Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / СМГ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кузнецов И.А., Шаймакова Ж.Б.

В начале учебного года определялись - физическая подготовленность и психофизиологическое состояние организма студентов СМГ. Были выделены две учебные группы: контрольная и основная. Для определения состояния дыхательной системы применялась проба Штанге. Для фиксирования координационных способностей и состояния нервной системы мы использовали пробу Ромберга. Результаты основной группы превосходили результаты контрольной по всем тестам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кузнецов И.А., Шаймакова Ж.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL CONDITION OF STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS IN PHYSICAL EDUCATION

At the beginning of the school year, the physical fitness and psychophysiological state of the body of students of a special medical group were determined. Two training groups were identified: control and main. To determine the state of the respiratory system, a Stange test was used. We used a Romberg sample to fix the coordination abilities and state of the nervous system. The results of the main group were superior to those of the control group tests.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК: 796.012.61

Кузнецов И.А., к.м.н., доцент

профессор

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет

Россия, Астрахань Шаймакова Ж.Б., к.псих.н., доцент

доцент

Астраханский государственный архитектурно-строительный университет

Россия, Астрахань

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: В начале учебного года определялись - физическая подготовленность и психофизиологическое состояние организма студентов СМГ. Были выделены две учебные группы: контрольная и основная. Для определения состояния дыхательной системы применялась проба Штанге. Для фиксирования координационных способностей и состояния нервной системы мы использовали пробу Ромберга. Результаты основной группы превосходили результаты контрольной по всем тестам.

Ключевые слова: физическая подготовленность,

психофизиологическое состояние, СМГ, студенты.

Kuznetsov I. A., candidate medical sciences, associate professor

professor

Astrakhan State University of Architecture and Construction

Russia, Astrakhan

Shaimakova J.B., candidate of psychological sciences, associate professor

associate professor

Astrakhan State University of Architecture and Construction

Russia, Astrakhan

PHYSICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL CONDITION OF

STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS IN PHYSICAL

EDUCATION

Summary: At the beginning of the school year, the physical fitness and psychophysiological state of the body of students of a special medical group were determined. Two training groups were identified: control and main. To

determine the state of the respiratory system, a Stange test was used. We used a Romberg sample to fix the coordination abilities and state of the nervous system. The results of the main group were superior to those of the control group tests.

Key words: physical fitness, psychophysiological condition, SMG, students.

Введение. Рациональные и регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с активным режимом дня служат надежным профилактическим средством против многих заболеваний и стресса. Особенно это стало актуальным в период пандемии covid-19. Физическая работа мышечной системы способствует мобилизации жизненно важных свойств организма - выносливости, силы, гибкости, быстроты, а также воспитанию волевых качеств и устойчивости к стрессу. Чередование занятий умственного труда с физическими упражнениями обеспечивает более быстрое восстановление работоспособности [1,2]. Это особенно важно для студентов специальной медицинской группы (СМГ), так как у них наблюдается повышенная утомляемость организма, под воздействием различных острых и хронических заболеваний [3]. Важную роль в этом играет степень развития физических качеств и приспособляемости организма к психофизическим и физическим нагрузкам на быстроту, силу, гибкость и стрессоустойчивость зависят от возрастных характеристик организма. Необходимо создавать занятия со студентами так, чтобы они поняли, что занятия в СМГ способствуют физическому развитию и улучшению их здоровья, что применяемые средства физического воспитания не всегда могут заинтересовать, но они неотъемлемы и полезны [1,3].

Материал и методы исследования. Учебный процесс по физическому воспитанию студентов СМГ Астраханского государственного архитектурно-строительного университета. В начале учебного года определялось состояние организма и физическая подготовленность 35 студентов I курса. Они были разделены на 2 учебные группы: контрольная и основная. Для определения состояния дыхательной системы применялась проба Штанге. Для фиксирования координационных способностей и состояния нервной системы мы использовали пробу Ромберга. Оценка физической подготовленности определялась по гибкости (в положении стоя достаем пол пальцами рук, не сгибая при этом ноги в коленях) и силовым качествам (вис на перекладине на время). При выборе физических упражнений следует учитывать характер и степень отклонений в состоянии здоровья и уровень физической подготовленности данной категории студентов. Каждое предыдущее упражнение должно подготавливать организм к выполнению последующего и обеспечивать чередование работы различных мышечных групп. В процессе всего занятия необходимо

следить за интенсивностью ЧСС, по результатам которых при необходимости корректировать величину нагрузки.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале исследования существенных различий между основной и контрольной группами студентов не было. Большие различия присутствовали в методике и организации, заключающиеся в том, что в основной группе предусматривалось 30 % занятий с применением предметов (мячи, гантели, скакалки, обручи и др.) Занятия же в контрольной группе проводились согласно программе по физическому воспитанию в СМГ. В процессе практических заданий основная группа выполняла предложенные нами упражнения, требующие внимания, точности и эффективности движений, развитие общей и специальной координации, гибкости, силы. Наиболее продуктивным средством развития силы, гибкости, координации движений, по нашему мнению, являются упражнения с предметами. Физиологическая ценность этих упражнений заключается в том, что при их выполнении на организм студентов оказывается дополнительная нагрузка, то есть усложняется координация, в результате возникают повышенные требования к точности выполнения. Так, например, упражнения с обручем воспитывают координацию и точность движений, правильную осанку. С помощью данных упражнений возможно устранение физиологических недостатков (сутулости, асимметрии плеч, искривления позвоночника). Упражнения с мячом представляют собой хороший способ для развития ловкости, быстроты и точности двигательных реакций, которые требуют от студентов повышенного внимания и точного соизмерения движений в пространстве и во времени. Это разнообразные подбрасывания мяча вверх и его ловля то одной, то другой рукой, перебрасывание партнёру, броски на дальность и точность. Также упражнения с элементами художественной гимнастики, то есть перекаты в сочетании с танцевальными шагами. При выполнении упражнений с гантелями наблюдается поочередное максимальное напряжение большинства мышечных групп, а затем расслабление, что положительно влияет на физиологические процессы в организме, следовательно, можно развивать определенные группы мышц, при этом последовательно увеличивать нагрузку. Это поднимание прямых и согнутых рук вперед, в стороны, наклоны туловища, приседания. Особое внимание уделяли формированию правильной и красивой осанки. Для этого использовали определенные упражнения, которые укрепляли мышцы ног, спины, пресса и оказывали силовое воздействие. Это последовательные прогибания и выгибания туловища. В конце учебного года выявили существенную разницу между показателями физической подготовленности в группах: в контрольной после сдачи теста на координацию были выявлены следующие результаты: на «отлично» выполнило 16,7% студентов, на «хорошо» - 33,1 %, на «удовлетворительно» - 50%; в основной на «отлично» - 25 %, на

«хорошо» - 33,3% и на «удовлетворительно» - 41,7%. Результаты определения состояния дыхательной системы (показатели пробы Штанге): в контрольной группе - 8,3 % на «отлично», 28 % на «хорошо», 58,3 % на «удовлетворительно»; в основной группе - 16,7 %, 34,2 % и 58,1 %, соответственно. Гибкость улучшилась у 53 % студентов контрольной группы, у 62,5 % основной, соответственно. Сила возросла у 38,2 % студентов контрольной группы и у 45,8 % основной, соответственно.

Таким образом, практические занятия с использованием предложенных средств физического воспитания оказали благоприятное влияние на показатели физического, психологического и функционального состояния студентов СМГ.

Использованные источники:

1. Кузнецов, И.А. Прикладная физическая культура для студентов специальных медицинских групп: учебное пособие / И.А. Кузнецов, А.Э. Буров, И.В. Качанов - Астрахань: ФГБОУ ВО АГТУ, 2019. - 179 с.

2. Курганова, Е. К вопросу формирования в ВУЗах специальных медицинских групп для занятий физической культурой / Е. Курганова // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: материалы 7-й Международной науч.-практ. конф. (Орел, 27-30 апреля 2015). - Орел, 2015. -С. 94-99.

3. Кузнецов, И.А. Физическая культура и спорт студенту / И.А. Кузнецов, А.С. Карюк, Л.А. Шарова, А.И. Старков // Учебное пособие: 2 тома -Астрахань. АФ МФПУ «Синергия» - 2014г. 1 том- 274 с., 2 том - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.