УДК 796
ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ, КАК МЕТОД БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ
В СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
Чернова Василиса Олеговна, студент, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», Академия Физической Культуры и Спорта, Ростов-на-Дону, РФ
В современном мире идет большой обмен информации, что приводит к стрессовым состояниям человека. Физические нагрузки являются одним из методов борьбы со стрессом. Ключевые слова: физическая культура; физические нагрузки; стресс; студент
USE OF PHYSICAL EXERCISE AS A METHOD OF COPING WITH STRESS IN STUDENT LIFE
Chernova Vasilisa Olegovna, student, Southern Federal University, Academy of Physical Culture and Sports, Rostov-on-don, Russia
In the modern world there is a great exchange of information, which leads to stressful conditions of a person. Physical stress is one of the methods to combat stress. Keywords: physical culture; physical activity; stress; student
В современном обществе студент подвергается большим напорам чрезвычайных и стрессовых ситуаций, из-за большого потока информации, отсутствия систематического плана, а также в период сессии студент находится в напряжении, то есть испытывает стресс. В свою очередь стресс несет за собой серьезные последствия в нарушении работы систем организма человека, что и является проблемой здоровья студентов.
Понятие стресса впервые появилось в 30-50 годах XX века благодаря Гансу Се-лье, которые разработал биологическую теорию стресса. Стресс разделяется на три стадии: стадия тревоги, стадия сопротивления, стадия истощения. Стадии меняются по мере развития или усугубления стрессовой ситуации. На стадии тревоги человек подвергается появлению раздражителя. После чего наступает стадия сопротивления, когда организм начинает подавлять чувство тревоги и сводит его
к минимуму. Если стрессор слабый или не продолжительный, то на этой стадии человек приспосабливается к ситуации и вырабатывает адаптивность, получая полезные качества. Если же стресс перерастает в продолжительный период времени, то наступает стадия истощения, где тревога длится гораздо дольше и ощущается больше, что может привести к патологическим изменениям. Через несколько лет Р. Лазарус вводит понятие эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс характеризуется аффективными изменениями в организме. В отличии от биологического стресса, эмоциональный стресс зависит от индивидуальных психологических особенностей человека [1].
Человек может по-разному относится к самому себе во время стрессовых ситуаций. Л. А. Китаев-Смык выделяет три типа отношений. Первый тип - это отношение к себе, как к «жертве», проявляется в экстремальных ситуациях, что усиливает
влияние стресса, который переходит в дистресс. Дистресс - это тяжелое состояние стресса, которое сопровождается полным напряжением. После стресса у человека идет расслабление, но в случая дистресса, после напряжения расслабление не происходит и человек постоянно находится в замкнутом зажиме. Это состояние может усиливаться, в результате чего может появиться физиологический сдвиг, когда тело спамизируется и не расслабляется, что ведет к болезни. Второй тип включает в себя отношение к себе, как к «жертве» и «ценности», проявляется в экстремальных ситуациях, где человек уже привык находиться и может предоставить отпор стрессовым ситуациям, к примеру, предстартовое состояние у высококвалифицированных спортсменов. Третий тип совмещает два предыдущих типа, но добавляет сравнительное отношение, то есть стресс рассматривается со стороны другого человека и при изучении собственного стрессового состояния [1].
Стресс может оказывать как положительное влияние на организм, так и отрицательное. Очень много исследований посвящено проблеме стресса, потому что в стрессовом состоянии идет нарушение физиологического и психологического здоровья человека. С физиологической стороны при стрессе могут наблюдаться ухудшение концентрации, памяти, работоспособности, головные боли, нарушение сердечнососудистой системы, нарушение сна и иммунной системы. С психологической стороны теряется смысл жизни, появляется агрессивность, депрессии. В частых случаях именно в состоянии стресса люди совершают необдуманные поступки и действия.
Исследованиями доказано, что со стрессом следует бороться и как можно меньше находиться в стрессовом состоянии, чтобы не обзавестись патологическими заболеваниями. Одним из способов борьбы со
стрессом являются физические нагрузки. Физические упражнения - являются естественным средством устранения стрессовых ситуаций.
В исследованиях Зайцева Г. А. приводятся аэробные упражнения в качестве борьбы со стрессовым состоянием. Аэробные упражнения являются кардиона-грузками, которые оказывают воздействие на сердечнососудистую и дыхательную систему. Упражнения аэробного характера выполняются на протяжении долгого времени без перерыва. Физиологические изменения в организме под действием аэробных нагрузок начнут происходить после 30 минут занятия. Распространенные виды аэробных упражнений - это бег, но также к ним относятся велосипедные прогулки, плавание, гребля, скандинавская ходьба и другие виды нагрузок циклического характера. При нагрузках идет обогащение организма кислородом, увеличение капилляров, а также стенки сосудов становятся прочными и эластичными. Сердечные сокращения уменьшаются по частоте, работа сердца становится экономичной, что приводит к снижению заболеваний сердечнососудистой системы. Помимо этого нагрузки позволяют убрать большое количество калорий, что препятствует набору веса, благодаря влиянию аэробных нагрузок на организм человека. Данные научных исследований подтверждают изменения психологического состояния организма с помощью физических нагрузок, так как происходит разгрузка напряженности и расслабление [2].
Оценивание влияния физических нагрузок на организм человека и склонность к тревожно-депрессивным состояниям проведено в исследовании Лысенко А. В. Было обследовано две группы, первая из них занималась регулярно физической культурой по 30...40 минут в день, вторая группа занималась спортом ежедневно в профессиональной направленности.
А также контрольная группа, которая не занималась физическими нагрузками. По результатам исследования, было определено, что группа, которая занималась физической культурой регулярно по 30...40 минут в день не подвергнута к тревожно-депрессивным состояниям и таким образом имеют малую вероятность оказаться в стрессовом состоянии. Обуславливается это выработкой эндорфинов в организме человека, который взаимодействует с рецепторами мозга, что приводит к снижению болевого порога. Таким образом, физические нагрузки служат антидепрессантом и позволяют восстановить позитивное мышление по отношению к жизни. Физические нагрузки позволяют уменьшить тревожные состояния, к примеру, при страхе или экстремальных ситуаций
[3].
Однако при больших физических нагрузках происходят аналогичные изменения функций организма равные стрессовым. Исследованиями Бондина В. И. объясняется данный процесс снижением циркуляции иммуноглобулинов в крови, а иногда и их исчезновение. При переизбытке физических нагрузок идет нарушение водно-солевого обмена и большая нагрузка на почки. Из-за перегрузки организма происходит замедленная фильтрация. Помимо этого большое влияние в организме играет адреналин при стрессе и занятиями физической нагрузкой в больших количествах. Схожие реакции происходят из-за учащения сердцебиения, дыхания и кровообращения в обоих случаях. Из-за повышения давления возрастает холестерин в крови, что приводит к устойчивости мозга к стрессовым ситуациям. При физически нагрузках и стрессовых ситуациях наблюдается привыкание к данным реакциям. Поэтому вырабатывается стрессоу-стойчивость и повышение физических качеств, но не без негативного отражения на организме человека [4].
Предполагалось, что студенты, которые занимаются регулярными физическими нагрузками, подвержены меньшей напряженности во время сессии, чем студенты, не занимающиеся физической культурой. Для подтверждения были проведены наблюдения, по которым выявлено влияние физических нагрузок на организм человека при стрессовых ситуациях. В наблюдении принимала группа возраста 18.19 лет, обучающихся в высшем учебном заведении. Наблюдения проводились в период сессии, так как в это время поступает большое количество информации и студенты наиболее подвержены стрессовым ситуациям. Из группы 20 % занимаются спортом ежедневно на профессиональном уровне, 30 % уделяют 3 дня в неделю для занятий физической культуры, 50 % не занимаются физическими нагрузками. Студенты, не занимающиеся регулярными физическими нагрузками, более ранимо и напряженно переносят период сессии и в случае незачета или плохой сдачи экзамена наблюдается снижение настроения, истерики, слезы, повышенная нервозность и раздражительность, рассеянное внимание. Происходит нарушение психологического состояния и стресс переходит в дистресс, то есть последнюю стадию стресса, что приводит к нарушениям функционирования организма.
Таким образом, можно сделать вывод, что студенческая жизнь является не самым легким этапом в жизни человека, и физические нагрузки помогают справиться с психологическими препятствиями на своем пути. Но переизбыток нагрузок может привести к возникновению стрессовых ситуаций. Следовательно, если уделять время, по часу в день, три раза в неделю для физических нагрузок, то студенты смогут поддерживать состояние организма в тонусе, ведь физические упражнения направлены на оздоровление организма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юсунова С. Г. Розенталь А. Н., Балтина Т. В. Стресс. Биологические и психологические аспекты // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2008. - № 8. - 139 с.
2. Долговременные эффекты влияния физических упражнений аэробного характера на функциональное состояние детей при стрессе / Г. А. Зайцева, И. И. Криволапчук, С. А. Бондарева, А. П. Буслаков, Р. М. Носова // Новые исследования. - 2016. - № 2. - 54 с.
3. Оценка влияния физической нагрузки на выраженность тревожно-депрессивных состояний / А. В. Лысенко, Т. В. Таютина, Д. С. Лысенко, В. А. Артюнов // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. - 2014. - № 11. - 218 с.
4. Бондин В. И., Дрижика А. Г., Мануйленко Э. В. Здоровьеформирующие технологии физического воспитания: стресс, спорт, здоровье // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 4. - 10 с.
REFERENCES
1. Yusunova S. G. Rozental' A. N., Baltina T. V. Stress. Biologicheskie i psikhologicheskie aspekty // Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - № 8. - 139 s.
2. Dolgovremennye effekty vliyaniya fizicheskikh uprazhneniy aerobnogo kharaktera na funktsional'noe sostoyanie detey pri stresse / G. A. Zaytseva, I. I. Krivolapchuk, S. A. Bondareva, A. P. Buslakov, R. M. Nosova // Novye issledovaniya. - 2016. - № 2. - 54 s.
3. Otsenka vliyaniya fizicheskoy nagruzki na vyrazhennost' trevozhno-depressivnykh sostoyaniy / A. V. Lysenko, T. V. Tayutina, D. S. Lysenko, V. A. Artyunov // Uchenye zapiski universiteta P. F. Lesgafta. - 2014. - № 11. - 218 s.
4. Bondin V. I., DrizhikaA. G., Manuylenko E. V. Zdorov'yeformiruyushchie tekhnologii fizicheskogo vospitaniya: stress, sport, zdorov'ye // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2007. - № 4. - 10 s.
Материал поступил в редакцию 20.06.2017 © Чернова В. О., 2017