Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулиничев Андрей Николаевич, Никоноров Евгений Анатольевич, Третьяков Андрей Александрович, Апальков Александр Владимирович

Исследуется вопрос о ключевой роли физического воспитания в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Авторами проведено анкетирование, результаты которого явились основанием проведения экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулиничев Андрей Николаевич, Никоноров Евгений Анатольевич, Третьяков Андрей Александрович, Апальков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In the presented article, the question of the key role of physical education in the professional training of employees of internal affairs bodies is investigated. The authors conducted a survey, the results of which were the basis for conducting an experimental study.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Научная статья

УДК 37:796.011.1; ББК 74

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-173-177

NHON: 2018-0077-3/22-198

MOSURED: 77/27-024-2022-03-397

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка

Физическая подготовка слушателей образовательных организации МВД России

Андрей Николаевич Кулииичев1, Евгений Анатольевич Никоноров2, Андрей Александрович Третьяков3, Александр Владимирович Апальков4

1 •3'4 Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород, Россия,

1 kulinichev.andrei@yandex.ru

2 Московский областной филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, п. Старотеряево, Россия, professornea@mail.ru

3 delphin87@inbox.ru

4 alexandr.apalkov@yandex.ru

Аннотация. Исследуется вопрос о ключевой роли физического воспитания в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Авторами проведено анкетирование, результаты которого явились основанием проведения экспериментального исследования.

Ключевые слова: физическая подготовка, профессиональная подготовка, физические качества Для цитирования: Кулиничев А. Н., Никоноров Е. А., Третьяков А. А., Апальков А. В. Физическая подготовка слушателей образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 173-177. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-173-177.

Original article

Physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Andrey N. Kulinichev1, Evgeny A. Nikonorov2, Andrey A. Tretyakov3, Alexander V. Apalkov4

'•3'4 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Belgorod, Russia,

1 kulinichev.andrei@yandex.ru

2 Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Staroteryaevo village, Russia, professornea@mail.ru

3 delphin87@inbox.ru

4 alexandr.apalkov@yandex.ru

Abstract In the presented article, the question of the key role of physical education in the professional training of employees of internal affairs bodies is investigated. The authors conducted a survey, the results of which were the basis for conducting an experimental study.

Keywords: physical training, professional training, physical qualities

For citation: Kulinichev A. N., Nikonorov E. A., Tretyakov A. A., Apalkov A. V. Physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Psychology and pedagogy of official activity. 2022;(3):173-177. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-173-177.

Еще с детства каждый из нас знаком с таким понятием как физическая культура. С детского возраста ребенок приобщается к физической культуре, которая является важнейшим слагаемым жизнедеятельности человека. Физическое воспитание, как один из компонентов физической культуры человека, представляет

собой образовательно-воспитательный процесс [3]. Одним из видов физического воспитания является профессионально прикладная физическая подготовка, которая отличается прикладным характером и способствует развитию качеств, необходимых для выполенения целей и задач определенного рода профессиональной де-

© Кулиничев А. Н., Никоноров Е. А., Третьяков А. А., Апальков А. В., 2022

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ятельности. Для сотрудников полиции физическая подготовка имеет профессионально важное значение.

Трудно представить профессиональную подготовку сотрудников полиции без физической подготовки. Физическая подготовка по праву занимает один из основопологающих компонентов профессионального становления. Целью физической подготовки является формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечению высокой работоспособности в процессе служебной деятельности [4].

Ежедневно сотрудники полиции, пресекая преступления и административные правонарушения, ставят под угрозу свою жизнь и свое здоровье, поэтому, в первую очередь, физическая подготовка необходима для самообороны, а также для обеспечения безопасности жизни и здоровья гражданских лиц.

Таким образом, сотрудник полиции должен быть хорошо физически подготовлен, а значит, при поступлении на службу в органы внутренних дел показать необходимый уровень физической подготовленности.

Поступив на службу в органы внутренних дел, сотрудники полиции продолжают обогащать индивидуальный фонд профессионально необходимых умений и навыков, воспитывать физические качества на практических занятиях по физической подготовке и во время самостоятельной подготовки. Наиболее комплексная и качественная подготовка кадров для органов внутренних дел ведется в образовательных организациях системы МВД России.

В образовательных организациях системы МВД России делается все для того, чтобы курсанты и слушатели были подготовлены к выполнению служебных обязанностей. Первостепенной задачей образовательных организаций системы МВД России является то, чтобы обучающиеся были подготовлены психологически и физически к выполнению служебных обязанностей. В образововательных организациях курсанты и слушатели в процессе обучения и воспитания изучают такие дисциплины, которые развивают в них не только профессиональные, но и личностные качества.

Одной из таких практических дисциплин, которая развивает физические и психические качества сотрудника органов внутренних дел является «Физическая подготовка».

Руководство Министерства внутренних дел уделяет физической подготовке сотрудников полиции особое внимание, о чем свидетельствует постоянное совершенствование нормативного обеспечения в этой сфере.

Приказ МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» является основным нормативным правовым актом, регламентирующим физическую подготовку в исследуемой сфере [4].

На практических занятиях по физической подготовке курсанты и слушатели совершенствуют боевые

174 РЕОАСОа

приемы борьбы, основой для которых являются спортивные единоборства, а также выполняют базовые упражнения, заимствованные из легкой атлетики и других видов спорта, которые определенно способствуют развитию физических качеств. Выполнение боевых приемов борьбы и учебно-тренировочные спаринги, направлены на технико-тактическую и психологическую подготовку курсантов и слушателей.

Для выявления мотивации к занятиям физической подготовкой нами было проведено анкетирование, целью которого являлось совершенствования процесса профессиональной подготовки в образовательных организациях системы МВД России.

В ходе анкетирования было опрошено 26 сотрудников полиции территориальных органов, которые прибыли для прохождения первоначальной подготовки в образовательную организацию МВД России. Все опрошенные являлись лицами мужского пола. Респондентам предлагалась ответить на 8 вопросов.

В результате анкетирования были получены следующие результаты:

На вопрос «Проводятся ли занятия по физической подготовке в подразделении, в котором Вы проходите службу» из 26 респондентов 22 (84,6 %) указали, что такие занятия проводятся, 15,4 % (4 сотрудника) из числа всех опрошенных ответили отрицательно.

На второй вопрос «Сколько времени Вы уделяете самостоятельным занятиям физической подготовкой в неделю» 53,8 % респондентов ответили, что самостоятельным занятиям физической подготовкой в неделю уделяют до двух часов, 15,4 % (4 сотрудника) опрошенных указали, что уделяют до четырех часов самостоятельным занятиям физической подготовкой, 19,2 % (5 респондентов) до шести часов, 3,8 % (1 сотрудник) до двенадцати часов, 7,7 % (2 опрошенных) указали, что самостоятельным занятиям физической подготовкой уделяют более двенадцати часов.

На вопрос «Достаточно ли Вам времени на занятия физической подготовкой» из 26 человек 14 человек ответили положительно, что составило 53,8 % от общего числа опрошенных, 9 (34,6 %) сотрудников указали, что им не достаточно времени на занятие физической подготовкой, трое (11,6 %) опрошенных испытали затруднение при ответе на вопрос.

Все опрошенные респонденты (100 %) на 4 вопрос анкеты ответили, что занятия физической подготовкой улучшают психическое состояние.

При этом на вопрос о влиянии физической подготовки на работоспособность 24 опрошенных (92,3 %) ответили, что работоспособность улучшается, 2 респондента (7,7 %) указали, что после занятий физической подготовкой работоспособность не изменяется.

В качестве причин, мешающих полноценно заниматься физической подготовкой 53,8 % опрошенных указали большую загруженность, 15,4 % (4 сотрудника), отметили, что занимаются не полноценно физической подготовкой по причине слабой мотивации, 34,6 % (9 сотрудников) отметили, что им ничего не мешает полноценно заниматься физической подготовкой.

SCIENCES

57,7 % (15 человек) от общего числа опрошенных в качестве физической активности предпочитают игровые виды спорта, 11,5 % (3 респондента) предпочитают единоборства, 15,4 % (4 сотрудника) предпочитают легкую атлетику, 11,5 % (3 сотрудника) предпочитают тяжелую атлетику, 11,5 % (3 сотрудника в качестве физической активности предпочитают физическую рекреацию).

Стоит отметить, что многие сотрудники занимаются спортом на профессиональной основе. Министерство внутренних дел Российской Федерации создает все условия для того, чтобы сотрудники занимались в спортивных секциях. Ежегодно проводятся чемпионаты по служебно-прикладным видам спорта, в которых принимают участие сотрудники территориальных органов и образовательных организаций. Как правило, обучающиеся, имеющие спортивные разряды и звания не имеют проблем при сдаче контрольных нормативов по физической подготовке и на итоговой аттестации по физической подготовке показывают хорошую техническую и тактическую подготовленность.

Исходя из полученных данных анкетирования, авторами принято решение провести экспериментальное

В таблице 1 представлены данные о возрасте сотрудников, которые принимали участие в тестировании, представлены результаты вполнения норматива челночный бег 4*20, подтягивание на перекладине, сгибание разгибание рук в упоре лежа, количество баллов за выполнение этих контрольных упражнений. Средний возраст сотрудников был 23,78 ± 0,65 года, за выполнение норматива 4*20 средний показатель составил 17,19 ± 0,23 секунды и количество

исследование со слушателями факультета профессиональной подготовки образовательной организации системы МВД России, в эксперименте приняли участие 24 человека. В экспериментальную группу входили слушатели, из которых 20 человек были в возрасте до 25 лет и четверо от 25 до 30 лет. В начале экспериментального исследования был сделан конторольный замер показателей общей физической подготовленности. Оценка качества и начисленния баллов за выполнение контрольных норативов по физической подготовке было выполнено по таблице, которая представлена в приказе МВД России от 05.05. 2018 № 275 [5].

Слушатели выполняли упражнения на силу, быстроту и ловкость. Для мужчин упражнение на силу — подтягивание на перекладине или сгибание разгибание рук в упоре лежа. На быстроту и ловкость — челночный бег 10 отрезков по 10 метров или 4 отрезка по 20 метров. Нормативы для оценки физических качеств на силу, быстроту и ловкость выполнялись вначале обучения и после трех недель практических занятий. При проведении практических занятий мы делали акцент на совершен-стование физических качеств, которые подвергаются тестированию.

баллов за выполнение этого норматива было 48,14 ± ± 2,22, подтягивание на перекладине средний показатель 12,88 ± 0,82 и количество баллов за выполнение этого норматива было 63,63 ± 2. Норматив сгибание разгибание в упоре лежа средний показатель составил 35,87 ± 2,44 и количество баллов за выполнение этого норматива было 56,13 ± 3,13. Среднее количество баллов за выполнение этих контрольных нормативов составило 108,4 ± 4,01.

Таблица 2

Выполнение контрольных упражнений по общей физической подготовке после трех недель обучения

Возраст 4*20 (сек.) Баллы Подтяг. (раз) Баллы Отжим, (раз) Баллы Итого

Среднее 23,78 16,57 53,81 13,63 65,63 38,73 60,47 114,8

Ошибка 0,65 0,14 2,05 0,69 1,59 2,47 3,16 4,00

Дисперсия 9,63 0,46 96,26 10,84 57,98 140,5 229,2 367,3

Мин 20,00 15,60 39,00 9,00 53,00 16,00 40,00 80,00

Макс 34,00 18,10 71,00 19,00 77,00 60,00 95,00 146,0

Таблица

Выполнение контрольных упражнений по общей физической подготовке до начала обучения

Возраст 4*20 (сек.) Баллы Подтяг. (раз) Баллы Отжим, (раз) Баллы Итого

Среднее 23,78 17,19 48,14 12,88 63,63 35,87 56,13 108,4

Ошибка 0,65 0,23 2,22 0,82 2,00 2,44 3,13 4,01

Дисперсия 9,63 1,25 113,43 15,55 92,27 137,2 225,1 370,6

Мин 20,00 15,60 31,00 7,00 48,00 16,00 40,00 80,00

Макс 34,00 20,10 71,00 19,00 77,00 60,00 95,00 139,0

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

175

В таблице 2 представлены данные экспериментальной группы выполнения контрольных упражнений по общей физической подготовке после трех недель обучения. Средний возраст сотрудников был 23,78 ± 0,65 года, за выполнение норматива 4*20 средний показатель составил 16,57 ± 0,14 секунды и количество баллов за выполнение этого норматива было 53,81 ± ± 2,05, подтягивание на перекладине средний показатель 13,63 ± 0,69 и количество баллов за выполнение этого норматива было 65,63 ± 1,59. Норматив сгибание разгибание в упоре лежа средний показатель составил 38,73 ± 2,47 и количество баллов за выполнение этого норматива было 60,47 ±3,16. Среднее количество баллов за выполнение этих контрольных нормативов составило 114,8 ±4,00.

Из представленных данных до начала проведения эксперимента и после трех недель обучения можно сделать выводы, что регулярные занятия физической подготовкой оказали положительное воздействие на рост показателей общей физической подготовленности слушателей. В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в выполнении норматива челночный бег 4*20, подтягивание на перекладине и сгибание разгибание рук в упоре лежа. Между исходными и итоговыми данными эксперимента есть достоверность различий (р < 0,05) по ^критерию стьюдента.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что физическая подготовка имеет безусловно важное значение и занимает одно приоритетных направлений в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел. Необходимо констатировать, что в Министерстве внутренних дел Российской Федерации уделяют должное внимание физической подготовке сотрудников и как один из базовых аспектов физическую подготовку рассматривают в образовательных организациях системы МВД России. Практические занятия по физической подготовке необходимо проводить на постоянной основе в территориальных органах внутренних дел не менее 2 часов в неделю, для поддержания миниаль-нош уровня физической подготовленности сотрудников.

Библиографический список

1. Апальков А. В. Роль физического воспитания в профессиональной подготовке курсантов образовательных организаций МВД России / А. В. Апальков, А. Н. Кандабар, Е. Р. Леонова // В сборнике: Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей / ред. кол. : С. Н. Баркалов [и др.]. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 28-31.

2. Апальков А. В. Самбо как один из основных компонентов физической подготовки курсантов обра-

зовательных организаций МВД России / А. В. Апальков, Д. А. Платонов, В. Л. Дементьев // под общ. ред. С. Е. Табакова. М.: Лика, 2020. 210 с.

3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с.

4. Приказ МВД России от 01.07.2017 № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.08.2017)18.08.2017).

5. Приказ МВД России от 05.05.2018 № 275 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov. ru, (дата обращения: 28.06.2018).

Bibliographic list

1. Apalkov А. V. The role of physical education in the professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. V. Apalkov, A. N. Kandabar, E. R. Leonova // In the collection: Improving the physical training of law enforcement officers: a collection articles / ed. Col.: S. N. Barkalov [i dr.], Orel: Orel Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanova, 2018. PP. 28-31.

2. Apalkov A. V. Sambo as one of the main components of physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A. V. Apalkov, D. A. Platonov, V. L. Dementiev // ed. ed. S. E. Tabakova. Moscow : Lika, 2020. 210 p.

3. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. C. Theory and methods of physical education and sports : Textbook, allowance for students, higher textbook establishments. M.: Publishing Center «Academy», 2000. 480 p.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 1, 2017 No. 450 «On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru (date of application: 08.18.2017).

5. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 05.05. 2018 No. 275 «On approval of the Procedure for organizing personnel training for filling positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation» // Official Internet portal of legal information http://www. pravo.gov.ru (date of application: 06/28/2018).

176

PEDAGOGICAL SCIENCES

Информация об авторах

А. Н. Кулиничев - заместитель начальника кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук, доцент;

Е. А. Никоноров - начальник кафедры административного права и административной деятельности полиции Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук, доцент;

А. А. Третьяков - доцент кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук, доцент;

А. В. Апальков - доцент кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, кандидат педагогических наук.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the authors

A. N. Kulinichev - Deputy Head of the Department of Physical Training of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor;

E. A. Nikonorov - Head of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Police of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Law, Associate Professor;

A. A. Tretyakov - Associate Professor of the Department of Physical Training of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

A. V. Apalkov - senior lecturer of the Department of Physical Training of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, Candidate of Pedagogical Sciences.

Сведения о вкладе каждого автора

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.06.2022; одобрена после рецензирования 19.08.2022; принята к публикации 29.08.2022.

The article was submitted 15.06.2022; approved after reviewing 19.08.2022; accepted for publication 29.08.2022.

Служебное совещание в системе управления правоохранительными органами : учебник для студентов вузов / [И. В. Грошев и др.]. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 183 с. 18ВК 978-5-238-02886-6

Дается характеристика служебному совещанию, показываются задачи, стоящие перед ним, обосновываются структура, формы и виды. Рассматриваются теоретические основы методов подготовки и способов проведения служебного совещания в системе управления правоохранительными органами с максимально возможной эффективностью использования служебного времени для достижения конкретных результатов профессиональной деятельности.

Для слушателей, магистров, аспирантов юридических специальностей, руководителей правоохранительных органов и всех тех, кто связан с процессами управления правоохранительными органами.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

177

СЛУЖЕБНОЕ СОВЕЩАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

Vuofiui/IK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.