УДК (572.087:616-07):378/180.6
Д. Д. Жадько1, В. В. Григоревич2
1 Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, УО «Гродненский государственный медицинский университет», г. Гродно, Республика Беларусь 2Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, УО «Гродненский государственный медицинский университет», г. Гродно, Республика Беларусь
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА
В статье представлена сравнительная характеристика динамики физической подготовленности студентов учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» в течение учебного года. В результате проведенного исследования установлено, что физические возможности студентов находятся на удовлетворительном уровне, необходимо увеличивать количество упражнений, направленных на развитие общей выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей.
Представляется необходимым актуализировать нормативы по физической подготовленности для студентов учреждений высшего образования не физкультурного профиля в соответствии с их физической готовностью.
Ключевые слова: студенты, физическая подготовленность, контрольные нормативы.
Введение
Объективной оценкой содержания учебной программы по физической культуре у студентов учреждений высшего образования является информация об уровне их физической подготовленности, получаемая с помощью тестов или контрольных упражнений, при этом важная роль принадлежит информативности существующих нормативов оценки физического состояния организма для конкретного контингента занимающихся [1]. Оценить уровень физической подготовленности занимающихся можно только комплексно, опираясь на метрические критерии, в частности, на динамику показателей в условиях длительных систематических наблюдений в ходе учебного процесса [2].
Согласно исследованиям, проводимым в странах ближнего зарубежья по данной проблеме [3]—[5], у современных студентов наблюдается тенденция к снижению уровня физической подготовленности. В работе Э.Р. Салеева (2014) показано, что студенты-первокурсники 2013/2014 учебного года, проживающие в крупных городах, стали пробегать дистанцию 1000 м медленнее на 18 %, а их сверстники из сельской местности - на 22,7 % (р<0,05) по сравнению с результатами, показанными студентами в 1998/1999 учебном году [3]. По данным Н.П. Батеевой (2014), студенты первого и второго курсов сдают контрольные нормативы по оценке выносливости, скоростно-силовых способностей, гибкости и силы в среднем на оценку «удовлетворительно», в целом же их физическая подготовленность находится на уровне «ниже среднего» [4]. Исследование И.Н. Ярошевич (2013) также свидетельствует, что основная масса тестируемых студентов имеет средний уровень развития физических качеств, а количество лиц на первом курсе, имеющих уровень физической подготовленности «ниже среднего» к концу учебного года возрастает на 16,7 % и с «низким уровнем» - на 16,7 % [5]. Согласно результатам аналогичных исследований, проведенных в России среди студентов, проживающих в умеренно континентальном климате, уровень физической подготовленности большинства девушек 18-20 лет -ниже среднего, а девушек 21 года - низкий [6]. По данным Н.А. Квятковской [7] у студенток не физкультурных ВУЗов Беларуси наблюдается низкий уровень скоростных и скоростно-силовых способностей, средний уровень силовой выносливости, а по уровню аэробной выносливости только 10 % испытуемых имеют высокий показатель, а 30 % - средний и 60 % - низкий.
В связи с вышеизложенным целью нашего исследования была сравнительная характеристика динамики физической подготовленности студентов Гродненского государственного медицинского университета в течение учебного года по нормативам, предлагаемым типовой учебной программой по дисциплине «физическая культура» для учреждений высшего образования Республики Беларусь.
Методы исследования. В исследовании применялись следующие методы: педагогическое наблюдение, тестирование физической подготовленности, статистическая обработка данных. Для оценки
© Жадько Д. Д., Григоревич В. В., 2017
образовательного уровня абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения медицинского профиля проведен анализ проходных баллов и конкурса на бюджетные места лечебного факультета (как самого крупного) в 2013-2016 годах. Тестирование физической подготовленности проводилось среди студентов мужского (n=330) и женского (n=1453) пола основного медицинского отделения 1-4 курсов разных факультетов. Для оценки уровня физической подготовленности использовались следующие тесты: у юношей - бег 100 и 1000 м, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, сгибание-разгибание рук в упоре лежа; у девушек - бег 100 и 500 м, прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения лежа на спине. Обработка полученных данных проводилась с помощью программного обеспечения Microsoft Excel. Статистический анализ количественных признаков осуществлялся в программной среде Statistica 10.0 (лиц. № AXAR207F394425FA-Q). При нормальном распределении количественных признаков данные представлялись в виде среднее ± стандартное отклонение, а статистическую значимость различий оценивали по t-критерию для независимых выборок. При распределении, отличающемся от нормального, результаты представлялись в виде медианы [25 процентиль; 75 процентиль], при этом статистическая значимость различий определялась по критерию Вилкоксона. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе работы выявлялся средний балл при сдаче контрольных нормативов юношами и девушками. В нашей работе (Жадько Д.Д., Григоревич В.В. (2015)) выявлено состояние физической подготовленности студентов мужского пола при проведении контрольных нормативов в осеннем (сентябрь) и весеннем (май) семестрах 2013-2014 учебного года [8]. При сдаче теста «бег 100 м» были показаны результаты на уровне 4-6 баллов, при этом на первом, третьем и четвертом курсах в конце года произошло их снижение на 0,1, 0,6 и 0,4 сек, что обусловлено увеличением числа студентов, сдававших данный норматив, в сравнении с осенним семестром.
В то же время на втором курсе данный показатель улучшился на 0,3 сек. Средний результат при сдаче контрольного норматива «бег 1000 м» на всех курсах в осеннем и весеннем семестрах составил 1 балл, что характеризует неудовлетворительное развитие физического качества «выносливость» у студентов. Следует отметить снижение (на 18,7 %) данного показателя на втором курсе в осеннем семестре по отношению к аналогичному периоду на первом курсе. На втором курсе в конце учебного года произошло сокращение времени бега по дистанции на 21,2 % в сравнении с осенним семестром, что свидетельствует о росте общей выносливости в течение года. В то же время, на третьем и четвертом курсах данных изменений отмечено не было, что объясняется снижением числа обязательных занятий. Анализ теста «прыжок в длину с места» показал прирост результатов на первом и втором курсах на 1 балл в конце учебного года, на третьем и четвертом курсах наблюдалась относительная стабильность данного норматива (228-230 см). Низкий уровень силовых способностей показали студенты при проведении контрольного упражнения «подтягивание на перекладине» (3-4 балла). При выполнении норматива «сгибание-разгибание рук в упоре лежа» студентами были показаны достаточно высокие результаты (7-9 баллов), что свидетельствует, скорее всего, о недостаточной информативности данного теста, оценивающего силовые способности. Отмечено отсутствие положительной динамики результатов в данном упражнении на всех курсах на протяжении учебного года. При переходе на старшие курсы наблюдался рост количества повторений данного упражнения (на втором курсе на 14,3%, на третьем курсе - на 11,4%) в сравнении с первым курсом. При анализе результатов сдачи контрольных нормативов у студентов женского пола (Жадько Д.Д., Григоревич В.В., 2015) [9]) выявлено, что средний результат в беге на 100 м на всех курсах в осеннем семестре составил всего 1 балл, что свидетельствует о неудовлетворительном развитии физического качества «быстрота» у студенток. В весеннем семестре на первом курсе произошло улучшение данного показателя на 0,4 с (р<0,05), на третьем курсе - на 0,3 с (р<0,05).
При сдаче контрольного норматива «бег 500 м» в начале и в конце учебного года студентки первого курса показали результат, равный 5 баллам, на втором курсе данный тест был сдан на 4 балла. Студенты третьего и четвертого курсов в осеннем семестре смогли показать результат, равный лишь 1 баллу, однако к концу учебного года смогли улучшить время бега по дистанции на 5,2 и 5,1% (р<0,05), соответственно. Анализ результатов прыжка в длину с места свидетельствует об относительно низком уровне развития скоростно-силовых способностей у студентов. В осеннем и весеннем семестрах этот норматив был сдан на первом курсе на оценку 5 баллов, на третьем и четвертом курсах - на 4 балла, а на втором курсе результат был улучшен в течение года с 3 до 4 баллов (р<0,05). Отмечены достаточно высокие результаты сдачи теста «поднимание туловища из положения лежа на спине». В начале учебного года данный норматив на первом курсе в среднем был сдан на оценку 8, на других курсах - на оценку 7, что свидетельствует о достаточно высокой степени развития силовых способностей у испытуемых или
же о недостаточной информативности данного теста. В конце года в этом виде тестирования на втором курсе отмечено улучшение выполнения норматива на 5,8% (р<0,05), на остальных курсах значимых изменений не наблюдалось.
В связи с тем, что интерес представляют не только усредненные значения различных параметров функционального состояния организма, но и количество студентов, показывающих тот или иной уровень физической подготовленности, нами был выполнен детальный анализ вариативности результатов по каждому контрольному нормативу, так как средний балл не всегда отражает положительные или отрицательные сдвиги физических возможностей организма определенной категории испытуемых (Жадько Д.Д., Григоревич В.В., 2015 [10], [11]). Ниже представлено распределение оценок студентов-мужчин при сдаче контрольных нормативов по физической подготовленности в осеннем и весеннем семестрах. Эти данные представляют интерес для оценки динамики изменений состояния физических качеств в течение учебного года у лиц с различным уровнем функциональных возможностей. Так, выше мы указывали, что на втором курсе в конце учебного года произошло сокращение времени бега по дистанции 1000 м в среднем на 21,2 % в сравнении с осенним семестром, что свидетельствует о росте общей выносливости в течение учебного года. Вместе с тем, как представлено на рисунке 1, на 1 балл в начале года бежало 87,1 % испытуемых, а в конце - 61,5 %; на 2 балла - в начале года 7,1%, а в конце -15,4%; на 3 балла - в начале года 2,4 %, в конце - 13,5 %; на 4 балла - в начале года 2,4 %, в конце -5,8 %; на 8 баллов - в начале года на 1,2 %, в конце - 0%. Эти данные показывают, что, несмотря на общее улучшение времени бега по дистанции, количество лиц, сдававших его на 8 баллов, снизилось с 1,2 до 0 %. Это, очевидно, объясняется недостаточным использованием в учебном процессе циклических упражнений высокой интенсивности и длительности. При анализе результатов сдачи других нормативов также не представляется возможным говорить только о повышении либо снижении результатов.
В то же время на эту оценку в начале года сдало лишь 4,2 % студентов, а на 10 баллов - 52,1 % испытуемых. В конце года наблюдалась сходная ситуация: на 8 баллов данный норматив выполнили 5,6% студентов, а на 9-10 баллов - 72,2%. Как следует из изложенного, средний балл «8» не в полной мере отражает состояние силовых способностей данного контингента испытуемых.
На третьем курсе и в осеннем, и в весеннем семестрах средний балл при сдаче норматива «сгибание рук в упоре лежа» равен «8» (рисунок 2).
При изучении результатов сдачи норматива «прыжок в длину с места» отмечено (рисунок 3), что на втором курсе в осеннем семестре при среднем балле равном «5», на оценки 5, 6, 7, 8 выполнили данный тест 10,5, 4,7, 11,6, 10,5 % студентов, соответственно. Эти результаты показывают, что на оценку 5 и 8 указанный норматив выполнило одинаковое количество студентов, а на оценку 7 - на 1,1 % больше, чем на оценку 5.
В весеннем семестре средний балл сдачи данного норматива повысился до 6. Вместе с тем, на оценку 6, 7, 8, 9 и 10 этот норматив выполнили 8,2, 11,2, 7,1, 13,3 и 11,2 % студентов соответственно, что отражает довольно высокий процент студентов, показавших результат выше среднего.
Представленные результаты свидетельствуют, что состояние физической подготовленности студентов следует анализировать комплексно, а не только исходя из средних значений результатов сдачи контрольных нормативов. При этом следует руководствоваться приростом либо снижением показателей физических возможностей студентов относительно их исходных значений по каждому виду тестирования.
Так, на первом курсе при сдаче теста «бег 100 м» оценку «1 балл» получило 132 испытуемых, что составляет 47,1 % от общего числа тестируемых, а процент студенток сдавших норматив от 2 до 10 баллов составляет 13,6 %, 14,3 %, 5,0 %, 3,9 %, 3,2 %, 2,1 %, 5,7 %, 2,5 % и 2,5 %, соответственно. На втором курсе в беге на 100 м при среднем результате сдачи данного норматива «1 балл» в начале и в конце года, количество студенток, получивших означенную оценку, снизилось с 65,8 до 48,1 % от общего числа испытуемых, что отражает положительную динамику физической подготовленности и, в частности, физического качества «быстрота».
На рисунке 4 представлено количественное распределение студенток при сдаче контрольных нормативов в беговых нормативах.
Так, на первом курсе при сдаче теста «бег 100 м» оценку «1 балл» получило 132 испытуемых, что составляет 47,1 % от общего числа тестируемых, а процент студенток сдавших норматив от 2 до 10 баллов, составляет 13,6 %, 14,3 %, 5,0 %, 3,9 %, 3,2 %, 2,1 %, 5,7 %, 2,5 % и 2,5 %, соответственно. На втором курсе в беге на 100 м при среднем результате сдачи данного норматива «1 балл» в начале и в конце года, количество студенток, получивших означенную оценку, снизилось с 65,8 до 48,1 % от общего числа испытуемых, что отражает положительную динамику физической подготовленности и, в частности, физического качества «быстрота».
Рисунок 1. - Динамика результатов при сдаче беговых контрольных нормативов в осеннем и весеннем семестрах у юношей
Примечание: по оси абсцисс - оценка выполнения контрольного норматива по 10-балльной шкале, по оси ординат - количество студентов
Рисунок 2. - Динамика результатов при сдаче силовых контрольных нормативов в осеннем и весеннем семестрах у юношей
Примечание: по оси абсцисс - оценка выполнения контрольного норматива по 10-балльной шкале,
по оси ординат - количество студентов
Рисунок 3. - Динамика результатов при сдаче прыжковых контрольных нормативов в осеннем и весеннем семестрах у юношей
Примечание: по оси абсцисс - оценка выполнения контрольного норматива по 10-балльной шкале,
по оси ординат - количество студентов
Рисунок 4. - Динамика результатов при сдаче беговых контрольных нормативов в осеннем и весеннем семестреаху девушек
Примечание: по оси абсцисс - оценка выполнения контрольного норматива по 10-балльной шкале,
по оси ординат - количество студентов
На четвертом курсе при среднем результате норматива «поднимание туловища из положения лежа на спине» равном 7-ми баллам в осеннем и весеннем семестре, количество студенток, получивших означенную оценку увеличилось с 32,8 до 38,4 % (рисунок 5), что также свидетельствует об улучшении физических возможностей организма занимающихся в течение учебного года.
Рисунок 5. - Динамика результатов при сдаче силовых контрольных нормативов в осеннем и весеннем семестре у девушек
Примечание: по оси абсцисс - оценка выполнения контрольного норматива по 10-балльной шкале,
по оси ординат - количество студентов
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 (ред. от 31.10.2013 г.) значительное количество работ медицинского персонала связано с опасными и вредными условиями труда. В этой связи физическая подготовленность и физическое развитие студентов учреждений образования медицинского профиля является важной и актуальной проблемой [12].
ыводы
олученные результаты позволяют заключить, что в высшие учебные заведения по медицинским специальностям поступают абитуриенты с достаточно высокими баллами централизованного тестирования по общеобразовательным предметам при этом с изначально низким уровнем скоростно-силовых, силовых способностей, а также общей выносливости. Поэтому представляется необходимым разрабатывать и применять нормативы по оценке уровня физической подготовленности студентов учреждений высшего образования не физкультурного профиля в соответствии с их специальностью и будущей профессиограммой.
Физическая подготовленность студентов Гродненского государственного медицинского университета мужского и женского пола, в целом, находится на удовлетворительном уровне, при этом представляется необходимым на занятиях по физической культуре увеличивать количество упражнений, направленных на развитие общей выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей.
Также динамику физической подготовленности студентов следует оценивать комплексно, а не только исходя из средних значений результатов сдачи тестов.
1. Коляго, П. В. К проблеме оптимизации состава тестов физической подготовленности студентов ВУЗов / П. В. Коляго // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2014. - № 3. - С. 83-85.
2. Бака, Р. Физическая подготовленность как отражение сформированности физической культуры студентов / Р. Бака // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С. 14-17.
3. Салеев, Э. Р. Лонгитюдное сравнительное исследование физического развития и физической подготовленности у студентов-первокурсников / Э. Р. Салеев // Фундаментальные исследования (Москва). -
2014. - № 12. - С. 529-533.
4. Батеева, Н. П. Состояние физической подготовленности студентов Киевского национального университета культуры и искусств / Н. П. Батеева // Слобожанський науково-спортивний вюник. - 2014. - № 6. - С. 11-14.
5. Ярошевич, И. Н. Анализ уровня физической подготовленности студентов квалификации «бакалавр» для студентов строительного профиля / И. Н. Ярошевич // Современные технологии и научно-технический прогресс (Ангарск). - 2013. - № 1. - С. 55.
6. Артеменков, А. А. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов экологически неблагополучного города / А. А. Артеменков // Экология человека. - 2012. - № 4. - С. 39-44.
7. Квятковская, Н. А. Эффективность методики повышения общей выносливости у студенток не физкультурных ВУЗов / Н. А. Квятковская // Мир спорта. - 2011. - № 4. - С. 39-44.
8. Жадько, Д. Д. Физическая подготовленность студентов мужского пола ГрГМУ в 2013/2014 учебном году / Д. Д. Жадько, В. В. Григоревич // Актуальные проблемы совершенствования физического воспитания в учебных заведениях : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции / редкол.: В.К. Пестис [и др.]. - Гродно : ГГАУ, 2015. - С. 267-270.
9. Жадько, Д. Д. Состояние физической подготовленности студенток ГрГМУ В 2013/2014 учебном году / Д. Д. Жадько, В. В. Григоревич // Актуальные проблемы медицины : в 2 частях : материалы ежегодной итоговой научно-практической конференции (27 января 2015 г.) / отв. редактор В. А. Снежицкий. -Гродно : ГрГМУ, 2015. - Ч. 1. - С. 230-232.
10. Жадько, Д. Д. Анализ состояния физической подготовленности у студентов УО «ГрГМУ» в течение учебного года / Д. Д. Жадько, В. В. Григоревич // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию УО «ГГУ имени Ф. Скорины» / редкол. О. М. Демиденко [и др.]. - Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. - С. 65-68.
11. Жадько, Д. Д. Динамика физической подготовленности студентов ГрГМУ в течение учебного года / Д. Д. Жадько, В. В. Григоревич // Здоровье для всех: материалы VI международной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет», г.Пинск, 23-24 апреля 2015 г. / Министерство образования Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К. К. Шебеко [и др.]. - Пинск : ПолесГУ,
2015. - С. 68-70.
12. Тимофеев, Д. А. Физическое развитие и физическая подготовленность врачей-интернов к работе в экстремальных условиях / Д. А. Тимофеев, Л. К. Мадзигон // Военно-медицинский журнал. - 2010. -
NATIVE CHARACTERISTICS OF THE PHYSICAL PREPAREDNESS DYNAMICS E «GRODNO STATE MEDICAL UNIVERCITY» STUDENTS DURING THE YEAR
ie article presents comparative characteristics of the dynamics of the physical preparedness of Grodno State Medical University students during the year. It was found that the physical capabilities of students are at a satisfactory level, but it is need to increase the number of exercises aimed at the development of general endurance, speed and power-speed abilities.
It is necessary to update the standards for physical preparedness for not sports higher education institutions is in accordance with their physical readiness.
Keywords: students, physical preparedness, control tests.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Поступила в редакцию 20.12.16 E-mail: [email protected], [email protected]
Zhadko Dmitry Dmitrievich, Grigorevich Viktor Vladimirovich