Научная статья на тему 'Песочные миражи'

Песочные миражи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авилова Надежда Николаевна, Иванова Светлана Галимзяновна, Краснолобова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Песочные миражи»

рефератов является одной из самых эффективных частей самостоятельной работы и наряду с другими формами самостоятельной работы позволяет успешно решать задачи по усвоению учебной дисциплины. В дальнейшем качественно подготовленный реферат может послужить основой курсовой работы студента.

На наш взгляд, задача обучения студентов навыкам самостоятельной работы является очень важной. При подготовке к занятиям студентам недостаточно лишь выучить лекционный материал по пройденной теме, необходимо часть времени уделить самостоятельной работе с дополнительной литературой. Это позволяет прорабатывать теоретический материал по соответствующей теме на хорошем уровне, уточнить и дополнить учебные вопросы, рассмотренные преподавателем на лекции. Однако, к сожалению, следует отметить, что многие учебники, изданные в последние годы, перегружены учебным материалом, что усложняет как работу преподавателя, так и самостоятельную работу студентов.

Так, на многих кафедрах организованы, согласно действующим программам, самостоятельные работы под руководством преподавателя. На этих занятиях студенты решают поставленные им ситуационные задачи, причем при формулировании задачи, то есть ее постановке должны быть учтены условия, необходимые для успешного решения задачи, так называемые SMART, то есть задача должна быть конкретной, измеримой, достижимой, определенной во времени и с заданными ресурсами для ее выполнения. Умение правильно ставить подчиненным задачи - это одна из главных задач, которым должны владеть выпускники вузов.

Ясно, что самостоятельная работа студентов вуза должна быть хорошо организована, при этом самостоятельность в них надо развивать постепенно, соблюдая определенные принципы, а именно:

- принцип обязательности. Каждый студент непременно должен самостоятельно выполнять хотя бы небольшое задание: либо сформулировать краткий ответ на вопрос, либо поработать с учебником, либо решить задачу.

- принцип посильности. Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны индивидуально для каждого студента с учетом его способностей и умений

- принцип интересности. Безусловно, что для каждого студента привлекательными являются различные методы и формы работы. Одни хорошо пишут

рефераты, другие готовят отличные презентации, третьи хорошо выступают с докладами. Надо дать возможность студентам преимущественно использовать их любимый метод, умело направляя и организуя их работу.

- принцип постоянной занятости. Студенты не должны скучать на занятии и иметь свободное время. Если студент досрочно заканчивает самостоятельную работу, то надо дать ему дополнительное задание.

Новые и, надо сказать, широкие возможности в самостоятельной работе над учебным материалом открываются с появлением на рабочих местах студентов персональных ЭВМ и ноутбуков. Их использование на самостоятельных занятиях под руководством преподавателя позволяет:

- расширить информационную базу учебных занятий;

- повысить активность студентов из пассивных "поглотителей информации" они превращаются в ее "добытчиков";

- развивать способности к анализу и обобщению, улучшать связанность, широту и глубину мышления;

- облегчить усвоение абстрактного материала, представить его в виде конкретных образов;

- приучить студентов к точности, аккуратности, последовательности действий.

Опыт и организация проведения дифференцированной, самостоятельной работы студентов показывает, что учет индивидуальных особенностей каждого студента позволяет при изучении учебной дисциплины повысить качество знаний, приобретаемых в процессе обучения в вузе.

Выход на новое качество подготовки будущих специалистов в вузе на современном этапе видится в переориентации учебных планов и учебных программ на широкое использование самостоятельной работы студентов, в том числе на младших курсах.

Литература

1. Хуторской А.Д. Современная дидактика. СПб.: Питер. -2001. - 567с.

2. Кудрявцев Ю.М., Астафьев В.В., Казакова У.А. Проблемы исторического образования // Казанские науки .- 2014. №12,- С.12-16.

«ПЕСОЧНЫЕ МИРАЖИ»

Авилова Надежда Николаевна

учитель-логопед высшей квалификационной категории «Детский сад № 32» - компенсирующего вида.

г Стерлитамак РБ. Иванова Светлана Галимзяновна воспитатель высшей квалификационной категории «Детский сад № 32» - компенсирующего вида.

г Стерлитамак Р Краснолобова Ольга Ивановна

воспитатель первой квалификационной категории «Детский сад № 32» - компенсирующего вида.

г Стерлитамак РБ.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов педагогической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

В нашем детском саду был создан проект, основной целью которого является создание и апробация модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности. Вокруг ре-

бёнка с ДЦП совместными действиями различных специалистов создаётся единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя оказалась возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-обра-зовательного процесса при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя в рамках данного проекта является создание и апробирование модели взаимодействия в процессе кор-рекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка посредствам пескотерапии. И как следствие, создание авторской программы, которая в дальнейшем получила красивое название «Зыбкий песок».

В ряде исследований (М.М. Кольцова, М.С. Ру-дина) отмечается значительное влияние пальцевой моторики рук на функционирование речевых зон коры головного мозга. Вместе с тем недоразвитие моторного прак-сиса, как глобальное явление не нашло должной оценки в дефектологии. В практике работы логопедов, дефектоло-гов и воспитателей используются традиционные приемы. И очень редко используются нетрадиционные методы и терапия, такие как пчелиный воск, глина, шерсть, дерево, щетки, арт-терапия, куклотерапия, и наконец, песок, несущие лечебное воздействие на функциональную систему в целом.

Таким образом, неразработанность методов и приемов профилактики и преодоления недоразвития общей и мелкой моторики у детей с речевой патологией, отсутствие методических рекомендаций, учитывающих приро-досообразное развитие ребенка, определяют актуальность предлагаемой программы.

В коррекционно- образовательной практике часто наблюдается обеднение сенсомоторики и гиперувелече-ние логической и речевой информации, изолированно используются символьные операции.

В основном сведения преподносятся в аудиовизуальном режиме (пояснения, показ) и с помощью кинетико-кинестетических упражнений. На речевом уровне игнорируется важнейший этап в становлении «человека, говорящего», как сопряжение речи с действиями (обговаривание бытовых, трудовых, игровых, изобразительных, мыслительных процессов), названный Выготским эгоцентрической речью. Она необходима для выработки умений и навыков связывания содержания события и речевых форм его выражения, согласования невербальных и вербальных способов освоения информации, а также образования намерения и плана деятельности и высказываний. Ведь именно песок иногда не требует говорения, как продукта речевой деятельности, и исподволь, ненавязчиво готовит ребенка к говорению и дает стимул и возможность осмысления, планирования высказывания.

Объектом изучения явился процесс коррекции и образования дошкольников с церебральным параличом по-средствам игр с песком (пескотерапии). Коррекция, развитие и образование проводились комплексно усилиями психолога, дефектолога, логопеда, воспитателя и родителей. При этом четко определено как место каждого участника процесса, так и система взаимодействия этих лиц.

Предметом изучения явились закономерности появления у ребенка ожидаемых качеств при создании условий работы с песком (песочной терапии) в коррекционно-образовательном процессе.

Целью изучения — повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса с детьми ДЦП посредствам пескотерапии.

Гипотеза: выявив особенности общей и ручной моторики у детей старшего возрасти с речевой патологией, уровень развития познавательных процессов, наметив и проведя коррекционную работу с использованием песко-терапии, мы сможем компенсировать двигательные дефекты, устранить или приглушить психические и речевые расстройства.

Задачи изучения:

1. Изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта в области коррекционно- педагогической работы дошкольников с ДЦП по креативной терапии.

2. Психолого-педагогическое обследование дошкольников с ДЦП.

3. Определение ожидаемого результата педагогической работы в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и общества.

4. Определение путей достижения ожидаемого результата работы.

5. Определение содержания педагогической работы.

6. Разработка, апробация и оценка эффективности программы по пескотерапии и ее место в коррекци-онно-образовательном процессе.

Содержание обучения, воспитания и развития по программе «Зыбкий песок».

Детям, имеющим поражение ЦНС, свойственны разнообразные сложные двигательные, сенсорные, эмоционально-волевые, когнитивные и речевые нарушения. Поэтому, мы считаем, весьма важным является раннее введение вспомогательных средств общения и технологий поддержки, которые позволяют развить врожденные способности ребенка.

В качестве таких технологий в нашем детском саду применяется арт-терапия (рисование песком), песочная игра, средством общения выступает игровая терапия - способ коррекции, развития и обучения эмоциональных, поведенческих, двигательных и речевых нарушений и развитие коммуникации у детей, в основу которого положена игра.

Мы не суживаем себя рамками песочной терапии, применяя различные виды креативной терапии в коррек-ционно-образовательном процессе: это и сказкотерапия, в которую входят арт-терапевтические техники, телесно-ориентированные техники, игротерапия, но «царицей всея» мы все-таки взяли песочную терапию.

Техники, используемые в работе с детьми, подчинены решению конкретных задач: концентрации внимания, обеспечить поддержку, получить одобрение от детей и взрослых, стимуляция познавательной, двигательной, речевой деятельности, стремление и желание ребенка к общению. Просто в игру с детьми вносится эмоционально-смысловой комментарий. Это такой комментарий, который нам позволяет «поймать» смысл произносимых звуков, слов, фраз ребенка и его действий. Эмоционально-смысловые комментарии должны быть привязанными к опыту ребенка

В игре мы пытаемся развить потенциальные возможности ребенка, при этом возникает необходимость активно пользоваться речью на положительном фоне. Рас-тормаживание речи, психики, движений (т.е. «подхлестывание» двигательной и речевой инициативы) идет в следующих направлениях:

Провоцирование на непроизвольное подражание действиям, мимике, интонациям взрослого;

Повторение ребенком

Самостоятельная игра.

Основными принципами педагога, которые образуют базис проигранных отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка - это естественность, безусловное принятие, понимание. Игра с песком - это дать ребенку возможность избавиться от проблем с помощью фантазий, которые воплощаются на песке и с песком и формирование ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями и желаниями, мотивами и целями. Игра с песком - это процесс, песочный лоток - это средство, а песочный мир - это законченный продукт деятельности ребенка. Позиция педагогов - это «активное присутствие» в песочных играх. В процессе игры активизировать все имеющиеся возможности ребенка, развить его личность, психические функции, речевую активность и коммуникацию в целом.

Коррекционно-развивающая деятельность логопеда и воспитателя в нашем учреждении представляет собой целостную систему, исполняющую диагностическую, коррекционно-развивающую и профилактическую функции.

В работе с детьми, имеющими двигательные нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия логопеда и воспитателя для согласованности проводимых ими мероприятий при работе с песком. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, также развитие и коррекция эмоциональной сферы, развитие и коррекция речевых нарушений.

Нами был разработан план по сопровождению детей коррекционных групп.

Содержание работы согласно данному плану распределяется условно на три периода (в соответствии с программой для коррекционных групп детского сада) и осуществляется, учитывая все формы взаимодействия: с детьми, педагогами и родителями.

Основой преемственности является активизация развития детей в различных сферах деятельности. Для воспитателя главным в этом плане становится активизация функционального потенциала ребенка. Коррекция нарушений в развитии речи - прерогатива логопеда, задача воспитателя- активизация речевой деятельности ребёнка.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие логопеда и воспитателя в нашем дошкольном учреждении: - проведение и обсуждение результатов диагностики: логопед обследует речь, в том числе и её эмоциональные стороны, воспитатель обследует уровень развития общей и мелкой моторики и состояние игровой деятельности детей.- кор-рекционно-развивающие занятия На логопедических помимо коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, формирования связной речи с использованием игр и упражнений с песком, активизируются психические процессы, изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту с применением пескотерапии активизируется речевое высказывание детей, формируются навыки общения, отрабатываются стойкие стереотипы поведения, развивается стойкий познавательный интерес; На занятиях воспитателя закрепляются полученные навыки, обогащается активный словарь, организуется и поощряет как самостоятельные игры с песком, так и во время занятий художественно-продуктивной деятельностью;- интегрированные занятия с детьми; Совместная работа логопеда и воспитателя с детьми с исполь-

зованием песка; - праздники с использованием песка, спектакли, конкурсы родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются психолого -педагогические вопросы, речевого развития, общей и мелкой моторики.

Диагностика дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную карту.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Предлагаемые занятия, игры, упражнения рассчитаны на детей от 5-8 лет и распределены по блокам

I блок «Песочные говорилки» - блок коррекцион-ных игр и упражнений, проводимых учителем-логопедом;

II блок - «Песочная фантазия» - блок коррекцион-ных игр и упражнений, проводимых воспитателем.

I блок «Песочные говорилки» - блок коррекционных игр и упражнений, проводимый учителем-логопедом, в который входят разделы:

1. «Песочная игра» - игры на развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенность в себе, внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.

2. «Песочная мастерская» - игры на развитие культуры и техники речи,

3. «Песочная грамотейка» - игры, направленные на формирование и совершенствование фонетико-фо-нематического строя речи;

4. «Песочные буквы» - игры, направленные на профилактику и коррекцию дислексии и дисграфии у детей 5-7 лет.

5. «Песочные думки» - игры, направленные на развитие связной грамматически правильной речи;

6. «Песочные диктанты» - игры, направленные на обучение чтению и письму.

II блок - «Песочная фантазия» - блок коррекционных игр и упражнений, проводимый воспитателем, в который входят разделы:

1. «Пальчик, рука, ладошка» - игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущения и восприятие) и активизация «мануального, ручного интеллекта»;

2. «Песочная кладовая или Песочное хранилище» -игры, направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы (мимика, моторика рук, общая координация движений и пространственной ориентировки);

3. «Песочный калейдоскоп» «Песочные эмоции» -игры, направленные на коррекцию и развитие эмоционально-волевой сферы;

4. «Зоркий глаз» - игры, направленные на коррекцию и развитие произвольного внимания и памяти, развитие глазомера;

5. «Песочное чудо» - игры, направленные на коррекцию и развитие коммуникативных навыков (навыки общения);

6. «Песочные Умейки» - игры, направленные на коррекцию и развитие элементарных математических представлений;

7. «Песочная грамота» - игры, направленные на развитие фонематического слуха и обучение чтению и письму;

8. «Песочные Знайки», «Хрупкий песок» - игры, направленные на знакомство с окружающим миром;

9. «Песочный рисунок», «Послушный песок» - игры, направленные на формирование творческих способностей ребенка (рисование песком).

Игры II блока могут быть использованы на всех видах занятий, проводимых воспитателем самостоятельно, так и во время коррекционного часа по заданию логопеда. Интегрированная, совместная деятельность специалистов и воспитателя предполагает использование игр как на занятиях логопеда, так и воспитателя (выборочно), активный словарь подбирается и «нанизывается», как кольца на пирамиду, в зависимости от изучаемой лексической темы.

Структура занятий ««Песочные говорилки»

Структура занятий учителя -логопеда строится в зависимости от того, отрабатывает ли логопед лексико-грамматические категории, или формирует фонетико- фонематический строй, или развивает навыки связной речи.

Логопед использует при планировании занятий лексико-грамматический подход, не ограничивая тем самым активный словарь и пассивный, на базе которого формируется та или иная грамматическая конструкция.

Организационный момент Песочная игра

«Песочная мастерская» объяснение нового материала

Закрепление полученных знаний в песочнице на фронтальном наглядном материале.

Динамические паузы в, физминутки, игры с пальчиками.

Закрепление полученных знаний в песочнице на индивидуальном наглядном материале.

Итог занятия.

При планировании занятий по формированию и совершенствованию навыков связной речи, не уходя от традиционных форм организации и проведения занятий, логопед переносить пересказы рассказов по демонстрируемому действию, составление рассказов по демонстрируемому действию, пересказы рассказов с использованием фланелеграфа и пр., в песочницу, моделируя сюжеты на песке. Благодатным материалом является песочница для творческих рассказов, который в коррекци-онной педагогике является наиболее сложным. Добавление в песочный сюжет предшествующих и последующих событий, изменяя время и место, результат действия (просто берется другая песочница) и сюжет спокойно «переезжает», переносится, на песке легко включить и исключить объекты, или составить рассказ по комплекту игрушек, находящихся в песочнице и пр..

Структура занятий ««Песочная фантазия»

Специфика работы воспитателя коррекционной группы состоит в том, что воспитатель работает по плану специалистов (занятия по физической культуре проводит физкультурный инструктор, развитие элементарных математических представлений проводит дефектолог), а воспитатель - развитие речи, ознакомление с окружающим, занятия по изодеятельности.

В рамках указанной лексической темы, воспитатель по ознакомлению с окружающим проводит текущие и итоговые беседы, рассматривает объекты и предметы, составляет сравнительные рассказы, моделирует всевозможные сюжеты на песке с использованием различного материала, фигурок, игрушек, разыгрывает совместно с детьми игры-драматизации и пр.

Игры, направленная на развитие внимания и памяти. игры из разделов «Зоркий глаз», «Песочный калейдоскоп», «Песочное чудо» и др.

Беседа, рассказ воспитателя (по изучаемой лексической теме), проблемная ситуация и пр. - игры из разделов «Песочные Знайки», «Хрупкий песок» и пр.

Игры на развитие психомоторной, сенсорно-перцептивной сферы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закрепление полученных знаний: рассказы детей с демонстрацией действий, разыгрывание по ролям, творческие рассказы и пр. Итог занятия.

Правила поведения: говорить негромко (не кричать); сидеть спокойно (не вставать); смело показывать свои способности (не стесняться); заботиться друг о друге (не обижать); помогать друг другу (не смеяться); внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому).

Структура занятий специалистов и воспитателя разработана с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач программы, она очень подвижна, может меняться: игры и упражнения варьируются в зависимости от возраста, двигательных, интеллектуальных, речевых возможностей детей.

Занятия учителя-логопеда длительностью 25-30 минут проводились в кабинете учителя-логопеда с подгруппой детей из 2-4 человек и индивидуально, длительность индивидуальных занятий - 15 минут. Воспитатель игры и занятия с детьми организовывал индивидуально и с подгруппой в свободной деятельности детей, в основном во вторую половину дня- во время свободных игр и во время коррекционного часа по заданию учителя-логопеда.

Формы работы с детьми: Данная программа предполагает, как подгрупповые, так и индивидуальные формы организации работы.

Итог: разработанная программа позволила: - совершенствовать психологическую базу речи: память, внимание, восприятие, мышление; - формировать у детей стойкий познавательный интерес и самостоятельно корректировать эмоциональные состояния;- выработать ловкость и умение управлять своими движениями;- выработать у детей четкую громкую, интонационно-выразительную речь;- подготовить руку к быстрому усвоению навыков письма

Список используемой и рекомендуемой литературы

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Издательство «Лань»,2003.

2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. - М.: АРКТИ, 2002.

3. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

4. Подобед С.О. Детский сад: или - как им управлять. Красноярск, 2003.

5. Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи . -Мн.: «Аверсэв», 2005.

6. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: «ТЦ Сфера», 2003.

7. Клюева Н.В Касаткина Ю.В. Учим детей обще-нию.Ярославль,1996.

8. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Ярославль, 2000.

9. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.,2000.

10. Зинкевич-Евстегнеева.Т.Д. Путь к волшебству. С-Пб.,1998.

11. Зинкевич-Евстегнеева.Т.Д. Как помочь особому ребенку. С-Пб.,2000.

12. Зинкевич-Евстегнеева.Т.Д.Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера»,2001.

13. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. -М: Мозаика-Син-тез.2006.

14. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. -М: Мозаика-Син-тез.2006.

15. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж:ТЦ «Учитель», 2004.

16. Волшебная страна внутри нас. Программа эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста. Липецк, УМЦ. 2004.

17. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать. М., 2001.

18. Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.Н. Ранняя диагностика нарушения ДЕНЬ ЗА ДНЕМ ГОВОРИМ И РАСТЕМ, чтения и его коррекция. М., 2000.

19. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб., 1997.

20. Костпромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2006.

21. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. М., 1999.

22. Лалаева РМ., Бенедиктова ЛВ. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.

23. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. М., 2002.

24. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.

25. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1997.

ВЛИЯНИЕ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ АКЦИЙ ПО СБОРУ МАКУЛАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАНЫХ БАТАРЕЕК

Масштаб воздействия человеческого общества на природу все более возрастает, негативно влияя на условия жизни самого человека. Во многом это происходит из-за недостаточного уровня экологической культуры членов общества. Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств [1].

Основной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры личности. В экологическом воспитании можно выделить две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Экологическое сознание-это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле [2]. Экологическое сознание формируется на уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. Экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности [3].

Для исследования экологической культуры школьников мы проверили их отношение к использованным химическим источникам тока (ХИТ).

Подростки уже являются активными потребителями элементов автономного питания, в тоже время они

Барк Елизавета Дмитриевна

К.б.н., учитель ГБОУ «Школа 1474», Москва.

Алимова Асия Равилевна

Учитель ГБОУ «Школа 1474», Москва.

мало задумываются о последствиях попадания использованных батареек на свалки и мусоросжигательные заводы вместе с бытовым мусором.

Мы провели предварительный опрос учащихся 511 классов нашей школы на предмет их поведения по отношению к использованным батарейкам. На выбор давалось пять вариантов ответа, описывающих поступок ученика после того как он выяснил, что батарейка нуждается в замене. Мы получили следующие результаты:

1. просто в мусор 62%

2. меня это не интересует 18%

3. я не пользуюсь батарейкам 10%

4. я накапливаю батарейки, но не знаю, куда их деть 5%

5. я накапливаю батарейки и сдаю их в специализированные пункты 5%

Исходя из этих результатов, мы сделали вывод о крайне беспечном отношении школьников к таким токсичным бытовым отходам как химические источники тока (ХИТ).

В связи с вышеизложенным, мы поставили себе цель повлиять на экологическую культуру школьников при помощи ряда внеклассных мероприятий. Мы провели в школе три крупные кампании с интервалами в полгода и проанализировали влияние наших мероприятий на экологическое поведение школьников:

1. сбор использованных батареек 1 -28 февраля 2014г

2. сбор макулатуры 10-31октября 2014

3. сбор использованных батареек 1-28 февраля 2015г Каждая из кампаний включала в себя ряд мероприятий, в подготовке и проведении которых были задействованы ученики разных возрастных категорий. Все три кампании были построены по одному плану и включали максимально разнообразные виды деятельности:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.