Научная статья на тему 'Психологические предпосылки профессионального стресса будущих психологов'

Психологические предпосылки профессионального стресса будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3326
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДИСТРЕСС / ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ / ЭУСТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова О. Б.

В результате исследования на 2318 студентах будущих психологах углублено понимание феномена «стрессоустойчивости» как совокупности личностных качеств, дающих возможность человеку, в частности специалисту, успешно разрешать стрессовые ситуации, переносить стресс. Выявлены психологические предпосылки профессионального стресса будущих психологов: средний (умеренный) уровень выраженности нервно-психического напряжения и эмоциональных сдвигов, дезадаптации и профессионального стресса, нарушений цикла «сон бодрствование», неустойчивости в стрессе, особенностей социального взаимодействия (стресса в отношениях), ощущения усталости, подверженности и сопротивляемости стрессу, социальной фрустрированности, физического и эмоционального стресса; уровень ниже среднего особенностей отдельных психических процессов, профессиональной дезадаптации, снижения мотивации к деятельности и общей активности, соматовегетативных нарушений; неалекситимический тип личности и рефрактерный тип эмоциональной реакции. Особо подчеркнута необходимость при осуществлении профпросвещения и психопрофилактики учитывать следующие результаты: уровень угрозы нервного срыва студентов выше среднего. Однако будущие психологи у себя признаков стресса практически не обнаруживают, что свидетельствует о низком уровне рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические предпосылки профессионального стресса будущих психологов»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9.072

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

О.Б. ПОЛЯКОВА*

Отделение психологии и возрастной физиологии Российской академии образования,

Москва

В результате исследования на 2318 студентах - будущих психологах - углублено понимание феномена «стрессоустойчивости» как совокупности личностных качеств, дающих возможность человеку, в частности специалисту, успешно разрешать стрессовые ситуации, переносить стресс. Выявлены психологические предпосылки профессионального стресса будущих психологов: средний (умеренный) уровень выраженности нервно-психического напряжения и эмоциональных сдвигов, дезадаптации и профессионального стресса, нарушений цикла «сон -бодрствование», неустойчивости в стрессе, особенностей социального взаимодействия (стресса в отношениях), ощущения усталости, подверженности и сопротивляемости стрессу, социальной фрустрированности, физического и эмоционального стресса; уровень ниже среднего особенностей отдельных психических процессов, профессиональной дезадаптации, снижения мотивации к деятельности и общей активности, соматовегетативных нарушений; неалексити-мический тип личности и рефрактерный тип эмоциональной реакции. Особо подчеркнута необходимость при осуществлении профпросвещения и психопрофилактики учитывать следующие результаты: уровень угрозы нервного срыва студентов выше среднего. Однако будущие психологи у себя признаков стресса практически не обнаруживают, что свидетельствует о низком уровне рефлексии.

Ключевые слова: адаптация, адаптивность, дезадаптация, дистресс, общий адаптационный синдром, профессиональный стресс, психическая устойчивость, психическое состояние, стресс, стрессоустойчивость, экстремальные факторы, эмоциональная реакция, эустресс.

Введение

Понимая под профессионализацией весь профессиональный путь человека, включающий в себя выбор профессии, профессиональную подготовку, вход в профессиональную деятельность (профессиональную адаптацию, работу молодым специалистом), непосредственное осуществление профессиональной дея-

© Полякова О.Б., 2009

* Для корреспонденции:

Полякова Ольга Борисовна,

кандидат психол. наук, главный специалист

Отделения психологии и возрастной физиологии

Российской академии образования

119121 Москва, ул. Погодинская, 8.

8 (499) 246-86-26 (Пн-Ср), 8 (499) 248-69-76 (Пт)

E-mail: [email protected]

тельности (работу специалистом), профессиональное становление (этап профессионального мастерства, профессионализма, работу профессионалом), выход из профессиональной деятельности, оценивая профессиональную деятельность психологов как высоко стрессогенную, возникает острая необходимость при составлении учебных планов профессиональной подготовки будущих психологов большое внимание уделять вопросам психологической безопасности вообще, и в образовательной среде в частности, проблемам психологии экстремальных ситуаций, особенностям психопрофилактики и психокоррекции профессиональных деформаций личности будущих психологов, а также созданию необходимых условий повышения уровня стрессоустойчивости

специалистов типа профессий «человек - человек» и нивелирования психологических предпосылок профессионального стресса будущих психологов.

Ключевыми категориями должны выступать:

- «психическое состояние», под которым понимается согласование личностных стремлений и возможностей (психики и организма) с особенностями сре-довых факторов и силой их воздействия [12, 21];

- определенный, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, который, будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре [10];

- «психическая устойчивость», трактуемая как целостное, интегральное качество личности, коллектива, группы людей, проявляющееся в способности оптимально отражать действительность в сложных, в том числе и стрессовых, ситуациях [10];

- «стрессоустойчивость» как совокупность личностных качеств, дающих возможность специалисту успешно разрешать стрессовые ситуации, переносить стресс, то есть значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), которые обусловлены особенностями его профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья [19].

Методика

Выявление психологических предпосылок профессионального стресса будущих психологов осуществлялось с 2000 по 2009 гг. на выборке в 2318 будущих психологов, которые проходили обучение в высших учебных заведениях городов Зарайск, Конаково, Королев, Лихославль, Москва, Нижневартовск, Осташков, Электросталь и др.

Исследование проводилось во время учебных курсов «Профессиональные и личностные качества будущего психолога», «Психогигиена и профилактика профессиональной деформации личности», «Психологические аспекты работы с людьми, находящимися в экстремальной ситуации», «Психология труда» и др.

Применялись методы с использованием следующих шкал и тестов:

- «Шкала профессионального стресса» (ШПС) [23, С. 98-102];

- Тест «Какой стресс вы испытываете?» (КСВИ) [13, С. 160-166];

- Методика «Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды» (ДТЭРНВСОС) В.В. Бойко [20, С. 184-192];

- «Опросник оценки профессиональной дезадаптации» (ООПД) [4, С. 207-211];

- Методика «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (ДУСФ), автор - Л.И. Вассерман [5, С. 512-513], [3, С. 229-231];

- Методика «Подвержены ли вы стрессу?» (ПЛВС) [6, С. 28-29];

- Методика «Обнаруживаете ли вы у себя признаки стресса?» (ОЛВУСПС) [6, С. 29-30];

- «Опросник нервно-психического напряжения» (ОН-ПН) [7; 29, С. 69-75];

- Анкета определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (АОН-ПУП), разработанной сотрудниками Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова [20, С. 544-548];

- Тест «Не стоит перебивать, не дослушав» (НСПНД) [15];

- «Перцептивная оценка типа стрессоу-стойчивости» (ПОТС) [27, C. 248-249];

- Методика «Определение стрессоу-стойчивости и социальной адаптации» (ОСИСА), авторы - американские доктора Холмс и Раге [20, С. 149-153];

- Опросник «Торонтская алекситимиче-ская шкала» (ТАШ) - Toronto Alexithymia Scale [20, С. 153-156].

Результаты и обсуждение

Результаты представлены в сводной таблице (табл. 1).

1. Результаты выявления уровня стрессовых состояний и неврозов с помощью «Шкалы профессионального стресса» (ШПС)

Показано, что у будущих психологов наблюдается средний (умеренный) уровень дезадаптации и профессионального стресса, свойственный занятым и много работающим (обучающимся) специалистам и профессионалам. Однако нельзя забывать, что профессиональный стресс - это многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Работа в стрессогенной обстановке, согласно концепции Г. Селье, всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать острые нарушения и проявляться в виде отсроченных последствий.

Опираясь на концепцию Л.А. Китаева-Смыка о четырех субсиндромах стресса [8], рассматривая стресс как полидетерми-нированное, интегральное качество личности, с учетом физиологического, психологического и поведенческого уровней, среди психологических предпосылок профессионального стресса будущих психологов можно выделить следующие: 58% студентов отмечают у себя признаки когнитивного субсиндрома (изменения восприятия и осознания учебно-профессиональной информации, поступающей к ним, особенно в период сдачи сессии; изменения их представлений о внешней и внутренней пространственной среде - об обстановке в институте, особенностях профессиональной подготовки, профессиональных перспективах, себе как будущем психологе; изменения направленности их мышления). Основными признаками когнитивного субсиндрома являются: дезорганизация мышления, забывчивость, невнимание к деталям, невнимательность, негативная оценка опыта, негативная самооценка, не-

гативные утверждения, низкая продуктивность, озабоченность, ориентация на прошлое, пониженная психомоторика, потеря смысла профессиональной подготовки, потребность в слишком большом контроле, рассеянность, снижение креативности, торможение мышления, увеличение или уменьшение функции воображения и фантазирования. 54% студентов способны рефлексировать и подробно описывать эмоционально-чувственные реакции на различные эмоциональные условия, связанные с их профессиональной подготовкой, организацией учебно-профессионального процесса, ситуациями взаимодействия с согруппниками, преподавателями и администрацией института, что, в свою очередь, дает возможность говорить о признаках эмоционально-поведенческого субсиндрома: беспокойство, бессонница, враждебность, депрессия, изменение привычек питания, кошмары, критическое отношение к другим людям, навязчивые мысли, неверие в позитивные возможности, нетерпимость, понижение самоуважения, приступы гнева, раздражительность, ревность, сверхнастороженность, слезливость, снижение интереса, снижение положительных эмоциональных реакций, сниженная инициатива, тревожность, уход в себя, чувство нереальности происходящего. К основным поведенческим признакам стресса относятся: агрессивное поведение, беспечность, беспокойство, нетерпение, переедание или недоедание, повышение потребления алкоголя (пива, в первую очередь), повышение потребности в курении сигарет (более одной пачки в сутки), повышение риска травматизма.

Как следствие ранее указанных признаков, у будущих психологов складывается социально-психологический субсиндром, признаки которого сводятся к изменению общения студентов, находящихся в стрессовых учебно-профессиональных ситуациях, с другими студентами, преподавателями и администрацией института, родными и близкими.

Таблица1

Результаты выявления психологических предпосылок профессионального стресса будущих психологов (N=2318)

Методы Типы реакций Балл / Уровень 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс x

ШПС Б 24,63 18,44 37,19 33,15 36,51 29,98±3,3

У С НС ВС С ВС С

ФС Б 7,44 3,96 8,01 3,99 10,14 6,71±1,1

У С НС ВС НС В С

ЭСт Б 7,44 4,65 7,52 4,87 7,72 6,44±0,6

КСВИ У С С ВС С ВС С

СВО Б 5,98 4,42 8,12 4,86 9,15 6,51±0,8

У С НС ВС С ВС С

2 Б 20,86 13,03 23,65 13,72 27,01 19,65±2,5

КСВИ У С НС ВС НС ВС С

Э Б 14,83 16,03 14,12 15,49 18,11 15,72±0,6

У НС С НС С С С

ДТЭР- Р Б 18,05 16,94 13,17 17,39 14,87 16,08±0,8

НВСОС У С С НС С С С

Д Б 6,12 6,03 11,71 6,12 6,02 7,20±1,0

У НС Н НС Н Н Н

ЭСд Б 6,46 6,38 9,47 5,66 9,52 7,50±0,7

У С НС ВС НС ВС С

ООПП Б 1,53 1,45 3,15 2,90 3,44 2,49±0,4

У НС НС НС НС НС НС

СОА Б 2,77 2,45 3,09 2,95 4,38 3,13±0,3

У НС НС НС НС НС НС

ОУ Б 5,45 5,22 5,68 5,37 6,08 5,56±0,1

У С НС С НС С С

ООПД СВН Б 9,16 8,46 10,15 13,29 14,05 11,02±1,0

У НС НС НС НС НС НС

НЦ С-Б Б 9,45 9,08 9,30 6,71 9,53 8,81±0,5

У ВС С С С ВС С

ОСВ Б 7,48 6,67 5,47 5,59 7,47 6,54±0,4

У С НС НС НС С С

СМКД Б 3,46 3,38 3,84 3,46 3,25 3,48±0,1

У С НС С С НС С

2 Б 45,76 43,09 50,15 45,93 57,72 48,53±2,3

ООПД У НС НС НС НС С НС

ДУСФ Б 1,67 1,38 1,55 1,43 2,03 1,61±0,1

У С НС С НС С С

ПЛВС Б 23,17 21,40 25,88 24,13 26,45 24,21±0,8

У С НС С С ВС С

ОЛВУСПС Б 5,23 5,09 5,02 5,38 5,77 5,30±0,1

У НС НС НС НС С НС

ОН-ПН Б 53,66 52,84 54,01 53,15 55,98 53,93±0,5

У С НС С НС С С

АОН-ПУП Б 40,15 26,96 41,34 20,83 18,54 29,56±4,3

У С ВС С ВС ВС С

НСПНД Б 38,02 38,33 43,18 27,24 50,00 39,35±3,3

У С С ВС С ВС ВС

ПОТС Б 37,04 32,34 34,11 32,26 35,18 34,19±0,8

У Н НС Н НС Н Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОСИСА Б 224,58 300,49 218,43 326,00 248,01 263,50±19,0

У С НС С НС С С

ТАШ Б 68,03 64,39 67,42 62,17 51,18 62,64±2,7

у С НС НС НС НС НС

Примечание: X - среднее арифметическое; Б - балл; У - уровень: Н - низкий, НС - ниже среднего, С - средний, ВС - выше среднего, В - высокий. Остальные названия и сокращения см. в тексте

При этом изменения могут быть как позитивными (86% студентов отмечают сплочение с согруппниками, увеличение взаимопомощи, особенно в стрессовых ситуациях во время сдачи зачетов и экзаменов, подготовки контрольных и курсовых работ и проектов), так и социально-негативными формами общения (61% студентов отмечает у себя тенденции к самоизоляция, а 92% - склонность к конфронтации с окружающими людьми). Признаки вегетативного субсиндрома замыкают перечень предпосылок профессионального стресса будущих психологов, но являются подтверждением существования предыдущих: возникновение либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых ситуаций, имеющих адаптационную сущность, а, возможно, становящихся основанием для развития так называемых болезней стресса (47% студентов подтвердили наличие у себя нарушений работы желудочно-кишечного тракта, 12% отметили сердечнососудистые недомогания). Основными

признаками вегетативного субсиндрома являются: головная боль, головокружение, дрожь, затруднения речи, напряжение мышц шеи, спины, челюсти, нарушение сна, поверхностное дыхание, повышение (понижение) артериального давления, подверженность болезням, подергивание мышц, потливость рук, стеснение в груди, сухость во рту и горле, ускоренное сердцебиение, усталость, холодные руки.

2. Результаты определения специфики стресса (его уровня и типа), который испытывают будущие психологи с помощью теста «Какой стресс вы испытываете?» (КСВИ)

Обнаружено, что у будущих психологов наблюдается средний (умеренный) уровень стресса, который часто их мобилизует, заставляет проявлять свои лучшие качества и стимулирует в ситуации трудностей (написание контрольных, курсовых и дипломных работ, сдача зачетов и экзаменов). Однако в некоторых обстоятельствах им стоило бы попытаться лучше контролировать себя, чтобы не доводить дело

до стресса. Все три основных типа стресса выражены на среднем уровне.

Физический стресс (ФС) вызывает ощущение усталости, спазмы, так как тело

- главный «накопитель» их стресса. В зависимости от телесных ощущений формулируются и практические рекомендации. До 80% будущих психологов ощущают свое тело как тяжесть: плечи придавливают их к земле, мышцы напряжены, им трудно дышать, у них часто возникает сердцебиение. Необходимо расслабиться - помимо занятий типа йоги они могут использовать дыхательную гимнастику, которая их успокоит. В других стрессовых учебно-профессиональных ситуациях 73% студентов-психологов чувствуют слабость в теле: ощущают отсутствие внутренней пружины, энергии, часто они находятся совершенно без сил. Если выдается возможность поспать больше обычного, то это не помогает, потому что их сон тревожен. Поскольку стресс вызывает телесное напряжение, он тем самым активизирует тело. Если лишить тело возможности двигаться, оно не сможет сбросить это напряжение. Будущим психологам предлагается заняться спортом, не доверять своим ощущениям утомления, побольше двигайтесь, ходить пешком по полчаса в хорошем темпе, подниматься по лестницам, а не на лифте, отправляться за покупками пешком

- побольше спорта, лучше на воздухе. 92% студентов-психологов, особенно во время сессии, переживая стрессовые ситуации, отмечают, что они практически не чувствуют свое тело: будучи одержимы интеллектуальной активностью, они вдруг осознают, что «забыли» про свое тело. Необходимо побаловать его - в повседневной жизни это можно сделать с помощью самых простых вещей: гимнастика, ежечасные разми-ночные упражнения, массаж. Все, что может разбудить чувства и ощущения, благотворно скажется и на душевном состоянии.

Эмоциональный стресс (ЭСт), наблюдаемый у студентов-психологов на всем протяжении профессиональной подготов-

ки, чаще активизирует отрицательные эмоции - страх, гнев, уныние, которые пагубно влияют на психику. Им по-настоящему трудно давать выход эмоциям. Это отражается на их мировосприятии: пессимизм, скептицизм, критичность, подавленность, а возможно и агрессивность. Эмоциональный стресс имеет место и в ситуациях, угрожающих безопасности социального статуса студента, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря места учебы, работы, семейные проблемы и т.п.). Надо срочно сделать положительные эмоции частью жизни будущих психологов. 68% студентов отмечают, что у них нет (мало) времени на себя: открывая ежедневник, они констатируют, что их время посвящено другим или исполнению обязанностей. Они часто чувствуют, что неудовлетворенны, не поняты или перегружены навязанными им обязательствами. Необходимо доставить себе радость - планировать на каждый день маленькое удовольствие (например, до учебы (работы) прочитать страницу любимой книги; в обеденный перерыв позвонить лучшему другу, выпить кофе где-то на террасе, на свежем воздухе, а не перед экраном компьютера; не забыть улыбнуться - все вокруг покажется не таким тяжелым и уж наверняка менее располагающим к стрессу. 92% будущих психологов констатируют, что очень переживают из-за мелочей, склонны все преувеличивать и драматизировать. Им явно не достает умения отстраниться, взглянуть на ситуацию со стороны и понять, что все относительно. В таких ситуациях необходимо ускользать от реальности, создавать воображаемый мир, давать себе возможность помечтать, сходить в кино, в театр, придумать себе образ в ролевой игре. Найти пространство для психологического расслабления - не значит бежать от реальности. 56% студентов-психологов отмечают, что занятия по психологии и в не учебное время - это их единственная страсть. Стоит заметить, что этой группе будущих специалистов повез-

ло заниматься в жизни тем, что они любят. Однако данная роскошь может стать ловушкой. Когда учеба, а особенно работа, становится наркотиком, результаты порой разрушительны: тревожность, проблемы со здоровьем, депрессия, не говоря уж о вреде для семейной жизни. В этих ситуациях было бы целесообразно найти себе новое поле деятельности. Наверняка найдется детская мечта, от которой они отказались, повзрослев. Необходимо вспомнить ее и осуществить (например, мечтали выучить китайский - надо записаться на вечерние курсы, любили рисовать - можно переделать помещение в мастерскую и посвящать час в день живописи). Если все чаще доминирует интеллектуальный труд, то выбирать лучше такое хобби, которое обращено к телу и чувствам.

Не менее часто у будущих психологов наблюдается стресс в отношениях (СВО). Стресс и отношения с людьми (согруппни-ками, другими студентами, преподавателями и администрацией института, родителями, друзьями, знакомыми) связаны двояко. Во-первых, и в институте (на работе), и в семье другие люди являются существенным источником стресса. Во-вторых, стресс вызывает два типа поведения: избегание и нападение. В данном случае они оба имеют место быть. Иногда будущие психологи легко раздражаются, про них можно сказать, что они комок нервов. У них есть склонность замыкаться, уходить в себя, искать одиночества. Но даже если они по натуре одиночки, они, как и все, остаются «общественными животными», и, может быть, их терзает именно эта жизненная потребность в отношениях. Исходя из того, как проявляется это недомогание, можно предложить разные решения. У 47% студентов, особенно во время сессии, возникает чувство, что другой - это враг. Их недоверие так сильно, что они чувствуют себя плохо в обществе новых людей, говорят мало или ни о чем. Они слишком подавляют свои эмоции, которые начинают их «отравлять». Будущим психологам не-

обходимо довериться кому-нибудь: искренне поговорить с тем, кому полностью доверяют, о своих чувствах. Это «упражнение» позволит им свободнее выражать себя в отношениях с другими людьми и поможет проживать эти отношения не так тревожно. 52% студентов в стрессовых ситуациях чувствуют, что одиноки и никому не нужны: им кажется, что они винтики в большом механизме; они не находят смысла в своих действиях, не чувствуют уважения к себе. Вот здесь то и необходима идентификация с согруппниками, всем студенчеством (особенно 25 января в Татьянин день, день студентов). Возможно устроить прием, встречу с друзьями. В трудных учебно-профессиональных ситуациях у 82% будущих психологов наблюдается мрачный взгляд на мир: они считают, что все плохо, и тоскуют о временах более четко определенных ценностей. Студенты хотели бы, чтобы мир изменился, но надежды на это мало. Сразу вспоминается такое профессионально важное качество, да и просто человеческое, как альтруизм. Необходимо больше проявлять его. В стрессовых ситуациях будущие психологи перегружены и забывают о том, что в их силах облагородить картину мира. Для этого есть простые знаки внимания: оказать услугу согруппнику, другому студенту, выслушать друга по телефону, поблагодарить за что-то. Стресс вызывает желание замкнуться в себе. Открыться навстречу другим людям, искренне и сочувственно отнестись к ним - простой способ расстаться с ощущением враждебности окружения и облегчить свое существование. Психосоциальный стресс, происходящий в мирное время, не имеющий видимых разрушительных последствий, оказывает на человеческую психику очень сильное воздействие. Стрессо-устойчивость - это еще и умение сохранять эмоциональное тепло, теплую, дружескую атмосферу в семье, в студенческой группе, на работе. Умение ладить с людьми - это большое искусство, которое благоприятно воздействует на окружающую обстановку

и спасает жизнь и здоровье человека, владеющего этим искусством. Общий рецепт счастливой и долгой жизни - хорошие человеческие отношения, построение которых зависит от каждого из нас.

Профессиональная подготовка занимает не один год, а, следовательно, в отношении студентов, в частности будущих психологов, можно говорить о долговременном стрессе, который не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за незначительных, казалось бы, но постоянно действующих и многочисленных факторов: например, информационная перегрузка, неудовлетворенность учебой (работой), напряженные отношения с одногруппниками, преподавателями, администрацией института, коллегами по работе, родственниками и т.д. Одной из составляющих долговременного стресса является информационный стресс, возникающий при информационных перегрузках, когда студенты, несущие большую ответственность за последствия своих действий, не успевают принимать верные решения. Это относится не только к отличникам, но и остальным подгруппам будущих специалистов, особенно к тем, кто во время сессии старается «закрыть» все пробелы в знаниях.

3. Результаты исследования типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды с помощью методики «Диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды» (ДТЭРНВСОС) В.В. Бойко

Выявлено, что у будущих психологов чаще других наблюдается рефрактерный (Р) тип эмоциональной реакции (рефрактерная активность вовнутрь) - эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями, в окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы, при этом они «застревают» в личности, остаются в виде переживаний неприятного осадка, размышлений, затаенной грусти, злобы. На втором месте

- эйфорический (Э) тип эмоциональной реакции (эйфорическая активность вовне), характеризующийся тем, что: большинство людей в окружении на работе (в учебном заведении) вызывает доверие, в общении с новым деловым партнером (коллегой) наблюдается легкий и быстрый вход в контакт, в состоянии радости на душе хочется, чтобы это увидели, почувствовали все, для завоевания авторитета у коллег предпочтение отдается такому средству, как оказание помощи и поддержки, для стиля жизни больше характерно активное планомерное продвижение к намеченной цели, дружеские подшучивания обычно принимаются, если кто-либо из членов семьи опять делает не то или не так, то чаще всего далее наблюдается терпеливое и спокойное объяснение, как надо сделать, есть желание, чтобы профессиональная деятельность была связана с активным общением с людьми, жизнь в целом наполнена яркими событиями и воспринимается в основном оптимистично, мелочи жизни воспринимаются как тонизирующий фактор, на дружеское расположение всегда находится взаимный ответ, на просьбу в дружеской компании петь или плясать всегда находится отклик, на юмор и шутки в основном реакция - это открытый смех, радость, недостатки личности делового партнера чаще всего принимаются как обстоятельство, которое надо преодолевать, нежные чувства к близким проявляются открыто, необходимость принимать ответственные решения в личной жизни обычно мобилизуют, неприятные обязанности большей частью выполняются столь же терпеливо, как и остальные, обида забывается быстро, обидчик обычно прощается, обстановка на работе (учебе) чаще всего вызывает хорошее или бодрое, приподнятое настроение, очередное трудное обстоятельство в жизни воспринимается с готовностью успешно преодолеть его, полезные советы со стороны знакомых обычно принимаются с благодарностью, праздники обычно встречаются с подъемом и радостью, при наличии на улице хорошей пого-

ды улучшается настроение или повышается активность, при отвержении предложения возникает желание сделать новое или внести исправления в прежнее, следствие похвалы за хорошую работу - это удовлетворение, сомнительные, но интересные идеи, знания, факты обычно включаются в багаж знаний, справедливые, но обидные по форме замечания обычно принимаются с благодарностью, признанием, усталость в конце учебного (рабочего) дня быстро проходит. Редко студенты-психологи демонстрируют дисфорический (Д) тип эмоциональной реакции (дисфорическая активность вовне) -положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы. Внимание обращает на себя тот факт, что приоритеты значимости внешних стимулов не выставлены, одинаково важны положительные (П) стимулы, обладающие позитивным личностным смыслом или социальным значением (хорошая погода, радость на душе, комплимент окружающих, шутка); амбивалентные (А) (или нейтральные) стимулы, которые двойственны по своей природе, в них можно обнаружить либо положительный, либо негативный смысл - все зависит от установок самой личности, от ее тенденции приписывать вещам, явлениям, людям хорошие или плохие качества (амбивалентны как стимулы новый деловой партнер вообще, телевизионная передача, сомнительные идеи, окружающие люди, жизнь в целом, обычная обстановка на работе); отрицательные, негативные (Н) стимулы, несущие в себе отрицательные смысл, значение (ощущение усталости, надо пройти интеллектуальное испытание, трудное обстоятельство в жизни).

Согласно концепции В.Д. Небылицына о двух основных экстремальных факторах [18], будущие психологи также указывают на внешние, которые характеризуются определенным видом воздействия - спецификой профессиональной подготовки (ее содержанием, специфическими особенно-

стями; продолжительностью воздействия; интенсивностью; объективной трудностью обучения (работы) или достижения цели; ограниченностью времени достижения цели (подготовки к зачетам, экзаменам); дефицитом учебно-профессиональной информации или неопределенностью возможных исходов («экзаменационный» стресс); физическими, микроклиматическими, гигиеническими и другими экологическими факторами, препятствующими учебной деятельности), и внутренние, которые включают в себя субъективную значимость профессиональной подготовки; особенности предшествующего опыта учебной деятельности в аналогичных условиях; уровень развития неспецифической (индивидуальной) и специфической адаптации - здоровья, выносливости, тренированности и степени развития навыков и умений действовать в данных условиях; степень готовности к учебно-профессиональной деятельности в данных условиях, отношение к профессиональному обучению, мотивы и степень стремления к достижению цели, то есть волевые качества личности).

Согласно В.С. Мухиной, одним из основных условий, учет которых необходим при формирование группы для работы по оказанию экспресс-помощи людям, пережившим травматические события, является то, что члены группы должны быть физически и психически выносливы (график работы и нагрузка не нормируются; умение удерживать себя в психической и физической норме; умение регулировать свои собственные физические и психические состояния) [16, 17].

4. Результаты исследования уровня возможного приспособления организма к физическим и психофизиологическим нагрузкам с помощью «Опросника оценки профессиональной дезадаптации» (ООПД)

Найдено, что у будущих психологов наблюдается средний уровень выраженности эмоциональных сдвигов (ЭСд), ощущения

усталости (ОУ), нарушений цикла «сон - бодрствование» (НЦ С-Б), особенностей социального взаимодействия (ОСВ), а также уровень ниже среднего снижения мотивации к деятельности (СМКД), особенностей отдельных психических процессов (ООПП), снижения общей активности (СОА), соматовегетативных нарушений (СВН).

В итоге уровень профессиональной дезадаптации ниже среднего, что, в свою очередь, приводит к основным негативным последствиям учебно-профессионального стресса: влияние на профессиональную подготовку (снижение производительности и надежности учебной деятельности; ошибки и сбои в учебной работе; неадекватное учебно-профессиональное и трудовое поведение; прекращение обучения в институте и получения профессиональной подготовки (особенно на 2-3 курсах); прогулы, нарушение учебно-профессиональной и трудовой дисциплины; возникновение неблагоприятного социально-психологического климата в студенческих группах); влияние на психическое здоровье (ухудшение самочувствия; возникновение пограничных состояний, личностных деформаций (раздражительности, угрюмости, агрессии, апатии и др.) и поведенческой неадекватности (эмоциональных взрывов, импульсивного поведения, нарушений речи, нервного смеха и т.д.); появление риск-факторов (курение, алкоголь и т.п.); неудовлетворенность учебно-профессиональной подготовкой; снижение учебной и трудовой мотивации; возникновение нарушений социальной интеграции; смена моральных норм и нравственных ценностей); влияние на физическое здоровье (повышение процента возникновения психосоматических заболеваний и травматизма).

Описывая два аспекта адаптации человека (биологический и психологический), акцент делается на последний, который частично перекрывается понятием «социальная адаптация» и понимается как

приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами; психологическая адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (в широком смысле и применительно к ближайшему социальному окружению - общественной группе, трудовому коллективу, семье); основные проявления - взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность; важнейшее средство достижения психологической адаптации - общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка; психологическую адаптацию проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально-трудового становления; особые трудности психологической адаптации испытывают лица с психическими и физическими недостатками (дефектами слуха, зрения, речи и т.д.), в этих случаях адаптации способствует применение в процессе обучения и в повседневной жизни различных специальных средств коррекции нарушенных и компенсации отсутствующих функций [2, 10, 11, 22]. Среди пяти основных видов адаптации (физиологическая, психофизиологическая, психическая, социально-психическая, социальная) наибольший интерес представляет последняя. Социальная адаптация - постоянное активное приспособление индивида к условиям социальной среды. Результат этого процесса - активное приспособление индивида к условиям социальной среды; интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции [2, 10, 11, 22].

5. Результаты определения уровня социальной фрустрированности (степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности) с помощью методики «Диагностика уровня социальной фру-

стрированности» (ДУСФ), автор - Л.И. Вассерман

Констатировано, что у будущих психологов выявлен средний уровень социальной фрустрированности, то есть у них иногда наблюдается психическое напряжение, обусловленное неудовлетворенностью достижениями и положением студентов-психологов в социально заданных иерархиях; нередко они переживают фрустрацию не столько от достигнутого, например, от условий, в которых учатся, работают, живут, или уровня материального дохода, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего.

Согласно Г. Селье, общий адаптационный синдром - это совокупность характерных стереотипных общих ответных реакций организма на действие раздражителей самой различной природы, реакций, имеющих, прежде всего, защитное значение; стрессоры - факторы, вызывающие эти стереотипные реакции; реакция стресс - состояние организма, вызываемое их действием; стресс - «...состояние, проявляющееся специфическим синдромом, который включает в себя все неспецифически вызванные изменения в биологической системе» [24, 25, 26]. Говоря о стрессо-устойчивости, среди двух основных групп стрессоров (физиологических и психологических), наибольший интерес представляют последние - психологические, заключающиеся в информационной перегрузке, соревновании, угрозе социальному статусу, самооценке, ближайшему окружению и других [2, 11, 22, 28].

Согласно Г. Селье, общий адаптационный синдром как комплекс неспецифических реакций организма на действие раздражителя [24, 25, 26] имеет три фазы: 1) стадию тревоги (нарушение функций организма, декомпенсация в работе органов и систем и др.); 2) стадию сопротивления (резистентности), которая характеризуется активным поиском устойчивого состояния в условиях воздействия неблагоприятных факторов внешней среды; поиск завер-

шается фазой относительно устойчивого приспособления к раздражителю; при повторном действии раздражителя происходят адаптивные изменения, расширяющие границы устойчивости организма; уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного; 3) стадию истощения: не всегда повышенная резистентность при стрессе обеспечивает необходимую устойчивость организма к действию раздражителей другой природы. Наоборот, эта так называемая перекрестная резистентность в ряде случаев отсутствует и выступает «перекрестная сенсибилизация», когда резистентность к определенному агенту сопровождается не снижением, а повышением чувствительности к другому агенту. Это явление отмечается наряду с известной ограниченностью стадии резистентности и возможностью ее перерастания в третью стадию - стадию истощения.

Это дало основание Г. Селье выдвинуть представление об «адаптационной энергии», мера которой для каждого организма ограничена и, как говорит Г. Селье, по-видимому, обусловлена генетическими факторами. Адаптационная энергия - унаследованное состояние, которым можно пользоваться бережливо в течение длительного периода спокойного существования, но можно тратить и быстро, крупными суммами для покрытия срочных нужд деятельной и полной событий жизни. Имеются некоторые данные, заставляющие предполагать, что способность к адаптации, или адаптационная энергия, может восстанавливаться, по крайней мере, временно, то есть ее запас не имеет совершенно точных пределов. Адаптационные перестройки, имеющие положительное биологическое содержание на стадии резистентности, не служат, однако, гарантией сохранения гомеостаза при нарастании силы стрессора. Активный поиск нового состояния устойчивости не приводит к полезному результату. Постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются при-

знаки реакции тревоги, но теперь они необратимы, и индивид погибает [24, 25, 26].

Стресс, согласно современным представлениям, несмотря на общую интегральную картину, имеет многогранные определения: состояние психического напряжения, психической обструкции, возникающей в психике субъекта в процессе его деятельности, в основном, в экстремально-сложных условиях; психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды; состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях в повседневной жизни и при особых обстоятельствах, например во время космического полета; «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье); неспецифический ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздействие стрессоров - значительных по силе при действии экстремальных или патологических для организма человека или животного раздражителей; сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие (синоним стрессор); сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; сильные реакции организма (благоприятные и неблагоприятные); функциональное состояние, развивающееся под действием стрессоров [2, 11, 22, 28].

6. Результаты исследования степени подверженности стрессу и наличия рефлексии признаков стресса с помощью методик «Подвержены ли вы стрессу?» (ПЛВС) и «Обнаруживаете ли вы у себя признаки стресса?» (ОЛВУСПС)

Показано, что у будущих психологов наблюдается средняя степень подверженности стрессу; им рекомендуется быть

спокойнее и терпимее к окружающим, однако будущие психологи у себя признаков стресса практически не обнаруживают (уровень ниже среднего). В данном случае можно говорить о низком уровне рефлексии будущих психологов, о недостаточности внутренней психической деятельности, направленной на осмысление своих собственных действий и состояний, о слабом самопознании студентами-психологами своего духовного мира, о практическом отсутствии размышлений будущих психологов о происходящем в их собственном сознании.

Студенты - будущие психологи, как и Т. Кокс, выделяют четыре стадии стресса [9], переживаемого в процессе профессиональной подготовки. На первой стадии соотносят внешние требования, предъявляемые учебным заведением, с внутренними требованиями, своими психологическими потребностями, удовлетворение которых для них важно и это определяет их поведение. Уже к концу первого семестра возможна дифференциация первокурсников с различной мотивацией, в том числе профессиональной. В силу несоответствия внешних и внутренних требований повышается риск профессионального стресса студентов. На второй стадии возникает осознание будущими психологами внутреннего требования и их собственной способности справиться с ним. Учебно-профессиональный стресс возникает, если нарушается равновесие между требованием и возможностью с ним справиться. Для студентов крайне важна когнитивная оценка потенциально стрессогенной ситуации и своих возможностей в ней. Если ситуация требует слишком много от них, а они не представляют себе пределов своих возможностей, будущие психологи будут учиться (работать), не подвергаясь воздействию стресса до тех пор, пока им не станет ясно, что они не в состоянии справиться с подобной ситуацией (наиболее яркий кризис, вызванный учебно-профессиональным стрессом, можно на-

блюдать у студентов 3 года обучения, когда количество специальных дисциплин увеличивается, а профессиональная мотивация и профессиональная идентификация не усиливаются). Данная группа студентов понимает, что их возможности ограничены, что между требованиями и возможностями равновесия нет, и впадают в состояние учебно-профессионального стресса. Третья стадия обычно характеризуется изменением нормального паттерна поведения (учащаются прогулы, отсутствует систематичность учебно-профессиональной деятельности и пр.), что выступает ответной реакцией на стресс. Ответная реакция иногда считается конечным звеном стрес-согенного процесса (например, студент бросает обучение в институте), однако Т. Кокс рассматривает эту стадию лишь как доступный человеку, в частности студенту, способ справиться с возникшей ситуацией. Четвертая стадия касается последствий реакции противодействия стрессу (неадекватная и неэффективная стратегия ответной реакции может продлить или даже удалить (вытеснить) переживания, связанные со стрессогенной ситуацией, а также ускорить развитие повреждающего действия).

Обсуждая проблему адаптивности / неадаптивности, важно понимание двух влияний стресса (положительное, оптимизирующее влияние на деятельность (эу-стресс) и отрицательное вплоть до полной дезорганизации (дистресс), двух бинарно-кардинальных форм стресса в зависимости от модальности стрессора (физиологической и психологической), двух психологических форм стресса (информационно-экстремальной (продуцируется в обстоятельствах информационных перегрузок - утомляемости; субъект не в силах справляться с целями, задачами, проектами и не в состоянии работать в определенном ритме, режиме) и чувственно-эмотивной (продуцируется в обстоятельствах опасности, предосторожности, обиды, вины, боязни; индивидуальные феномены такого

стресса приводят к трансформационным чувственно-эмотивно-мотивационным ме-таболизациям, к деструкциям личностно-ритуальных актов поведения), двух видов стресса: психического (информационного и эмоционального (ситуация угрозы, обиды, опасности и другие) и физиологического [2, 11, 22, 28]. При этом стресс - не просто нервное напряжение (у человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители - практически самый частый стрессор; но стрессовые реакции присущи и низшим животным, вообще не имеющим нервной системы, и даже растениям), не всегда результат повреждения (несущественно, приятен стрессор или неприятен; его стрессорный эффект зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма; вредоносный или неприятный стресс называют «дистресс»; деятельность, связанная со стрессом, может быть приятна или неприятна, дистресс всегда неприятен), не следует избегать, это и невозможно (даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает стресс; полная свобода от стресса означает смерть; уровень физиологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю; любая активность приводит в действие механизм стресса; но пострадают ли при этом сердце, почки, желудочно-кишечный тракт или мозг зависит в значительной мере от случайных обусловливающих факторов; в организме, как в цепи, рвется слабейшее звено, хотя все звенья одинаково находятся под нагрузкой) [1, 14]. Адаптивность / неадаптивность - тенденции соответствия / несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности. Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность - в рассогласовании целей и результатов [11].

7. Результаты определения степени нервно-психического напряжения, нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе с помощью

«Опросника нервно-психического напряжения» (ОН-ПН) и анкеты определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (АОН-ПУП), разработанной сотрудниками Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова

Обнаружено, что у будущих психологов средняя степень выраженности нервно-психического напряжения, то есть стрессовые ситуации скорее мобилизуют их и не доставляют особого беспокойства; эустресс для них более типичен в стрессовом состоянии, исключая время сдачи сессии, а также у студентов-психологов диагностирована средняя степень неустойчивости в стрессе, то есть у будущих психологов еще недостаточно развиты личностные качества, дающие им возможность успешно разрешать стрессовые ситуации, переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки).

8. Результаты изучения - угрожает ли будущим психологам нервный срыв и определение типа стрессоустойчивости с помощью теста «Не стоит перебивать, не дослушав» (НСПНД) и «Перцептивной оценки типа стрессоустойчивости» (ПОТС)

Найдено, что уровень угрозы нервного срыва студентов выше среднего, особенно во время сессии. Нервный срыв - это реальная угроза (будущие психологи не умеют спокойнее относиться к жизни, снимать напряжение и внутренне расслабляться), будущие психологи характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, иногда бывают неудовлетворенными собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели, в большинстве стрессовых ситуаций они проявляют агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность, у них быстрая речь, иногда наблюдается напряжение лицевой мускулатуры, они редко ощущают нехватку времени и постоянное напряжение сил, однако неустойчивость к стрессам проявляется часто.

9. Результаты, полученные с помощью методики «Определение стрессо-устойчивости и социальной адаптации» (ОСИСА), авторы - американские доктора Холмс и Раге

Продолжая выявление особенностей и степени стрессоустойчивости и социальной адаптации будущих психологов, с помощью данной методики у студентов был диагностирован средний уровень (пороговая степень) сопротивляемости стрессу, то есть социально-психическая адаптация не всегда проходит успешно: не всегда наблюдается оптимизация взаимоотношений студента и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение будущим психологом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру.

10. Результаты определения наличия или отсутствия алекситимии с помощью опросника «Торонтская алекситимиче-ская шкала» (ТАШ)

Определено, что у будущих психологов выявлен уровень ниже среднего, то есть преобладает «<неалекситимический» тип личности, - это значит, что им практически не свойственны сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний, не свойственна характеристика личности со следующими особенностями в когнитивно-аффективной сфере: трудность в определении и описании собственных переживаний, сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями, сниженная способность к символизации, бедность фантазии, воображения, фокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Заключение

Таким образом, осуществляя профессиональную подготовку будущих психологов, стремясь предупредить профессиональные деформации, возникновение профессионального стресса, повысить уровень

стрессоустойчивости как профессионально важного качества, следует учитывать следующие психологические предпосылки профессионального стресса будущих психологов с целью их нивелирования:

- средний (умеренный) уровень выраженности нервно-психического напряжения и эмоциональных сдвигов, дезадаптации и профессионального стресса, нарушений цикла «сон - бодрствование», неустойчивости в стрессе, особенностей социального взаимодействия (стресса в отношениях), ощущения усталости, подверженности и сопротивляемости стрессу, социальной фрустрированности, физического и эмоционального стрессов;

- уровень ниже среднего особенностей отдельных психических процессов, профессиональной дезадаптации, снижения мотивации к деятельности и общей активности, соматовегетативных нарушений;

- у будущих психологов выявлены не алекситимический тип личности и рефрактерный тип эмоциональной реакции.

Особо следует учитывать при осуществлении профпросвещения и психопрофилактики следующее: уровень угрозы нервного срыва студентов выше среднего. Однако будущие психологи у себя признаков стресса практически не обнаруживают, что свидетельствует о низком уровне рефлексии.

Литература

1. Архипова В.Л. Физкультурно-оздоровительные технологии. - Красноярск: КГУ 2003. - 154 с.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.

- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

3. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. - Екатеринбург: УГППУ, 2000. - 258 с.

4. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240 с.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

6. Ирхин Ю.В. Психология успеха: как влиять на людей и управлять собой. - М.: РУДН, 1992. - 40 с.

7. Карандашев В.Н. Как жить в условиях стресса. - СПб., 1993.

8. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. -М.: Наука, 1983. - 536 с.

9. Кокс Т. Стресс. - М.: Медицина, 1981. -352 с.

10. Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. - М., 1996. - 160 с.

11. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-н-Д: Феникс, 1998. - 512 с.

12. Куликов Л.В. Психология настроения. -СПб., 1997.

13. Лежерон П. Тест «Какой стресс вы испытываете?» // Psychologies. - Февраль 2008. -№ 24. - С. 160-166.

14. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.: Наука, 1972.

15. Московский комсомолец. - 1990, 10 октября.

16. Мухина В. С. Психологическая экспресс-помощь в чрезвычайных ситуациях масштабных катастроф / В кн.: Психология экстремальных ситуаций. Под ред. В.В. Рубцова, С.Б. Малых. - М.: ПИ РАО, 2007.

- С. 56-76.

17. Мухина В.С. Человек в экстремальной ситуации своей профессии / В кн.: Феноменология развития и бытия личности. - М.Воронеж, 1999. - С. 335-542.

18. Немчин Т.А. Состояние нервно психического напряжения. - Л.: ЛГУ, 1983. - 167 с.

19. Полякова О.Б. Стрессоустойчивость как профессионально важное качество будущих психологов // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 3 (31). - С. 248-271.

20. Практическая психодиагностика: методики и тесты / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский.

- Самара: БАХРАХ, 1998. - 672 с.

21. Прохоров А.О. Предпосылки и история проблемы психических состояний в психологии / В кн.: Психология состояний. Под ред. А.О. Прохорова. - СПб., 2004. - С. 13-17.

22. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1998. - 440 с.

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2004. - Кн. 2: Работа психолога со взрослыми: коррекционные приемы и упражнения. -480 с.

24. Селье Г. На уровне целого организма. - М.: Наука, 1972.

25. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960.

26. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига: Вие-да, 1992. - 109 с.

27. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.

28. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - Минск: Современное слово, 1998. - 768 с.

29. Я, ты, мы в зеркале познания. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 96 с.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF OCCUPATIONAL STRESS FUTURE PSYCHOLOGISTS

O.B. POLYAKOVA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Department of psychology and age physiology of Russian Academy of Education, Moscow

A study of 2,318 students - future psychologists - provided a deeper understanding of the phenomenon of «stress resistibility» as a combination of personal qualities that enable people, particularly a specialist, successfully handling stressful situations, endure stress. Revealed the psychological conditions of future psychologists, occupational stress: middle (moderate) level of severity of mental stress and emotional changes, maladaptive reaction and occupational stress, alterations of the cycle «sleep - wake», instability in stress, peculiarities of social interactions (stress in the relationship), feelings of fatigue, susceptibility and resistibility to stress, social frustration, physical and emotional stress, the level below the average characteristics of individual mental processes, occupational maladaptive reaction, reduced motivation to work and general activity, somatic and vegetative disturbances; non-alexithymic personality type and refractory type of emotional reaction. Emphasize the need to consider when implementing occupational education and psychoprophylaxis the following results: the threat level of a nervous breakdown of students above average, but future psychologists in their own signs of stress almost no finding that suggests a low level of reflection.

Keywords: adaptation, adaptability, maladaptive reaction, distress, general adaptation syndrome, occupational stress, mental stability, mental health, stress, stress resistive capacity, extreme factors, emotional reaction, eustress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.