ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЛАВАНИЕМ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ И АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТУДЕНТОВ
Е.В. Будыка, И.В. Ефимова1, Н.К. Ковалев Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия
Проведен анализ связей уровня физической подготовленности и характеристик функционального состояния студентов в процессе учебных занятий по плаванию. В обследованной группе отмечалось улучшение динамических характеристик двигательных и познавательных функций к концу учебного года, но оно наблюдалось на повышенном фоне реактивной тревожности и в большей степени касалось «слабых» по физической подготовленности студентов. Выявлено, что лучшие скоростно-силовые качества связаны с лучшими показателями регуляции сердечно-сосудистой системы. В то же время лучшие результаты в тесте на выносливость были получены при увеличении степени напряжения регуляторных систем и тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (по показателям вариационной пульсограммы).
Ключевые слова: студенты, адаптационные возможности, здоровье, физическая подготовленность.
The relationship between students’ physical readiness and functional state parameters was studied in the course of swim training. Improved dynamic parameters of motor and cognitive functions were noted in the observed group of students by the end of the academic year, but they were accompanied by increased reactive anxiety and were more pronounced in physically “weaker” students. Better speed and power abilities were found to be associated with better cardiovascular system parameters. The best results in the stamina test were shown by students with increased tension of the regulatory systems and sympathetic nervous system tone (according to variation pulsogram).
Key words: students, adaptability, health, physical readiness.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что активный двигательный режим является одним из эффективных средств устранения неблагоприятного влияния нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья и обеспечения высокой умственной работоспособности [4]. Поэтому среди многих факторов, влияющих на здоровье и работоспособность студентов, особое внимание уделяется уровню физической подготовленности.
Занятия по физическому воспитанию должны способствовать увеличению резервных возможностей всех систем организма студентов, а активный двигательный режим положительно влиять на их адаптационные реакции. Известно, что через состояние адаптационных процессов, отражающее разные степени адаптации той или иной системы организма, большинство исследователей характери-
1 И.В.Ефимова: E-mail: iri-efimova@yandex.ru
-23-
зуют здоровье [1]. Адаптация рассматривается как многоуровневое образование, включающее физиологический, психологический (субъективные показатели и объективные характеристики психических процессов) и другие уровни ее проявления [2].
Задача настоящей работы состояла в изучении связей различных проявлений адаптационных возможностей студентов, занимающихся плаванием, с физической подготовленностью.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 47 студентов-юношей 11-го курса механикоматематического факультета МГУ, на занятиях с которыми решались задачи обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания, а также повышения уровня развития общей и специальной физической подготовленности. Занятия проводились два раза в неделю продолжительностью 1 час 30 минут: из них 40 мин в зале и 45 мин в воде. В зале использовались как общеразвивающие, так и специальные имитационные упражнения, направленные на освоение техники различных способов плавания. Общий объем плавания составлял 1000-1200 метров за занятие. Для обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания в основном использовалось проплывание 25-ти и 50-тиметровых отрезков по элементам и в координации. В конце занятия 10-15 минут уделялось развитию скоростных качеств и выносливости. Для развития выносливости применялось повторное проплывание с умеренной скоростью 50-ти и 100-метровых отрезков или непрерывное плавание в течение 5-10 минут. Для развития скоростных возможностей применялось повторное проплывание с максимальной скоростью коротких отрезков (12,5 и 25 метров).
В конце семестра студенты сдавали контрольные нормативы: проплывание 50 м вольным стилем с максимальной скоростью, беспрерывное плавание в течение 12-ти минут (тест Купера). Наряду с этим преподавателем оценивалась техника плавания по 5-балльной системе на дистанции 50 м вольным стилем.
В процессе учебных занятий также проводилось тестирование по определению уровня развития основных физических качеств: 1) для определения силы - ручная динамометрия, подтягивание на перекладине; 2) для оценки скоростных возможностей - проплывание с максимальной скоростью 12,5 и 25 м; поочередное вращение рук в максимальном темпе в течение 10 с; 3) для определения скоростной силы - прыжок в длину с места; прыжок в высоту с места; 4) для определения выносливости: тест Купера - плавание в течение 12 минут; 5) для определения гибкости - наклоны вперед, выкрут рук назад с гимнастической палкой; 6) для определения ловкости - челночный бег 3х10 м.
В качестве объективной физиологической характеристики адаптационных возможностей в настоящей работе использовали комплексную оценку вариабельности сердечного ритма, основанную на анализе гистограммы распределения R-R интервалов с вычислением ряда характеристик: моды (М0), амплитуды моды (АМ0) и вариационного размаха (АХ), а также интегральных показателей: индекса напряжения (ИН), индекса вегетативного равновесия (ИВР) и показателя
-24 -
адекватности процессов регуляции (ПАПР). Каждый из данных коэффициентов имел определенную физиологическую интерпретацию [1]. Анализ их осуществляли в состоянии относительного покоя и после стандартной физической нагрузки.
Для изучения психологических проявлений адаптационных возможностей испытуемых использовали следующие психофизиологические методики: определение времени простой зрительно-моторной реакции, времени реакции на движущийся объект, оценку уровня функциональной подвижности нервных процессов, объема внимания, динамических характеристик двигательных (теппинг-тест) и познавательных (методика Струпа) процессов, а также исследовали уровень личностной и реактивной тревожности (по тесту Спилбергера-Ханина).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ результатов тестирования (табл. 1) показал, что у большинства испытуемых к концу семестра происходило улучшение уровня развития физических качеств (1-4), спортивного результата на дистанции 50 м вольным стилем (7), а также техники плавания (9).
Таблица 1
Средние результаты сдачи контрольных нормативов в начале и конце учебного года
Период исследования 1 2 3 4 5 6 7 8 9
осень 11,1 221,0 14,0 51,0 7,7 17,8 40,7 565,9 3,3
весна 13,3 228,6 15,7 46,8 6,8 16,5 37,4 629,7 4,1
Примечание: 1- подтягивание (кол-во раз); 2 - прыжок в длину с места (см);
3 - гибкость (см); 4 - «выкрут» рук (см); 5 - проплывание 12,5 м (с);
6 - проплывание 25 м (с); 7 - проплывание 50 м (с); 8 - результаты в тесте Купера (м);
9 - оценка за технику (балл).
Однако если разделить всех студентов по исходным результатам проплывания 50 м (в начале учебного года) на более сильную группу (группа 1 - с результатами 42 с и меньше), и более слабую (группа 2 - с результатами более 42 с), то можно обнаружить, что у студентов группы 2 наблюдались более значительные сдвиги в приросте спортивных результатов и уровня развития физических качеств к концу учебного года (табл. 2).
Подтверждают сказанное выше и данные, представленные на рис. 1, свидетельствующие о том, что физические нагрузки при двухразовых занятиях в неделю оказались более эффективными для менее физически подготовленных студентов.
Корреляционный анализ данных проведенного исследования показал, что наблюдается тесная связь оценок за технику плавания и спортивного результата на 50 м (коэффициент корреляции г=0,78 при р=0,05). Эта связь отмечена не
-25-
Таблица 2
Средние результаты сдачи контрольных нормативов студентами 1-й и 2-й групп в начале и конце учебного года
Групп а Период исследо- вания 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 осень 13,5 231,7 23,6 47,2 6,8 15,2 33,6 680,0 3,9
весна 14,9 234,5 14,5 45,0 6,3 15,0 32,7 696,4 4,3
2 осень 8,1 205,9 15,4 52,4 8,7 20,8 49,7 457,1 2,7
весна 10,3 218,0 17,6 49,6 7,7 18,9 44,2 525,0 3,7
Примечание: обозначения те же, что в табл. 1.
только с результатами проплывания соревновательной дистанции, но и с показателями выполнения контрольных тестов, характеризующих скоростные возможности, - 12,5 м (г=0,80) и 25 м (г=0,70), а также в тесте Купера, характеризующем выносливость (г=0,70). Это, по нашему мнению, свидетельствует о том, что в плавании на начальном этапе техническая подготовка играет исключительную роль, так как без освоения основ техники плавания дальнейший переход к полноценному тренировочному процессу нецелесообразен.
Кроме того, было обнаружено, что результаты проплывания 25 м, 50 м, оценка выносливости (тест Купера) и оценка за технику плавания связаны с результа-
30
25
20
15
Ю-'-в --
:1Ь
тПТ
■ Группа1 □ Группа2
Ж
Рис. 1. Изменения (в % к исходному значению) показателей физических качеств по результатам сдачи студентами двух групп контрольных нормативов:
А - подтягивания; Б - прыжка в длину с места; В - «выкрута» рук;
Г - проплывания 12,5 м; Д - проплывания 25 м; Е - проплывания 50 м;
Ж - выполнения теста Купера в воде
— 26 —
тами тестов на подтягивание (коэффициенты корреляции г -0,44; -0,34; 0,20; 0,23), прыжок в длину с места (г -0,45; -0,26; 0,15). Однако связи результатов сдачи контрольных нормативов с показателями выполнения тестов на суше оказались более слабыми по сравнению с показателями тестов в воде.
Описанные результаты свидетельствуют о том, что на начальном этапе подготовки студентов-пловцов первостепенной задачей является овладение основами техники спортивных способов плавания.
Анализ параметров работы сердца указывал на то, что у студентов уровень функционирования системы кровообращения в состоянии относительного покоя находился в пределах нормы для данного возраста. При этом по сравнению с нормой средняя величина Мо (показатель активности синусного узла) была несколько ниже (0,72 при норме - 0,75-0,78), а среднее значение индекса ПАПР, отражающего активность регуляторных симпатических влияний, - выше (49,2 при норме - от 17 до 40), что свидетельствовало об усилении влияния симпатической нервной системы на функционирование системы кровообращения.
К концу учебного года увеличивалось количество студентов, у которых преобладали кривые распределения показателей ритма сердца симпатотонического типа, и уменьшалось - нормотонического (рис.2).
100%
□ Вагот онический тип
□ Симпатотонический тип ■ Нормотонический тип
Осень
Весна
Рис. 2. Изменение соотношения (в %) типов гистограммы кардиоинтервалов R-R, оцененных по моде (Мо)
И хотя по показателю индекса напряжения (ИН) у студентов состояние сердечно-сосудистой системы и ее регуляция находились в пределах нормы для данного возраста, необходимо отметить, что к концу учебного года число лиц с функциональным напряжением увеличивалось (рис. 3).
При физической нагрузке выявлялась недостаточность функционального резерва, увеличивалось напряжение регуляторных систем, в том числе тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, что рассматривается исследователями как один из факторов «риска» к развитию ряда заболеваний.
Корреляционный анализ показателей физической, технической подготовленности и характеристик адаптационных возможностей обнаружил, что больший прирост результатов оценки силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости и
-27-
120 100 80 60 40 20 0
Осень Весна
Рис. 3. Изменение соотношения (в %) оценок «цены» адаптации по индексу напряжения (ИН)
■
□ Функциональное напряжение ■ Удовлетв. функционирование
1
выносливости, а также технической подготовленности связан с меньшими изменениями индекса напряжения (ИН) в покое. Это свидетельствовало об удовлетворительном состоянии механизмов регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы у студентов с более выраженным улучшением физической и технической подготовленности. Наиболее четко это прослеживалось при выполнении скоростно-силовых нагрузок: чем выше был результат на дистанции 50 м (группа «сильные» в табл. 3), тем лучше были показатели механизмов регуляции (ИН).
Иную картину мы наблюдали у студентов, имеющих лучшие результаты выполнения теста Купера в воде (на выносливость). Известно, что с данным качеством уровень физической подготовленности связан в большей степени [2]. В настоящем исследовании испытуемых с результатами в тесте Купера равными 500 м и больше за 12 мин относили к группе «сильных», остальных - к группе «слабых». Было обнаружено, что лучшие показатели выносливости наблюдались при более высокой степени напряжения регуляторных систем, в том числе тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (табл. 3).
Таблица 3
Средние показатели регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы для групп, различающихся по показателям скоростно-силовой выносливости
и выносливости в воде
Показатели Деление на группы по скоростносиловой выносливости Деление на группы по выносливости
«Сильные» «Слабые» «Сильные» «Слабые»
ИН 85,5 94,5 101,0 90,3
ИВР 139,3 146,2 157,0 134,6
— 28 —
Как показали данные, полученные в настоящей работе, в течение учебного года изменения претерпевали не только физическая подготовленность обследованных студентов и физиологические проявления адаптационных процессов, но и психологические показатели адаптации (табл. 4).
Таблица 4
Средние значения динамических показателей моторных и познавательных процессов, выявленные в течение учебного года
Период исследования Время простой зрительномоторной реакции (мс) Скорость теппинга (число ударов за 30 с) Интегративный показатель теста Струпа (усл.ед.)
правой рукой левой рукой
осень 309,7 199,7 184,7 4,6
весна 303,9 206,2 190,2 9,5
Средние значения динамических показателей моторных и познавательных проРезультаты корреляционного анализа выявили связи физической подготовленности с динамическими характеристиками психических процессов (временем простой зрительно-моторной реакции, скоростью теппинга, результатами выполнения теста Струпа), улучшение которых к концу учебного года отмечалось у испытуемых, имеющих больший прирост скоростных физических качеств. Однако это наблюдалось при повышенном уровне реактивной тревожности.
В целом, данные настоящего исследования подтвердили наши результаты, полученные ранее на группе студенток, занимающихся художественной гимнастикой [3]: физическая нагрузка при двухразовых занятиях в неделю является недостаточной для достижения оптимального уровня функционирования основных регуляторных систем организма и осуществляется с высокой «ценой» адаптации. В связи с этим необходим поиск новых форм увеличения объема двигательной деятельности в виде самостоятельных занятий.
ВЫВОДЫ
• Обнаружено повышение уровня физической подготовленности студентов основного учебного отделения к концу учебного года. Более существенные сдвиги наблюдались у менее физически подготовленных студентов.
• Выявлено, что возрастание динамических характеристик двигательных и познавательных процессов отмечалось у студентов с большим приростом скоростных физических возможностей.
• Показано, что улучшение результатов выполнения теста на скоростносиловую выносливость связано с удовлетворительными показателями регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, а повышение показателей
-29-
выносливости - с увеличением степени напряжения регуляторных систем, повышения тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: РУДН, 2006.
2. Ефимова И.В., Будыка Е.В., Проходовская Р.Ф. Психофизиологические основы здоровья студентов: Учебное пособие. - Иркутск: ИГУ, 2003.
3. Ефимова И.В., Будыка Е.В., Прошкина Е.Н. Особенности изменений физической и функциональной подготовленности студенток с разным исходным уровнем этих показателей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2000, №2.
4. Физкультура и здоровье студентов / Под ред. Е.Д. Хомской, М.М. Рыжака. - М.: МГУ, 1988.