Научная статья на тему 'Классификация приемов управления состоянием психологического стресса у детей'

Классификация приемов управления состоянием психологического стресса у детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1543
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС / АДАПТАЦИЯ / РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / FUNCTIONAL STATE OPTIMIZATION / PREVENTION AND CORRECTION / PHYSICAL EXERCISES / PSYCHOLOGICAL STRESS / ADAPTATION / RESERVES OF THE ORGANISM / CHILDREN AND ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А.

Предложена новая модель классификации приемов профилактики и коррекции стрессовых состояний. В соответствие с данной классификацией средства и методы управления состоянием психологического стресса подразделяются на 4 группы: I) приемы, позволяющие «избегать» формирования неблагоприятных функциональных состояний (ФС); II) приемы, уменьшающие чрезмерные психофизиологические затраты организма при стрессе; III) приемы, обеспечивающие адекватное «отреагирование» мобилизованных в стрессорных условиях психофизиологических резервов; IV) приемы, обеспечивающие увеличение психофизиологических резервов организма. В рассматриваемые группы средств управления ФС включены физические упражнения различной направленности.A new classification of methods of stress prevention and correction was suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Герасимова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

According to this classification there are 4 groups of means and methods of stress management. They are: 1) techniques to "avoid" the formation of unfavourable functional states (FS); 2) techniques lowering excessive psychophysiological costs when under stress; 3) methods providing adequate "reaction" of reserves mobilized in stress; 4) techniques providing boosting of psychophysiological reserves of the organism. These groups of methods and techniques managing FS include different physical exercises.

Текст научной работы на тему «Классификация приемов управления состоянием психологического стресса у детей»

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЕМОВ УПРАВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА

У ДЕТЕЙ

И.А. Криволапчук1, М.Б. Чернова, А.А. Герасимова ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, Москва

Предложена новая модель классификации приемов профилактики и коррекции стрессовых состояний. В соответствие с данной классификацией средства и методы управления состоянием психологического стресса подразделяются на 4 группы: I) приемы, позволяющие «избегать» формирования неблагоприятных функциональных состояний (ФС); II) приемы, уменьшающие чрезмерные психофизиологические затраты организма при стрессе; III) приемы, обеспечивающие адекватное «отреагирование» мобилизованных в стрессорных условиях психофизиологических резервов; IV) приемы, обеспечивающие увеличение психофизиологических резервов организма. В рассматриваемые группы средств управления ФС включены физические упражнения различной направленности.

Ключевые слова: оптимизация функционального состояния, профилактика и коррекция, физические упражнения, психологический стресс, адаптация, резервы организма, дети и подростки.

Classification of stress coping strategies in children. A new classification of methods of stress prevention and correction was suggested. According to this classification there are 4 groups of means and methods of stress management. They are: 1) techniques to "avoid" the formation of unfavourable functional states (FS); 2) techniques lowering excessive psychophysiological costs when under stress; 3) methods providing adequate "reaction " of reserves mobilized in stress; 4) techniques providing boosting of psychophysiological reserves of the organism. These groups of methods and techniques managing FS include different physical exercises.

Key words: functional state optimization, prevention and correction, physical exercises, psychological stress, adaptation, reserves of the organism, children and adolescents.

Проблема классификации способов оптимизации функционального состояния при стрессе

В настоящее время проблема борьбы со стрессом посредством разработки средств и методов профилактики и коррекции неблагоприятных изменений функционального состояния (ФС), а также обоснования новых классификаций спосо-

Контакты: 1 Криволапчук И.А. - E-mail: <[email protected]>

бов его оптимизации привлекает к себе большое внимание специалистов из разных областей научного знания [4; 18; 33]. Особенно остро проблема управления ФС организма при стрессе стоит в отношении контингента детей школьного возраста. Во многом это связано с тем, что, осуществляемая в настоящее время модернизация всех сфер общественной жизни и связанные с ней изменения в содержании школьного образования предъявляют повышенные требования к нервно -психическим функциям детского организма, находящегося в процессе роста и развития. Как известно младший школьный и подростковый возраст рассматриваются в качестве критических периодов развития, характеризующихся увеличенной мозговой пластичностью [25]. Избыточная активация системы ответа на стресс в течение этих критических периодов может оказать глубокое влияние на нервно-психические функции детского организма, приводя к патологическим состояниям. В частности, в эти периоды развития, психосоциальные травмы обычно заканчиваются отдаленной предрасположенностью к беспокойству, депрессии и другим, связанным со стрессом болезням [5]. Все это делает проблему оптимизации ФС школьников весьма актуальной.

Существует большое разнообразие средств и методов оптимизации ФС человека при стрессе. Однако до настоящего времени нет общепринятой их классификации. В значительной мере это связано с высокой потребностью в профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятиях, разработка и внедрение которых нередко опережает формирование научно аргументированных представлений о механизмах осуществляемого воздействия, характере и особенностях оптимизируемых с их помощью состояний [4; 18; 19; 20]. Вместе с тем создан ряд достаточно обоснованных систематизаций, которые, однако, не охватывают весь спектр методов регуляции ФС [2; 7; 8; 40; 11 и др.]. Последнее обстоятельство при решении ряда фундаментальных и, особенно, прикладных задач существенно затрудняет адекватное использование отдельных приемов и методик. Это вызывает необходимость подразделения всего многообразия способов оптимизации ФС человека на более общие группы, объединяющие, в соответствии с определенными признаками, различные психологические, физиологические, психотерапевтические, медицинские, педагогические средства и методы. В качестве таких признаков в литературе рассматривают (табл. 1) позицию, которую занимает индивид по отношению к оказываемому воздействию [20], характер управления ФС [21], уровень саморегуляции, компоненты структуры состояния, ведущую систему активации [13], ориентацию преимущественно на профилактику неблагоприяных ФС или на их коррекцию [40], уровень оказываемой помощи и продолжительность воздействия [10], сферу применения различных способов профилактики и коррекции ФС в последовательном процессе развития когнитивных, аффективных и поведенческих реакций при формировании психосоциального стресса [33].

Наиболее полная и обоснованная классификация приемов управления состоянием психологического стресса, включающая профилактическое и коррекционное направления оптимизации ФС, создана В.А. Бодровым [4] на основании результа-

тов собственных многолетних исследований и анализа литературных данных. В рамках этих направлений выделены четыре группы способов регуляции ФС: приемы групповой профилактики стресса; приемы индивидуальной профилактики стресса; приемы внешней индивидуальной регуляции стресса; приемы психической саморегуляции. Опыт практического использования данной систематизации позволил автору сделать заключение о том, что выбор средств и методов преодоления стресса определяется рядом факторов, к которым, прежде всего, относятся: индивидуальные особенности субъекта (психический статус, состояние здоровья, возраст и др.); индивидуальный стиль жизни (формы активности, нагрузки), эмоциональные реакции при реализации различных видов деятельности; использование процедур объективного и субъективного контроля за функциональным состоянием; цели коррекции состояния стресса (снижение эмоциональных проявлений, устранение объективных нарушений психического статуса, оптимизация межличностных отношений и т.д.) [4].

Таблица 1

Классификаторы и группы средств оптимизации ФС

Классификационный признак Группы методов и средств Автор

Ориентация на превентивные или оперативные стратегии преодоления стресса Превентивные: избегание стрессоров, регулирование уровня требований к человеку, трансформация видов поведения, вызывающих стресс. Оперативные: контроль за стрессорами и симптомами стресса, активное преодоление стресса, повышение стрессоустойчивости, снижение уровня активации (возбуждения). Matheny К, 1986 [40]

Позиция, которую занимает индивид по отношению к оказываемому воздействию Способы опосредованного воздействия на ФС, способы непосредственного внешнего воздействия и внутренней оптимизации ФС. Леонова А.Б., 1993 [20]

Характер управления ФС Методы оперативного управления: методы психической и психофизиологической регуляции. Методы программного управления: физиоло-го-гигиенические методы и фармакологические средства. Марищук В.Л., 2001 [21]

Уровень саморегуляции (1), ведущий компонент структуры состояния (2), ведущая система активации (3) Способы саморегуляции ФС, дифференцированные по отношению к уровню регуляции, компонентам структуры деятельности, ведущим механизмам активации: 1). Произвольный и неосознаваемый, произвольный и осознаваемый, осознаваемый и Дикая Л.Г., 2002 [13]

целенаправленный; 2) Активационный, активационно-эмоцио-нальный, когнитивно-эмоциональный, когни-тивно-мотивационный; 3) Генерализованная активация, избирательная и локальная активация, эмоционально-волевые, мотивационно-целевые.

Направленность методов и средств управления стрессом преимущественно на профилактику неблагоприятных ФС или на их коррекцию Профилактические: приемы группового опосредованного воздействия, приемы индивидуального непосредственного воздействия. Коррекционные: методы и средства внешнего индивидуального воздействия, методы психической саморегуляции. Бодров В.А., 2006 [4]

Уровень оказываемой помощи (1) и продолжительность воздействия (2) 1) Самопомощь, взаимопомощь, первая помощь, квалифицированная, специализированная; 2) Сверхбыстрая, быстрая, длительная, сверхдлительная. Глухов Д.В., 2011 [10]

Сфера применения различных способов оптимизации ФС в последовательном процессе развития когнитивных, аффективных и поведенческих реакций при стрессе Способы регуляции, позволяющие избегать формирования неблагоприятных ФС, способы, направленные на снижение чрезмерных психофизиологических затрат организма, способы, обеспечивающие адекватное «отреаги-рование» мобилизованных психофизиологических ресурсов. Everly D., 2013 [33]

Важно отметить, что в этих классификациях определенное внимание уделяется физическим упражнениям (ФУ) и оздоровительным технологиям физического воспитания. Однако потенциальные возможности упражнений различной направленности как средства оптимизации ФС при психологическом стрессе раскрываются в них в крайне незначительной степени, неоправданно мало внимания уделяется профилактической ценности адекватных возрастным и индивидуальным особенностям детей физических нагрузок (ФН).

Физические упражнения как средство оптимизации функционального

состояния

Вместе с тем оздоровительные технологии, рожденные в недрах физической культуры, средства и методы физического воспитания должны занимать ведущее место в системе профилактических мероприятий, обеспечивающих оптимизацию ФС детей и подростков в условиях хронического психоэмоционального напряжения. Данные литературы и исследований, проведенных нами на различных кон-тингентах учащихся, показывают, что систематическое использование физических упражнений в занятиях по физическому воспитанию способствует экономи-

зации физиологических функций в условиях психологического стресса, повышению эффективности реализации напряженной информационной нагрузки, снижению уровня тревожности и депрессии, нормализации самочувствия и настроения, улучшению самооценки и возрастанию уверенности в себе.

Под влиянием систематических занятий ФУ, как правило, отмечается снижение фонового функционального уровня неспецифической активации. Меньшая активированность сочетается с увеличением резервов организма. Благодаря этому диапазон внешних воздействий, на которые человек реагирует адекватным образом, значительно расширяется. Вследствие систематической физической тренировки один и тот же психофизиологический эффект достигается при более значительной интенсивности влияния на фоне повышения мощности и экономичности функционирования организма. С другой стороны, долговременная адаптация к адекватным физическим нагрузкам приводит к тому, что «стандартное» стрессор-ное воздействие вызывает у одного и того же человека меньший психофизиологический эффект. Это связано с тем, что физические нагрузки обладают способностью одновременно формировать как неспецифические, так и специфические функциональные изменения. Нарушения гомеостаза, вызванные физической нагрузкой, через высшие уровни регуляции активирует системы, ответственные за адаптацию [23, 45]. В результате возникают две цепи явлений: во-первых, происходит мобилизация функциональной системы, специфически ответственной за адаптацию к физической нагрузке; во-вторых, запускаются общие, неспецифические изменения, обусловленные повышением активности эрготропной системы мозга и, соответственно, стресс-реализующих адренергической и гипофизарно-адреналовой систем, стереотипно реагирующих не только на ФУ, но и самые различные воздействия, достигающие порогового уровня [1; 3; 22; 23; 24; 45].

Эти неспецифические изменения практически не связаны с качественными характеристиками ФН. Их величина определяется преимущественно «силой» воздействия мышечной деятельности независимо от конкретных особенностей ФУ. Кроме того, изменения метаболизма, отмечаемые на клеточном и молекулярном уровнях при напряженной ФН однотипны с изменениями обмена веществ, вызванными различными стресс-факторами: сдвиг рН в кислую сторону, усиление катаболических процессов, повышение амиакообразования, набухание митохондрий, частичное разобщение дыхания с фосфорилированием, усиление гликолиза и накопление лактата [28]. Отмечаются и специфические сдвиги, создающие в ряде случаев общий фундамент для перекрестной адаптации. Это, прежде всего, связано с повышением возможности клеток осуществлять адаптивный синтез белков, устойчивых к различным альтерирующим факторам. Дело в том, что увеличенная физиологическая функция активирует генетический аппарат клетки, стимулируя синтез нуклеиновых кислот и белков, образующих ключевые структуры клеток, лимитирующие их работоспособность. В результате избирательного роста этих ключевых структур формируется так называемый системный структурный след, лежащий в основе перехода срочной, но несовершенной адаптации, в устой-

чивую долговременную адаптацию [3; 23]. Совокупность рассматриваемых психофизиологических изменений является неспецифической основой повышения устойчивости ФС к неблагоприятным воздействиям.

Вместе с тем физиологические и биохимические изменения в нервной системе, обусловленные физической нагрузкой, значительно отличаются от процессов, характерных для дистресса, что, в частности, выражается в отличиях в уровне ростовых факторов, половых и тиреоидных гормонов при стрессе и при физической работе [26]. Существенным фактом, опровергающим стресс-принадлежность физической работы, является компенсирующее влияние физической нагрузки на ферментативные процессы синтеза нейропептидов в различных отделах центральной нервной системы при стрессе. Полученные результаты позволили сформулировать гипотезу о «физически тренированной нервной системе» [26].

Как известно в основе обучения и памяти лежит явление синаптической пластичности - способности синапсов к функциональным и морфологическим перестройкам в процессе их высокой активности [12]. Под влиянием физических упражнений в мозге происходит усиление выработки BDNF (brain-derived neurotrophic factor) - одного из наиболее важных нейротрофических факторов, необходимых для синаптической перестройки [29; 47]. При систематических физических нагрузках наблюдается изменение количества серотонина, дофамина и норадреналина, высвобождающихся из пресинаптических окончаний в ответ на сигнал, трансформация количества рецепторов на постсинаптической мембране, а также их сродства к эффекторам [41; 42], что позволяет рассматривать данное явление, как «тренировку» синапса [26].

На базе современных сведений о физиологических механизмах оздоровительного влияния рационально организованной двигательной активности и оптимизирующих эффектах ФУ раскрываются принципиальные возможности создания инновационных педагогических технологий, позволяющих осуществлять нефармакологическую коррекцию донозологических нарушений ФС, профилактику и лечение атеросклероза, артериальной гипертензии, диабета, неврозов, ожирения, ИБС, аллергии, нарушений функций иммунной системы, ряда психических и онкологических заболеваний [3; 9; 14; 17; 23; 35; 36; 43]. Особенно многообещающим представляется использование ФУ для профилактики и коррекции неблагоприятных последствий психологического стресса [6; 15; 31; 32, 34; 37; 38; 39; 44; 46, 48].

Выделяются срочные, отставленные и кумулятивные эффекты влияния ФН на ФС организма в условиях психологического стресса [15; 20; 33]. Все виды эффектов рассматриваются как проявление феномена положительной перекрестной адаптации. В основе перекрестного профилактического эффекта адаптации к ФН лежат, прежде всего, приспособительные изменения, проявляющиеся на биохимическом, физиологическом, нейро- и психодинамическом уровнях интегральной индивидуальности. Человек всегда подвержен влиянию сложного комплекса факторов, каждый из которых выражен в разной степени относительно своего опти-

мального значения. При комплексном воздействии между отдельными факторами возникают определенные взаимоотношения, при которых действие одного фактора может усиливать или ослаблять влияние другого. Изменение устойчивости к воздействию комбинаций различных факторов также является проявлением перекрестной адаптации.

Наиболее эффективный путь формирования положительных перекрестных эффектов заключается в использовании комбинированной адаптации к нескольким одновременно действующим факторам. Однако сочетание основного (физической нагрузки) и дополнительного (холода, гипоксии, эмоционального напряжения) факторов является эффективным лишь тогда, когда последний адекватно усиливает нарушения гомеостаза, вызываемые первым.

Модель классификации приемов профилактики и коррекции стрессовых состояний

С учётом вышеизложенного нами разработана классификация способов оптимизации ФС, базирующаяся на теоретических подходах Б. Буег1у [33] (табл. 2). В рамках этой классификации выделены четыре группы средств нормализации ФС. Мы сочли необходимым включить в их состав различные виды ФУ, а также те приемы улучшение и коррекции состояния человека, которые базируются на использовании физической активности.

Таблица 2

Классификация способов оптимизации функциональных состояний

Способы, позволяющие «избегать» формирования неблагоприятных функциональных состояний

Группа I

Библиотерапия Витаминотерапия

Выработка навыков самопоощрения

Групповой тренинг

Изменение образа жизни

Изменения режима питания

Нормализация условий труда

Оптимальная двигательная активность

Оптимизация социально-психологического климата

Освоение методов стимулирования положительных эмоций (положительного эмоционального тона ощущений) Психотерапевтическое консультирование Психофармакотерапия Рационализация режима труда и отдыха

Самооценка стрессоров Устранение лишних стрессоров

Способы, уменьшающие чрезмерные психофизиологические затраты организма при стрессе

Группа II

Аромофитоэргономика Арттерапия, имаготерапия Аутогенная тренировка Биологическая обратная связь Внушение, самовнушение Гипноз, самогипноз

Идеомоторная тренировка и сенсорная репродукция Йога

Массаж, самомассаж Медитация

Нервно-мышечная релаксация

Постуральные (познотонические) упражнения

Психофармакотерапия

Регулируемое дыхание

Рефлексотерапия

Тай-цзы

Танцевальная терапия (отставленный эффект) Телесная психотерапия (отставленный эффект)

Физические упражнения анаэробной гликолитической направленности (отставленный эффект)

Физические упражнения аэробно-анаэробной направленности (отставленный эффект) Физические упражнения аэробной направленности (отставленный эффект) Физические упражнения в комплексе с другими средствами оптимизации ФС (отставленный эффект)

Физические упражнения, обусловливающие интенсивную вестибулярную афферента-цию (отставленный эффект) Функциональная музыка и светомузыка

Способы, обеспечивающие адекватное «отреагирование» мобилизованных при стрессе психофизиологических ресурсов

Группа III

Гипоксическая тренировка (срочный эффект) Закаливающие процедуры (срочный эффект) Катарсис

Постуральные физические упражнения (срочный эффект) Психогимнастика (срочный эффект) Танцевальная терапия (срочный эффект) Телесная психотерапия (срочный эффект)

Физические упражнения анаэробной алактатной направленности (срочный эффект) Физические упражнения анаэробной гликолитической направленности (срочный эффект)

Физические упражнения аэробно-анаэробной направленности (срочный эффект) Физические упражнения аэробной направленности (срочный эффект) Физические упражнения в комплексе с другими средствами оптимизации ФС (срочный эффект)

Физические упражнения, обусловливающие интенсивную вестибулярную аффрента-цию (срочный эффект)

Способы, обеспечивающие увеличение психофизиологических резервов организма

Группа IV

Комбинированная долговременная адаптация к нескольким одновременно действующим дозированным факторам (физическая нагрузка, холод, гипоксия, эмоциональное напряжение и т.д.).

Систематическая гипоксическая тренировка (кумулятивный эффект) Систематическое использование дозированных стрессорных воздействий (эмоциональное напряжение, холод и т.д.)

Систематическое использование дозированных физических нагрузок анаэробной гликолитической направленности (кумулятивный эффект)

Систематическое использование дозированных физических нагрузок аэробной направленности (кумулятивный эффект)

Систематическое использование дозированных физических нагрузок аэробно-анаэробной направленности (кумулятивный эффект)

Систематическое использование закаливающих процедур (кумулятивный эффект) Систематическое использование физических упражнений в комплексе с другими средствами оптимизации ФС

Систематическое использование физических упражнений, обуславливающих интенсивную вестибулярную афферентацию

В первую группу вошла двигательная активность как неспецифическое средство улучшения психофизиологического статуса организма. Вторая группа дополнена ФУ преимущественно аэробной, анаэробной и смешанной направленности, познотоническими упражнениями и вестибулярными нагрузками. Отставленные эффекты данных средств физического воспитания знаменуют формирование такого исходного ФС (трофотропная настройка), на фоне которого адекватное приспособление к действию разнообразных стресс факторов протекает за счёт меньшей мобилизации и экономичного расходования ресурсов организма. В эту группу включены также аэрофитоэргономика, танцевальная терапия, арттерапия, имаготерапия, телесная психотерапия, упражнения йоги и тай-цзы. В состав третьей группы вошли ФН аэробной, смешанной и анаэробной направленности, вестибулярные и познотонические упражнения, закаливающие процедуры, гипокси-ческая тренировка, танцевальная и телесная терапия. Срочные эффекты этих средств оптимизации ФС обеспечивают эволюционно закрепленную биологически целесообразную «утилизацию» мобилизованных ресурсов, перестройку метаболизма в сторону преобладания трофотропных процессов.

Анализируемые выше данные о том, что рационально дозированная адаптация к определенным факторам окружающей среды (мышечным нагрузкам, гипоксии, холодовым воздействием, психосоциальному стрессу и т.д.), обеспечивает повышение резервных возможностей, функциональной устойчивости, мощности и экономичности функционирования систем вегетативного обеспечения деятельности, стресс-реализующих, стресс-ограничивающих систем организма [1, 3, 22, 23, 28, 45], позволили дополнить рассматриваемую классификацию четвертой группой способов оптимизации ФС. Средства и методы, входящие в состав данной группы, обеспечивают расширение психофизиологических резервов организма, снижение избыточной психофизиологической реактивности, повышение устойчивости к действию стрессоров различной природы (см. табл. 2). Данная группа способов оптимизации ФС сформирована на основе учета положительных перекрестных эффектов долговременной адаптации к «управляемому» воздействию ряда природных и социальных стресс-факторов: мышечных нагрузок (аэробной, смешанной и анаэробной направленности); нагрузок на вестибулярный аппарат; гипоксии; высоких и низких температур окружающей среды; психоэмоционального напряжения.

Необходимо отметить, что подразделение указанных способов оптимизации ФС на 4 группы носит весьма условный характер, поскольку многие из рассматриваемых приемов могут быть использованы и для профилактики неблагоприя-ных ФС и для их непосредственной коррекции на различных этапах адаптации к стрессорному воздействию.

Поскольку ФУ являются самым распространенным и легко регламентируемым видом стрессорного воздействия, они рассматриваются нами как основное средство долговременной оптимизации ФС детей и подростков. При этом мы далеки от мысли, что использование ФУ является «единственным» универсальным способом регуляции ФС. Очевидно, что не существует всеобъемлющих профилактических и коррекционных средств, позволяющих устранять негативные влияния различных факторов, действующих во всем многообразии внешних условий. Вместе с тем, акцентирование внимания на потенциальных возможностях ФУ различной направленности в плане учета их оптимизирующих эффектов в отношении неблагоприятных ФС, характеризующихся повышенной актуализацией психофизиологических резервов, нам представляется весьма необходимым.

Параметры физической нагрузки оздоровительной направленности при стрессе для детей школьного возраста

Качество оптимизирующих эффектов ФУ, во многом, определяется соответствием параметров используемых нагрузок возрастным и индивидуальным адаптационным возможностям детей и подростков. Выбор эффективных ФН оздоровительной направленности осуществляется с учетом характеристик и критериев, отражающих меру воздействия физических упражнений на ФС занимающихся. К

таким характеристикам относятся основные компоненты ФН тесно взаимосвязанные друг с другом:

1) вид упражнений (специфичность);

2) оздоровительный потенциал;

3) особенности энергообеспечения (аэробные, анаэробные, смешанные);

4) интенсивность нагрузки;

5) объем нагрузки;

6) кратность занятий;

7) распределение нагрузки во времени;

8) взаимосвязь нагрузок различной направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От соотношения этих компонентов зависят особенности приспособительных изменений в организме. Опираясь на адаптационные возможности организма, можно целенаправленно использовать те или иные формы воздействия и, регулируя компоненты нагрузки, формировать те функциональные изменения, которые повышают устойчивость детей и подростков к воздействию психосоциальных стрессоров.

Вместе с тем при выборе адекватных средств и методов оптимизации ФС детей при стрессе, большое значение имеет учет онтогенетических закономерностей развития ребенка, определяющих его особенности, функциональные и адаптационные возможности в различные возрастные периоды [ 25; 27]. В этой связи для разработки принципов использования разнообразных приемов профилактики и коррекции психологического стресса в возрастном аспекте, важно также принимать во внимание, что многие средства и методы оптимизации ФС имеют определенные ограничения по их применению, обусловленные возрастом и индивидуальными особенностями детей, тогда как правильно дозированные физические упражнения таким «недостатком» не обладают. В таблице 3 представлены наиболее общие параметры физических нагрузок оздоровительной направленности, рекомендуемые для оптимизации ФС детей 5-17 лет [16; 30; 36].

Таблица 3

Параметры физической нагрузки оздоровительной направленности при стрессе

для детей 5-17 лет

Параметры нагрузки Направленность

аэробные и анаэробные

Продолжительность в день 20-60 мин

Продолжительность в неделю 120-360 мин

Частота занятий в день 1-2

Частота занятий в неделю 6-12

Интенсивность (МЕТ) 3,0-7,0

Интенсивность (по шкале Борга от 0 до 10) 5-8

Целесообразно подчеркнуть, что, несмотря на имеющиеся данные общего порядка, касающиеся объема, интенсивности, направленности физической нагрузки и частоты занятий, необходимы дальнейшие углубленные комплексные исследования для детального обоснования рациональных двигательных режимов, поиска эффективных средств, методов и технологий физического воспитания, учитывающих возрастные, типологические и индивидуальные особенности детей на разных этапах развития. Особенно важно определить адекватные параметры физических нагрузок, способствующих нормализации ФС в стрессорных условиях в критические развития, характеризующиеся качественными морфофункциональными преобразованиями базовых механизмов адаптации ребенка к смене социально-средовых факторов [27].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе анализа современных сведений о механизмах оздоровительного влияния рационально организованной двигательной активности и физических упражнений на состояние организма и результатов собственных исследований, предложена новая модель классификации приемов профилактики и коррекции неблагоприятных последствий психологического стресса. В соответствие с данной классификацией средства и методы управления состоянием психологического стресса подразделяются на четыре группы: I) приемы, позволяющие «избегать» формирования неблагоприятных ФС; II) приемы, уменьшающие чрезмерные психофизиологические затраты организма при стрессе; III) приемы, обеспечивающие адекватное «отреагирование» мобилизованных психофизиологических резервов; IV) приемы, обеспечивающие увеличение психофизиологических резервов организма.

В первую группу вошла двигательная активность как неспецифическое средство улучшения ФС организма; во вторую - «отставленные» эффекты физических упражнений преимущественно аэробной, анаэробной и смешанной направленности, познотонических упражнений и вестибулярных нагрузок; в третью -«срочные» эффекты физических упражнений преимущественно аэробной, анаэробной и смешанной направленности, познотонических упражнений и вестибулярных нагрузок, закаливающих процедур, гипоксической тренировки, танцевальной и телесной терапии; в четвертую - «долговременные» положительные перекрестные эффекты адаптации к управляемому воздействию ряда природных и социальных стресс-факторов: мышечных нагрузок (аэробной, смешанной и анаэробной направленности); нагрузок на вестибулярный аппарат; гипоксии; высоких и низких температур окружающей среды; психоэмоционального напряжения.

В заключение целесообразно подчеркнуть, что ценность физических упражнений как средства повышения стрессоустойчивости детей состоит не только в том, что с их помощью можно управлять морфофункциональным развитием ор-

ганизма и содействовать формированию всех сторон личности ребенка, но и оптимизировать физиологические, психологические и поведенческие аспекты ФС при напряженной когнитивной деятельности.

Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 13-06-00191а).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: Изд-во РУДН, 2006. - 284 с.

2. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка - метод психической саморегуляции. - М.: Физическая культура и спорт, 1979. - 28 с.

3. Аэробные упражнения / А.А. Виру, Т.А. Юриямяэ, Т.А. Смирнова. -М.:Физкультура и спорт, 1988. - 142 с.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЭР СЭ, 2006. - 528 с.

5. Брязгунов И.П., Михайлова А.Н., Столяров Е.В. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. - М.: ИД «МЕД11РАКТИКА-М». 2008. - 144 с.

6. Бунзен П.В., Евдокимов О.М., Унесталь Л.Э. Современные технологии укрепления психофизического состояния и психосоциального здоровья населения // Теория и практика физической культуры. - 1996. - №8. - С. 57-63.

7. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 112 с.

8. Габдреева Г.Ш. Основы самоуправления психическим состоянием // Проблемы самоуправления в системе психологической службы вузов. - Казань: Изд-во КГУ, 1983. - С. 135-191.

9. Гаврилова Е.А., Шабанова Л.Ф. Стресс-индуцированные нарушения иммунной функции и их психокоррекция // Физиология человека. - 1998. - Т. 24. -№ 1. - С. 123-130.

10. Глухов Д.В., Михайлин В.Н., Жовнерчук Е.В. Медико-психологическая коррекция информационного стресса у офицеров оперативного управления // Психическое здоровье. - 2011. - №6 (61). - С. 59-64.

11. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.:Политиздат, 1987. - 286 с.

12. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 324-356.

13. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. - М., 2002. - 40 с.

14. Косицкий Г.И. Биологическая эволюция человека и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний // Превентивная кардиология / Под ред. Г.И. Ко-сицкого. - М.: Медицина, 1987. - С. 11-21.

15. Криволапчук И. А. Немедикаментозная профилактика и коррекция последствий школьного стресса: возможности физических упражнений // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 10-16.

16. Криволапчук И.А. Оптимизация функционального состояния детей в процессе физического воспитания: монография. - Гродно: ГрГУ, 2007. - 346 с.

17. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.

18. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестн. москв. ун-та. Сер. Психология. - 2000. - № 3. - C. 4-20.

19. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. - 200 с.

20. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М.: Изд-во Москв. ун-та, 1993. - 124 с.

21. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.

22. Медведев В.И. Адаптация человека. - СПб.: Институт мозга РАН, 2003. -584 с.

23. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.

24. Пшенникова М.Г. Адаптация к физическим нагрузкам // Физиология адаптационных процессов: Руководство по физиологии / Под ред. О.Г. Газенко, Ф.З. Меерсона. - М., 1986. - С. 124-221.

25. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / Под ред. Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. - 432 с.

26. Соловьев В. Б. Роль пептидергической системы в адаптационных процессах и регуляции метаболизма при физической работе: автореф. дис. ... д-ра. биол. наук: 03.01.14. - М., 2011. - 39 с.

27. Фарбер Д.А., Безруких М.М. Методологические аспекты изучения физиологии развития ребенка // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 5. - С. 8-16.

28. Яковлев Н.Н.: Живое и среда. - М.: Наука, 1986. - 176 с.

29. Achiron A., Kalron A. Physical activity: positive impact on brain plasticity // Harefuah. 2008. - Vol. 147, №3. - p. 252-255, 276.

30. Australia's Physical Activity & Sedentary Behaviour Guidelines for Young People (13 -17 year olds). Australian Government Department of Health and Ageing, 2013.

(http://www.health.gov.au/internet/main/publishing.nsf/content/health-pubhlth-strateg-phys-act-guidelines#npa05, accessed 07.05.2014).

31. Brooke S.T., Long B.C. Efficiency of Coping with a Real-Life Stressor: A. Multimodal Comparison of Aerobic Fitness // Psychophysiology. - 1987. - Vol. 24. -N 2. - p. 173-180.

32. Crews D.J., Lochbaum M.R., Landers D.M. Aerobic physical activity effects on psychological well-being in low-income Hispanic children // Percept Mot Skills. -2004. - Vol. 98, № 1. - P. 319-324.

33. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. - NY: Springer, 2013. - 486 p.

34. Forcier K., Stroud L.R., Papandonatos G.D. et al. Links between physical fitness and cardiovascular reactivity and recovery to psychological stressors: A metaanal-ysis // Health Psychol. - 2006. - Vol. 25, № 6. - P. 723-739.

35. Georgiades A., Sherwood A., Gulette E.C. et al. Effects of Exercise and Weight Loss on Mental Stress-Indu ced Cardiovascular Responses in Individuals With High Blood Pressure // Hypertension. - 2000. - Vol. 36. - P. 171-176.

36. Global recommendations on physical activity for health. - Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.

37. Hale B.S., Koch K.R., Raglin J.S. State anxiety responses to 60 minutes of cross training // Br. J. Sports Med. - 2002. - Vol. 36. - P. 105-107.

38. Holmes D., Roth D. Association of Aerobic Fitness wits Pulse Rate and Subjective Responses to Psychological Stress // Psychophysiology. - 1985. - Vol. 22, N5. -P. 525-529.

39. Hull E., Yong S., Ziegler M. Aerobic Fitness Affects Cardiovascular and Cate-cholamint Responses to Stressors // Psychophysiology. - 1984. - Vol. 21., N 3. -P. 353-360.

40. Matheny K., Aycock D.W., High J.L., Cutlette W.L., Silva-Cannella K.A. Stress coping: A qualitative and quantitative synthesis with implications for treatment // Counseling Psychologist. - 1986. - Vol. 14 (2). - P. 499-549.

41. Meeusen R. Exercise and the brain: insight in new therapeutic modalities // Ann Transplant. - 2005. - Vol. 10, №4, - P. 49-51.

42. Meeusen R., De Meirleir K. Exercise and brain neurotransmission // Sports Med. - 1995. - Vol. 20, №3. - P. 160-188.

43. Pate R.R., Pratt M., Blair S.N. et al. Physical Activity and Public Health: A Recommendation From the Centers for Disease Control and Prevention and the American College of Sports Medicine // JAMA. - 1995. - Vol. 273. - P. 402-407.

44. Shulhan D., Scher H., Furedy J. Phasic Reactivity to Psycholocigical Stress as a Function of Aerobic Fitnes Level // Psychophysiology. 1986. - Vol. 23. - № 5. -P. 562-566.

45. Sothmann M. S. The cross-stressor adaptation hypothesis and exercise training/ Psychobiology of physical activity / Eds. E. O. Acevedo & P. Ekkekakis. - Champaign: Human Kinetics Publishers. 2006. - P. 152-154.

46. Spalding T.W., Jeffers L.S., Poges S.W., Hatfield B.D. Vagal and cardiac reactivity to psychological stressors in trained and untrained men // Med. Sci. Sports Exerc. -2000. - Vol.32. - N 3. - P. 581-591.

47. Vaynman S., Ying, Z., Gomez-Pinilla, F. Hippocampal BDNF mediates the efficacy of exercise on synaptic plasticity and cognition // Eur J Neurosci. - 2004. - Vol. 20, № 10. - P. 2580-2590.

48. Wipfli B.M., Rethorst C.D., Landers D.M. The anxiolytic effects of exercise: a meta-analysis of randomized trials and dose-response analysis // J Sport Exerc Psychol. - 2008. - Vol. 30, № 4. - P. 392-410.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.