Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В Г. ОРЛЕ'

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В Г. ОРЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В Г. ОРЛЕ»

2. Ильин Б. Н. // Сов. здравоохр.— 1987,— № 6,—С. 17—21.

3. Шапошников Е. А. Ц Гиг. и сан,— 1985,— № 10,— С. 52—55.

4. Ямпольская Ю. А. // Мед. реф. журн. VII.— 1990.— № 1.— С. 26-29.

5. Ейеп О. О. // АгйЬгоро!. к6г1,— 1986.—Уо). 30, N 1—2,— Р. 3—4.

6. 8а£ег О. // Апа1. Апг.— 1985.— Вс1 158, N 5.— Б. 425-436.

Поступила 28.05.91

© С. Г. ДРОНОВА, 1993 УДК 572.51-053.4

С. Г. Дронова

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В Г. ОРЛЕ

Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова

Физическое развитие является важным показателем здоровья растущего организма. Динамические наблюдения за физическим развитием на уровне детской популяции позволяют выявлять влияния меняющихся условий жизни на рост и развитие детей и своевременно осуществлять оздоровительные и санитарно-гигиенические мероприятия, направленные на охрану и укрепление их здоровья.

Изучение физического развития приобрело особое значение в связи с акселерацией роста и созревания человека, наблюдавшейся в последние десятилетия. Ускорение физического развития дошкольников в нашей стране за последние 10— 20 лет отмечалось многими исследователями [1—3, 6]. Однако в последнее время появились сообщения об относительном спаде явлений акселерации [4, 5]. Объективная оценка акселерации физического развития человека весьма важна для решения многих задач здравоохранения, просвещения, физического и трудового воспитания.

В 1990 г. был проведен анализ физического развития и состояния здоровья 780 детей 4—7 лет в 5 дошкольных учреждениях г. Орла. Использовалась общепринятая антропометрическая методика. Сравнение основных показателей физического развития, полученных в настоящем исследовании (1990 г.), с показателями 1977 г. не выявило достоверных различий в средних значениях длины и массы тела (см. таблицу). В то же время показатели окружности грудной клетки достоверно уменьшились во всех возрастно-половых группах. Так, средние значения окружности грудной клетки в 1977 и 1990 гг. у мальчиков 4 лет составили соответственно 55,27 и 52,9 см, у девочек 4 лет — 53,59 и 51,48 см, у мальчиков 5 лет — 57,01 и 56,06 см, у девочек 5 лет — 55,5 и 53,56 см, у мальчиков 6 лет — 58,55 и 57,2 см, у девочек 6 лет — 57,49 и 56,22 см (р>0,01).

Уровень биологического развития определяли по показателям длины тела, погодовым прибавкам

длины тела, коэффициенту отношения окружности головы к длине тела; дополнительным критерием служила смена молочных зубов постоянными. В уровне биологического развития за исследуемый период достоверных различий не выявлено. У подавляющего большинства детей (75 %) биологический возраст соответствовал паспортному. Установлено опережение биологического возраста у 9 % и отставание у 16 % дошкольников. Среди детей, у которых биологическое развитие соответствует возрасту, у 89 % было гармоничное морфофункциональное состояние, у 11 % — дисгармоничное. Из детей с опережением биологического возраста гармоничное морфофункциональное состояние было у 71 %, дисгармоничное — у 29 %. В группе детей с отставанием биологического возраста дисгармоничное морфофункциональное состояние отмечено у 12,2 %. Наиболее высокий процент детей с дисгармоничным морфофункциональным статусом отмечен в группе обследованных 5-летнего возраста. Среди девочек во всех возрастных группах (кроме группы 5 лет) был больший процент случаев дисгармонии. С возрастом число детей с дисгармоничным морфофункциональным состоянием неуклонно увеличивается за счет избытка массы тепа. Так, среди мальчиков 4 лет дисгармоничное состояние за счет избыточной массы тела отмечено у 40 %, за счет дефицита массы — у 60%, в возрасте 5 лет — соответственно у 54,5 и 44,5 %, в возрасте 6 лет — у 77,8 и 22,2 %, а у мальчиков 7 лет — все случаи дисгармоничного развития были обусловлены избытком массы тела.

Для характеристики состояния здоровья использовали комплексную оценку, предложенную Институтом гигиены детей и подростков. Установлено, что только 20 % обследованных имеют 1-ю группу здоровья; у 51 % группа здоровья 2-я, у 29 % — 3-я. В структуре хронической заболеваемости дошкольников ведущее место занимают кариесная болезнь, болезни костно-мышечной

Динамика показателей длины и массы тела дошкольников г. Орла (р>0,01)

Возраст, годы Пол Длина тела, см Масса тела, кг

М,±о М2± о М 5—М, М,±о М-.±а

4 Мальчики 103,38±4,68 102,7+4,75 -0,68 17,27±2,2 17,27±2,02 -0,05 Девочки 102,4+4,62 102,0±5,1 -0,4 16,85±2,15 17,25±2,38 +0,4

5 Мальчики 110,34+4,96 109,6±5,3 -0.74 19,58±2,71 19,30±2,58 -0,28 Девочки 108,32+4,94 109,4+4.6 +1.08 18,65±2,83 19,15+2.64 +0,5

6 Мальчики 116,06+4,62 116,1±5,1 +0,05 21,05±2,92 21,43±3,48 +0,38 Девочки 116,22±4,82 117+4,9 +0,78 21.65±2,92 21,93±3,52 +0,28

Примечание. М1 — средние показатели длины и массы тела в 1977 г., /Иг — в 1990 г.

системы (искривление позвоночника, нарушение осанки), аллергические заболевания и болезни органов дыхания (аденоиды, тонзиллит).

У 325 детей (старшие и подготовительные группы) изучали развитие психомоторных функций по тесту Керна — Иразека. В качестве дополнительного критерия при определении «школьной зрелости» был применен «филиппинский» тест. Оценка «школьной зрелости» по тесту Керна — Иразека показала, что среди детей б-летнего возраста «зрелых» 20,4 %, «среднезрелых» 59,2 %, «незрелых» 20,4 %, среди детей в возрасте 6,5 лет «зрелых» 36,9 %, «среднезрелых» 55,7 %, «незрелых» 7,4 %. В группе 7-летних детей успешно справились с заданием 99 % детей («зрелых» 46 %, «среднезрелых» 53 %) и только 1 % детей, получивших оценку 10—15 баллов, признаны «незрелыми». Девочки во всех возрастных группах выполняли тест лучше мальчиков. У преобладающего большинства «незрелых» детей в анамнезе имелись указания на патологию беременности, родов или наличие в семье негативных психологических факторов (напряженные, конфликтные отношения, пьянство). Оценка «незрелый» сочеталась с отрицательным результатом «филиппинского» теста у 76 % детей 6 лет.

Результаты изучения «школьной зрелости» по тесту Керна — Иразека, полученные в 1977 г., аналогичны данным настоящего исследования: от 6 к 7 годам существенно улучшается качество выполнения теста, и в 7 лет практически все дети справляются с предложенным заданием. Одна-

ко процентное соотношение «зрелых» и «средне-зрелых» заметно изменилось в сторону увеличения числа «среднезрелых». Так, если в 1977 г. среди детей 7 лет был 81 % «зрелых» и 19 % «средне-зрелых», то в 1990 г. они составили соответственно 46 и 53 %.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что за последние 12 лет произошла стабилизация показателей длины и массы тела у детей 4—6 лет и наметилась тенденция к астениза-ции телосложения.

В результате выполненной работы для каждой возрастно-половой группы разработаны шкалы регрессии и оценочные таблицы, которые следует использовать при углубленных медицинских осмотрах.

При определении «школьной зрелости» наряду с использованием теста Керна — Иразека целесообразно применять «филиппинский» тест.

Литература

1. Караваев А. Г. и др. // Гиг. и сан.— 1983,— № 7.—

(- _до

2. Кардашенко В. Н. // Там же.— 1977,— № 12,— С. 10—14.

3. Локотанова Г. М. // Сов. здравоохр.— 1982.— № 6.— С. 30—32.

4. Опарин И. А., Бушанская Н. Б., Николаев А. Н. // Гиг. и сан,— 1982,— № 2,— С. 91—92.

5. Силла Р. В., Теосте М. Э. // Вопросы антропологии.— Тарту, 1985,— С. 66—67.

6. Слуцкая Г. М. и др. // Здравоохр. Рос. Федерации.— 1986.— № 5,— С. 19—21.

Поступила 25.07.91

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1593 УДК 6Н.7: ¡612.826.4 + 612.43/.45|-053.2

А. В. Аболенская, Е. П. Усанова, Р. А. Маткивский, Л. А. Беленцова, Г. Н. Разживина,

Л. В. Каркаташвили

УРОВЕНЬ АДАПТИРОВАННОСТИ СИСТЕМЫ ГИПОТАЛАМУС — ГИПОФИЗ — КОРА НАДПОЧЕЧНИКОВ ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНОМ ЗАГРЯЗНЕНИИ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Нижегородский НИИ педиатрии Минздрава РФ

Неуклонно расширяющийся спектр экологически вредных воздействий на детский организм, особенно в зонах, расположенных вблизи химических производств, требует более тщательного контроля за состоянием здоровья детей с целью ранней диагностики, своевременной коррекции и профилактики начальных признаков патологических отклонений в организме ребенка.

В этом плане перспективна оценка приспособительной деятельности детского организма, поскольку свойство адаптивности определяет основные черты реагирования ребенка на любые, в том числе на экологические и социальные, факторы, а адаптационные возможности организма адекватны его индивидуальному здоровью [7].

Задача исследования — определение меры адаптированности функциональной системы (ФС) гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников (ГГКН) в сопоставлении с состоянием здоровья и уровнем физического развития детей, проживающих в относительно чистом и экологически неблагополучном районах г. Владимира

(последний район расположен в радиусе 500 м от промплощадки Владимирского химического завода — ВХЗ). Согласно справке НИИ гигиены труда и профзаболеваний, степень загрязнения атмосферного воздуха по суммарному индексу загрязнения на расстоянии 100, 300 и 500 м от территории ВХЗ оценивается как опасная.

Изученная система ГГКН принимает активное участие в реализации общего адаптационного синдрома (ОАС), а ее структурные элементы, как и любой ФС, взаимодействуют между собой по принципу субординации и механизму прямых и обратных связей [4]. Это позволяет выявлять особенности внутрисистемных соотношений по состоянию двух крайних ее элементов — центрального и конечного [10].

О состоянии центрального нервного элемента ФС ГГКН судили по уровню адаптивной перестройки сердечно-сосудистой системы (ССС), высший аппарат вегетативного управления которой локализуется в структурах «висцерального мозга» гипоталамической области и участвует в переработке и обобщении информации, посту-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.