Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАРА ЧИРОМ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАРА ЧИРОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПОДРОСТКИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ПАРА ЧИР / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпенко Виктория Николаевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Одинцова Мария Олеговна

Обучение, воспитание умственно отсталых детей в коррекционной школе тесно взаимосвязаны с совершенствованием процесса их физического воспитания, поиска более совершенных методик развития двигательной сферы, их коррекции и повышения уровня развития физических качеств. Цель исследования. Проанализировать результаты диагностического этапа исследования функциональной подготовленности подростков с интеллектуальными нарушениями. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных данных. В качестве испытуемых выступили подростки с интеллектуальными нарушениями, обучающиеся в ГКОУ АО «Школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Астрахани, на базе которого проводилось наблюдение. Для определения начального уровня функциональной подготовленности подростков с интеллектуальными нарушениями были организованны две группы: группа 1 - контрольная и группа 2 - экспериментальная, а также проведены следующие тесты: тест Купера, проба Руфье, проба Генчи, Проба Штанге, проба Серкина, пяточная проба, проба Ромберга, PWC170, МПК, степ-эргометрия и спирография. Результаты. Проведенное тестирование позволило определить более существенные изменения у подростков экспериментальной группы, где в учебно-тренировочный процесс была включена методика с использованием спорта «Пара чир». Подростки экспериментальной группы достоверно (P<0,01) улучшили результат. Заключение. На диагностическом этапе мы определили, что уровень развития функциональной подготовленности у подростков контрольной группы незначительно выше, чем у сверстников экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпенко Виктория Николаевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Одинцова Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL READINESS OF TEEN-AGERS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES INVOLVED INTO PARACHEER

The education and upbringing of mentally retarded children at a correctional school are closely connected with the process of their physical education improvement, searching for more advanced methodologies of motor sphere development, their correction and the level of physical qualities development increase. The aim of the research is to analyze the results of the diagnostic stage of functional readiness study among the teen-agers with intellectual disabilities. Research methods. Information sources analysis, pedagogical testing, experiment, methods of mathematical statistics, the received results analysis and summarizing. The respondents were the teen-agers with intellectual disabilities, who study at State Public Educational Establishment of Astrakhan Region “Boarding school № 1 for students with disabilities” in Astrakhan. In order to define the initial level of functional readiness of teen-agers with intellectual disabilities we organized two groups: group 1- the control group and group 2 - the experimental group. We carried out the following tests: Cooper test, Ruffier test, Genchi test, Stange test, Serkin test, knee-heel test, Romberg test, PWC170, maximum oxygen consumption (MOC), step-ergometry and spirography. Results. The organized testing helped to define more significant changes among teen-agers of the experimental group. Educational-training process included the methodology with the use of “Para Cheer” sport. The results among the teen-agers from the experimental group validly (P<0,01) improved. Conclusion. At a diagnostic stage we defined that the level of functional readiness development among teen-agers of the control group are insignificantly higher, than among their coevals from the experimental group.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПАРА ЧИРОМ»

УДК 613.97+613.72 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-138-145

Функциональная подготовленность подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром

Карпенко В.Н.1, Янкевич И.Е.1, Ярошинская А.П.', Одинцова М.О.2*

'Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0003-1429-7696 viktoria.tkacheva@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6930-4916, rigicc@mail.ru ORCID: 0000-0002-2793-88'', ayroshinskaya@mail.ru 2Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-7416-8522, knopka55555@mail.ru*

Аннотация: Обучение, воспитание умственно отсталых детей в коррекционной школе тесно взаимосвязаны с совершенствованием процесса их физического воспитания, поиска более совершенных методик развития двигательной сферы, их коррекции и повышения уровня развития физических качеств. Цель исследования. Проанализировать результаты диагностического этапа исследования функциональной подготовленности подростков с интеллектуальными нарушениями. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных данных. В качестве испытуемых выступили подростки с интеллектуальными нарушениями, обучающиеся в ГКОУ АО «Школа-интернат № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Астрахани, на базе которого проводилось наблюдение. Для определения начального уровня функциональной подготовленности подростков с интеллектуальными нарушениями были организованны две группы: группа 1 - контрольная и группа 2 -экспериментальная, а также проведены следующие тесты: тест Купера, проба Руфье, проба Генчи, Проба Штанге, проба Серкина, пяточная проба, проба Ромберга, PWC170, МПК, степ-эргометрия и спирография. Результаты. Проведенное тестирование позволило определить более существенные изменения у подростков экспериментальной группы, где в учебно-тренировочный процесс была включена методика с использованием спорта «Пара чир». Подростки экспериментальной группы достоверно (P<0,01) улучшили результат. Заключение. На диагностическом этапе мы определили, что уровень развития функциональной подготовленности у подростков контрольной группы незначительно выше, чем у сверстников экспериментальной группы.

Ключевые слова: функциональная подготовленность, интеллектуальные нарушения, подростки с интеллектуальными нарушениями, умственная отсталость, пара чир, физиологические показатели, функциональное развитие, антропометрические показатели.

Для цитирования: Карпенко В.Н., Янкевич И.Е., Ярошинская А.П., Одинцова М.О.* Функциональная подготовленность подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(3): 138-145. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-138-145.

Functional readiness of teen-agers with cognitive impairment involved into

paracheer

Viktoriya N. Karpenko', Irina E. Yankevich1, Alevtina P. Yaroshinskaya', Mariya O.

Odintsova2*

Astrakhan State University, Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0003-1429-7696 viktoria.tkacheva@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6930-4916, rigicc@mail.ru ORCID: 0000-0002-2793-8811, ayroshinskaya@mail.ru 2Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002-7416-8522, knopka55555@mail.ru*

Abstract: The education and upbringing of mentally retarded children at a correctional school are closely connected with the process of their physical education improvement, searching for more advanced methodologies of motor sphere development, their correction and the level of physical qualities development increase. The aim of the research is to analyze the results of the diagnostic stage of functional readiness study among the teen-agers with intellectual disabilities. Research methods. Information sources analysis, pedagogical testing, experiment, methods of mathematical statistics, the received results analysis and summarizing. The respondents were the teen-agers with intellectual disabilities, who study at State Public Educational Establishment of Astrakhan Region "Boarding school № 1 for students with disabilities" in Astrakhan. In order to define the initial level of functional readiness of teen-agers with intellectual disabilities we organized two groups: group 1- control group and group 2 - experimental group. We carried out the following tests: Cooper test, Ruffier test, Genchi test, Stange test, Serkin test, knee-heel test, Romberg test, PWC170, maximum oxygen consumption (MOC), step-ergometry and spirography. Results. The organized testing helped to define more significant changes among teen-agers of the experimental group, where educational-training process included the methodology with the use of "Para Cheer" sport. The results among the teen-agers from the experimental group validly (P<0,01) improved. Conclusion. At a diagnostic stage we defined that the level of functional readiness development among teen-agers of the control group are insignificantly higher, than among their coevals from the experimental group.

Keywords: functional readiness, intellectual disabilities, teen-agers with intellectual disabilities, mental retardation, Para Cheer, physiological indices, functional development, anthropometric indices.

For citation: Viktoriya N. Karpenko, Irina E. Yankevich, Alevtina P. Yaroshinskaya, Mariya O. Odintsova*. Functional readiness of teen-agers with cognitive impairment involved into paracheer. The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(3): 138-145. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-138-145. Введение образовательная и коррекционно-развивающая,

Психомоторное недоразвитие детей с ин- но и оздоровительная, повышающая уровень теллектуальными нарушениями проявляется в физического, функционального и психомотор-замедлении развития локомоторных функций, ного развития подростков с интеллектуальными непродуктивности движений [1,2]. нарушениями, занимающихся пара чиром.

Формирование двигательных навыков у уча- Для проведения исследования нами были щихся с умственной отсталостью является одним созданы группы: контрольная (КГ) и экспери-из важнейших механизмов, обеспечивающих ментальная (ЭГ), по 25 испытуемых в каждой, коррекцию ведущего дефекта, а также основой в которые вошли 50 обучающихся ГКОУ АО их социализации в будущем [3,5]. «Школа-интернат№ 1» 13-15 лет с диагнозом

На основании проведенных исследований F70 (умственная осталось легкой степени), кото-выявлено, что занятия адаптивной физической рые выполняли следующие тесты: тест Купера, культурой и адаптивным спортом являются пробу Руфье, пробу Генчи, пробу Штанге, про-эффективным средством коррекции и компен- бу Серкина, пяточную пробу, пробу Ромберга, сации имеющихся нарушений у подростков с PWC170, МПК, степ-эргометрию и спирогра-умственной отсталостью [6]. Физические упраж- фию. Испытуемые имели примерно одинаковый нения, в том числе занятия пара чиром, вклю- уровень физического и интеллектуального раз-чающие физическую и психоэмоциональную вития и одинаковые двигательные навыки. нагрузку, являются эффективными [4].

Результаты и обсуждение Материалы и методы В начале исследования был проведен анализ

Исследования проводились на базе государ- медицинских карт подростков с интеллектуаль-ственного казенного образовательного учрежде- ными нарушениями, участвующих в исследования Астраханской области «Школа-интернат № нии. Кроме антропометрических показателей и 1 для обучающихся с ограниченными возмож- показателей крови, были также определены арностями здоровья». Основными направлениями териальное давление, частота сердечных сокра-деятельности учреждения являются не только щений и жизненная емкость легких (таблица 1)

Таблица 1

Результаты физиологических и антропометрических показателей умственно отсталых подростков КГ и ЭГ на диагностическом этапе

№ Рост (см) Вес (кг) ЧСС ( у д / мин) АД/СД Эритроциты (10 (12) л) Гемоглобин (г/л) ЖЕЛ (л)

КГ 55,8±0,9 43,8±0,7 78±1,4 114/72±1,2 4,5±0,45 136±10,8 2,3±0,43

ЭГ 54,8±1,1 45,3±0,8 75±2,2 114/73±0,9 4,2±0,63 130,0±10,1 2,2±0,41

При сравнении антропометрических показателей контрольной и экспериментальной групп с нормой сверстников отклонений в антропометрических данных (рост, вес) у испытуемых не выявлено. По полученным результатам отмечаются достоверные различия (при р>0,01), которые могут свидетельствовать, что физическое развитие умственно отсталых подростков не отличается от такового здоровых сверстников той же возрастной группы.

При анализе физиологических показателей (ЧСС, АД/СД, эритроциты, гемоглобин, ЖЕЛ) выявлено, что у испытуемых в указанных тестах результаты ниже возрастной нормы. ЧСС выше нормы в обеих группах: в контрольной - на 20%,

в экспериментальной - на 15%. Показатели АД, эритроциты и гемоглобин соответствуют возрастным нормам. Показатели ЖЕЛ в контрольной группе на 13% ниже нормы, в экспериментальной группе - на 18% ниже нормы.

Для определения исходных показателей функциональной подготовленности были проведены контрольные тесты физиологических параметров в контрольной и экспериментальной группах (тест Купера, проба Руфье, проба Генчи, проба Штанге, проба Серкина, пяточная проба, проба Ромберга, PWCl70, МПК, степ-эр-гометрия, спирография). Сравнительные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные результаты контрольных тестов на диагностическом этапе (тест Купера, проба

Руфье)

КГ ЭГ

Тест Купера (км) Индекс «Руфье» Тест Купера (км) Индекс «Руфье»

1,4±0,4 7,0±1,0 1,1±0,3 8,0±1,1

Наглядно сравнительные результаты кон- ставлены в рисунке 1. трольных тестов на диагностическом этапе пред-

Рис. 1. Сравнительные результаты контрольных тестов на диагностическом этапе (тест Купера,

проба Руфье)

По результатам теста Купера выявлено, что испытуемые контрольной и экспериментальной групп имеют в среднем низкий показатель. Тест Купера позволяет оценить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Средний результат испытуемых контрольной группы составил 1,4±0,4 км при р>0,01, а экспериментальной - 1,1±0,3 км при р>0,01. В норме показатели ниже 1.5 км считаются очень низкими. Тестирование показало, что развитие дыхательной и сердечно-сосудистой систем испытуемых обеих групп находится на невысоком уровне, что указывает на слабую физическую подготовленность.

Анализ результатов пробы Руфье, позволяющей оценить работоспособность сердца и состояние сердечно-сосудистой системы организма, показал, что они являются удовлетворительными (границы - 6-8). Можно отметить, что показатели экспериментальной группы (8,0±1,04) проходят по верхней границе нормы в отличие от контрольной группы, где показатели составили 7,0±0,98 при р>0,05. Соответственно, работоспособность сердца испытуемых находится на низком уровне, лишь незначительно перешагнув границу нормативных показателей, так как нормой для возраста испытуемых являются показатели в пределах 3-6.

Таблица 3

Сравнительные результаты контрольных тестов (проба Генчи, проба Штанге, проба Серкина) на

диагностическом этапе

КГ ЭГ

Проба Генчи (сек) Проба Штанге (сек) Проба Серкина (сек III фаза) Проба Генчи (сек) Проба Штанге (сек) Проба Серкина (сек III фаза)

22±1,4 34±1,8 38±1,3 21±1,7 29±1,0 36±1,1

Результаты контрольных тестов для сравнения начального уровня развития функциональной подготовленности у участников исследова-

ния на диагностическом этапе представлены на рис. 2.

Рис. 2. Сравнительные результаты контрольных тестов на диагностическом этапе (дыхательные

пробы)

Дыхательные пробы, а именно проба Генчи, проба Штанге и проба Серкина, характеризуют устойчивость организма к недостатку кислорода. Чем продолжительнее время задержки дыхания, тем выше способность сердечно-сосудистой и дыхательных систем обеспечивать удаление из организма накопившегося углекислого газа.

При детальном рассмотрении результатов каждой пробы выявлено, что показатели пробы Генчи у испытуемых контрольной группы составляют 22±1,4 сек, а в экспериментальной группе - 21±1,7 сек, при норме 25 сек. при р>0,05.

Результаты пробы Штанге у испытуемых контрольной группы составляют 34±1,8 сек, экспериментальной группы - 29±1,0 сек, при норме 30 сек. при р>0,01

Показатели в тесте «Проба Серкина» при норме 35 сек (3-я фаза) составляют в контрольной группе - 38±1,3 сек, в экспериментальной группе - 36±1,1 сек при р>0,05, что доказывает недостаточный уровень развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма испытуемых, что является результатом низкой функциональной подготовленности организма.

Таблица 4

Сравнительные результаты контрольных тестов на диагностическом этапе (проба Ромберга, пяточная проба)

КГ ЭГ

Проба Ромберга (сек) Пяточная проба (сек) Проба Ромберга (сек) Пяточная проба (сек)

1б±0,9 23±1,1 13±0,8 21±0,9

Результаты контрольных тестов для сравнения начального уровня развития функциональной подготовленности у участников исследова-

ния, на диагностическом этапе представлены на рис. 3.

25 20 15 10 5 О

Проба Роплберга

Пяточная про&а ■ КГ

Рис. 3. Сравнительные результаты контрольных тестов на диагностическом этапе (проба Ромбер-

га, пяточная проба)

Для оценки функционального состояния нервной системы были использованы проба Ромберга и пяточная проба. Средние показатели пробы Ромберга у контрольной группы - 1б±0,9 сек, у экспериментальной группы - 13±0,8 сек, при норме 16 сек при р>0,01.

Средние показатели в тесте «Пяточная проба» в контрольной группе составили 23±1.1 сек, в экспериментальной группе - 21±0,9 сек, при

норме 30 сек при р>0,05. Следует отметить, что тремора век, пальцев, рук, туловища и ног не было выявлено. С учётом полученных результатов можно сделать вывод, что функциональное состояние нервной системы находится на низком уровне, что, по нашему мнению, влияет на функциональную подготовленность испытуемых.

Таблица 5

Сравнительные результаты контрольных тестов на диагностическом этапе (PWCl70, МПК)

КГ ЭГ

PWC170 (кг/мин Х кг) МПК (мл/мин. Кг) PWC170 (кг/мин Х кг) МПК (мл/мин. Кг)

9.7 ±0,6 31 ±1,3 9.5 ±0,7 33 ±1,5

Результаты контрольных тестов для сравнения начального уровня развития функциональной подготовленности у участников исследова-

ния на диагностическом этапе представлены на рис. 4.

Р^УС 170

■КГИЭГ мпк

Рис. 4. Сравнительные результаты контрольных тестов на диагностическом этапе (PWCl70, МПК)

По результатам теста PWCl70, определяющего общую физическую работоспособность испытуемых, были получены следующие данные: в контрольной группе - 9,7±0,6 кг/мин Х кг при р>0,01; в экспериментальной - 9,5±0,7 кг/мин Х кг при р>0,01. Показатели ниже 11 кг/мин Х кг оцениваются в 1 балл, средний показатель начинается от 12,5 кг/мин Х кг. Тестирование показало, что общая физическая работоспособность испытуемых снижена, что означает низкую фи-

зическую подготовленность.

МПК - это проба, определяющая количество кислорода, которое организм потребляет из вдыхаемого воздуха и перерабатывает в энергию при предельных нагрузках. Анализ результатов показал, что уровень испытуемых находится ниже нормы (40 мл/мин. Кг) у испытуемых контрольной (31±1,3 мл/мин. Кг при р>0,05) и экспериментальной групп (33 ±1,5 при р>0,05).

КГ ЭГ

Спирография (ЖЕЛ, %) Индекс «степ эрго-метрия» Спирография (ЖЕЛ, %) Индекс «степ-эргометрия»

75 ±1,6 46 ±1,1 78 ±1,3 45 ±1,3

Результаты контрольных тестов испытуемых агностическом этапе представлены в рис. 5. контрольной и экспериментальной групп на ди-

ЗС

бО

40

20

46

45

Спирография

кгиэг

Степэ ргометр ия

Рис. 5. Сравнительные результаты контрольных тестов на диагностическом этапе (спирография,

степ-эргометрия)

Спирография была использована для оценки функционального состояния дыхательной системы. При анализе результатов контрольной (75 ±1,6 ЖЕЛ, % при р>0,01) и экспериментальной (78 ±1,3 ЖЕЛ, % при р>0,05) групп выявлено, что результаты ниже нормы (ЖЕЛ 80%). Результаты пробы говорят о функциональном состоянии дыхательной системы у подростков с интеллектуальными нарушениями, занимающихся пара чиром, что является косвенным признаком низкого уровня работоспособности.

Степ-эргометрия, так же, как и PWCl70, оценивает общую физическую работоспособность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели контрольной группы составили в среднем 4б±1,1 при р>0,05, экспериментальной группы - 45±1,3 при р>0,01, при норме индекса 55, что говорит о низком уровне физической работоспособности испытуемых.

Заключение

Контрольная и экспериментальная группы были идентичные по возрастным, половым и функциональным показателям, а также уровню физической подготовленности. Если проанализировать проведенные тесты на диагностическом этапе, то мы видим, что 100% тестов

Таблица 6

Сравнительные результаты контрольных тестов на диагностическом этапе (спирография,

степ-эргометрия)

указали на недостаточный уровень физической подготовленности и низкую работоспособность испытуемых обеих групп.

В среднем результаты тестов (тест Купера, проба Ромберга, пяточная проба, проба Генчи, проба Штанге, проба Серкина, PWCl70, степ-эр-гометрия) контрольной группы оказались лучше результатов экспериментальной группы на 10%. В таких тестах, как проба Руфье, МПК и спирография экспериментальная группа показала результат лучше, чем контрольная группа, в среднем на 5%. Соответственно, на диагностическом этапе мы определили, что уровень развития функциональной подготовленности у контрольной группы незначительно выше, чем уровень экспериментальной группы.

Список литературы

1. Карпенко В.Н., Янкевич И.Е., Ярошинская А.П. Правила дисциплины пара чир: методические и практические рекомендации: учебно-методическое пособие. Астрахань: Издатель : Сорокин Роман Васильевич. 2021: 96.

2. Курдыбайло С.Ф., Пономаренко Г.Н., Евсеев С.П., Сусляев В.Г., Чекушина Г.В. Технические средства реабилитации для занятий адаптивной физической культурой. СПб. 2018.

3. Лусс Т.В., Меньков А.Б. Дополнительные упражнения к «Алфавиту телодвижений» А. А. Дмитриева и С. И. Веневцева. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019; 1:

31-32.

4. Пташкина В.Н., Янкевич И.Е. Классификация спортсменов дисциплины пара чир: учебно-методическое пособие. Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич. 2021: 64.

5. Karpov V.Yu., Zavalisheva S.Yu., Dorontsev A.V. Physiological response of the physical capabilities of adolescents with sensorineural hearing loss to regular adaptive handball. Biomedical and Pharmacology Journal. 2021; 14 (1): 99-103.

6. Karpov V.Yu., Zavalisheva A.Yu., Bakulina E.D., Dorontsev A.V., Gusev A.V., Fedorova T.Yu., Okolelova V.A. The physiological response of the body to low temperatures. JBiochem Technol. 2021; 12(1): 27-31.

Статья поступила в редакцию: 28.08.2022

Карпенко Виктория Николаевна — аспирант, Астраханский государственный университет», 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20А, e-mail: viktoria.tkacheva@ mail.ru

Ярошинская Алевтина Павловна — доктор педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Россия, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20А, e-mail: ayaroshinskaya@mail.ru

Янкевич Ирина Евгеньевна — доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20А, e-mail: rigicc@mail.ru

Одинцова Мария Олеговна - старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, ул. Бакинская, дом 121, e-mail: knopka55555@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.