Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жмыхова Алевтина Юрьевна, Ерохина Ольга Анатольевна, Антипкина Лариса Владиславовна, Небратенко Сергей Владимирович, Морозова Ольга Владимировна

В статье проводится анализ студентов технического университета по тестированию общего уровня физических кондиций (ОУФК), функциональным пробам и тестовым испытаниям нормативов «Готов к труду и обороне». Целью исследования, является овладение широким спектром концептуальных и методических подходов для оценки различных параметров физического развития и физической подготовленности студентов 1 -3 курсов технического университета, в целях коррекции их физического развития, проверки эффективности средств и методов педагогического воздействия. Элективная дисциплина «Физическая культура и спорт» представлена в высших учебных заведениях как важнейший компонент целостного развития личности. Потребность в совершенствовании системы управления практических занятий в физическом воспитании студентов противопоставлена отсутствию практически рекомендаций, которые направленны на улучшения здоровья, физических и функциональных показателей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жмыхова Алевтина Юрьевна, Ерохина Ольга Анатольевна, Антипкина Лариса Владиславовна, Небратенко Сергей Владимирович, Морозова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

The article analyzes the students of a technical university on testing the general level of physical condition (OUFK), functional tests and test tests of the standards "Ready for work and defense". The purpose of the study is to master a wide range of conceptual and methodological approaches for assessing various parameters of physical development and physical fitness of 1-3 year students of a technical university, in order to correct their physical development, test the effectiveness of means and methods of pedagogical influence. The elective discipline "Physical culture and sport" is presented in higher educational institutions as the most important component of the integral development of the individual. The need to improve the management system of practical classes in the physical education of students is opposed to the lack of practical recommendations that are aimed at improving the health, physical and functional indicators of students.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Russian Scientific and Practical Conference, UralSUPC, Chelyabinsk, рр. 91-94.

4. Ilyin, E.P (2002), The state of the highest readiness and performance of an athlete, Sports psychology in the works of domestic specialists, textbook on psychology, comp. I. P Volkova, Peter, St. Petersburg.

5. Levitsky, A.G., Matveev, D.A. and Kovalev, M.A. (2013), "The relationship of augmented mental training and technical actions in the stance", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (103), рр. 86-91.

6. Lyamzin, E.N., Ostranitsa A.L., Mariev G.S. (2021) "Psychological attitude as one of the factors of successful training ", Current research, No. 38 (65), рр. 65-67.

7. Popova, M.V (2010) "Psychological support in the formation of readiness for a duel among junior martial artists", Theory and Practice of Physical Culture, No. 10, рр. 75-78.

8. Sabirova, I.A., Germanov G.N., Chernykh A.V., Sedochenko S.V (2014). "Modal individualization of psychological influences in shooting sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9(115), рр. 127-130.

9. Smolentseva, V.N. (2006), Psycho-regulation skills formation in the process of long-term training of athletes, dissertation, St. Petersburg.

10. Shumilin, A.P., Chikurov, A.I. and Babushkin, G.D. (2011), "The concept of psychological and pedagogical support of judokas pre-competitive training", Theory and practice of physical culture, No. 7, рр. 43-47.

11. Yurov, I.A. (2009), "Psychological support in sports", Theory and Practice of Physical Culture, No. 6, рр. 75-76.

12. Eganov, A.V., Bykov, V.S., Romanova, L.A., Kokin, V.Y. (2018), "Effect of permanent mood on the mental health of students", Gazzetta medica italiana archivio per le scienze mediche : A Journal on Internal Medicine and Pharmacology, SUSU. - Suppl 1, No. 3, Vol. 177, рр. 40-42.

Контактная информация: eganov@bk.ru

Статья поступила в редакцию 16.05.2022

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Алевтина Юрьевна Жмыхова, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Анатольевна Ерохина, кандидат педагогических наук, доцент, Лариса Владиславовна Антип-кина, старший преподаватель, Сергей Владимирович Небратенко, доцент, заслуженный тренер РФ, Астраханский государственный технический университет, Астрахань; Ольга Владимировна Морозова, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Астрахань

Аннотация

В статье проводится анализ студентов технического университета по тестированию общего уровня физических кондиций (ОУФК), функциональным пробам и тестовым испытаниям нормативов «Готов к труду и обороне». Целью исследования, является овладение широким спектром концептуальных и методических подходов для оценки различных параметров физического развития и физической подготовленности студентов 1-3 курсов технического университета, в целях коррекции их физического развития, проверки эффективности средств и методов педагогического воздействия. Элективная дисциплина «Физическая культура и спорт» представлена в высших учебных заведениях как важнейший компонент целостного развития личности. Потребность в совершенствовании системы управления практических занятий в физическом воспитании студентов противопоставлена отсутствию практически рекомендаций, которые направленны на улучшения здоровья, физических и функциональных показателей студентов.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, физическая подготовленность, физические и функциональные показатели, анализ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p154-158

ANALYSIS OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL FITNESS OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS

Alevtina Yuryevna Zhmykhova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Olga Anatol-yevna Erokhina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Larisa Vladislavovna Antip-kina, the senior teacher, Sergei Vladimirovich Nebratenko, the docent, honored coach of the Russian Federation, Astrakhan state technical university; Olga Vladimirovna Morozova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Astrakhan state university

Abstract

The article analyzes the students of a technical university on testing the general level of physical condition (OUFK), functional tests and test tests of the standards "Ready for work and defense". The purpose of the study is to master a wide range of conceptual and methodological approaches for assessing various parameters of physical development and physical fitness of 1-3 year students of a technical university, in order to correct their physical development, test the effectiveness of means and methods of pedagogical influence. The elective discipline "Physical culture and sport" is presented in higher educational institutions as the most important component of the integral development of the individual. The need to improve the management system of practical classes in the physical education of students is opposed to the lack of practical recommendations that are aimed at improving the health, physical and functional indicators of students.

Keywords: physical culture, students, physical fitness, physical and functional indicators, analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Физическая культура и спорт» представлена в высших учебных заведениях как важнейший компонент целостного развития личности и является составной частью профессионально-прикладной физической подготовки студентов в течение всего периода обучения.

Цель нашего исследования - оценка различных параметров физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов 1-3 курсов технического университета, в целях коррекции их физического развития, проверки эффективности средств и методов педагогического воздействия.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ материалов по данной проблеме проводился на студентах по тридцати специальностям обоего пола, в возрасте от 17-22 года Астраханского государственного технического университета (АГТУ), отнесенных к основной медицинской группе [2].

В течении учебного года со студентами технического университета проводилось тестирование общего уровня физических кондиций (ОУФК), функциональные пробы и тестовые испытания по нормативам ГТО.

По результатам исследований, проведенных в 2021 году, в которых приняли участие 430 юношей и 208 девушек «Астраханского государственного технического университета» можно провести следующий анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В способе оценки физической кондиции человека, включающем проведение комплекса контрольных тестов, проводится сравнение результатов с нормативными показателями, выявление разницы между тестовыми показателями участника и нормативными возрастными показателями, определение отношения выявленной разницы между каждым тестовым показателем (результатом) [1].

По 6-ти тестовым заданиям - общего уровня физических кондиций, выполненных юношами (рисунок 1), мы видим, что все результаты тестовых заданий, ниже норматив-

ных показателей, кроме упражнения на пресс - поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 30 секунд и ловли падающей линейки - быстрота реакции.

Длительность удержания статического равновесия (проба Ромберга), сек

20 19,4

Ловля падающей линейки (см) Удержание упора лежа на полусогнутых руках (сек)

Наклон вперед из положения сидя (см)

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек (раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

20 6,4

70

23

32,29

40

30,26

80

0 10 20 30 40 50 60 70 ■ норматив ■ Хср

Рисунок 1 - Результаты тестирования юношей общего уровня развития физических кондиций

Следует обратить внимание на вестибулярный аппарат (проба Ромберга) за счет увеличения упражнений на развитие координационных способностей студентов.

Недостаточно развиты мышцы верхнего плечевого пояса - это видно из тестов: удержание упора лежа на полусогнутых руках и сгибание и разгибание рук в упоре лежа. А также гибкость (наклон вперед из положения сидя), тоже ниже средних показателей у юношей.

Анализируя общий уровень физических кондиций девушек, мы видим следующее (рисунок 2), что тестовые испытания - удержание статического равновесия (проба Ромб-ерга), ловля падающей линейки, наклон вперед, поднимание и опускание туловища находятся в пределах нормы. Большие трудности у девушек выявлены в выполнении тестовых испытаний на силу мышц рук, также как у юношей, они ниже нормы.

Длительность удержания статического равновесия (проба Ромберга), сек

Ловля падающей линейки (см) Удержание упора лежа на полусогнутых руках (сек)

Наклон вперед из положения сидя (см)

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 30 сек (раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз)

55

0 10 20 30 40 50 ■ норматив ■ Хср

Рисунок 2 - Результаты тестирования девушек общего уровня развития физических кондиций

60

Подводя итог общего уровня физических кондиций по 6-ти испытаниям, можно отметить следующие средние значения юношей (-0,088) и девушек (-0,143) как удовлетворительное физическое состояние.

Анализ результатов средних показателей проведенных со студентами функциональных проб показывает, что индекс массы тела юношей (398,75) и девушек (346,82) соответствует среднему показателю нормы.

Время восстановления после нагрузки (20 приседаний в течение 30 секунд), также соответствует средним показателям нормы: юноши - 1,49 и девушки - 1,56.

Оценка реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (индекс Руфье) у юношей (7,06) и девушек (7,65), тоже соответствует среднему показателю нор-

мы. Состояние дыхательной системы студентов по функциональным пробам Штанге (60,42 с) и Генче (34,9 с) - время задержки дыхания на вдохе и выдохе, также соответствует среднему показателю нормы.

При оценке вегетативных реакций на нагрузку — это ортостатическая проба (юноши - 13,09, девушки - 15,79) и клиностатическая проба (юноши - 6,6), девушки -6,39), также выявлено, что средние показатели этих проб соответствуют норме.

Из этого следует, что уровень функционального состояния исследуемых нами студентов соответствует возрастным нормам.

Рассматривая результаты шести испытаний тестирования студентов по нормативам ГТО, по 5-ти балльной шкале нормативной оценки, можно сделать следующие выводы. Средние показатели бега на 2000 м (девушки - 14,94 мин.) и бег 3000 м (юноши - 15,58 мин.) составляет - 0 баллов. Это говорит о том, что необходимо обратить внимание на развитие физического качества - выносливость у юношей и девушек, учитывая, что функциональная проба сердечно-сосудистой системы у студентов в норме. Значит нужно увеличить нагрузку и давать больше упражнений на развитие общей выносливости.

Большие трудности в выполнении нормативов выявлены у студенток при выполнении прыжка в длину с разбега (2,57 м) - 0 баллов, и прыжка в длину с места (1,71 м) -2 балла, что не скажешь о юношах - у них 3 балла за выполнение прыжковых тестов (с разбега - 3,84 м, с места - 2,26 м).

Средний показатель развития скоростных качеств по тесту челночный бег 3 х 10 м, у девушек немного выше (8,65 с) - 3 балла, юноши - 2 балла (7,78 с).

В тестовом испытании подтягивание, мышцы рук лучше развиты у девушек (на низкой перекладине) - 3 балла (13,61) и 1 балл (8,61) у юношей (на высокой перекладине).

Также трудности в выполнении нормативов выявлены у студентов обоего пола по метанию гранаты - 0 баллов, у девушек (13,25 м), а у юношей (28,2 м).

ВЫВОДЫ

1. По тестовым заданиям общего уровня физических кондиций, выполненных юношами, необходимо обратить особое внимание на развитие гибкости, вестибулярного аппарата за счет увеличения упражнений на развитие координационных способностей студентов, а также упражнений для развития силы мышц рук как у юношей, так и у девушек;

2. Уровень функционального состояния исследуемых нами студентов по анализу результатов средних показателей функциональных проб, показывает соответствие возрастным нормам, в связи с этим можно увеличивать физическую нагрузку студентам на занятиях физической культуры и спортом;

3. Анализ тестовых испытаний ГТО, по 5-ти балльной шкале нормативной оценки, показал, что необходимо давать больше подводящих и подготовительных упражнений студентам по технике метания, развивать мышцы верхнего плечевого пояса, мышцы ног у девушек и больше упражнений для развития общей выносливости у студентов обоего пола.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Снижение показателей физической подготовленности студентов технического университета, объясняется малым временем, выделенным на «Элективную дисциплину Физическая культура и спорт» - 2 часа в неделю, что позволяет лишь поддерживать необходимый уровень здоровья, и то с большим трудом, и 2 часа - на самостоятельную работу студента, которые в основном не выполняют эти требования. Таким образом, проводя постоянный контроль динамики состояния физического здоровья учащейся молодежи, проводится коррекция их физического и психического развития, проверка эффективности

средств и методов педагогического воздействия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилов, Ю. Н. Проверь себя / Ю.Н. Вавилов, Е.А. Ярыш, Е.П. Какорина // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 9. - С. 58-63.

2. Динамика уровня физической кондиции в период пандемии студентов - бакалавров, обучающихся в техническом вузе / И.А. Лакейкина, М.Х. Бегметова, И.А. Кузнецов, О.О. Куралева, Ю.П. Шишкина, А.Ю. Жмыхова // Обзор педагогических исследований. - 2021, - Т. 3, № 2 - С. 168-172.

REFERENCES

1. Vavilov, Yu. N., Yarysh E.A., Kakorina E.P. (1997), "Check yourself', Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 58-63.

2. Lakekina, I.A., Begmetova, M.Kh., Kuznetsov, I.A., Kuraleva, O.O., Shishkina, Yu.P. and Zhmykhova, A.Yu. (2021), "Dynamics of the level of physical condition during the pandemic of students -bachelors studying at a technical university", Review of Pedagogical Research, Vol. 3, No. 2, pp. 168-172.

Контактная информация: alevtinajm@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.05.2022

УДК 796.8:378

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ, РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ

Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Александр Леонидович Юрченко, доцент, Финансовый университет при правительстве Российской Федерации, Москва; Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Олег Анатольевич Раз-живин, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга

Аннотация

Увеличить свою физическую подготовку современные юноши могут в ходе регулярных физических тренировок, в том числе путем занятий единоборствами. Систематические тренировки в рамках рукопашного боя улучшают двигательные возможности и укрепляют мышечную и нервную системы организма. Цель исследования - установить влияние занятий рукопашным боем на уровень физических возможностей современных юношей. Методика и организация исследования. Наблюдались 32 юноши, являвшихся клинически здоровыми. Из их числа сформировали группу исследования (17 человек), которая дополнительно к академическим физкультурным занятиям, тренировалась в рамках рукопашного боя 3 раза в неделю. Группа контроля (15 юношей) сохранила невысокую мышечную активность в виде участия в быту и двух учебных занятий в университете на протяжении недели по физической культуре. Соматическое состояние всех юношей определяли по результатам общепринятых тестов. Полученные данные были обработаны с использованием стандартного корреляционного анализа и с применением критерия Стьюдента^). Результаты исследования и их обсуждение. Систематические занятия рукопашным боем приводят к существенному повышению общей устойчивости тела и улучшению координационных возможностей. Тренировки по рукопашному бою усиливают общую физическую подготовленность, повышают четкость реализации движений конечностями при существенном увеличении общей выносливости. Выводы. Регулярные тренировки в рамках рукопашного боя повышают у юношей уровень выносливости, координацию, силовые характеристики и скоростные параметры.

Ключевые слова: юноши, физические возможности, рукопашный бой, координация, тренировка, физическая подготовка, выносливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.