяют связать воедино практически все технические элементы рукопашного боя и придать ему более целостную форму.

По этому плану в понедельник может отрабатываться техника бокса и в конце тренировки атакующая комбинация, начинающаяся с ударов руками. В среду - техника ударов ногами, с отработкой комбинации защиты против них. В четверг — спаринговая подготовка, с выполнением всех типов переходов от ударов к борьбе. В пятницу - борьба, с отработкой защитной комбинации от ударов руками.

Реализация данного плана и данной программы в учебно-тренировочном процессе единоборцев позволил повысить результативность учебных и соревновательных схваток.

Также проведенное нами исследование позволило наметить некоторые перспективы разработки данной проблемы.

УДК 37.037,1

А. С. Третьяков

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗОВ

Введение. Обучение в ВУЗе характеризуется значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением основных психических функций, гипокинезией, наличием стрессовых ситуаций. Дефицит двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья студентов.

На протяжении всего периода обучения в ВУЗе у студентов отмечается низкий уровень физического развития, двигательной и функциональной подготовленности [4].

Проблема совершенствования вузовского физического воспитания уже многие годы является предметом внимания специалистов [1; 5; 6; 2 и др.].

Систематические занятия физической культурой с оптимальной для человека нагрузкой помогают поддерживать нормальную умственную деятельность и работоспособность, а также способствуют сохранению и

укреплению здоровья студентов и повышают уровень их физической подготовленности.

Одним из разделов программы по физическому воспитанию в ВУЗе является плавание, которое является одним из наиболее популярных видов спорта среди студенческой молодежи, оно же считается наиболее эффективным средством оздоровления. Занятия плаванием являются отличным средством борьбы с простудными заболеваниями [3]. Даже само пребывание в воде, а тем более выполнение в ней хотя бы самых простых упражнений является раздражителем, стимулирующим активизацию физиологических процессов всего организма, развитие его приспособительных реакций. Тем не менее здоровье студентов вузов вызывает определенную озабоченность. Методика занятий в вузе, связанная с классическим плаванием, предполагает обучение спортивным способам плавания, а затем регулярное ггроплывание одних и тех же тренировочных дистанций для повышения функциональных возможностей. Все это связанно с высокими нагрузками. Плавание становится тяжелым и неинтересным, следовательно у студентов снижается мотивация и интерес к занятиям по физическому воспитанию. Это в свою очередь не приводит к повышению показателей физической и функциональной подготовленности.

Возникающие противоречия между требованиями программы, отсутствие достаточной мотивации в преодолении трудностей физического вое-питания приводят к снижению качества физической подготовки будущих специалистов.

Повысить мотивацию к занятиям в водной среде можно путем замены занятий плаванием комплексом физических упражнений, выполняемых в водной среде под музыку. Оптимальное повышение двигательной активности за счет использования аэробных упражнений, выполняемых в водной среде, позволит эффективно воздействовать на организм занимающихся. Комплекс физических упражнений в водной среде будет способствовать совершенствованию физических качеств и повышению функционального состояния студентов. Кроме того, высокий эмоциональный фон проведения таких занятий делает оздоровительную тренировку в водной среде более привлекательной, способствуя нормализации психического состояния и повышении работоспособности занимающихся. К тому же занятия физическими упражнениями в водной среде имеют ряд преимуществ перед плаванием:

- студентам не обязательно уметь плавать;

- отсутствует монотонность движений;

- есть возможность “проработки” конкретной группы мышц.

Организация исследования. Целью исследования являлось экспериментальное обоснование методики применения физических упражнений в

водной среде на занятиях по физическому воспитанию студентов и условий её эффективного применения.

Исследование проводились на базе Сибирского института бизнеса, управления и психологии. В нем приняли участие студенты, в количестве 40 человек обоего пола. Были сформированы две группы студентов, равных по уровню физического развития, функционального состояния и физической подготовленности и не имеющих медицинских и педагогических противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой в полном объеме по предложенным программам. Одна из них - контрольная в количестве двадцати человек (десять юношей и десять девушек), занималась по государственной программе физического воспитания в вузе; другая -экспериментальная - двадцать человек (десять юношей и десять девушек), принявшая участие в основном опытно-экспериментальном исследовании, занимавшаяся по разработанной нами программе занятий физическими упражнениями в водной среде.

Были определены уровень исходного физического состояния студентов контрольной и экспериментальной групп и динамика этих показателей в педагогическом эксперименте.

Разработанная методика занятий физическими упражнениями в водной среде рассчитана на период учебного года с 2-х разовым посещением в неделю, занятие состоит из методико-практической части (30-35 мин) и учебно-тренировочной (45-50 мин). Необходимость реформировать занятие и объединить методико-практические занятия с учебно-тренировочными возникла в связи с особенностью занятий в водной среде. Благодаря физическим свойствам водной среды таким как: теплопроводность, гидростатическое давление, сила выталкивания, сопротивление, плотность и др. оптимальная продолжительность тренировки, для достижения оздоровительного эффекта при занятиях составляет 45 минут.

Программа физического воспитания студентов на основе применения физических упражнений в водной среде включает два комплекса упражнений:

- комплекс № 1 (первое занятие на неделе) проводится преимущественно без передвижений, с применением различного оборудования;

- комплекс № 2 (второе занятие на наделе) решает задачи обучения плаванию и совершенствования техники спортивных способов плавания.

В комплексы входят упражнения, выполняемые на глубокой и мелкой частях бассейна.

Для ускорения адаптации к водной среде студентов не умеющих плавать на первоначальных занятиях в подготовительную часть комплексов включаются упражнения для освоения в водной среде.

На первоначальном этапе (во втягивающем мезоцикле) применяются упражнения низкой интенсивности и координационной сложности. В про-

грамме предусмотрено обучение базовым движениям методики, правильному дыханию во время выполнения упражнений (вдох носом па расслаблении, выдох ртом на усилие). Во время занятия не следует переходить к следующему упражнению до тех пор пока 70% занимающихся не усвоят материал (5-6 занятий).

В базовом мезоцикле первого семестра используются упражнения средней интенсивности, повышается координационная сложность движений, занимающиеся закрепляют полученные знания, обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды (7-8 занятий). Затем происходит увеличение двигательной активности за счет повышения моторной плотности занятия и координационной сложности упражнений, преимущественно применяются упражнения высокой интенсивности. Увеличивается время плавательных упражнений и проплываемая дистанция.

По мере освоения студентами программы для увеличения нагрузки возможно проведение занятий на глубокой части бассейна.

В целях увеличения нагрузки на занятии упражнения комплексов в основной части можно выполнять с различным инвентарем (лопатки или плавательные перчатки, водные гантели, пенопластовые досточки).

Результаты и их обсуждение. Реализация методики занятий физическими упражнениями в водной среде в процессе физического воспитания студентов, обеспечила прирост ряда показателей физического развития и физической подготовленности студентов. Так, увеличились показатели физического развития (роста, окружности и экскурсии грудной клетки) у мужчин; увеличились показателей роста и экскурсии грудной клетки и уменьшились показатели массы тела и окружности грудной клетки у женщин (табл. 1). Также произошло изменение показателей физической подготовленности мужчин (бег на 100 м, подтягивание на перекладине, поднимание ног в висе до касания перекладины, прыжок в длину с места и индекс Гарвардского степ-теста) в экспериментальной группе на 5,84% (Р<0,001), 42,42% (Р<0,01), 38,51% (Р<0,01), 4,4% (Р<0,05) и 10,32% (Р<0,05) соответственно, в контрольной на 1,48%, 17,82%, 17,65%, 2,02% и 2,5% соответственно, изменились показатели физической подготовленности женщин (бег на 100 м, сгибание и разгибание рук в упоре на скамье, поднимание и опускание туловища из положения лежа, прыжок в длину с места и индекс Гарвардского степ-теста) в экспериментальной группе на 5,76% (Р<0,01), 42,79% (Р<0,01), 33,88% (Р<0,001), 5,03% (Р<0,05), 7,9% (Р<0,05) соответственно, в контрольной 1,55%, 21,43%, 22,53%, 1,51%, 3,94 соответственно.

Исследования функционального состояния студентов показали достоверные изменения в состоянии сердечно-сосудистой системе в связи с уменьшением показателей ЧСС и артериального давления (исключение показатели систолического артериального давления у женщин), а также в увеличении показателей ЖЕЛ у мужчин и женщин (табл. 2).

Таблица I

Темпы прироста показателей физического развития студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте.

Показатели Мужчины Р Женщины р

кг (п=10) ЭГ (п=10) КГ (п=10) ЭГ (п=10)

Х±т Х±ш Хіт Х±т

Рост, см. До эксп. 179,9±2,02 181,1±1,71 Р>0,05 166,1±1,8 167,Ш,23 Р>0,05

После эксп. 181,15±1,87 183,3±1,61 Р>0,05 167,3+1,79 ' 169,1*1,14 Р>0,05

Прирост % 0,69 1,21 0,72 1,19

Р Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05

Вес, кг. До эксп. 76,5±1,99 81±3,7 Р>0,05 61Д±1,38 62±1,39 Р>0,05

После эксп. 77,04+1,9 81,56±3,54 Р>0,05 60,2±1,3 57,8±1,07 Р>0,05

Прирост % 0,7 0,69 1,48 7,01

Р Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р<0,05

ОГК, см До эксп. 94,2+0,6 94,Ш»,71 Р>0,05 89,7±0,65 89,05±0,55 Р>0,05

После эксп. 94,65±0,47 96,45±0,67 Р<0,05 88,6±0,57 85,5±0,6 Р<0,01

Прирост % 0,48 2,47 1,23 4,07

Р Р>0,05 Р<0,05 Р>0,05 Р<0,01

Экскурсия груд. До эксп. 6,9±0,43 7,2±0,47 Р>0,05 5,9±0,43 5,4±0,48 Р>0,05

клетки, см После эксп. 7,8±0,29 9,67±0,41 Р<0,01 7±0,3 7,9±0,31 Р>0,05

Прирост % 12,24 29,28 17,05 37,15

р Р>0,05 Р<0,01 Р>0,05 Р<0,01

Ь-)

ОО

40

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...

390

Таблица 2

Темпы прироста показателей функционального состояния студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в педагогическом эксперименте.

Показатели Мужчины Р Женщины Р

кг (11=10) ЭГ (п=10) КГ (п=10) ЭГ (п=10)

Х±ш Х±т Х±т Х±т

ЖЕЛ, л. До эксп. 4,11±0,1 4,27±0,18 Р>0,05 2,96±0,06 3,12±0,09 Р>0,05

После эксп. 4,36±0,08 4,89±0,19 Р<0,05 3,12±0,06 3,5+-0,08 Р<0,01

Прирост % 5,9 13,54 5,26 11,48

Р Р>0,05 Р<0,05 Р<0,1 Р<0,01

ЧСС,уд До эксп. 75±4,01 74,8±2,14 Р>0,05 70,5±3,03 72,4±2,05 Р>0,05

/ мин После эксп. 73,9±3,13 67,8±1,32 Р>0,05 70,01±2,75 66,34:1,22 Р>0,05

Прирост % 1,48 9,82 0,57 8,8

р Р>0,05 Р<0,05 Р>0,05 Р<0,05

АДс, До эксп. 130,3±2,15 133,2±2,42 Р>0,05 112±2,75 120,5±2,46 Р>0,05

После эксп. 129+4,55 128,3±1,36 Р>0,05 113,9±2,4 120,6±0,93 Р<0,05

Прирост % 1,0 3,75 1,68 0,08

Р Р>0,05 Р<0,1 Р>0,05 Р<0,1

АДд, До эксп. 78,5±1,0 83,7±3,19 Р>0,05 74,5±2,02 77,6±1,95 Р>0,05

После эксп. 77,6±1,26 77, Ш, 5 Р>0,05 74,7±1,93 74,2±1,23 Р>0,05

Прирост % 1,15 7,39 0,27 4,48

Р Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05

А. С. Третьяков

Сравнительный анализ показателей в экспериментальной и контрольной группах показал более высокий прирост у студентов первой группы на достоверном уровне значимости.

Заключение. Таким образом, использованная методика занятий физическими упражнениями в водной среде обеспечивает более выраженный прирост показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студентов, в сравнении с занимающимися по общей программе физического воспитания. На наш взгляд, это свидетельствует об эффективности реализации студентами экспериментальной группы методики занятий физическими упражнениями в водной среде.

Библиографический список

1. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич - // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. — С. 23-25.

2. Виленский, М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М. Я. Виленский -// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 27-33.

3. Инясевский, К. А. Плавание, учебно-методическое пособие / К. А. Инясев-ский - М.: Высшая школа, 1978. - 183 с.

4. Козлов, В. И. Прогрессирование дефицита двигательной активности у студенток и выбор средств его компенсации: Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Малаховка, 1995. -16 с.

5. Лубышева, Л. И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов / Л. И. Лубышева - // Теория и практика физической культуры. - 1993, № 3. - С. 19-21.

6. Лубышева, Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева — // Теория и практика физической культуры. - 1997. — №6. - С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.