Научная статья на тему 'Уровень физической подготовленности студентов медицинского университета'

Уровень физической подготовленности студентов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
293
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / SPORTSMANSHIP / MOTIONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гудимов Станислав Владимирович, Климова Галина Федоровна, Осетров Игорь Александрович

В работе рассматривается уровень физической подготовленности студентов медицинского университета. Определяются различия в степени развития двигательных качеств юношей и девушек, обучающихся на младших и старших курсах университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гудимов Станислав Владимирович, Климова Галина Федоровна, Осетров Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF SPORTMANSHIP OF THE MEDICAL UNIVERSITY

The paper deals with sportsmanship of the Medical University. The difference of the level of development of girls and boys studying at the junior and senior courses are determined.

Текст научной работы на тему «Уровень физической подготовленности студентов медицинского университета»

УДК: 378.172

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

С. В. Гудимов, Г. Ф. Климова, И. А. Осетров1

В работе рассматривается уровень физической подготовленности студентов медицинского университета. Определяются различия в степени развития двигательных качеств юношей и девушек, обучающихся на младших и старших курсах университета.

Ключевые слова: физическая подготовленность, двигательные способности.

Актуальность исследования. Одной из актуальных проблем высшего профессионального образования является изучение состояния здоровья студентов, путей его сохранения и укрепления благодаря осуществлению здоровье сберегающей деятельности [4, 6]. В связи с высокой общей заболеваемостью в стране, количество лиц с отклонениями в состоянии здоровья увеличилось. На первый курс в вузы России поступают практически здоровыми около 20% абитуриентов. Среди выпускников доля здоровых людей уменьшается до 10-12% [3]. В студенческие годы завершается развитие многих физиологических систем организма, поэтому в этот период должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Для формирования основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания необходимо учитывать половые и индивидуальные особенности студентов, а также резервные возможности их организма на данном этапе функционального развития [1]. Изучение динамики физической подготовленности студентов на протяжении всего периода обучения представляет практический интерес для преподавателей и тренеров. На основании вышеизложенного были сформулированы цель и задачи настоящего исследования.

Цель исследования — определить уровень физической поготовленности студентов медицинского университета.

Задачи исследования: 1) провести тестирование двигательных качеств, характеризующих общую выносливость, быстроту, скоростно-силовую подготовленность, силовую выносливость и гибкость студентов 2) провести

1 Гудимов Станислав Владимирович, Климова Галина Федоровна — Ярославский государственный медицинский университет

Осетров Игорь Александрович — Ярославский государственный педагогический университет, Ярославль

сравнительный анализ физической подготовленности юношей и девушек на различных курсах университета.

Организация и методы исследования. Исследования проводились в октябре — декабре 2016 года в рамках реализации дисциплины «Физическая культура» для различных факультетов Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ). В обследовании приняли участие 154 юношей и девушек, обучающихся на 1-6 курсах различных направлений подготовки ЯГМУ. Все обследованные студенты по состоянию здоровья относились к основной и подготовительной медицинским группам. Учащиеся регулярно посещали учебно -тренировочные занятия физической культурой на кафедре физической культуры и спорта ЯГМУ один раз в неделю.

Для оценки физической подготовленности студентов использовались следующие тесты:

1) прыжок в длину с места толчком двумя ногами (юноши, девушки);

2) подтягивание из виса на прекладине (юноши);

3) сгибание и разибание рук в упоре лежа на полу (девушки);

4) поднимание ног в висе до касания перекладины (юноши);

5) поднимание и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены,

руки за головой (девушки);

6) наклоны вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической

скамье (юноши, девушки);

7) челночный бег (юноши, девушки);

8) 12-минутный тест Купера (юноши, девушки).

Балльно-рейтинговая оценка быстроты, скоростно-силовой подготовленности, силовой выносливости и гибкости испытуемых [5], производилась в соответствии с Всероссийским физкультурно-спортивным комплексом ГТО (VI ступень). Результаты 12-минутного теста Купера на общую выносливость, оценивались по соответствующей таблице нормативов с учетом пола и возраста испытуемых [2].

Полученный материал обработан статистически с использованием ^критерия Стьюдента на РС в приложении Statistika 6.0.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования уровня физической подготовленности студентов ЯГМУ представлены в таблицах 1, 2. К среднему уровню были отнесены показатели, выполненные студентами на «хорошо» и «удовлетворительно». К уровню выше среднего — тесты, выполненные на «отлично». Соответственно, худшие результаты (1 и 2 балла), мы отнесли к низкому уровню.

Результаты теста «челночный бег» свидетельствуют о преобладании низкого уровня развития скоростных качеств у 82% юношей и девушек. Средний уровень подготовленности по этому тесту показали 15% юношей и 18% девушек. Высокий уровень быстоты выявлен лишь у 2% юношей.

Таблица 1

Уровень физической подготовленности юношей

№ Наименование теста Кол- Выше Средний Низкий

во среднего уровень уровень

(чел.) уровня

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1 Подтягивание из виса на высокой перекладине (раз) 80 29 36 16 20 35 44

2 Прыжок в длину с места (см) 76 30 39 24 32 22 29

3 Подъемы ног из виса на перекладине (раз) 70 35 50 23 33 12 17

4 Челночный бег 10х10 м (сек) 67 2 3 10 15 55 82

5 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) 66 26 39 30 45 10 16

6 12-минутный тест Купера (м) 64 5 8 39 61 20 31

По результатам оценки скоростно-силовой подготовленности (прыжок в длину с места), средний уровень физической подготовленности был зафиксирован у 32% юношей и 38% девушек. 29% юношей и 52% девушек показали низкий уровень подготовленности. В этих условиях, у 39% юношей и 10% девушек, выявлены показатели выше среднего уровня.

Таблица 2

Уровень физической подготовленности девушек

№ Наименование теста Кол- Выше Средний Низкий

во среднего уровень уровень

(чел.) уровня

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) 23 13 56 5 22 5 22

2 Прыжок в длину с места (см) 50 5 10 19 38 26 52

3 Поднимание и опускание туловища из положения лежа (раз в мин.) 37 6 16 15 41 16 43

4 Челночный бег 3х10 м (сек) 28 - - 5 18 23 82

5 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) 45 12 27 28 62 5 11

6 12-минутный тест Купера (м) 19 - - 16 84 3 16

Анализ результатов теста на силовую выносливость мышц брюшного пресса (подъемы ног в висе на перекладине юношами и поднимание — опускание туловища

из положения лежа девушками) выявил средний уровень подготовленности у 33% юношей и 41% девушек. У 17% юношей и 43% девушек зафиксирован низкий уровень этого показателя, а высокий уровень — у половины испытуемых юношей и только у 6% девушек. При тестировании силовой выносливости мышц рук и плечевого пояса установлен средний уровень подготовленности у пятой части юношей (подтягивание из виса на высокой перкладине) и девушек (сгибание и разгибание рук в упоре лежа); низкий уровень у 44% юношей и 22% девушек; уровень выше среднего — у 36% юношей и 56% девушек.

При оценке гибкости установлено: средний уровень у 45% юношей и 62% девушек; низкий уровень у 16 % юношей и 11% девушек; выше среднего уровень у 39% юношей и 27 % девушек.

Результаты 12-минутного теста Купера позволили определить степень развития общей выносливости испытуемых. В итоге, средний уровень работоспособности отмечен у 61% юношей и 84% девушек. У 31% юношей и 16% девушек выявлен уровень выносливости ниже среднего, и только у 8% юношей этот показатель был выше среднего уровня.

Статистическая обработка полученных результатов позволила определить некоторые различия в физической подготовленности студентов и студенток в зависимости от курса обучения (Таблицы 3, 4). Так, результаты подтягивания из виса на высокой перекладине юношей 5 курса достоверно (на 42%) превысили этот показатель у студентов 1 курса. В этих условиях показатели гибкости юношей 1 курса статистически значимо (на 52%) были выше аналогичного показателя студентов 5 курса.

Таблица 3

Сравнение показателей уровня физической подготовленности юношей

первых и пятых курсов

№ Наименование теста 5 курс ДО±т) 1 курс ДО±т) Достоверность (Р)

1 Подтягивание из виса на высокой перекладине (раз) 11,8±6,1 (П=25) 8,3±5,9 (П=47) <0,02

2 Прыжок в длину с места (см) 238,6 ±16,9 (П=27) 230,2±20,1 (П=43)

3 Подъемы ног из виса на перекладине (раз) 9,7±3,7 (П=18) 8,6±2,9 (П=44)

4 Челночный бег 10х10 м (сек) 29,6±2,4 (П=22) 28,7±1,7 (П=40)

5 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) 8,1±5,5 (П=17) 12,3±4,8 (П=43) <0,01

6 12-мин. тест Купера (м) 2549,2±228,6 (П=18) 2489,5±320,1 (П=38)

Выявлена тенденция к увеличению показателей прыжка в длину с места, подъемов ног из виса на перекладине и 12-минутного теста Купера в группе юношей 5 курса, однако, статистически не значимая.

Сравнительный анализ результатов тестирования девушек позволил выявить различия в скоростно-силовой подготовленности студенток разных курсов. Так, показатель прыжка в длину с места группы девушек 2 курса достоверно превысил (на 9%) данный показатель в группе девушек 6 курса. Также, у студенток 2 курса, выявлена тенденция к увеличению показателей силовой выносливости плечевого пояса, общей выносливости и гибкости. Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивалась практически одинаково в обеих подруппах обследуемых студенток.

Таблица 4

Сравнение показателей уровня физической подготовленности девушек

вторых и шестых курсов

№ Наименование теста 6 курс (М±т) 2курс (М±т) Достоверность (Р)

1 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) 11,8±7,8 (п=13) 13,9±6,9 (п=23)

2 Прыжок в длину с места (см) 152,2 ±21,9 (п=12) 168,5±17,1 (п=30) <0,01

3 Поднимание и опускание туловища из положения лежа (раз в мин.) 35,4±7,7 (п=14) 35,4±11,8 (п=16)

4 Челночный бег 3х10 м (сек) 10,0±0,7 (п=15) 9,7±0,7 (п=10)

5 Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье (см) 11,8±4,9 (п=16) 14,3±3,9 (п=25)

6 12-мин. тест Купера (м) 1749,2±225,4 (п=11) 1857,5±174,5 (п=8)

Выводы

1. Наиболее низкий уровень физической подготовленности выявлен по результатам тестирования скоростных и скоростно-силовых качеств студентов. Более 80% обследованных юношей и девушек имеют низкий уровень развития быстроты. У половины девушек и трети юношей уровень развития скоростно-силовых качеств ниже среднего.

2. Более чем у половины юношей и у подавляющего количества девушек, установлен средний уровень показателя общей выносливости. Наибольшее количество юношей и девушек показали хорошие и отличные результаты при тестировании гибкости. Степень развития силовой выносливости у юношей и

девушек отличается. Силовая выносливость мышц брюшного пресса на высоком и среднем уровнях выявлена у большего количества юношей. В то же время, силовая выносливость мышц рук и плечевого пояса на отличном и хорошем уровне зафиксирована у большего процента обследованных девушек.

3. Установлены различия в физической подготовленности студентов и студенток в зависимости от курса обучения. У юношей старших курсов выявлен более высокий уровень силовых способностей, у юношей младших курсов — значимо более высоким оказался уровень гибкости. Наиболее высокая степень скоростно-силовой подготовленности установлена у девушек младших курсов в сравнении с результатами, полученными при обследовании старшекурниц.

Литература

1. Ильинич В. И. Физическая культура студента. — М., 2001. — 447с.

2. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. — М.: ФиС, 1989. — 225 с.

3. Маргазин, В. А. Лечебная физическая культура [Текст] / В. А. Маргазин, А. С. Носкова, С. Ф. Бурухин. Ярославль: «Медиа-контакт», 2006. — 338 с.

4. Тихомирова Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровье сберегающей педагогики. — Дис. ...д-ра пед. наук. Ярославль, 2004. — 370с.

5. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2009. — 480 с.

6. Шкребко А. Н. Использование метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре со студентами специальной медицинской группы «А» / А. Н. Шкребко, В. А. Маргазин, М. А. Гансбургский. Учебно-методическое пособие. Ярославль, ЯГМУ, 2016. — 88 с.

THE LEVEL OF SPORTMANSHIP OF THE MEDICAL UNIVERSITY Gudimov S.V., Klimova G.F., Osetrov I.A.

Gudimov Stanislav Vladimirovich, Klimova Galina Fiodorovna — Yaroslavl State Medical University

Osetrov Igor Aleksandrovich — Yaroslavl State Pedagogical University

Abstract. The paper deals with sportsmanship of the Medical University. The difference of the level of development of girls and boys studying at the junior and senior courses are determined.

Keywords: sportsmanship, motional qualities.

References

1. Il'inich V.I. Fizicheskaja kul'tura studenta. — M., 2001. — 447s. (in Russian)

2. Kuper K. Ajerobika dlja horoshego samochuvstvija. — M.: FiS, 1989. — 225 s. (in Russian)

3. Margazin, V.A. Lechebnaja fizicheskaja kul'tura [Tekst] / V.A. Margazin, A.S. Noskova, S.F. Buruhin. Jaroslavl': «Media-kontakt», 2006. — 338 s. (in Russian)

4. Tihomirova, L.F. Teoretiko-metodicheskie osnovy zdorov'e sberegajushhej pedagogiki. — Dis. ...d-ra ped. nauk. Jaroslavl', 2004. — 370s. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teorija i metodika fizicheskogo vospitanija i sporta: Uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. — M.: Akademija, 2009. — 480 s. (in Russian)

6. Shkrebko, A.N. Ispol'zovanie metoda krugovoj trenirovki na zanjatijah po fizicheskoj kul'ture so studentami special'noj medicinskoj gruppy «A» / A.N. Shkrebko, V.A. Margazin, M.A. Gansburgskij. Uchebno-metodicheskoe posobie. Jaroslavl', JaGMU, 2016. — 88 s. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.