УДК 378.01
Будук-оол Лариса Кара-Саловна
Доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, buduk-ool@mail. ги, Кызыл
Ондар Сергей Октяевич
Доктор биологических наук, профессор, ректор ТувГУ, [email protected], Кызыл
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ДИСКОМФОРТНОГО КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКОГО РЕГИОНА
Buduk-ool Larisa Kara-Salovna
Doctor of biological sciences, professor TuvSU, [email protected], Kyzyl
Ondar Sergey Octiaevich
Doctor of biological sciences, professor the rector of the FGBOU VPO «the Tuvan state university», [email protected], Kyzyl
PSYCHOSOCIAL ADAPTATION OF STUDENTS OF UNCOMFORTABLE CLIMATIC-GEOGRAPHICAL REGION
Общеизвестно, что важную роль в процессах психосоциальной адаптации играют индивидуально-типологические особенности личности, определяющие ее взаимоотношения со средой. Изучение адаптивных возможностей при обучении студентов разных национальностей, проживающих в различных климатогеографических и социальных условиях регионов России, в настоящее время получили широкое распространение [11; 16; 17]. Комплекс неблагоприятных природно-климатических, антропогенных и социальных факторов различных регионов формирует выраженное напряжение основных регуляторных систем организма и снижает адаптивные возможности организма.
К индивидуально-личностным характеристикам, влияющим на адаптацию, относят экстра-интровертированность, нейротизм, особенности акцентуаций характера, нейродинамические свойства нервной системы, функциональную асимметрию мозга. Большое значение в адаптации к обучению играют эмоциональные факторы, в число которых можно отнести тревожность. Выраженная тревожность, как свойство личности, препятствует эффективному обучению, поскольку приводит к снижению концентрации внимания, ухудшению воспроизведения информации. Высокие показатели тревожности проявляются в чувствительности к неудачам в общении, в ощущении беспокойства, настороженности в процессе социального взаимо-
действия, неудачам в учебе, работе. Имеется связь тревоги (как состояние) с успешностью обучения: с увеличением тревоги эффективность интеллектуальной деятельности сначала возрастает, а затем снижается [13].
Результаты исследований показывают, что студенты младших курсов имеют нарушения в эмоциональной сфере в виде высокого уровня тревожности. У студентов выпускных курсов такой уровень тревожности имеет деструктивный для педагогической деятельности характер. Показатели тревожности соответствующие высоким и очень высоким препятствуют успешному выполнению когнитивной деятельности [2].
Целью нашего исследования явилось изучение психофизиологических особенностей адаптации студентов тувинского и русского этноса, проживающих в одинаковых социальных и климатогеографических условиях Республики Тыва. Республика Тыва характеризуется суровыми климатическими условиями, часть территории приравнена к районам Крайнего Севера.
В исследовании приняли участие студенты Тывинского государственного университета с 1 по 5 курсы коренного и пришлого населения (во 2-м и более поколении). Для определения функциональной асимметрии мозга (ФАМ) использовались пробы [3]. Оценка эмоционального состояния проводилась по уровню реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности с помощью теста Ч. Д. Спилбергера в модификации Ю. Л. Ханина [19]. Оценка личностных характеристик (уровень нейротизма и типы темперамента) проводилась по тесту Г. Айзенка [14].
Уровень адаптации студентов к образовательному процессу обусловлен характером межполушарного доминирования. Показано, что активность левого полушария у студентов с высоким уровнем социальнопсихологической адаптации выше, чем у студентов с низким уровнем [7]. В настоящее время известно также, что в результате обучения происходит активация левого полушария [5]. У исследуемых студентов по профилю ФАМ в зависимости от национальности достоверных различий не обнаружено. Анализ индивидуальных показателей ФАМ свидетельствует, что во всех группах студентов преобладали лица с праволатеральными признаками асимметрии, остальные профили представлены менее чем у 20% респондентов. Вторым по распространенности оказался смешанный профиль асимметрии (11-12%). Доля лиц с леволатеральными признаками была наибольшей у тувинских юношей (4,5%) и наименьшей - у тувинских девушек (2,2%). Во всех исследуемых группах студентов происходило увеличение степени выраженности праволатеральных признаков от 1 к 3 курсу. Такое усиление активности левого полушария, вероятно, обусловлено следствием увеличения объема переработки знаково-логической информации, которая в большей степени связана с содержанием обучения в вузе.
Таким образом, нами не было обнаружено преобладания правополушарного доминирования мозга у тувинских студентов в сравнении с русскими, как это показано на контингенте взрослого населения Республики Тыва [8]. Как мы предполагаем, это связано с влиянием обучения, поскольку уже в
начальной школе отмечается тенденция снижения доли лиц с правополушарным доминированием в тувинской выборке [10], это приводит к уменьшению количества поступивших в вуз с доминированием правого полушария среди тувинцев и отсутствию этнических различий у студентов в вузе.
Более выраженное левополушарное доминирование у детей в сравнении с показателями латеральности у взрослого населения, обусловленное влиянием школьной среды, показано у коренных народностей Севера [15]. По мнению некоторых авторов, сдвиг функциональной межполушарной асимметрии вправо или влево может происходить в зависимости от методики обучения, от специфики внешних воздействий на человека [5; 15]. Наши предположения подтверждаются исследованиями А. П. Ожиговой с соавторами [18], которые показали, что среди старших школьников в сравнении с младшими увеличивается количество лиц с доминированием «правшества» как в моторной, так и в сенсорной сферах, а количество лиц с правополушарным доминированием снижается. Известно также, что количество «правополушарников» в выборке дошкольников выше, чем в школе, пока их обучение еще не началось [1].
На основании полученных данных нами не подтверждена гипотеза о преобладании у тувинцев, в частности у студентов, правополушарного доминирования, которое мы объясняем не только значительным влиянием особенностей обучения в образовательных учреждениях. Функциональный вид латеральности опосредован также и социокультурными причинами — особенностями тувинского языка и тувинской культуры, которые в условиях вуза не играют особой роли, так как обучение полностью ведется на русском языке, а традиции тувинской культуры вытесняются единым студенческим образом жизни, ассимиляцией двух культур.
Наиболее важным адаптивным показателем является сочетание моторных и сенсорных признаков, при этом оптимальным для адаптации студентов к обучению считается сочетание правшества в моторной и левшества в сенсорной сфере [9], сочетание левшества всех сенсорных и моторных функций связывают с наибольшими трудностями в адаптации студентов [6].
Наибольшая часть студентов (свыше 60%) независимо от национальности имела сочетание правых моторных и правых сенсорных признаков. Доля лиц с правой моторной и левой сенсорной асимметрией наиболее представлена у русских студентов независимо от пола. Лица с левыми моторными и левыми сенсорными признаками преобладали в группе юношей в сравнении с девушками и в группе тувинских студентов в сравнении с русскими.
Таким образом, преобладание лиц с правыми моторными и левыми сенсорными признаками у русских студентов в сравнении с тувинскими может указывать на более совершенные механизмы психосоциальной адаптации русских студентов.
Под ЛТ понимается относительно устойчивая черта характера, поэтому показано, что ЛТ может изменяться в зависимости от возраста [13], длительности обучения в вузе [4]. Девушки отличались от юношей достоверно
более высокой ЛТ и РТ. У девушек 5 курса доля лиц с высокой ЛТ была ниже на 7,5%, чем у студенток 1 курса, а у юношей, наоборот, выше на 6,0%.
РТ соответствовала низкому уровню у всех студентов практически на всех курсах, при этом она была достоверно выше у тувинских студентов, особенно у выпускников.
Уровень ЛТ у всех юношей был умеренным, при этом ЛТ у тувинских юношей была достоверно выше, чем у русских. Тувинские девушки в отличие от русских, аналогично тувинским юношам, имели достоверно более высокую ЛТ на всех курсах, кроме 2-го. Русские девушки имели высокую ЛТ только на 2 курсе, а тувинские - на всех, кроме 5-го. Наибольшая доля лиц с высоким уровнем ЛТ оказалась у тувинских девушек независимо от курса обучения.
У всех студентов в период обучения уровень тревожности достоверно снижался, причем в большей степени у русских студентов: у девушек на 41,3%), у юношей - на 64,8%. В группе тувинских юношей снижение составило только 28,8%, а у тувинских девушек снижение продолжалось до 4 курса, а на 5 курсе тревожность вновь возросла и достоверно не отличалась от таковой у первокурсниц.
Таким образом, тувинские студенты отличались более высоким уровнем тревожности, особенно тувинские девушки, характеризующиеся наиболее высоким уровнем в сравнении с остальными группами. Несмотря на то, что в период обучения происходило снижение уровня тревожности, у тувинских студентов доля лиц с очень высокой и высокой тревожностью на 5 курсе оставалась достаточно большой. Это свидетельствует о более низком уровне психосоциальной адаптации тувинцев, отражающем реакцию организма на возрастание социальных требований, связанных с изменением образа и уклада жизни, плохим знанием русского языка.
Показатели экстраверсии у русских студентов достоверно выше. Анализ индивидуальных значений экстра-интроверсии показал, что у тувинских студентов доля лиц с интроверсией на 22,1% выше, чем у русских студентов. Более выраженная интровертированность у коренного населения экстремальных климатогеографических регионов России способствует адаптации к суровым природным условиям жизни, но затрудняет адаптацию к социально-психологическим факторам [12; 17].
В заключении необходимо отметить, что психосоциальная адаптация студентов имеет этнические особенности. Для студентов тувинцев характерны определенные трудности психосоциальной адаптации, которые формируются под влиянием более высокого уровня тревожности, меланхолического и флегматического типов темперамента, интровертированности. Русские студенты характеризуются такими психофизиологическими показателями, которые обеспечивают более высокий уровень адаптации и способствуют более успешному обучению.
Библиографический список
1. Айрапетянц, В. А. Функциональная организация мозга леворуких детей / В. А. Айрапетянц // Леворукость детей и подростков. - М., 1987. - 54 с.
2. Артюхова, Т. Ю. Психологическое здоровье и психологическая безопасность личности / Т. Ю. Артюхова // Перспективы высшего образования в малых городах. - ДГУ: Находка. - 2002. - С. 29-32.
3. Брагина, Н. Н. Функциональные асимметрии человека / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. - М.: Медицина, 1981. - 287 с.
4. Донника, А. Д. Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности / А. Д. Донника. - М.: Академия естествознания. - 2009. - 312 с.
5. Ендолов, В. В. Значение динамики функциональной межполушарной асимметрии мозга детей младшего школьного возраста для их социальной адаптации к школе / В. В. Ендолов, М. С. Муравьева, В. Н. Данюков // Консилиум. Сибирский медико-фармацевтический журнал. - 2007. - № 7. - С. 188-189.
6. Ефимова, И. В. Межполушарная асимметрия и обучение двигательным навыкам / И. В. Ефимова, Е. В. Будыка // Сравнительная физиология ВНД человека и животных. - Ч. 2. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 27-28.
7. Калинина, Н. Г. Психофизиологические особенности адаптации студентов средних специальных учебных заведений к образовательному процессу: автореф. дис. ... канд. биол. наук / Н. Г. Калинина. - Ростов-на-Дону. - 2006. - 25 с.
8. Леутин, В. П. Связь употребления алкоголя с особенностями функциональной асимметрии мозга тувинцев / В. П. Леутин, М. Г., Чухрова, С. Г. Кривошеков // Физиология человека. - 1999. - Т. 25. - № 2. - С. 67-70.
9. Литвинова, Н. А. Адаптация студентов к учебной деятельности / Н. А. Литвинова, Е. С. Гольдшмидт, М. Г. Березина // Росс, физиол. журнал им. И. М. Сеченова. - 2004. - Т. 90. - № 8. - 206 с.
10. Назын-оол, М. В. Этнокультуральные особенности интеллектуального развития детей младшего школьного возраста: автореф. дисс. ... канд. псих, наук / М. В. Назын-оол. - М., 2005. - 21 с.
11. Николаева, Е. Н. Психофизиологические особенности адаптации студентов при обучении в вузе в условиях Севера: автореф. дис. ... канд. биол. наук / Е. Н. Николаева. - Якутск. - 2006. - 27 с.
12. Орехова, Е. Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов Севера, ханты и манси): автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Орехова. -Рязань, 2006. - 25 с.
13. Прихожан, А. М. Тревога у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан.- Воронеж, «МОДЭК», 2000. - 304 с.
14. Психологические тесты. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Т. 1. -312 с.
15. Разумникова, Е. И. Профиль функциональной асимметрии мозга у школьников Ямало-Ненецкого автономного округа / Е. И. Разумникова, Н. А. Сенькова,
Л. П. Осипова // 13 Междунар. конгр. по приполярной медицине. - Новосибирск. -2006.-221 с.
16. Соколов, А. Я. Соматофизиологические показатели у студентов Северного международного университета / А. Я. Соколов, И. В. Суханова // Экология человека.-2006.-№ 1.-С. 24-27.
17. Суховеркова, Г. В. Индивидуально-типологические особенности адаптации студентов алтайской национальности к процессу обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. биол. наук / Г. В. Суховеркова. - Горно-Алтайск, 2002. - 28 с.
18. Функциональная асимметрия полушарий и пластичность мозга / А. П. Ожигова, С. В. Дробинина, А. С. Лазуткин, М. М. Месенко // Новое в изучении пластичности мозга: Материалы конференции. - М., 2000. - 64 с.
19. Ханин, Ю. Л. Исследование тревоги в спорте / Ю. Л. Ханин // Вопросы психологии. - 1978. - № 6.- С. 94-106.
20. Чапчаева, Е. А. Особенности морфофункциональной, психофизиологической и биохимической адаптации человека в условиях Горного Алтая / Е. А. Чапчаева, Р. И. Айзман // Эколог ия человека. - 2011. - № 9. - С. 24-30.