Научная статья на тему 'Изучение взаимосвязи биологической зрелости детей дошкольного возраста с их индивидуально-типологическими особенностями и уровнем тревожности'

Изучение взаимосвязи биологической зрелости детей дошкольного возраста с их индивидуально-типологическими особенностями и уровнем тревожности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
212
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стефанкина Т.А., Варич Л.А.

В статье представлены данные, указывающие на взаимосвязь биологической зрелости с индивидуально-типологическими особенностями и уровнем тревожности дошкольников. Установлено, что биологически незрелые дети отличаются высоким уровнем тревожности, преобладанием процессов возбуждения над торможением, холеричными чертами темперамента, неопределенностью моторных или сенсорных признаков функциональной асимметрии мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стефанкина Т.А., Варич Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение взаимосвязи биологической зрелости детей дошкольного возраста с их индивидуально-типологическими особенностями и уровнем тревожности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

почвенных водорослей. Почвенные водоросли различались не только видовым составом, но и обилием, встречаемостью и спектром жизненных форм водорослей.

Полученные в ходе исследований результаты имеют практическое значение и могут служить отправной точкой при дальнейших работах по оценке состояния исследуемых территорий. Список использованной литературы:

1. Алексахина Т.И., Штина Э.А. Почвенные водоросли лесных биогеоценозов. - М.: Наука, 1984. - 149с.

2. Кабиров Р.Р. Альгоиндикация с использованием почвенных водорослей (методические аспекты)// Альгология. - 1993. - Т.З. - С.73 - 85.

3. Чумачева Н.М. Суксессии почвенных водорослей постпирогенных биотопов лесных фитоценозов: Автореферат диссертации. канд. биол. наук. - Новосибирск, 2003. - 20с.

4. Дубовик И.Е., Рахматуллина И.В. Изменение альгофлоры территории НП «Башкирия» при рекреационной нагрузке // Особь и популяция - стратегии жизни: Сборник материалов IX Всерос. популяционного семинара. (Уфа, 20 окт. 2006г.) - Уфа: Изд. дом ООО «Вилли Окслер», 2006. - Ч.2. - С. 118 - 121..

5. Дубовик И.Е., Шарипова М.Ю., Закирова З.Р. Синезелёные водоросли почв особо охраняемых природных территорий Предуралья и Южного Урала. // Почвоведение, 2007, №2, С. 184 - 188.

6. Шарипова М.Ю., Дубовик И.Е., Нагиев В.Х., Рахматуллина И.В., Климина И.П. Альгофлора особо охраняемых природных территорий Южного Урала // Вестник ОГУ, декабрь, 2007. - С. 66 - 70.

7. Шарипова М.Ю., Гареева А.М. Изучение альгофлоры Ботанического Сада - Института УНЦ РАН. // Научная конференция, (Харьков, 1 - 2 фев. 2011г) - Украина: Казанские Естественнонаучные Студии, 2011. - Ч.1. - С. 133 - 135.

8. Шарипова М.Ю., Дубовик И.Е. Современные методы альгологии. // Учебное пособие. - Уфа: РНЦ БашГУ, 2012. - 116с.

9. www. algaebase. о^

© Салихова А.Х., 2015

УДК 159.91

Т.А. Стефанкина

воспитатель, педагог-психолог МБДОУ №29 «Детский сад присмотра и оздоровления» г. Кемерово, Российская Федерация

Л.А. Варич

к.б.н., доцент, биологический факультет ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

г. Кемерово, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИХ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

И УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ

Аннотация

В статье представлены данные, указывающие на взаимосвязь биологической зрелости с индивидуально-типологическими особенностями и уровнем тревожности дошкольников. Установлено, что биологически незрелые дети отличаются высоким уровнем тревожности, преобладанием процессов возбуждения над торможением, холеричными чертами темперамента, неопределенностью моторных или сенсорных признаков функциональной асимметрии мозга.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Дошкольники, биологическая зрелость, функциональная асимметрия мозга,

тревожность, темперамент.

Детство - период интенсивного и целенаправленного развития, процесс формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального созревания человека, поэтому стержневой, научной базой становится изучение возрастных особенностей индивидуального развития ребенка. Своевременная диагностика, выявляющая отставание в биологическом развитии у детей дошкольного возраста, позволяет предупредить дезадаптивные изменения, затрудняющие процесс социализации ребенка, возникновение которых возможно в более поздние возрастные периоды.

В настоящее время существует достаточно большой выбор методов диагностики, позволяющих объективно оценить биологическую зрелость ребенка. Однако, большинство методик не учитывает индивидуальные особенности детей. Учет особенностей функциональной асимметрии мозга дошкольника, его темперамента и уровня тревожности при оценке биологической зрелости позволит повысить эффективность диагностики и избежать возможных неблагоприятных последствий для психического и физического здоровья будущего школьника.

Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи биологической зрелости детей дошкольного возраста с особенностями функциональной асимметрии мозга, уровнем тревожности и темперамента.

Для достижения поставленной цели в сентябре-октябре 2015 года в МБДОУ №29 «Детский сад присмотра и оздоровления» г. Кемерово было проведено обследование воспитанников подготовительной и старшей группы. В исследовании участвовали дети в возрасте 4-6 лет.

Для оценки биологической зрелости использовались следующие морфологические критерии [2]: темпы роста на основании показателя длины тела (рост стоя); пропорции тела (Филиппинский тест); зубная зрелость (количество прорезавшихся постоянных зубов).

Итоговая оценка биологической зрелости ребенка осуществляется по совокупности трех морфологических критериев: положительная оценка трех показателей свидетельствует о биологической зрелости; отставание по одному или двум критериям указывает на замедление процессов биологического созревания ребенка; несоответствие трех характеристик возрастно-половой норме является следствием биологической незрелости.

Определение уровня тревожности проводилось по средствам теста американских психологов Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амен, адаптированного для детей дошкольного возраста [5]. Экспериментальный материал представлял собой 14 рисунков. Каждый рисунок представлял некую типичную для жизни ребенка -дошкольника ситуацию и выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). На основании данных протокола вычислялся индекс тревожности ребенка (ИТ): ИТ выше 50% - высокий уровень тревожности, ИТ от 20% до 50% - средний уровень тревожности, ИТ от 0 до 20% - низкий уровень тревожности.

Выявление типа высшей нервной деятельности (ВНД) детей или темперамента основывалось на определении свойств нервных процессов по результатам анализа анкетных данных [3]. На основе наблюдения за испытуемым, в анкете отмечались знаком «+» качества, присущие ему. После того как анкетирование было проведено, подсчитывалось количество плюсов, поставленных в характеристике каждого типа. По итогам анкетирования делалось заключение: если в характеристике определенного типа есть 16-20 (+) - у испытуемого ярко выражен этот тип; если 11-15 (+) - данный тип присущ ему в значительной степени; если до 10 (+) - черты типа выражены в малой степени. На основании полученных данных определялся тип ВНД и темперамент ребенка: сильный, уравновешенный, подвижный тип, оптимально возбудимый (сангвиник); сильный, уравновешенный, инертный тип, оптимально возбудимый (флегматик); сильный, неуравновешенный тип, повышенно возбудимый (холерик); слабый тип, понижено возбудимый (меланхолик).

Оценка школьной зрелости в подготовительной группе проводилась с помощью теста Керна - Ирасека, который включает три задания, направленные на определение интеллектуального развития ребенка, развития

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

тонкой моторики руки, координации зрения и движения руки. На основании результатов бальной оценки делалось заключение об интеллектуальной готовности дошкольников: 3-5 баллов - зрелые, 6-9 баллов -средний уровень готовности, 10 и более баллов - незрелые [4].

Определение типа функциональной асимметрии мозга (ФАМ) проводилось для детей, как подготовительной, так и старшей групп по методике Н.Н. Брагиной, Т.А. Доброхотовой [1] с использованием тестов по: моторной (двигательной) асимметрии; сенсорной асимметрии.

Определение темпов роста показало, что 82% детей в возрасте 6 лет и 50% детей в возрасте 4 -5 лет имели своевременные темпы роста (длина тела соответствует возрастно-половым нормам), 18% воспитанников в возрасте 6 лет характеризовались замедлением процессов роста (длина тела меньше возрастно-половых норм) и 50% воспитанников возрасте 4-5 лет, имели ускоренные темпы роста (длина тела больше возрастно-половых норм). Сопоставление показателей биологической зрелости позволила выявить среди воспитанников 6-7 лет детей, имеющих замедленные темпы биологического развития (27%), в группе дошкольников в возрасте 4-5 лет такие дети отсутствовали.

Воспитанники подготовительной группы, характеризующиеся замедленными темпами биологического развития, имели высокий средний балл по тесту Керна - Ирасека (11 баллов), что свидетельствует о низкой интеллектуальной готовности таких детей. Тогда как, их биологически зрелые сверстниками, отличались средним уровнем интеллектуальной готовности (8 баллов).

Определение ФАМ выявило преобладание у воспитанников подготовительной группы моторных правых (63,6 %) и сенсорных левых признаков (54,5%). Для дошкольников старшей группы характерной особенностью было равное количество левых и неопределенных сенсорных признаков (42,8%).

Оценка уровня тревожности показала, что 24% детей имели высокий уровень изучаемого показателя, 72% - средний, 4%, - низкий. Высокий уровень тревожности отмечался у детей с неопределенной моторной асимметрией, для которых были характерны замедленные темпы биологического развития.

У детей подготовительной группы, имеющих характеристики холеричного типа темперамента, результат выполнения теста Керна - Ирасека был хуже (11 баллов), чем у их сверстников других типов темперамента (5-8 баллов). Это может объясняться: во-первых, преобладанием процессов возбуждения в нервной системе, которое характерно для типа «холерик», что не позволяет ребенку сосредоточиться на выполнении задания; во-вторых, незрелостью нервной системы. В пользу последнего факта указывают результаты оценки биологической зрелости, свидетельствующие о замедленных темпах биологического развития и неопределенности сенсорных признаков асимметрии мозга у 50% детей - холериков.

Таким образом, выявлена взаимосвязь биологической зрелости с индивидуально-типологическими особенностями и уровнем тревожности дошкольников. Так, биологически незрелые дети отличаются высоким уровнем тревожности, преобладанием процессов возбуждения над торможением, холеричными чертами темперамента, неопределенностью моторных или сенсорных признаков ФАМ.

Список использованной литературы:

1. Брагина, Н.Н. Функциональные асимметрии человека: монография / Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. -М.: Медицина, 1988. - 240 с.

2. Варич, Л.А. Комплексная оценка показателей развития и здоровья учащихся первых классов: метод. рекомендации / Л. А. Варич, Н. Г. Блинова, А. В. Сапего, Н. Н. Кошко / под ред. Т. М. Чурековой. - Кемерово, 2007. - 50 с.

3. Варич, Л.А. Избранные главы возрастной физиологии: методические рекомендации для проведения лабораторных работ. - Кемерово, 2011. - 45 с.

4. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: учебное пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. -398 с.

5. Тэммл, Р., Дорки, М., Амен, В. Тест тревожности. - Москва, 1992. - 21 с.

© Стефанкина Т.А., Варич Л.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.