Научная статья на тему 'НОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО (АНАЛИЗ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)'

НОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО (АНАЛИЗ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА В ДЗЮДО / ПРОГРАММА / ТЕХНОЛОГИЯ / МОДЕЛЬ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитушкин Виктор Григорьевич

В статье рассматриваются результаты анализа диссертационных исследований по проблемам детско-юношеского спорта в виде спорта «дзюдо» спортсменов, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе, начальной подготовки, тренировочном и этапе совершенствования спортивного мастерства. Авторами диссертаций систематизированы следующие вопросы: модульная программа подготовки дзюдоистов 5-7 лет на спортивнооздоровительном этапе; модульная технология развития координационных способностей у детей 7-9 лет; модель формирования отношения 12-13-летних дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде; программа педагогического контроля физической подготовленности дзюдоистов 13-14 лет; методика специальной физической подготовки дзюдоистов 16-17 лет с применением элементов игры в регби; методика тренировочных заданий специальных комбинаций из техники приемов дзюдо, направленных на повышение технико-тактической подготовленности дзюдоистов-юниоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ASPECTS OF THE METHOD OF SPORTS TRAINING IN JUDO (DISSERTATION RESEARCH ANALYSIS)

The article deals with new modern means and methods of sports training in judo at the sports and recreation stage, initial training, training and the stage of improving sports skills. Developed: a modular training program for judoists 5-7 years old at the sports and recreation stage; a modular technology for developing coordination abilities in children 7-9 years old; a model for forming the attitude of 12-13-year-old judoists to sports activities in the competitive period; a program for pedagogical control of physical fitness of judoists 13-14 years old; a method for special physical training of judoists 16-17 years old with the use of elements of the game of rugby; a method for training tasks of special combinations of judo techniques aimed at improving the technical and tactical training of junior judokas.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО (АНАЛИЗ ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)»

НОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ДЗЮДО (анализ диссертационных исследований)

В.Г. НИКИТУШКИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва

Аннотация

В статье рассматриваются результаты анализа диссертационных исследований по проблемам детско-юношеского спорта в виде спорта «дзюдо» спортсменов, занимающихся на спортивно-оздоровительном этапе, начальной подготовки, тренировочном и этапе совершенствования спортивного мастерства. Авторами диссертаций систематизированы следующие вопросы: модульная программа подготовки дзюдоистов 5-7 лет на спортивно-оздоровительном этапе; модульная технология развития координационных способностей у детей 7-9 лет; модель формирования отношения 12-13-летних дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде; программа педагогического контроля физической подготовленности дзюдоистов 13-14 лет; методика специальной физической подготовки дзюдоистов 16-17 лет с применением элементов игры в регби; методика тренировочных заданий специальных комбинаций из техники приемов дзюдо, направленных на повышение технико-тактической

подготовленности дзюдоистов-юниоров.

Ключевые слова: спортивная тренировка в дзюдо, программа, технология, модель, методика.

NEW ASPECTS OF THE METHOD OF SPORTS TRAINING IN JUDO (dissertation research analysis)

V.G. NIKITUSHKIN, VNIIFK, Moscow city

Abstract

The article deals with new modern means and methods of sports training in judo at the sports and recreation stage, initial training, training and the stage of improving sports skills. Developed: a modular training program for judoists 5-7 years old at the sports and recreation stage; a modular technology for developing coordination abilities in children 7-9 years old; a model for forming the attitude of 12-13-year-old judoists to sports activities in the competitive period; a program for pedagogical control of physical fitness of judoists 13-14 years old; a method for special physical training of judoists 16-17 years old with the use of elements of the game of rugby; a method for training tasks of special combinations of judo techniques aimed

at improving the technical and tactical training of junior judokas.

Keywords: sports training in judo, program, technology, model, methodology.

Современный уровень спортивных достижений требует организации целенаправленной многолетней подготовки спортсменов, поиска всё более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, широкого привлечения к занятиям спортом одаренных юношей и девушек для пополнения рядов спортсменов высокого класса. Сейчас немыслимо вести разговор о высоких спортивных результатах, не имея в виду длительную тренировку спортсмена, так как случайно показать высокие результаты в спорте невозможно. Тренировки должны проводиться непрерывно, постоянно. Планируя занятия, тренер-преподаватель должен знать, как строить спортивную тренировку на несколько лет вперед, т.е. грамотно планировать много-

летний тренировочный процесс, применять передовые методы тренировки.

В этой статье рассмотрим некоторые новые современные средства и методы спортивной тренировки в дзюдо на спортивно-оздоровительном этапе, начальной подготовки, тренировочном и этапе совершенствования спортивного мастерства. При этом были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы и методы изучения и обобщения передового практического опыта. В статье использованы материалы исследований, полученных в рамках государственного задания ФГБУ ФНЦ ВНИИФК на тему «Ежегодный анализ диссертационных исследований в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации».

Исследованиями Г.Ф. Хамидуллиной [1] установлено, что в основе позитивных отношений детей 5-7 лет к занятиям дзюдо лежат: желание научиться приемам дзюдо, достичь успеха в спорте; личностные качества тренера, совместная работа в группе, обретение новых друзей. Многие детские тренеры по дзюдо жалуются на большой отсев детей по причинам монотонности и однообразия, сложности и низкой эмоциональной привлекательности физических упражнений.

Для сохранения контингента юных спортсменов необходимо включать в занятия подвижные и спортивные игры, а также упражнения - игровые, акробатические, на гибкость, расслабление, развитие внимания. При этом очень многое зависит от профессионализма тренера: проводить интересные занятия; много рассказывать о спорте вообще и карате, в частности; вооружить теоретическими знаниями о дзюдо - правилах соревнований, истории этого вида спорта, основах этикета и соревновательной деятельности; вести диалог с родителями.

Автором данного исследования разработана модульная программа подготовки дзюдоистов 5-7 лет на спортивно-оздоровительном этапе. Программа рассчитана на два года обучения в спортивной школе. Комплексной дидактической целью разработанной модульной учебной программы является формирование готовности детей 57 лет к занятиям дзюдо для оздоровления, физического, психического и социального развития.

С учетом содержания интегрированных дидактических целей модульная программа включает 4 взаимосвязанных блока: общей физической подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП), школы дзюдо (ШД) и соревновательно-игровой блок (СИ).

Блок ОФП включает следующие модули операционного типа: развитие силовых способностей и координационных, гибкости, комплексное развитие физических способностей.

Блок СФП включает модули операционного типа: акробатические упражнения; лазание; ползание; висы и упоры.

Блок «ШД» включает модули операционного типа: формирование навыков безопасного падения; освоение начальных форм технических действий посредством акробатических упражнений; освоение начальных форм технических действий через стойки и перемещения; начальные умения взаимодействий - стойки, перемещения; фрагменты технических действий - боковая подсечка, передняя подсечка - выполняются у стены в обе стороны (стойки, перемещения).

В содержание блока «ШД» включен модуль познавательного типа. Он предназначен для вооружения детей теоретическими знаниями в области этикета дзюдо, предупреждения травматизма, истории дзюдо, правил соревнований.

Соревновательно-игровой блок включает два подблока: подвижные игры и спортивные праздники.

С учетом содержания модульной программы разработан план-график подготовки дзюдоистов в первый и вто-

рой год обучения на спортивно-оздоровительном этапе, включающий содержание программного материала на 10 месяцев (сентябрь - июнь). Программный материал отражает содержание каждого модуля, средства и формы усвоения программного материала, а также рекомендуемые периоды их реализации. Основной формой организации подготовки выступали учебно-тренировочные занятия, которые проводились 3 раза в неделю. При этом продолжительность занятия постепенно увеличивалась с 30 до 45 мин.

В результате проведенного педагогического эксперимента сравнительный анализ динамики показателей физической подготовленности дзюдоистов позволил заключить следующее. В процессе обучения в спортивной школе спортивная подготовка на спортивно-оздоровительном этапе на основе разработанной модульной учебной программы, педагогической технологии и комплекса педагогических условий ее реализации приводит к повышению темпов развития координационных, силовых, скоростно-силовых способностей и гибкости.

На начальных этапах тренировочного процесса необходимо особое внимание уделять развитию координационных способностей занимающихся, благодаря которым спортсмен впоследствии будет способен согласовывать и упорядочивать разнообразные действия в единое целое в соответствии с поставленной двигательной задачей, что обеспечит ему более высокую результативность в соревновательной деятельности.

В проведенном исследовании О.В. Борисенко [2] с участием детей 7-9 лет, занимающихся карате на этапе начальной подготовки, получены следующие результаты.

Разработана и обоснована модульная технология развития координационных способностей у детей 7-9 лет, построенная на принципах последовательности и гетеро-хронности развития, соответствия требованиям вида спорта, применен метод круговой тренировки в вводной части тренировочного занятия.

Определена структура модулей развития координационных способностей, реализуемых последовательно. На вводном этапе юные спортсмены осваивают технику выполнения упражнений, правила передвижения по станциям; на развивающем - при постепенном увеличении сложности изменяются интенсивность нагрузки и характер выполняемых упражнений; на заключительном - происходит обобщающая диагностика полученных результатов.

Установлены и обоснованы объем и интенсивность развития координационной способности у мальчиков-дзюдоистов 7-9 лет. На вводном этапе предусмотрено 3 занятия по 15-20 мин с интенсивностью нагрузки при ЧСС(Ш;П _ тах) 115-135 уд./мин; на развивающем - 9 занятий по 20-25 мин при ЧСС(т1п - тах) 140-170 уд./мин; на заключительном - оценка полученных результатов -1 занятие составляет 90 мин.

Определены координационные способности, развитие которых может составить основу базовой подготовки юных дзюдоистов, а именно: реагирование, равновесие,

ориентирование в пространстве, выполнение приемов, дифференцирование параметров движения, ритмическая способность, согласование движений.

В работе А.А. Близневского [3] было изучено отношение дзюдоистов 12-13 лет к спортивной деятельности в соревновательном периоде тренировки.

Проведенное исследование выявило низкую степень выраженности базисных оснований - ориентацию юных дзюдоистов на духовные и материальные потребности -по сравнению со спортсменами высокой квалификации.

В исследовании выявлена тенденция, заключающаяся в том, что по мере спортивного совершенствования у спортсменов снижается ориентация на тренировочную деятельность и повышается - на соревновательную. В этом есть смысл. Ведь взрослые квалифицированные спортсмены овладели необходимыми приемами борьбы еще на начальном этапе тренировки, избрали тактику ведения схватки и теперь их главной задачей является подготовка к соревнованиям и участие в них. По-видимому, такая тенденция характерна для спортивной деятельности. Таким образом, можно заключить, что одной из задач тренера является формирование у воспитанника устойчивого интереса к спорту с самого начала занятий. Достигаемые спортсменом результаты в спорте способствуют укреплению интереса к самим тренировкам.

Проведенное исследование по подготовке юных дзюдоистов позволило разработать концептуальную модель формирования отношения дзюдоистов к спортивной деятельности в соревновательном периоде.

Отношение дзюдоистов к спортивной деятельности характеризуется динамичностью, вызванной воздействием разных факторов. Отношение к спорту обусловлено наличием актуальных для спортсменов потребностей, поэтому важным направлением в его формировании у юных дзюдоистов - это выявление и удовлетворение актуальных потребностей: физиологических, в безопасности, в социальных связях, в уважении, в самоактуализации. На основе выявленных у юных спортсменов актуальных потребностей строится работа по их удовлетворению.

Учитывая установленную взаимосвязь мотивации и эмоций, при формировании отношения к спортивной деятельности необходимо выявить эмоциональное состояние у спортсменов - желание соревноваться и тренироваться, удовлетворенность соревновательным и тренировочным процессами, настроение, самочувствие, готовность к выступлению, а также отношения с тренером и товарищами.

Оценка эмоционального состояния на предсоревно-вательном этапе проводится до и после тренировки. В остальное время такая оценка осуществляется раз в неделю после тренировочного занятия. В случае выявления отклонений в эмоциональном состоянии спортсмена рекомендуется выяснить причины и провести соответствующую работу.

Многие проблемы оптимизации тренировочного процесса, а именно повышение эффективности физической подготовки юных дзюдоистов на этапах начальной под-

готовки и тренировочном этапе требуют углубленного изучения и имеют высокую значимость.

При решении этой проблемы Я.Ю. Хомичевым [4] получены следующие результаты:

♦ систематизированы и определены приоритетные направления соотношений средств физической подготовки в соответствии с современными тенденциями развития детского и юношеского дзюдо;

♦ разработана и обоснована инновационная программа подготовки юных дзюдоистов 13-14 лет на основе выбора наиболее эффективного состава и соотношений средств физической подготовки с приоритетным использованием упражнений кроссфита;

♦ научно обоснована модернизированная программа педагогического контроля физической подготовленности дзюдоистов детского и подросткового возраста.

Применение кроссфита в виде интенсивного функционального тренинга в качестве средства физической подготовки дзюдоистов осуществляется на занятиях с чередованием в строго определенном порядке элементов спортивной гимнастики, гиревого спорта, легкой атлетики, работы на тренажерах, тяжелой атлетики, атлетической гимнастики.

Программа должна строиться в соответствии с возрастом спортсменов с приоритетным использованием кроссфита от 66 до 69% общего объема средств физической подготовки.

При разработке программы следует соблюдать следующие методологические положения:

• для повышения эффективности тренировочного процесса юных дзюдоистов необходимо точно соблюдать соотношение объемов средств кроссфита, не превышая их общий объем в соответствии с требованиями Федерального стандарта;

• кроссфит оказывает разностороннее действие на организм юных дзюдоистов, способствует развитию всех физических качеств, необходимых для результативной тренировочной и соревновательной деятельности;

• кроссфит способствует разнообразию средств и методов проведения занятий, интенсивному росту тренировочных нагрузок, имеет функциональный и оздоровительный эффект.

Для подростков 14-летнего возраста с общим объемом нагрузки 936 ч (из них ФП составляет 178 ч) - такую программу можно рекомендовать в практику работы тренеров.

В результате исследований Д.А. Чевычеловым [5] установлено, что СФП дзюдоистов нуждается в совершенствовании. Одним из потенциальных средств в этом направлении специалисты считают спортивные игры, в том числе и спортивную игру регби, которая по своему характеру близка спортивной борьбе, но при этом имеет больше разнообразия в движениях, универсальна по требованиям к развитию физических качеств.

Специальные борцовские упражнения из игры регби являются главным инструментом для воспитания физических качеств и совершенствования технической

подготовленности спортсмена как параллельно, так и обособленно.

С помощью борцовских специальных игровых упражнений решаются задачи повышения технического мастерства спортсмена, а также исправления ошибок и недостатков в технике движения. Систематическое выполнение специальных упражнений позволяет сформировать наиболее рациональный тип движения, характерный для занимающегося.

При подборе специальных упражнений регби, направленных на воспитание физических качеств, автор рекомендует придерживаться следующих основных положений:

- при овладении и совершенствовании технических элементов желательно выполнять упражнения с интенсивностью в диапазоне 75-85% от максимального показателя;

- для эффективного решения задачи СФП процент соотношения специально-подготовительных упражнений к соревновательному движению должен быть не менее 80%.

Автором разработана экспериментальная методика, в которой предлагается игра в регби по упрощенным правилам - по 10-40 мин в каждом тренировочном занятии сразу после проведения разминки. Затем должна включаться остальная часть тренировочной программы для борцов-дзюдоистов.

Применение игр в тренировке борцов способствует улучшению качества их обучения технико-тактическим действиям, повышает результативность соревновательных действий, обеспечивает развитие физических качеств юных спортсменов.

Разработана методика СФП дзюдоистов с применением элементов игры в регби и внедрением в подготовительную и основную части тренировки специальных упражнений сегментами продолжительностью до 30 мин в подготовительном периоде в течение 5 мезоциклов.

Разработанные методические рекомендации для тренеров дзюдо могут использоваться в учебно-тренировочном процессе как элементы игры регби в основной части занятия.

На этапе совершенствования спортивного мастерства А.Ф. Зекрин [6] рекомендует применять ряд средств и методов, направленных на совершенствование технического и тактического мастерства борцов, их общей и специальной физической, психологической и волевой подготовки. Обычно для достижения данной цели применяются специальные упражнения, направленные на формирование индивидуального стиля соревновательной деятельности, тактики подготовительных защитных действий и тактики ведения схватки.

В процессе совершенствования технико-тактической подготовленности дзюдоистов-юниоров автор рекомендует использовать следующий алгоритм действий: 1) разделение дзюдоистов на весовые группы; 2) выявление осо-

бенностей подготовленности дзюдоистов разных весовых групп; 3) формирование общей цели и конкретных задач технико-тактической подготовки дзюдоистов разных весовых групп; 4) разработка общего тренировочного плана; 5) содержание тренировочных планов в зависимости от особенностей дифференцированного применения арсенала технических действий дзюдоистами разных весовых групп; 6) разработка тренировочных заданий, направленных на совершенствование технико-тактической подготовленности дзюдоистов разных весовых групп; 7) реализация тренировочных планов по микро-, мезо-и макроциклам подготовки; 8) контроль эффективности разработанной методики и коррекции подготовки в случае несоответствия фактического тренировочного эффекта с запланированным.

Базовым компонентом экспериментальной методики являются тренировочные задания, учитывающие технические особенности и специфику соревновательной деятельности дзюдоистов разных весовых групп, что послужило основой для разработки специальных комбинаций из техники приемов дзюдо, направленных на повышение технико-тактической подготовленности спортсменов.

Результаты проведенного педагогического эксперимента свидетельствуют об эффективности разработанной методики дифференцирования средств технико-тактической подготовки дзюдоистов разных весовых групп.

Заключение

Обобщение результатов исследований специалистов в области дзюдо показали, что огромную роль в тренировке юных спортсменов играет базовая подготовка, которая закладывается на протяжении всего детского и юношеского возраста. Путь от начала занятий до достижения норматива мастера спорта спортсмен проходит за 8-10 лет. Значительное место в методике тренировки занимают научные исследования, направленные на дальнейшее совершенствование и научное обоснование системы подготовки юных спортсменов.

В результате анализа диссертационных исследований были выявлены и систематизированы новые аспекты методики спортивной тренировки, а именно разработаны: модульная программа подготовки дзюдоистов 5-7-лет на спортивно-оздоровительном этапе; модульная технология развития координационных способностей у детей 7-9 лет; концептуальная модель формирования отношения юных дзюдоистов 12-13 лет к спортивной деятельности в соревновательном периоде; инновационная программа подготовки юных дзюдоистов 13-14 лет с приоритетным использованием упражнений кроссфита; методика специальной физической подготовки дзюдоистов 16-17 лет с применением элементов игры в регби; методика дифференцирования средств технико-тактической подготовки дзюдоистов 18-19 лет разных весовых групп.

Таким образом, перечисленные вопросы оптимизации тренировочного процесса имеют высокую значимость для практики спорта.

Литература

1. Хамидуллина, Г.Ф. Подготовка дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе на основе модульного обучения: дис. ... канд. пед. наук, 2020. - 190 с.

2. Борисенко, О.В. Модульная технология развития координационных способностей юных дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе: дис. . канд. пед. наук, 2017. - 140 с.

3. Близневский, А.А. Методика формирования активно-действенного отношения дзюдоистов 12-13 лет к спортивной деятельности: дис. . канд. пед. наук, 2019. - 156 с.

4. Хомичев, Я.Ю. Воздействие средств физической подготовки на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности юных дзюдоистов: дис. ... канд. пед. наук, 2019. - 164 с.

5. Чевычелов, Д.А. Специальная физическая подготовка дзюдоистов 16-17 лет с использованием элементов игры в регби: дис. ... канд. пед. наук, 2019. - 131 с.

6. Зекрин, А.Ф. Дифференцирование средств технико-тактической подготовки дзюдоистов-юниоров разных весовых групп: дис. . канд. пед. наук, 2017. -137 с.

References

1. Khamidullina, G.F. (2020), Training of judoists at the sports and recreation stage on the basis of modular training: Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), 190 p.

2. Borisenko, O.V. (2017), Modular technology of development of coordination abilities of young judoists at the sports and health stage: Dis ... Ph.D. (Pedagogics), 140 p.

3. Bliznevskiy, A.A. (2019), Methodology of formation of active and effective attitude of judoists of 12-13 years to sports activity: Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), 156 p.

4. Khomichev, Ya.Yu. (2019), The impact of physical training on the effectiveness of training and competitive activities of young judoists: Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), 164 p.

5. Chevychelov, D.A. (2019), Special physical training of judoists aged 16-17 with the use of elements of the game of rugby: Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), 131 p.

6. Zekrin, A.F. (2017), Differentiation of means of technical and tactical training of junior judokas of different weight groups: Dis. ... Ph.D. (Pedagogics), 140 p.

e*)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.