УДК 796.012.1 ББК 74.48
DOI 10.47475/2500-0365-2021-16214
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
К. Ю. Хаченкова1, К. Д. Дятлова2, Г. Л. Аракелян3
1 Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия 2 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия 3 Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия
В статье рассматривается процесс совершенствования физической подготовки сотрудников полиции, связанный с применением разработанных авторами комплексов физических упражнений по методу круговой тренировки, а также экспериментально доказывается их эффективность. Статистически доказано, что результаты в экспериментальных группах по сравнению с результатами в контрольных группах улучшились на достоверно различимую величину (Р < 0,05—0,01).
Ключевые слова: сотрудник полиции, физическая подготовка, круговая тренировка.
Совершенствование имеющихся методик и внедрение инноваций — важнейшая задача образовательного процесса любой дисциплины, в том числе, дисциплины физическая подготовка. Учебная дисциплина физическая подготовка является частью профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Физическая подготовка сотрудников полиции включает в себя общую физическую подготовку, которая является предпрофессиональной, и специальную (служеб-но-прикладную).
Задачами физической подготовки является: развитие и поддержание профессионально важных качеств на уровне, необходимом для решения оперативно-служебных задач, поддержание и укрепление здоровья, сохранение продуктивного уровня общей работоспособности [1].
Основные нормативно-правовые документы Министерства внутренних дел (МВД) России свидетельствуют о том, что сотрудник полиции должен обладать достаточно высоким уровнем физической подготовленности [1; 2].
Согласно приказу МВД России № 275 от 5 мая 2018 года требования к физической подготовке курсантов и слушателей существенно повысились. Однако, количество учебных часов, отводимых на физическую подготовку в рабочей программе у слушателей, проходящих первоначальную профессиональную подготовку, снизилось, что заставляет преподавателей физической культуры совершенствование имеющиеся методики и внедрять инновации, желательно, имеющие профессиональный уклон.
Тестирование сотрудников полиции, а также курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России проводится по выполнению показателей одного из контрольных упражнений на быстроту и ловкость, силу, выносливость на выбор обучающегося (табл. 1). Применяется бальная система расчета согласно п. 200 Приказа МВД России № 275 [2].
В зависимости от возрастной группы и пола необходимо набрать минимальное количество баллов. Примерное количество контрольных упражнений, которые необходимо выполнить на оценку удовлетворительно, представлены в табл. 2, 3.
Используя данные критерии, мы провели тестирование (входной контроль) слушателей первоначальной подготовки Нижегородской Академии МВД России с января 2019 года по июль 2019 года. Согласно проведенному нами анализу, на входном контроле в среднем 64 % респондентов не могут набрать необходимое количество баллов на положительную оценку и получают отметку неудовлетворительно. С целью определения причины низкого уровня физической подготовленности нами было проведено анкетирование 108 респондентов. Из числа опрошенных 27 % сотрудников полиции регулярно занимаются какой-либо физической деятельностью, и оценивают уровень своей физической подготовки, как удовлетворительный. Остальные 73 % сотрудников оценивают уровень своей физической подготовки, как неудовлетворительный; из них 11 % отмечают такую причину, как отсутствие регулярных тренировок (менее 2 раз в
Таблица 1
Пол Упражнения
Сила Быстрота и ловкость Выносливость
Мужчины Сгибание и разгибание рук в висе на перекладине («подтягивание»); Сгибание и разгибание рук в упоре лежа («отжимание») Толчок (жим) гири 24 кг.; Поднос прямых ног к перекладине; Силовое комплексное упражнение; Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях Челночный бег 10x10 м; Челночный бег 4x20 м; Бег 100 м Ходьба на лыжах 5 км*; Плавание 100 м*; Бег (кросс) 5 км*; Бег (кросс) 3 км*; Бег (кросс) 1 км*
Женщины Сгибание и разгибание рук в упоре лежа («отжимание»); Наклоны вперед из положения лежа на спине в течении 1 мин; Силовое комплексное упражнение Челночный бег 10x10 м; Бег 100 м Ходьба на лыжах 5 км*; Плавание 100 м*; Бег (кросс) 1 км*; Бег (кросс) 3 км*
* www
— с учетом погодных и климатических условии, а также состояния соответствующей материально-техническом
Таблица 2
Минимальные требования к выполнению контрольных упражнений (мужчины)
Возрастная группа Наименование контрольных упражнений
Сила Быстрота и ловкость
Подтягивание Отжимание. Жим гири весом 24 кг Челночный бег
10x10 м 4x20 м
Количество раз Количество раз с с
I 14 41 25,9 16,3
II 12 38 26,4 16,5
III 11 32 27,6 16,9
IV 10 28 29,0 17,4
V 7 23 32,0 18,4
VI 5 18 34,8 19,8
VII 4 13 37,0 21,8
VIII 3 9 40,0 23,8
Таблица 3
Минимальные требования к выполнению контрольных упражнений (женщины)
Наименование контрольных упражнений
Возрастная Сила Быстрота и ловкость
группа Отжимание Наклоны Челночный бег 10x10 м
Количество раз Количество раз с
I 13 25 30,0
II 10 22 30,5
III 8 20 31,0
IV 6 17 33,8
V 5 12 40,0
VI 4 8 45,0
неделю, имеется ввиду посещение тренажерного зала, бег, игровые виды спорта); 62 % отметили, что нет времени заниматься каким-либо видом физической деятельности, а также отсутствует значимая физическая активность в повседневной работе.
Таким образом, существуют противоречия между низким уровнем физической подготовки сотрудников полиции, и высокими требованиями к ней, которые диктуется нормативными актами [1; 2], а также между необходимостью способа интенсификации образовательного процесса в
области физической подготовки и недостаточной разработанностью соответствующих методов.
Проанализировав методы тренировки физических качеств, используемые на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России, для решения существующей проблемы мы выбрали метод круговой тренировки. Данный метод давно известен и успешно применяется в практике физической культуры. Впервые он был разработан и описан Р. Е. Морганом и Дж. Т. Адамсоном в 1952—1957гг. Независимо от них в это же время Б. Д. Франктман доказал эффективность кругового подхода. И. А. Гуревич в 1976 г. предложил полторы тысячи упражнений, систематизированных по принципу развития физических качеств. Наиболее полно описан метод и форма проведения круговой тренировки М. Шо-лихом, который объединил идеи разных исследователей. Данные исследований Х. Рейнделла, Х. Роскамма, В. В. Васильевой используют для определения времени отдыха между упражнениями [6]. Также, комплексы физических упражнений с методическими правилами использования кругового метода были существенно дополнены В. Н. Кряжем, Л. П. Матвеевым, А. Д. Новиковым и др. [6].
Методической основой круговой тренировки является многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Преимуществом метода круговой тренировки является то, что она способствует комплексному развитию двигательных качеств, при использовании данного метода значительно повышается плотность занятия, так как обучающиеся тренируется одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям [5].
Также, несмотря на многократное выполнение заданных упражнений, используется эффект «переключения», т. е. смены деятельности (Л. П. Матвеев), что позволит избежать монотонности при проведении занятия, и оптимально подготавливает сотрудников полиции к выполнению профессиональных задач, связанных с необходимостью быстрой смены деятельности (преследование правонарушителя, преодоление препятствий в процессе задержания, доставление и пр.)
Как отмечает И. Х. Мешев, немаловажная роль при проведении круговой тренировки для сотрудников ОВД отводится воспитанию волевых качеств, выражающееся в умении заставить себя
продолжать работу с необходимой интенсивностью, несмотря на трудности [8; 9]. Однако столь многообещающий метод недостаточно используется при преподавании физической культуры в образовательных учреждениях МВД.
Цель исследования — применить принцип круговой тренировки для повышения предпрофесси-ональной физической подготовки сотрудников полиции, проходящих программу первоначального профессионального обучения, и оценить его результативность.
Гипотеза исследования заключается в том, что при использовании метода круговой тренировки физическая подготовленность слушателей значительно повысится, что будет способствовать их лучшей готовности к профессиональной деятельности.
Физические упражнения, включаемые в комплексы круговой тренировки, должны соответствовать следующим требованиям:
— способствовать комплексному развитию двигательных качеств;
— быть легко выполнимыми (чтобы обучающийся, пропустивший занятие ввиду нахождения в составе наряда, мог выполнить комплекс самостоятельно);
— обеспечивать индивидуальный подход к каждому обучающемуся (то есть иметь возможность корректировать упражнения, учитывая возраст и пол обучающегося).
Для совершенствования физической подготовленности сотрудников полиции нами были разработаны три комплекса упражнений, выполняемые в формате круговой тренировки по экстенсивно-интервальному методу (табл. 4). Каждый «круговой» комплекс включает в себя восемь физических упражнений, и выполнялся в течение трех недель. Упражнения выполнялись по 30 секунд на каждой станции, между выполненными «кругами» давалась одна минута отдыха. Во время отдыха, по желанию обучающегося выполнялась ходьба или упражнения на растяжку мышц. Упражнения на станциях выполняются в оптимальном для каждого темпе, чтобы обучающийся мог выполнять движения точно, технически правильно, с большой амплитудой, при этом стремиться к увеличению числа выполняемых упражнений на станции на последующих занятиях.
В целях оценки эффективности данных комплексов нами были проведены исследования на базе Нижегородской Академии МВД среди слушателей, проходящих первоначальную
Таблица 4
Комплексы физических упражнений, включенных в круговую тренировку
№ упр. Комплекс № 1 Комплекс № 2 Комплекс № 3
1 Запрыгивание на лавку/тумбу высотой 40 см «Трастеры» — взрывные приседания со штангой + жим штанги весом 20 кг / **гантелей вверх (вес гантелей 4—5 кг). «Разножка» с гантелями в руках (гантели весом 6—8 кг для мужчин, 2—4 кг для женщин).
2 'Подтягивания с использованием ленты-эспандера / **«лодочка» — исходное положение (и. п.) лежа на животе. На выдохе одновременно поднять туловище и ноги, на вдохе вернуться в и. п. *Подтягивания с использованием ленты-эспандера / **«лодочка» 'Подтягивания с использованием ленты-эспандера / ''«лодочка»
3 'Отжимания от пола классические (упор по ширине плеч, туловище на протяжение всего выполнения упражнения прямое, выполнять до касания грудью пола) / **отжима-ния с колен *Отжимания (ладони на полу, ноги на возвышении) /* 'отжимания классические ' Жим штанги весом 40 кг или гантелей весом 15—17 кг лежа (в зависимости от материально-технического оснащения) / ''отжимания классические
4 Складывание туловища из поло* / ** жения лежа с прямыми / согну -тыми ногами Наклоны туловища вперед из положения лежа, руки за головой. Разрешается незначительное сгибание ног в коленном суставе Наклоны туловища вперед из положения лежа 'с набивным мячом в руках /' 'руки за головой
5 «Разножка» — исходное положение, выпад ногой вперед. Выполняются прыжки со сменой положения ног Прыжки из положения «упор присев» в положение «упор лежа» «Бурпи» — прыжки из положения «упор присев» в положение «упор лежа», отжимание от пола, выпрыгивание вверх с хлопком ладоней над головой
6 Тяга гантелей к поясу, стоя в наклоне. Исходное положение — стоя в наклоне, руки с отягощением (гантели) вдоль туловища. Выполнить тягу гантелей к поясу. (вес 12—15 кг для мужчин, 5—7 кг для женщин). *Жим штанги лежа узким хватом, вес 35 кг / ''обратные отжимания от лавки. Махи гирей вперед Махи гирей выполняются из положения «гиря между ног» до уровня груди. (гиря весом 16 кг для мужчин, 8 кг для женщин)
7 Подъем ног из положения виса на шведской стенке. Разрешается незначительное сгибание в коленном суставе Сгибание рук с блином + вращение блина вокруг головы (блин весом 5—10 кг для женщин, 15—20 кг для мужчин) Сгибание рук с гантелями стоя. (3—5 кг для женщин ,8—10 кг для мужчин)
8 Вращение блина вокруг головы. Стоя, ноги на ширине плеч, руки с отягощением (блин весом 5—10 кг для женщин, 15—20 кг. для мужчин) '«Маятник» — исходное положение лежа, руки на линии плеч, ноги подняты вверх поочередно опускать прямые ноги влево-вправо, стараясь коснуться боковыми поверхностями пола Планка с поочередным выпрямлением рук
- упражнения для мужчин, — их аналог для женщин
профессиональную подготовку по должности служащего «полицейский».
В эксперименте приняло участие 4 группы общим количеством 104 человека: 52 чел. — в экспериментальных группах, 52 чел. — в контрольных. В контрольных и экспериментальных группах занятия проводились согласно тематическому плану дисциплины. Однако в содержание
занятий у экспериментальных групп три раза в неделю включались разработанные комплексы, а в контрольных группах занятия проводились с использованием таких традиционных методов обучения, как повторный, переменный, реже соревновательный (эстафеты) и игровой.
Как правило, если тема занятия была связана с изучением боевых приемов борьбы, то круговая
тренировка проводилась в конце основной части занятия как решение одной из учебных задач, направленной на развитие физических качеств. Если тема занятия была связана с развитием общей физической подготовки (прикладная и атлетическая подготовка, совершенствование общей физической подготовки), то комплекс проводился в начале основной части занятия перед кроссовой подготовкой.
График занятий по использованию комплекса круговых тренировок на занятиях по физической подготовке представлен в табл. 5.
В каждой группе при входном контроле в начале обучения проводилось тестирование: выполнения контрольного упражнения на быстроту и ловкость, и упражнение на силу. Такое же тестирование проводилось по окончании эксперимента (итоговый контроль — экзамен) (табл. 1—3).
В экспериментальной и контрольной группах № 1 занятия по физической подготовке проводились с 01.08.2019 г. по 21.10.2019 г. В экспериментальной и контрольной группах № 2 занятия по физической подготовке проводились с 06.11.2019 по 20.01.2020. Количество занятий во всех группах было одинаковым, и соответствовало рабочему плану дисциплины. Число испытуемых (К) было одинаково в экспериментальной и контрольной группах. Для каждой группы рассчитывалось среднее по каждому показателю, используемому при тестировании (М). Для выявления различий показателей в двух несвязных выборках использовался непараметрический критерий Манна-Уитни (и). Результаты сравнительного анализа представлены в табл. 6.
Данные эксперимента показывают, что при входном контроле разница в контрольных упражнениях на быстроту и ловкость в контрольной и экспериментальной группах № 1 и № 2 была незначимой (р > 0,05). Это доказывает возможность
сравнения влияния метода тренировок на экспериментальные и контрольные группы.
Итоговый контроль доказывает, что и в контрольных, и в экспериментальных группах исследуемые показатели возросли, то есть регулярные тренировки дали результаты. Но в обеих экспериментальных группах тестовые упражнения на экзамене выполнялись достоверно и значительно лучше, чем в обеих контрольных группах (р < 0, 01).
Прирост показателей выполнения контрольных упражнений в обеих экспериментальных группах существенно выше, чем в контрольных (табл.7). При этом в контрольной и экспериментальной группах № 1 разница в сравнении результатов была выше, чем в контрольной и экспериментальной группах № 2.
На наш взгляд, это обусловлено тем, что обучающиеся в экспериментальной и контрольной группе № 1 относились к категории сотрудников патрульно-постовой службы, их работа предполагает значительную физическую нагрузку в профессиональной деятельности (патрулирование, задержание и пр.), обучающиеся же экспериментальной и контрольной групп № 2 относились к категории следователей, чья работа не предполагает значительных физических нагрузок.
Так же среди обучающихся в экспериментальной группе № 1 большее количество относилось к первой возрастной группе, чем в группе № 2 (85 % в первой группе испытуемых, 37 % во второй группе испытуемых), соответственно, у них была более высокая мотивация к улучшению, поскольку требования к количеству выполненных упражнений у них выше [2].
Выводы и заключение. Реализация разработанной методики физической подготовки сотрудников по методу круговой тренировки позволяет значительно повысить физическую подготовленность
Неделя обучения Количество кругов
2 4
Комплекс № 1 3 5
4 6
5 4
Комплекс № 2 6 5
7 6
8 4
Комплекс № 3 9 5
10 6
Таблица 5
Количество выполняемых кругов на занятиях в процессе обучения
Таблица 6
Результаты сравнительного анализа экспериментальных и контрольных группы №1, № 2
Показатели ЭГ № 1 N = 28 КГ № 1 N = 28 U p ЭГ № 2 N = 24 КГ № 2 N = 24 U p
M М M M
Упражнение на быстроту и ловкость (входной контроль) 43,07 45 329 p > 0,05 43,08 41,88 286 p > 0,05
Упражнение на быстроту и ловкость (итоговый контроль) 68,2 52,5 30,5 p < 0,01 57,96 47,83 57,5 p < 0,01
и-критерий Манна — Уитни (сравнение результатов одной и той же группы) 0 p < 0,01 190 p < 0,01 28,5 p < 0,01 133 p < 0,01
Упражнение на силу (входной контроль) 32,6 36 326 p > 0,05 34,83 37,88 232,5 p > 0,05
Упражнение на силу (итоговый контроль) 63,6 47,1 15 p < 0,01 53,88 45,58 124 p < 0,01
и-критерий Манна — Уитни (сравнение результатов одной и той же группы) 0 p < 0,01 64,5 p < 0,01 58 p < 0,01 144,5 p < 0,01
Таблица 7
Прирост показателей выполнения контрольных упражнений в экспериментальных и контрольных группах ( в %)
Показатели ЭГ № 1 КГ № 1 ЭГ № 2 КГ № 2
Упражнение на быстроту и ловкость 58,34 % 16,6 % 34,54 % 14,2 %
Упражнение на силу 95 % 30,8 % 54,69 % 20,32 %
слушателей, обучающихся по программе первоначальной профессиональной подготовки. Как отмечает А. Х. Афов, эффективность выполнения оперативно-служебных задач зависит от уровня профессиональной подготовленности, фундаментом которой выступает физическая подготовка [3]. Поэтому можно предположить, что совершенствование физической подготовки сотрудников полиции будет способствовать лучшей готовности к выполнению ими профессиональных задач.
Преимуществом круговой тренировки является то, что ее можно проводить абсолютно в любом месте: на улице, стадионе, с использованием уличного комплекса типа воркаут, в тренажерном зале, заменяя упражнения на аналогичные по воздействию на мышцы, но учитывая доступное снаряжение. Круговая тренировка довольно проста в использовании, способствует повышению моторной плотности занятия; упражнения, включаемых в комплексы круговой тренировки, достаточно разнообразны, чтобы избежать монотонности при проведении занятий.
Список литературы
1. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних
дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 01.07.2017 № 450 // Государственная система правовой информации. — URL: http://www.pravo. gov.ru.
2. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД России от 05.05.2018 г. № 275 // Государственная система правовой информации. — URL: http://www.pravo.gov.ru.
3. Афов, А. Х. Значимость физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей, обучающихся в вузах МВД России / А. Х. Афов // Образование. Наука. Научные кадры. — 2019. — № 1. — С. 123—125.
4. Воротник, А. Н. Повышение физической подготовленности курсантов вузов МВД России средствами и методами развития выносливости / А. Н. Воротник, П. Н. Войнов, А. В. Апальков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. — 2014. — № 1 (23). — С. 27—31.
5. Захарова, Л. В. Круговая тренировка как метод организации учебно-тренировочного процесса в школе/ Л. В. Захарова, О. В. Лыпыгина // Физическое воспитание студентов. — 2009. — № 3. — С. 47—48.
6. Махов, С. Ю. Методы круговой тренировки в процессе физической подготовки сотрудников ОВД / С. Ю. Махов, Д. В. Осипов // Наука — 2020. — 2018. — № 5 (21). — С. 20—30.
7. Мешев, И. Х. Совершенствование силовой подготовленности сотрудников органов внутренних дел на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России / И. Х. Мешев // Педагогический журнал. — 2018. — Т. 8, № 3А. — С. 89—95.
Поступила в редакцию 29 июля 2020 г.
8. Сокуренко, В. С. Использование метода круговой тренировки для совершенствования силовой выносливости сотрудников органов внутренних дел / В. С. Сокуренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2014. — Т. 20. — С. 3666—3670.
9. Зуб, И. В. Особенности формирования и подготовки университетской команды по морскому многоборью / И. В. Зуб // Актуальные проблемы педагогики и психологии. — 2020. — Т. 1, № 1. — С. 22—29.
Для цитирования: Хаченкова, К. Ю. Круговая тренировка как средство совершенствования профессионально важных качеств сотрудников полиции / К. Ю. Хаченкова, К. Д. Дятлова, Г. Л. Аракелян // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2021. — Т. 6, № 2. — С. 90—97.
Сведения об авторах
Хаченкова Ксения Юрьевна — преподаватель кафедры физической подготовки, Нижегородская Академия МВД России, Нижний Новгород, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5674-0716. E-mail: ksunchik. [email protected]
Дятлова Ксения Дмитриевна — доктор педагогических наук, профессор, профессор института аспирантуры и докторантуры, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9397-9304. E-mail: [email protected]
Аракелян Галина Лаврентовна — кандидат биологических наук, доцент кафедры физической подготовки,Уральский юридический институт МВД России, Екатеринбург, Россия. ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-6220-4215. E-mail: [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2021, vol. 6, no. 2, pp. 90—97.
Circuit training as a mean of improvement of pre-professional physical training of police officers
Khachenkova K.Yu.1, Dyatlova K.D.2, Arakelyan G.L.3
1 Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russia. [email protected]
2 National Research Nizhny Novgorod State University named of N.I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod, Russia. [email protected]
3 Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Yekaterinburg, Russia. [email protected]
The article covers the process of improving of physical qualities of police officers at Physical Education classes. The process is connected to usage of a special complex of physical exercises on a circuit training method, which was created by authors. Besides, the article covers proofs of efficiency of these exercises.
Relevance: Nowadays teaching stuff and employees of the Physical Education department of the Ministry of Internal Affairs' educational organizations are in search for means of educational process improvement. The problem is still actual, as the analysis, conducted by Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia showed a high percentage of unsatisfactory rating among students during an initial training.
The aim of the research is to justify the model of a circuit training, which will enhance the efficiency of an educational process at Physical education classes
Materials and methods of research: the research was conducted in Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Four groups (total number is 104 participants) participated in the pilot project: 52 participants
were in pilot groups, 52 participants were in control groups. A mathematical and statistical analysis was used to validate the results.
Results and discussion: it was statistically proved by authors, that results in pilot groups improved by a distinguishable amount (P < 0,01) in comparison with results of control groups.
Conclusion: the circuit training method has the advantage in comparison with a traditional complex of physical education methods. Implementation of the methodology makes it possible to increase the indicators of general physical education of police officers. Therefore, it will improve their readiness for professional activity.
Keywords: police officer, physical training, circuit training.
References
1. Prikaz MVD Rossii ot 01.07.2017 №450 «Ob utverzhdenii Nastavleniya po organizatsii fizicheskoy podgotovki v organakh vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii» [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 01.07.2017 no. 450 "On approval of the Manual on the organization of physical training in the internal affairs bodies of the Russian Federation"]. Ofitsialnyy internet-portalpravovoy informat-sii. Gosudarstvennaya sistema pravovoy informatsii [The official Internet portal of legal information. State system of legal information]. Available at: http://www.pravo.gov.ru (In Russ.).
2. Prikaz MVD Rossii ot 05.05.2018 №275 «Ob ut-verzhdenii Poryadka organizatsii podgotovki kadrov dlya zameshcheniya dolzhnostey v organakh vnutren-nikh del Rossiyskoy Federatsii»[Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 05.05.2018 no. 275 "On approval of the Procedure for organizing personnel training for filling positions in the internal affairs bodies of the Russian Federation"]. Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii. Gosudarstvennaya sistema pravovoy informatsii [The official Internet portal of legal information. State system of legal information]. Available at: http://www.pravo. gov.ru (In Russ.).
3. Afov A.Kh. Znachimost fizicheskoy podgotovki v professionalnoy deyate'nosti slushateley, obuchay-ushchikhsya v vuzakh MVD Rossii [The importance of physical training in the professional activity of students studying at the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry [Education. The science. Scientific personnel], 2019, no. 1, pp. 123—125. (In Russ.).
4. Vorotnik A.N., Voinov P.N., Apalkov A.V. Povy-sheniye fizicheskoy podgotovlennosti kursantov vu-zov MVD Rossii sredstvami i metodami razvitiya vynoslivosti [Improving the physical preparedness of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means and methods of endurance development]. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Belgorod Law
Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2014, no. 1 (23), pp. 27—31. (In Russ.).
5. Zakharova L.V., Lypygina O.V. Krugovaya tre-nirovka kak metod organizatsii uchebno-trenirovoch-nogo protsessav shkole [Circuit training as a method of organizing the educational and training process at school]. Fizicheskoye vospitaniye studentov [Physical education of students], 2009, no. 3, pp. 47—48. (In Russ.).
6. Makhov S.Yu., Makhov S.Yu., Osipov D.V. Metody krugovoy trenirovki v protsesse fizicheskoy podgotovki sotrudnikov OVD [Methods of circuit training in the process of physical training of police officers]. Nauka—2020. [Science—2020], 2018, no. 5 (21), pp. 20—30. (In Russ.).
7. Meshev I.Kh. Sovershenstvovaniye silovoy podgotovlennosti sotrudnikov organov vnutrennikh del na zanyatiyakh po fizicheskoy podgotovke v obrazovatel'nykh organizatsiyakh MVD Rossii [Improving the strength preparedness of employees of the internal affairs bodies at physical training classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Pedagogicheskiy zhurnal. [Pedagogical journal], 2018, Vol. 8, no. 3A, pp. 89— 95. (In Russ.).
8. Sokurenko V.S. Ispolzovaniye metoda krugo-voy trenirovki dlya sovershenstvovaniya silovoy vynoslivosti sotrudnikov organov vnutrennikh del [Using the circuit training method to improve the strength endurance of employees of internal affairs bodies]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept». [Scientific and methodological electronic journal «Concept»], 2014, Vol. 20, pp. 3666—3670. Available at: http://e-koncept.ru/2014/54997.htm. (In Russ.).
9. Zub I.V. Osobennosti formirovaniya i podgotov-ki universitetskoy komandyi po morskomu mnogobo-ryu [Features of the formation and training of the university team in the sea all-around]. Aktualnyie problemyi pedagogiki i psihologii [Actual problems of pedagogy and psychology], 2020, Vol. 1, no. 1, pp. 22—29.