Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ О ВЛИЯНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ'

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ О ВЛИЯНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУРСАНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курдюкова Светлана Викторовна, Воротник Александр Николаевич, Третьяков Андрей Александрович, Кулиничев Андрей Николаевич, Ткаченко Алексей Иванович

В статье рассматриваются особенности влияния физических упражнений на умственные способности и работоспособность обучающихся в период обучения и сдачи ими экзаменационной сессии. Приведены научные данные о влиянии физической нагрузки на физиологическое состояние организма и психические функции человека. Представлены результаты анкетирования курсантов обучающихся в Белгородском юридическом институте МВД России имени И. Д. Путилина. Выявлены основные направления физической подготовки в учебном процессе курсантов, на которых получается основная физическая нагрузка. Проведен анализ влияния физических упражнений на психофизическое состояние и работоспособность. Выявлен уровень знаний курсантов и дана оценка влияния физических упражнений на умственные способности и работоспособность в период их обучения и сдачи экзаменационной сессии. Выполнение физических упражнений оказывает положительное влияние на умственную деятельность обучающихся и способствует активизации защитных процессов организма. При этом широкое применение средств и методов физической подготовки в учебно-воспитательном процессе курсантов позволяет решать задачи не только повышения уровня физической подготовленности, укрепления здоровья, повышения работоспособности, но и роста учебной активности в течение всего периода обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курдюкова Светлана Викторовна, Воротник Александр Николаевич, Третьяков Андрей Александрович, Кулиничев Андрей Николаевич, Ткаченко Алексей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE LEVEL OF KNOWLEDGE OF CADETS ABOUT THE IMPACT OFPHYSICAL EXERCISES ON MENTAL PERFORMANCE

The article considers the peculiarities of the influence of physical exercises on the mental abilities and performance of students during the training period and their passing the examination session. Scientific data on the influence of physical activity on the physiological state of the body and mental functions of a person are presented. The results of the survey of cadets studying at the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin are presented. The main directions of physical training in the educational process of cadets, on which the main physical load is obtained, are identified. The analysis of the influence of physical exercises on the psychophysical state and performance is carried out. The level of knowledge of cadets is revealed and the assessment of the influence of physical exercises on mental abilities and performance during their training and passing the examination session is given. Performing physical exercises has a positive effect on the mental activity of students and contributes to the activation of the protective processes of the body. At the same time, the widespread use of means and methods of physical training in the educational process of cadets allows us to solve the problems of not only increasing the level of physical fitness, strengthening health, improving performance, but also increasing educational activity throughout the entire period of training.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ О ВЛИЯНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ»

ни восстановления пульса после нагрузок, свидетельствует о негативном влиянии дистанционного обучения и на сердечно-сосудистую систему обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хомяков Г.К. Развитие силовой выносливости у студентов вузов : методические рекомендации / Г.К. Хомяков, А.В. Павличенко, В.В. Исмиянов. - Иркутск: ИрГУПС, 2009. - 38 с.

2. Кузьмина О.И. Анализ физического развития студентов технического вуза / О.И. Кузьмина, В.А. Медведева // Физическая культура и спорт: актуальные проблемы, тенденции и пути оптимизации: сборник материалов международной научно-практической конференции (14 июня 2019 г.). - Иркутск, 2019. - С.77-81.

3. Анищенко, А. П. Факторы риска развития нарушений массы тела, и их коррекция методами физической культуры у студентов вузов : дис. ... канд. биол. наук / Анищенко Александр Павлович. - Москва, 2018. - 207 с.

REFERENCES

1. Khomyakov, G.K., Pavlichenko, A.V. and Ismiyanov, V.V. (2009), Development of power endurance in university students: methodological recommendations, IrGUPS, Irkutsk.

2. Kuzmina, O.I. and Medvedeva, V.A. (2019), "Analysis of physical development of students of a technical university", Physical culture and sport: actual problems, trends and ways of optimization, Proceedings the international scientific and practical conference, Irkutsk pp. 77-81.

3. Anishchenko, A.P. (2018), Risk factors for the development of body mass disorders, and their correction by methods of physical culture in university students, dissertation, Moscow.

Контактная информация: ariana.ru@mail.ru, skltan@mail.ru, al1ka01@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2021

УДК 796.012.6

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ О ВЛИЯНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Светлана Викторовна Курдюкова, преподаватель, Александр Николаевич Воротник,

кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Александрович Третьяков, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Николаевич Кулиничев, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника кафедры, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина; Алексей Иванович Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Аннотация

В статье рассматриваются особенности влияния физических упражнений на умственные способности и работоспособность обучающихся в период обучения и сдачи ими экзаменационной сессии. Приведены научные данные о влиянии физической нагрузки на физиологическое состояние организма и психические функции человека. Представлены результаты анкетирования курсантов обучающихся в Белгородском юридическом институте МВД России имени И.Д. Путилина. Выявлены основные направления физической подготовки в учебном процессе курсантов, на которых получается основная физическая нагрузка. Проведен анализ влияния физических упражнений на психофизическое состояние и работоспособность. Выявлен уровень знаний курсантов и дана оценка влияния физических упражнений на умственные способности и работоспособность в период их обучения и сдачи экзаменационной сессии. Выполнение физических упражнений оказывает положительное влияние на умственную деятельность обучающихся и способствует активизации защитных процессов организма. При этом широкое применение средств и методов физической подготовки в учебно-воспитательном процессе курсантов позволяет решать задачи не только повышения уровня физической подготовленности, укрепления здоровья, повышения работоспособности, но и роста учебной активности в течение всего периода обучения.

Ключевые слова: физическая культура, курсанты, физическая подготовка, физические упражнения, умственные способности, работоспособность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p186-191

STUDY OF THE LEVEL OF KNOWLEDGE OF CADETS ABOUT THE IMPACT OF PHYSICAL EXERCISES ON MENTAL PERFORMANCE

Svetlana Viktorovna Kurdyukova, the teacher, Alexander Nikolaevich Vorotnik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Aleksandrovich Tretyakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Nikolaevich Kulinichev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, deputy head of the department, Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation named after I.D. Putilin; Alexey Ivanovich Tkachenko, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation named after V.Y. Kikot

Abstract

The article considers the peculiarities of the influence of physical exercises on the mental abilities and performance of students during the training period and their passing the examination session. Scientific data on the influence of physical activity on the physiological state of the body and mental functions of a person are presented. The results of the survey of cadets studying at the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin are presented. The main directions of physical training in the educational process of cadets, on which the main physical load is obtained, are identified. The analysis of the influence of physical exercises on the psychophysical state and performance is carried out. The level of knowledge of cadets is revealed and the assessment of the influence of physical exercises on mental abilities and performance during their training and passing the examination session is given. Performing physical exercises has a positive effect on the mental activity of students and contributes to the activation of the protective processes of the body. At the same time, the widespread use of means and methods of physical training in the educational process of cadets allows us to solve the problems of not only increasing the level of physical fitness, strengthening health, improving performance, but also increasing educational activity throughout the entire period of training.

Keywords: physical culture, cadets, physical training, physical exercises, mental abilities, efficiency.

ВВЕДЕНИЕ

Роль влияния физических упражнений на умственные способности человека имеет особое значение в учебном процессе обучающихся во время интенсивной умственной работы в период сдачи экзаменационной сессии. В период таких мероприятий в силу умственной загруженности возникает вопрос о том стоит ли заниматься физическими упражнениями или нет. В связи с этим проведен анализ научной литературы и мнения курсантов о влиянии физических упражнений на умственные способности и работоспособность.

Многочисленные исследования показывают важность упражнений для физического и психического состояния человека. Еще в древности Аристотель говорил «Ничто так не истощает и не разрушает человека как продолжительное физическое бездействие» [5, с. 137]. Ограничение двигательной активности негативно снижает уровень потребления кислорода, что сказывается и на умственной деятельности обучающихся вузов, получающих совершенно новые для себя знания. Однако многие люди не придерживаются достаточных объемов физической активности. Сидячий образ жизни с использованием информационных телекоммуникаций в процессе жизнедеятельности человека вызывает нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, негативно влияет на сердечно-сосудистую систему и органов дыхания, обусловливает ожирение и избыточную массу тела, а это ведет в последствии к дорогостоящим расходам на лечение данных заболеваний [4, с. 5].

Основным средством, позволяющим обеспечить активную адаптацию и полноценное функционирование организма обучающегося, выступают физические упражнения [3, с. 89]. Они в свою очередь представляют часть содержания физической культуры. Физи-

ческая культура обладает большими потенциальными возможностями для создания целостной высококультурной личности, где сочетается единство духовного и физического [2, с. 69]. Физическая культура соотносится с популярным на сегодняшний день критерием жизнедеятельности обучающихся как здоровый образ жизни, которому присущи процессы самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития [6, с. 183].

Зафиксировано, что во время умственной деятельности мозгом потребляется кислорода в 5 раз больше, чем сердцем, и в 19 раз больше, чем мышцами, [2, с. 226]. Нельзя забывать, что малоподвижный образ жизни (гиподинамия), как одна из причин ухудшения кровоснабжения головного мозга, вызывает головную боль, слабость, головокружение, пониженную умственную работоспособность [5, с. 138].

Физические упражнения повышают уровень трансмиттеров абсолютно натуральным, сбалансированным образом. При этом они не просто их повышают, а балансируют их концентрацию [2, с. 228]. Занятия физической культурой и спортом являются более естественным и комплексным средством от депрессии и низкой умственной работоспособности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью настоящей работы является анализ мнения курсантов об уроне их осведомленности относительно влияния физических упражнений на умственные способности и работоспособность. В исследовании приняли участие курсанты, обучающиеся в Белгородском юридическом институте МВД России имени И. Д. Путилина. Возраст респондентов составил 20-22 года. Всего в исследовании приняло участие более 100 курсантов. Им была предложена анкета, апробированная на кафедре физической подготовки. Блок вопросов оценивал опыт занятий курсантами физическими упражнениями. Следующий блок вопросов мнение о влиянии физических упражнений на умственные способности и работоспособность. Дополнительно было проведено исследование с использованием программно-инструментального комплекса «БиоМышь». Оно позволило объективно оценить воздействие физических упражнений на умственную работоспособность курсантов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты анкетирования, связанные с опытом занятий курсантами физическими упражнениями, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Опыт занятий курсантами физическими упражнениями

1. За счет чего Вы повышаете свой уровень физической подготовленности?

а) Только на занятиях по физической подготовке 53%

б) На занятиях по физической подготовке и в спортивных секциях 17%

в) На занятиях по физической подготовке и самостоятельно 30%

2. Как влияет физическая нагрузка на Ваше самочувствие?

а) После физических нагрузок я чувствую себя лучше, более сфокусирован и готов усердно заниматься учебной деятельностью 77%

б) После физических нагрузок нет сил и желания заниматься учебной деятельностью 23%

3. Какая информация из области физической культуры Вас интересует?

а) Спортивно-развлекательные мероприятия 55%

б) Спортивные соревнования 15%

в) Аналитические передачи (телевидение, интернет) 10%

г) Краткая информация из новостных программ 15%

д) Научная литература по актуальным вопросам 5%

Так 53% опрошенных указали, что в основном повышают свой уровень физической подготовленности на занятиях по физической подготовке в рамках учебного процесса. 17% респондентов ответили, что помимо плановых учебных занятий участвуют в работе спортивных секций. А 30% опрошенных активно используют самостоятельные тренировки в развитии основных физических качеств. 77% респондентов на о вопрос влияния физических нагрузок на самочувствие ответили, что после физических нагрузок

чувствуют себя лучше. А 23% курсантов после выполнения физических упражнений не имеют сил и желания далее заниматься. Кроме того, были выделены информационные средства, с помощью которых курсанты получают всю необходимую информацию в области физической культуры и спорта. Так 55% курсантов отметили, что их интересуют только спортивно-развлекательные мероприятия, а 15% респондентов интересуют только спортивные соревнования. Еще 15% опрошенных получают информацию только из новостных программ, а 10% курсантов получают информацию из аналитических передач, транслируемых по телевидению или сети Интернет. Всего лишь 5% респондентов увлекаются изучением научной литературы, связанной с актуальными вопросами в области физической культуры и спорта, медицины.

С помощью второго блока вопросов, направленных на проверку уровня знаний и оценку влияния физических упражнений на работоспособность в период обучения и сдачи экзаменационной сессии. Результаты анкетирования курсантов по второму блоку вопросов представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты мнения курсантов о влиянии физических упражнений на умет^_

1. Знаете ли Вы, что физическая активность положительно влияет на умственные способности?

а) Да 40%

б) Нет 60%

2. Из каких источников Вы узнали о положительном влиянии физической нагрузки на умственную деятельность?

а) Интернет и социальные сети 40%

б) Знакомые, друзья, родственники 10%

в) Журналы и газеты 15%

г) Спортивные секции 10%

д) Телевидение 15%

е) Школьная программа 10%

3. Что Вы думаете по поводу взаимосвязи физической активности с академической успеваемостью?

а) Связь положительная 87%

б) Связь нейтральная 13%

в) Связь отрицательная -

4. Если обучающиеся будут осведомлены о положительном влиянии физической нагрузки на умственные способности, то, как поменяется их отношение к занятиям физической культурой?

а) Приобщит большее число людей к здоровому образу жизни 80%

б) Изменений не произойдет 20%

в) Улучшится успеваемость 70%

г) Успеваемость не улучшится 30%

5. Интересно ли Вам получить информацию о положительном влиянии физической нагрузки на умственные способности человека?

а) Да 97%

б) Нет 3%

в) Мне все равно -

Так было выявлено, что 40% курсантов осведомлены о положительном влиянии физической нагрузки на умственные способности обучающихся. И 40% опрошенных основным источником знаний о положительном влиянии физических упражнений указали Интернет и социальные сети. При этом 87% опрошенных полагают, что существует положительная связь между физической активностью и академической успеваемостью, а 13% курсантов думают, что связь нейтральная. 80% респондентов полагают, что если обучающиеся будут осведомлены о положительном влиянии физической нагрузки на умственные способности, то это приобщит большее число людей к здоровому образу жизни. Хотя 20% курсантов, считают, что ничего не произойдет. Также 70% опрошенных курсантов полагают, что при этом улучшится успеваемость обучающихся. 97% респондентов заинтересованы в получении информации о положительном влиянии физической нагрузки на умственные способности человека. Для объективной оценки воздействия физических упражнений на умственную работоспособность было предложено курсантам после

длительных умственных нагрузок выполнить комплекс физических упражнений. Курсанты были разделены на контрольную (КГ) и экспериментальную группы (ЭГ) по 20 человек у девушек и юношей. Результаты тестирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты использования программно-инструментального комплекса «БиоМышь»

Показатели Девушки Юноши

КГ ЭГ Р КГ ЭГ Р

М±т М±т М±т М±т

Простая реакция (ПСР) Ср. латентное время (мс) 234,0±8,0 238,0±2,7 ** 206,0±9,8 253,0±29,5

Ср. моторное время (мс) 126,0±12,7 115,8±11,1 97,0± 10,2 103,2±14,1

Сложная реакция (ССР) Ср. латентное время (мс) 296,40±25,43 273,17±17,00 * 251,50±17,44 250,00±25,23 *

Ср. моторное время (мс) 125,20±9,88 128,17±10,97 147,25±31,49 160,60±33,75

количество ошибок (шт) 0,00±0,00 0,00±0,00 0,00±0,00 0,00±0,00

Реакция на движущийся объект (РДО) опережающих реакций (%) 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0

отстающих реакций (%) 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0

точных реакций (%) 100,0±0,0 100,0±0,0 100,0±0,0 100,0±0,0

Корректурная проба успешность ответов (%) 97,6±3,1 98,0±2,8 97,0±3,4 100,0±0,0

количество ошибок (шт.) 0,2±0,2 0,1±0,2 0,2±0,2 0,0±0,0

Ср. темп ответов (мс) 2797,4±91,7 2584,3±141,4 2792,5±357,7 2669,6±304,3 **

Память на числа полное кол-во ответов (шт.) 3,2±0,2 3,0±0,0 3,0±0,0 3,0±0,0

ошибки (шт.) 0,2±0,2 0,0±0,0 0,0±0,0 0,0±0,0

среднее время ответа (мс) 3285,6±531,6 2835,0±198,1 ** 2839,5±272,5 3275,6±383,8

Арифметический тест среднее время (мс) 2532,0±214,5 1874,0±302,1 * 2144,7±330,0 2260,8±304,4

правильные ответы (%) 74,0±13,9 85,0±11,9 ** 47,5±8,6 58,0±21,7

суммарное время (мс) 25325±2145 18744±3021 * 21451±3300 22611±3046

Тест Люшера сумма тревог и компенсаций 1,2±0,1 1,1±0,2 3,7±0,8 3,4±0,6 **

вегетативный коэффициент 8,0±2,0 10,6±4,7 1,2±0,5 1,3±0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отклонение от аутогенной нормы 8,2±0,6 9,3±1,8 21,0±2,2 18,0±3,5

*— различия достоверны по критерию Стьюдента (р<0,05) ** — различия достоверны по критерию Фишера (р<0,05) *** — различия достоверны по критериям Стьюдента и Фишера (р<0,05)

Так в ЭГ у юношей и девушек результаты в тесте сложная сенсомоторная реакция лучше, чем в КГ. Успешность ответов в корректурной пробе у курсантов ЭГ выше и средний темп ответов быстрее. При этом данная разница имеет достоверный характер. В тесте память на числа у девушек ЭГ среднее время ответов быстрее и не допущено ошибок. В арифметическом тесте среднее время ответов и правильность ответов выше в ЭГ, чем в КГ. Результаты теста Люшера указывают на положительное влияние занятий физическими упражнениями на умственную работоспособность.

ВЫВОДЫ

Резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что выполнение физических упражнений оказывает положительное влияние на умственную деятельность обучающихся и способствует активизации защитных процессов организма, а также являются эффективным средством повышения их работоспособности. При этом широкое применение средств и методов физической подготовки в учебно-воспитательном процессе курсантов образовательных организаций системы МВД России позволит решать задачи не только по физическому развитию, укреплению здоровья, повышению работоспособности обучающихся, но и их учебной активности в течение всего периода обучения. Кроме того, разработка теоретико-методологических основ физического воспитания обучающихся посредством личностно ориентированного обучения, направленного на выявление и развитие творческого потенциала каждого обучающегося, позволит включить обучающихся в процесс самообразования и самосовершенствования, и выделить такие базовые понятия личност-

но ориентированного образования как «саморазвитие» и «самоактуализация». Поэтому физическая подготовка курсантов в равной степени с другими учебными дисциплинами предоставляет возможности для развития и совершенствования познавательных процессов обучающихся посредством выполнения и усвоения ими новых двигательных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма / Н.А. Агаджанян. - Москва : Физкультура и спорт, 2005. - 176 с.

2. Булич, Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов / Е.В. Булич // Ученые записки Симферопольского государственного университета. - 1998. - № 7 (46). - С. 25-30.

3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 1. - С. 27-32.

4. Иванова В.В. Педагогические условия интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов вуза, в процессе профессиональной подготовки / В.В. Иванова // Омский научный вестник. - 2012. - № 1. - С. 86-95.

5. Славко А.Л. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность учащейся молодежи / А.Л. Славко // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. сборник статей XV Международной научной конференции: в 2 ч. (Белгород, 16-17 апр. 2019 г.). - Белгород, 2019. - Ч. 2. - С. 136-139.

6. Фиронова Р.П. Улучшение когнитивных функций студентов посредством занятий физической культурой / Р.П. Фиронова, Е.А. Клокова // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях : сборник статей XVI Международной научной конференции: в 2 ч. (Белгород, 2324 апр. 2020 г.). - Белгород, 2020. - Ч. 2. - С. 182-185.

REFERENCES

1. Aghajanyan, N.A. (2005), Adaptation and reserves of the body, Physical Culture and Sport, Moscow.

2. Bulich, E.V. (1998), "Physiological and hygienic characteristics of the influence of physical education classes on mental performance and psycho-emotional stability of students", Scientific notes of Simferopol State University, No. 7 (46), pp. 25-30.

3. Vilensky, M.Ya., (1999), "Physical culture in the humanitarian educational space of the university", Physical culture: upbringing, education, training, No 1, pp. 27-32.

4. Ivanova, V.V. (2012), "Pedagogical conditions for the integration of mental performance and motor activity of university students in the process of professional training", Omsk Scientific Bulletin, No 1, pp. 86-95.

5. Slavko, A.L. (2019), "The influence of physical activity on the mental activity of students", Physical education and sports in higher educational institutions. Collection of articles of the XV International Scientific Conference, Belgorod, Part 2, pp. 136-139.

6. Fironova, R.P. and Klokova, E.A., (2020), "Improving the cognitive functions of students through physical education", Physical education and sports in higher educational institutions. Collection of articles of the XVI International Scientific Conference, Part 2, Belgorod, pp. 182-185.

Контактная информация: delphin87@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2021

УДК 377.6

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.