students is even greater. The educational objectives of teaching mathematics in secondary school are as follows:
1. Cultivating scientific outlook in students. To accomplish this goal, it is necessary to explain to students that mathematical abstractions are not the creations of the individual's imagination, but the reflection of the real world in the human mind. The development of students' correct understanding of the nature of mathematics, its meaning and the origin of mathematical abstractions, the nature of mathematical science reflecting the phenomena and processes of the real and ideal world, the role of mathematics in the system of sciences, and the importance of mathematical modeling in science and in practice will contribute to the formation of the scientific outlook of students. does. The content of the real world human understanding method should be exposed to the students. By explaining to students that people's understanding of the real world goes from live observation to abstract thinking and back to experience and practice (the real world), they can develop a scientific worldview. There are many examples from the history of science of the application of this method to real-world intelligence. For example, by observing the planet Uranus and analyzing its orbit (live observation), the French scientist Levery hypothesizes (hypothesis) about the existence of the planet Neptune (abstract thinking). The correctness of this prediction of Leverien is confirmed by the astronomical observations of the German astronomer Gallen. Galle discovers the planet Neptune in the celestial sphere where Leverien pointed out (experiment, practice).
2. Nurturing students' interest in learning mathematics. 3. Studying mathematics improves the moral qualities of a person, i.e. his stability and goal-orientedness, creative activity and independence, responsibility and hard work, orderliness and critical thinking, his own promotes the formation of the ability to defend their views and beliefs. There are great opportunities to instill patriotism in students through the content of various problems when teaching mathematics. School mathematics reveals the internal harmony (harmony) of mathematics, develops the concept of beauty and elegance of mathematical assertions, helps to visualize geometric figures, and contributes to the acquisition of the general aesthetic concept of symmetry, that is, to the aesthetic education of students. Learning mathematics develops students' imaginations, enriching and developing their spatial concepts.
Literature:
1. Engels F. Dialectics of nature. Ashgabat: Turkmenistan Publishing House, 1969.
2. Oganesyan V.A. etc. Methods of teaching mathematics in secondary school. Moscow: Education, 1980.
3. Poya D. How to solve the problem? Moscow: Education, 1961.
© Гафурова М., Бабаев Х.Г., Ремазанов Х.К., Байрамов А.А., 2023
УДК 371.3:796.853.23
Гельдибаева Д.С., преподаватель Туркменский государственный институт физкультуры и спорта,
г. Ашхабад Туркменистан. Веллиев Г.Р., преподаватель Туркменский государственный институт физкультуры и спорта,
г. Ашхабад Туркменистан.
ФИЗИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ
В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация
Соревнования по дзюдо характеризуются весовыми категориями, которые повышает важность
тренировки физиологического контроля в дзюдо. Цель настоящего обзора состояла в том, чтобы изучить научные статьи о физиологическом профиле дзюдоистов, сохранении или потере веса, таких вопросах, как антропометрические параметры (процентное содержание жира в организме), реакция сердечного ритма на тренировке и боевые действия, максимальное потребление кислорода, гематологические, биологические и гормональные показатели. Значения, показанные в этом обзоре, следует использовать в качестве эталона для оценки физической подготовки и эффективности программ тренировок. Следовательно, ожидается, что эта информация будет способствовать разработке оптимальных тренировочных сборов, направленных на достижение максимальных спортивных результатов и поддержание здоровья дзюдоистов.
Ключевые слова
антропометрия, оценка, дзюдо, физиология, тренировка.
Geldibayeva J.S.,
Тeacher
Turkmen state institute of physihal culture and sports,
c. Ashgabat, Turkmenistan Velliyev G.R, Тeacher
Turkmen state institute of physihal culture and sports,
c. Ashgabat, Turkmenistan
PHYSICAL AND PHYSIOLOGICAL CHARACTERISTICS YOUNG JUDOKAS IN THE TRAINING PROCESS
Abstract
Judo competitions are characterized by weight categories, which increases the importance of physiological control training in judo. The purpose of this review was to examine scientific papers on the physiological profile of judoka, weight maintenance or loss, issues such as anthropometric parameters (percentage of body fat), heart rate response to training, maximum oxygen consumption, biological and hormonal parameters. The values shown in this overview should be used as a benchmark for evaluating fitness and the effectiveness of training programs. Therefore, it is expected that this information will contribute to the development of optimal training activities aimed at achieving maximum sports performance and maintaining the health of judokas.
Keywords
anthropometry, assessment, judo, physiology, training.
В тренировочном процессе по дзюдо требует высокоинтенсивные прерывистые действия, в которых необходимо оптимальные физические нагрузки для достижения технико-тактического развития и успеха в поединке. Высоко интенсивные тренировочные нагрузки требующие сложенных действий, применяются к дзюдоистам для достижения высоких спортивных результатов. Поскольку дзюдо — это вид спорта, включающий весовые категории, основной целью тренировочного процесса является достижение оптимального веса путем сочетания ограниченной диеты и аэробных тренировок, обычно направленных на быстрое снижение жировой массы. Согласно нескольким исследованиям, есть дзюдоисты, которые могут потерять от 3% до 6% жировой массы в течение последних недель перед соревнованиями [1]. Тренеры и дзюдоисты должны хорошо знать физиологические реакции на соревнования и физиологическую адаптацию к тренировкам, чтобы спланировать учебно-тренировочные сборы. Сочетание высоких требований к тренировкам и быстрой потери веса перед соревнованиями может вызвать повреждение мышц и увеличить риск повреждения других тканей [2].
Есть много авторов, которые писали об изменении физического и физиологического профиля дзюдоистов в течение тренировочного процесса [3,4], а также другие исследования, которые отслеживали этот профиль в соревновательное время [1]. Одним из наиболее изученных аспектов является влияние быстрой потери веса на работоспособность, что даже в случае «циклирования веса» (периодического снижения) организм по-видимому, страдает от физиологической адаптации к этим циклам.
У молодых дзюдоистов (13-16 лет) содержание жира в организме составляет от 10% до 16% процентов, тогда как у более старших дзюдоистов (19-24 лет) оно составляло 8%. В жировой массе между соревновательными уровнями оказали важное влияние на спортивные результаты. Авторы пришли к выводу, что более высокий процент жира в организме отрицательно коррелирует с производительностью в деятельности, связанной с передвижением массы тела. Однако вышеупомянутая корреляция не была статистически значимой у юных дзюдоистов. Другое исследование показало, что дзюдоисты в самых тяжелых весовых категориях были сильнее (по отношению к без жировой массе тела), чем дзюдоисты в самых легких категориях [5].
Масса тела меняется в зависимости от вида спорта и сезона, особенно когда дзюдоисты готовятся к соревнованиям. Снижение процента жира в организме (3-6%) в последние недели перед соревнованиями, а в другом случае даже на 10%. Оценивать состав тела рекомендовалось в разные периоды сезона, не менее 3-4 раз. В нескольких исследованиях сообщалось, что процент жировой массы в период соревнований был ниже, чем в периоды отдыха или перед соревнованиями.
Таблица 1
Масса тела, рост и индекс массы тела у юных дзюдоистов
№ Имя Фамилия Возраст (год) Масса тела (кг] Росг (см) ИМТ (кг*т"г)
1 Дидар Джепбаров 15 63,4 162 21,4
2 Исмаил Азадов 15 60.7 15S 21.7
3 Бегенч Оразмаммедов 14 52,3 156 23.6
4 Бабаназар Мерданов 14 50,1 151 22.4
5 Ислам Рамазанов 15 70,5 171 22.5
6 Ыхлас Ораздурдыев 15 66,3 160 23.2
7 Дайанч Сейиткулыев 15 53,7 155 21.7
8 Длиджан Бахтияров 14 4Э.З 153 21.7
9 | Ресул Гурбаноа 14 66,6 166 25.3
10 Рифат Есенов 15 70,1 173 22.5
ИМТ - индекс массы тела.
Среди видов спорта, где спортсмены классифицируются по весу, у дзюдоистов характеризуется относительно короткой продолжительностью, высокой интенсивностью и прерывистыми упражнениями с продолжительностью схватки от 6 до 11 мин. Было показано, что в дзюдо способно вызвать мобилизацию как белкового, так и липидного обмена [6]. После недели похудения концентрация триглицеридов значительно снижается по сравнению с исходными значениями, а также уровень триглицеридов в крови после соревнований ниже, чем до соревнований. Однако свободные жирные кислоты, значительно увеличившись после недели снижения массы тела, после соревнований возвращаются к исходным значениям. В отношении глицерина достоверное повышение концентрации в крови происходит за день до соревнований, а затем продолжается после чемпионата, но незначительно. В контрольной группе после соревнований проявляются только статистически значимые различия в уровне глицерина.
Франчини и другие в более позднем исследовании оценили производительность и физиологические реакции при прерывистой тренировке учениками и показали показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения 183 ударов в минуту и во время отдыха 95 ударов в
минуту, при этом более низкие значения наблюдались на первой минуте по сравнению со второй и третьей минутой.
Максимальное потребление кислорода (VO 2 max) использовалось в качестве меры аэробной способности у юных дзюдоистов. В литературе сообщалось о значениях VO 2 max между 43 и 65 мл-кг - 1 •мин- 1. С учетом VO 2 max по весовым категориям, значения от 39 до 57 мл-кг -1 •мин -1 были зарегистрированы для легкого веса, от 42 до 59,5 мл-кг -1 -мин -1 для среднего веса.
В результате оценка ЧСС в состоянии покоя (ЧСС покоя субмаксимальной и максимальной интенсивности (ЧСС макс.) способствует мониторингу аэробных возможностей и интенсивности физической нагрузки. ЧСС покоя у юных дзюдоистов колебалась в пределах 65-71 уд/мин. Во время соревнований по дзюдо в нескольких исследованиях сообщалось о средний ЧСС у дзюдоистов 180-182 уд/мин, что соответствовало 85-90% максимальной ЧСС. ЧСС макс во время соревнований по дзюдо составляла 190-200 уд/мин у мужчин.
Список использованной литературы:
1. Дегутт Ф., Жуанель П., Филайр Э. Запрос белкового метаболизма во время матча по дзюдо и восстановления. науч. Спортивный. 2004 г.
2. Коватари К., Умеда Т., Шимояма Т., Накадзи С., Ямамото Ю., Сугавара К. Физические упражнения и ограничение энергии снижают фагоцитарную активность нейтрофилов у дзюдоистов. Мед. науч. Спортивное упражнение. 2001 г.
3. Кавас Л. Стимулирует ли подводное регби перепроизводство активных форм кислорода? Клетка. Биохим. Функц. 2005 г.
4. Каллистер Р., Каллистер Р.Дж., Старон Р.С., Флек С.Дж., Теш П., Дадли Г.А. Физиологические характеристики элитных дзюдоистов. Междунар. Дж. Спорт Мед. 1991 год.
5. Охта С., Накадзи С., Судзуки К., Тоцука М., Умеда Т., Сугавара К. Депрессия гуморального иммунитета после снижения веса у соревнующихся дзюдоистов. Люминесценция. 2002 г.
6. Franchini E., Brito CJ, Artiolo GG Потеря веса в спортивных единоборствах: физиологические, психологические эффекты и эффекты производительности. Дж. Междунар. соц. Спорт Нутр. 2012 г.
© Гельдибаева Д.С., Веллиев Г.Р., 2023
УДК 37
Гельдиева К. Г.,
Преподаватель Худайбердыева М. Д.,
Преподаватель
Туркменский национальный институт мировых языков им. Довлетмаммета Азади KNOWING THE LANGUAGE - THE KEY TO SUCCESS
Keywords:
teaching foreign language, education.
The increasingly active international relations of the country increase the demand for the training of excellent specialists in world languages. Because, as we all know, language is the main means of friendship and cooperation. As a result, teaching foreign languages to young people in secondary, special and higher educational