Научная статья на тему 'ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ'

ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative studies have been made on the state of motor activity in 165 children, aged. 6—7, suffering from obesity of the I and II degree, and in 100 healthy children of the same age. It has been found that motor activity of the children with obesity decreases throughout a year (in the age range of 6 to 7) depending on the degree of obesity. School preparedness parameters in the children with obesity depend on the degree of obesity and motor activity development. This relationship is more pronounced in the boys. Lags in individual motor activity components have been identified in the children suffering from obesity.

Текст научной работы на тему «ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ»

Подзорова Т. С. Научная организация умственного труда

студентов. Л., 1972, с. 9—10. Хилова Г. Н. — В кн.: Запоминание и воспроизведение различного стимульного материала. Л., 1968, с. 10—11.

Поступила 24.11.81

Summary. Physical exercises (4 hrs a week) being continued throughout an examination session period ensure a more rapid adaptation to a new routine and increased work capacity making students better fit for the conditions of students' construction units. At the same time, it is one of the factors contributing to a better progress in studies.

УДК 6)6-056.257-053.5-092:612.76

Ж. П. Лабодаева

ГОТОВНОСТЬ к ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ

Минский медицинский институт

В настоящее время проблема школьной зрелости особенно актуальна в связи с широким обсуждением вопроса о введении обязательного обучения в школе с 6 лет. Известно, что для детей, недостаточно созревших для обучения в школе, занятия связаны с большим напряжени-ем, приводящим к повышенному утомлению и ухудшению состояния здоровья. Морфологическая незрелость, ослабленное здоровье, недоношенность при родах, недостаточное питание в период раннего детства могут явиться причинами недостаточной зрелости ребенка (М. В. Антропова и соавт.; Т. Ю. Вишневецкая и В. Н. Карда-' шенко). Весьма интересным является вопрос о том, влияет ли ожирение на школьную зрелость. В литературе отсутствуют работы, посвященные этой теме. У детей, страдающих ожирением и не достигших школьной зрелости, обучение в школе может повлечь за собой гораздо большую нагрузку, чем у их здоровых сверстников.

При определении готовности детей к обучению в школе немаловажное значение имеет такой показатель, как степень владения моторными навыками. Исследования, проведенные нами ранее (Ж- П. Лабодаева), показали, что двигательная активность у младших школьников, страдающих ожирением, снижена и имеет свои особенности, которые не способствуют овладению двигательными навыками в школе. Интересным является и вопрос о том, с каким уровнем развития двигательных функций приходит в школу тучный ребенок. М. В. Максимова установила, что уже при начальных (I—II) степенях ожирения у школьников имеются нарушения состояния здоровья, что отражается на функциональных возможностях организма.

В настоящей работе поставлена задача изучить развитие моторики у детей 6—7 лет с начальными (I—II) степенями ожирения и выявить функциональную готовность их к обучению в школе.

С этой целью обследовано 265 детей, посещающих подготовительные группы детских садов Минска. Простая форма конституционально-экзогенного ожирения была у 165 Детей (опытная группа), средний уровень физического развития— у 100 (контрольная группа). Степень ожирения определяли по классификации А. И. Клио-рина; моторной зрелости — по модифицированной

шкале Озерецкого, включающей для каждой возрастной группы 6 специальных тестов на отдельные компоненты движения. Для изучения школьной зрелости применяли тесты Керна в модификации Я. Ирасека. Все дети по уровню школьной зрелости были условно разделены на три группы: зрелые — при суммарной оценке тестов 3— 4 балла; условно зрелые — 5—9 баллов; незре^ лые— 10—15 баллов.

Отставание моторного возраста от паспортного установлено у 69,81 % детей, страдающих ожирением. В среднем дети отставали в моторном развитии на 6—12 мес, у некоторых детей этот показатель достигал 20 мес, т. е. 1—2 лет. При сравнении моторного развития мальчиков и девочек мы отметили, что тучные девочки отставали в моторном возрасте в 62,5% случаев, а мальчики в 75,9 % • Если проследить развитие моторики в возрастном аспекте, то станет очевидным, что моторное развитие 6-летних детей с ожирением в большей степени соответствует паспортному возрасту (в 60,9 % случаев) по сравнению таковым 7-летних (16,66%). Мы также установили, что чем большей была степень ожирения, тем ниже было моторное развитие детей. Так, при ожирении I степени отставание моторного возраста от паспортного наблюдается в 68,3 % случаев, а при II степени ожирения — уже в 75%.

Анализ выполнения отдельных тестов на моторную зрелость позволил установить конкретные компоненты движений, с которыми не справляются дети, страдающие ожирением. Самым сложным для таких детей оказался тест 4, характеризующий двигательную скорость; плохо справились они и с тестом 2, отражающим динамическую координацию верхних конечностей, и тестом 5 на одновременность движения. Как следует из изложенного выше, у детей с ожирением больше всего страдают двигательные навыки, способствующие усвоению школьной программы. Поэтому весьма интересно изучить их готовность к обучению в школе, т. е. школьную зрелость.

Результаты исследования школьной зрелости представлены в таблице.

Полученные данные позволили установить, что среди 6-летних мальчиков с ожирением зрелых нет, условно зрелых больше, чем в контрольной

Показатели (в %) школьной зрелости детей 6—7 лет

Возраст, годы ч о С Дети с ожирением Контрольная группа

зрелые условно зрелые незрелые зрелые условно зрелые незрелые

6 м. 47,45 6,78 3,63 41,81 7,27

ж. 3,40 35,59 6,78 1,81 41,81 3,63

7 м. 7,55 39,62 4,78 17,77 37,77 4,44

ж. 13,21 33,95 1,89 11,11 26,66 2,22

Примечание. За 100% приняты отдельно дети с ожирением I и II степени и контрольная группа каждого возраста.

группе; разница в количестве незрелых детей несущественна. Среди девочек этого возраста зрелых в группе тучных детей больше, чем в контрольной, но и число незрелых также в 2 раза превышает их количество в контрольной группе. У девочек с ожирением также намечается тенденция к отставанию в школьной зрелости.

К 7 годам картина усугубляется, количество зрелых мальчиков в контрольной группе в 2,5 раза больше, чем тучных, при сходном количестве условно зрелых и незрелых. Можно отметить, что результаты оценки школьной зрелости перекликаются с данными моторного развития, которое к 7 годам у детей, страдающих ожирением, больше отстает от паспортного возраста, чем в 6 лет, у мальчиков это отставание больше, чем у девочек. Следовательно, можно предположить, что задержка в развитии моторики у детей с ожирением приводит к ухудшению у них показателей школьной зрелости. Результаты исследования девочек опытной и контрольной групп не имеют достоверных различий. В обеих группах имеет место увеличение от 6 к 7 годам детей зрелых и уменьшение незрелых и условно зрелых.

Интересная картина выявлена внутри самой популяции детей с ожирением. При ожирении I степени количество зрелых детей в 3—5 раз больше, чем при ожирении II степени. Причем в 6-летнем возрасте зрелых со II степенью ожирения не выявлено. В данном случае проявляется отрицательное влияние степени тучности на школьную зрелость. Однако истоки этого влияния лежат глубже. Прежде всего увеличение степени ожирения отрицательно влияет на развитие моторики, которая в свою очередь способствует ухудшению показателей школьной зрелости.

Так как все дети воспитывались в детских дошкольных учреждениях и их двигательная дея-

тельность нормировалась по единому плану, то можно предположить, что у детей с ожирением постановка физического воспитания в подготовительной группе детского сада не способствует достаточному развитию необходимых двигательных функций. Особенно неудовлетворительно эти функции развиваются у мальчиков, а программа детского сада предполагает одинаковый подход к детям обоего пола. Наш опыт работы с младшими школьниками показывает (Ж- П. Ла-бодаева), что с тучными детьми подготовительных групп целесообразно проводить дополнительные занятия по плаванию, а также направлять их в группы ЛФК при поликлиниках.

Выводы. 1. Ожирение отрицательно влияет на развитие моторики. Наблюдается низкий процент детей, у которых моторный возраст соответствует паспортному, особенно в группе 7-летних (16,66 %). Моторная зрелость детей, страдающих ожирением, снижается от 6 к 7 годам, что связано и с увеличением степени ожирения.

2. Отставание в развитии моторики способствует ухудшению показателей школьной зрелости у детей с ожирением (особенно у мальчиков) по сравнению с контролем. Готовность к обучению в школе снижается при увеличении степени ожирения.

3. В детских дошкольных учреждениях при организации физического воспитания рекомендуется развивать у детей с ожирением двигательную скорость, динамическую координацию рук и одновременность движения при помощи игр и специального набора упражнений.

Литература. Вишневецкая Т. Ю., Кардашенко В. Н. — В кн.: Актуальные проблемы гигиены обучения и воспитания школьников. Минск, 1974, с. 101—103. Ирасек Я- Куинджи Н. Н„ Сорокина Т. Н. — В кн.: Гигиена

детей и подростков. М., 1977, вып. 4, с. 45—47. Клио pun А. И. Ожирение в детском возрасте. Л., 1978. Лабодаева Ж. П. Гигиеническая характеристика общей двигательной активности детей с ожирением. Автореф. дис. канд. Минск, 1975. Максимова М. В. — Гиг. и сан., 1975, № 12, с. 42—45. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. / Антропова М. В., Полянская Н. В., Ефимова С. П. и др. М„ 1973.

Поступила 23.11.81

Summary. Comparative studies have been made on the state of motor activity in 165 children, aged. 6—7, suffering from obesity of the I and II degree, and in 100 healthy children of the same age. It has been found that motor activity of the children with obesity decreases throughout a year (in the age range of 6 to 7) depending on the degree of obesity. School preparedness parameters in the children with obesity depend on the degree of obesity and motor activity development. This relationship is more pronounced in the boys. Lags in individual motor activity components have been identified in the children suffering from obesity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.