игровых упражнениях, занятиях, прогулках, развлечениях с различными мячами. Список использованной литературы:
1. Волошина Л.Н., Серых Л.В., Курилова Т., Парциальная программа "Мой веселый, звонкий мяч". Физическое развитие детей раннего возраста.2020. С.31
2. Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». 2015. № 5. С. 94
©Фатеева Т.Н., 2021
УДК 373.24
Хафизова И.З.
педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 98» г. Златоуст, РФ
ШКОЛА ПЕРВОКЛАССНЫХ РОДИТЕЛЕЙ Аннотация
Готовность родителей к новому статусу - родителям школьника, у всех проходит по-разному. Оказать им помощь в подготовке к обучению ребенка в школе, наша обязанность. Цель создания «Школы первоклассных родителей» в этом и заключается. Но создавшаяся ситуация в стране внесла коррективы в работу этой школы. И нам, педагогам, пришлось учиться работать в новых условиях. На помощь нам пришла цифровизация. У всех есть телефоны, дома компьютеры, все зарегистрированы в социальных сетях, а значит, мы можем работать и через эти сети. Так мы создали страницу на канале в УоиТиЬе и научились кодировать игры, задания и консультации.
Ключевые слова
Ребенок, родители, школа, педагог-психолог, учитель-логопед, игры, память,
внимание, мышление, QR-код.
Какое счастье, когда появляется на свет ребенок. Хочется, чтобы он был здоровым, счастливым, чтобы удача сопутствовала ему и чтобы рядом всегда были добрые и честные люди. Каждый родитель старается воплотить все свои мечты в жизни ребенка.
Вот ребенок подрос и пошел в детский сад. Ребенок учится жить и общаться с другими детьми, находить общие интересы. А родители переживают, а вдруг его ребенка не поймут, не помогут, не подскажут. На помощь родителям приходим мы, педагоги детского сада. Рассказываем, подсказываем и, конечно же, успокаиваем мамочек и папочек. Ребенок развивается, растет и очень много интересного узнает в детском саду.
И вот, впереди новая ступень - «школа». И здесь, как всегда, приходят на помощь специалисты детского сада: педагог-психолог и учитель-логопед. Чтобы родители сами были готовы к тому, что их ребенок идет в школу, надо психологически и им быть готовыми. С этой целью в нашем дошкольном учреждении организована «Школа первоклассных родителей». Её задача состоит в том, чтобы оказать психологическую помощь родителям в переходный период к обучению детей в школе.
Как правило, педагог-психолог и учитель-логопед, приглашают родителей на встречу один раз в месяц. Встречи проходят в необычной форме - это:
- родительские ринги (роль игры в подготовке детей к школе);
- круглый стол (разговор об интеллектуальной, мотивационной, волевой и социальной готовности ребенка);
- деловые карусели (составление модели первоклассника);
- устные журналы (разговор о семейных традициях);
- дискуссии (что означает слово «нельзя»).
В результате ограничительных мероприятий, связанных с пандемией по СОУГО-19, наша «Школа» приобрела режим удаленной работы, перешла в работу онлайн. Теперь с родителями (законными представителями) мы встречаемся на канале УоиТиЬе.
Встречи разбили на блоки - первый блок посвящен развитию памяти у дошкольников. Педагог-психолог рассказывает о видах памяти, о периодах её развития: до года развивается моторная память, до двух лет запоминается большой информационный объем, до четырёх лет развивается механическая, до шести лет преобладает непроизвольное запоминание. Память улучшается с увеличением получаемых знаний. Предложены и продемонстрированы игры, которые можно проводить и в домашних условиях, и во время поездки, в гостях: «Какой игрушки не стало?», «Фотоаппарат», «Узор из палочек», «Волшебная шляпка», «Повтори рисунок». Главная цель этих игр развитие зрительной памяти.
В свою очередь, учитель-логопед рассказывает о необходимости развивать слуховую память, которая очень необходима для процесса обучения в школе. С этой целью были предложены и продемонстрированы такие игры, как «Волшебные звуки», «Добавь слово», «Назови второе слово», «Повтори скороговорку», «Цепочка слов», «10 слов».
Второй блок посвящен развитию психического процесса у дошкольников - внимание. В начале встречи специалист по психологическому развитию дошкольника рассказывает о том, что внимание включает в себя такие понятия, как концентрация, объем, переключаемость. Делает акцент на том, что внимание постоянно надо тренировать. Внимание может быть произвольным и непроизвольным, его нарушение вызывает переутомление, ребенок не следит за событиями, пропускает главное. На первом году жизни у ребенка развито непроизвольное внимание, на втором году появляются зачатки произвольного. С третьего года до пяти лет, ребенок уже действует по словесной инструкции. Ближе к семи годам ребенок уже способен сконцентрировать свое внимание. Предложены игры, которые будут помогать родителям в период подготовки к школе развивать зрительное внимание - «Найди отличия», «Поиск предмета», «Посмотри на меня», «Раскрась картинку», «Рисуем по точкам», «Да и нет не говорить».
Учитель-логопед также отмечает важность развития внимания через речевые игры, такие как «Выбери правильное слово», «Ряды слов», «Исправь ошибку», «Слова перепутались», «Какое слово?», «Кто больше увидит и запомнит».
Третий блок посвящен развитию психического процесса у дошкольников - мышление.
Педагог-психолог рассказывает родителям о том, какие стадии мышления проходят у ребенка в дошкольном возрасте: наглядно-действенное мышление - это метод «проб и ошибок» до трех-четырех лет, далее развивается наглядно-образное мышление, которое длится до шести-семи лет. А словесно-логическое мышление развивается с семи лет. В период подготовки детей к обучению в школе предлагаем поиграть с ребенком в следующие игры - «Кот в мешке», «Лабиринты», «Графические диктанты», «Найди общие свойства фигур», «Сколько животных?».
Специалист речевого развития выделяет ряд игр, которые также необходимы в развитии мышления - «Летает, не летает», «Игра наоборот», «Четвертый лишний», «Картинка загадка», «Лишнее слово», «Придумай загадку».
Также используем QR-код для того, чтобы родители могли в свободное время почитать консультацию, поиграть в предложенные нами игры онлайн, выполнить задания или пройти, созданные нами, квест-игры.
Жизнь не стоит на месте, пройдет еще немного времени и неизвестно, как мы будем общаться с родителями. Но мы знаем точно, помогать психологически и практически родителям необходимо. И тогда они уверенно пойдут провожать своего любимого ребенка первого сентября в школу. А ребенок глядя на них, тоже будет уверен и спокоен. А это самое главное.
Список использованной литературы: 1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем внимание, восприятие, логику. - Ярославль, Изд. Академия
развития, 2006. - 130 с.
2. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя. - Изд. 2-е, Ростов н/Д; Феникс, 2011. - 221 с.
3. Никитин Б.П. Ступени творчества или развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. -160 с.
4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. -Ярославль: Академия развития; Академия Холднг, 2002. - 240 с.
© Хафизова И.З., 2021.
УДК37
Яворская О.И.
Уперенко С.В.
МДОУ детский сад комбинированного вида №16
г. Сердобска
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ, КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
Аннотация
Театр в жизни детей дошкольного возраста- это праздник, всплеск эмоций, сказка. Ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно проживает с героем весь его путь. В процессе театра развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений.
Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене.
В статье анализируются возможные пути решение этой проблемы и описывается личный опыт работы в этом направлении.
Ключевые слова:
театрализованная деятельность, дошкольный возраст, художественно-эстетическое воспитание.
Театрализованная деятельность-это одно из главных направлений в нашем детском саду. Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой
цель- сделать жизнь наших детей насыщенной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Роль педагога в организации и проведении театра велика. Она заключается в постановке перед детьми достаточно четких задач и передачи инициативы детям. Важно умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло, не оставляя без внимания ни одного вопроса.
Игра может изменить отношение ребенка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры - драматизации;
- игры - представления (спектакли).
Как утверждал Л. Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог,