Научная статья на тему 'Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде в вузовском курсе физического воспитания'

Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде в вузовском курсе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
385
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ВОДНОЙ СРЕДЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS / BODY EXERCISES IN SWIMMING POOL / PHYSICAL QUALITIES / FUNCTIONAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Третьяков А. С.

Целью исследования являлось экспериментальное обоснование методики применения физических упражнений в водной среде на занятиях по физическому воспитанию студентов и условий её эффективного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and System of Healthcare Lessons in Swimming Pools within High School Course of Physical Training

The main goal of the present research is the experimental reasons for the methods of using physical exercises in swimming pools.

Текст научной работы на тему «Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде в вузовском курсе физического воспитания»

УДК 37.037.1

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ В ВУЗОВСКОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Третьяков А.С.

Сибирский институт бизнеса управления и психологии, г. Красноярск

Целью исследования являлось экспериментальное обоснование методики применения физических упражнений в водной среде на занятиях по физическому воспитанию студентов и условий её эффективного применения.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, физические упражнения в водной среде, физические качества, функциональное состояние.

Введение. Проблема совершенствования вузовского физического воспитания уже многие годы является предметом внимания специалистов [1, 5, 6, 2 и др.]. Обучение в ВУЗе характеризуется значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением основных психических функций, гипокинезией, наличием стрессовых ситуаций. Дефицит двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья студентов.

На протяжении всего периода обучения в вузе у студентов отмечается низкий уровень физического развития, двигательной и функциональной подготовленности [4].

Даже для абсолютно здорового студента учеба - сильный стресс.

Систематические занятия физической культурой с оптимальной для человека нагрузкой помогают поддерживать нормальную умственную деятельность и работоспособность, а также способствуют сохранению и укреплению здоровья студентов и повышают уровень их физической подготовленности.

Одним из разделов программы по физическому воспитанию в ВУЗе является плавание, которое является одним из наиболее популярных видов спорта среди студенческой молодежи, оно же считается наиболее эффективным средством оздоровления. Занятия плаванием являются отличным средством борьбы с простудными заболеваниями [3]. Даже само пребывание в воде, а тем более выполнение в ней хотя бы самых простых упражнений является раздражителем, стимулирующим активизацию физиологических процессов всего организма, развитие его приспособительных реакций. Тем не менее здоровье студентов вузов вызывает определенную озабоченность. Методика занятий в ВУЗе, связанная с классическим плаванием, предполагает обучение спортивным способам плавания, а затем регулярное проплывание одних и тех же тренировочных дистанций для повышения функциональных возможностей. Все это связанно с высокими нагрузками. Плавание становится тяжелым и неинтересным, следовательно, у студентов снижается мотивация и интерес к нему. Это в

свою очередь не приводит к значительному приросту показателей физической и функциональной подготовленности.

Таким образом, возникает противоречие между уровнем требований системы высшего образования и необходимостью повышения двигательной активности и интереса к занятиям в водной среде.

Повысить мотивацию к занятиям в водной среде можно путем замены занятий плаванием комплексом физических упражнений, выполняемых в водной среде под музыку. Оптимальное повышение двигательной активности за счет использования аэробных упражнений, выполняемых в водной среде, позволит эффективно воздействовать на организм занимающихся. Комплекс физических упражнений в водной среде будет способствовать совершенствованию физических качеств и повышению функционального состояния студентов. Кроме того, высокий эмоциональный фон проведения таких занятий делает оздоровительную тренировку в водной среде более привлекательной, способствуя нормализации психического состояния и повышении работоспособности занимающихся. К тому же занятия физическими упражнениями в водной среде имеют ряд преимуществ перед плаванием:

- студентам не обязательно уметь плавать;

- отсутствует монотонность движений;

- есть возможность «проработки» конкретной группы мышц.

Организация исследования. Целью исследования являлось экспериментальное обоснование методики применения физических упражнений в водной среде на занятиях по физическому воспитанию студентов и условий её эффективного применения.

Исследование проводились на базе Сибирского института бизнеса, управления и психологии. В нем приняли участие студенты, в количестве 40 человек обоего пола.

Были сформированы две группы студентов, равных по уровню физического развития, функционального состояния и физической подготов-

Проблемы двигательной активности и спорта

ленности и не имеющих медицинских и педагогических противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой в полном объеме по предложенным программам. Одна из них - контрольная в количестве двадцати человек (десять юношей и десять девушек), занималась по государственной программе физического воспитания в вузе; другая - экспериментальная - двадцать человек (десять юношей и десять девушек), принявшая участие в основном опытно-экспериментальном исследовании, занимавшаяся по разработанной нами программе занятий физическими упражнениями в водной среде.

Были определены уровень исходного физического состояния студентов контрольной и экспериментальной групп и динамика этих показателей в педагогическом эксперименте.

Разработанная методика занятий физическими упражнениями в водной среде рассчитана на период учебного года с 2-разовым посещением в неделю, занятие состоит из методико-практической части (30-35 мин) и учебно-тренировочной (45-50 мин).

Программа физического воспитания студентов на основе применения физических упражнений в водной среде включает два комплекса упражнений:

- комплекс № 1 (первое занятие на неделе) проводится преимущественно без передвижений, с применением различного оборудования;

- комплекс №2 (второе занятие на наделе) решает задачи обучения плаванию и совершенствования техники спортивных способов плавания.

В комплексы входят упражнения, выполняемые на глубокой и мелкой частях бассейна.

Для ускорения адаптации к водной среде студентов не умеющих плавать на первоначальных занятиях в подготовительную часть комплексов включаются упражнения для освоения в водной среде.

На первоначальном этапе (во втягивающем мезоцикле) применяются упражнения низкой интенсивности и координационной сложности. В программе предусмотрено обучение базовым движениям методики, правильному дыханию во время выполнения упражнений (вдох носом на расслаблении, выдох ртом на усилие). Во время занятия не следует переходить к следующему упражнению до тех пор пока 70 % занимающихся не усвоят материал (5-6 занятий).

В базовом мезоцикле первого семестра используются упражнения средней интенсивности, повышается координационная сложность движений, занимающиеся закрепляют полученные знания, обучаются контролю за своими движениями в условиях водной среды (7-8 занятий). Затем происходит увеличение двигательной активности за счет повышения моторной плотности занятия и координационной сложности упражнений, преимущественно применяются упражнения высокой интенсивности. Увеличивается время плавательных упражнений и проплываемая дистанция.

По мере освоения студентами программы для увеличения нагрузки возможно проведение занятий на глубокой части бассейна.

В целях увеличения нагрузки на занятии упражнения комплексов в основной части можно выполнять с различным инвентарем (лопатки или плавательные перчатки, водные гантели, пенопластовые досточки).

Результаты и их обсуждение. Реализация методики занятий физическими упражнениями в водной среде в процессе физического воспитания студентов, обеспечила прирост ряда показателей физического развития и физической подготовленности студентов. Так, увеличились показатели физического развития (роста, окружности и экскурсии грудной клетки) у мужчин; увеличились показателей роста и экскурсии грудной клетки и уменьшились показатели массы тела и окружности грудной клетки у женщин (табл. 1). Также произошло изменение показателей физической подготовленности мужчин (бег на 100 м, подтягивание на перекладине, поднимание ног в висе до касания перекладины, прыжок в длину с места и индекс Гарвардского степ-теста) в экспериментальной группе на 5,84 % (Р < 0,001), 42,42 % (Р < 0,01), 38,51 % (Р < 0,01), 4,40 % (Р < 0,05) и 10,32 % (Р < 0,05) соответственно, в контрольной на 1,48, 17,82, 17,65, 2,02 и 2,50 % соответственно, изменились показатели физической подготовленности женщин (бег на 100 м, сгибание и разгибание рук в упоре на скамье, поднимание и опускание туловища из положения лежа, прыжок в длину с места и индекс Гарвардского степ-теста) в экспериментальной группе на 5,76% (Р<0,01), 42,79% (Р < 0,01), 33,88 % (Р < 0,001), 5,03 % (Р < 0,05), 7,90 % (Р < 0,05) соответственно, в контрольной 1,55,21,43,22,53, 1,51,3,94 % соответственно.

Исследование функционального состояния студентов показали достоверные изменения в состоянии сердечно-сосудистой системе в связи с уменьшением показателей ЧСС и артериального давления (исключение показатели систолического артериального давления у женщин), а также в увеличении показателей ЖЕЛ у мужчин и женщин (табл. 2).

Сравнительный анализ показателей в экспериментальной и контрольной группах показал более высокий прирост у студентов первой группы на достоверном уровне значимости.

Заключение. Таким образом, использованная методика занятий физическими упражнениями в водной среде обеспечивает более выраженный прирост показателей физического развития, физической подготовленности и функционального состояния студентов, в сравнении с занимающимися по общей программе физического воспитания. На наш взгляд, это свидетельствует об эффективности реализации студентами экспериментальной группы методики занятий физическими упражнениями в водной среде.

128

Вестник ЮУрГУ, № 19, 2008

Третьяков А.С.

Содержание и методика занятий оздоровительной направленности в водной среде в вузовском курсе...

Таблица 1

Темпы прирост* показателей физического развития студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в

педагогическом эксперименте

Показатели Мужчины Р Женщины р

кг (И =10) ЭГ (п = 10) КГ (п = 10) ЭГ (п = 10)

Х±ш Х±ш Х±ш Х*ш

Рост, см. До эксп. После эксп. 179,90 ±2,02 181,15 ±1,87 181,10*1,71 18330*1,61 Р>0,05 Р>0,05 166,10 ±1,8 167,30 ±1,79 167,10* 1,23 169,10*1,14 Р > 0,05 Р>0,05

Прирост % 0,69 1,21 0,72 1,19

Р Р > 0,05 Р>0Л5 Р>0,05 Р>0,05

Вес, кг. До эксп. После эксп. 76,50 ±1,99 77,04 ±1,9 81,00*3,70 81,56*3,54 Р > 0,05 Р>0,05 61,10*1,38 60,20*1,30 62,00 ± 1,39 57,80*1,07 Р>0,05 Р>0,05

Прирост % 0,70 0,69 1,48 7,01

Р Р>0,05 Р > 0,05 Р > 0,05 Р<0.05

ОГК, см До эксп. После эксп. 94,20 * 0,6 94,65 * 0,47 94,1*0,71 96,45 * 0,67 Р>0,05 Р<0,05 89,70 * 0,65 88,60*0,57 89,05 * 0,55 85,50 * 0,60 Р>0,05 Р<0,01

Прирост % 0.48 2,47 из 4,07

Р Р>0,05 Р<0,05 Р > 0,05 Р<0,01

Экскурсия груд, клетки, СИ До эксп. После эксп. 6,90*0,43 7,80*0,29 7,20 ±0,47 9,67 ±0,41 Р>0Д)5 Р<0,01 5,90*0,43 7,00*0,30 5,40*0,48 7,90*0,31 Р>0,05 Р>0,05

Прирост % 12,24 29,28 17,05 37,15

р Р>0,05 Р<0,01 Р>0,05 Р<0.01

Таблица 2

Темпы прироста показателей функционального состояния студентов контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп в

педагогическом эксперименте.

Показатели Мужчины Р Женщины Р

КГ (п -10) ЭГ (и = 10) КГ (п = 10) ЭГ (п = 10)

Х±ш Х±ш Х±ш X ± ш

ЗКБЛ, л» До эксп. После эксп. 4,11 ±0,1 4,36 ± 0,08 4,27 ±0,18 4,89 ±0,19 Р > 0,05 Р<0,05 2,96 ±0,06 3,12 ±0,06 3,12 ±0,09 3,50 ±0,08 Р > 0,05 Р<0,01

Прирост % 5,9 13,54 5,26 11,48

Р Р>0,05 Р<0,05 Р<0,01 Р<0,01

ЧСС, уд /мин До эксп. После эксп. 75 ±4,01 73,9 ±3,13 74.80 ±2,14 67.80 ±1,32 Р > 0,05 Р > 0,05 70,50 ±3,03 70,01 ±2,75 72,40 ±2,05 66,30 ± 1,22 Р> 0,05 Р>0,05

Прирост % 1,48 9,82 0,57 8,80

Р Р>0,05 Р<0,05 Р>0,05 Р<0,05

АДс, До эксп. После эксп. 130,30 ± 2,15 129 +1,55 133,20 ±2,42 128,30 ±1,36 Р>0,05 Р > 0,05 112,00 ±2,75 113,90 ±2,40 120,50 ±2,46 120,60 ±0,93 Р> 0,05 Р<0,05

Прирост % 1,00 3,75 1,68 0,08

Р Р > 0,05 Р<0,1 Р>0,05 Р<0,01

АДд, До эксп. После эксп. 78,50 ± 1,00 77,60 ± 1,26 83,70 ±3,19 77,80 ±1,50 Р>0,05 Р > 0,05 74,50 ±2,02 74,70 ±1,93 77,60 ±1,95 74,20 ±1,23 Р>0,05 Р>0,05

Прирост % 1,15 7,39 0,27 4,48

Р Р>0,05 Р>0,05 Р>0,05 Р > 0,05

Литература

1. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. - № 1.-С. 23-25.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. -№ 1,-С. 27-33.

3. Инясевский, КА. Плавание: учебно-методическое пособие /К.А. Инясевский. - М.: Высшая школа, 1978. - 183 с.

4. Козлов, В. И. Прогрессирование дефицита двигательной активности у студенток и выбор средств его компенсации: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ В. И. Козлов. - Малаховка, 1995. -16 с.

5. Лубышева, Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов вузов / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1993. —№ 3. - С. 19-21.

6. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. -Мб.- С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.