Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ'

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фатеева Т.Н.

В статье рассматривается важность применение культурных практик при физическом развитии детей раннего дошкольного возраста. Содержит описание культурных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ»

Для детей с РАС песочная терапия это отличный способ выразить свои эмоции, переживания и страхи. Во время игр с песком проявляется способность ребенка создавать символы. Психика спонтанно производит символы, и эта способность активизируется, когда ребенок теряется и не может справиться с внутренней или внешней ситуацией.

Во время коррекционных занятий можно предложить детям:

- расставить заранее подготовленный набор фигурок в том порядке, который он считает нужным (набор фигурок и предметов отражает разные стороны существования человека: люди, животные, растения, дома и другие сооружения и т.д.).

- найти спрятанные в песке сюрпризы (это могут быть различные маленькие предметы которые ребенок любит)

- нарисуй дорожку от домика в домик (используются миниатюры домов)

- песочный дождь (ребенок выставляет ладошку с широко раскрытыми пальцами и взрослый сыпет песок)

- узоры на песке (инструкция: «сделай как я», взрослый рисует на песке различные узоры и фигуры, ребенок рисует рядом)

На основе выше перечисленных заданий можно придумывать любые варианты игр и упражнений.

Стоит оговориться, что в начале занятий песочной терапией некоторые дети боятся прикоснуться к песку. На этом этапе необходимо поощрять ребенка за любое действие возле песочного стола (например: ребенок подошел к столу во время того, как взрослый его пересыпает, поощрение сопровождается словами: «Молодец, ты подошел к песку», «Умница, ты взял песок в руки», «Хорошо, ты рисуешь на песке»). Самым первым и важным шагом для детей стало прикоснуться к песку, постепенно преодолевая этот страх, они учились рисовать волны, пересыпать песок, прятать мелкие игрушки, которых дети боялись.

Песочная терапия помогает развить у детей познавательные способности, сенсорное восприятие, мелкую моторику, навыки ориентировки в малом пространстве, психические функции, скорректировать эмоционально-волевую сферу.

Песочная терапия дает реальные возможности для качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с расстройством аутистического спектра, значительно помогает в развитии эмоциональной заинтересованности воспитанников в занятиях и не только облегчает труд учителя-дефектолога, но и позволяет добиться отличных и устойчивых результатов в работе с детьми с РАС.

Список использованной литературы:

1. Смит Т. Доказательный опыт успешной инклюзии учащихся с РАС. Практическое руководство / Тристрам Смит; Пер.с англ. - М.:Оперант, 2015.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная терапия.- СПб.; Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

©Печеных И.В., Суровцева Н.В., 2021

УДК37

Фатеева Т.Н.

старший воспитатель МАДОУ д/с №42 «Березка» Россия, г. Белгород

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ

Аннотация

В статье рассматривается важность применение культурных практик при физическом развитии детей раннего дошкольного возраста. Содержит описание культурных практик.

Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик.

Культурные практики - это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. [2, с.94].

Для лучшего усвоения программного материала необходимо использовать игровую деятельность, как ведущий вид деятельности дошкольного возраста.

Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые помогают максимально раскрыть потенциальные возможности дошкольников. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем. Сюжетная основа занятия может быть беспредельно разнообразной.

Физическое развитие детей является существенным критерием для оценки состояния и возрастных норм развития, особенно в раннем детстве. Рост и развитие органов и систем организма человека наиболее интенсивно происходит в раннем детском возрасте - в период, когда закладываются основы здоровья взрослого человека.

Актуальность проблемы физического развития детей подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, где задачами являются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностей здорового образа жизни, формирование физических качеств.

На базе МАДОУ д/с № 42 «Березка» г. Белгорода реализуется парциальная программа и авторская технология физического развития детей раннего возраста «Мой веселый, звонкий мяч» (Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова, Л.В. Серых). Данная программа предполагает реализацию целостной системы физического развития детей второго и третьего года жизни.

Приведем примеры культурных практик, составленных на основе примерных сценариев занятий по физическому развитию детей раннего возраста с применением мячей, а также, которые мы проводим с детьми, в рамках реализации программы [1, с.31]:

Культурная практика в подвижной игре «Собери мячи»

Образовательные задачи: развивать ориентировку в пространстве в играх с мячом; формировать элементы произвольности в играх с мячом; воспитывать позитивное отношение к играм; укреплять опорно-двигательный аппарат

Ход игры: Дети стоят в одном конце спортивного зала. У педагога в руках коробка с мячами. По сигналу «раз, два, три» воспитатель выбрасывает мячи из коробки. Дети бегут за ними, каждый берет по одному мячу, кладет его в коробку, которую воспитатель держит на высоте поднятых рук ребенка. Игра повторяется 3 раза

Культурная практика в подвижной игре «Найди мяч»

Образовательные задачи: содействовать развитию быстроты, ловкости, координации движений; воспитывать умение действовать в коллективе сверстников; создавать условия для гармоничного физического и психического развития каждого ребенка.

Ход игры: Дети стоят на боковой линии площадки лицом к воспитателю. Педагог показывает мяч и говорит, что сейчас мяч спрячется, а дети будут его искать. Затем воспитатель предлагает всем отвернуться и закрыть глаза, а сам в это время прячет мяч. По сигналу дети открывают глаза и расходятся в поисках мяча. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мяч, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность. Повторить 2-3 раза.

Таким образом, программа «Мой веселый, звонкий мяч» позволяет комплексно подходить к вопросу физического развития детей на основе использования культурных практик в подвижных играх,

игровых упражнениях, занятиях, прогулках, развлечениях с различными мячами. Список использованной литературы:

1. Волошина Л.Н., Серых Л.В., Курилова Т., Парциальная программа "Мой веселый, звонкий мяч". Физическое развитие детей раннего возраста.2020. С.31

2. Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». 2015. № 5. С. 94

©Фатеева Т.Н., 2021

УДК 373.24

Хафизова И.З.

педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 98» г. Златоуст, РФ

ШКОЛА ПЕРВОКЛАССНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Аннотация

Готовность родителей к новому статусу - родителям школьника, у всех проходит по-разному. Оказать им помощь в подготовке к обучению ребенка в школе, наша обязанность. Цель создания «Школы первоклассных родителей» в этом и заключается. Но создавшаяся ситуация в стране внесла коррективы в работу этой школы. И нам, педагогам, пришлось учиться работать в новых условиях. На помощь нам пришла цифровизация. У всех есть телефоны, дома компьютеры, все зарегистрированы в социальных сетях, а значит, мы можем работать и через эти сети. Так мы создали страницу на канале в УоиТиЬе и научились кодировать игры, задания и консультации.

Ключевые слова

Ребенок, родители, школа, педагог-психолог, учитель-логопед, игры, память,

внимание, мышление, QR-код.

Какое счастье, когда появляется на свет ребенок. Хочется, чтобы он был здоровым, счастливым, чтобы удача сопутствовала ему и чтобы рядом всегда были добрые и честные люди. Каждый родитель старается воплотить все свои мечты в жизни ребенка.

Вот ребенок подрос и пошел в детский сад. Ребенок учится жить и общаться с другими детьми, находить общие интересы. А родители переживают, а вдруг его ребенка не поймут, не помогут, не подскажут. На помощь родителям приходим мы, педагоги детского сада. Рассказываем, подсказываем и, конечно же, успокаиваем мамочек и папочек. Ребенок развивается, растет и очень много интересного узнает в детском саду.

И вот, впереди новая ступень - «школа». И здесь, как всегда, приходят на помощь специалисты детского сада: педагог-психолог и учитель-логопед. Чтобы родители сами были готовы к тому, что их ребенок идет в школу, надо психологически и им быть готовыми. С этой целью в нашем дошкольном учреждении организована «Школа первоклассных родителей». Её задача состоит в том, чтобы оказать психологическую помощь родителям в переходный период к обучению детей в школе.

Как правило, педагог-психолог и учитель-логопед, приглашают родителей на встречу один раз в месяц. Встречи проходят в необычной форме - это:

- родительские ринги (роль игры в подготовке детей к школе);

- круглый стол (разговор об интеллектуальной, мотивационной, волевой и социальной готовности ребенка);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.