группы произошли значительные изменения в структуре уровня самооценки. Количество студентов с низкой самооценкой снизилось на 25%, на 15% увеличилось количество студентов с высоким уровнем самооценки и на 10% со средним уровнем самооценки личности.
Исходя из полученных в ходе эксперимента результатов, можно сделать вывод о том, что использование средств кикбоксинга в системе физического воспитания гуманитарного вуза, положительно влияют на уровень самооценки лично-
сти, самоутверждения и физической подготовленности.
Библиографический список
1. Лотоненко А.В., Стеблев Е.А. Молодежь и физическая культура. - Москва: Физкультура, образование, наука, 1997. - С. 36-84.
2. Семенов А.Г. Повышение эффективности физического воспитания студентов: Дисс. ... канд. пед. наук. - СПб. - 13 с.
УДК 37.037.1: 373.24
И.В. ФРАЙФЕЛЬД, А.Е. ТЕРЕНТЬЕВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 3-5 ЛЕТ
В данной статье автор рассматривает существующие проблемные ситуации в вопросе формирования эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет. В качестве средства формирования эмоционального благополучия детей автор предлагает использовать физкультурно-оздоровительные занятия. В статье указаны основные особенности формирования эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет средствами физкультурно-оздоровительных занятий. Рассмотрено влияние физкультурно-оздоровительных занятий на изменение уровней эмоционального благополучия детей.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, физкультурно-оздоровительные занятия, дошкольники 3-5 лет, средства, показатели, уровни эмоционального благополучия.
Ценность эмоциональной составляющей как одной из базисных в человеческой жизни не вызывает сомнений. Еще С.Л. Рубинштейн, выдающийся отечественный психолог, отмечал, что «один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым» (другое дело, в различных возрастных периодах, тех или иных ситуациях ведущей может стать или интеллектуальная составляющая, или эмоциональная, или волевая).
Более эмоционального существа, чем маленький ребенок, трудно найти. Л.С. Выготский называл ребенка «ярким образцом эмоционального типа поведения». Говоря о дошкольном возрасте, А.И. Захаров отмечал, что «именно в это вре-
мя ребенок наиболее непосредственен в выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока» [6, с. 83-85]. Начиная с трехлетнего возраста, ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей, мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми и людьми. Именно в этом возрасте у детей возникает потребность в общении, повышенная потребность в признании окружающих, желание заслужить похвалу. И от того, насколько удовлетворены эти потребности, насколько эмоционально благополучно проживает ребенок период дошкольного детства, зависит и его дальнейшее развитие.
Так, если ребёнку его мир представляется отталкивающим, не любящим, враждебным по отношению к нему, то возникают тревожность и беспокойство, сниженное настроение или, наоборот, выраженная агрессия, отрицательно влияющие на его здоровье, речь, самооценку, когнитивные процессы, общение со сверстниками, близкими взрослыми и т.д.
Первостепенность проблемы формирования эмоционального благополучия детей дошкольного возраста отмечают многие современные исследователи: медики, физиологи, педагоги, психологи. Эмоциональное благополучие является показателем общего развития ребенка и его психического здоровья (Г.Г. Филиппова), влияет на познавательную сферу, эмоционально-волевую, отношение ребенка к миру, отношения со взрослыми, сверстниками, а также способ переживания стрессовых ситуаций (А.Д. Кошелева, В.И. -Перегуда, И.Ю. Ильина, ГА. Свердлова и др.) [3, с. 55-56].
Под эмоциональным благополучием дошкольника 3-5 лет мы понимаем положительно-окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризуемое ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви и принадлежности, самовыражении и общении.
Для развития и коррекции эмоциональной сферы детей различными исследователями были предложены разнообразные методы психологопедагогического воздействия на детей, среди которых организация интересной, увлекательной деятельности, игротерапия, применение творческого детского театра, арттерапия, танцетерапия, музыкотерапия, беседы, составление рассказов, рассматривание картин, отражающих эмоциональные состояния людей, создание эмоционально-развивающей среды и т.п.
Еще в древности говорили: «Mens sana in corpore sano» - в здоровом теле здоровый дух. Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы, развитие дошкольника в физической и психосоциальной областях происходит во взаимосвязи и взаимовлиянии. Поэтому логичным является заклю-
чение, что с помощью физической культуры можно повлиять и на эмоциональное благополучие дошкольников.
Но любые ли занятия физической культурой способствуют формированию эмоционального благополучия детей? В настоящее время в многочисленной практике работы с детьми дошкольного возраста физкультурные занятия сводятся в основном только лишь к улучшению показателей основных видов двигательной активности -ходьбы, бега, прыжков и др., занятиям присущи командный стиль общения с детьми, формализм, заоорганизованость, отсутствие игрового сюжета. Вопросу формирования эмоционального благополучия дошкольников в процессе двигательной деятельности уделено очень мало внимания.
Методика. Сформулируем основные особенности формирования эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет средствами физкультурно-оздоровительных занятий:
1. Средства физической культуры, направленные на формирование эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет. Характерной особенностью используемых средств физической культуры явилось их обогащённое психологическое содержание. Упражнения беби-йоги, релаксационные, дыхательные упражнения способствовали глубокому мышечному и психическому расслаблению, снижению эмоционального напряжения, раздражения или волнения, повышению уверенности в себе. Разнообразные виды массажных упражнений, прохлопываний и потягтваний позволяли снизить нервное перенапряжение, повышенную раздражительность, мышечные зажимы, вызванные повышенной тревожностью, помогали ощущать работу мускулатуры, ближе узнавать свое тело, успокаивали нервную систему и уменьшали тревожность ребят.
Подвижные игры (оздоровительные, направленные на сплочение детского коллектива, на снижение мышечного напряжения, с остановкой движения, по преодолению страхов, на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций и др.) и танцевальные упражнения вызывали положительные эмоции, эмоциональный подъем, создавали у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта. Радостное настроение и мышечная нагрузка давали возможность ребенку свободно выражать свои эмоции, были созданы благоприятные возможности для свободного самовыражения и раскре-
пощенности.
Различные имитационные упражнения, упражнения с элементами психогимнастики, подвижные игры, направленные на распознавание и выражение различных эмоциональных состояний непосредственно через проигрывание помогали ребятам узнавать основные эмоции, лучше понимать настроения, тем самым, улучшались коммуникативные навыки дошкольников.
Беговые упражнения улучшали подвижность нервных процессов и повышали психический тонус детей, отвлекали от тревожащих эмоций. Глазодвигательные упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики, а также для ушных раковин, развивали в детях умение концентрации внимания и сосредоточенности, обеспечивали развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умения управлять движениями и контролировать свое поведение, давали возможность ребятам сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность, способствовали мускульному расслаблению, улучшали самочувствие детей. Эффективно воздействовали на психическое состояние детей, снимая напряжение и стресс, водные процедуры.
2. Принципы формирования эмоционального благополучия средствами физкультурно-оздоровительных занятий.
- гуманистическая ориентированность педагогического процесса как система воззрений;
- принятие ребенка как ценности, что подразумевает признание за ним права на существование его таким, каков он есть, права на ошибку -без проб и ошибок невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет репродуктивной деятельностью;
- принцип активности - ориентация на активную деятельность ребенка, которая основана на интересе, личностном смысле;
- принцип доступности и индивидуализации
- требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям занимающихся;
- принцип возрастной адекватности - последовательное изменение направленности физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, заставляет опираться на ведущую деятельность конкретного периода развития ребенка, которая определяет его психическое развитие и обуславливает возникновение и формирование психологических новооб-
разований;
- принцип наглядности - построение процесса физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании;
- принцип непрерывности процесса физического воспитания. Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическим правилом: «от простого к сложному».
3. Методы и приемы, используемые педагогами в процессе проведения физкультурно-оздоровительных занятий, направленных на формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста:
- игровой - введение сказочных персонажей, вхождение в роли героев сюжета, игровые ситуации и сюрпризы
- творческих заданий - проблемные ситуации, вопросы-«провокации», «дискуссии с героями», двигательные загадки
- сюжетный - все занятие подчинено одной теме или сюжету («путешествие», «сказка» и т.д.)
В условиях опытно-поисковой работы активно применялось музыкальное сопровождение. Соответственно подобранная музыка усиливала эмоции, делала ярче образные представления детей, помогала ребятам легче понимать и выражать эмоциональные состояния. Так, лирическая музыка (отражающая тончайшие нюансы настроения) способствовала общему успокоению, а драматическая музыка (отражающая концентрированные эмоции аффекта в их сложности) возбуждала, повышала жизненный тонус детей. Для уменьшения тревожности, расслабления, снятия психоэмоционального напряжения иногда перед дневным сном детям давали послушать спокойную, лирическую, классическую музыку.
4. Формы проведения физкультурно-оздоровительных занятий. При проведении опытно-поисковой работы учитывалось, что все режимные моменты должны действовать в комплексе: сон, питание, занятия, закаливающие процедуры, прогулки и т.д. - и служить задачам стабилизации эмоционального состояния детей в процессе всего пребывания детей в ДОУ
Физкультурно-оздоровительные занятия гармонично вписывались в режим пребывания детей в ДОУ и осуществлялись в форме утренней гимнастики, гимнастики перед и после дневного сна, физкультминуток, оздоровительной прогул-
ки, основного физкультурного занятия, а также физкультурных праздников и походов.
Результаты. В опытно-поисковой работе приняли участие 110 детей в возрасте от 3 до 5 лет, базовыми площадками выступили три ДОУ Свердловской области: г. Екатеринбург .№103 (40 чел.), г. Екатеринбург «Индра» (30 чел.), г. Верхняя Пыш-ма МДУ .№11 «Петушок» (40 чел.). В каждом ДОУ была осуществлена начальная диагностика уровня эмоционального благополучия дошкольников и конечная - после четырехмесячной работы с применением нашей методики.
Диагностика осуществлялась по следующим показателям уровня эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет: 1. активность;
- преимущественно положительный фон настроения;
- уверенность;
- адекватная тревожность;
- эмоциональная окрашенность речевого контакта со взрослым;
- эмоциональная окрашенность речевого контакта со сверстниками.
Для оценки уровня эмоционального благополучия дошкольников по вышеперечисленным показателям, мы использовали следующие методы: систематическое наблюдение за поведением детей в свободной деятельности, при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками; диагностические методики и задания; социометрический эксперимент; анкетирование воспитателей и родителей; беседы с детьми, родителями и педагогами; анализ педагогической документации.
По результатам диагностики в каждом ДОУ были выделены три группы дошкольников по уровню эмоционального благополучия: дошкольники с высоким уровнем эмоционального благополучия, средним и низким соответственно.
Итоговая диагностика выявила положительную динамику в изменении уровней эмоционального благополучия дошкольников из всех базовых ДОУ (табл. 1). Так, в ДОУ № 103, г. Екатеринбург значение низкого уровня эмоционального благополучия снизилось с 32 до 8%, а среднего и высокого уровней возросло с 40 до 44% и с 28 до 48% соответственно. В ДОУ «Индра», г. Екатеринбург перед проведением опытно-поисковой работы ребят с высоким уровнем эмоционального благополучия было 30%, после проведения - 53%, средний уровень эмоционального благополучия
дошкольников уменьшился с 43 до 41%, а низкий
- с 27 до 6%. В ДОУ № 11, г. Верхняя Пышма значение высокого уровня эмоционального благополучия возросло с 27 до 52%, среднего уменьшилось с 50 до 44%, а низкого с 23 до 4%.
Полученные данные свидетельствуют о том, что к концу эксперимента произошли значимые изменения по всем показателям уровня эмоционального благополучия детей из базовых ДОУ. Повысилась их активность, уверенность в себе и положительный фон настроения, увеличился показатель адекватной тревожности во всех группах, а также эмоциональная окрашенность речевого контакта со взрослым и со сверстниками. Ребята стали проявлять творческую активность в играх с детьми, легче вовлекаться в совместную деятельность со взрослым, а также смелее приступать к новым видам деятельности. Многие дошкольники сами стали проявлять инициативу контактировать со сверстниками и со взрослыми, у них появился оптимистический настрой, преимущественно бодрое, жизнерадостное настроение, дети проявляли раскованность и свободу в самовыражении.
В настоящее время в современном обществе остро стоит проблема различных эмоциональных расстройств как у взрослых, так и у детей. Наибольшей потребностью в формировании эмоционального благополучия обладают дошкольники 3-5 лет. От эмоционального благополучия зависит насколько счастливым, внутренне защищённым и уравновешенным растёт ребёнок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию.
Для развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников различными исследователями были предложены разнообразные методы психолого-педагогического воздействия на детей, однако занятия по физической культуре целенаправленно не используются для формирования эмоционального благополучия ребят. Разработанная нами методика, с учетом особенностей формирования эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет средствами физкультурнооздоровительных занятий оказала положительное воздействие на формирование эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Таблица1
Динамика изменения уровня эмоционального благополучия дошкольников
" Уровень эмоционального благополучия, ДОУ Номер контрольно го замера Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
ДОУ №103, г. Екатеринбург 1 28 40 32
ДОУ №103, г. Екатеринбург 2 48 44 8
ДОУ «Индра», г. Екатеринбург 1 30 43 27
ДОУ «Индра», г Екатеринбург 2 53 41 6
ДОУ №11, г. Верхняя Пышма 1 27 50 23
ДОУ №11, г. Верхняя Пышма 2 52 44 4
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 366 с.
2. Коротаева Е.В. Проблемы создания эмоционально развивающей среды для детей раннего возраста / Е.В. Коротаева, Л.А. Максимова // Начальная школа плюс До и После, 2007. - N° 5. -С. 1-4.
3. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. - М.: Академия, 2003. - 176 с.
4. Психологический словарь / под ред. В.П. -Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
5. Развитие личности ребенка от трех до пяти / сост. В.Н. Ильина. - Екатеринбург: У-фактория, 2004. - 512 с.
6. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З-. Неверович. - М.: Наука, 1986. - 174 с.
7. Сергеева Н.Ю. Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия младших школьников средствами изобразительного искусства: Дисс ... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2002. - 204 с.
8. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста / А.С. Белкин, В.И. -Яковлев, И.С. Зимина, Б.В. Закирова, Е.Е. Новожилова. - Екатеринбург, 1997. - 64 с.
УДК 373.2 Ю.Н. ЕРМАКОВА ВЛИЯНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В ФУТБОЛ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
В статье рассматривается проблема совершенствования занятий физическими упражнениями с детьми 5-7лет на основе применения элементов игры в футбол и влияние экспериментальной методики на психофизическое развитие дошкольников.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, элементы игры в футбол, психическое развитие, физическая подготовленность.