Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.H. Сергеев, Н.И. Ананьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical exercises (4 hrs a week) being continued throughout an examination session period ensure a more rapid adaptation to a new routine and increased work capacity making students better fit for the conditions of students' construction units. At the same time, it is one of the factors contributing to a better progress in studies.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ»

венных различий в условиях жизни населения по этой группе факторов. Не выявлено различий и в уровне медицинского обеспечения населения изучаемых районов.

Существенные различия, как и предполагалось, обнаружены в степени загрязнения атмосферного воздуха основного и контрольных районов.

Прогноз распределения детей по группам здоровья осуществляли путем построения таблиц вероятностей по аналогии с таблицами доживае-мости, которые широко используются в демографической статистике. Прогноз изменения состояния здоровья детей рассчитывали по показателю условного оптимального уровня здоровья, за который мы приняли 85 % детей, составляющих «благополучные» группы здоровья, т. е. прогнозировали время, необходимое для достижения этого уровня здоровья. Так, у детей 1974 года рождения, проживающих во втором контрольном районе, уровень здоровья достигался раньше, чем у детей первого контрольного района.

Обоснованный в нашей работе прогноз времени наступления изменений в состоянии здоровья детского населения, проживающего в качественно различных условиях окружающей среды, позволяет составить долгосрочный план профилактических мероприятий с указанием не только этапов работы, но и конкретных целей каждого из них.

Выводы. 1. Условия жизни населения изучаемых районов различаются главным образом

по степени загрязнения атмосферного воздуха.

2. Разработанный и использованный в настоящей работе метод изучения закономерностей формирования здоровья населения с помощью вероятностных таблиц вполне пригоден для количественной оценки и прогнозирования изменений в состоянии здоровья населения в связи с изменением качества окружающей среды.

Литература. Дигоева М. Д. — Труды Северо-Осетнн.

мед. ин-та, 1969, вып. 24, с. 83—85. Кротов Ю. А. — В кн.: Вопросы санитарной охраны внешней среды, гигиены труда и профилактики заболеваний. Л., 1972, с. 72—73. Лященко К. С. — Здравоохр. Белоруссии, 1973, № 10, с. 86. Мартынова А. П. — Гиг. труда, 1965, № 9, с. 13—18. Рашевская А. М., Зорина Л. А. Профессиональные заболевания системы крови химической этиологии. М., 1968. Родионов И. С. Состояние здоровья рабочих, занятых в производстве волокна лавсан. Автореф. дис. канд. Курск. 1971.

Санина Ю. П.. Кочеткова Т. А. — В кн.: Токсикология новых промышленных химических веществ. М., 1963, вып. 5, с. 107—123.

Поступила 10.02.82

Summary. A new technique — probability tables of survival tables type — has been used to evaluate the effects of wastes from a synthetic fibre plant (lavsan) on the health status of children. Using this technique, a short-term prediction of health indices values in the children population has been made. The conducted investigation laid a foundation for elaborating hygienic recommendations concerning human health protection from the hazardous effects of lavsan production wastes.

УДК «13.71-»57.875

В. Н. Сергеев, Н. И. Ананьев

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ПЕРИОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Целиноградский медицинский институт

Современный процесс обучения характеризуется высокой интенсификацией учебной деятельности, что влечет за собой большое умственное напряжение и ограничение двигательной активности студента. Умственное напряжение особенно возрастает в зачетный и экзаменационный периоды, а объем активных мышечных усилий резко уменьшается в связи с прекращением в институте занятий по физкультуре. Это часто приводит к умственному переутомлению и связанному с этим болезненному состоянию (Т. С. Подзо-рова).

Сразу же после завершения летней экзаменационной сессии студенты попадают в студенческие строительные отряды (ССО), условия которых резко отличаются от условий института и повседневной жизни и в первую очередь характеризующиеся большим объемом физического труда. В связи с этим несомненную актуальность

приобретают вопросы организации рационального режима жизни студентов, обеспечивающего высокий уровень умственной работоспособности в процессе обучения,"а также физической готовности к производительному и безопасному труду в ССО.

Одним из важных факторов, способствующих решению этой задачи, является оптимальное привлечение средств физкультуры и спорта. Определение наиболее приемлемого соответствия между компонентами умственного труда >и двигательной активностью студентов в период экзаменационных сессий — составная часть проблемы научной организации процесса обучения.

Цель настоящего исследования — получить ответы на следующие вопросы: 1) каково влияние регулярных занятий физкультурой на процессы адаптации и подготовленность студентов к трудовой деятельности в ССО? 2) как отражаются

занятия по физическому воспитанию в период летней экзаменационной сессии на выполнении учебных требований и успеваемости студентов?

В основу исследования положен когортный метод, позволяющий на базе сравнительно небольшой выборки благодаря строгому отбору лиц по изучаемым признакам получить репрезентативные данные. Обследуемых объединяли по сле-► дующим признакам: а) полу — студенты-мужчины I—II курсов; б) возрасту—17—20 лет; в) объему недельной нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в течение учебного года — 4 ч; г) характеру физической работы — все студенты после летней экзаменационной сессии работали в ССО в целинных совхозах на строительстве сельских объектов; общая продолжительность рабочего периода — 55 дней, рабочего дня —8 ч; д) стажу работы в ССО, условиям быта, сложности возводимых объектов. В материально-техническом снабжении существенной разницы не было. Единственным отличительным признаком служил двигательный режим в период летней экзаменационной сессии, в зависимости от которого студенты были разделены на две группы: опытную и контрольную, ь 30 студентов опытной группы в период сессии организованно, под контролем преподавателя, продолжали заниматься физкультурой (4 раза в неделю по 1 ч) в дни, свободные от экзаменов, что являлось естественным продолжением учебного процесса. С 32 студентами контрольной группы таких занятий не проводилось.

Основным содержанием занятий физкультурой явилась активная двигательная деятельность, направленная на совершенствование физической подготовки студентов, развитие физических качеств, необходимых для успешной работы в ССО (упражнения с отягощением и в сопротивлении, развивающие максимальную силу и силовую вы-1 носливость, легкоатлетические кроссы, подвижные и спортивные игры, толкание ядра и набивных мячей, плавание, упражнения на перекладине, брусьях, гимнастической стенке и т. д.). Особое внимание обращалось на формирование у занимающихся умения возможно дольше поддерживать работоспособность на оптимальном уровне. В качестве самостоятельных занятий студенты ежедневно в течение 15—20 мин выполняли утреннюю гигиеническую гимнастику (ходьбу, бег в умеренном темпе, общеразвивающие упражнения типа зарядки).

Для решения поставленных задач проводили медико-биологические исследования (электрокардиография, спирография). Изучали показатели функционального состояния аппарата дыхания— минутный объем дыхания (МОД), жиз-1 ненную емкость легких (ЖЕЛ), коэффициент ис-. пользования кислорода (КИ02) и кровообращения, частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки по методике А. Г. Дембо и Е. М. Крепе. Для

определения влияния систематического выполнения физических упражнений на эффективность умственного труда студентов анализировали академическую успеваемость по результатам четырех экзаменационных сессий. Концентрацию и устойчивость внимания учитывали с помощью корректурного метода Ландольта (три действия: подчеркнуть, зачеркнуть и обвести определенные кольца). Уровень работоспособности (мышечной выносливости) измеряли динамометром Розен-блата по показателям статистического напряжения мышц кисти (Г. Н. Хилова; М. Ф. Гриненко и Г. Г. Саноян). Степень эффективности производительной деятельности определяли по экономическим показателям (заработная плата, выполнение производственной программы). Для оценки самочувствия студентов по субъективным признакам в конце рабочего дня проводили анкетирование. Период наблюдения охватывал четыре учебных и два трудовых семестра (1979— 1981 гг.). Ежегодное обследование включало четыре этапа: 1-й — конец учебного года — начало летней экзаменационной сессии; 2-й — с момента завершения летней экзаменационной сессии;

3-й — трудовой семестр (на 8—14-й день пребывания в ССО); 4-й — конец трудового семестра.

На 1-м этапе наблюдения, проведенного в конце учебного года перед началом летней экзаменационной сессии, в обеих группах не отмечено достоверных различий изучаемых признаков. В результате систематических занятий физическими упражнениями в системе дыхания и кровообращения у студентов происходят идентичные изменения, характеризующие повышение функционального уровня: урежается пульс, уменьшается МОД в покое, увеличивается ЖЕЛ. Аналогичные данные обнаружены при измерении мышечной выносливости.

Представляют собой интерес результаты, полученные после летней экзаменационной сессии (2-й этап), когда двигательная активность у студентов была различной. Функциональные возможности испытуемых опытной группы повысились, а контрольной — снизились. Это выразилось в учащении пульса у студентов контрольной группы (Р<0,05), увеличении МОД до и после дозированной нагрузки (Р<0,05). Все это свидетельствует об ухудшении легочной вентиляции и нарушении процессов диффузии.

Целью следующих этапов обследования (3-й и

4-й) были выявление адаптационных возможностей организма бойцов ССО и и их приспособительных реакций в условиях резкой смены условий жизни. Показатели частоты пульса и вентиляционной функции легких у студентов опытной группы и в начальный период пребывания в ССО остаются оптимальными. Общая картина сдвигов, произошедших в организме студентов контрольной группы, по направленности соответствует таковой на предыдущем этапе, но имеет особенности в величине изменения показателей. Наи-

более выраженное увеличение наблюдается в частоте пульса, значителен диапазон колебаний КИ02 и МОД в покое (Я <0,05). Увеличение МОД показывает, что между резервными возможностями внешнего дыхания и КИ02 еще не установлено определенного соответствия, в результате экономичность вентиляционного режима легких уменьшается и как следствие этого понижается сократительная способность сердца.

Мышечная выносливость наиболее быстро снижалась у студентов контрольной группы. После 3-го часа работы она уменьшалась по сравнению с исходным уровнем на 28,5% (Р<0,05), а к концу рабочего дня — на 40%, что по шкале оценок приближалось к границе очень высокой степени утомляемости (Р<0,001). У студентов опытной группы после завершения рабочего дня зарегистрирована минимальная степень утомляемости с приростом от исходного уровня на 10— 15% (/><0,05).

В первые 10—15 дней пребывания в отряде у студентов отмечались неоднородные по характеру изменения работоспособности. Диапазон колебаний изучавшихся показателей во второй половине недели нарастал. У студентов опытной группы уровень работоспособности снижался в меньшей степени и наблюдалось более быстрое ее восстановление. В контрольной группе уровень работоспособности быстро падал, а восстановление ее замедлялось.

Приведенные данные позволяют заключить, что резкое сокращение двигательной активности в период летней экзаменационной сессии вызывает неблагоприятные функциональные сдвиги к концу сессии, снижает приспособление организма к условиям ССО. Выше сказанное дополнительно подтверждает субъективное ощущение усталости после рабочего дня, на которое указывали бойцы ССО при опросе: в опытной группе умеренная усталость наблюдалась в 38 % случаев, легкая— в 40%, а в контрольной — соответственно в 58,8 и 22,5 % случаев; разница статистически достоверна (х2=5,45).

Необходимо отметить положительный характер функциональных изменений у студентов обеих исследуемых групп, выявленный в завершающей стадии трудового семестра. В контрольной группе показатели достигли уровня 2-го этапа

Сравнительные показатели успеваемости студентов

с различным двигательным режимом в период экзаменационных сессий (1979—1981 гг.) (М ± т)

Зимняя сессия (до эксперимента) Летняя сессия (после ! эксперимента)

Группа студентов среданй балл количество оценок 4 и 5 вал-лов. % с ре дни 11 балл количество оценок 4 и 5 баллов. %

Опытная Контрольная Р 4 ,04 ± 0,044 4,03 ± 0.048 >0.05 60.0 ±5,1 54 ,5±4 .5 >0,05 4,15 ± 0 ,044 3,99 ± 0,048 <0,05 66,5 ± 5,7 50.0 ± 4.12 <0,05

исследования, а в опытной превышали его. Таким образом, студентам контрольной группы, двигательный режим которых в период летней экзаменационной сессии характеризовался перерывами в занятиях физическими упражнениями, потребовалось почти 2 мес на восстановление уровня функциональных возможностей. Можно предположить, что более тренированный организм студентов опытной группы обладает определенными энергетическими и функциональными резервами, которые обеспечивают более быструю адаптацию и переключение физиологических механизмов на резко меняющиеся условия жизни. Студентам же контрольной группы для возвращения 'к прежнему состоянию требуется вновь тренировать старые условнорефлекторные координации двигательных систем, что потребует дополнительного напряжения функций в условиях короткого; но интенсивного по трудовой направленности III семестра.

Влияние занятий физическими упражнениями в период летней экзаменационной сессии на успеваемость студентов проверяли путем сопоставления оценок двух сессий: зимней, предшествовавшей эксперименту, и летней (см. таблицу).

В зимнюю сессию, во время которой студенты не занимались физическими упражнениями, различий в успеваемости в обеих группах не отмечено. И совершенно новые соотношения обнаруживаются при изучении итогов летней экзаменационной сессии. Так, показатели успеваемости у студентов опытной группы значительно выросли. И, наоборот, успеваемость студентов контрольной группы имела тенденцию к ухудшению: ниже стал средний балл (—0,04), который по сравнению с показателями студентов опытной группы в летнюю сессию уменьшился на 0,16 балла (/><0,05).

Среднедневная зарплата на одного члена отряда у студентов опытной группы составила 9,13 руб, а контрольной — 8,41 руб; первые имели и лучшие показатели при выполнении производственного задания (прирост составил 12,3%), т. е. количество продукции, производимой ими в единицу рабочего времени, было большим, и, следовательно, труд их оказался более эффективным.

Таким образом, продолжение занятий физическими упражнениями в период экзаменационных сессий (4 ч в неделю) обеспечивает более быструю адаптацию студентов, способствует- росту работоспособности и лучшей подготовленности к условиям ССО, является одним из факторов повышения успеваемости и успешного выполнения учебных требований.

Литература. Гриненко М. Ф., Саноян Г. Г. — В кн.:

Труд, здоровье, физическая культура. М.,' 1974, с. 85—87. Дембо А. Г., Крепе Е. М. — В кн.: Физиологические методы;

в клинической практике. Л., 1966, с. 78—122.

Подзорова Т. С. Научная организация умственного труда

студентов. Л., 1972, с. 9—10. Хилова Г. Н. — В кн.: Запоминание и воспроизведение различного стимульного материала. Л., 1968, с. 10—11.

Поступила 24.11.81

Summary. Physical exercises (4 hrs a week) being continued throughout an examination session period ensure a more rapid adaptation to a new routine and increased work capacity making students better fit for the conditions of students' construction units. At the same time, it is one of the factors contributing to a better progress in studies.

УДК 618-056.257-053.5-092:612.76

Ж. П. Лабодаева

ГОТОВНОСТЬ к ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ

Минский медицинский институт

В настоящее время проблема школьной зрелости особенно актуальна в связи с широким обсуждением вопроса о введении обязательного обучения в школе с 6 лет. Известно, что для детей, недостаточно созревших для обучения в школе, занятия связаны с большим напряжени-ем, приводящим к повышенному утомлению и ухудшению состояния здоровья. Морфологическая незрелость, ослабленное здоровье, недоношенность при родах, недостаточное питание в период раннего детства могут явиться причинами недостаточной зрелости ребенка (М. В. Антропова и соавт.; Т. Ю. Вишневецкая и В. Н. Карда-' шенко). Весьма интересным является вопрос о том, влияет ли ожирение на школьную зрелость. В литературе отсутствуют работы, посвященные этой теме. У детей, страдающих ожирением и не достигших школьной зрелости, обучение в школе может повлечь за собой гораздо большую нагрузку, чем у их здоровых сверстников.

При определении готовности детей к обучению в школе немаловажное значение имеет такой показатель, как степень владения моторными навыками. Исследования, проведенные нами ранее (Ж- П. Лабодаева), показали, что двигательная активность у младших школьников, страдающих ожирением, снижена и имеет свои особенности, которые не способствуют овладению двигательными навыками в школе. Интересным является и вопрос о том, с каким уровнем развития двигательных функций приходит в школу тучный ребенок. М. В. Максимова установила, что уже при начальных (I—II) степенях ожирения у школьников имеются нарушения состояния здоровья, что отражается на функциональных возможностях организма.

В настоящей работе поставлена задача изучить развитие моторики у детей 6—7 лет с начальными (I—II) степенями ожирения и выявить функциональную готовность их к обучению в школе.

С этой целью обследовано 265 детей, посещающих подготовительные группы детских садов Минска. Простая форма конституционально-экзогенного ожирения была у 165 Детей (опытная группа), средний уровень физического развития— у 100 (контрольная группа). Степень ожирения определяли по классификации А. И. Клио-рина; моторной зрелости — по модифицированной

шкале Озерецкого, включающей для каждой возрастной группы 6 специальных тестов на отдельные компоненты движения. Для изучения школьной зрелости применяли тесты Керна в модификации Я. Ирасека. Все дети по уровню школьной зрелости были условно разделены на три группы: зрелые — при суммарной оценке тестов 3— 4 балла; условно зрелые — 5—9 баллов; незре^ лые— 10—15 баллов.

Отставание моторного возраста от паспортного установлено у 69,81 % детей, страдающих ожирением. В среднем дети отставали в моторном развитии на 6—12 мес, у некоторых детей этот показатель достигал 20 мес, т. е. 17г—2 лет. При сравнении моторного развития мальчиков и де*-вочек мы отметили, что тучные девочки отставали в моторном возрасте в 62,5% случаев, а мальчики в 75,9 % • Если проследить развитие моторики в возрастном аспекте, то станет очевидным, что моторное развитие 6-летних детей с ожирением в большей степени соответствует паспортному возрасту (в 60,9 % случаев) по сравнению таковым 7-летних (16,66%). Мы также установили, что чем большей была степень ожирения, тем ниже было моторное развитие детей. Так, при ожирении I степени отставание моторного возраста от паспортного наблюдается в 68,3 % случаев, а при II степени ожирения — уже в 75%.

Анализ выполнения отдельных тестов на моторную зрелость позволил установить конкретные компоненты движений, с которыми не справляются дети, страдающие ожирением. Самым сложным для таких детей оказался тест 4, характеризующий двигательную скорость; плохо справились они и с тестом 2, отражающим динамическую координацию верхних конечностей, и тестом 5 на одновременность движения. Как следует из изложенного выше, у детей с ожирением больше всего страдают двигательные навыки, способствующие усвоению школьной программы. Поэтому весьма интересно изучить их готовность к обучению в школе, т. е. школьную зрелость.

Результаты исследования школьной зрелости представлены в таблице.

Полученные данные позволили установить, что среди 6-летних мальчиков с ожирением зрелых нет, условно зрелых больше, чем в контрольной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.