Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И "ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ" ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА (ПО МАТЕРИАЛАМ ШАТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И "ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ" ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА (ПО МАТЕРИАЛАМ ШАТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The health status was studied in 223 preschool children from a kindergarten in the town of Shatura, Moscow Region. All the children were divided into groups according to their health status and physical development. The proportion of children unready to go to school was 32.2%.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И "ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ" ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА (ПО МАТЕРИАЛАМ ШАТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

10. Кощеев В. С., Кузнец Е. И. Физиология и гигиена индивидуальной защиты человека в условиях высоких температур. — М., 1986.

11. Маршак М. Е. Метеорологический фактор в гигиене труда. - М., 1931.

12. Райхмап С. П., Римская Л. М. Некоторые закономерности формирования функционального состояния человека при выполнении физической работы в условиях перегрева человека. — М., 1982. — С. 151 — 153.

13. Слоним А. Д. Животная теплота и ее регуляция в организме млекопитающих. — Л., 1952.

14. Сухарева Л. М. // Гигиена детей и подростков — важнейшее звено профилактической медицины. — М., 1989. - Ч. 1. - С. 74-86.

15. Сухарева Л. М., Краморепко И. Б. // Функциональные адаптационные возможности детей и подростков. — М.,

1974. - С. 50-53.

16. Сухарева Л. М., Краморепко И. Б. // Производственные факторы и чувствительность к ним подростков. — М.,

1975. - С. 7-35.

17. Windham С. Н., Slridom N. В., Vjrrison J. F. et al..// J. appl. Physiol. - 1965. - Vol. 20, N 1. - P. 37-45.

Поступила 07.02.95

Summary. The paper recommends biological control via ergo-thermal exposure to increase hygienic quality regulation in this sphere, presents an algorithm of biological control and diagnosis, and shows specific features of the diagnostic algorithm for the warm-blooded organisms.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1995 УДК 613.954:572.51

В. Р. Кучма, Т. ¡0. Виишевецкая, А. Г. Платонова ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И "ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ" ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА (ПО МАТЕРИАЛАМ ШАТУРЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

ММА им. И. М. Сеченова

В современных условиях интенсификации обучения детей профилактика заболеваний детского населения чрезвычайно актуальна. Интегральным показателем результативности профилактических мероприятий и основанием для дальнейших оздоровительных программ служит состояние здоровья, в том числе и психического [9].

Отмечается тенденция к ухудшению состояния психического здоровья: число школьников абсолютно здоровых психически снижается с 30% в 1-м классе до 16% в 9-м [10]. Это диктует необходимость ранней оценки состояния здоровья ребенка, включая и физическое развитие, как до поступления в школу, так и на переломных этапах обучения (1, 4, 7, 11-й классы). Особенно это важно в отношении хронически больных детей, детей с пороками развития и наследственными заболеваниями — таких ежегодно рождается около 60 тыс. [8].

По данным Р. Р. Шиляева и соавт., в последние годы отмечается тенденция к росту числа детей, выделенных с рождения во II (50—70%) и III группы здорозья (до 40%) [11]. Л. А. Жданова отмечает, что у этих детей поломка адаптивных механизмов при поступлении в школу с возрастом не компенсируется, а усугубляется [4].

Мы изучили состояние здоровья детей и степень их морфофункциональной готовности к систематической умственной деятельности в условиях школы. Обследовано 223 ребенка, посещающих старшие группы детских садов Шатуры Московской обл. Состояние соматического здоровья детей оценивали путем выкопировки данных из медицинской документации с верификацией их результатами собственного медицинского осмотра. Анализ представлен в табл. 1.

Группу абсолютно здоровых детей — I группа здоровья составили 17,5% обследованных (8,5% мальчиков и 9,0% девочек), II группу — 37,7% (18,4% мальчиков и 19,3% девочек). У детей II группы здоровья, как у мальчиков, так и у девочек, отмечалось отставание в биологическом развитии в сочетании с дисгармоничностью мор-

фофункционального состояния из-за снижения функциональных показателей и степени развития морфологических признаков (14—15% в каждой возрастно-половой группе). Среди мальчиков частоболеющими было признано 12,4%, среди девочек — 14,5%. Кроме того, выявлены функциональные шумы сердца у 5% мальчиков и 3,6% девочек. Нарушение опорно-двигательного аппарата (сколиоз I степени) обнаружено у 3 девочек, катар верхних дыхательных путей и заболевание кожи — по 1 случаю в каждой возрастно-половой группе.

III группу здоровья составили 44,8% детей (23,8% мальчиков и 21,0% девочек). У 30% обследованных выявлен множественный и тотальный кариес (им страдают каждый 3-й мальчик и каждая 4-я девочка); дискинезия желчевыводя-щих путей обнаружена у одной девочки; сколиоз II степени — у 5,3% мальчиков и 10,9% девочек. Заболевания кожи (аллергические дерматиты) выявлены у 2,7% обследованных, причем поровну у мальчиков и девочек. Хронические заболевания ЛОР-органов, органов дыхания, нервной системы, заболевание почек и эндокринной системы обнаруживались в единичных случаях в каждой возрастно-половой группе и составили 4,5%. Детей с IV группой здоровья нами не выявлено.

Таблица 1

Состояние здоровья детей 6-лстнего возраста Шатуры (1994 г.)

Группа здоровья

Пол 1 II III

абс. % абс. % абс. %

Мальчики

(«= 113) 19 16,8 41 36,3 53 46,9

Девочки

(« = ПО) 20 18,2 43 39,1 47 42,7

Все го...

(п = 223) 39 17,5 84 37,7 100 44,8

Индивидуальная оценка физического развития предусматривала оценку уровня биологического развития и степень гармоничности морфо-функционального состояния, что позволило установить следующее (табл. 2). Дети, у которых биологический возраст (Б) соответствовал паспортному (П), составили 55,6%, дети с опережением в биологическом развитии — 8,6% и с отставанием — 35,8%.

Среди детей с дисгармоничным морфофунк-циональным состоянием независимо от биологической зрелости избыточная масса тела имелась у 8,1%, а ее дефицит — у 17,5%. У детей с резко дисгармоничным состоянием отмечался чрезмерный избыток массы тела.

Исходя из положения о зависимости между уровнем физического развития и состоянием здоровья [6], все обследованные были разделены по степени риска развития заболеваний. Ко II степени риска развития заболеваний (вероятность значительна) отнесено 16,6% обследованных, к III степени риска (вероятность развития заболеваний максимальна) — 0,9%.

Полученные результаты сопоставили с данными Т. Ю. Вишневецкой за 1974—1977 гг. [3, 5] — табл. 3.

Сравнительный анализ показывает снижение количества детей (с 82,2 до 55,6%), у которых биологический возраст соответствует паспортному, при увеличении более чем в 3 раза детей с отставанием в биологическом развитии. Количество детей с опережением в развитии несколько увеличилось (с 6,5 до 8,6%). Количество детей с гармоничным морфофункциональным состоянием снизилось с 78,4 до 73,5% в 1994 г. за счет увеличения количества детей с дисгармоничным состоянием с 21,6 до 25,6% при одновременном выявлении в этом году детей с состоянием рез-кодисгармоничным (0,9%).

Кроме того, нами определялась готовность детей к систематическому обучению в школе. Многочисленными исследователями [1, 2, 5] была доказана зависимость качества выполнения теста Керна — Иразека от состояния здоровья, уровня биологического развития ребенка, развития речи, адаптации к новым условиям в школе, последующей работоспособностью и успеваемостью первоклассников на начальном этапе обучения.

Нами установлено, что среди обследованных только 1/5 детей (18,5%) выполнили тест Керна

Таблица 2

Физическое развитие детей 6-летнего возраста Шатуры (1994 г.)

Уровень физического развития, %

Пол уровень биологического развития морфофункциональное состояние

Б = П Б > П Б < П гармоничное дисгармоничное резко дисгармоничное

Мальчики («= 113) Девочки (и = 110) 48,7 62,7 11,5 5,5 39,8 31,8 61,9 85,5 37,2 13,6 0,9 0,9

Всего... (п = 223) 55,6 8,6 35,8 73,5 25,6 0,9

Таблица 3

Сравнительная оценка физического развития детей 6-лстного возраста Шатуры (1994 г.) и Москвы (1974 г.)

Уровень физического развития, %

Год исследова- уровень биологического развития морфофункциональное состояние

ния Б = П Б > П Б < П гармоничное дисгармоничное резко дисгармоничное

1974 82,2 6,5 11,3 78,4 21,6 О

1994 55,6 8,6 35,8 73,5 25,6 0,9

— Иразека с оценкой "зрелые", половина (49,3%)

— с оценкой "среднезрелые" и 1/3 (32,2%) — "незрелые", причем количество "зрелых" мальчиков ниже, чем девочек (8,7 и 28,7% соответственно). К "среднезрелым" было отнесено почти равное количество мальчиков и девочек (50,9 и 47,5% соответственно), "незрелых" мальчиков было больше, чем девочек (40,4 и 23,8% соответственно).

При сравнении качества выполнения теста Керна — Иразека обследованными детьми в Шатуре в 1994 г. с данными, полученными в 1974 г., выявлено заметное снижение (почти в 1,5 раза) числа как "зрелых", так и "среднезрелых" детей при очевидном увеличении "незрелых". Количество детей, не готовых к систематическому обучению в школе, в 1974 г. составило 6,7%, а в 1994 г. - уже 32,2%.

Таким образом, нами отмечено снижение темпа биологического развития детей на фоне смещения их морфофункционального состояния в сторону дисгармоничности. В состоянии здоровья 6-летних детей наблюдается ухудшение, которое сопровождается увеличением степени риска развития заболеваний. Это не могло не сказаться на функциональной готовности детей к обучению в школе, что позволяет считать проблему систематического обучения детей в общеобразовательной школе с 6-летнего возраста требующей всестороннего изучения.

В целом ряде случаев подготовка детей к обучению либо вовсе не проводится, либо проводится не на должном уровне. Нередко родители по экономическим соображениям торопятся отправить своего ребенка в школу и на его неокрепший и незрелый организм ложится вся тяжесть школьной программы. Здесь была бы полезна разъяснительная и воспитательная работа с родителями. Учитывая, что в последнее время увеличилось число школьников с девиантными формами поведения [7], было бы желательно ужесточить требования как к отбору детей, так и к условиям обучения этих детей в общеобразовательной школе с обязательной коррекцией программы.

Литература

1. Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. // Всесоюзная конф. по вопросам состояния здоровья детей дошкольного возраста: Тезисы. — М., 1973. — С. 8.

2. Ветер Л. А. // Дошкольное воспитание. — 1972. — № 8. - С. 57.

3. Вишневецкая Т. Ю. // Социальная среда и здоровье подрастающего поколения. — М., 1974. — С. 21—22.

4. Жданова Л. А. Системная деятельность ребенка при адаптации к школьному обучению: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1990.

5. Кардашенко В. Н., Вишневецкая Т. Ю. // Гиг. и сан. — 1975. — № 1. — С. 40-44.

6. Кардашенко В. Н. // Всстн. Рос. АМН. - 1993. — № 6. - С. 77—79.

7. Кучма В. Р., Баль Л. В., Брязгунов И. П., Платонова А. Г. // Гиг. и сан. - 1994. - № 5. - С. 9-11.

8. Сарычева С. Я. Ц Педиатрия. - 1990. - № 12. - С. 4-10.

9. Сердюковская Г. Н. // Гиг. и сан. — 1993. — № 8. — С. 45-48.

10. Хамаганова Т. Г. // Там же. — № 7. — С. 34-40.

11. Шиляев Р. Р., Солнцев А. А., Филькина О. М. Ц Педиатрия. - 1990. - № 11. - С. 78-84.

Поступила 21.04.95

S u m тагу. The health status was studied in 223 preschool children from a kindergarten in the town of Shatura, Moscow Region. All the children were divided into groups according to their health status and physical development. The proportion of children unready to go to school was 32.2%.

© Т. Л. ИЗОТОВА, 1996 УДК 613.954:613.731]:681.31

Т. А. Изотова

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭВМ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ дошкольников

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Широкое распространение компьютеров в повседневной деятельности человека стазит перед врачами-гигиенистами целую серию проблем, срочное разрешение которых необходимо в связи с охраной здоровья людей. Персональные ЭВМ (ПЭВМ) являются достаточно новым и еще малоизученным фактором внешней среды, который, безусловно, тем или иным образом влияет на функциональное состояние организма человека. В связи с этим особую роль играет изучение влияния этого фактора на детский организм, находящийся в процессе роста и развития.

Лабильность функциональных систем растущего организма способствует быстрой его адаптации к меняющимся факторам внешней среды, но, с другой стороны, еще только формирующийся организм ребенка дошкольного возраста не способен адекватно реагировать на сильные продолжительные воздействия, что может привести сначала к функциональным расстройствам, а затем и к патологическим процессам.

Работа на ПЭВМ отличается от других видов деятельности значительным изменением нервно-эмоционального статуса, требует напряженной работы зрительного анализатора, сопровождается вынужденной рабочей позой. Это связано с тем, что пользователю ПЭВМ приходится считывать информацию с видеотерминала ПЭВМ, рассматривать цифры, буквы, рисунки на светящемся экране видеотерминала. Статическая сидячая поза при этом вызывает напряжение плечевого пояса, и, следовательно, неправильно выбранный режим работы может привести к нарушению осанки, а длительное напряжение зрительного анализатора может вызвать необратимые патологические изменения. Влияние работы на ПЭВМ на здоровье не ограничивается возникающей патологией костно-мышечной системы и зрительного анализатора. Неблагоприятное его действие может проявиться в возникновении контактного дерматита (в результате сухости и ионизации воздуха в рабочем помещении), синдромов астенопии, выраженного стресса [2—4]. Хотя эти неблагоприятные влияния были впервые обнаружены у операторов-профес-сионалов, нельзя не учитывать возможность по-

явления их и у обучающихся детей и подростков при неправильном гигиеническом нормировании занятий. Поэтому совершенно ясна необходимость всестороннего изучения состояния здоровья детей и подростков, работающих на ПЭВМ, особенно детей дошкольного возраста, нормирования их занятий и его гигиенического обеспечения. Это диктуется широким распространением ПЭВМ в учебно-воспитательном процессе детских садов.

К сожалению, в мировой литературе нет основополагающих работ, посвященных исследованию состояния здоровья дошкольников, обучающихся в игровой форме работе на ПЭВМ. В связи с вышеизложенным мы провели работу, результаты которой позволяют решить вопрос о влиянии занятий с ПЭВМ на состояние здоровья дошкольников.

В Институте возрастной физиологии РАО в течение 5 лет изучалось состояние здоровья дошкольников, в учебной программе которых используется ПЭВМ в процессе 30-минутных развивающих занятий. Суммируя данные зарубежных исследований, касающихся состояния здоровья операторов ПЭВМ, и учитывая особенности влияния работы с дисплеем на различные физиологические системы организма, мы разработали программу исследования состояния здоровья дошкольников 5—6 лет, которую и выполнили. Программа включала:

— оценку физического развития — одного из основных показателей состояния здоровья детей (физиометрия, антропометрия);

— тщательное изучение состояния органа зрения — остроты, характера глазного дна, особенностей аккомодации, симптомов астенопии;

— изучение психоневрологического статуса совместно с психоневрологом с учетом жалоб на быструю утомляемость, плохой сон, раздражительность и выяснение причины этих явлений и их связи с работой на компьютере, так как иллюстрация состояния стресса, переутомленности — наличие вегетососудистой дистонии;

— изучение состояния сердечно-сосудистой системы по обычной педиатрической схеме;

— изучение состояния костно-мышечной системы — в основном осанки детей, наруше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.